Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №120238

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности
1.1 Особенности развития художественного творчества младших
школьников 7
1.2 Условия развития художественного творчества младших
школьников во внеурочной деятельности 10
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности 15
2.1 Диагностика уровня развития художественного творчества
младших школьников 15
2.2 Содержание работы по развитию художественного
творчества младших школьников во внеурочной деятельности... 26
2.3 Результаты исследования 34
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Приложение А Характеристика выборки исследования 50
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 51
Приложение В Картотека дидактических заданий, применяемых в ходе внеурочной деятельности в соответствии с показателями развития художественного творчества младших школьников 53
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 63


Актуальность исследования обусловлена тем, что выпускник современной образовательной организации все чаще рассматривается как личность, которая способна проявить инициативу, самостоятельность, ответственность, личность, которая способна преодолевать трудности, ставить цели и достигать их, разрабатывать план действий, осуществлять контроль и самоконтроль. Все эти качества входят в структуру творческих способностей молодого гражданина. В этой связи поиск новых подходов к вопросам изучения художественного творчества и путей его развития, способствующих успешному проектированию всей творческой деятельности детей, становятся актуальной и значимой задачей.
Младший школьный возраст, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для развития художественного творчества, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В работах исследователей художественное творчество рассматривается как условие творческого развития личности, как путь к саморазвитию, что, в конечном итоге определяет результативность продуктивной деятельности личности. Также развитию художественного творчества у младших школьников в процессе внеурочной деятельности уделяли внимание педагоги и психологи Л.С. Выготский, В.К. Воробьева, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточное использование возможностей внеурочной деятельности в процессе развития художественного творчества младших школьников.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития художественного творчества младших школьников и недостаточным использованием внеурочной деятельности в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: какова возможность развития художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить условия развития художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития художественного творчества младших школьников.
Предмет исследования: условия развития художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности будет возможным, если:
- отобраны дидактические задания, применяемые в ходе внеурочной
деятельности в соответствии с показателями развития художественного творчества младших школьников;
- обеспечена поэтапная организация работы.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности развития художественного творчества младших школьников.
2. Выявить уровень развитии художественного творчества младших школьников.
3. Разработать и апробировать условия развития художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности;
4. Доказать эффективность условий развития художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены условия развития художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности; определены показатели и уровни развития художественного творчества младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности может быть использовано в образовательном процессе других школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №3. В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения теоретических основ развития художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности нами было установлено, что в словаре русского языка Ожегова, понятие творчество трактуется как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное творчество - это процесс создания произведения, которое характеризуется оригинальностью и новизной. Уровень развития такого вида воображения, как творческое, - это показатель того, насколько младший школьник в состоянии овладеть различными категориями художественного творчества. Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС является неотъемлемой обязательной составляющей образовательного процесса, которая планируется в образовательной программе и организуется регулярно.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития художественного творчества младших школьников 7 (35%) детей. Ребенок либо не дорисовывает фигуры, либо рисует что-то простое, очевидное, без деталей; имя рисунку придумать не может. Кружки поставлены в стандартные окошки, ребенок не хочет объяснять, почему так поступил. Ребенок либо не дорисовывает рисунок, либо рисует что-то простое, очевидное, без деталей
Средним уровнем развития художественного творчества младших школьников обладают 11 (55%) детей. Ребенок рисует что-то простое, очевидное, но рисунок дополнен деталями; имя рисунку дает в одно слово. Некоторые кружки поставлены в нестандартные окошки, ребенок кратно поясняет свое решение. Ребенок рисует что-то простое, очевидное, детализация рисунка минимальная.
Высоким уровнем развития художественного творчества младших школьников обладают 2 (10%) детей. Ребенок рисует что-то неочевидное, необычное, рисунок дополнен множеством деталей; имя рисунку дает также необычное. Все кружки поставлены в нестандартные окошки, ребенок развернуто и охотно поясняет свое решение. Ребенок рисует что-то неочевидное, сложное, детализация рисунка высокая.
В контрольной группе обладают низким уровнем развития художественного творчества младших школьников 7 (35%) детей, у 11 (55%) детей диагностирован средний уровень и у 2 (10%) детей - высокий. Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по развитию художественного творчества младших школьников во внеурочной деятельности.
Первым шагом нашей работы стал отбор дидактических заданий, применяемых в ходе внеурочной деятельности в соответствии с показателями развития художественного творчества младших школьников. Всего было отобрано 10 дидактических заданий, применяемых в ходе внеурочной деятельности в соответствии с показателями развития художественного творчества младших школьников.
Вторым шагом работы стало обеспечение поэтапной организации работы. Этапы выделялись нами также в соответствии с показателями развития художественного творчества младших школьников. На первом этапе работы мы развивали навык выражать собственное оценочное мнение по поводу предмета искусства. На данном этапе использовались два дидактических задания. На втором этапе работали над навыком проявлять элементы художественного творчества в заданной педагогом ситуации. Также проводились два дидактических задания. Третий этап работы был посвящен формированию навыка создать изображение с включением имеющихся деталей. Здесь были разработаны и проведены три дидактических задания. На четвертом этапе работы отрабатывалось умение продуцировать творческие идеи в процессе продуктивной деятельности. Здесь были разработаны и проведены три дидактических задания.
С помощью контрольного среза нами было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня развития
художественного творчества младших школьников стал ниже на 25 %. Так, если констатирующем этапе он был выявлен у 7 (35%) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей.
Средний уровень вырос на 15 %, с 11 (55%) детей младшего школьного возраста на констатирующем, до 14 (70 %) на контрольном этапе эксперимента. Высокий уровень уровня развития художественного творчества младших школьников на контрольном этапе поднялся у 2 детей, т.е. на 10%, что отражает эффективность проведенной нами работы.
Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 7 (35 %) детей, средний уровень - у 11 (55%).
Задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Благонравова А.Б. Воображение и творческое мышление. М.:
АСТ, 2016. 216 с.
2. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. М.:
Слово, 2017. 320 с.
3. Боровик О.А. Развитие воображения. М.: ООО «РОН», 2016. 122 с.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических
процессов. М.: Смысл, 2018. 685 с.
5. Волосатова И.Ю. Особенности проявления художественно-творческих способностей // Начальная школа, 2017. № 6. С. 62-65.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество. М.: Просвещение, 2018. 448 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2014. С. 12-19.
8. Гаврина С. В. Книга развития творческих способностей у детей. М.: Логос, 2016. 176 с.
9. Григорович Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности: пособие для студ. пед. ин-тов. М.: АСТПРЕСС, 2018. 264 с.
10. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Саратов, «Знания», 2019. 122 с.
11. Евсеева М.А. Развитие творческих способностей школьников // Концепт. 2016. №6. С. 126-128.
12. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2017. 304 с.
13. Жатсель А.А. Воображение. М.: М-Пресс, 2017. 147 с.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности . СПб.: Питер, 2016. 434 с.
15. Кирнос Д.И. Индивидуальное творческое мышление. М.: Педагогика, 2019. 269 с.
16. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Слово, 2017. 156 с.
17. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Академия (Academia), 2016. 184 c.
18. Нелинский Б.М., Фомина Н.Н., Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. М.: ВАКО, 2018. 231 с.
19. Никитин А.А. Художественная одаренность. М.: Классика XXI, 2020. 176 с.
20. Первушина Е. А. Как выявить и развить способности вашего ребенка. М.: Центрполиграф, 2016. 352 c.
21. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 2017. № 6. С.12-17.
22. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Союз, 2017. 96 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 720 с.
24. Субботина Л. А. Развитие воображения детей. СПб.: Нева, 2015. 199 с.
25. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1979. 187 с.
26. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М.: АМТ, 2014. 235 с.
27. Федь А.М. Воспитание прекрасным. М.: Мол. Гвардия, 2018. 275 с.
28. Шрагина Л. И. Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода // Психология в вузе. 2017. № 3. C. 95¬107.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ