ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Основы коррекционно-компенсаторного развития детей с нарушением слуха 11
1.1 Особенности психофизического развития и двигательных способностей слабослышащих детей школьного возраста 11
1.2 Аспекты реабилитации инвалидов с нарушением слуха 16
Выводы по главе 19
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 20
Выводы по главе 27
Глава 3. Развитие мелкой моторики и ее влияние на формирование мануальных двигательных навыков у слабослышащих детей 28
3.1. Морфо-функциональные особенности развития детей со сниженным слухом 28
3.2. Особенности функционального состояния двигательного анализатора 31
3.3. Особенности развития орального праксиса у детей со сниженным слухом 33
3.4. Особенности моторного развития слабослышащих детей 36
3.5. Особенности процесса овладения мануальными навыками в зависимости от уровня развития моторики 40
3.6. Методика развития мануальной моторики слабослышащих детей 47
Выводы по главе 53
Глава 4. Результаты исследований и их обсуждение 54
4.1 Изменение показателей морфо-функционального состояния 54
4.2 Изменение функционального состояния двигательного анализатора 57
4.3 Изменение развития орального праксиса 60
4.4 Изменение показателей моторного развития 62
4.5 Влияние методики развития мануальной моторики на характер формирования учебных навыков слабослышащих детей 66
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Приложение А. Шкалы балльной оценки результатов тестов, характеризующих моторные возможности 86
Приложение Б. Шкалы балльной оценки, характеризующие развитие орального праксиса 89
Приложение В. Шкалы балльной оценки, характеризующие развитие кинестетической организации движений 90
Актуальность исследования. В России проблема нарушения слуха имеет не только медицинскую, но и социальную значимость, что связано с широким распространением данного недуга среди разновозрастного населения. Согласно данным статистики ВОЗ, на 2020 год около 13 миллионов человек страдают нарушениями слуха.
Проблема нарушений слуха ведет к целому ряду вторичных отклонений, а прежде всего, к нарушениям функций речи. Вследствие нарушения речевого развития объем получаемой информации из внешнего мира снижается, что негативно сказывается на познавательных процессах, в том числе, на двигательном развитии.
Изучение моторики детей является интересной и актуальной проблемой. Движения, являясь признаком жизни и развития организма, осуществляются на протяжении всего жизненного цикла, и поэтому изучение онтогенеза моторных функций есть - изучение онтогенеза человеческого организма в целом.
Как пишет Богданова Т.Г. [15]: В процессе развития двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и другие, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп.
Согласно данным исследований Нейман Л.В. [95]: «Действия руки являются наилучшей моделью для исследования мелкой моторики, играющей большую роль в общем двигательном развитии ребенка. Важность движения рук для деятельности ребенка несомненна, так как проекция пальцев рук занимает треть всей зоны моторной проекции. В зависимости от того, насколько тонкие и дифференцированные движения осуществляет та или иная мышца, ее проекция занимает больше или меньше места. Например, мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют отдельное представительство в передней центральной извилине, в то время как крупные мышечные группы ног туловища представлены суммарно».
После открытия исследователями двигательных проекций частей тела в передней центральной извилине головного мозга, стали появляться экспериментальные данные о связи движения и речи.
Анализ специальной литературы показал, что многие исследователи обращают внимание на необходимость специальной работы по развитию моторной сферы у детей с нарушением слуха в комплексе коррекционного воздействия. Однако, несмотря на то, что проблема развития мелкой моторики освещена в большом количестве работ, система коррекционного воздействия по формированию мелкой моторики, при общем недоразвитии слуха у детей, в литературе представлена разрозненно.
Анализируя научно - методическую литературу, мы выявили что, дети с нарушением слуха испытывают особые образовательные потребности и нуждаются в более индивидуальном подходе в процессе обучения.
В этой связи, изучение данной проблемы является, на наш взгляд, актуальным для теории и практики адаптивной физической культуры.
Объектом исследования - образовательный процесс, планируемый для слабослышащих детей с различной степенью выраженности тугоухости - учащихся коррекционной школы-интерната №5 г. Тольятти.
Предметом исследования является комплексная методика целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей.
Цель исследования - разработка методики развития мануальной моторики средствами адаптивной физической культуры и экспериментальное обоснование ее влияния на реализацию процесса развития речи и овладение учебными навыками слабослышащих детей.
Гипотеза исследования. Разработка методики целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей весьма целесообразна, так как, во-первых, послужит основой для формирования устной речи и учебных навыков, тем самым, облегчая обучаемость детей; во- вторых, создаст основу для совершенствования социальной интеграции путем более полного овладения детьми навыками бытового самообслуживания.
Перед исследованием были поставлены задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ средств, форм и методов, применяемых в адаптивном физическом воспитании детей с недостаточным слухом.
2. Исследовать влияние уровня развития мануальной моторики на возможность овладения учебными навыками слабослышащими детьми.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику развития мануальной моторики средствами АФК у слабослышащих детей.
Методологическую основу исследования составили: положения философии о научном подходе к изучению предметов, явлений и процессов окружающей действительности; идеи о всеобщей взаимосвязи и развитии явлений объективной действительности; о единстве развития личности и деятельности; взаимосвязи теории и практики; непрерывности образования; теория деятельностного и системного подхода к изучению педагогических процессов и явлений; теория и методика дефектологии.
Теоретической основой исследования стали:
- научные взгляды Л.С.Выготского, раскрывающие принципы и методы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности лиц с нарушением слуха [А.А. Добрынина, 2012; Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова, 2016; Л.В. Андреева, 2016; С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев, 2001; Т.Г. Богданова, 2016; А.П. Гозова, 2019 и др.];
- психологические исследования личности и процессов социализации и интеграции лиц с ОВЗ [Т.В. Егорова, 2001; Н. А. Бойко, В. Н. Бойко, 2016; Н.В. Павлова, И.А. Кузнецова, Л.А. Лазарева, 2015; Е.С. Матвеева М. В., 2016; Т. Э. Токаева, А. А. Наумов, 2013; Л.И.Солнцева, 2014; В. И. Лубовский, 2014 и др.];
- современные методики и научные работы в области адаптивного физического воспитания [Козленко Н. А., 2018; С. П. Евсеев, 2016; Т. Э. Токаева, А. А. Наумов, 2013; Е.М.Мастюкова Е.М., 2017; Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе, 2016; А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова, 2019; Л. Н. Ростомашвили, 2020 и др.];
- научные труда, отражающие вопросы гигиены, лечебной физической культуры, физической реабилитации [Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова, 2015; Л. И. Акатов, 2003; Р. Вернер, 2015; Г. Н. Грец, 2007; В.А. Епифанов, 2016; А.Г.Хрипкова, Д.В. Колисов, 2019; Л.В.Шапкова, 2014; М.И.Фонарев, 2017; О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева, 2017 и др.];
- исследования ученых в области специальной психологии и педагогики, дефектологии и патологии [В.Н. Дружинин, 2016; Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова, 2017; П. С. Гуревич, 2019 и др.].
Исходя из задач и целей магистерской диссертации, в работе применялись следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Организация исследования. Экспериментальная часть работы проводилась на базе школы-интерната №5 г. Тольятти.
В нашем исследовании принимали участие 26 человек. Основную группу составили 14 человек, учащиеся 1 и 2 классов "А". В контрольную группу вошли 12 человек, учащиеся 1 и 2 классов "Б". Состав исследуемой группы был практически однородным, как в клиническом, так и в возрастном аспекте. Возраст испытуемых колебался от 7 до 9 лет.
Все дети имели основной диагноз - тугоухость разной степени выраженности. Двое детей имели в анамнезе сопутствующий диагноз - остаточные явления ДЦП (детского церебрального паралича), один ребенок - психический дисгармонический инфантилизм. Два ребенка страдали синдромом двигательной расторможенности. У 7 человек отмечалось нарушение зрения. Практически у всех детей в анамнезе имелось ОНР (общее нарушение речи) и дополнительные речевые нарушения - дизартрия, аллалия, аграмматизм.
У 32% детей причиной заболевания явилась глухота или тугоухость одного из родителей, у 14%-обоих родителей. У 45% детей причиной поражения слуха стали острые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте. Обследование проводилось в течение 2-х недель; в первой половине дня с 10 до 13 часов; прямо в классе, где проходили учебные занятия. Это делалось для того, чтобы дети, находясь в привычной обстановке, меньше пугались и отвлекались в процессе эксперимента.
Учащиеся экспериментальной группы занимались по специальной программе развития мануальной моторики с использованием средств адаптивной физической культуры. Методика представляла собой комплексную программу развития движений.
Учащиеся контрольной группы занимались по действующей программе физического воспитания учащихся 1-3-х классов коррекционных школ (для детей с нарушением слуха).
Педагогический эксперимент проводился в течение 2019/2020 учебного года. Данные, полученные в исследовании, заносились в таблицы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная часть работы проводилась на базе школы-интерната №5 г. Тольятти.
Научная новизна заключается в том, что в работе показан комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы слабослышащих детей, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обосновании влияния мануальной моторики на возможность овладения учебными навыками слабослышащими детьми
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Результаты работы конкретизируют использование средств, форм и методов адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики в учебно-воспитательном процессе слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста. Комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы учащихся с патологией слуха, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой, позволяет повысить эффективность обучения детей данной категории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности применения комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; адекватностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных; положительным результатом исследования; личным участием автора в организации и проведении исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях ТГУ и методических семинарах кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методика целенаправленного развития мануальной моторики у слабослышащих детей, являющаяся основой для формирования устной речи и учебных навыков, тем самым, облегчая обучаемость детей; создающая основу для совершенствования социальной интеграции путем более полного овладения детьми навыками бытового самообслуживания.
2. Комплексный подход к решению проблемы развития двигательной сферы учащихся с патологией слуха, в сочетании различных средств и методов адаптивной физической культуры с логопедией и лечебной педагогикой, позволяет повысить эффективность обучения детей данной категории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
3. Целесообразность применения комплексной методики развития мануальной моторики у слабослышащих детей средствами адаптивной физической культуры и логопедии.
Структура магистерской работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы; содержит 15 таблиц, 5 рисунков. Основная часть работы изложена на 91 страницах компьютерного текста.
На основе анализа литературных источников по изучению форм, средств, методов адаптивной физической культуры и школьного обучения слабослышащих школьников можно сделать вывод о том, что существующие исследования, главным образом, посвящены вопросам развития макромоторики. Исследования по изучению взаимосвязи между предварительным двигательным опытом, приобретенным в результате развития мелкой моторики и формированием учебных навыков, практически отсутствуют.
В результате анализа литературных источников были определены методы исследования антропометрических показателей, двигательного анализатора, моторного профиля и развития артикуляционного аппарата; этапы педагогического эксперимента; метод контент-анализа; методы математической статистики.
В результате первичного обследования были получены следующие данные:
- выявлены уровни морфо-функционального развития слабослышащих детей и их отставание по этим показателям от уровня здоровых сверстников;
- определен низкий уровень функционального состояния двигательного анализатора, что оказывает непосредственное влияние на моторные возможности слабослышащих детей;
- обнаружены недостатки мелкой моторики, которые проявляются как при выполнении изолированных движений, так и при действиях с предметами;
- отмечается недоразвитие речевой функции, проявляющееся в слабости речевого дыхания и недостаточной активности артикуляционного аппарата.
На основе первичного обследования и анализа литературных источников была разработана специальная программа, в которую вошли следующие блоки: дыхательные упражнения, специальные пальцевые упражнения и упражнения с предметами, упражнения для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия; прыжки, лазанье и подвижные игры, подобранные в соответствии с содержанием коррекционных задач, на основании учета вторичных дефектов слабослышащих детей.
В результате проведенной экспериментальной программы у детей с недостатками слуха произошли следующие изменения:
- в изменениях антропометрических показателей достоверных различий не обнаружено ни в контрольной, ни в экспериментальных группах, что объясняется общими закономерностями развития детей и не зависит от экспериментального двигательного режима;
- изменения показателей функции внешнего дыхания оказались достоверными по всем критериям и приблизились в экспериментальной группе к таковым у здоровых детей;
- выявлен генезис показателей моторики детей с недостаточным слухом, полученный в педагогическом эксперименте с использованием средств адаптивной физической культуры, который характеризуется:
- улучшением функционального состояния двигательного анализатора (Р 0,05); в частности, значительно снизились показатели динамического тремора (W - на 2,2, Z - на 1,9, II - на 1,8); обнаружена более высокая точность движений при броске мяча в цель и ловле мяча, обусловленная коррекцией дефектов мелкой моторики;
- в экспериментальной группе отмечено значительное увеличение моторных возможностей (Р = 0,99); у испытуемых отмечено увеличение темпа движений, появление соизмеримых мышечных усилий; в контрольной группе также отмечались достоверные различия (Р < 0,95), однако они были значительно меньше, чем в экспериментальной группе;
- отмечается положительная динамика в развитии речевой функции у испытуемых экспериментальной группы; достоверные изменения произошли в развитии речевого дыхания и устной речи.
1. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. 335 с.
2. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно-методическое пособие / составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2016. 116 с.
3. Акатова А. А. Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре: учебное пособие/ А. А. Акатова, Т. В. Абызова. Пермь : ПГГПУ, 2015. 102 с.
4. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений М. : ВЛАДОС, 2003. 368 с.
5. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой, 4-е изд., стереотип. М. : Академия, 2017. 412с.
6. Антонюк С. Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья / С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2001. №4. С. 56-57.
7. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников, 2-ое изд. М. : Физкультура и спорт, 2017. 288 с.
8. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка. М. : Физкультура и спорт, 2005. 188 с.
9. Антропова М.В., Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам, 2-ое изд.перераб. и доп. М. : Педагогика, 2018. 299 с.
10. Аукстер Д. Принципы и методы адаптивного физического воспитания и рекреации: моногр. / Д. Аукстер, Ж. Руфеч, С. Хейттинг, 10-е изд. М. : Краун Хилл; Нью-Йорк, 2005. 240 с.
11. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте, 2-е изд. М. : Медицина, 2016. 150 с.
12. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учеб. для пед вузов, 2-е изд.перераб. и доп. М. : АСАОЕМ1А, 2016. 617 с.
13. Афзалова А.Н., Фонарев Д.В., Райзих А.А., Фатхутдинова А.А. Формирование и оценивание образовательных результатов на уроке физической культуры // Известия ТулГУ. 2020. №3. 87 с.
14. Байкина Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев. М. : Сов. спорт, 1991. 61 с.
15. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. М. : АСАНЕМ1А, 2016. 221 с.
...