ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность понятия «пространственное воображение» в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Психолого-педагогические особенности развития младших
школьников 19
1.3. Психолого-педагогические особенности развития пространственного
воображения детей младшего школьного возраста 29
Выводы по I главе 39
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОНЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ
2.1. Педагогическая модель развития пространственного воображения
младших школьников на занятиях по творческому моделированию в системе дополнительного образования 42
2.2. Организация работы по развитию пространственного воображения
младших школьников посредством моделирования из бумаги в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Творчество из бумаги» 59
2.3. Динамика развития пространственного воображения младших
школьников посредством моделирования из бумаги в детской художественной студии 66
Выводы по II главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Актуальность исследования. Социальные потребности современного общества ставят перед образованием задачу формирования активной личности, способной мыслить творчески, принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, легко, а главное быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. В процессе учебной деятельности происходит систематическое и последовательное формирование личностных качеств, которые оказывают решающее влияние на овладения учащимися знаний, умений и навыков. Всестороннее развитие личности предусматривает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает «главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная деятельность для младшего школьника, и, если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается» [107]. Педагоги и психологи (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Э.В. Ильенкова Р.С. Немов и др.) отмечают, что в начальных классах учебный процесс идет от живого созерцания, и здесь большую роль, играет уровень развития когнитивных функций: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, мышления и воображения.
Именно развитию воображения и мыслительных способностей необходимо уделять особое внимание в воспитании ребенка в возрасте от шести до одиннадцати лет, т.к. это способствует расширению познавательных возможностей детей.
При анализе педагогической практики традиционной школы, особую сложность при развитии воображения школьников представляет пространственное воображение (Н.И. Царькова) [98]. На это обращают внимание следующие исследователи: Б.Г. Ананьев, Р.М. Грановская, Е.А Захарова, Е.Н. Кабанова-Меллер, Г.И. Лернер, Б.Ф.Ломов, Л.А. Минасян, А.М. Пышкало, В.В. Репьев, Н.Н. Столярова, И.С. Якиманская и др. Они указывают на то, что школьники недостаточно хорошо умеют оперировать 3
образами и обладают слабо развитыми пространственными представлениями, поэтому испытывают определенные трудности в фиксировании технических и конструкторских идей. Академик Колмогоров А.Н. отмечает слабое умение выпускников школ представлять пространственные конфигурации, взаиморасположение фигур в их изображениях на чертежах и т.д. [56]. Н.Б. Истомина указывает на то, что многие ошибки выпускников учебных заведений допускают при использовании проекционного чертежа, говорит о непонимании свойств параллельного проектирования [52], [53].
Н.Д. Мацько [68], Н.Г. Салмина [86] и др. отмечают небрежное оформление чертежей и отсутствие в них наглядности, на ошибки в геометрических построениях.
Пространственное воображение является способом приобретения информации, вспомогательным способом мышления, формулировки задач, полезным помощником или средством при решении определённой проблемы. Оно необходимо во многих профессиях, а именно, в большей части инженерно-технических специальностей, архитектуре и дизайне, является инструментом работы модельеров и стилистов, летчиков и моряков, и мн.др. Все, кто создает пространственные объекты, меняет пространственные объекты, действует внутри пространственных объектов, - все они обязаны владеть пространственным воображением. От него во многом зависит успешность усвоения детьми школьной программы, а, следовательно, и общее развитие ребенка.
Развитие пространственного воображения младших школьников не только способствует формированию определенных практических навыков, но непосредственно связано с их будущей подготовкой к трудовой деятельности. Кузин B.C. неоднократно подчеркивал в своих работах значимость развития пространственного воображения для воспитания творческих задатков у школьников [59].
По словам В.А. Сухомлинского, «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончике пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [90, с 23].
Мыслительные особенности человека определяются многими показателями, одним из которых является пространственное мышление (воображение), представляющее собой разновидность образного мышления (Р. Арнхейм, Л.И. Божович, А.Д. Ботвинников, А.В. Белошистая, П.Я. Гальперин, М. Дональдсон, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Салмина, Л.Ю. Субботина, И.С. Якиманская).
Одним из средств активизации пространственного воображения в начальной школе является процесс моделирования из бумаги. В своих исследованиях Е.А. Захарова [48], В.К. Лукашевич [65], А.Я. Цукарь [100] и др. утверждают, что занятия по моделированию из бумаги способствуют оптимизации воспитательного и образовательного процесса, гармонизации развития детей в целом, формированию базовых математических способностей, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления, развитию пространственных представлений и воображения. Создание бумажных моделей в различных техниках исполнения воспитывает активное познавательное отношение младших школьников, удовлетворяется их потребность в движении, конкретной деятельности и деятельному общению.
Актуальность данного исследования подтверждается:
- теоретической и практической значимостью проблемы развития пространственного воображения младших школьников;
- отсутствием научной литературы, дающей целостное представление о моделировании из бумаги как дидактическом средстве, способствующем развитию пространственного воображения;
- недостаточным изучением педагогического аспекта, связанного с подбором средств и методов формирования и развития этих навыков.
Качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы доказал, что повышение уровня развития пространственного воображения младших школьников достигается в процессе учебно-творческой деятельности на занятиях по творческому моделированию из бумаги в системе дополнительного образования, на основе интегрированных форм обучения, комбинирования методов обучения, с применением традиционных и современных образовательных технологий. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволили сформулировать основные выводы.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи исследования, на основании чего сделаны следующие выводы:
1. Изучение состояния проблемы развития пространственного воображения у детей младшего школьного возраста позволило выявить необходимость создания педагогической модели, основанной на едином подходе к организации и содержанию процесса развития пространственного воображения младших школьников на занятиях по творческому моделированию в системе дополнительного образования.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть сущность понятия «пространственное воображение» младших школьников, в качестве неотъемлемого психического процесса, необходимого для усвоения знаний, решению различного рода теоретических и практических задач.
3. Педагогическая модель развития пространственного воображения младших школьников на занятиях по творческому моделированию из бумаги, основанная на едином педагогическом подходе к организации и содержанию процесса развития пространственного воображения у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования включает шесть компонентов: целевой, стимулирующее-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий и оценочно¬результативный. Все компоненты педагогической модели развития пространственного воображения детей находятся в тесной взаимосвязи: решение поставленных задач для успешного достижения цели обучения требует педагогического воздействия на мотивационную сферу учащихся. Цель обучения и его содержание требуют применения определенных форм, средств, педагогических приёмов стимулирования и организации этого процесса. Осуществление контроля хода обучения и за результатом также необходимо в процессе обучения. Оценка полученного результата позволяет сделать вывод о достижении цели обучения и определить новые цели.
4. Разработанные критерии обеспечивают возможность определения уровня развития пространственного воображения у младших школьников. Результаты исследования могут служить теоретической основой при разработке педагогом дополнительного образования путей развития пространственного воображения в детской художественной студии.
5. При анализе психолого-педагогической литературы выяснилось, что достичь наиболее эффективного развития пространственного воображения в младшем школьном возрасте возможно с применением игровых и активных действий в учебно-творческом процессе, последовательной педагогической системе.
6. Опытно-экспериментальная работа доказала, что разработанная и внедренная в образовательный процесс учреждения дополнительного образования педагогическая модель развития пространственного воображения младших школьников является эффективной и может быть использована в образовательном процессе педагогами дополнительного образования.
Диссертационное исследование создает предпосылки дельнейшего изучения проблемы развития пространственного воображения младших школьников в системе дополнительного образования. При этом может быть расширен возрастной диапазон учащихся.
1. Айдарова, Л.И. Методологический аспект проблемы способностей/ Л.И. Айдарова. - М.: Наука, 1977.- 58 с.
2. 6. Айдарова, Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для ребенка // Учебная деятельность и мышление. - М. - Уфа, 1985. —99 - 101 с.
3. Александрова, С.С. Психологические особенности младшего школьника
[Электронный ресурс]/ С.С. Александрова. Школьная психологическая служба.- 2010. - №7. Режим доступа:
http://festival .1 september.ru/articles/214262.
4. Ананьев, Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства// Вопросы психологии. - 1960. - №1. - 21-29 с.
5. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей/ Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко - М.:Просвещение, 1964.-304 с.
6. Андрущенко, А.В. Формирование начальных графических умений учащихся при обучении геометрии: автореф. дис. ... канд. пед. наук/А.В. Андрущенко. — М.:1988.-14 с.
7. Анохин, Д.К. Опережающее отражение действительности. Вопросы философии / Д.К.Анохин. - М.: 1962. - № 7. - 35 с.
8. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие/ [Электронный ресурс] /
Р. Арнхейм - М.:Прогресс 1974. Режим доступа: http://soul-
foto.ru/photo books.
9. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. [Электронный ресурс] / Ю.К. Бабанский //Методические основы.- М.: Педагогика, 1977.- 254 с. Режим доступа: http: //www.alleng.ru/d/ped/ped005.htm.
10. Багданович, М.В. Элементы геометрии в начальных классах: автореф. дис. ... канд. пед. наук/М.В. Богданович. — Киев, 1966. — 19 с.
11. Баженов, Л. Моделирование/Л. Баженов, Б. Бирюков, В. Штофф // Филосовская энциклопедия.-Т.З. - М., 1967.— 467-471 с.
12. М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова. Математика 2 класс. Рабочая тетрадь №1 М. И. Башмаков. - М.:Планета знаний. - 2013. - 30 с.
13. Белошистая, А.В., Кабанова Н.В. Моделирование в курсе "Математика и конструирование". // Начальная школа. 1990. - № 9. - С. 38-45.
14. Белошистая, A.B. Почему школьникам так трудно дается геометрия? [Электронный ресурс] / A.B. Белошистая //Математика в школе. - 1999.- №6. Режим доступа: http://www.old.gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r 91/cgiirbis 64.exe.
15. Березная, М.Я. Методы конструктивной геометрии в школьном геометрическом моделировании / М.Я. Березная. - Л.: Наука, 1957. - 400 с.
16. Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М.: МПА, 1995.-210 с.
17. Ботвинников, А.Д. О некоторых вопросах взаимосвязи математики и черчения в условиях работы по новым программам. - Математика в школе, 1975.- №3. -48 с.
18. Ботвинников, А.Д. Способы развития динамических пространственных представлений учащихся. // Об актуальных вопросах методики обучения черчению. М.: Просвещение, 1977. - 29-45 с.
...
Всего источников - 85.
Содержание магистерской диссертации – Развитие пространственного воображения младших школьников на занятиях по творческому моделированию из бумаги в системе дополнительного образования
Выдержки из магистерской диссертации - Развитие пространственного воображения младших школьников на занятиях по творческому моделированию из бумаги в системе дополнительного образования