Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность как способ развития социальной активности студентов

Работа №120120

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Методологические принципы изучения социальной активности студентов 8
1.1 Теоретические основы изучения понятия социальной активности личности 8
1.2 Проектная деятельность как основа развития социальной активности студентов 16
Глава 2 Эмпирический опыт исследования социальной активности студентов в проектной деятельности Тольяттинского государственного университета 26
2.1 Социологическая оценка проектной деятельности как способа развития социальной активности студентов Тольяттинского государственного университета 26
2.2 Мнение студентов Тольяттинского государственного университета о проектной деятельности вуза 35
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А Программа социологического исследования 59
Приложение Б Анкета 70
Приложение В Таблицы распределений 74
Приложение Г Интервью 81
Приложение Д Инфографика отсутствует

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения способов формирования и развития социальной активности, а также форм ее проявления у молодежи в изменяющихся условиях социальной среды. В современном мире одной из важнейших тенденций общественного развития, помимо всестороннего развития самих студентов, является организация работы над проектами и появление различных площадок для студенческих, молодежных «стартапов». Проектная деятельность сейчас занимает важное место в образовательном процессе многих учебных учреждений. Остальные же организации, которые еще не успели прочно закрепить эту инновацию в свою собственную систему, также стремятся интегрировать в образовательный процесс проектное обучение.
Государство активно приспосабливает молодежь, в частности, студентов к работе над проектами, создании инновационных идей и их реализации, так как именно благодаря такой форме возможно добиться максимального продвижения и роста в той или иной сфере деятельности.
В течение последних лет в сфере образования особо обсуждается тема модернизации образовательного процесса. В первую очередь модернизация предполагает внедрять форматы освоения проектных навыков. Задача освоения студентами новых компетенций и навыков, позволяющих им реализовывать комплексные проекты и инициативы, широко принимается и поддерживается преподавателями и работодателями [2].
Министерство высшего образования и науки РФ считает основной задачей проектов повышение качества образования, приведение его содержания в соответствие с реалиями рынка. Проекты, в частности, позволят решить вопрос трудоустройства выпускников вузов по специальности. Для этого министерство предлагает привлекать в проектные команды представителей бизнеса и выдающихся специалистов-практиков.
Но важным моментом является то, что проектное обучение ни в коем случае не должно подменять собой традиционные университетские занятия и аттестации. Уже внедрившие этот метод российские вузы, такие как НИУ ВШЭ, Московский Политехнический университет, УРФУ, ДВГУ и другие организации высшего образования, внедряют работу над проектами в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций.
Тольяттинский государственный университет также активно продвигает данное направление, которое уже сейчас находится на достойном уровне развития. Организация проектной деятельности в ВУЗе позволяет студентам приобрести большой багаж знаний и навыков, которые в дальнейшем они смогут использовать как на базе университета, так и за его пределами. «Проектную деятельность в Тольяттинском государственном университете, как отдельное направление образовательной программы, интегрировал «IT Student» - молодёжный инновационный центр (МИЦ), организованный в 2017 году на базе кафедры «Прикладная математика и информатика» института математики, физики и информационных технологий в ТГУ». Уже в 2019 году в рамках проектной деятельности впервые прошла проектная неделя в формате «StartUp Week TLT» [24]. Команды Первокурсников вместе с наставниками разрабатывали проект в течение 4-х дней, а в завершающий день выступали с защитой своего проекта или продукта перед экспертами различных областей. На сегодняшний день существует 8 рынков НТИ (национальная технологическая инициатива) и более 150 проектов по различным направлениям, большая часть из которых уже реализованы или прямо сейчас находятся в процессе реализации.
Очень важно проанализировать социальную активность студентов в процессе обучения проектной деятельности. Необходимо раскрыть все достоинства и слабые стороны организации проектной работы. Устранить недостатки, модернизировать и усовершенствовать систему проектной деятельности для дальнейшей плодотворной и продуктивной работы.
Степень научной разработанности темы. Вопросы социальной активности личности и молодежи, а также социальной активности масс проработаны в различных работах и исследованиях. Среди западной научной литературы интерес вызывают труды таких известных авторов, как А. Фрейд, Ю. Хабермас, А. Гидденс и А. Турен.
В отечественной научной литературе тема активности и социальной активности рассматривается в работах П.А. Сорокина, М.С. Кагана и других.
В настоящее время написано также достаточно много научных работ, затрагивающих тему проектов, непосредственно проектной деятельности и проектного обучения в учебных учреждениях. Наиболее известные работы Дж. Дьюи, Y.X. Килпатрика, Г.П. Щедровицкого, О.С. Газмана и других.
Целью бакалаврской работы является выявление социальной активности студентов в проектной деятельности вуза.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методологические принципы изучения социальной активности личности;
2. Выделить особенности проектного обучения в современных вузах;
3. Рассмотреть проектную деятельность как способ развития социальной активности студентов;
4. Определить значение проектной деятельности в образовательной программе Тольяттинского государственного университета.
Объектом аналитического исследования является проектная деятельность как основа развития социальной активности студентов.
Предметом изучения выступает эмпирический опыт исследования проектной деятельности студентов.
Теоретико-методологическая база. Понятие «социальная активность» в социологию пришло из психологии и педагогики, где она понималась как сознательная направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. В социологии социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью качеств (свойств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект развивается к предназначенной для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей проектную деятельность как способ развития социальной активности студентов, было проведено исследование с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 человек. Исследование носит пилотажный характер.
Для получения социологической информации о том, как студенты Тольяттинского государственного университета оценивают свою социальную активность в ходе проектного обучения, было проведено исследование методом интервью, в котором участвовали 8 студентов различных курсов обучения, гуманитарных и технических специальностей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников и приложений. В первой главе рассматривается методологическая база изучения социальной активности студентов. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день молодежь является одной из ключевых возрастных групп, на которую направлено всестороннее внимание. Развитие данной социальной группы - это одна из основных целей современного общества, именно поэтому изучение влияния различных факторов на молодежь, является важным и необходимым. Работа над проектами неразрывно связана с молодежью и также является одной из важнейших тенденций общественного развития в современном мире. Проектная деятельность сейчас в первую очередь направлена на студентов и занимает важное место в образовательном процессе многих учебных учреждений. На основе изученного материала и результатов исследований, можно сделать вывод о том, что с проектной деятельностью сейчас знаком каждый. Эта тенденция набирает популярность и не стоит на месте, а постоянно развивается. Также, можно заметить такое явление, как гибкость проектной сферы. Она легко меняется под воздействием внешних условий, с появлением новых проблем и интересов общества.
В ходе дипломной работы мы рассмотрели теоретические основы изучения понятия «личность», «социальная активность личности». Так же изучили основные концепции, подходы и теории ученых, которые работали над изучением личности и процесса социализации.
Мы рассмотрели понятие социальной активности в рамках двух подходов: деятельностного и личностного. Проанализировав эти подходы, можно заключить, что социальная активность - это основополагающее свойство, которое выражает целостность личности. Это свойство в свою очередь выражается в принятии общественных ценностей и осуществлении собственных целей с учетом интересов общества.
Социальная активность индивидов и групп предполагает не только участие в социальной жизни, но прежде всего активное и творческое отношение к сферам своей социальной жизни, а также к самим себе как субъектам социального существования.
Далее мы углубились в анализ проектной деятельности, как одной из форм внеучебной деятельности студентов. Как выяснилось, проектная деятельность действительно помогает в процессе социальной активности личности молодого поколения. Студент, участвующий в проектном обучении, начинает путь социализации с вхождения в новый, незнакомый ему социум. Здесь человек вступает в коммуникацию со сверстниками. Затем ему предстоит проявить себя в интеллектуальном плане: продемонстрировать свои способности в генерации идей, постановке задач и целей, а также разработке будущего проекта.
К тому же, участие в проектной деятельности развивает творческое, критическое мышление, ораторские, лидерские и управленческие способности. Студент получает возможность раскрыть себя со всех сторон, попробовать себя в чем-то новом, примерить на себя различные социальные роли и так далее. Именно поэтому внедрение проектного обучения в образовательную систему, несомненно, можно рассматривать как один из способов развития социальной активности студентов.
Проектная деятельность многогранна, она развивает индивида с многих сторон, например, дает возможность разработать решение какой-либо общественной задачи, реализовать собственную идею, создать настоящий продукт и интегрировать его в общество. Помимо этого, проектная деятельность, как способ развития социальной активности, раскрывает личностные качества студента и прививает ему новые компетенции.
Проанализировав блок мнений респондентов о проектной деятельности в университете, результаты показывают, что половине студентов интересна данная дисциплина. Можно сделать вывод о том, что такая новая дисциплина в образовательной системе как «Проектная деятельность» в целом интересна студентам. Однако все-таки она имеет свои недостатки, которые в будущем вполне могут быть устранены, поскольку проектная деятельность в ВУЗе - это нововведение, и оно постоянно меняется и модернизируется, опираясь на мнение студентов университета.
На основе полученных результатов исследования можно также отметить, что проектная деятельность в первую очередь выполняет обучающую и развивающую функции. Проектная деятельность действительно выступает способом развития социальной активности каждого студента, принимающего участие в работе над проектами. Причем, не так важно то, насколько активно он принимает в ней участие.
Подводя итоги, можно сказать, что такая часть образовательной системы, как проектная деятельность является довольно важной составляющей не только в обучении, но и для личностного, социального развития студентов.
Говоря о проектной деятельности в Тольяттинском государственном университете, можно предположить, что для вуза это только начало. Тот этап, на котором сейчас находится проектное обучение - это начало чего-то большего.


1. Андреев В. И. Факторы развития творческих способностей студентов в условиях перестройки высшей школы / В. И. Андреев, Л. М. Попов, Н. Ю. Посталюк; под ред. В. И. Андреева // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: сб. науч. трудов / НИИ ВШ. Москва, 1990. С. 29­39.
2. Баженова Н. Г. Проектная деятельность как аспект профориентационной работы в вузе // Социальные и гуманитарные науки на дальнем востоке, 2019. № 2. С. 142-147.
3. Бердеханова В. П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности, 2000. № 1. С. 11-23.
4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 148 с.
5. Васильева А. М. Этапы становления проектной деятельности в вузе / А. М. Васильева, Е. В. Рак // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2016. № 4 (73). С. 246-248.
6. Васильева С. Н. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи / С. Н. Васильева, О. Н. Мазина // Молодой ученый, 2015. № 10 (90). С. 1105-1108.
7. Газман О. С. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования. М.: Педагогика, 1987. 243 с.
8. Гарунов М. Г. О педагогической системе подготовки студентов к национально-творческой деятельности на основе интеграции образования, науки и производства // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: сб. науч. трудов. М.: НИИ ВШ, 1990. С. 88-95.
9. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. Методология, теория, практика. Киев: Высшая школа, 1986. 367 с.
10. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал, 2009. Т. 30. № 5. С. 72­80.
11. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017. № 6. С. 52-62.
12. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008.
13. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
14. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый, 2014. № 21 (80). С. 575-577.
15. Кратко А. А., Якуба Е. А. Социология. Харьков: Изд-во Константа, 1996. 192 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ