Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №120260

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
861
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр 9
1.1 Общая характеристика детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью 9
1.2 Характеристика дидактических игр, как средства развития
представлений о форме и цвете у детей 3 -4 лет с интеллектуальной недостаточностью 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о форме и цвете у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр 27
2.1 Исследование особенностей развития представлений о форме и
цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью 27
2.2 Методика развития представлений о форме и цвете у детей 3 - 4
лет интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр 33
2.3 Динамика развития представлений о форме и цвете у детей 3 -4 лет с интеллектуальной недостаточностью 44
Заключение 53
Список использованной литературы 59


Актуальность исследования.
Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного развития. Сенсорное развитие - это развитие восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете и положении в пространстве.
Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые составляющие сенсорного развития ребенка. Именно в этом возрасте активно развивается деятельность органов чувств, происходит накопление представлений об окружающем мире.
А.А. Катаева и Е.А. Стребелева отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. В ходе изучения детей раннего возраста специалисты-дефектологи установили, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время имеются специфические закономерности развития психики, которые связаны с органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций. Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют грубые нарушения познавательной деятельности . Их восприятие неполное, хаотичное, фрагментарное, выделяя часть, они не замечают, самого объекта, испытывают затруднения при выделении объекта из фона.
Развитие представлений о форме и цвете у детей с интеллектуальной недостаточностью преодолеваются лишь в ходе целенаправленного обучения. При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью словесные методы малоэффективны, так как дети имеют грубые нарушения речи, у многих к школьному возрасту наблюдаются затруднение в речевом развитии. Поэтому речь педагога, на начальных этапах обучения не является для детей средством познания окружающего мира. При объяснении взрослым задания ребенок испытывает затруднения в его понимании. Кроме нарушений в восприятии речи, дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются слабым желанием действовать с предметами и игрушками, им постоянно требуется помощь со стороны взрослого, который должен организовать ребенку совместную деятельность, обеспечив положительную эмоциональную атмосферу к предлагаемой деятельности. Этому и способствует дидактическая игра.
В ходе дидактической игры создаются специальные условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальной недостаточностью, у которых опыт действий с предметами очень беден.
Таким образом, в практической деятельности педагога-дефектолога возникает противоречие между необходимостью развития у детей с интеллектуальной недостаточностью представлений о форме и величине и неэффективным использованием возможностей дидактической игры при формировании сенсорных эталонов у детей данной категории.
Следовательно, выбранная тема исследования является актуальной для дальнейшей практической деятельности педагогов-дефектологов, так как постоянно стимулирует их к поиску эффективных педагогических условий использования дидактических игр в работе с детьми 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью, направленных на формирование представлений о форме и цвете и других сенсорных эталонов.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была определена и сформулирована проблема исследования: каковы эффективные условия использования дидактических игр для развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью?
Объект исследования: развитие представление о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать комплекс дидактических игр для развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза: развить представления о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр возможно если:
- разработан критериальный аппарат, способствующий обьективной оценки развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью;
- комплекс дидактических игр разработан и апробирован в соответствии с логикой развития представлений у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью;
- организовано взаимодействие с родителями.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью.
3. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития представлений о форме и цвете.
4. Выявить уровень развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью.
5. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр по
развитию представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация психолого-педагогической литературы по теме исследования; практические: тестирование, анализ продуктов деятельности детей.
Теоретическую базу исследования составили работы Ш.А. Абдуллаева, Ю.В. Андрюхович, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Войлоковой, В.В. Воронковой, Л.С. Выготского, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, С.Д. Забрамной, А.А. Катаевой, A.M. Левикова, А.Н. Леонтьева, К.Б. Лурье, Г.А. Мишиной, С.Л. Новоселова, Н.П. Нечаева, Э.Г. Пилюгиной, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Стребелевой, В.А. Сухомлинского, А.П. Усова, Н.М. Щелованов, Д.Б. Эльконина.
База исследования: ГБОУ СОШ №17, СП «Детский сад №66»
Теоретическая значимость исследования заключается в изложении педагогических условий по развитию представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью, что позволит оптимизировать деятельность в структуре образовательного процесса в МДОУ в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
Практическая значимость: результаты экспериментальной работы: программа диагностики сенсорных представлений детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью и комплекс дидактических игр, направленных на развитие представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью, могут быть применены в МДОУ в условиях инклюзивного обучения. Накопленный материал в ходе исследования может быть использован в учебном процессе педагогами- дефектологами, олигофрено-педагогами в дошкольных организаций.
Этапы исследования:
I этап - подготовительный: осуществление подбора литературы, формулировка параметров исследования: целей, задач, определение объекта, предмета и гипотезы исследование.
II этап - основной: проведение систематизации информации в ходе ее теоретического анализа, написание теоретической главы курсовой работы, организация и проведение эмпирической части исследования (констатирующего, формирующего и контрольно-итогового этапа).
III этап - заключительный: анализ полученных в эмпирической части данных, литературное оформление выпускной работы.
Структура бакалаврской работы. Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы (54 источника), 5 приложениями. Текст выпускной итоговой работы иллюстрирован 5 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Содержание работы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью направлено на создание системы комплексной помощи при освоении образовательной программы дошкольного образования для УО, коррекцию в психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию. Одной из проблем в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью является грубое нарушение познавательной сферы и как следствие трудности усвоения сенсорных эталонов: цвета, формы и величины.
Поэтому проведенное исследование посвящено проблеме использования дидактических игр для развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью. В соответствии с поставленными целями и задачами исследования были охарактеризованы теоретические и практические аспекты развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью.
В первой главе проанализированы работы ряда ученых, как теоретиков, так и практиков по использованию дидактических игр, направленных на развитие представлений о форме и цвете у детей 3 -4 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Представления о форме и цвете является составной частью сенсорно-перцептивной сферы ребенка. Данная сфера ребенка с интеллектуальной недостаточностью отличается качественным своеобразием ее структурных компонентов. Исследователи отмечают низкую потребность в познавательной деятельности, низкую активность ориентировочных действий у детей данной категории. Большинство детей при сохранных анализаторах, не умеют ими пользоваться. У них вместо ориентировочной деятельности, возникает оборонительная реакция диффузного характера. Повторный раздражитель воспринимается как новый. У детей с интеллектуальной недостаточностью сенсорное развитие совершается по основным общим закономерностям: от восприятия к представлению и далее к наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению и элементам понятийного мышления.
Таким образом, восприятие цвета и формы предметов у детей с интеллектуальной недостаточностью отличается грубыми нарушениями. Недоразвитие познавательной и сенсорно-перцептивной сферы у таких детей проявляется в отставании от нормы, что характеризуется качественным своеобразием. Однако дети с интеллектуальной недостаточностью способны к развитию, несмотря на то, что оно осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. В ходе целенаправленного обучения у детей происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности.
Одним из основных методов работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, является дидактическая игра, в которой создаются специальные условия, для самостоятельной деятельности ребенка, пробуждается живой интерес к процессу познания. Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно - дети овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Таким образом, игровой процесс обучения ребенка 3-4 лет представлениям о форме и цвете становится эмоциональным, действенным и позволяет ребенку получить собственный чувственный опыт.
Вторая глава носит практический характер, где отражена система работа по развитию представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью с использование дидактических игр. Базой исследования стали пять детей в возрасте 3 - 4 лет с интеллектуальной недостаточностью, обучающиеся в ГБОУ СОШ №17, СП «Детский сад№66». В данной главе представлены результаты исследования уровня развития представлений о форме и цвете у детей 3 - 4 лет с интеллектуальной недостаточностью. Основными методами исследования стали практические задания по методике Николаевой Т.В., по программе Монтессори-педагогика.
Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы.
Во-первых, 40 % детей имеют средний уровень развития представлений и форме и цвете, что на 20% выше, чем на констатирующем этапе. При выполнении заданий с геометрическими фигурами дети действовали на уровне примеривания, то есть они не просто перебирали все отверстия в поиске нужного, а подносили к сходной, то есть при приближении видели отличия, что позволило им перенести фигуру к нужному отверстию. Однако дети еще допускали ошибки при группировке предметов по цвету при выборе из 4 основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый), путают названия цветов (красный и синий; желтый-зеленый).
Во-вторых, 60% детей имеют низкий уровень развития представлений о форме и цвете, что на 20% ниже, чем на констатирующем этапе. Причем следует отметить, что 20% детей не справились со всеми заданиями, 40 % детей - выполнили часть заданий, выполнив операции соотнесения формы, складывание пирамидки по цвету. При соотнесении фигуры и отверстия использовали метод проб, то есть, вкладывая геометрическую форму в прорезь доски, перебирая все отверстия в поиске того, которое соответствует выбранной фигуре. При этом следует отметить, что дети в ходе деятельности были целеустремленными и настойчивыми, довели дело до конца. Однако эти дети еще путают основные цвета, затрудняются воспринимать на слух инструкцию, по которой необходимо соотнести цвет с предметом.
Добиться полученных результатов нам позволила индивидуальная работа с детьми 3-4 лет c интеллектуальной недостаточностью по развитию представлений о форме и цвете основанная на индивидуально -развивающей программе, которая составлялась для каждого ребенка исходя из особенностей его развития. Программа содержала дидактические игры на развитие восприятия формы и цвета. Для развития восприятия формы предметов были проведены следующие дидактические игры: «Кубики», «Цилиндр», «Коробочка», «Кубик спрятался», «Какой большой», «Окна», а для развития представлений о цвете такие игры как «Где же наши ручки?», «Колпачки», «Шар», «Грибочки», «Кукла», «Машинка», «Корзиночка», «Палочки», «Ленточка», «Вот такие мы разные».
Для повышения эффективности работы с детьми 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью проводилась работа с родителями и воспитателями. Для родителей были оформлены методические рекомендации по развитию представлений о форме и цвете у детей 3 - 4 лет посредством дидактической игры, где содержались правила взаимодействия с ребенком в игре, представлен ряд дидактических игр, которые родители могли провести с ребенком в домашних условиях.
Для воспитателей были разработаны памятки: «Основные условия проведения дидактических игр», «Требования, предъявляемые к игре», «Структура дидактической игры», предложена тематика дидактических игр на развитие формы и цвета для использования в ходе режимных моментов.
Таким образом, проведенная работа по развития представлений о форме и цвете у детей 3 - 4 лет с интеллектуальной недостаточностью носила систематический и комплексный характер, что позволило сформировать устойчивые представлений о данных сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста, которые они использовали в повседневной жизни в ходе игровой и познавательной деятельности.
Следовательно, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель - теоретически обосновать и апробировать комплекс дидактических игр для развития представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью, и выдвинутая гипотеза: развить представления о форме и цвете у детей 3 - 4 лет с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр возможно если: разработан критериальный аппарат, способствующий обьективной оценки развития представлений о форме и цвете у детей 3 - 4 лет с интеллектуальной недостаточностью; комплекс дидактических игр разработан и апробирован в соответствии с логикой развития представлений у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью; организовано взаимодействие с родителями - доказана, поставленные цели и задачи решены.
Таким образом, при проведении дидактических игр, направленных развитие представлений о форме и цвете у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать следующие условия.
Во-первых, при обучении восприятию формы, цвета детей с интеллектуальной недостаточностью следует практическим действиям с предметами, для того чтобы ребенок понял, что от его умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому начинать работу необходимо с игр, которые основаны на практических действиях и требуют опоры на форму предметов. Так как ребенок еще не может выделить форму зрительно, не знает, как ее назвать, основным методом будет - метод проб. Педагогу в этом случае нужно научить ребенка действовать с помощью проб.
Во-вторых, на следующих этапах обучения необходимо использовать дидактические игры, основанные не только на практической ориентировке, а на умении зрительно сопоставить предмет и признак. В конце игры можно практически проверить результат с помощью наложения и примеривания.
В-третьих, использовать дидактические игры, где уже формируются представления о форме и цвете на основе запоминания уже усвоенного материала, закрепление его в речи.



1. Бгажнокова, И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 2016. - №1. - С.12-18.
2. Ватажина, Л.А. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет [Текст] / Под ред. М.И. Кузьмицкой. - М.: Просвещение, 2011. - 357с.
3. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Академия, 2015. - 499 с.
4. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрюхович, Л.Ю. Ковалева. - СПб.: Питер, 2015. - 244с.
5. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. В.А. Пермякова. - М.: Дрофа, 2014. - 207 с.
6. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика [Текст] / В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. - М.: Дрофа, 2011. - 367 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2013. - 491с.
8. Гаврилушкина, О.П. Обучение и воспитание умственно отсталых дошкольников [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Академия, 2015. - 254с.
9. Головина, Т.Н. Нарушение цветоразличения у умственно отсталых дошкольников [Текст] / Т.Н. Головина // Специальная школа. - №14. - С. 33-40.
10. Граборов, А.И. Олигофренопедагогика [Текст] / А.И. Граборов. - М.: Просвещение, 2011. - 211с.
11. Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / С.И. Давыдова. - М.: Академия, 2015. - 174с.
12. Дементьева, Н.Ф. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью [Текст] / Н.Ф. Дементьева // Дефектология. - 2014. - №6. - С.67-70.
13. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2013. - 248с.
14. Еремина, А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности [Текст] / А.А. Еремина. - СПб.: Питер, 2014. - 281с.
15.Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века [Текст]/ Х.С. Замский. - М.: Академия, 2015. - 188с.
16. Как учить и развивать умственно отсталых детей: Курс лекций [Текст] / сост. К. Грюневальд. - СПб.: Питер, 2014. - 261с.
17. Катаева, А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Катаева. - М.: Владос, 2012. - 155 с.
18. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Владос, 2013. - 219 с.
19. Лапошина, Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения [Текст] / Э.В. Лапошина // Дефектология. - 2016. - № 16. - С.22-29.
20. Максимова, З.Н. Дидактические игры по ознакомлению детей 3-5 лет с цветом [Текст] / З.Н. Максимова. - СПб.: Питер, 2013. - 277с.
21. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: Академия, 2015. - 351с.
22. Маляревская, Е.Х. Отсталые дети [Текст] / Е.Х. Маляревская. - М.: Академия, 2012. - 226с.
23. Мастюкова, Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст] / Е.Н. Мастюкова. - М.: Академия, 2012. - 243с.
24. Организация, содержание и методы индивидуальной коррекционно - воспитательной работы с умственно отсталыми дошкольниками [Текст] / Е.Х. Маляревская. - М.: Академия, 2015. - 188с.
25. Панасюк, А.Ю. Структурно-уровневый анализ интеллектуального
развития умственно отсталых и здоровых детей [Текст] / А.Ю. Панасюк. - СПб: Питер, 2016. - 316с.
26. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-
олигофренов [Текст] / В.Г. Петрова. - М.: Владос, 2015. - 299с.
27. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж. Пиаже. - М.:
Просвещение, 2013. - 550 с.
28. Радышева, И.Г. Формирование представлений о величине у детей с глубоким нарушением интеллекта [Текст] / И.Г. Радышева. - М.: Владос, 2013. - 266с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ