Объект исследования - АО «Петролеспорт» (г. Санкт-Петербург). Это одна из ведущих стивидорных компаний в Северо-Западном регионе России.
Проведен анализ экономических показателей за 2020-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1. Понятие информационных технологий в логистической деятельности и их виды 10
1.2. Оценка эффективности внедрения современных информационных технологий в логистическую деятельность предприятия 15
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЛЬННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «ПЕТРОЛЕСПОРТ» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности АО
«Петролеспорт» 21
2.2. Анализ технической оснащенности и использования современных информационных технологий в логистической деятельности предприятия АО «Петролеспорт» 27
2.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования информационных технологий в логистической деятельности предприятия АО «Петролеспорт» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
В настоящее время информационные технологии стали неотъемлемой частью всех сфер экономической деятельности предприятия. В частности, современную логистическую деятельность сложно представить без использования систем оптимизации и управления процессами на основе различных информационных технологий.
Логистическая деятельность предприятия представляет собой управление материальными, финансовыми и информационными потоками для оптимизации деятельности всего предприятия, а также повышение ее эффективности. Так как логистическая деятельность включает в себя все бизнес-процессы предприятия, то ее информационное обеспечение является актуальное проблемой.
Информационные технологии в логистической деятельности должны обеспечить связь воедино всей деятельности предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение использования современных информационных технологий в логистической деятельности предприятия.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие информационных технологий в логистической деятельности и их виды;
2. Изучить оценку эффективности внедрения современных информационных технологий в логистическую деятельность предприятия;
3. Дать организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия АО «Петролеспорт»;
4. Провести анализ использования современных информационных технологий в логистической деятельности АО
«Петролеспорт»;
5. Разработать рекомендаций по повышению эффективности использования информационных технологий в логистическую деятельность предприятия;
6. Провести экономическое обоснование предложенных рекомендаций.
Объектом выпускной квалификационный работы является логистическая деятельность предприятия. Предмет исследования – современные информационные технологии в логистической деятельности предприятия АО «Петролеспорт».
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы исследования: системный и
экономический анализ, синтез, индукция, дедукция, кабинетные и полевые исследования.
Методологической базой послужили труды российских и зарубежных авторов в области логистики, такие как: Алексинская Т.В., Левкин Г.Г., Павленко А.Н. и других.
Структура выпускной квалификационный работы обусловлена целью, задачами и предметом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель, задачи, предмет и объект исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы использования современных информационных технологий в логистической деятельности.
Во второй главе проводится анализ деятельности предприятия АО «Петролеспорт», разрабатываются рекомендации по логистической оптимизации. В заключении подводятся итоги проведённого исследования.
Работа написана на 54 страницах, содержит 25 таблиц, 1 рисунок, 30 источников литературы.
По завершении выпускной квалификационной работы хочется отметить, что цель работы была выполнена. Мной было разработано предложение по улучшению работы информационно-технологической инфраструктуры стивидорной компании.
В процессе ознакомления с рабочим процессом предприятия были выполнены следующие задачи:
1. Ознакомилась со спецификой и научно-теоретической базы стивидорной деятельности.
2. Рассмотрела опыт н тенденции развития российского и зарубежного рынков стивидорных услуг.
3. Ознакомилась с деятельность стивидорной компании АО «Петролеспорт».
4. Рассмотрела основные хозяйственно-экономические показатели деятельности предприятия и оценить нынешнее экономическое состояние компании.
5. Выявила проблемные места компании при осуществлении ею деятельности по оказанию стивидорных услуг клиентам на примере функционала сервисного центра компании.
Проанализировав текущее положение компании на рынке стивидорных услуг, рассмотрев специфику работы компании и ее технологическую оснащенность, менеджменту АО «Петролеспорт» было предложено заменить информационную систему «Solvo» на комплексную автоматизированную систему управления терминалом «Контерра». Благодаря данному предложению компания сможет повысить эффективность работы своих сотрудников, увеличить лояльность клиентов, а также привлечь новых.
В случае реализации предложенного проекта компания сможет увеличить свою выручку и осуществить полный переход к электронному обмену данными с контрагентами.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе достигнута ключевая цель работы, способная улучшить деятельность стивидорной компании.
Данные рекомендации позволят обеспечить сокращения цикла и времени выполнения заказа, прозрачность хода выполнения заказа, повышение гибкости и производительности, повышение качества выполнения заказов, а также повышения лояльности потребителей услуг АО «Петролеспорт» и повышение имиджа компания. Весь этот положительный эффект от рекомендаций позволит предприятию АО «Петролеспорт» сохранить лидирующие позиции на рынке.
Экономический смысл внедрения RFID-меток заключается в минимизации издержек на учет, контроле качества за работой на каждом этапе, сокращение затрат на персонал, так как система будет считывать все автоматически, а также эффективное управление логистической деятельностью.
ИС «Контерра» в среднем помогает повысить продуктивность и производительность на 90–200%, сократить ошибки на 90%, осуществлять операции с точностью 99,99%, ускорить проведение операций на 50-60%, а также сократить расходные материалы на складе и терминале на 95%.
Эффективное управление всеми операциями на терминале позволяет оптимизировать процессы приемки и отгрузки контейнеров, минимизировать время размещения и поиска контейнеров на площадке, рационально использовать перегрузочную технику и рабочий персонал, получать информацию о деятельности терминала в режиме реального времени, оперативно предоставлять необходимую информацию грузовладельцам, точно и быстро тарифицировать оказанные услуги.
Таким образом, для решения проблем в организации деятельности АО «Петролеспорт», связанных с применением информационных технологий в логистическую деятельность необходимо усиливать имеющиеся на предприятии информационные услуги и повышать качество предоставляемых сервисов потребителям услуг. Это позволит увеличить объем выполняемых услуг, значительно повысить качество обслуживания потребителей, повысить конкурентоспособность предприятия, сократить непроизводительные затраты времени, труда и средств, снизить стоимость грузоперевозки и поддерживать лидирующие позиции предприятия на рынке.
1. Канке, А.А. Основы логистики / А.А. Канке, И.П. Кошевая.
– М.: Проспект, 2018. – 446 с.
2. Нагина Е.К., Ищенко В.А. Информационная логистика. Теория и практика: Учебно-методическое пособие / Е.К. Нагина - Воронеж, 2017 г. – 87 с.
3. Левкин, Г.Г. Основы современной логистики / Г.Г. Левкин.
– М.: Инфра-Инженерия, 2015. – 320 с.
4. Логистика: учебно–методическое пособие: [для студентов, аспирантов и слушателей экономических специальностей] / О. М. Овечкина. – Минск: Амалфея, 2020. – 214 с.
5. Кривякин К.С. Механизм повышения эффективности организации логистической деятельности предприятия // Организатор производства. – 2018. – № 4. – С. 77-89.
6. Шумаев В.А. Рекомендации предприятиям по совершенствованию логистической деятельности // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2017. – № 3. – С. 21-25.
7. Цветков В. Я. Логистика информационных распределенных систем // Перспективы науки и образования. 2016. №4.
8. Мердина О.Д. Программно-прикладное обеспечение логистической деятельности : учеб. пособие / О. Д. Мердина. – Санкт- Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2019. – 97 с. : ил., табл.
– Библиогр.: 14 назв.
9. Назаретян, А.О. Логистический подход к улучшению деятельности торговых сетей / А.О. Назаретян, А.А. Пантелеева, А.С. Астраханцева // Актуальные проблемы экономики. – 2018. – №9. – С.37-40.
10. Гриненко Г.П. Логистический процесс и логистическая цепь в международных торговых операциях / Г.П. Гриненко, Е.В. Шилкина // Белгородский экономический вестник. – 2021. – № 1. – С. 72-77.
11. Павленко А. Н., Краашенинков А.Е. Логистические информационные системы // молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации. 2013. №12.Антоненква А.В.
12. Тетцоева Е.М. Развитие взаимодействия отдела логистики с другими подразделениями компании-импортёра в условиях цифровизации логистического управления // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2018. – №. 3. – С. 360-366.
13. Общий курс транспортной логистики: учебное пособие / Л. С. Фёдоров, В. А. Персианов, И. Б. Мухаметдинов. – 2–е изд., стереотипное. – Москва : КноРус, 2020. – 309 с.
14. Гусев С.С. Исследование и разработка проекта процессной информационной системы управления цепочками поставок на примере складской логистики. – DOI 10.31483/r-75765 // Право и экономика : монография / гл. ред. Г.Н. Петров. – Чебоксары : Среда, 2020. – С. 84- 112.
15. Рахманина, И.А. Моделирование оптимального функционирования производственно-сбытовой деятельности логистической системы / И.А. Рахманина // Известия СГУ. – 2014. –
№12. – С.18–22.
16. Савин, Г.В. Совершенствование логистической распределительной системы / Г.В. Савин // Известия УрГЭУ. – 2015. –
№2. – С.20–25.
17. Гончаров, П.П. Экономическая эффективность логистической деятельности / П.П. Гончаров, И.А. Фёдорова // Известия ОрГАУ. – 2012. – №10. – С.11-19.
18. Папашева Я.П., Черникова О. П. Логистические информационные системы предприятий // проблемы современной науки и образования. 2016. №33.
19. Гладкая, А.И. Анализ логистических издержек предприятий / А.И. Гладкая // Инновации и инвестиции. – 2015. – №8.
– С.12–18.
20. Трегубов В.Н. Информационная поддержка автономной логистики на основе облачных технологий // Логистика-евразийский мост : материалы 14 Междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2019.
– С. 480-485.
21. Волкова, А.Ю. Оценка эффективности логистических процессов / А.Ю. Волкова // Инновационная наука. – 2016. – №11. – С.34–39.
22. Марковский В.А. Использование методики GAP-анализа для оценки эффективности логистической системы / В.А. Марковский
// Современные исследования социальных проблем. – 2020. – №4. – С.35–40.
23. Грейз, Г. М., Каточков, В. М., Воложанин, В. В. Принципиальная структура системы формирования и оценки ключевых показателей логистического менеджмента промышленного предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2020. – 8. – С. 128- 135.
24. Кужева, С.Н. Использование сбалансированной системы показателей в управлении логистикой / С.Н. Кужева // Вестник ОмГУ.
– 2019. – №1. – С.39–46..
25. Саплина Т.В., Курлыкова А.В. Формирование системы сбалансированных показателей логистической деятельности предприятия // Вестник ОГУ. – 2012. – №13. – С. 149.
26. Скоробогатова Т.Н. Об использовании оценочных показателей эффективности деятельности предприятия: логистический аспект / Скоробогатова Т.Н. // Известия СГУ. – 2017. – №7. – С.4–10.
27. Сергеев, В. И. Ключевые показатели эффективности логистики [Электронный ресурс] / В. И. Сергеев. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru (Дата обращения -
28. Официальный сайт Global Ports [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.globalports.com/ru (Дата обращения 19.11. 2021).
29. Комарова Е.А. Моделирование деятельности торгового предприятия с целью выработки решения о выборе программного продукта для разработки информационной системы учета клиентов / Е.А. Комарова, О.В. Сизова // Проблемы экономики, финансов и управления производством : сб. науч. тр. вузов России. – 2020. – № 46.
– С. 95-99.
30. Сухорукова Е. Выбираем систему электронного документооборота: от видов СЭД до конкретного ПО // Комсомольская правда. 2017.