Введение 6
1 Основы теории колебаний 7
1.1 Плавность хода автомобиля 9
1.2 Оценочные показатели плавности хода 11
1.3 Характеристики и параметры виброзащитной системы автомобиля 12
2 Обзор стендов 22
2.1 Стенд для измерения плавности хода автомобиля 22
2.2 Стенд для испытаний амортизаторов подвески автомобилей 23
3 Лабораторная установка по определению собственных колебаний
подрессоренной массы 26
4 Тяговый расчет 29
4.1. Подготовка исходных данных для тягового расчета 29
4.2 Определение передаточного числа главной передачи 32
4.3 Расчет внешней скоростной характеристики 32
4.4 Определение передаточных чисел коробки передач 34
4.5 Тяговый баланс автомобиля 37
4.6 Динамическая характеристика автомобиля 39
4.7 Разгон автомобиля 40
4.8 Время и путь разгона автомобиля 44
4.9 Мощностной баланс автомобиля 48
4.10 Топливно-экономическая характеристика 49
5 Обеспечение безопасности на слесарном участке механосборочного
экспериментального производства 51
5.1 Меры безопасности на механосборочном участке экспериментального
производства 51
5.2 Меры безопасности при проведении работ на участке 52
5.2.1 Сварочный аппарат 52
5.2.2 Сверлильный станок 53
5.2.3 Угловая шлифовальная машина (УШМ) 53
6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 55
6.1 Сетевой график проведения НИР 55
6.2 Расчет затрат на проведение НИР 61
6.2.1 Расчет стоимости сырья, материалов 61
6.2.2 Расчет основной заработной платы разработчиков 62
6.2.3 Расчет дополнительной заработной платы разработчиков 65
6.2.4 Расчет отчислений на социальные нужды 66
6.2.5 Расчет прочих прямых расходов 66
6.2.6 Расчет накладных расходов 67
6.2.7 Расчет затрат на проведение НИР 67
6.3 Расчет капитальных вложений 68
6.4 Расчет общих экономических показателей 70
Заключение 74
Список используемых источников 75
Приложение А Спецификация 77
Приложение Б Тяговая сила 79
Приложение В Мощностной баланс 80
Приложение Г Библиотека событий 81
Приложение Д Библиотека работ 82
С колебательными процессами человеку приходится сталкиваться на каждом шагу. На первый взгляд кажется, что с физической точки зрения причина возникновения колебаний очевидна: что-то заставляет какую-то характеристику рассматриваемого объекта то увеличиваться, то уменьшаться. Так, например, если мы раскачиваем качели, стоя на земле, то не удивительно, что они совершают колебательное движение. Однако, даже в этом простом примере остается не ясным, почему нам удается раскачаться, находясь непосредственно на качелях. Аналогичные вопросы возникают, если задуматься, почему ходят часы, почему бьется с определенной частотой сердце, почему река, текущая с постоянной скоростью, может в конечном итоге «давать» переменный ток, почему при равномерном движении смычка по струне возникают звуковые колебания. Ответ на подобные вопросы дает дисциплина «Теория колебаний».
«Во многих областях современной техники весьма часто возникают колебательные движения различных механических систем.
Возникающие в различных условиях колебания, или так называемые вибрации машин и их деталей, а также многочисленных инженерных сооружений и их отдельных элементов при неблагоприятных обстоятельствах могут вызывать значительные деформации и напряжения, а также быстрый износ конструкций и даже их разрушение. Особое значение приобретают различные виды колебаний локомотивов и вагонов, автомобилей, судов и самолетов в связи с возрастанием скоростей их движения» [3].
Изучение основ «Теории колебаний» особенно важно при изучении таких дисциплин как «Теория автомобиля», «Теория автоматического управления». Поэтому в данной работе создан стенд для лабораторных работ, позволяющий изучать основные понятия «Теории колебаний».
В данном дипломном проекте, была спроектирована и создана лабораторная установка, для определения собственных колебаний подрессоренной массы.
В разделе «Обеспечение безопасности на слесарном участке механосборочного экспериментального производства» были рассмотрены меры безопасности при работе с сварочным аппаратом, сверлильным станком и угловой шлифовальной (отрезной) машиной на механосборочном участке экспериментального производства, где осуществляется изготовление стенда.
В разделе «Экономический раздел» происходит построение и расчет параметров сетевого графика процесса проектирования данной лабораторной установки, расчет затрат на разработку и изготовление данной лабораторной установки, а также расходов по ее эксплуатации. По полученным расчетам можно сделать вывод, что срок окупаемости меньше нормы, что позволяет считать что изготовление данной лабораторной установки и проведение на ней лабораторных работ целесообразно.
«По результатам работы подготовлены тезисы для опубликования в сборники «Дни студенческой науки ТГУ»» [3] под названием «Разработка лабораторной установки по определению собственных колебаний подрессоренной массы». Авторы: Н.С. Кучеров, Д.С. Дроздов, научный руководитель Л.А. Черепанов.
Данная установка, «будет использоваться в учебных целях на кафедре «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института машиностроения Тольяттинского Государственного Университета» [3].
1. Цимбалин, В.Б. Испытание автомобилей. М.: Машиностроение, 1978. - 199 с.
2. Гришкевич, А.И. Испытание автомобилей. М.: Машиностроение, 1991. - 161 с.
3. Балабин, И.В. Испытание автомобилей. М.: Машиностроение, 1988. - 192 с.
4. Финченко, Н.И. Испытание автомобилей и тракторов. М.: Машиностроение, 2017. - 173 с.
5. Соломатин, Н.С. Расчет направляющего устройства подвески. Тольятти: ТГУ, 2005 - 64 с.
6. Реймпель, И. Шасси автомобиля. Элементы подвески. М.: Машиностроение, 1987. - 282 с.
7. Шухман, Ю. Эксплуатация и ремонт автомобиля. М.:
Машиностроение, 2014. - 320 с.
8. Шестопалов, С.К. Техническое обслуживание легковых автомобилей. М.: Академия, 2018. - 288с.
9. Чумаченко, Ю.Т. Техническое обслуживание и ремонт
автомобилей. Д.: - Феникс, 2013. - 539с.
10. Кравец В.Н., Теория автомобиля. Нижний Новгород: НГТУ, - 2007. - 368 с.
11. Sparke, P. The century of cars design. London:- Beazley, - 2002. - 256 p.
12. Hewitt, S. Cars and truck. London: - Watts, - 1993. - 240 p.
13. Barton, B. My car. New York: - HarperFestival, - 2003. - 195 p.
14. Смелягин, А.И. Теория механизмов и машин. М.: Инфра - М, -
2013. - 288 с.
15. Гуськов, В.В. Многоцелевые машины. М.: НИЦ Инфра-М, - 2012. - 543с.
16. Коловский, М.З. Теория механизмов и машин. М.: ИЦ Академия,-
2013. - 560с.
17. Артоболевский, И.И. Теория механизмов и машин. М.: Альянс, -
2014. - 640 с.
18. John, W. Machine theory. Inglis Charles, - 1989. - 324 p.
19. Ellis, J.R. Stock car racing engine technology. Watts, - 2007. - 160 p.
21) Яблонский, А. А. Курс теории колебаний. М.: Высшая Школа, 1975. - 248 с.: с ил.
22) Тарасик В.П. Теория движения автомобиля. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 478с.: ил.
23) Черепанов, Л.А. Теория автоматического управления. Тольятти.: ТГУ, 2010. - 124с.