Введение 3
Глава 1. Система маркетинговых коммуникаций 9
1.1. Роль коммуникаций в комплексе маркетинга 9
1.2. Формулирование целей 24
1.3. Определение рекламного бюджета 28
1.4. Перераспределение бюджета 30
1.5. Реализация комплекса коммуникаций 31
Глава 2. Анализ маркетинговых коммуникаций компании ООО «Атолл Групп» 33
2.1. Организационно - экономическая характеристика компании ООО «Атолл Групп» 33
2.2. Организация и планирование коммуникативной деятельности компании 39
2.3. Анализ использования предприятием средств маркетинговых коммуникаций 45
Глава 3. Предложения по совершенствованию коммуникационной политики компании 49
3.1. Предложения по организации деятельности 49
3.1.1. Программа рекламной компании ООО «Атолл Групп» 52
3.2. Предложения по совершенствованию комплекса маркетинговых коммуникаций 55
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложение 74
В современном мире маркетинг представляет собой целостную систему, которая включает в себя множество элементов. «К таким составляющим можно отнести: производство самого продукта, обладающее своими качества и свойства; его цена, которая будет конкурентоспособной на рынке; так же важно присутствие на рынке и его гарантия общедоступности для покупателя. На рынке в настоящее время ведется борьба за потребителя, каждая организация должна разрабатывать свою характерную политику. Организациям, для ведения продуктивного бизнеса необходимо поддерживать обратную связь, как с конечным потребителем, так и дистребьютером. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что составляющие такие как: товар (продукт), стоимость (цена продукта или услуги), продвижение товара в целом и его распределение на рынке, являются целостным комплексом маркетинга.» [6].
Из этого следует то, что «суждения о коммуникациях и продвижениях товара можно считать пересекающимися понятиями в сфере маркетинга. Порой эти понятия включаются и вытекают друг из друга, так к «примеру прямой маркетинг» включается в оба эти понятия.» [11]
«В настоящее время обратная связь между компаниями, клиентами и их непосредственными посредниками должна поддерживаться с помощью системы связи. Содержание сообщений, передаваемых между контактирующими не должны быть хаотичными. Таким образом, компании должны выстраивать свои политики управления и стратегии в различных сферах, в соответствии с целями и задачами, которые перед собой поставила компания.» [7]
«Маркетинговая коммуникация также представляет собой набор конкретных элементов, которые должны быть пропорционально объединены друг с другом и которые приводят к более эффективному конечному результату в форме достижения целей маркетинга.» [20]
Стимулирование реализации и спроса, должны привести к повышению производительности и прибыльности, именно такая комбинация маркетинговых коммуникаций и достигает этого. Таким образом, объединяя эти элементы можно получить целостную систему исследования и изучении рынка.
Актуальность темы выпускной магистерской диссертации обусловлена важностью внедрения в компании системы маркетинговых коммуникаций, данные мероприятия являются целостными и могут объединять в себе составляющие такие как: товар (продукт), стоимость (цена продукта или услуги), продвижение товара в целом и его распределение на рынке при такой составляющей она и приносит должный результат.
Данная тематика и проблематика выпускной работы была освящена рядом ученых, таких как: основоположник Ф.Котлер, Аренс, Бове и Полт. Российские ученые начали изучать и анализировать данный аспект в науке совсем недавно. Отличительной чертой является то, что все составляющие маркетинговой коммуникации в целом, так же являются отдельными науками, к там можно отнести: прямые (индивидуальные продажи), саму рекламу в целом, PR, а так же все виды и методы стимулирования продаж.
Концепциям и стратегиям коммуникаций отводиться отдельное место в планировании стратегий компаний. На рынке товаров и услуг процветают всевозможные виды продвижения, которые вследствие привели к росту самого рынка. Все чаще и чаще в магазинах проводятся акции, скидки на категории товаров, всевозможные дегустации и выставки. Такие методы позволяют показать товар «лицом» покупателю. Так же, сейчас увеличился рост рекламных компаний, маркетинговых агентств прилагающий свои услуги на рынке. Реклама по телевидению, радио, в интернете стала обыденностью для статистического обывателя. И с каждым годом это количество рекламы и ее видов только увеличивается, что и свидетельствует о ее актуальности в реальном мире.
В среднем с середины двухтысячных появились специалисты, умеющие вести коммуникационную политику компании. В современной России давно используются методы исследования рынка, наука не стоит на месте, и с помощью данных методов анализа можно проводить исследование в каждой сфере отдельно, принимая во внимание общий результат.
Актуальность темы. В современном мире компании, занимающиеся бизнесом, с каждым днем все больше и больше уделяют внимание маркетинговым коммуникациям и рекламным компаниям. Основной сложностью для компании являются постановка реальных целей и задач, основанных на исследовании среды организации, а также выбор средств и методов для получения конечного продуктивного результата. Коммуникационная политика внутри организации создает основу для ведения бизнеса компании. Исходя из этой выбранной темы, совершенствование коммуникационной политики в маркетинговой деятельности компании актуально в современных условиях.
Степень разработанности проблемы.
Информационная база выпускной квалификационной работы включает труды зарубежных специалистов, таких как: Котлер Ф., Линтон И., Кеннеди Д., Буари Ф., Беквит Г., Аги В., Кэмпбелл Д., Хьюстон Б., Виссема Х., Холл Р. Х., Гибсон Дж., Кинг У., Траут Дж. и другие.
В нашей стране этой проблематикой занимались такие специалисты, как: Александрова Е.Н., Степанова А.А., Манн И., Ива-Нюк А.К., Забелин П.В., Гительман Л.Д., Трутнев Д.Р., Усманов В.В. и др. Методическая и практическая информация, публикуемая в периодических изданиях и ресурсах в сети Интернет; а также статистические и финансовые документы, характеризующие деятельность ООО «Атолл Групп».
Целью магистерской выпускной квалификационной работы является проведение целостного комплексного исследования, по выявлению и формированию конкретных предложений для компании, по совершенствованию коммуникационной политики в маркетинговой деятельности предприятия ООО «Атолл Групп».
Объект исследования - внутренняя и внешняя среда предприятия «Атолл Групп».
Предмет исследования - коммуникационные связи ООО «Атолл Групп» с внешней средой.
Задачи выпускной квалификационной работы состоят в следующем:
1. Рассмотреть теоретическую базу маркетинговых коммуникаций как компонентой комплекса маркетинга;
2. Провести анализ деятельности ООО «Атолл Групп» в сфере маркетинговых коммуникаций;
3. На базе проведенного анализа создать предложения по совершенствованию рекламных коммуникаций в компании.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследовательской деятельность считаются научные работы российских и иностранных экспертов, открытые статистические сведения о работе компании и прогнозы развития данной отрасли.
При исследовании рассматриваемой в магистерской диссертации проблемы, использованы разнообразные способы исследования: аналитический, экономико-статистический, экспертный, опросный и другие.
Результаты исследования. Итогами проведенного анализа исследования являются методические и практические рекомендации в сфере коммуникационной политики организации ООО «Атолл Групп»:
1. В компании ООО «Атолл Групп» необходимо сформировать систему результатов и контроля, в противном случае цели политики коммуникации не будут достигнуты должным образом. Необходимо сформировать систему по стимулированию сбыта и формирования спроса, которая будет гарантировать оценку встречной реакции. Компания использует свои ресурсы не в полную силу. С помощью этого элемента в компании можно будет отслеживать реакцию аудитории и корректировать в зависимости от нее политику компании.
2. Анализ формирования и использования прибыли предприятия ООО «Атолл Групп» показал, что выручка от продажи товаров, продукции работ и услуг и себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг за анализируемый период снизились. Чистая прибыль предприятия при этом снизилась примерно в два раза, что является отрицательным результатом финансовой деятельности предприятия.
Исходя из второй главы диссертации, можно сделать несколько заключений: в организации «Атолл Групп» введены некоторые элементы рекламных компаний; однако концепцию рекламной компании никто не формирует; сама реклама, проводимая компанией, имеет правильное содержание и современный дизайн; преимущество отдается Сети Интернет.
3. В третьей части выпускной магистерской диссертации разработаны основные предложения по совершенствованию комплекса рекламных и маркетинговых стратегий: Формирование плана в системе маркетинговых коммуникаций; Планирование комплекса рекламной кампании; Планирование и расчет агентской сети численностью 11 человек; Совершенствование маркетинговой деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Продемонстрированные в диссертации теоретические заключения, а также разработанная автором методика и практические предложения ориентированы на то, чтобы в организации «Атолл Групп» были сформированы методические и практические подходы в сфере совершенствования политики маркетинга и рекламной компании организации. Методические и практические советы и рекомендации, которые были предложены по итогам исследования и анализа могут быть применены в работе специалистами ООО «Атолл Групп», так и в иные компании.
Структура работы. Рабочий процесс на прямую зависит от целей и поставленных задач, это и является структурой выпускной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проблематика изученности данного вопроса, поставлена определённая цель и в соответствии с ней определены задачи, объект, предмет и методы исследования, определена научная новизна выпускной работы и ее практическая значимость в жизни.
Первая глава «Система маркетинговых коммуникаций» посвящена теоретическому изучению роли коммуникаций в комплексе маркетинга, так же в ней формулируются цели коммуникативной политики, определяется бюджет рекламы, планируется подготовка, осуществляются мероприятия, которые способствуют положительному эффекту в данной коммуникационной политики компании.
Во второй главе «Анализ маркетинговых коммуникаций компании ООО «Атолл Групп» отражены финансово-экономические показатели компании, изучена финансовая структура предприятия. Проведен анализ политики маркетинга, введенного в организации, так же рассмотрены проекты по коммуникативной деятельности организации в целом.
Третья глава диссертационного исследования, которая называется «Предложения по совершенствованию коммуникационной политики компании» посвящена разработке методических и практических советов и рекомендаций по организации деятельности компании, производится планирование и введение организации рекламной компании, а также внесены предложения по совершенствованию комплекса маркетинговых коммуникаций.
В заключении представлены итоги собранных материалов исследования, подготовлены материалы теоретического и практического характера, а также обобщены общие выводы исследования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом исследование и разработке методических рекомендаций по совершенствованию коммуникационной политики в маркетинговой деятельности организации. Анализ и расширение теоретического аппарата коммуникативной политики в организации.
Маркетинговые коммуникации. Одним из компонентов комплекса специалистов по маркетингу является комплекс разнообразных мероприятий, призванных информировать потенциальных покупателей о преимуществах продукта и побуждать его приобрести продукцию, производимую компанией.
«Одной из составляющих коммуникаций маркетинга, можно назвать формирование согласованных структур. Главными постулатами в сфере исследования рынка можно назвать следующие: сбыт и продвижение товара, реклама, прямые продажи, оформление продукта (упакованность), связи с общественностью.» [16] Проекты маркетинга включают в себя все вышеперечисленные аспекты.
Стимулирование реализации и спроса, должны привести к повышению производительности и прибыльности, именно такая комбинация маркетинговых коммуникаций и достигает этого. Таким образом, объединяя эти элементы можно получить целостную систему исследования и изучения рынка.
Концепциям и стратегиям коммуникаций отводиться отдельное место в планировании стратегий компаний. На рынке товаров и услуг процветают всевозможные виды продвижения, которые вследствие, привели к росту самого рынка. Все чаще и чаще в магазинах проводятся акции, скидки на категории товаров, всевозможные дегустации и выставки. Такие методы позволяют показать товар «лицом» покупателю. Так же, сейчас увеличился рост рекламных компаний, маркетинговых агентств прилагающий свои услуги на рынке. Реклама по телевидению, радио, в интернете стала обыденностью для статистического обывателя. И с каждым годом это количество рекламы и ее видов только увеличивается, что и свидетельствует о ее актуальности в реальном мире.
Чтобы отследить эффективно проведенных мероприятий, сравниваться результаты до и после них. В то же время считается довольно сложной задачей отметить долю положительного влияния рекламы на продажи. Так как в компании рекламная компания была не разработана.
Стимулирование сбыта представляет собой набор краткосрочных стимулов для продвижения реализации продукта и услуг. Так же можно выделить то, что стимулирование может быть направлено на покупателя, для того чтобы тот приобретал большее количество продукции, и на продвижение самого бизнеса, чтобы повысить его привлекательность, сформировать положительный образ в целом.
Когда строится взаимоотношение между продавцом и покупателем, во время обмена информацией, происходит процесс личных персональных или индивидуальных продаж. Когда установлена обратная прямая связь клиент- потребитель, когда клиент доносит до продавца свои желания и нужды, а продавец способен выслушать, подобрать и удовлетворить мотив покупателя, именно тогда и происходит личная продажа. Данный метод можно охарактеризовать, как один из самых эффективных, так как при правильно связи учитываются и удовлетворяются все пожелания клиента. В последствие это может привести к долгосрочным отношениям. Продавец рассказывает о качествах и достоинствах товара, клиент, если у него имеется необходимость, приобретает его. Таким образом, продавец подталкивает его к продаже, стимулируя тем самым сбыт.
Связи являются основным составляющим маркетинговых коммуникаций, и по своей сути являются целостным элементом системы.
От верного и правильного использования всех составляющих, таких как реклама, связи с общественностью - PR, формирование и стимулирование сбыта - SP, прямой маркетинг, директ-маркетинг - DM, способствуют формированию и логическому видению бизнеса в маркетинговых коммуникациях. Лояльность потребителя, возможно, получить при соблюдении определенных правил и возможностей глобального маркетинга. Эти аспекты в совокупности являются грамотной работой с клиентом.
Во второй части магистерской диссертации был проведен анализ деятельности «Атолл Групп» в области маркетинговых коммуникаций.
Программа рекламных мероприятий отсутствует в компании Атолл Групп. Поэтому можно сделать несколько выводов об организации рекламной компании в ООО «Атолл Групп»:
• реклама происходит в компании;
• рекламное планирование не проводится;
• реклама с использованием контента и дизайна отвечает целям формирования спроса и стимулирования сбыта;
• оперативность, в первую очередь, реализация покупателя, является проблемой;
• Стоимость рекламы показывает, что выбор сделает в пользу сети интернет.
В компании нет настоящих профессионалов рекламы, поэтому планирование и стимулирование находится на низком уровне.
Так же, на основании полного анализа, можно сформировать общие выводы о компании выводы:
1. Компания «Атолл Групп» имеет определённые конкурентные преимущества на рынке, в компании применяется система стимулирования сбыта, но не способствует увеличению продаж. Продажи остаются на таком же уровне, либо немного подрастают только из-за того что качество продукции отвечает многим требованиям потребителя.
2. В компании нет планирования рекламных кампаний, маркетинговых мероприятий. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что реклама используется неэффективно.
3. Система связей с общественностью не применяется.
В третьей части магистерской диссертации предложены рекомендации по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций предприятия «Атолл Групп»:
1. Планирование комплекса маркетинговых коммуникаций;
2. Планирование полной рекламной кампании в организации, планирование ее бюджета;
3. Формирование сети агентов из 11 человек;
4. Совершенствование маркетинговой деятельности.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретических исследованиях и разработке методических рекомендаций по совершенствованию коммуникационной политики в маркетинговой деятельности организации, а также в анализе и разработке теоретического аппарата политики, общение в организации.
1. Аакер, Д. Как обойти конкурентов. Создаем сильный бренд/ Д. Аакер. • СПб.: Питер, 2012- С. 125.
2. Аги У. Самое главное в PR [перевод с английского] В. Елизарова, Н. Качанова; под ред. К. Ивановой. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 560 с.
3. Акулич, М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 352 с.
4. Александрова Е.Н., Ташу А.А. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 55 - 58.
5. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования/Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2017. 264 с.
6. Беквит, Г. Четыре ключа к маркетингу услуг / Г. Беквит; ред. Е. Малыгина, П. Суворова; [перевод с английского] А. Лисовского. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 224 с.
7. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Инструкция по применению. 3-е изд., пер. и доп. / И.С. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2012. - 383 с.
8. Буари, Ф. Паблик Рилейшнз или стратегия доверия. [перевод с французского] Москва: ИНФРА — М, 2001
9. Ветрова В.А., Сажнева С.В. Особенности стратегий ценообразования в маркетинге // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 11. • С. 200 - 202.
10. Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем//Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. -Тамбов: Юком, 2014. -С. 42-43.
11. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «Альфа- Пресс», 2018. С. 122
12. Жукова, Т.Н. Управление и организация маркетинговой деятельности / Т.Н. Жукова. М.: Инфра-М, 2015. 208 с.
13. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: учеб. пособие. М.: Изд-во МАИ, 2018. С. 34.
14. Иванюк, А.К. Адаптивная коммуникационная клиентоориентированная стратегия или алгоритм использования программ лояльности / А.К. Иванюк, И.В. Аракелова // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 73 - 86.
15. Кеннеди, Дэн. Секретное оружие маркетолога: найдите ваше уникальное преимущество, превратите его в мощное рекламное сообщение и донесите до правильных клиентов / Дэн Кеннеди; [пер. с англ. А.Яковенко]. - М.: ГИППО, 2012. - 203 с.
...