Система государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности
|
Введение 4
1 Теоретические основы государственного экологического контроля 12
1.1 Понятие и система экологического контроля 12
1.2 Принципы, функции и формы экологического контроля 19
1.3 Нормативно-правовая база государственного экологического контроля в РФ 32
2 Исследование административно-правового регулирования государственного экологического контроля на территории субъектов Российской Федерации (на примере Республики Крым) 46
2.1 Территориальные органы исполнительной власти в сфере экологического контроля в Республике Крым: структура, задачи и правовое положение 46
2.2 Оценка экологической ситуации в Республике Крым: тенденции и проблемы 52
2.3 Организация и осуществление производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал») 69
Выводы по 2 главе 79
3 Совершенствование государственного экологического контроля 81
3.1 Совершенствование законодательства о государственном экологическом контроле 81
3.2 Изменения в организационной структуре государственного экологического контроля в Республике Крым 92
3.3 Оптимизация производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал») 102
Заключение 114
Список используемой литературы 118
Приложение А Организационная структура управления региональным экологическим контролем (надзором) в Республике Крым 126
Приложение Б Анализ финансовых результатов деятельности ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» 127
Приложение В Организационная структура управления филиалом ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» 128
Приложение Г План по организации и работе Отдела экологической безопасности администрации морского порта «Керчь» 129
1 Теоретические основы государственного экологического контроля 12
1.1 Понятие и система экологического контроля 12
1.2 Принципы, функции и формы экологического контроля 19
1.3 Нормативно-правовая база государственного экологического контроля в РФ 32
2 Исследование административно-правового регулирования государственного экологического контроля на территории субъектов Российской Федерации (на примере Республики Крым) 46
2.1 Территориальные органы исполнительной власти в сфере экологического контроля в Республике Крым: структура, задачи и правовое положение 46
2.2 Оценка экологической ситуации в Республике Крым: тенденции и проблемы 52
2.3 Организация и осуществление производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал») 69
Выводы по 2 главе 79
3 Совершенствование государственного экологического контроля 81
3.1 Совершенствование законодательства о государственном экологическом контроле 81
3.2 Изменения в организационной структуре государственного экологического контроля в Республике Крым 92
3.3 Оптимизация производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал») 102
Заключение 114
Список используемой литературы 118
Приложение А Организационная структура управления региональным экологическим контролем (надзором) в Республике Крым 126
Приложение Б Анализ финансовых результатов деятельности ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» 127
Приложение В Организационная структура управления филиалом ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» 128
Приложение Г План по организации и работе Отдела экологической безопасности администрации морского порта «Керчь» 129
Актуальность исследования. На современном этапе развития цивилизации большое значение приобретает поиск оптимального взаимодействия между окружающей средой и удовлетворением базовых потребностей общества. Одним из средств обеспечения всестороннего учета социальных, экономических и экологических интересов общества является экологическая политика государства, которая реализуется прежде всего через систему экологического управления. В Конституции РФ определено, что обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Российской Федерации является обязанностью государства. Именно государство определяет допустимые формы использования природоохранного потенциала на основе планирования, стимулирования и контроля. Государство признает своей важнейшей задачей обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды путем создания системы совершенного, полного и адекватного контроля за экологическим состоянием окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов и безопасностью жизнедеятельности человека.
Актуальность исследования проблемы совершенствования структуры и характера функционирования системы экологического контроля обусловлена объективными потребностями научного обоснования и сопровождения процесса трансформации действующих и создание новых организационных структур управления, способных эффективно функционировать в условиях рыночной среды и демократизации всех сфер общественной жизни, в условиях глобализации. Это требует не только дальнейшего развития теории управления, но и четкого определения ее предметного поля для выработки теоретико-методологической базы исследований, направленных на повышение эффективности организационного взаимодействия в системе государственного экологического контроля.
Экологический контроль выступает средством гармонизации отношений общества и природы в контексте глобальных тенденций экологизации жизнедеятельности человечества, реализации практических действий на пути к экологически сбалансированному хозяйствованию. Поэтому в процессе осуществления экологического контроля государством следует учитывать как объективные процессы самоуправления в природе, так и необходимость целенаправленного управления окружающей средой в интересах общества.
В настоящее время в Российской Федерации уже достигнуты определенные успехи в разработке и функционировании системы государственного экологического контроля в таких отраслях как промышленность, сельское хозяйство. При этом к охране морской среды в научных исследованиях по управлению природопользованием привлечено значительно меньшее внимание, в то время как, например, крупные танкерные катастрофы, сопровождающиеся разливом нефти в десятки тысяч тонн, приносят колоссальный ущерб экологии. Кроме того, еще больший вклад в загрязнение моря вносят относительно незначительные по объему сбросы нефтесодержащих сточных вод в морские воды, которые происходят постоянно, особенно на территории морских портов, причиной чего являются нарушения судами природоохранных требований. В случае таких экологических нарушений основным видом природоохранной деятельности является государственный экологический контроль. Вместе с тем экономические основы повышения эффективности этого вида деятельности не разработаны ни в Российской Федерации, ни за рубежом, хотя потребность в них растет, что свидетельствует об актуальности проведения дальнейших теоретических исследований и разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы государственного экологического контроля и повышению его эффективности.
Степень разработанности проблемы. Проблеме совершенствования экологического контроля в настоящее время уделяется значительное внимание как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Наследием ученых является исследование концептуальных основ государственного экологического контроля, определение проблем, механизмов, подходов к обеспечению эффективности экологического контроля, правовых аспектов его реализации и т.п. Следует отметить наработки в этом направлении М.А. Бучаковой, Н.В. Даниловой, К.П. Латышенко, А. П. Хаустова и др. Концептуальные вопросы развития государственного экологического контроля нашли отражение в трудах таких ученых, как Л.С. Гамидуллаева, Л.В. Чхутиашвили, И.Ю. Шахрай и др.
Однако исследования проблем осуществления экологического контроля пока остаются вне комплексного научного анализа. В частности, нерешенными остаются проблемы, связанные с осуществлением парламентского контроля за реализацией экологической политики, что, в свою очередь, предусматривает внедрение анализа проведенных парламентских процедур по направлениям государственной политики, учет результатов исследований других аналитических центров, общественных и политических объединений в вопросах сохранение окружающей среды. Кроме того, в недостаточно освещены вопросы общественного экологического контроля и возможности его применения для снижения негативного влияния на окружающую среду. Вопросы правового совершенствования существующих и определение новых форм экологического контроля являются актуальными и требует дальнейшего детального исследования. Актуальность проблемы, недостаточный уровень ее научной разработанности обусловили постановку цели и задач исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексная научная разработка вопросов правового регулирования государственного экологического контроля, формулирование теоретических положений, научных выводов и предложений.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие и систему экологического контроля;
• рассмотреть принципы, функции и формы экологического контроля
• охарактеризовать нормативно-правовую базу государственного экологического контроля в РФ;
• исследовать структуру, задачи и правовое положение территориальных органов исполнительной власти в сфере экологического контроля в Республике Крым:
• проанализировать и дать оценку экологической ситуации в Республике Крым;
• рассмотреть организацию и осуществление производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал»);
• разработать рекомендации по совершенствованию законодательства о государственном экологическом контроле;
• предложить изменения в организационной структуре государственного экологического контроля в Республике Крым;
• разработать предложения по оптимизации производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал»).
Объект исследования - общественные отношения, возникающие по поводу осуществления экологического контроля.
Предмет исследования - правовые вопросы осуществления государственного экологического контроля; понятие, механизм, формы и методы государственного экологического контроля.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы будут являться научные работы зарубежных и отечественных учёных, в которых рассмотрены проблемы государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности.
Исследование выполнено с использованием широкого спектра общих и специальных научных методов научного познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции - для освещения теоретических основ исследования государственного экологического контроля, определение его сущности и содержания; сравнения и логического обобщения - для характеристики места и роли экологического контроля в обеспечении реализации экологической политики; группировки и экспертных оценок - для выявления основных противоречий и рисков реализации форм государственного экологического контроля; компаративный анализ - для определения особенностей институционального обеспечения экологического контроля; статистический, аналитического группировки - для изучения тенденций развития государственного экологического контроля в странах мира и в Российской Федерации; системно-структурный анализ - для разработки основных направлений развития государственного экологического контроля; системный подход - для раскрытия содержания механизма реализации государственного экологического контроля.
Эмпирическая база исследования, позволившая получить и обосновать достоверные результаты, основывается на данных Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым; Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Результаты исследования будут заключаться в разработке комплекса методических положений и практических предложений по повышению эффективности государственного экологического контроля, что будет отражено в следующих положениях выносимых на защиту:
1. Идентифицировать и дополнить категориальный аппарат. Дано авторское определение понятию «экологический контроль», который предложено понимать как деятельность уполномоченных субъектов, которые осуществляют проверку соблюдения и выполнения действующего экологического законодательства. Соответственно, «государственный контроль в сфере охраны окружающей среды» предложено определить как деятельность вышеупомянутых уполномоченных субъектов, осуществляющих проверку соблюдения и выполнения действующего природоохранного законодательства.
2. Дополнить систему принципов экологического контроля принципами экологического контроля законодательно признать принцип сбалансированного использования природных ресурсов и экологизации соответствующего производства.
3. Определить проблемы нормативно-правовой базы государственного экологического контроля в РФ и предложить пути их решения, в частности, путем разработки Экологического кодекса РФ, а также ратификации РФ международных конвенций в области охраны окружающей среды, основными из которых являются Орхусская конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо).
4. Предложить создать в структуре Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым отдельный Департамент по экологическому мониторингу и информации, который будет состоять из отдела экологического мониторинга и управления экологической информации и анализа, включающего аналитический отдел и информационно-статистический отдел.
5. Разработать предложения по оптимизации производственного экологического контроля в филиале ГУП «Крымские морские порты» «Порт- терминал».
Теоретическая и практическая значимость работы. В проведенном исследовании будут получены для дальнейшего развития, существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблемы системы государственного экологического. Представленные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические предложения будут направлены на повышение эффективности государственного экологического контроля на региональном уровне с целью обеспечения охраны окружающей среды.
Разрабатываемые автором предложения по совершенствованию законодательства о государственном экологическом контроле, а также организационной структуры экологического контроля в Республике Крым могут быть использованы органами государственной власти для повышения эффективности управления в сфере охраны окружающей среды в регионах, при разработке программ социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику управления экологическим контролем в регионах России с целью повышения эффективности охраны окружающей среды.
Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки менеджеров и экономистов при чтении курсов «Региональная экономика», «Управление региональным развитием».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования будут изложены, обсуждены и получили одобрение на 3-х научно-практических конференциях с изданием сборника научных статей (тезисов).
Структура диссертации будет определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении будет обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана характеристика степени изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты эффективности управления в сфере охраны окружающей средств» будут определены понятие и система экологического контроля; принципы, функции и формы экологического контроля; исследована нормативно-правовая база государственного экологического контроля в РФ.
Во второй главе «Исследование административно-правового регулирования государственного экологического контроля на территории субъектов Российской Федерации (на примере Республики Крым)» будет рассмотрена структура и задачи территориальных органов исполнительной власти в сфере экологического контроля в Республике Крым; проведен анализ экологической ситуации в Республике Крым, а также организации и осуществления производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал»).
В третьей главе «Совершенствование государственного экологического контроля» будут предложены мероприятия по усовершенствованию законодательства о государственном экологическом контроле; изменения в организационной структуре государственного экологического контроля в Республике Крым; оптимизации производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал»)
В заключении будут обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения теоретического и практического значения.
Актуальность исследования проблемы совершенствования структуры и характера функционирования системы экологического контроля обусловлена объективными потребностями научного обоснования и сопровождения процесса трансформации действующих и создание новых организационных структур управления, способных эффективно функционировать в условиях рыночной среды и демократизации всех сфер общественной жизни, в условиях глобализации. Это требует не только дальнейшего развития теории управления, но и четкого определения ее предметного поля для выработки теоретико-методологической базы исследований, направленных на повышение эффективности организационного взаимодействия в системе государственного экологического контроля.
Экологический контроль выступает средством гармонизации отношений общества и природы в контексте глобальных тенденций экологизации жизнедеятельности человечества, реализации практических действий на пути к экологически сбалансированному хозяйствованию. Поэтому в процессе осуществления экологического контроля государством следует учитывать как объективные процессы самоуправления в природе, так и необходимость целенаправленного управления окружающей средой в интересах общества.
В настоящее время в Российской Федерации уже достигнуты определенные успехи в разработке и функционировании системы государственного экологического контроля в таких отраслях как промышленность, сельское хозяйство. При этом к охране морской среды в научных исследованиях по управлению природопользованием привлечено значительно меньшее внимание, в то время как, например, крупные танкерные катастрофы, сопровождающиеся разливом нефти в десятки тысяч тонн, приносят колоссальный ущерб экологии. Кроме того, еще больший вклад в загрязнение моря вносят относительно незначительные по объему сбросы нефтесодержащих сточных вод в морские воды, которые происходят постоянно, особенно на территории морских портов, причиной чего являются нарушения судами природоохранных требований. В случае таких экологических нарушений основным видом природоохранной деятельности является государственный экологический контроль. Вместе с тем экономические основы повышения эффективности этого вида деятельности не разработаны ни в Российской Федерации, ни за рубежом, хотя потребность в них растет, что свидетельствует об актуальности проведения дальнейших теоретических исследований и разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы государственного экологического контроля и повышению его эффективности.
Степень разработанности проблемы. Проблеме совершенствования экологического контроля в настоящее время уделяется значительное внимание как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Наследием ученых является исследование концептуальных основ государственного экологического контроля, определение проблем, механизмов, подходов к обеспечению эффективности экологического контроля, правовых аспектов его реализации и т.п. Следует отметить наработки в этом направлении М.А. Бучаковой, Н.В. Даниловой, К.П. Латышенко, А. П. Хаустова и др. Концептуальные вопросы развития государственного экологического контроля нашли отражение в трудах таких ученых, как Л.С. Гамидуллаева, Л.В. Чхутиашвили, И.Ю. Шахрай и др.
Однако исследования проблем осуществления экологического контроля пока остаются вне комплексного научного анализа. В частности, нерешенными остаются проблемы, связанные с осуществлением парламентского контроля за реализацией экологической политики, что, в свою очередь, предусматривает внедрение анализа проведенных парламентских процедур по направлениям государственной политики, учет результатов исследований других аналитических центров, общественных и политических объединений в вопросах сохранение окружающей среды. Кроме того, в недостаточно освещены вопросы общественного экологического контроля и возможности его применения для снижения негативного влияния на окружающую среду. Вопросы правового совершенствования существующих и определение новых форм экологического контроля являются актуальными и требует дальнейшего детального исследования. Актуальность проблемы, недостаточный уровень ее научной разработанности обусловили постановку цели и задач исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексная научная разработка вопросов правового регулирования государственного экологического контроля, формулирование теоретических положений, научных выводов и предложений.
Задачи исследования:
• раскрыть понятие и систему экологического контроля;
• рассмотреть принципы, функции и формы экологического контроля
• охарактеризовать нормативно-правовую базу государственного экологического контроля в РФ;
• исследовать структуру, задачи и правовое положение территориальных органов исполнительной власти в сфере экологического контроля в Республике Крым:
• проанализировать и дать оценку экологической ситуации в Республике Крым;
• рассмотреть организацию и осуществление производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал»);
• разработать рекомендации по совершенствованию законодательства о государственном экологическом контроле;
• предложить изменения в организационной структуре государственного экологического контроля в Республике Крым;
• разработать предложения по оптимизации производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал»).
Объект исследования - общественные отношения, возникающие по поводу осуществления экологического контроля.
Предмет исследования - правовые вопросы осуществления государственного экологического контроля; понятие, механизм, формы и методы государственного экологического контроля.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы будут являться научные работы зарубежных и отечественных учёных, в которых рассмотрены проблемы государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности.
Исследование выполнено с использованием широкого спектра общих и специальных научных методов научного познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции - для освещения теоретических основ исследования государственного экологического контроля, определение его сущности и содержания; сравнения и логического обобщения - для характеристики места и роли экологического контроля в обеспечении реализации экологической политики; группировки и экспертных оценок - для выявления основных противоречий и рисков реализации форм государственного экологического контроля; компаративный анализ - для определения особенностей институционального обеспечения экологического контроля; статистический, аналитического группировки - для изучения тенденций развития государственного экологического контроля в странах мира и в Российской Федерации; системно-структурный анализ - для разработки основных направлений развития государственного экологического контроля; системный подход - для раскрытия содержания механизма реализации государственного экологического контроля.
Эмпирическая база исследования, позволившая получить и обосновать достоверные результаты, основывается на данных Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым; Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Результаты исследования будут заключаться в разработке комплекса методических положений и практических предложений по повышению эффективности государственного экологического контроля, что будет отражено в следующих положениях выносимых на защиту:
1. Идентифицировать и дополнить категориальный аппарат. Дано авторское определение понятию «экологический контроль», который предложено понимать как деятельность уполномоченных субъектов, которые осуществляют проверку соблюдения и выполнения действующего экологического законодательства. Соответственно, «государственный контроль в сфере охраны окружающей среды» предложено определить как деятельность вышеупомянутых уполномоченных субъектов, осуществляющих проверку соблюдения и выполнения действующего природоохранного законодательства.
2. Дополнить систему принципов экологического контроля принципами экологического контроля законодательно признать принцип сбалансированного использования природных ресурсов и экологизации соответствующего производства.
3. Определить проблемы нормативно-правовой базы государственного экологического контроля в РФ и предложить пути их решения, в частности, путем разработки Экологического кодекса РФ, а также ратификации РФ международных конвенций в области охраны окружающей среды, основными из которых являются Орхусская конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо).
4. Предложить создать в структуре Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым отдельный Департамент по экологическому мониторингу и информации, который будет состоять из отдела экологического мониторинга и управления экологической информации и анализа, включающего аналитический отдел и информационно-статистический отдел.
5. Разработать предложения по оптимизации производственного экологического контроля в филиале ГУП «Крымские морские порты» «Порт- терминал».
Теоретическая и практическая значимость работы. В проведенном исследовании будут получены для дальнейшего развития, существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения проблемы системы государственного экологического. Представленные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические предложения будут направлены на повышение эффективности государственного экологического контроля на региональном уровне с целью обеспечения охраны окружающей среды.
Разрабатываемые автором предложения по совершенствованию законодательства о государственном экологическом контроле, а также организационной структуры экологического контроля в Республике Крым могут быть использованы органами государственной власти для повышения эффективности управления в сфере охраны окружающей среды в регионах, при разработке программ социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику управления экологическим контролем в регионах России с целью повышения эффективности охраны окружающей среды.
Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки менеджеров и экономистов при чтении курсов «Региональная экономика», «Управление региональным развитием».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования будут изложены, обсуждены и получили одобрение на 3-х научно-практических конференциях с изданием сборника научных статей (тезисов).
Структура диссертации будет определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении будет обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана характеристика степени изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты эффективности управления в сфере охраны окружающей средств» будут определены понятие и система экологического контроля; принципы, функции и формы экологического контроля; исследована нормативно-правовая база государственного экологического контроля в РФ.
Во второй главе «Исследование административно-правового регулирования государственного экологического контроля на территории субъектов Российской Федерации (на примере Республики Крым)» будет рассмотрена структура и задачи территориальных органов исполнительной власти в сфере экологического контроля в Республике Крым; проведен анализ экологической ситуации в Республике Крым, а также организации и осуществления производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал»).
В третьей главе «Совершенствование государственного экологического контроля» будут предложены мероприятия по усовершенствованию законодательства о государственном экологическом контроле; изменения в организационной структуре государственного экологического контроля в Республике Крым; оптимизации производственного экологического контроля (на примере филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал»)
В заключении будут обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения теоретического и практического значения.
По результатам проведенного исследования целесообразно сформулировать следующие выводы.
Экологический контроль - это нормативно установленная управленческая функция, которая возлагается на соответствующие органы государственной власти, территориальные общины и гражданское общество и который представляет собой деятельность, направленную на наблюдение и проверку обеспечения за соблюдением экологического законодательства Российской Федерации, применением мер предупреждения экологических правонарушений всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также гражданами.
Исследование вопросов правового регулирования экологического контроля позволило сделать вывод о том, что по сравнению с ранее действовавшей системой специально уполномоченных органов образованная в настоящее время система имеет большую мобильность в области решения вопросов охраны природы, но, к сожалению, отсутствует эффективное взаимодействие органов власти и управления по вопросам охраны окружающей среды и природопользования на всех уровнях из-за того, что данные вопросы законодательно не отрегулированы. Отсутствие адекватного правового механизма, позволяющего держать экологическую ситуацию под контролем общества и государства, приводит к увеличению частоты возникновения ситуаций, влекущих за собой катастрофические, часто необратимые для окружающей природной среды последствия.
Исследование административно-правового регулирования государственного экологического контроля на территории субъектов Российской Федерации (на примере Республики Крым) позволило сделать вывод, что социально-экономические изменения 2014-2015 гг., разработка и реализация Государственных программ Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 и на 2018-2020 годы во многом благотворно отразились на экологической обстановке в регионе. В частности, существенно сократились значения абсолютных показателей по основным факторам загрязнения (объёмы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образования отходов производства и потребления, а также сброса загрязнённых сточных вод).
В третьей главе работы предложены направления совершенствования государственного экологического контроля:
1. Считаем целесообразным дальнейшее развитие экологического законодательства связать с отходом от отраслевого регулирования экологических отношений, а именно по отдельным природным объектам, и разработкой самостоятельного Экологического кодекса РФ как акта межотраслевой кодификации. Экологический Кодекс будет иметь серьезные преимущества над секторальным экологическим законодательством по ряду причин: во-первых, впитает в себя весь действующий нормативно-правовой массив экологического законодательства, систематизирует его, ликвидирует логическое противоречие некоторых нормативно-правовых актов; во-вторых, кодекс станет более доступным для граждан, организаций, органов управления в сфере экологии, будет способствовать правовому воспитанию социальных субъектов; в-третьих, в едином кодексе легче найти пробелы в праве и исправить их. Кроме того, в целях совершенствования правового регулирования экологического контроля необходимо принятие ряда важнейших международных договоров и конвенций, нормы которых, ратифицированные во внутреннем праве, являются инструментом унификации, стандартизации и контроля, а также позволяют усилить международное сотрудничество, например, в технических или научных вопросах, связанных с управлением экологическими рисками. Прежде всего к таким международным нормативно - правовым актам относятся: Орхусская конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо).
2. Существенной причиной недостаточно эффективного экологического контроля в РФ, на наш взгляд, является недооценка территориального (регионального) фактора. Совершенствование экологического контроля должно иметь место на основании смещения акцента в осуществлении государственного контроля за соблюдением экологического законодательства на постепенное формирование региональных органов экологического контроля на уровне с учетом территориальных (местных) особенностей и закономерностей развития природных комплексов и экосистем, а также активизацию общественного контроля за экологической обстановкой в регионе. Для обеспечения эффективности общественного контроля, прежде всего, на региональном уровне, должен быть организован доступ к информации о состоянии окружающей среды, о результатах экологического контроля и надзора. Считаем целесообразным в Республике Крым в составе управления региональным экологическим контролем (надзором) в Республике Крым создать отдельный Департамент по экологическому мониторингу и информации, который будет состоять из отдела экологического мониторинга и управления экологической информации и анализа, включающего аналитический отдел и информационно-статистический отдел. Это позволит обеспечить полноценный доступ граждан к информации о состоянии окружающей среды в регионе; обеспечить прозрачность, открытость, гласность в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; предоставить возможности гражданам корректировать эту деятельность в случае отклонения от требований законодательства или игнорирования законных интересов жителей отдельных населенных пунктов, региона при принятии тех или иных управленческих решений по охране природы, что в целом будет способствовать повышению эффективности экологического контроля в Республике Крым.
3. Основными направлениями совершенствования экологического менеджмента в филиале ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» должны стать: совершенствование производственного экологического контроля на предприятии; совершенствование организации работы в области энергосбережения, рационального использования ресурсов и снижения негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду; экологизация хозяйственной деятельности предприятия; формирование механизма эколого-экономического управления; модернизация и обновление производственного оборудования и сооружений, эксплуатируемых на предприятии; работа по снижению вероятных рисков в системе экологического менеджмента предприятия. Разработанные рекомендации будут направлены на совершенствование функционирования системы экологического менеджмента филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» в рамках интегрированной системы менеджмента. Для реализации перечисленных выше направлений необходимо создание на предприятии специализированного подразделения, которое бы занималось вопросами экологии. Предлагается создать в филиале ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» Отдел экологической безопасности администрации морского порта «Керчь», который будет обеспечивать функционирование администрации морского порта в сфере охраны окружающей природной среды.
Экологический контроль - это нормативно установленная управленческая функция, которая возлагается на соответствующие органы государственной власти, территориальные общины и гражданское общество и который представляет собой деятельность, направленную на наблюдение и проверку обеспечения за соблюдением экологического законодательства Российской Федерации, применением мер предупреждения экологических правонарушений всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также гражданами.
Исследование вопросов правового регулирования экологического контроля позволило сделать вывод о том, что по сравнению с ранее действовавшей системой специально уполномоченных органов образованная в настоящее время система имеет большую мобильность в области решения вопросов охраны природы, но, к сожалению, отсутствует эффективное взаимодействие органов власти и управления по вопросам охраны окружающей среды и природопользования на всех уровнях из-за того, что данные вопросы законодательно не отрегулированы. Отсутствие адекватного правового механизма, позволяющего держать экологическую ситуацию под контролем общества и государства, приводит к увеличению частоты возникновения ситуаций, влекущих за собой катастрофические, часто необратимые для окружающей природной среды последствия.
Исследование административно-правового регулирования государственного экологического контроля на территории субъектов Российской Федерации (на примере Республики Крым) позволило сделать вывод, что социально-экономические изменения 2014-2015 гг., разработка и реализация Государственных программ Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 и на 2018-2020 годы во многом благотворно отразились на экологической обстановке в регионе. В частности, существенно сократились значения абсолютных показателей по основным факторам загрязнения (объёмы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образования отходов производства и потребления, а также сброса загрязнённых сточных вод).
В третьей главе работы предложены направления совершенствования государственного экологического контроля:
1. Считаем целесообразным дальнейшее развитие экологического законодательства связать с отходом от отраслевого регулирования экологических отношений, а именно по отдельным природным объектам, и разработкой самостоятельного Экологического кодекса РФ как акта межотраслевой кодификации. Экологический Кодекс будет иметь серьезные преимущества над секторальным экологическим законодательством по ряду причин: во-первых, впитает в себя весь действующий нормативно-правовой массив экологического законодательства, систематизирует его, ликвидирует логическое противоречие некоторых нормативно-правовых актов; во-вторых, кодекс станет более доступным для граждан, организаций, органов управления в сфере экологии, будет способствовать правовому воспитанию социальных субъектов; в-третьих, в едином кодексе легче найти пробелы в праве и исправить их. Кроме того, в целях совершенствования правового регулирования экологического контроля необходимо принятие ряда важнейших международных договоров и конвенций, нормы которых, ратифицированные во внутреннем праве, являются инструментом унификации, стандартизации и контроля, а также позволяют усилить международное сотрудничество, например, в технических или научных вопросах, связанных с управлением экологическими рисками. Прежде всего к таким международным нормативно - правовым актам относятся: Орхусская конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо).
2. Существенной причиной недостаточно эффективного экологического контроля в РФ, на наш взгляд, является недооценка территориального (регионального) фактора. Совершенствование экологического контроля должно иметь место на основании смещения акцента в осуществлении государственного контроля за соблюдением экологического законодательства на постепенное формирование региональных органов экологического контроля на уровне с учетом территориальных (местных) особенностей и закономерностей развития природных комплексов и экосистем, а также активизацию общественного контроля за экологической обстановкой в регионе. Для обеспечения эффективности общественного контроля, прежде всего, на региональном уровне, должен быть организован доступ к информации о состоянии окружающей среды, о результатах экологического контроля и надзора. Считаем целесообразным в Республике Крым в составе управления региональным экологическим контролем (надзором) в Республике Крым создать отдельный Департамент по экологическому мониторингу и информации, который будет состоять из отдела экологического мониторинга и управления экологической информации и анализа, включающего аналитический отдел и информационно-статистический отдел. Это позволит обеспечить полноценный доступ граждан к информации о состоянии окружающей среды в регионе; обеспечить прозрачность, открытость, гласность в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; предоставить возможности гражданам корректировать эту деятельность в случае отклонения от требований законодательства или игнорирования законных интересов жителей отдельных населенных пунктов, региона при принятии тех или иных управленческих решений по охране природы, что в целом будет способствовать повышению эффективности экологического контроля в Республике Крым.
3. Основными направлениями совершенствования экологического менеджмента в филиале ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» должны стать: совершенствование производственного экологического контроля на предприятии; совершенствование организации работы в области энергосбережения, рационального использования ресурсов и снижения негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду; экологизация хозяйственной деятельности предприятия; формирование механизма эколого-экономического управления; модернизация и обновление производственного оборудования и сооружений, эксплуатируемых на предприятии; работа по снижению вероятных рисков в системе экологического менеджмента предприятия. Разработанные рекомендации будут направлены на совершенствование функционирования системы экологического менеджмента филиала ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» в рамках интегрированной системы менеджмента. Для реализации перечисленных выше направлений необходимо создание на предприятии специализированного подразделения, которое бы занималось вопросами экологии. Предлагается создать в филиале ГУП «Крымские морские порты» «Порт-терминал» Отдел экологической безопасности администрации морского порта «Керчь», который будет обеспечивать функционирование администрации морского порта в сфере охраны окружающей природной среды.
Подобные работы
- Система государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Система государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2018 - Проведение производственного экологического контроля и подготовка отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды в организации
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора и пути повышения его эффективности
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Повышение эффективности регионального государственного экологического надзора на примере Алтайского края и Томской области.
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(УАВР ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК»)
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ «ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020





