Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Ретроспективная и терминологическая база института президентства
в России 7
1.1 Историческое развитие института президентства в России 7
1.2 Президент РФ как глава государства 15
Глава 2 Конституционно-правовой статус Президента РФ 22
2.1 Полномочия Президента РФ, их классификация 22
2.2 Ответственность Президента Российской Федерации 38
2.3 Гарантии деятельности Президента РФ 50
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 64
Аннотация
Тема выпускной квалификационной работы: «Конституционно-
правовой статус Президента Российской Федерации».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что институт президентства имеет недолгую историю в системе отечественного государственного управления. В связи с этим, проблемы анализируемого института российской модели государственного аппарата имеют актуальность и требуют разрешения. По сегодняшний день вопрос о месте института президентства в системе органов государственной власти не решён.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном исследовании правового статуса Президента РФ и определение его места в системе органов государственной власти России.
Задачи: 1) провести исторический анализ становления института
президентства в России; 2) выявить особенности института президентства в России; 3) проанализировать конституционно-правовой статус Президента в России.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
На настоящий момент Российская Федерация характеризуется как государство с демократическим политическим режимом и федеративным государственным устройством. Указанные признаки России обоснованы сложной системой государственного аппарата, который по своей теоретической сущности соответствует общим требованиям правового государства. Иными словами, данный аппарат сформирован на фундаментальном принципе разделения властей. Согласно ему, государственная власть состоит из исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.
Вместе с тем, большую роль в государственном управлении осуществляет Президент РФ. По общему правилу, Президент России - это глава государства, которые не относится не к одной из ветвей власти. В связи с этим возникают некоторые вопросы по поводу значения и места анализируемого института президентства в государственном аппарате Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего следующими положениями:
Во-первых, институт президентства имеет недолгую историю в отечественном государственном управлении. Зародившись в последние годы существования Союза Советских Социалистических Республик, данный институт не смог проявить себя должным образом и дальнейшее свое развитие переживал уже в рамках Российской Федерации. Кризис в сфере государственного управления в начале 1990-х годов, заставил формировать институт президенства спешным образом, меняя механизмы государственного управления, исторически сложившиеся ранее.
Разработанные в условиях подобного цейтнота времени, правила организации деятельности Президента Российской Федерации могут оказаться не оптимальными, в связи с чем они нуждаются в своем подробном рассмотрении.
В связи с этим, проблемы анализируемого института российской модели государственного аппарата имеют актуальность и требуют разрешения.
Во-вторых, по сегодняшний день вопрос о месте института президентства в системе органов государственной власти не решён.
Ряд исследователей предлагает рассматривать институт президентства в качестве самостоятельной ветви государственной власти, точно также как в качестве самостоятельной ветви власти подобными исследователями предлагается рассматривать Прокуратуру Российской Федерации
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие вследствие осуществления своей деятельности Президентом Российской Федерации.
Предметом исследования являются Конституция Российской Федерации, нормы действующего законодательства, регламентирующие и регулирующие: правовой статус и организационную основу института президентства в РФ; некоторые научные источники авторов с различных правовых школ, рассматривающие проблемы анализируемого института в определённом контексте.
Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании правового статуса Президента Российской Федерации и определение его места в системе органов государственной власти России в настоящее время и перспектив его развития в будущем..
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих взаимосвязанных задач:
- провести исторический анализ появления и становления
института президентства в России;
- выявить особенности института президентства в Российской Федерации;
- проанализировать конституционно-правовой статус Президента в России;
- рассмотреть проблемы, существующие на практике в отношении реализации института президенства в Российской Федерации в настоящее время;
- проанализировать возможные будущие направления развития института президенства в Российской Федерации с учетом общих тенденций его развития.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
За такую недолгую историю своего развития, Президент в РФ «доказал способность ювелирно пользоваться теми полномочиями, которые предоставила ему Конституция, а также формировать фактическую конституцию в заданном им направлении, создавая не предусмотренные конституцией политические институты:
а) институт ежегодных прямых многочасовых обращений к народу (Прямых телевизионных линий с народом), что само по себе является уникальным политическим институтом для мировой политики в целом;
б) институт многочасовых пресс-конференций Президента РФ, на которые тысячи СМИ России и зарубежья аккредитуют своих представителей, что тоже является нововведением в мировой политике;
в) институт Общественной палаты РФ, созданный в 2004 году в качестве противовеса отмены прямых выборов глав субъектов РФ (равно как и отмены одномандатных округов на выборах в Госдуму) и смягчения недовольства оппозиции таким выстраиваем «вертикали власти»;
г) институт преемника президента как альтернатива изменению формы правления государства (грузинский вариант) или отмене ограничений по количеству президентских легислатур (белорусский вариант); к чести В.В. Путина, он отверг эти варианты, хотя и усилил полномочия президента полуторакратным увеличением его легислатуры;
д) институт рокировки должностей президента и премьер -министра, что не имеет аналогов в мировой политике;
е) институт фактического лидерства В.В. Путина в должности премьер-министра, т.е. вне зависимости от президентского статуса, что также не имеет аналогов в мировой истории; ж) институт Общественного народного фронта как возможной резервной партии; и др. институты.
Действительно, профессионализма в исполнении своих полномочий, а также достижения своего авторитета как на уровне России, так и на 59
международной арене, Президент Владимир Путин постигал немало лет. Следует отметить, что сегодня в обществе институт президентства характеризуется в основном деятельностью указанного выше лица, что и обосновывает предположение Н.А. Бобровой и наше мнение.
Категории полномочий Президента Российской Федерации сформулированными различными учеными-юристами содержат в себе универсальный характер. Такие классификации соответствуют всем областям жизни общества, а также относятся ко всем видам государственных органов. Несмотря на это особенное внимание ученых-юристов, акцентируется на полномочиях главы государства по отношению к органам исполнительной власти. Многие ученые на примере своих классификаций выделают такие отношения в обособленную группу. И этому есть рациональное объяснение. Подавляющее большинство задач, необходимых для проведения реформ и обеспечения согласованного и эффективного функционирования общества в целом, находится в предмете ведения исполнительной власти, а конкретно на государственные органы исполнительной власти. Требование по воплощению в жизнь таких архиважных и архисложных задач содержит в себе зерно истины. Отсюда следует, что такой подход не останется без внимания Президента Российской Федерации, который в свою очередь неотрывно наблюдает, используя весь перечень полномочий, за деятельностью и согласованным взаимодействием всех органов государственной власти, включая исполнительную ветвь власти.
Исходя из этого, следует также заметить, что Президент РФ в первую очередь - это глава государства, его первое лицо, которое должно соответствовать предъявленным законом требованиям.
Несмотря на сложившуюся практику в сфере управления, где глава государства занимает фактическое первенство в исполнительной власти, Президент в соответствии с Конституцией РФ владеет лишь статусом главы государства. Так или иначе, проанализировав конституционные нормы, можно прийти к выводу о том, что: «Президент Российской Федерации, в 60
сущности, глава исполнительной власти, а также высший руководитель Правительства, ведь глава государства, по большому счету, осуществляет общее стратегическое управление».
Сейчас Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти и вообще главой какой-либо ветви государственной власти. По совокупности задач и полномочий, которые составляют компетенцию главы государства, Президент, несомненно, обосновался на ведущем месте в государственной системе. Он направляет свои полномочия на обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также на соблюдение основного закона страны и защиту прав и свобод человека, и гражданина, на охрану государственного суверенитета.
Если рассматривать полномочия Президента РФ, то можно было бы предположить, что он обладает абсолютной неприкосновенностью, однако Конституция РФ и законодатель в общем предусмотрели для него определённую систему сдержек и противовесов. Иными словами, произвол со стороны главы государства может пресекаться институтами юридической ответственности. Наиболее популярным является институт отрешение Президента РФ, который представляет собой довольно сложную процедуру, состоящую из нескольких этапов, а также она задействует практически все высшие органы власти.
Сегодня существует потребность совершенствования как оснований отрешения Президента от должности, так и процедуры привлечения его к конституционно-правовой ответственности. Считается необходимым, тщательно проанализировав законодательство, упростить процесс отрешения от должности Президента в РФ, разработать механизм его реализации и четко закрепить все это в соответствующем законодательстве.
Однако, дабы органы государственной власти не злоупотребляли ограничением деятельности Президента, пытаясь постоянно привлечь его к ответственности, либо иными способами, существует специальный институт 61
права, обеспечивающий бесперебойную работу главы государства - система гарантий деятельности Президента РФ. Это важный элемент его конституционно-правового статуса, наравне с полномочиями, вступлением в должность, функциями и всем кругом прав, обязанностей и ответственности, предусмотренными законодательством РФ.
Следует признать, что Президент в России является не главой какой- либо конкретной ветви власти, тем более главой исполнительной власти, как это предполагают многие, он находится вне общепризнанного принципа разделения властей.
Вместе с тем, Президент Российской Федерации обладает некоторыми полномочиями, свойственными всем ветвям власти. Законодательной (выступает с законодательной инициативой, принимает Указы), исполнительной (председательствует на заседаниях Правительства Российской Федерации, осуществляет руководство министрами «силового блока») и судебной (может участвовать в реализации процедуры помилования осужденных лиц). Велики также контрольные полномочия Президента Российской Федерации.
По совокупности задач и полномочий, которые составляют компетенцию главы государства, Президент, несомненно, обосновался на ведущем месте в государственной системе. Он направляет свои полномочия на обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также на соблюдение основного закона страны и защиту прав и свобод человека, и гражданина, на охрану государственного суверенитета.
Проведенный анализ показывает, что существуют определенные отличия в реализации конституционной ответственности президента в разных государствах. Однако везде данный процесс сопряжен с
определенными условиями и реализация ответственности главы государства происходит в более сложном порядке, чем реализация юридической ответственности в отношении простого гражданина. Изучение зарубежного 62
опыта института юридической ответственности президента представляет значительный интерес, оно позволяет по-новому взглянуть на аналогичные нормы российского законодательства, возможно, позволит внести в них определенные изменения и устовершенствования.
Институт президентства в Российской Федерации носит довольно широкий характер и не может сводиться к деятельности только главы государства. Считаем целесообразным относить к институту президентства также деятельности Администрации Президента Российской Федерации в лице ее управлений и должностных лиц, деятельность таких совещательных органов, как Совет Безопасности и Госсовет. Важным элементом в функционировании президентской власти выступает деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации. Подобные полномочные представители действуют в некоторых органах государственной власти Российской Федерации (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Также существует институт полномочных представителей в федеральных округах и на уровне субъектов Российской Федерации. Являясь должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации, подобные полномочные представители способствует реализации его полномочий и, прежде всего контрольных полномочий Президента Российской Федерации.
1. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: Изд-во Московского университета, 2001. С. 9-32.
2. Авакьян С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь. // URL: http://law.niv.ru/doc/dictionary/constitutional-law/index.htm (дата обращения 30.04.2020).
3. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998, № 1. С. 8-40.
4. Боброва Н.А. Особенности Российской формы правления и влияние на нее института лидерства // Юридическая наука: история и современность. 2018, №12. С.41-49.
5. Боброва Н.А. Отменяют независимость. Анализ проекта поправок в Конституцию РФ внесенных Президентом РФ в Г осударственную Думу 20 января 2020 года. // Российский писатель. 2020. URL: http://www.rospisatel.ru/bobrova 1 .html (дата обращения 30.04.2020).
6. Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. (Государственно-правовой аспект). Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. 156 с.
7. Быкова Е.А. Особенности ответственности Президента Российской Федерации // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- otvetstvennosti-prezidenta-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 24.04.2020)
8. Быкова Е.А. Особенности ответственности Президента Российской Федерации // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- otvetstvennosti-prezidenta-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 24.04.2020)
9. Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность особый вид юридической ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран // под ред.Проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 53-54
10. Виатр Е., Ежи Дж. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение.
1996. № 2. с. 12-15.
11. Власихин В.А., Жидков О.А., Никифоров Б.С., Николайчик В.М. Конституция США. Текст и постатейный комментарий (в двух частях). Ч. 1. / Редкол.: Власихин В.А. (Отв. ред.), Геевский И.А., Кокошин А.А. М.: РИО Ин-та Соединенных Штатов Америки и Канады, 1984. 162 c.
12. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // URL: http://base.garant.ru/70830556/ (дата обращения 30.04.2020).
13. Газета Ведомости. «Конституционная поправка об обнулении
сроков Путина расколола россиян». 26 март 2020 г. // URL:
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/03/26/826370-konstitutsionnaya- popravka (дата обращения 30.04.2020).
14. Джанкезов Б.М. К вопросу о возможности (невозможности) существования самостоятельной отрасли конституционного процессуального права // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 8-13. URL: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2019/konstitucionnoe-i-municipalnoe-pravo/8/ (дата обращения 31.03.2020).
15. Зиновьев А.В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. № 4. С. 4 -16.
16. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому
государственному праву // Правоведение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975, № 3. С. 80-86.
17. Институт юридической ответственности: монография / под ред. Д.А. Липинского. М.: РИОР: ИНФРА-М.2019. 230 с.
18. Как устроена процедура импичмента Президента США // URL: https://www.znak.com/2019-09- 25/kak_ustroena_procedura_impichmenta_prezidenta_ssha (дата обращения: 24.04.2020)
19. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. М.: Юриспруденция, 1999. 288 с.
...
Всего источников - 60.