Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты анализа и контроля финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов 7
1.1. Понятие и сущность финансовой устойчивости 7
1.2. Цели, задачи и методы анализа финансовой устойчивости 13
1.3. Организация контроля над финансовой устойчивостью
хозяйствующего субъекта 24
Глава 2. Организация анализа и контроля финансовой устойчивости на предприятиях транспортного комплекса 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности МУП
«Гараж», АО «Пермское транспортное предприятие», ООО АТП «Старк- Авто-Трейд» 29
2.2. Анализ финансовой устойчивости МУП «Гараж», АО «Пермское
транспортное предприятие», ООО АТП «Старк-Авто-Трейд» 42
2.3. Организация контроля финансовой устойчивости МУП «Гараж», АО «Пермское транспортное предприятие», ООО АТП «Старк-Авто-Трейд» . 56
Глава 3. Повышение качества контроля над финансовой устойчивостью предприятий транспортного комплекса 62
3.1. Разработка алгоритма процесса контроля над финансовой
устойчивостью предприятий транспортного комплекса 62
3.2. Формирование рекомендаций по повышению финансовой
устойчивости предприятий транспортного комплекса 67
Заключение 78
Список используемых источников 82
Приложение А Бухгалтерский баланс МУП «Г араж» 87 Приложение Б Отчет о финансовых результатах МУП «Гараж» за 2019 г .... 89
Приложение В Отчет о финансовых результатах МУП «Гараж» за 2018 г . ... 90
Приложение Г Бухгалтерский баланс АО «Пермское транспортное предприятие» 91
Приложение Д Отчет о финансовых результатах АО «Пермское транспортное
предприятие» за 2019 г 93
Приложение Е Отчет о финансовых результатах АО «Пермское транспортное
предприятие» за 2018 г 94
Приложение Ж Бухгалтерский баланс ООО АП «Старк- Авто-Трейд» 95
Приложение И Отчет о финансовых результатах ООО АП «Старк-Авто-
Трейд» за 2019г 97
Приложение К Отчет о финансовых результатах ООО АП «Старк-Авто-
Трейд» за 2018г 98
Актуальность темы исследования. Главным условием,
обеспечивающим жизнеспособность, развитие и обеспечение высокого уровня конкурентоспособности организаций выступает их финансовая устойчивость. На деятельность организаций негативно влияет отсутствие надлежащего уровня их финансовой устойчивости, которая является основой нормального функционирования и наращивания экономического потенциала.
Все хозяйствующие субъекты стремятся улучшить свою финансовую устойчивость путем повышения своих финансовых результатов. Планы компаний содержат конкретный целевой набор и разрабатываются на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Посредством контроля динамики финансово-экономических показателей можно определить направление развития организации и управлять этим развитием в соответствии со своими целевыми планами.
Актуальность темы исследования заключается в том, что анализ финансовой устойчивости организации выступает залогом ее бесперебойного успешного функционирования на рынке. Центральное место в системе управления организацией занимает комплексный экономический анализ финансовой устойчивости.
Расчет всех показателей и коэффициентов финансовой устойчивости помогает рассмотреть все имеющиеся «слабые» места у исследуемой организации. Данные финансовые показатели рассматриваются в разрезе финансово-хозяйственной деятельности компании по нескольким годам, это помогает исследовать вопрос о том, когда начались проблемы и как их решать. На основе проведенного анализа финансовой устойчивости можно разработать необходимые мероприятия для ее восстановления.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование теоретических, методических и практических вопросов анализа финансовой устойчивости внесли такие известные ученые как А.М. Белов, В.В. Бочаров, Л.Т. Гитляровская, Г.В. Савицкая, Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова, А.Д. Шеремет и другие.
Цель и задачи исследования. Целью написания работы является исследование организации анализа и контроля финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.
Для достижения цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты анализа и контроля над финансовой устойчивостью организации;
- проанализировать финансовую устойчивость предприятий
транспортного комплекса и организацию ее контроля;
- предложить пути совершенствования контроля финансовой устойчивости на предприятиях транспортного комплекса;
- разработать мероприятия по повышению финансовой устойчивости предприятий транспортного комплекса.
Объектами исследования являются предприятия транспортного комплекса Пермского края: МУП «Гараж», АО «Пермское транспортное предприятие», ООО АТП «Старк-Авто-Трейд».
Предметом исследования является финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов.
Теоретической основой исследования являются законодательные акты, учебная литература, профессиональная периодическая литература, а также бухгалтерская отчетность рассматриваемых предприятий.
Методологической основой исследования являются следующие методы научных исследований: научный метод, системный метод, метод сравнения и сопоставления, диалектический метод, методы экономического анализа и др.
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании организации контроля над финансовой устойчивостью предприятий транспортного комплекса.
К числу основных результатов, определяющих научную новизну магистерской диссертации, относятся следующие:
- проведен анализ подходов к формированию системы контроля над финансовой устойчивостью предприятия, выявлены их методологические недостатки;
- предложены пути совершенствования методики контроля финансовой устойчивости;
- разработан и обоснован алгоритм процесса контроля над финансовой устойчивостью предприятий транспортного комплекса.
Теоретическая значимость исследования состоит в совершенствовании отдельных положений в области организации анализа и контроля финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.
Практическая значимость результатов исследования: предложенное мероприятие по повышению финансовой устойчивости может быть использовано в деятельности предприятий транспортной сферы.
Реализация и апробация работы: в процессе исследования выполнен ряд расчетов для анализа финансовой устойчивости предприятий. Отдельные материалы работы можно использовать в деятельности предприятий транспортной сферы.
Публикации. Основные положения магистерской диссертации отражены в 1 работе. Общий объем публикаций - 0,5 п.л.
Объем и структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, иллюстрирована таблицами, рисунками, имеет приложения.
Финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта является ключевым показателем при оценке его финансового состояния в целом. Она отражает эффективность использования капитала, уровень
платежеспособности и ликвидности, служит информационной базой для руководства, инвесторов, кредиторов и других экономический контрагентов о способности конкретной организации отвечать по собственным обязательствам.
Первая глава магистерской диссертации посвящена теоретическим основам анализа и контроля финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Проведя сравнительный анализ мнения авторов и уточнив основные характеристики по данной проблематике, было предложено следующее определение финансовой устойчивости: «Финансовая устойчивость - способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться в условиях изменения рыночной конъюнктуры, где платежеспособность, инвестиционная привлекательность и оптимальное соотношение заемных и собственных средств выступают как неотъемлемая составляющая предприятия, при этом существует необходимость учета рисков».
Транспортный комплекс - это совокупность предприятий и организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов от грузоотправителей грузополучателям. Объектами исследования являются предприятия транспортного комплекса Пермского края: МУП «Гараж», АО «Пермское транспортное предприятие», ООО АТП «Старк-Авто-Трейд».
Проведя анализ финансовой устойчивости предприятий транспортного комплекса, был сделан вывод, что данные предприятия имели в 2017-2019 гг. в основном устойчивое финансовой положение. Связано это с тем, что транспортный комплекс является достаточно стабильной отраслью экономики.
Центральное место в системе управления организацией занимает анализ финансовой устойчивости. На основе этого анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.
Целью анализа финансовой устойчивости является оценка способности организации погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе. Способность организации погашать обязательства в долгосрочной перспективе определяется соотношением собственных и заемных средств.
Система контроля над финансовой устойчивостью предприятия представляет собой упорядоченную совокупность элементов, подсистем, процессов финансового менеджмента, во взаимодействии обеспечивающих финансовую устойчивость предприятия.
Методы контроля над финансовой устойчивостью предприятия представляют собой конкретные способы воздействия на финансовые отношения, имущество (активы) и источники их формирования, денежные потоки, риски, финансовые результаты предприятия с целью достижения и поддержания целевого уровня его финансовой устойчивости. Совокупность этих способов воздействия весьма обширна и разнообразна, их можно дифференцировать по разным признакам.
Контроль финансовой устойчивости на предприятиях транспортного комплекса осуществляется с помощью бюджетирования, которое предполагает управление денежными потоками предприятия и позволяет обеспечить сбалансированность поступлений и расходований денежных средств, а также повысить платежеспособность предприятия.
На основании полученных результатов исследования финансовой устойчивости предприятий транспортного комплекса, с учетом специфики данных предприятий, сформирована система контроля над финансовой устойчивостью. В рамках этой системы контроль над финансовой устойчивостью предприятий предлагается рассматривать как процесс управленческих воздействий, направленных на достижение и поддержание целевого уровня финансовой устойчивости предприятия в условиях изменяющейся внешней среды.
В качестве основы функционирования сформированной системы контроля над финансовой устойчивостью выступает разработанный алгоритм процесса контроля над финансовой устойчивостью предприятий на основе дифференциации стадий функционирования. Данный алгоритм представляет собой логически выстроенную последовательность действий - этапов управления.
С целью повышения финансовой устойчивости предприятия транспортного комплекса МУП «Гараж» предлагается закупить и запустить по городскому маршруту электробус.
Протяженность муниципальных городских маршрутов п.г.т. Звездный позволяет использовать на них электробусы, заряжая их только на начальных и конечных пунктах, следовательно, их можно рассматривать как потенциальную замену устаревшим подвижным единицам.
Основными преимуществами электробуса перед автобусом с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) являются более высокая производительность и экологичность. Электробус практически бесшумен, прост в управлении, надежен и долговечен.
Эксплуатация электробуса экономически выгоднее, чем эксплуатация автобуса с ДВС:
- срок службы подвижного состава электробуса больше, чем срок службы автобуса с ДВС;
- затраты на обслуживание электробуса ниже, чем затраты на автобус с ДВС;
- себестоимость перевозок электробусом ниже, в связи с относительно низкой ценой электроэнергии по сравнению с дизельным топливом, постоянным подорожанием дизельного топлива и отсутствием надобности в использовании моторного масла.
Таким образом, МУП «Гараж» предлагается закупить электробус КамАЗ 6282. Это электробус второго поколения, в котором применены современные компоненты тягового электрооборудования.
Для городского маршрута п.г.т. Звездный нет необходимости организовывать подзарядку в пути следования, так как электробус преодолевает более 100 км на одном полном заряде аккумулятора.
Успешное функционирование транспортной инфраструктуры с использованием электробуса требует наличия зарядной станции на конечном пункте маршрута.
Прирост относительных показателей МУП «Гараж» после реализации предложенного проекта говорит об улучшении финансовой устойчивости предприятия транспортного комплекса.
Реальный чистый доход по предложенному проекту за все 8 лет составит 5128,16 тыс. руб. Дисконтированный чистый доход - 3069,95 тыс. руб. При этом, исходя из капитальных затрат, срок окупаемости составит: по реальным финансовым потокам 2,02 года и 2,16 года по дисконтированным финансовым потокам.
Подводя итог, с целью повышения финансовой устойчивости предприятия транспортного комплекса МУП «Гараж», предлагается использовать современную технику, а именно электробус КамАЗ 6282. Новый электробус позволит экономить бюджетные средства, сократить закупку топлива и значительно улучшить экологию.
На сегодняшний день электротранспорт не является предметом далекого будущего. Уже сейчас ведутся работы на правительственном уровне для обеспечения городов России экологически чистым транспортом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
3. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной
ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 17819/
4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об
утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/
5. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об
утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/
6. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Люберцы : Юрайт, 2016. 247 c.
7. Алисенов А.С. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы : Юрайт, 2018. 457 c.
8. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Практикум. М. : Дашков и К, 2016. 368 c.
9. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет в 2 ч. Ч. 1: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы : Юрайт, 2016. 536 c.
10. Бадалова А.Г. Управление рисками деятельности предприятия. М. : Вузовская книга, 2015. 236 с.
11. Балдин К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие. М. : Дашков и К, 2015. 420 с.
12. Бекренева В. А. Финансовая устойчивость организации, проблемы анализа и диагностики : научное издание. - М. : Дашков и К, 2015. 60 с.
13. Большаков Н.С. Анализ финансового состояния и пути повышения прибыли // Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р.Е. Алексеева. 2018. С. 617-623
14. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. М. : СПб: Питер, 2016. 432 с.
15. Бутакова Н. М. Анализ финансового состояния предприятий: методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов образовательной программы 080500 «Экономика и управление на предприятии». Красноярск : Изд-во Сибирского федерального университета, 2017. 129 с.
16. Воронова Е.Ю. Управленческий учет: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы : Юрайт, 2016. 428 с.
17. Воронцовский А.В. Управление рисками: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Люберцы : Юрайт, 2016. 414 с.
18. Вяткин В.Н. Риск-менеджмент: Учебник. Люберцы : Юрайт, 2016. 353 с.
...
Всего источников - 60