Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ № 5 (г. Мурманск).
Выборка: 50 школьников (5 -11-ые классы).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников в образовательном процессе 5
1.1 Формирование экологической культуры школьников как педагогическая проблема 5
1.2. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 12
Глава 2. Практические подходы к формированию экологической культуры школьников 20
2.1. Обобщение педагогического опыта формирования экологической культуры школьников 20
2.2. Диагностическое исследование на выявление уровня сформированности экологической культуры школьников 26
2.3. Разработка мероприятий по формированию экологической культуры школьников и рекомендации к их проведению 32
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 43
Актуальность. В современных условиях, когда экологические проблемы приобретают все большее значение, важной задачей любого педагога является формирование экологической культуры школьников, способных понимать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, принимать осознанные и ответственные решения.
Одной из основных причин незрелости экологической культуры людей следует считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и образования населения. Не все люди имеют возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне науки, представление об этих проблемах формируется порой весьма случайно: под влиянием жизненных впечатлений или сообщений СМИ. Разрозненная информация не позволяет человеку выработать систему экологических знаний, которая необходима ему для того, чтобы разумно относиться к природе и не вредить ей.
Проблема формирования экологической культуры становится особенно важной в период обучения детей, когда закладываются первые необходимые основы отношения к окружающему миру и самому себе. Разработка методов и приемов для решения этой проблемы приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется для детей особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде и накоплением опыта взаимодействия с ней.
Школьник в основном только усваивает экологические знания, правила и нормы поведения. Однако знание само по себе, если оно не принимается человеком как ценность и норма своей жизни и действий, еще не гарантирует экологически осознанного и ответственного поведения человека в природной среде. Поэтому важной задачей в процессе образования становится не только дать ребенку экологические знания, но и создать педагогические условия для его реализации, как носителя экологических норм и ценностей.
Вопросы формирования экологической культуры личности рассматриваются в работах отечественных ученых: в области философии и экологии (Н. Н. Моисеев, Э. В. Гирусов, Н. М. Мамедов и др.), культурологии (Г. Д. Гачев, Д. С. Лихачев, М. С. Каган и др.), педагогики (И. Д. Зверев, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.), психологии (С. Л. Рубинштейн, А. П. Сидельковский, В. А. Ясвин и др.).
Признавая значение вышеперечисленных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию данной проблемы, поиск и применение новых методов, форм работы по формированию экологической культуры требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий формирования экологической культуры школьников в организации образовательного процесса.
Объект исследования: образовательный процесс современной школы.
Предмет исследования: формирование экологической культуры школьников в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования экологической культуры школьников в образовательном процессе.
2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования экологической культуры школьников.
3. Обобщить педагогический опыт формирования экологической культуры школьников.
4. Провести диагностическое исследование на выявление уровня сформированности экологической культуры школьников.
5. Разработать мероприятия по формированию экологической культуры школьников и методические рекомендации к их проведению.
Невозможно переоценить значение экологической культуры в современном мире. Поскольку ситуация, существующая как в нашей стране, так и на планете в целом с годами ухудшается, необходимо прямо сейчас принимать меры, способствующие ее стабилизации и изменению в лучшую сторону. Каждый человек должен быть задействован в данном процессе.
В теоретической главе были рассмотрены такие понятия как экологическая культура и экологическое образование. Согласно общепринятым определениям, экологическая культура представляет собой целостную систему взглядов, ценностей и норм, принятых в обществе, которые регулируют его взаимодействие с окружающей средой. В свою очередь процесс экологического образования – есть процесс непрерывной просветительской деятельности, направленной на создание у человека необходимых навыков и знаний как для осуществления рационального природопользования, так и принятия мер для улучшения существующей экологической обстановки. Экологическое образование – это путь формирования нового типа личности, который будет готов нести ответственность за все действия, направленные на природную среду, а также прилагать все возможные усилия для ликвидации существующий проблем. Основными задачами экологического образования являются создание потребности и интереса к изучению природы, стремления к ее сохранению и участие в практической деятельности. Процесс образования в сфере экологии не должен быть строго заключен в рамки школьного образования, этот процесс продолжается на протяжении все жизни человека, поскольку именно через него формируется экологическая культура личности.
Согласно исследованию, представленному в данной работе, школьники не обладают должным уровнем развития экологической культуры. Удалось выявить, что знания, полученные опрошенными школьниками недостаточны для того уровня, который требует существующая экологическая обстановка как в стране, так и в мире. Безусловно, заинтересованность в этом вопросе у школьников есть, однако не хватает стремления внести свой вклад в изменение принципов взаимодействия общества и природы для улучшения экологической обстановки. Большинство учащихся сомневаются в результативности тех действий, которые они сами в силах предпринять. Экологическое образование не реализуется в должной мере, поскольку основным источником получения знаний в этой области являются интернет-ресурсы. Отмечается, что экологические программы не включены в образовательный процесс настолько, чтобы в должной мере повлиять не только на знания школьников в этом вопросе, но и изменить их отношение. В то же время другие методы воздействия либо не реализуются в должной мере, либо не признаются эффективными самими учениками. В ходе исследования также удалось выявить, что основным фактором, влияющим на экологическую культуру учеников, является включенность экологических программ в образовательный процесс.
Таким образом, исходя из всех рассмотренных аспектов необходимости формирования высокого уровня экологической культуры среди школьников, следует вывод о том, что в первую очередь должное внимание следует уделять внедрению образовательных экологических программ, которые в полной мере способствуют просвещению детей по вопросам экологии. Кроме того, меры, принимаемые для развития экологической культуры, как на уровне школьного образования, так и в целом, должны носить комплексный характер и включать в себя все возможные меры по изменению отношения общества в окружающей среде. Такие меры включают в себя не только повышение уровня знаний в области экологии. Они должны быть направлены на изменение восприятия природы как таковой.
1. Проект федерального закона РФ «Об экологической культуре» № 90060840-3 (внесён 13.07.2000) [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/90060840-3/ [дата обращения: 14 апреля 2022]
2. Акимова, Л. В. Методика формирования эколого – ориентированного прогностического умения у школьников [Текст] / Л. В. Акимова // География в школе. – 2006. - № 1. – С. 36-37.
3. Баранова Э. А. Диагностика позновательного интереса у младших школьников [Текст] СПБ: Речь, 2005. – 128 с.
4. Белая К.Ю. «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса» – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. С. 32-34.
5. Васюкова, Г.В. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2004. – 18 с.
6. Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л. С. Виситова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8732/
7. Волчкова Е. А. Авторская рабочая программа [Текст], 2020г.
8. Демидова, Н. Н. Продуктивная познавательная самостоятельная деятельность учащихся при изучении экологических проблем России [Текст] / Н. Н. Демидова // География в школе. – 2009. - № 6. – с. 34-35.
9. Князев, Ю. А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения [Текст] / Ю. А. Князев // Преподавание истории в школе. – 1989. – № 7. – С. 132-135.
10. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов нД: издательство «Учитель», 2006. – 288 с.
11. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / Т. П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2007. - 240 с.
12. Левитова Н. Д. Способности и интересы [Текст] / под ред. Н.Д. Левитова, В.А.Крутецкого.- М.:АСТ, 2010. С.46 – 52.
13. Литвинова, Л. С. Нравственно – экологическое воспитание школьников [Текст] / Л. С. Литвинова – М.: «5 за знания», 2005. – 125 с.
14. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе[Текст]/ Н.Г. Морозова.- М.: Знание, 2010. –168с.
15. Обновление содержания образования: Сборник информационно - методических писем [Текст] / Ред. коллегия: В. Н. Бутов, Л. М. Апухтина, Н. М. Голянская и др. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. – 110 с.
16. Основы экологии – младшим школьникам [Текст]: Практическое пособие / Сост. Л. Д. Черемисина. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
17. Подласый, И. П. 100 вопросов – 100 ответов [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 368 с.
18. Пономарёва, О. Н. Народные традиции в экологическом образовании [Текст]: учебно – методическое пособие / О. Н. Пономарёва – М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2004. – 62 с.
19. Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. — М., 2001. – 162 с.
20. Сабрекова, М. С. Роль краеведческих экскурсий в экол.-эстетич. развитии и воспитании учащихся [Текст] / М. С. Сабрекова // Начальная школа. – 2017. – № 12. – С. 15-21.
21. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 238с.
22. Теплов, Д. Л. Экологический практикум [Текст]: Для учащихся 5,6 классов / Д. Л. Теплов. – М.: Устойчивый мир, 1999. – 32 с.
23. Топор, А. В. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников / А. В. Топор, Н. Д. Черней. Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Москва: Буки-Веди, 2014. – С. 138-139.
24. Экология 10 – 11 классы [ Электронный ресурс]. Официальный сайт E-mail: 1c@1c.ru, http://repetitor. 1c.ru
25. Экология. Формирование экологической культуры школьников [Электронный ресурс]. Официальный сайт http://www.miem.edu.ru
26. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры : пособие по регион. экол. политике / В. А. Ясвин; Центр. экол. политики России. - М. : Акрополь, 2004. – 195 с.