Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Методологические принципы изучения социальной активности студентов 8
1.1 Теоретические основы изучения понятия социальной активности личности 8
1.2 Проектная деятельность как основа развития социальной активности студентов 16
Глава 2 Эмпирический опыт исследования социальной активности студентов в проектной деятельности Тольяттинского государственного университета 26
2.1 Социологическая оценка проектной деятельности как способа развития социальной активности студентов Тольяттинского государственного университета 26
2.2 Мнение студентов Тольяттинского государственного университета о проектной деятельности вуза 35
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А Программа социологического исследования 59
Приложение Б Анкета 70
Приложение В Таблицы распределений 74
Приложение Г Интервью 81
Приложение Д Инфографика отсутствует
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения способов формирования и развития социальной активности, а также форм ее проявления у молодежи в изменяющихся условиях социальной среды. В современном мире одной из важнейших тенденций общественного развития, помимо всестороннего развития самих студентов, является организация работы над проектами и появление различных площадок для студенческих, молодежных «стартапов». Проектная деятельность сейчас занимает важное место в образовательном процессе многих учебных учреждений. Остальные же организации, которые еще не успели прочно закрепить эту инновацию в свою собственную систему, также стремятся интегрировать в образовательный процесс проектное обучение.
Государство активно приспосабливает молодежь, в частности, студентов к работе над проектами, создании инновационных идей и их реализации, так как именно благодаря такой форме возможно добиться максимального продвижения и роста в той или иной сфере деятельности.
В течение последних лет в сфере образования особо обсуждается тема модернизации образовательного процесса. В первую очередь модернизация предполагает внедрять форматы освоения проектных навыков. Задача освоения студентами новых компетенций и навыков, позволяющих им реализовывать комплексные проекты и инициативы, широко принимается и поддерживается преподавателями и работодателями [2].
Министерство высшего образования и науки РФ считает основной задачей проектов повышение качества образования, приведение его содержания в соответствие с реалиями рынка. Проекты, в частности, позволят решить вопрос трудоустройства выпускников вузов по специальности. Для этого министерство предлагает привлекать в проектные команды представителей бизнеса и выдающихся специалистов-практиков.
Но важным моментом является то, что проектное обучение ни в коем случае не должно подменять собой традиционные университетские занятия и аттестации. Уже внедрившие этот метод российские вузы, такие как НИУ ВШЭ, Московский Политехнический университет, УРФУ, ДВГУ и другие организации высшего образования, внедряют работу над проектами в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций.
Тольяттинский государственный университет также активно продвигает данное направление, которое уже сейчас находится на достойном уровне развития. Организация проектной деятельности в ВУЗе позволяет студентам приобрести большой багаж знаний и навыков, которые в дальнейшем они смогут использовать как на базе университета, так и за его пределами. «Проектную деятельность в Тольяттинском государственном университете, как отдельное направление образовательной программы, интегрировал «IT Student» - молодёжный инновационный центр (МИЦ), организованный в 2017 году на базе кафедры «Прикладная математика и информатика» института математики, физики и информационных технологий в ТГУ». Уже в 2019 году в рамках проектной деятельности впервые прошла проектная неделя в формате «StartUp Week TLT» [24]. Команды Первокурсников вместе с наставниками разрабатывали проект в течение 4-х дней, а в завершающий день выступали с защитой своего проекта или продукта перед экспертами различных областей. На сегодняшний день существует 8 рынков НТИ (национальная технологическая инициатива) и более 150 проектов по различным направлениям, большая часть из которых уже реализованы или прямо сейчас находятся в процессе реализации.
Очень важно проанализировать социальную активность студентов в процессе обучения проектной деятельности. Необходимо раскрыть все достоинства и слабые стороны организации проектной работы. Устранить недостатки, модернизировать и усовершенствовать систему проектной деятельности для дальнейшей плодотворной и продуктивной работы.
Степень научной разработанности темы. Вопросы социальной активности личности и молодежи, а также социальной активности масс проработаны в различных работах и исследованиях. Среди западной научной литературы интерес вызывают труды таких известных авторов, как А. Фрейд, Ю. Хабермас, А. Гидденс и А. Турен.
В отечественной научной литературе тема активности и социальной активности рассматривается в работах П.А. Сорокина, М.С. Кагана и других.
В настоящее время написано также достаточно много научных работ, затрагивающих тему проектов, непосредственно проектной деятельности и проектного обучения в учебных учреждениях. Наиболее известные работы Дж. Дьюи, Y.X. Килпатрика, Г.П. Щедровицкого, О.С. Газмана и других.
Целью бакалаврской работы является выявление социальной активности студентов в проектной деятельности вуза.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методологические принципы изучения социальной активности личности;
2. Выделить особенности проектного обучения в современных вузах;
3. Рассмотреть проектную деятельность как способ развития социальной активности студентов;
4. Определить значение проектной деятельности в образовательной программе Тольяттинского государственного университета.
Объектом аналитического исследования является проектная деятельность как основа развития социальной активности студентов.
Предметом изучения выступает эмпирический опыт исследования проектной деятельности студентов.
Теоретико-методологическая база. Понятие «социальная активность» в социологию пришло из психологии и педагогики, где она понималась как сознательная направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. В социологии социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью качеств (свойств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект развивается к предназначенной для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей проектную деятельность как способ развития социальной активности студентов, было проведено исследование с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 200 человек. Исследование носит пилотажный характер.
Для получения социологической информации о том, как студенты Тольяттинского государственного университета оценивают свою социальную активность в ходе проектного обучения, было проведено исследование методом интервью, в котором участвовали 8 студентов различных курсов обучения, гуманитарных и технических специальностей.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников и приложений. В первой главе рассматривается методологическая база изучения социальной активности студентов. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.
На сегодняшний день молодежь является одной из ключевых возрастных групп, на которую направлено всестороннее внимание. Развитие данной социальной группы - это одна из основных целей современного общества, именно поэтому изучение влияния различных факторов на молодежь, является важным и необходимым. Работа над проектами неразрывно связана с молодежью и также является одной из важнейших тенденций общественного развития в современном мире. Проектная деятельность сейчас в первую очередь направлена на студентов и занимает важное место в образовательном процессе многих учебных учреждений. На основе изученного материала и результатов исследований, можно сделать вывод о том, что с проектной деятельностью сейчас знаком каждый. Эта тенденция набирает популярность и не стоит на месте, а постоянно развивается. Также, можно заметить такое явление, как гибкость проектной сферы. Она легко меняется под воздействием внешних условий, с появлением новых проблем и интересов общества.
В ходе дипломной работы мы рассмотрели теоретические основы изучения понятия «личность», «социальная активность личности». Так же изучили основные концепции, подходы и теории ученых, которые работали над изучением личности и процесса социализации.
Мы рассмотрели понятие социальной активности в рамках двух подходов: деятельностного и личностного. Проанализировав эти подходы, можно заключить, что социальная активность - это основополагающее свойство, которое выражает целостность личности. Это свойство в свою очередь выражается в принятии общественных ценностей и осуществлении собственных целей с учетом интересов общества.
Социальная активность индивидов и групп предполагает не только участие в социальной жизни, но прежде всего активное и творческое отношение к сферам своей социальной жизни, а также к самим себе как субъектам социального существования.
Далее мы углубились в анализ проектной деятельности, как одной из форм внеучебной деятельности студентов. Как выяснилось, проектная деятельность действительно помогает в процессе социальной активности личности молодого поколения. Студент, участвующий в проектном обучении, начинает путь социализации с вхождения в новый, незнакомый ему социум. Здесь человек вступает в коммуникацию со сверстниками. Затем ему предстоит проявить себя в интеллектуальном плане: продемонстрировать свои способности в генерации идей, постановке задач и целей, а также разработке будущего проекта.
К тому же, участие в проектной деятельности развивает творческое, критическое мышление, ораторские, лидерские и управленческие способности. Студент получает возможность раскрыть себя со всех сторон, попробовать себя в чем-то новом, примерить на себя различные социальные роли и так далее. Именно поэтому внедрение проектного обучения в образовательную систему, несомненно, можно рассматривать как один из способов развития социальной активности студентов.
Проектная деятельность многогранна, она развивает индивида с многих сторон, например, дает возможность разработать решение какой-либо общественной задачи, реализовать собственную идею, создать настоящий продукт и интегрировать его в общество. Помимо этого, проектная деятельность, как способ развития социальной активности, раскрывает личностные качества студента и прививает ему новые компетенции.
Проанализировав блок мнений респондентов о проектной деятельности в университете, результаты показывают, что половине студентов интересна данная дисциплина. Можно сделать вывод о том, что такая новая дисциплина в образовательной системе как «Проектная деятельность» в целом интересна студентам. Однако все-таки она имеет свои недостатки, которые в будущем вполне могут быть устранены, поскольку проектная деятельность в ВУЗе - это нововведение, и оно постоянно меняется и модернизируется, опираясь на мнение студентов университета.
На основе полученных результатов исследования можно также отметить, что проектная деятельность в первую очередь выполняет обучающую и развивающую функции. Проектная деятельность действительно выступает способом развития социальной активности каждого студента, принимающего участие в работе над проектами. Причем, не так важно то, насколько активно он принимает в ней участие.
Подводя итоги, можно сказать, что такая часть образовательной системы, как проектная деятельность является довольно важной составляющей не только в обучении, но и для личностного, социального развития студентов.
Говоря о проектной деятельности в Тольяттинском государственном университете, можно предположить, что для вуза это только начало. Тот этап, на котором сейчас находится проектное обучение - это начало чего-то большего.
1. Андреев В. И. Факторы развития творческих способностей студентов в условиях перестройки высшей школы / В. И. Андреев, Л. М. Попов, Н. Ю. Посталюк; под ред. В. И. Андреева // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: сб. науч. трудов / НИИ ВШ. Москва, 1990. С. 2939.
2. Баженова Н. Г. Проектная деятельность как аспект профориентационной работы в вузе // Социальные и гуманитарные науки на дальнем востоке, 2019. № 2. С. 142-147.
3. Бердеханова В. П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности, 2000. № 1. С. 11-23.
4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 148 с.
5. Васильева А. М. Этапы становления проектной деятельности в вузе / А. М. Васильева, Е. В. Рак // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2016. № 4 (73). С. 246-248.
6. Васильева С. Н. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи / С. Н. Васильева, О. Н. Мазина // Молодой ученый, 2015. № 10 (90). С. 1105-1108.
7. Газман О. С. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования. М.: Педагогика, 1987. 243 с.
8. Гарунов М. Г. О педагогической системе подготовки студентов к национально-творческой деятельности на основе интеграции образования, науки и производства // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: сб. науч. трудов. М.: НИИ ВШ, 1990. С. 88-95.
9. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. Методология, теория, практика. Киев: Высшая школа, 1986. 367 с.
10. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал, 2009. Т. 30. № 5. С. 7280.
11. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017. № 6. С. 52-62.
12. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008.
13. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
14. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый, 2014. № 21 (80). С. 575-577.
15. Кратко А. А., Якуба Е. А. Социология. Харьков: Изд-во Константа, 1996. 192 с.
...