Введение 3
1. Теоретические вопросы сертификации в России и зарубежный опыт: организационно-экономический аспект 8
1.1 Сущность и значение сертификации для предприятий и ее
организационно-экономические аспекты
1.2 Особенности сертификации в России 14
1.3 Зарубежный опыт сертификации 24
2 Анализ организационно-экономических аспектов сертификации на
примере компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH
2.1 Краткая характеристика компании 27
2.2. Внутренний аудит компании на соответствие требованиям регулятора 40
3 Улучшение организационно-экономических аспектов сертификации
компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH 45
3.1 Разработка мероприятий по приведению компании Aircraft
Maintenance and Engineering Service GmbH в соответствие требованиям регулятора 45
3.2 Реализация мероприятий по приведению компании Aircraft
Maintenance and Engineering Service GmbH в соответствие требованиям регулятора 50
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А. Примеры структур подразделений компании Aircraft
Maintenance and Engineering Service GmbH
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования сертификации сегодняшний день неоспорима, так как она позволяет компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH (AMTES GmbH) не только самостоятельно осуществлять техническое обслуживание в рамках поддержания летной годности воздушных судов Ан-124-100 и Ил-76ТД- 90ВД, но и в будущем осуществлять модернизацию самолетов Ан-124-100, а следовательно эффективно развиваться в условиях существующей политической обстановки, самостоятельно управлять качеством проведения работ и отстаивать на рынках сбыта свои позиции в борьбе с конкурентами. Грамотно и своевременно проведенная ресертификация компании обеспечивает уверенность в том, что все осуществляемые компанией виды деятельности позволяют получить на выходе объект, удовлетворяющий требованиям заказчика.
Интерес к данной проблеме появился в связи с обострением политической обстановки в мире, затруднением осуществления данных видов работ через публичное акционерное общество «Ил» (ПАО «Ил») - единственной на тот момент компанией-разработчиком и единственной организацией, имеющей права на продление ресурсов и сроков службы самолетов ПАО «Ил» и оказывающей соответствующие услуги в данной сфере авиационным предприятиям, эксплуатирующим самолеты марки «Ил».
В компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH необходимо создать и поддерживать систему полного соответствия требованиям Авиационных правил (Часть 21) для приближения поставленных целей, достичь которые без постоянного мониторинга и оценки организационно-экономических аспектов (ресертификации системы) не возможно.
Внутренний аудит компании AMTES GmbH - один из элементов поддержания соответствия компании требованиям АП-21.
В сложившихся условиях, вопрос устойчивого развития и обеспечения конкурентоспособности компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH, а также объективной оценки конкурентного статуса компании приобрели особую актуальность и предопределили тему диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является рассмотрение организационно-экономических аспектов сертификации компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих основных задач, выносимых на защиту:
1. Рассмотреть сущность и значение сертификации для предприятий и ее организационно-экономические аспекты в Российской Федерации и зарубежом;
2. Провести анализ организационно-экономических аспектов сертификации на примере компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH;
3. Провнести мероприятия по улучшению организационно-экономических аспектов сертификации компании Aircraft Maintenance and Engineering Service ОшЬН.
Объектом исследования является компания Aircraft Maintenance And Engineering Service GmbH.
Предметом исследования будет являться организационно-экономические аспекты сертификации.
Методы исследования. При выполнении диссертационного исследования применялась совокупность общенаучных и экономических методов познания, использованная в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования.
Для изучения рассматриваемой в диссертации проблемы задействованы статистический, аналитический, сравнительный и экспертный методы.
Новизна магистерской диссертации:
- упорядочен и идентифицирован категориальный и понятийный аппарат;
- разработана процедура проверки организаций -разработчиков на соответствие требованиям Авиационных правил (часть 21) (проведен внутренний аудит компании Aircraft Maintenance and Engineering Service);
- разработан процедура подготовки организаций -разработчиков к ресертификации по АП-21 (предложен план мероприятий по подготовке компании AMTES GmbН к ресертификации по Авиационным правилам (Часть 21).
Информационная база выпускной квалификационной работы:
- национальные и международные нормативно-правовые акты (АП-21 и Part-21);
- нормативно-правовые акты и бухгалтерская отчетность компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH;
- опубликованные труды.
Практическая значимость работы. Представленные в диссертации практические предложения будут направлены на совершенствование нормативной и организационно-нормативной документации компании AMTES GmbH с целью обеспечения устойчивого и эффективного функционирования и развития.
Разрабатываемый автором комплекс мероприятий по приведению компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbH в соответствие требованиям Авиационных правил (часть 21) может быть использован компанией при подготовки организации к ресертификации по АП-21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей».
Предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику подготовки компаний в Российской Федерации и за рубежом к сертификации по АП-21 и Part-21 с целью повышения управляемости и конкурентоспособности.
Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки менеджеров и инженеров при чтении курсов «Управление сертификацией», «Сертификация в Российской Федерации и за рубежом».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования будут изложены, обсуждены и получили одобрение на 3-х научно-практических конференциях с изданием сборника научных статей (тезисов).
Структура диссертации будет определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении будет обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана характеристика степени изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе будут определены сущность и значение сертификации, представлен опыт проведения сертификации в Российской Федерации и зарубежный опыт.
Во второй главе будет представлена краткая характеристика, организационно-экономические аспекты компании Aircraft Maintenance and Engineering Service СшЬН, проведен внутренний аудит компании Aircraft Maintenance and Engineering Service СшЬН на соответствие требованиям АП- 21, представлены результаты аудита.
В третьей главе будут разработаны мероприятий по приведению компании Aircraft Maintenance and Engineering Service СшЬН в соответствие требованиям регулятора их реализация. Будут предложены мероприятия по приведению компании Aircraft Maintenance And Engineering Service GmbH в соответствие требованиям Авиационных правил (часть 21) и их реализация.
В заключении будут обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения теоретического и практического значения
Цель диссертационной работы достигнута - компания Aircraft Maintenance and Engineering Service ОшЬН подготовлена к ресертификации по Авиационным правилам (часть 21).
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих основных задач, а именно:
1. Проанализированы особенности сертификации по Авиационным правилам (часть 21) в Российской Федерации и зарубежный опыт;
2. Проведен внутренний аудит соответствия компании Aircraft Maintenance and Engineering Service ОшЬН требованиям Авиационным правилам (часть 21);
3. Сформирован план мероприятий по приведению компании AMTES GmbH в соответствие требованиям АП-21;
4. Реализованы мероприятия, по подготовке компании Aircraft Maintenance and Engineering Service ОшЬН к ресертификации по Авиационным правилам (часть 21).
Новизна магистерской диссертации:
- упорядочен и идентифицирован категориальный и понятийный аппарат;
- разработана процедура проверки организаций-разработчиков на соответствие требованиям Авиационных правил (часть 21) (проведен внутренний аудит компании Aircraft Maintenance and Engineering Service);
- разработана процедура подготовки организаций-разработчиков к ресертификации по АП-21 (предложен план мероприятий по подготовке компании AMTES ОшЬН к ресертификации по Авиационным правилам (часть 21).
Представленные в диссертации практические предложения будут направлены на совершенствование нормативной и организационно- нормативной документации компании Aircraft Maintenance and Engineering Service GmbI I с целью обеспечения устойчивого и эффективного функционирования и развития.
Разрабатываемый автором комплекс мероприятий по приведению компании AMTES Gmbll в соответствие требованиям АП-21 может быть использован компанией при подготовке организации к ресертификации по авиационным правилам (часть 21) «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей».
Предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику подготовки компаний в Российской Федерации и за рубежом к сертификации по АП-21 и Part-21 с целью повышения управляемости и конкурентоспособности.
Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки менеджеров и инженеров при чтении курсов «Управление сертификацией», «Сертификация в России и за рубежом».
В современных условиях мировой рынок авиационной техники (АТ) выдвигает очень жесткие требования к поступающей в него продукции. Требования мирового рынка вынуждают его производителей создавать конкурентоспособные образцы авиационной техники, которые отвечают потребностям клиентов. Продукция отличается высоким качеством, если она полностью соответствует указанным требованиям и стандартам. Однако наличие требований и стандартов еще не обеспечивает высокое качество продукции. Требуется механизм проверки соответствия. Такой механизм сертификации - деятельности по подтверждению соответствия объекта сертификации установленным требованиям. В рыночной экономике сертификация фактически влияет на качество товара и, соответственно, его конкурентоспособность.
1. Авиакомпания «Внуково» берет свое начало в Ходынке, Гражданская авиация, № 7, 2016. - 20 с.
2. Авиация в России: Справочник / Под ред. Г.С. Бухгенс. - М., Машиностроение, 2016. - 128 с.
3. Алексеева А.В. Административно-правовое регулирование деятельности воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта Российской Федерации // Юрист- юрист. - 2014. - № 3. - с. 119-122
4. Алферова О.С. Развитие законодательства в сфере регулирования воздушного транспорта // Вестн. Саратовский гос. Акад. права. - 2018. - № 2 (60). - п. 94-97
5. Андрей Николаевич Туполев. Грани смелого творчества. - М., Наука, 2017. - 174 с.
6. Беспалов, Роман Транспорт Логистик. Новейшие технологии для построения эффективной системы доставки / Роман Беспалов. - М .: Вершина, 2007. - 384 с.
7. Бойко Ю. «Аэролет - дирижабль будущего», «Аэронавт», №1 (3), 2014. - 32 с.
8. Виктор А. Корнилов Грузовой интернет / Виктор А. Корнилов. - М .: Твой партнер по печати, 2013. - 128 с.
9. Виноградова С.Н. Транспортные услуги / С.Н. Виноградова, Н.Г. Петухов. - М .: Высшая школа, 2013. - 224 с.
10. Воздушный кодекс Российской Федерации, редакция Федерального закона Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ
11. Воронцова А.М. Рынок авиаперевозок и управление его развитием // Вестник Национальной академии туризма. 2017. - №1 (25). - 73 с.
12. Воронцова А.М. Совершенствование управления
конкурентоспособностью авиационного предприятия // Современные аспекты экономики. 2017. №5 (189). - 23 с.
13. Гражданский воздушный флот в годы Великой Отечественной войны: статьи, мемуары, документы / Под ред. редактор Артериальное давление Бугаев. - М., Воздушный транспорт, 2016. - 189 с.
14. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник и практикум для академического бакалавривата / Под ред. В.И. Бариленко. - М.: Изд-во: Юрайт, 2015. -
15. Котляров А.В. Экспресс-психотерапия в транспорте, или Изменения «В пути» / А.В. Котляров. - М .: Институт психотерапии и клинической психологии (IPCP), 2015. - 336 с.
16. Кузов М. Управление затратами: практика, идеи, подходы [Текст] / Кузов М. // Управление компанией. 2017. №1. - с.24-26.
17. Куприянова Л.М. Экономический анализ. Учебное пособие / Л.М. Куприянова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 159 с.
18. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепочке поставок товаров / В.М. Курганы. - М .: Книжный мир, 2014. - 432 с.
19. Левиков Г. А. Логистика, транспорт и экспедирование. Краткий словарь / / Г.А. Левик. - М .: ТрансЛит, 2008. - 224 с.
20. Леонтьева М. С. Принятие управленческих решений в области руководства предприятием - / М. С. Леонтьева // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 168-170.
21. Махитко В.П. Государственное регулирование и рынок авиационной промышленности: учеб. пособие / В. П. Махитко. - Ульяновск: УлГТУ, 2018. - 243 с.
22. Метелева Ю.А. Регулирование воздушного транспорта // Право и экономика. - 2017. - № 9. - с. 84-86
23. Миротин Леонид Борисович Логистика на автомобильном транспорте. Мастерская / Миротин Леонид Борисович. - М .: Феникс, 2015. - 784 с.
24. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепочке поставок / В.В. Никифоров. - М .: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 192 с.
25. Оценка машин, оборудования и транспортных средств / А.Н. Асаул и др. - М .: Гуманистика, 2007. - 296 с.
26. Петрова Е. В. Статистика транспорта / Е.В. Петрова О.И. Ганченко, А.Л. Кевеш. - М .: Финансы и статистика, 2001. - 352 с.
27. Плужников К. И. Транспортные документы. Справочник / К.И. Плужников, Ю.А. Chuntomova. - М .: ТрансЛит, 2010. - 176 с.
28. Подъемные механизмы. - М .: СК ЭНАС, 2016. - 432 с.
29. Покровский, А.К. Исследование систем управления. Транспортная индустрия / А.К. Покровский. - М .: КноРус, 2010. - 368 с.
30. Юрьев С.С. Управление единой системой управления воздушным движением Российской Федерации в контексте концепции государственных служб // Там же. - 2018. - № 170. - с. 124-130
31. «International Automotive Supplier Industry in Russia. Servey Report. March 2013» // Automotive Overview. - 2013. - № 5. - С. 10-12.
32. «International Automotive Supplier Industry in Russia. Servey Report. March 2014» // Automotive Overview. - 2014. - № 5. - С. 11-14.
33. Air traffic control: studies. manual / A.I. Logvin A.Yu. Vlasov. - Moscow: MSTU GA, 2018. - 80 p.
34. Downes L. «Beyond Porter - A Critique of the Critique of Porter» // Automotive Overview. - 2014. - с. 70-81.
35. On the issue of state regulation of air transport // Scientific. Known MGTU them. - 2016. - № 170. - p. 114-117
36. Porter M. «Strategy and the Internet» / M. Porter // Harvard Business
ReviewBoston. - 2014. - № 7. - С. 21-25.
37. Rukhlinsky V. The system of new aviation rules of state regulation of aircraft operation in accordance with the ICAO standards and international practice // Transport Law. - 2018. - № 3. - p. 15-19 years old.
38. Rules for equipping ships. Rules of lifting devices ships. Rules on the line of loading ships. - Moscow: Russian Maritime Register of Shipping, 2011. - 448 p.
39. Shershneva S. E. Strategic management [Text] / Shershneva Z. E. - 4th ed., Overabundance. and DOP. - K.: KNEU, 2010. -699 S.
40. Sidorch, V. Security group navigation. International legal aspects / V. Sidorch. - Moscow: Legal Center, 2004. - 336 p.
41. Sosnauskene Accounting for vehicles and the cost of its maintenance at the enterprise / O. Sosnauskene. - Moscow: Dashkov and Co., 2012. - 256 p.
42. Yankovsky K. P. organization of investment and innovation: studies.manual on a speciality "Economy and UPR. at the enterprise (by industry)". - SPb.and others: Peter, 2011. - 448 p.Adler Yu. SPC in 21st century [Text] / Yu. Adler, V. Shper // Proceedings 44th European Quality Congress. Budapest, Hungary, 2015. p. 106-111