Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Корпоративная культура студентов ТПУ

Работа №12028

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы141стр.
Год сдачи2016
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 11
1 Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры
студенчества
14
1.1 Понятие корпоративной культуры ВУЗа 14
1.2 Международный и отечественный опыт изучения корпоративной
культуры студентов
18
1.3 Особенности корпоративной культуры студенчества 31
2 Методики изучения корпоративной культуры ВУЗа 37
2.1 Качественный подход к изучению корпоративной культуры ВУЗа 39
2.2 Количественный подход к изучению корпоративной культуры
ВУЗа
49
3 Исследование корпоративной культуры студентов Томского
политехнического университета
55
3.1 Адаптация анкеты для студентов 55
3.2 Процедура проведения исследования 57
3.3 Анализ полученных результатов 59
3.3.1 Анализ графиков по университету в целом 62
3.3.2 Анализ графиков по отдельным составляющим организационной культуры
64
3.3.3 Сравнение организационных профилей студентов и
преподавателей
67
3.3.4 Выводы по результатам исследования 70
3.3.5 Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры студентов ТПУ
72
Социальная ответственность
76
Заключение
88Список использованных источников
91
Приложение А Research of TPU Students’ Corporate Culture 99
Приложение Б Анкета для исследования корпоративной культуры ТПУ
среди сотрудников
109
Приложение В Анкета для исследования корпоративной культуры ТПУ
среди студентов
112
Приложение Г Организационные профили студентов по университету в
целом
114
Приложение Д Организационные профили студентов по институтам и
курсам
117
Приложение Е Организационные профили студентов по отдельным
параметрам корпоративной культуры

Объектом исследования является – Томский политехнический
университет, предметом – корпоративная культура студентов ТПУ.
Цель работы: исследование корпоративной культуры студентов ТПУ с
целью дальнейшего совершенствования качества подготовки выпускников.
В работе рассмотрены международный и отечественный опыт изучения
корпоративной культуры, особенности культуры его студенческого
сообщества, методические основы изучения корпоративной культуры
студенчества. Изучен и адаптирован к студенческой среде метод исследования
корпоративной культуры OCAI К. Камерона и Р. Куинна. С помощью данного
метода проведено исследование корпоративной культуры студентов ТПУ,
результаты работы сопоставлены с исследования корпоративной культуры
преподавателей и руководства ТПУ за 2001, 2006 и 2015 годы.
По итогам проведенного исследования обозначены рекомендации по
совершенствованию корпоративной культуры студентов ТПУ с целью
повышения качества подготовки выпускников, повышению эффективности
работы ВУЗа и улучшению его репутации.
Степень внедрения: результаты работы могут быть использованы для
исследования корпоративной культуры студентов высших учебных заведений.
Практическая значимость исследования состоит в улучшении
понимания ценностных ориентаций студентов ТПУ, что дает возможность для
совершенствования учебной и воспитательной работы в ВУЗе.

Введение
В условиях современной рыночной экономики большинство социальных
и профессиональных сообществ выстраивает свою работу на основе
корпоративных отношений, соответственно, и система образования должна
воспитывать у будущих специалистов-профессионалов готовность к
деятельности, направленной на достижение корпоративных целей и интересов
[1].
Большая доля выпускников ВУЗов при адаптации в трудовом коллективе
испытывает трудности: в коммуникации с коллегами, в понимании корпоративных
ценностей, норм и правил, которые существуют в организации. Наблюдается
неготовность к командной работе, построению партнерских
взаимоотношений, ответственности за результаты своей деятельности и
деятельности всего коллектива. Эти факторы негативно влияют на
построение корпоративной культуры организаций.
Рассматривая университет как крупную организацию с иерархической
структурой взаимоотношений, с конкретным четко определенным внутренним
регламентом, можно констатировать факт наличия у него особой, свойственной
только университету корпоративной культуры, которая связывает всех его
работников и обучающихся в единой целое, единую систему [2].
Корпоративная культура в случае как предприятия, так и университета
направлена на повышение эффективности деятельности своей организации,
кроме того – и это основная роль корпоративной культуры в высшем учебном
заведении – принимает участие в формировании человеческого капитала
студентов – будущих профессионалов, специалистов [2].
Безусловно, трансляторами корпоративной культуры ВУЗа, его
традиций, ценностей в общество и «реализаторами» миссии являются студенты,
формирующие имидж образовательного учреждения не только в период
обучения в нем, но и спустя длительное время по его окончании.
В работе выдвинута гипотеза: у студентов ТПУ имеется собственная12
корпоративная культура, которая в той или иной степени связана с
корпоративной культурой преподавателей и руководства.
Роль корпоративной культуры в системе управления ВУЗом изучалась
А.Б. Бритовой, И.Л. Васюковой, А.Н. Волковым, В.В. Волковой, Л.Н.
Захаровой, Н.П. Макаркиной, О.Б. Томилиной, К.М. Ушаковой, О.В. Шефера,
А.М. Данилиной, А.К. Максимовой. Анализ корпоративной культуры
отечественной практике изложен в научных трудах: В.А. Пушных, Е.С.
Чижиковой, О.В. Андомина, Т.А. Антопольской, О.Б. Бетиной, И.В. Васениной,
О.И. Горбатько, О.В. Горшковой, Л.Н. Захаровой, Г.И. Мальцевой, О.Б.
Томилина, А.С. Франца, В.А. Черняевой, Н.Л. Яблонскене и другие [3]. Однако
ни отечественными, ни зарубежными учеными не представлено
количественного исследования корпоративной культуры студентов.
Корпоративная культура обеспечивает готовность членов организации к
деятельности, является мощным рычагом управления, причем без
административного нажима, инструментом повышения имиджа ВУЗа,
способствует формированию социокультурного пространства города, региона и
страны в целом, воспитанию ответственности за результаты интеллектуального
и нравственного, духовного состояния студентов и выпускников. Тем не менее,
можно подметить, что недостаточно исследована проблема формирования и
управления корпоративной культурой студентов университета и определения ее
роли в повышении качества профессиональной подготовки выпускников. Эта
тематика актуальна в связи с заинтересованностью ВУЗа оперативно
адаптироваться к новым условиям отечественной и зарубежной научных сред.
Перечисленные факторы определили проблему исследования: какие
организационно-педагогические условия необходимо создать в ВУЗе для
развития корпоративной культуры студенческого сообщества?
Объектом исследования является Томский политехнический университет,
предметом – корпоративная культура студентов ТПУ.1

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа над формированием и развитием корпоративной культуры
университета носит долговременный и сложный характер, тем более
корпоративной культуры студентов, как временного контингента в
университете. Но наличие сильной корпоративной культуры в ВУЗе – важный
компонент эффективного менеджмента.
Она влияет на работоспособность сотрудников и студентов, определяет их
отношение к работе и учебе, к коллегам, руководству, качество принимаемых
решений, коммуникаций с внутренней и внешней средой и другие аспекты,
напрямую влияющие на успех организации.
Значение корпоративной культуры в ВУЗе высоко: она позволяет
руководству, работникам и обучающимся идентифицировать себя с
образовательным учреждением, новым членам организации успешно
адаптироваться к системе норм и ценностей университета, создает стандарты
поведения людей и ответственность за их соблюдение. Таким образом,
корпоративная культура ВУЗа позволяет безболезненно, без
административного нажима подбирать наиболее эффективные для достижения
цели внутрикорпоративные межличностные отношения, соответствующие
модели поведения ее членов, способствует повышению репутации ВУЗа,
предоставляет возможность каждому сотруднику и студенту самостоятельно
определять способы достижения им наибольшего успеха в повышении качества
и репутации как своей деятельности, так и ВУЗа в целом [3].
В ходе данного исследования были изучены понятие корпоративной
культуры ВУЗа и особенности культуры его студенческого сообщества,
международный и отечественный опыт изучения корпоративной культуры
студентов.
На основе изученной литературы рассмотрены два типа подходов к
изучению корпоративной культуры студенчества: качественный и
количественный.89
В ходе реализации задач был изучен и адаптирован к студенческой среде
метод исследования корпоративной культуры OCAI К. Камерона и Р. Куинна. С
помощью данного метода проведено исследование корпоративной культуры
студентов ТПУ, результаты работы сопоставлены с исследования
корпоративной культуры преподавателей и руководства ТПУ за 2001, 2006 и
2015 годы.
Исследование показало, что корпоративная культура студентов ТПУ
конгруэнтная, с небольшим акцентом на иерархию, сильная. Студенты
отмечают стремление к еще большей равномерности культуры, не проявляют
желания к каким-либо значительным изменениям. Отдельных субкультур не
выявлено. Отмечено, что корпоративная культура студентов повторяет
корпоративную культуру преподавателей, т.е. порождается ею.
В работе обозначены рекомендации по совершенствованию корпоративной
культуры студентов ТПУ с целью повышения качества подготовки
выпускников, повышению эффективности работы ВУЗа и улучшению его
репутации.
Корпоративная культура выступает мощным стратегическим
инструментом, позволяющим ориентировать структурные подразделения, весь
кадровый состав ВУЗа и студентов на общие цели и ценностные установки,
мобилизуя инициативу коллектива, обеспечивая преданность своей alma-mater,
облегчая общение и достигая взаимопонимания.
В использовании корпоративной культуры в ходе образовательного
процесса в ВУЗе заключены значительные резервы для повышения качества
профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста.
Именно приобщение студентов к корпоративной культуре направляет
студентов на постоянное и непрерывное профессиональное совершенствование
с учетом освоенных принципов, ценностей, стандартов своего университета [4].
Практическая значимость исследования состоит в улучшении понимания
ценностных ориентаций студентов ТПУ, что дает возможность для
совершенствования учебной и воспитательной работы в ВУЗе.


Леньков Р.В., Боровлёва Е.И. Корпоративная культура как фактор
эффективности ВУЗа // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 5 (18). С. 4.
2. Щербакова М.В. Овладение корпоративной культурой в процессе
адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе // Вестник Воронежского
государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012.
№ 1. С. 164.
3. Чижикова Е.С. Формирование корпоративной культуры
студенческого сообщества ВУЗа: автореф. дис. … к-та пед. наук / Тобольская
гос. соц.-пед. академия им. Д.И. Менделеева / М., 2010. 23 с.
4. Онищенко О.В. Феномен корпоративной культуры ВУЗа в системе
развития познавательной активности студентов // Вестник Вятского
государственного гуманитарного университета. 2011. № 3-1. С. 137.
5. Мальцева Г.И. Университетская корпоративная культура //
Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 95–103.
6. Управление высшим учебным заведением / Под ред. С.Д. Резника,
В.М. Филиппова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 245 c.
7. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к
практике // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 65–71.
8. Анатомия американского университета./Г.Д. Дмитриев -М: НИИ
школьных технологий. 2010, – 224с.
9. Богданова И.Н. Репрезентативность ВУЗовской корпоративной
культуры как фактор формирования стиля жизни студентов // Исторические,
философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 33–37.
10. Тощенко Ж. Т., Могутнова Н. Н. Новый взгляд на понятие
«корпоративная культура» // Социологические исследования. 2006. № 11. С.
18–23.92
11. Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки
студенческих корпораций Европы и Северной Америки: монография. – Москва:
Проспект, 2015. – 128 с.
12. Студенческие братства: откуда, зачем, почему [Электронный
ресурс] / SLOG. URL : http://slog.kpi.ua/c%D1%82%D1 %83%D0%B4%
D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0
%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%
BE%D1%82%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D1
%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BF%D0%BE/ (дата обращения: 16.04.2016 г.)
13. Студенческое самоуправление в вузах Германии: традиции, опыт,
модели : монография / И.Б. Акиншина, И.Ф. Исаев. – Белгород : ИД «Белгород»
НИУ «БелГУ», 2014. – 176 с.
14. Контрольная работа: Высшее образование и Болонский процесс
[Электронный ресурс] / ДОМАШКЕ. НЕТ! URL :
https://domashke.com/referati/referaty-po-pedagogike/kontrolnaya-rabota-vyssheeobrazovanie-i-bolonskij-process (дата обращения: 18.05.2016 г.)
15. Студенческие братства и сестринства США [Электронный ресурс] /
KURSOVIK. URL : http://kursoviks.com.ua/studencheskie-razvlecheniya/article
_post/studencheskie-bratstva-i-sestrinstva-ssha (дата обращения: 19.05.2016 г.)
16. Маркова, В. Сравнительный анализ образовательной системы
России и Германии / В. Маркова // Международная экономика. – 2006. – № 7. –
С. 72–76.
17. Тимерманис, И.Е. Студенческое самоуправление как объект
исследования и ресурс общественного развития / И.Е. Тимерманис. – СПб.:
Издательство «Диалог», 2006. – 215с.
18. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Консультант
Плюс: справочная правовая система. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=194773&fld=193
34&dst=1000000001,0&rnd=0.7623055162385908 (дата обращения: 01.05.2016
г.).
19. Спивак В. А. Корпоративная культура /В. А. Спивак. – СПб.: Питер,
2001. – 352 c.
20. Мухортова Т.А. Корпоративная культура как фактор
профессиональной подготовки студентов вуза // Корпоративная культура
образовательных учреждений: материалы 4-й Всероссийской научнопрактической конференции, Екатеринбург, 9 – 10 февраля 2012г. / ФГАОУ
ВПО «Рос. гос.проф.-пед. ун.-т». Екатеринбург, 2012. С. 73–77.
21. Андомин О.В., Косинова С.Н. Корпоративная культура
студенчества как один из инструментов процесса воспитания личности //
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия:
Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 4–12.
22. Копытов В.С., Пучков В.М. Корпоративная культура как
важнейший маркетинговый актив ВУЗа // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э.
Баумана. Электрон. журн. 2015. №12. C. 20–26.
23. Иванова В.М. Социально-психологические механизмы
формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения
// Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 22. № 4-1 (22). С. 47.
24. Загоруля Т.Б. Корпоративная культура ВУЗа: проблемы
взаимодействия субъектов образовательного процесса – студентов и
преподавателей Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С.
400–408.
25. Якименко П.Ю. Особенности формирования корпоративной
культуры ВУЗа (на примере Уральского Института филиала РАНХиГС) // ЭГО:
электронный журнал. 2012. №3(10).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ