Введение 3
Глава 1. Правовые основы суррогатного материнства 14
1.1. Понятие и особенности суррогатного материнства 14
1.2. Правовой статус суррогатной матери 21
Глава 2. Правовая характеристика договора суррогатного материнства....26
2.1. Правовая природа договора суррогатного материнства 26
2.2. Особенности предмета и субъектного состава договора суррогатного
материнства 32
2.3. Существенные условия договора суррогатного материнства 38
Глава 3. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства 44
3.1. Особенности врачебной тайны в правоотношениях суррогатного
материнства 44
3.2. Проблемы установления происхождения ребенка при суррогатном
материнстве 51
3.3. Особенности рассмотрения споров в правоотношениях суррогатного
материнства 58
Заключение 65
Список используемой литературы
В настоящее время во многих развитых странах одной из глобальных проблем стала проблема репродуктивного здоровья граждан. Российская Федерация, в которой уже прослеживаются предпосылки демографического кризиса, не является исключением. Демографическая ситуация в Российской Федерации с каждым годом ухудшается. Одной из основных причин является сокращение уровня рождаемости, который обусловлен ухудшением репродуктивного потенциала супружеских пар. По данным отдела Народонаселения Организации Объединенных Наций к 2030 году количество человек, проживающих в нашей стране, сократится до 136,4 миллионов человек, одной из причин, прежде всего, является увеличение уровня бесплодных пар. Президентом Российской Федерации на заседании Совета Безопасности было указано, что в настоящее время одним из приоритетных направлений внутренней политики должно являться решение демографической проблемы путем повышения уровня рождаемости детей в Российской Федерации.
Исходя из статистических исследований на 2016 год уровень бесплодности в Российской Федерации равен 15%, исследуя данные 2017 года этот показатель вырос на 2%. На 2018 год уровень бесплодия в России равен 18%. По данным Федеральной службы государственной статистики 2017 год признан годом с самым низким уровнем рождаемости за последние 6 лет и по сравнению с 2016 годом разница в количестве рожденных детей составляет практически 200 000 человек. Такие показатели по критериям Всемирной организации здравоохранения являются угрозой национальной безопасности страны. Примерно 40% в случаях диагностирования бесплодия причиной является мужской фактор. Всемирная Организация Здравоохранения выделяет 22 фактора риска, связанных с бесплодием у мужчин. Одной из основных причин мужского бесплодия является инфекционные заболевания органов полового тракта. Что же касается женщин, то в 50% бесплодной является женщина, и только в 10% случаях бесплодными являются оба партнера. Если же прибегнуть к данным мирового масштаба, то около 70 миллионов супружеских пар не могут иметь детей.
В Российской Федерации уровень лиц, которые являются бесплодными, с каждым годом увеличивается на 250000 человек. Если рассматривать бесплодие на мировом уровне, то с уверенностью можно сказать, что данная проблема является глобальной и масштабной. Помимо всего прочего, данная проблема носит не только медицинский фактор, но также является проблемой психологического и социального характера отдельной личности, которая оставляет негативный отпечаток на семейных взаимоотношениях. Всемирная организация здравоохранения ежегодно проводит как статистические исследование в области бесплодия, так и прикладывает огромные усилия над решением данной проблемы, разрабатывает определенные мероприятия в данной сфере, изучает и предлагает различные научные методы преодоления бесплодия. Организация Объединенных Наций также не остается в стороне в решении данной проблемы, их глобальная стратегия Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по здоровью женщин и детей заключается в том, что они разрабатывают программы и методы преодоления бесплодия, а также делают их доступными для лиц, нуждающихся в данной услуге и контролируют первые несколько этапов протекания беременности.
Исходя из положений пункта 20 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» от 30 августа 2012 года №107н бесплодной признается пара, в которой бесплодие не поддается лечению, в том числе, с использованием методов эндоскопической и гормональной коррекции нарушений репродуктивной функции мужчины или женщины в течение 9-12 месяцев с момента установления диагноза либо пара, у которой присутствуют заболевания, при которых наступление беременности не возможно без использования вспомогательных репродуктивных технологий. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы преодоления бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма женщины.
Важно отметить тот факт, что суррогатное материнство является одним из методов преодоления бесплодия, а не явной альтернативой способа рождения детей. В данном случае законодатель верно указывает на то, что воспользоваться услугами суррогатной матери имеет право женщина, у которой существуют проблемы с репродуктивной функцией. Бесспорным является то, что, естественно, суррогатное материнство не поспособствует решению демографической проблемы в Российской Федерации, но, тем не менее, оно может поспособствовать появлению ребенка у бесплодной пары.
Впервые разработки по оплодотворению яйцеклеток произошли в России в начале 60-х годов Б. В. Леоновым в городе Москва и А. И. Никитиным в Ленинграде. По результату данной работы в 1986 году появился первый ребенок, рожденный с применением суррогатного материнства. После этого началась постепенная практика применения данного метода борьбы с бесплодием. В Российской Федерации первый центр репродуктивной медицины создан в 1993 году в рамках совместного проекта НИИ акушерства и гинекологии Д. О. Отта (г. Санкт-Петербург) и Чикагского института репродуктивной генетики и уже в 1995 году появились первые дети из «пробирки». С того момента прошло уже больше 25 лет медицинской практики в данной сфере. По данным отчета Российской ассоциации репродукции человека по состоянию на 2014 год в программе «суррогатное материнство» участвовало 1318 пар, а в 2015 году этот показатель вырос и уже составлял 1539 пар. В 2015 году 712 программ уже оказались реализованным.
В настоящее время ВТР становятся все более и более развитыми: разрабатываются новые репродуктивные технологии, усовершенствуются старые методы преодоления бесплодия, медицинские учреждения оснащаются новым и усовершенствованным оборудованием, к тому же, во многих городах открываются медицинские центры репродуктивного здоровья, а на уровне субъектов Российской Федерации принимаются специальные программы, направленные на преодоление проблем, связанных с репродуктивным здоровьем граждан. За последнее десятилетие технологии сильно шагнули вперед, а в законодательство изменения не внеслись. Законодательство должно идти в ногу с развитием медицины и всячески регулировать то, что становится общедоступным. Проблема правового регулирования данной сферы права так и не разрешилась, разве что несколько статей, разбросанных по нормативно-правовым актам, которые создают еще больше вопросов к законодателю и огромное количество прецедентов. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации одной из наиболее приоритетных направлений страны является материнство, детство и семья. Так в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ имеется положение о различных видах вспомогательных репродуктивных технологиях, но как применить их, как заключить договор на оказание таких услуг, с кем его заключать, в какой форме и какие должны быть существенные условия законодательством не предусмотрено. В связи с этим в науке существует огромное количество различных точек зрения на этот счет.
В настоящее время в России существует большое количество медицинских центров, клиник и лабораторий, работающих в сфере суррогатного материнства, точной статистики рождаемости таких детей нет, но можно с уверенностью сказать, что благодаря применению функций вспомогательных репродуктивных технологий, а в частности суррогатного материнства, было рождено сотни детей. Для того чтобы медицинскому учреждению осуществлять деятельность по использованию вспомогательных репродуктивных технологий, необходимо получить определенного рода разрешение, а именно лицензию, которая выдается на основании сертификата эмбриолога и клинициста в соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации об освоении метода ЭКО и переноса эмбриона.
Если говорить о понятии «репродуктивное право», то впервые ему было дано определение на Международной конференции по народонаселению и развитию в Каире 1994 году. Репродуктивное право представляет собой «составляющее прав человека, охватывая право ответственно и свободно принимать репродуктивное решение без принуждения и дискриминации, право на создание семьи, право на защиту и охрану репродуктивного здоровья».
Актуальность исследования.
Что же касается законодательного развития института суррогатного материнства, то до принятия в 1995 году Семейного кодекса Российской Федерации совсем отсутствовало понятие «суррогатного материнство», что говорит о том, что данный институт права является очень молодым. До принятия законодателем нормы о суррогатном материнстве и иных методов вспомогательных репродуктивных технологий, установление происхождения ребенка происходило через усыновление, что очень сильно усложняло и так проблематичную процедуру.
В настоящее время применение суррогатного материнства становится все более и более актуальным, на основании этого растет и число заключаемых договоров, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, но не смотря на это, существует большое количество проблемных и неразрешенных вопросов, с которыми сталкиваются как заказчики, так и суррогатная мать, при заключении такого рода договоров. И на основании этого возникает огромное количество проблем, возникающих вследствие применения вспомогательных репродуктивных технологий. Одними из масштабных проблем являются: выявление сторон по договору суррогатного материнства, правовая характеристика данного вида договора, порядок заключения такого рода договора, его содержание, ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора. Если же рассмотреть данную проблему с точки зрения мирового масштаба, то круг вопросов только увеличивается. Спорными и неисследованными являются положения об установлении происхождения ребенка, рожденного суррогатной матерью и приобретения им гражданства; возможности использования оговорки о публичном порядке в данных отношениях, которые подлежат регулированию иностранным правом и ряд других вопросов. Исходя из международной практики такого рода судебные разбирательства длятся несколько лет и проходят все судебные инстанции.
Степень разработанности проблемы.
Проблема правового регулирования суррогатного материнства в различных его аспектах рассматривается в работах таких правоведов как: Г. В. Богданова, Е. В. Стеблева, С. Ю. Чашкова, В. В. Шадрин, С. П. Журавлева, О. Ю. Косовой, И. И. Черных, А. А. Серебряковой, О. Н. Петюковой, Л. К. Айвар, А. Э. Козловской, Е. С. Митряковой, Ю. В. Павловой, С. И. Поспеловой, Т. И. Максимец, Т. Е. Борисовой, Е. И. Померанцевой, И. А. Диковой, А. Ю. Дроновой, Д. Б. Савельева, А. В. Кристафоровой, И. В. Афанасьевой, Б. Н. Жуковым, М. В. Кратенко, Е. М. Бурмистровой и других ученых.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования, а также определила постановку его цели и очертила круг решаемых в ходе исследования задач.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является исследование правового регулирования суррогатного материнства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Чтобы достичь к поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Исследовать законодательство Российской Федерации, стран ближнего зарубежья и правовые нормы, регулирующие вопросы суррогатного материнства, как на национальном уровне, так и на международном уровне;
2. Изучить общую характеристику суррогатного материнства как правового института и договора суррогатного материнства в законодательстве Российской Федерации.
3. Рассмотреть условия и порядок заключения договора суррогатного в Российской Федерации.
4. На основании изученных норм права отечественного и зарубежного законодательства, научной литературы и судебных актов сделать определенного рода выводы и предложить собственные разработки по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.
Объектом исследования является непосредственно суррогатное материнство как правовой институт.
Предметом исследования являются регулируемость действующим законодательством наличествующих норм, касающихся суррогатного материнства и порядка заключения договора суррогатного материнства.
Теоретическая и методологическая и эмпирическая база исследования.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились научные работы отечественных правоведов, в которых рассмотрены проблемы правового регулирования суррогатного материнства, а также договора суррогатного материнства, включающие в себя вопросы заключения и расторжения данного рода договора, выявление сторон по договору суррогатного материнства, а также их права и обязанности.
При выполнении диссертационного исследования применялись общенаучные методы (анализ и синтез, сравнительные методы, метод аналогии).
Эмпирическая база исследования основывается на данных Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. Эмпирическую базу исследования составили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, в том числе положения Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, материалы судебной практики, а также данные зарубежного законодательства.
При подготовке к написанию магистерской диссертации мной были нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как: Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об актах гражданского состояния» и иные федеральные законы, в том числе указы Президента, постановления Правительства и различные приказы. Помимо этого, также для работы над магистерским исследованием были изучены международные акты, принятые Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной медицинской ассоциацией, Евразийским экономическим обществом, Европейским союзом, Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Приоритетным значением обладают ратифицированные Российской Федерацией международные договоры, определяющие правовой статус ребенка, право на реализацию репродуктивных функций, охрану института детства и семьи, такие как: «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Всеобщая декларация прав человека». В научно-исследовательской работе также задействована правоприменительная практика на основе определений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, решений Европейского Суда по правам человека. В своей работе проделан ряд исследований нормативно-правовой базы стран СНГ и ближнего зарубежья, судебная практика Российской Федерации, Великобритании, Индии, США (штаты Калифорния, Массачуссетс, Огайо) и Японии, а так же различные научно-исследовательские и научно-публицистические статьи отечественных и зарубежных авторов.
Научная новизна результатов исследования.
Новизна положений, изложенных в магистерской диссертации, проявляется в методах исследования правового регулирования суррогатного материнства. В исследовании отражены статистические данные, связанные с уровнем бесплодия в Российской Федерации, а также данные по количеству пар, участвовавших в программе «суррогатное материнство». Новым является комплексный подход к исследованию терминологического аппарата суррогатного материнства с точки зрения пересечений юридической, социальной, экономической, религиозной и политической наук.
Основные положения, выносимые на защиту.
В ходе исследования обоснована необходимость усовершенствования законодательства в области суррогатного материнства, которое в настоящее время крайне не эффективно. Для того чтобы законодательство в сфере суррогатного материнства стало более применимым, необходимо законодательное усовершенствование норм, регулирующих данную область права.
В ходе данного исследования мной было сформулировано определение понятия «договор суррогатного материнства», который представляет собой нотариально удостоверенный договор, заключенный между заказчиком (заказчиками), которыми могут быть как супружеская пара, так и одинокая женщина либо мужчина, не способные по медицинским показателям иметь своего собственного ребенка и суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей ребенка, которая не является донором яйцеклетки) на основании договоров, заключенных между медицинским учреждением, оказывающим услугу по пересадке эмбриона, и заказчиком (заказчиками), а также тем же медицинским учреждением и суррогатной матерью.
По договору суррогатного материнства одна сторона (суррогатная мать) обязуется пройти процедуру имплантации эмбриона(-нов), выносить его(их), и в случае рождения ребенка (детей) передать его(их) заказчикам (заказчику), а заказчики (заказчики) обязуются(ется) выплатить суррогатной матери вознаграждение, если таковое предусмотрено положениями договора, за оказанные услуги.
Существенными условиями договора суррогатного материнства являются:
- сведения о сторонах договора суррогатного материнства, об их правах и обязанностях;
- размер (цена) услуг, оказываемых суррогатной матерью, а также порядок расчетов;
- обязательства каждой их сторон, а также порядок исполнения обязательств, а также ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора;
- основания изменения и расторжения договора;
- а также иные условия, определяемые по соглашению сторон.
На основании вышеизложенного считается верным внести предложение в Федеральную нотариальную палату для дальнейшего продвижения в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта, предусматривающего внесение изменений в положения Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате нормы, предусматривающей обязательное нотариальное удостоверение данного договора.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении занятий по дисциплинам, затрагивающим семейное право непосредственно в области применения института суррогатного материнства при заключении данного договора.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в публикации на XVII-Международной научно-практической конференции Актуальные вопросы современной науки Научно-издательского центра «Вестник науки».
В настоящее время проблема преодоления бесплодия является одной из наиболее актуальных проблем в сфере охраны здоровья граждан, одним из решений является применение вспомогательных репродуктивных технологий, а в частности с помощью программы суррогатного материнства. В Российской Федерации отношение к суррогатному материнству довольно таки неоднозначное, от резко отрицательного до, в большей степени, положительного. Со стороны женщин его можно назвать настороженным, а со стороны Русской Православной Церкви совсем не находит поддержки. Русская Православная Церковь в Основах социальной концепции прямо указала, что «суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов». Аналогичной позиции придерживается католицизм и ислам.
В связи с развитием медицинских технологий законодательство в области суррогатного материнства требует более обширного правового регулирования, чем в действующих нормативно-правовых актах. Большинство вопросов в сфере применения суррогатного материнства до настоящего момента являются спорными и дискуссионными, как в Российской Федерации, так на международном уровне. От этого страдают не только лица, желающие заключить договор суррогатного материнства, но и правоприменители: нотариусы, к которым обращаются лица за удостоверением договора суррогатного материнства, а также судьи, которым приходится разрешать огромное количество споров, возникающих впоследствии заключения такого рода договора и проведения процедуры суррогатного материнства.
27 марта 2017 года в Государственную Думу был внесен на рассмотрение законопроект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства», предусматривающий положение о том, что суррогатное материнство является грубейшим нарушением прав ребенка. Данный проект федерального закона в свою очередь противоречил указу президента об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года. Данный законопроект был отклонен в первом же чтении. Данный указ предусматривает определенный перечень мер, среди которых присутствует повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья и другие. Исходя из этого, считаем верным не отменять данное положение законодательства, а наоборот, внести ряд существенных изменений по вопросу, регулирующему суррогатное материнство, которые будут защищать интересы не только суррогатной матери, но и семейной пары, которая заключила договор с ней.
Одной из основных причин всех возникающих проблем в данной сфере является то, что данный договор не относится ни к одному законодательно предусмотренному договору, в связи с этим возникает большое количеством сложностей в правовом регулировании юридических вопросов, связанных с заключением и исполнением договора суррогатного материнства. В юридической науке ученые-правоведы не выработали единого мнения о природе данного договора. Все также многие авторы в своих публикациях рассматривают его и как гражданско-правовой договор, так как семейно-правовой договор.
В настоящее время позиция законодателя состоит в том, что практически все сделки по семейным правоотношениям заключаются в нотариальной форме, например, брачные договоры, соглашения о разделе совместно нажитого имущества супругов, соглашения об уплате алиментов, и другие. Известно немалое количество случаев обращения граждан к услугам нотариуса по составлению и удостоверению договора суррогатного материнства, что свидетельствует о том, что многие лица хотят быть подстрахованными при заключении такого рода договора. Поэтому считается верным внести норму об обязательном удостоверении нотариально договора суррогатного материнства, так как заключение договора в нотариальной форме влечет для обоих сторон возникновение определенного круга прав и обязанностей, а так же ряд определенных гарантий выполнения другой стороной своих обязательств. Тем самым можно будет проследить момент начала исполнения данного договора, так как он будет считаться заключенным с момента его нотариального удостоверения. К тому же, у нотариуса можно проконсультироваться по некоторым деликатным вопросам, так как в соответствии со статьей 5 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», нотариусу, исполняющему обязанности нотариуса, а так же всем сотрудникам нотариальной конторы запрещено разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в договоре должно быть всего лишь две стороны - заказчик и суррогатная мать, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления исходя из этого сами собой исключаются из договора, так как договор заключает нотариус. Что же касается сотрудников медицинского учреждения, то они не должны быть стороной по данному договору, но обязаны предоставлять определенные справки и документы, связанные с самой процедурой суррогатного материнства с тем, как в последующем будет протекать беременность суррогатной матери. Поэтому основанием для заключения суррогатного материнства между суррогатной матерью и супружеской парой (заказчиками) будут являться заключенные в простой письменной форме договоры о предоставлении услуг между суррогатной матерью и медицинским учреждением, а также между потенциальными родителями и также медицинским учреждением. Что касается супруга суррогатной матери, то для заключения договора от него просто потребуется нотариальное согласие на заключение данного договора.
В самом же договоре следует предусмотреть в обязательном порядке ответственность сторон, а также размер суммы, которая будет полагаться супругам-заказчикам в качестве возмещения причиненного морального вреда суррогатной матерью и срок, в течение которого суррогатная мать должна выплатить эту сумму. Данное положение договора будет служить дополнительной гарантией, стимулирующей суррогатную мать исполнить обязательства, предусмотренные договором, по передаче ребенка.
Договором суррогатного материнства следует предусмотреть основания для расторжения договора в случаях искусственного прерывания беременности при отсутствии медицинских показаний и согласия фактических родителей, а также рождения ребенка генетически связанного с суррогатной матерью. В содержании договора следует указать положения о страховании жизни суррогатной матери в период беременности, родов и послеродовый период.
Главная цель программы «суррогатного материнства» - является рождение у бесплодной пары (одинокой женщины) своего биологического ребенка, что является основанием для приоритетного права регистрации в органах записи актов гражданского состояния у генетических родителей.
Законодателю следует сделать исключение из этого правила в случае, если потенциальные родители не исполняют или исполняют, но ненадлежащим образом условия договора, в случае, если путем проведения процедуры по пересадки эмбриона и рождения ребенка у суррогатной матери возникло послеродовое бесплодие, а также в случае отказа от ребенка генетическими родителями.
Нельзя и исключать случаи заключения договора суррогатного материнства с иностранным элементом. В таком договоре, помимо обязательных существенных условий, необходимо предусмотреть нормы применимого права, а также в случае необходимости наличие визы для суррогатной матери и фактического либо фактических родителей ребенка на срок, необходимый для реализации суррогатного материнства.
На основании вышеизложенного, считается целесообразным создать и утвердить федеральный закон, который бы четко сформулировал понятие суррогатного материнства, договора суррогатного материнства и его правовую характеристику, порядок заключения такого рода договора и ответственность сторон, сформулировать перечень лиц, причастных к заключению данного договора и их правовую характеристику.
Помимо всего прочего, законодательство следует также дополнить и расширить требования, предъявляемые к кандидатуре суррогатной матери, так как очень сложно выбрать достойную кандидатуру исходя только из критериев, предусмотренных законодательством, регулирующим данную сферу деятельности.
Помимо этого, законодателю следует урегулировать перечень требований, предъявляемых и к супружеской паре, которая заключает договор с суррогатной матерью. Так, например, по аналогии с требованиями, предъявляемыми к возрасту суррогатной матери, необходимо предусмотреть возрастной ценз относительно потенциальных родителей. Данный критерий является важным, ведь родители должны успеть воспитать детей, а чем старше родители ребенка, тем вероятнее возможность утраты родительского попечения вследствие болезни или смерти родителей. Представляется очевидным, что при решении вопроса о возрастных ограничениях супругов- заказчиков, прежде всего, следует принимать во внимание права родившегося ребенка. Помимо этого, также следует предусмотреть определенный перечень требований, помимо возрастного критерия, предъявляемых к супружеской паре, например:
- оба лица должны быть дееспособными;
- они должны быть не лишены (либо ограничены) в судебном порядке родительских прав;
- лица не должны быть отстранены в судебном порядке от обязанностей опекунов (попечителей) за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- лица, которые по состоянию здоровья могут исполнять свои родительские права;
- и иные требования.
Помимо всего вышесказанного, законодательство следует дополнить правом на участие в программе «суррогатное материнство» одиноких мужчин, которые бы хотели иметь своего собственного ребенка, не регистрируя для этого брак, а также порядком регистрации в органах загс таких случаев.
А также считается верным не только создание отдельного нормативно- правового акта, регулирующего суррогатное материнство, но и внесение дополнений и изменений в нормы действующего законодательства, например, по аналогии с нормой о тайне усыновления внести дополнения в положения Семейного кодекса Российской Федерации о тайне суррогатного материнства.
Подводя итог проведенному исследованию, можно прийти к одному общему выводу, а именно к тому, что совершенствование института «суррогатного материнства» является неизбежным в связи с тем, что вспомогательные репродуктивные технологии усовершенствуются с каждым годом, а также случаи использования данных методов становятся все более и более частыми.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводил обширное исследование об отношении российских граждан к суррогатному материнству. По результатам опроса 76% россиян допускают возможность применения в жизни данных технологий, а каждый второй (51%) участвовавший в опросе указал на то, что действия суррогатной матери являются благородными и не каждый способен на такой поступок, и только 20% от опрошенных респондентов указали на его антисоциальный характер и недопустимость.
Окончить свою работу хотелось бы мыслью о том, что в настоящее время, исходя из статистических данных, очень многие порицают суррогатное материнство, не разобравшись в особенностях его применения в Российской Федерации, считают эту услугу доступной только обеспеченным людям, не желающим самостоятельно выносить и родить ребенка из-за своей прихоти.
Но если четко сформулировать нормы по применению суррогатного материнства и корректно закрепить все в отдельный нормативно-правовой акт, а также внести изменение в действующее законодательство в данной отрасли права и проводить различного рода программы для граждан и разъяснять о том, что суррогатное материнство, является единственным шансом рождения собственного ребенка, для лиц, не способных зачать и родить самостоятельно ребенка, то все морально-этические аспекты и прения
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ, от 05 февраля 2014г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014г. №11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 03 августа 2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2019г.) // СПС КонсультантПлюс.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018г., с изм. от 04 февраля 2019г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16 января 2019г.) // СПС КонсультантПлюс.
4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993г. №4462-1) (ред. от 27 декабря 2018г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 февраля 2019г.) // СПС КонсультантПлюс.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 №223-ФЗ (ред. от 03 августа 2018г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2019г.) // СПС КонсультантПлюс.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. №63-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08 января 2019г.) // СПС КонсультантПлюс.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18
декабря 2001г. №174-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08 января 2019г.) (дата обращения 15 марта 2019г.) // СПС
КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992г. №4180-1 (ред. от 23 мая 2016г.) // СПС КонсультантПлюс.
9. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011г. года № 323-ФЗ (ред. от 06 марта 2019г.) // СПС КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон "О персональных данных" от 27 июля 2006г. №152-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017г.) // СПС КонсультантПлюс.
11. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997г. №143-ФЗ (ред. от 28 декабря 2018г.) // СПС КонсультантПлюс.
12. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007г. №1351 // СЗ РФ. 2007.
13. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27 октября 1960г.) (ред. от 30 июля 1996г.) // СПС КонсультантПлюс.
14. Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (ред. от 21 января 2019 года) (дата обращения 15 марта 2019г.) // СПС КонсультантПлюс.
Специальная литература:
15. Айвар Л. К. «Правовое положение суррогатного материнства в России. Пробелы законодательства»//Юрид. мир. 2006. №2.
16. Андреева Л. Е. «Биоэтический нарратив в современном теологическом дискурсе (на примере суррогатного материнства)» Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2014.
17. Боннер А. Т. «Искусственное оплодотворение: достижения ипросчеты современной медицины и человеческие драмы «// Закон. 2015. №8.
18. Борисова Т. Е. «Суррогатное материнство в Российской Федерации проблемы теории и практики». 2012.
19. Бердникова Е. В. «Детерминация принципа равенства в суррогатном материнстве»// Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека. Материалы VIII международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2015.
20. Вспомогательные репродуктивные технологии (рекомендации для врачей)//Общероссийская общественная организации «Российская Ассоциация Репродукции Человека» г. Санкт-Петербург 2007г.
21. Григорович Е. В. «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона: Семейно-правовой аспект».
22. Давлетшин А. В. «Право на врачебную (медицинскую) тайну и квалифицированную юридическую помощь»//Ученые записки Казанского университета, 2017. Т.159. кн.2.
23. Демографический ежегодник России 2017: Статистические данные [Электронный ресурс]: Росстат. М., 2017. Доступ с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/free doc/doc 2017/demo17.pdf
24. Доклад Международной конференции по народонаселению и
развитию: оклад стран-членов ООН в Каире 5-13.09.1994. Доступ с сайта «Refworld». - URL:
http://www.refworld.org.ru/type,THEMREPORT,,,4ad434a42,0 .html
25. Дронова Ю. А. «Что нужно знать о договоре суррогатного материнства»//М: Городец, 2007.
26. Жуков Б. Н. «О некоторых вопросах установления отцовства в
добровольном порядке, не урегулированных действующим
законодательством»//Семейное право. 2004. №2.
27. Иванов Н. Г. «Убийство суррогатной матерью новорожденного ребенка» // Российская юстиция. 2005. №12.
28. Исследование, опрос ВЦИОМ Суррогатные матери - героини или изгои?// 19.12.2013. №2479. - URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=91
29. Косова О. Ю. «Семейный кодекс Российской Федерации и некоторые вопросы регулирования брачно-семейных отношений»//Известия вузов. Правоведение. 1996. №2.
30. Лозгачева Т. Е. «Несовершенство правового регулирования суррогатного материнства в РФ»//Право и практика №1(14). 2015.
31. Лозовская С.В., Шодонова М.Э. «Субъектный состав договора суррогатного материнства»// Семейное и жилищное право. 2016. № 3.
32. Настольная книга нотариуса: В 4 т.Т.3; Семейное и
наследственное право в нотариальной практике/Под ред. И. Г. Медведева; Центр нотар. исслед. при Фед. нотар. палате. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Статус. 2015.
33. Никитенко А. В. «Проблемы суррогатного материнства в России»//Ученые записки СПб филиала РТА №1(45). 2013г.
34. Мубаракшина А. М. «Правовой статус суррогатной матери по закону и договору суррогатного материнства»//Культура. Наука. Интеграция. 2016. №2 (34).
35. Онищук А. С. «Краткий анализ проблем правового
регулирования методов искусственной репродукции
человека»//Международный научный журнал «Молодой учетный».
№1/2019. Ч.2 Издательство: ООО «Издательство молодой ученый».
36. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви//ййр: //www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.
37. Отчет за 2015 год Российской ассоциации репродукции человека [Электронный ресурс]: Доступ с официального сайта РАРЧ. - URL: http://www.rahr.ru/d registr otchet/RegistrVRT 2015.pdf
38. Павлова Ю. В., Поспелова С. И. «Правовые аспекты суррогатного материнства»//Научн. тр. Всерос. Съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Россия. 13-15 апреля 2005г. (СПС «Консультант Плюс»)
39. Померанцева Е.И., Козлова А.Ю., Супряга О.М.
«Законодательное обеспечение вспомогательных репродуктивных технологий: состояние проблемы (Обзор литературы)»//Проблемы
репродукции. 2001. № 2.
40. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства» - URL: http: //base.garant.ru/57277479/
41. Пушкарева А. Н. «Правовая природа защиты врачебной (или
медицинской) тайны по законодательству Российской Федерации»//Трибуна молодых ученых Издательство: Научно-исследовательский институт
актуальных проблем современного права (Краснодар), №1(25). 2016
42. Рекомендации ВОЗ: Терминология ВТР. Журнал «Проблемы репродукции». Издательство «Медиа Сфера». 2010.
43. Рищук С. В., Кахиани Е. И., Мирский В. Е., Гогуа М. С.,
Россолько Д. С., Нилова Л. Ю., Дудниченко Т. А. Перспективы
использования интерферона в лечении бесплодия у мужчин//Лечащий врач № 4/2018.
44. Романовский Г.Б., Тарусина Н.Н., Мохов А.А. «Биомедицинское право в России и за рубежом»: Монография. М.: Проспект, 2015.
45. Самойлова В. В. «Новеллы и проблемы законодательства о суррогатном материнстве»//Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. №9(29). - Новосибирск: СибАК. 2013
46. Самойлова В. В. «Правовые особенности установления происхождения детей при суррогатном материнстве»//Проблемы российского о и международного права, 2014.
47. Сергеев Ю. Д. «Проблемы правового регулирования примененияметодов вспомогательных репродуктивных технологий»//Медицинское право. 2006. №3.
48. Сидтикова Л. Б. «Понятие и правовая природа договора суррогатного материнства»/Вестник МГПУ, серия «Юридические науки», 2015.
49. Татаринцева Е. А. «Договор суррогатного материнства как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений по воспитанию ребенка в семье»//Шестой Пермский конгресс ученых-юристов: Материалы Ш87 междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, ПГНИУ, 16-17 октября 2015г.)/отв.ред. О. А. Кузнецова; Пермск. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь. 2015.
50. Тер-Аванесов Г. В. Современные аспекты диагностики и лечения мужского бесплодия. В кн.: Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению//Под ред. Г. Т. Сухих, Т. А. Назаренко. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
51. Толстикова О. М. «Проблемы регулирования суррогатного материнства в России»//Сибирский юридический вестник», выпуск №1 (76). 2015.
52. Федорова А. Дело «Фроловы против Татьяны Суздалевой» от 21 февраля 2017г. [Электронный ресурс]: Доступ с сайта «Life». - URL: https://life.rU/t/life78/976963/v pietierburghie sud lishil roditielskikh prav surroghatnuiu mat bliznietsov.
53. Чаплыгин А. Н. «Суррогатное материнство: To be or not to
Ье?»//Актуальные проблемы частноправового регулирования: Мат-лы
Всерос. науч. конф. мол. ученых. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2004.
54. Чашкова С. Ю. «Актуальные вопросы применения семейного и гражданского законодательства в нотариальной практике. Сборник статей»//Фонд развития правовой культуры. 2017.
55. Чашкова С. Ю. «Свобода формирования условий договора о суррогатном материнстве как нетипичной договорной конструкции»// Законы России: опыт, анализ, практика.2016. №2.
56. Asgari N, Yazdkhasti F, Nasr Esfahani MH. Int J Fertil Steril. “Investigation of Personality Traits between Infertile Women Submitted to Assisted Reproductive Technology or Surrogacy” 2016 Apr-Jun; 10(1):94-104. Epub 2016 Apr 5. - URL:https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pubmed/27123206
57. Linlin Cui, Lei Li, Eli Y. Adashi, Zi-Jiang Chen “Surrogacy: a
family-building option in search of legitimacy”//Volume123, IssueS3. SpecialIssue: Women's Health in China. September 2016. - URL:
https://obgyn.onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.11W1471-0528.14195
58. Shenfield F. Pennings G, De Mouzon J et al on behalf of the ESHRE Task Force. Cross Border Reproductive Care (CBRC). Human. Reproduction, 2011, 26:1625-1627.
59. Susan Imrie, Vasanti Jadva “The long-term experiences of surrogates: relationships and contact with surrogacy families in genetic and gestational surrogacy arrangements”// Reproductive BioMedicine Online (2014)29, - URL: https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S1472648314003538?token=FB384D26AC601760DDAA3BBA91F1897A5CAFCA742E1215AB946990C2A1D888D41EE96045ECC0D91E58B8DE3C76F73894
60. United Nations Secretary-General Ban Ki-Moon. Global Strategy for Women's and Children's Health. United Nations, New York, 2010.
Материалы судебной практики:
61. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» от 16 мая 2017г. №16 (ред. от 26 декабря 2017г.) - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 216881/
62. Решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 г. по гражданскому делу №2-3927/10.
63. Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 04 августа 2011 года по гражданскому делу №2-2745/10.
64. Заочное решение Вологодского городского суда от 7 марта 20123 года по делу №2-4393/2013. Доступ с сайта «РосПравосудие». - URL: https://rospravosudie.com/court-vologodskij-gorodskoj-sud-vologodskaya-oblast-s/act-509351993
65. Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2012г. №880- О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ч.П. и Ч.Ю. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»» Доступ с сайта «Российская Газета». - URL:https://rg.ru/2018/11/13/reg-szfo/ks-ne-prishel-k-edinomu-mneniiu-po-voprosu-surrogatnogo-materinstva.html
66. Определение Конституционного суда Российской Федерации от
08 июня 2014г. № 226-О149/2014 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Уфимский
нефтеперерабатывающий завод» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 49667/
67. Определение Судебной коллегии по гражданским делам
Свердловского областного суда от 28 августа 2007 года по гражданскому делу №33-5744/2007 - URL:
http: //www.ekbobl sud.ru/sudpr det.php?srazd=6&id=52&page=4
68. Апелляционное определение Верховного суда республики
Башкортостан от 18 февраля 2016г. № 33-3206/2016. Доступ с сайта
«РосПравосудие». - URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-
respubliki-bashkortostan-respublika-bashkortostan-s/act-509875874/
69. Апелляционное определение Московского городского суда от 08 апреля 2014г. по делу №33-10938/14. Доступ из информационно-правовой системы «Гарант». - URL:http://base.garant.ru/123588822/