Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №120216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста 8
1.2. Характеристика общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста 14
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 17
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого - педагогических условий развития диалогической речи у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи 22
2.1 Выявление уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 32
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 38
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 54


В современном российском образовании важнейшей задачей является гуманизация системы образования, направленность на личность ребенка, а также на развитие его внутренних качеств и возможностей. Реализация такой задачи образования требует качественно своеобразного подхода к обучению детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) и грамотной организации всего процесса образования в ДОО. Современное дошкольное образование направлено на формирование высокого уровня познавательных процессов. Эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОНР зависит от получения объективной информации не только об уровне речи ребенка, но и уровне его познавательной деятельности.
Грамотная речь необходима в процессе разных видов деятельности для согласования действий, для составления плана работы, для проверки и оценки полученных результатов, речь необходима в познании окружающего мира. Речь является мотивированной деятельностью, она вызвана обстоятельствами и ситуациями, речь всегда является целенаправленной деятельностью, которая направлена на решение каких-либо задач. Речевая деятельность имеет прямую зависимость от состояния речевого аппарата и индивидуальных психических особенностей.
Проблема развития диалогической речи дошкольников с ОНР является востребованной как в психологических, так и в педагогических исследованиях. Многие авторы подметили, что у многих детей дошкольного возраста проявляются существенные различия в уровне развития речи. Задача по развитию связной речи является одной из главных задач всего речевого развития детей с ОНР. Формирование правильной диалогической речи, а также ее последовательности и осознания, есть главное условие развития речи у детей с ОНР, а также подготовки таких детей к дальнейшему обучению по школьной программе. Подтверждение этой мысли можно найти в работах В.П. Глухова, Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой и др.
Проблема развития диалогической речи детей с ОНР является самой актуальной в современной логопедии, так как развитая диалогическая речь является важным средством социализации и общения. Авторы М.И. Лисина, А.В. Запорожец в своих работах подмечают, что общение у дошкольников развивается раньше других психических процессов и присутствует во всех видах детской деятельности. Многие авторы Ю.Ф. Гаркуша, Т.Б. Филичева С.А. Миронова, Е.М. Мастюкова, подмечают, что развитие диалогической речи у дошкольников оказывает существенное влияние на дальнейшее психическое развитие детей, а также на формирование личности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогических исследований позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития диалогической речи у детей с ОНР и недостаточным описанием психолого-педагогических условий данного процесса.
Выявленное в результате анализа литературных источников противоречие позволяет выделить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР?
Это определяет актуальность темы исследования бакалаврской работы «Психолого-педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР».
Объект исследования - процесс развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- реализация дифференцированного подхода в процессе работы с детьми с учетом симптомов, механизмов и структуры общего недоразвития речи;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами, обеспечивающими развитие диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР;
- использование приемов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи;
- осуществление процесса развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии различных специалистов дошкольной образовательной организации и родителей.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать психолого-педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР.
Теоретической основой исследования явились:
- закономерности речевого развития дошкольников, выявленные в работах А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина;
- положения о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.И. Солнцева,);
результаты исследований
Новизна исследования заключается в обосновании психолого - педагогических условий развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе дана характеристика уровней развития диалогической речи у детей 5-6лет с ОНР; обоснованы и охарактеризованы психолого-педагогические условия развития диалогической речи у детей 5-6лет с ОНР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы специалистами дошкольных образовательных организаций в процессе работы по осуществлению развития диалогической речи у детей 5-6лет с ОНР.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБУ д/с №110 «Белоснежка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 24 ребенка 5-6 лет.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован 7 таблицами, 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении процесса развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР. В исследовании были проанализированы и изучены подходы к изучению развития диалогической речи у детей 5 -6 лет с ОНР, а также были изучены работы педагогов и психологов по проблемам развития диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
В констатирующем эксперименте выявлены общие и индивидуальные особенности процесса развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР. Были выявлены группы детей экспериментальная и контрольная группа детей для исследования.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР. Данный этап эксперимента осуществлялся благодаря диагностическому комплексу, включающему в себя ряд методик, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики детей с ОНР.
В процессе формирующего эксперимента проводилась разработка и апробация психолого-педагогических условий, направленных на развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР входящих в экспериментальную группу. В ходе работы по формирующей части нашего эксперимента будут реализовываться следующие задачи:
1. реализовать дифференцированный подход в процессе работы с детьми с учетом симптомов, механизмов и структуры общего недоразвития речи;
2. организовать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на коррекцию диалогической речи детей с ОНР;
3. использовать комплекс ООД для развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
4. осуществлять процесс коррекции диалогической речи во взаимодействии с психологом и учителем-логопедом.
Обобщенный анализ полученных данных продемонстрировал увеличении количества детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития диалогической речи с 30% до 50%, а также демонстрирует снижение показателей низкого уровня развития на 23%. Результаты контрольной группы не подверглись значительным изменениям и остались примерно на том же самом уровне.
Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном снижении числа детей с низким уровнем развития диалогической речи и соответствующем росте количества детей с высоким уровнем развития в экспериментальной группе в процессе внедрения программы развития диалогической речи.
Полученные данные позволяют заключить, что разработанные условия развития диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР обеспечивает наиболее ярко выраженные позитивные изменения в данной процессе.



1. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] /
В.М. Акименко. - М. : Феникс, 2008. - 202 с.
2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 287 с.
3. Аслаева, Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Р.Г. Аслаева. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. - 136 с.
4. Белкина, В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие: Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина и др. - Ярославль : Академия развития, 2008. - 256 с.
5. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М. : Издательство «Аркти», 1998. - 103 с.
6. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы [Текст] / Л.С. Волкова. - М.: Арт, 1997. - 167 с.
7. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская. - М. : Книголюб, 2004. - 104 с.
8. Воробьёва, Е.В. Развитие речи ребёнка от года до семи лет. [Текст] /Е.В. Воробьёва, Е.Е. Шевцова - М.: Сфера, 2007. - 96 с.
9. Глухов, В.П. Формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: 1996. - 89 с.
10. Гуськова, С.А. Обследование устной речи шестилетних детей с балльно-уровневой оценкой [Электронный ресурс] / С.А. Гуськова http://festival.1september.ru/articles/590451/2011 г.
11. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 486 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
13. Запорожец, А.В. Избранные психологические исследования [Текст] / А.В. Запорожец. - Собр. соч. : в 2 т.- М. : Просвещение, 1986. - Т.2. - 296с.
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 205 с.
15. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р.А. Кирьянова. - СПб. : 2006. - 126 с.
16. Лалаева, Р.И. Логатопсихология: учебное пособие для студентов [Текст] / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. - М: Владос, 2011. - 287 с.
17. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] Р. Е. Левина. - М. : АРКТИ, 2005. - 224с.
18. Леонтьев, А.Н. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : 2005. - 300 с.
19. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. Под.ред. Е.Д. Хомской - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. - 320 с.
20. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников [Текст] / Л.С. Маркова. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 174 с.
21. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников с нарушениями речи. Из опыта работы [Текст] / С.А. Миронова. - М. : Просвещение, 1987. - 143 с.
22. Мокроусова, А.А. Психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] : магистерская диссертация / А.А. Мокроусова. - Тольятти: ТГУ, 2015. - 103 с.
23. Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста [Текст] / Авт.- составители А.Ф. Леонова, Т.В. Волосовец - М.: РУДН, 2007. - 87 с.
24. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений [Текст] /Л.М. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
25. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями [Текст]/ Под ред.А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. - Ставрополь: Изд. СГПИ, 2011. - 372 с.
26. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка. Психология: классические труды [Текст] / Жан Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 526 с.
27. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ [Текст] / Под. ред. Н.В. Микляевой. М.: Сфера, 2012 - 128 с.
28. Психология детей с нарушениями речи / [Текст] / Л.В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002. - 408 с.
29. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2005. - 164 с.
30. Преодоление ОНР у дошкольников: учебно-метод. пособие [Текст] / Т.В. Волосовец. - М. : В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. - 256 с.
31. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова. - М. : 2003. - 100 с.
32. Сековец, Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ [Текст] / Под ред. Л.С. Сековец. - М.: АРКТИ, 2006. - 368 с.
33. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд. перераб. [Текст]/ Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
34. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - М. : Академия, 2001. - (Высшее образование). - 312 с.
35. Стребелева, Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 1997. - №2. - С. 50-58.
36. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. - 1991. - 44 с.
37. Филичева, Т.Б., Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 2004. - 232с.
38. Филичева, Т.Б., Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.[Текст] / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
39. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ