Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ

Работа №120109

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

уголовное право

Объем работы129
Год сдачи2020
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Общая характеристика уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ 14
1.1 Ретроспективный анализ развития уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ 14
1.2 Характеристика основных направлений уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ 28
Глава 2 Уголовно-правовая политика в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ 45
2.1 Уголовно-правовая характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ 45
2.2 Тенденции развития уголовно-правовой политики в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ 61
Глава 3 Уголовно-исполнительная политика в отношении лиц, осужденных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ 74
3.1 Проблемы, возникающие при исполнении наказаний за совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ 74
3.2 Тенденции развития уголовно-исполнительных норм, реализуемых в отношении лиц, осужденных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ 88
Заключение 102
Список используемой литературы и используемых источников 114

Актуальность темы исследования. Наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты и оборудование, используемое для их изготовления (далее - наркотические средства и психотропные вещества) уже значительное время являются предметом преступной деятельности как отдельных лиц, так и крупнейших международных преступных группировок. Катастрофическая скорость их распространения по всему миру оказывает негативное влияние на социально-экономические основы различных государств и усиливает степень криминализации общества.
Российская Федерация уже давно испытывает проблемы, связанные с поступлением и распространением наркотиков из зарубежных стран. В их незаконном обороте подавляющую долю составляют наркотические средства и психотропные вещества, поступающие в нашу страну из-за границы контрабандным путем, что является реальной угрозой для экономических и политических интересов России и затрагивает сферу национальной безопасности государства. Кроме того, при помощи контрабанды наркотических средств и психотропных веществ происходит финансирование международного терроризма, поэтому она создает потенциальную опасность для всего мирового сообщества. Зачастую контрабанда наркотиков высоко организована и технически оснащена, осуществляется с использованием многочисленных международных связей, что затрудняет ее выявление и пресечение.
В связи с этим особую важность приобретает деятельность государства по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ как преступлению, имеющему повышенную степень общественной опасности. Только за счет проведения грамотной и эффективной уголовной политики можно добиться серьезных результатов по снижению количества преступных проявлений, связанных с контрабандой наркотиков. В последнее десятилетие государство предприняло ряд мер по активизации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: происходило ужесточение наказаний, разрабатывались методики выявления преступлений, появились их новые составы, произошли изменения в структуре правоохранительных органов. Контрабанде наркотических средств и психотропных веществ было определено отдельное место в уголовном законе страны, а за самые опасные ее проявления предусмотрена высшая действующая на данный момент мера наказания. Все это свидетельствует о высокой значимости, которую имеет для государства борьба с контрабандой наркотиков. Поэтому представляется крайне важным определить, в каком качественном состоянии находится уголовная политика России по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, какие меры следует предпринять, чтобы вывести ее на новый уровень развития. Кроме того, необходимо выяснить, насколько проводимая уголовная политика соответствует международным обязательствам государства, какое влияние на нее оказывает правоприменительная практика, что в целом обусловливает актуальность проведения данного исследования.
Состояние разработанности проблемы. Различные аспекты противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ неоднократно становились предметом исследования в трудах российских представителей юридической науки. В частности этой области посвящены работы Р.М. Абызова, И.Ф. Амельчакова, Н.И. Архипцева, В.А. Жбанкова, Л.Ф. Рогатых, А.В. Табакова, Л.Е. Чистовой и других авторов. Актуальные вопросы уголовной политики государства рассматривались Д.И. Аминовым, М.М. Бабаевым, Л.И. Беляевой, Ю.И. Бытко, Ю.С. Жариковым, С.М. Мальковым и другими учеными.
С начала 2000-х гг. были изданы диссертационные работы О.Ю. Сучкова (2000 г.), Р.А. Александрова (2003 г.), Т.А. Ажакиной (2005 г.), А.А. Сергеевой (2006 г.), С.Л. Санакоева (2007 г.), У.А. Абдуллаевой (2009 г.), О.Г. Степановой (2012 г.), А.В. Табакова (2012 г.), А.В. Скачко (2017 г.) и других исследователей. В них авторы рассмотрели отдельные проблемы квалификации, предупреждения и расследования контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, криминологические основы и стратегические направления уголовной политики по противодействию контрабанде наркотиков.
Однако научное сообщество отдельными публикациями уделяло внимание только узкоспециализированным вопросам, связанным с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, или общим проблемам уголовной политики государства. Учитывая, что деятельность государства в сфере борьбы с преступностью, законодательство и правоприменительная практика продолжают развиваться, отсутствие монографических исследований, рассматривающих уголовную политику в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, существенно обедняет уголовно-правовую науку, не придает ей поступательного движения. Кроме того, некоторые научные взгляды также требуют критического анализа.
В связи с этим необходимо проведение данного исследования, учитывающего последние изменения в практике борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, современное состояние уголовной политики государства по противодействию ее преступным проявлениям, что позволит обосновать некоторые теоретические положения и устранить имеющиеся пробелы в уголовно-правовой науке.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере формирования и реализации уголовной политики по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Предмет исследования - научные представления, правовые нормы, правоприменительная практика, связанные с уголовной политикой по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Цель исследования - разработка на основе изучения отдельных направлений уголовной политики государства предложений и рекомендаций по совершенствованию правоприменительной практики и законодательного регулирования уголовной ответственности и исполнения наказаний за совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.
Гипотеза исследования состоит в том, что подготовить предложения по совершенствованию уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ можно, если:
• исследовать состав контрабанды наркотических средств и психотропных веществ и правоприменительную практику по квалификации ее преступных проявлений;
• изучить положения международно-правовых актов, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, правовое регулирование перемещения товаров и предметов между государствами, а также на закрепление требований по содержанию осужденных к лишению свободы;
• исследовать условия исполнения наказаний, назначаемых за совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• выявить исторические особенности развития уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ;
• определить основные направления уголовной политики по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ;
• дать характеристику объективных, субъективных и квалифицирующих признаков состава контрабанды наркотических средств и психотропных веществ;
• определить тенденции развития уголовно-правовой политики в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ;
• установить проблемы, возникающие при исполнении наказаний за совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ;
• определить тенденции развития уголовно-исполнительных норм, реализуемых в отношении лиц, осужденных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ;
• разработать предложения по совершенствованию уголовной политики в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.
Методология исследования. В диссертационном исследовании применялся комплекс общенаучных методов, таких как диалектический метод, методы анализа и синтеза, системный метод, логический метод, а также совокупность частнонаучных методов: формально-юридического, сравнительно-правового, сравнительно-исторического, статистического и других методов познания.
Новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой первое комплексное исследование уголовной политики государства по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, проведенное на основе современного международного положения России, актуального состояния законодательства и правоприменительной практики. Новизну исследования отличает также то, что диссертант предлагает собственное решение некоторых проблем квалификации контрабанды наркотических средств и психотропных веществ и исполнения наказания за ее совершение.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1) в историческом развитии уголовной политики государства, направленной на борьбу с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, выделяются несколько периодов. На первом этапе единая уголовная политика отсутствовала. Характерной чертой уголовной политики по противодействию контрабанде стало изменение видов наказания с устрашающих на денежные, а борьбы с распространением наркотиков в первые годы советской власти - ведение ее репрессивными методами. Второй период начался с принятия УК РСФСР 1922 г. и утверждения таможенного тарифа по европейской торговле 1924 г. Особенностью стало первоначальное отсутствие прямого регулирования ответственности за контрабанду наркотиков, затем ее введение и ужесточение наказания, а также принятие международных антинаркотических конвенций, которые накладывали на государство дополнительные обязательства по противодействию распространению наркотических средств и психотропных веществ, но были исполнены только частично. Третий период берет начало с 2012 г. и связан с введением в УК РФ специальной нормы о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, конструированной с бланкетной диспозицией, ориентированной на международное экономическое интеграционное объединение;
2) уголовная политика в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ включает в себя несколько элементов. Уголовно-правовая политика направлена на совершенствование правового регулирования уголовной ответственности посредством решения вопросов, связанных с криминализацией, пенализацией и дифференциацией составов преступлений. Криминологическая политика направлена на выявление причин и условий, способствующих совершению преступления, на разработку криминологического портрета личности преступника. Уголовно-процессуальная политика связана с оптимизацией уголовного судопроизводства и эффективным расследованием уголовных дел. Оперативно-розыскная политика направлена на выявление каналов незаконного перемещения запрещенных препаратов, лиц, участвующих в совершении преступлений, способов сокрытия наркотиков, разработку тактических приемов распознавания контрабандистов и применяемых ими вариантов перемещения наркотиков через границу. При помощи уголовно-исполнительной политики осуществляется исполнение наказаний, обеспечение режима содержания осужденных за контрабанду наркотиков, определение эффективности средств исправительного воздействия, ресоциализация осужденных, устранение пробелов в уголовно-исполнительном законодательстве и его развитие;
3) анализ уголовно-правовой характеристики контрабанды наркотических средств и психотропных веществ позволил выделить несколько спорных моментов ее квалификации. Во-первых, окончание преступления не должно быть связано с моментом подачи таможенной декларации, так как это противоречит нормам Таможенного кодекса ЕАЭС. Во-вторых, при заказе наркотических средств и психотропных веществ посредством сети «Интернет» в автоматическом режиме не установленность отправителя должна определять квалификацию преступления не по п. «а» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, а по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ. В-третьих, при применении насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, составом контрабанды должно охватываться только причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью; при причинении тяжкого вреда здоровью или убийстве квалифицировать деяния следует по совокупности;
4) основные тенденции развития уголовно-правовой политики по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ связаны, во-первых, с совершенствованием диспозиции ч. 1 ст. 229.1 УК РФ в связи с участием Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе и вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Во- вторых, следует усовершенствовать правоприменительную практику. В частности, необходимо привести п. 1 и п. 2 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» в соответствие с положениями международных договоров. Кроме того, целесообразно изменить п. 10 Постановления, поскольку перемещение наркотических средств и психотропных веществ сначала через таможенную, а затем через государственную границу не является одним преступлением даже при наличии единого умысла. В-третьих, необходимо проведение международно-правовой универсализации, а именно принятие единого перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязательного для всех государств-членов ЕАЭС. В дополнение к этому следует выработать действенный механизм оперативного внесения в перечень изменений;
5) выделяются следующие основные проблемы при исполнении наказаний за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ: языковой барьер между четвертью осужденных, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, и администрацией исправительных учреждений; сложности, связанные с взысканием крупных штрафов; невозможность предвидения изменений в жизни осужденного при установлении мер ограничения свободы; невозможность получения осужденным согласия уголовно-исполнительной инспекции на изменение места работы, если такое ограничение установлено судом, при его увольнении по большинству оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ; недоступность для осужденных за контрабанду по ч. 3 и ч. 4 ст. 229.1 УК РФ почти половины из предусмотренных УИК РФ возможностей изменения условий режима и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения, что влияет на эффективность их ресоциализации;
6) в реализации уголовно-исполнительной политики в отношении лиц, осужденных на контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, можно выделить следующие тенденции. Во-первых, уголовно-исполнительное законодательство необходимо гармонизировать с нормами международного права. Во-вторых, уголовно-исполнительные нормы нуждаются в совершенствовании в части внесения изменений в УИК РФ относительно действий по подготовке к освобождению осужденных за контрабанду, по которым принимается решение о нежелательности их пребывания (проживания) в стране, и замены отдельных ведомственных актов, нарушающих законность процедуры принятия такого решения. В- третьих, для усиления эффективности профилактической работы с осужденными за контрабанду наркотиков, считаем, что законодателем гл. 15 УИК РФ должна быть дополнена статьями, содержащими конкретные мероприятия социально-психологического характера. Дополнительно следует определить, что административный надзор за лицами, совершившими контрабанду наркотических средств и психотропных веществ и освобожденными от исполнения наказания, должен устанавливаться безо всяких условий. И, наконец, необходимо согласовать положения УИК РФ с Трудовым кодексом РФ. Осужденный за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ должен иметь возможность получить согласие уголовно-исполнительной инспекции на изменение места работы, если такое ограничение установлено судом, при прекращении трудового договора по любым основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
Теоретическая и научная значимость исследования заключается в детальной проработанности состава контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, авторских предложениях, развивающих положения уголовного и уголовно-исполнительного права, определяющие направления реализации уголовной политики по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, что может стать предпосылкой для дальнейших научных исследований по данной проблематике. Автор на основе особенностей контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, видов наказаний за ее совершение и субъектов преступления делает обобщения, позволяющие наметить определенные тенденции развития уголовно-исполнительных норм.
Практическая значимость работы заключается том, что предложенные выводы и рекомендации могут быть применены для дальнейшего проведения реформирования деятельности государства по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, а также для их использования в процессе правоприменения. Предложения и обобщения, подготовленные автором, могут быть использованы в процессе обучения студентов по дисциплинам «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Исполнение уголовных наказаний», Актуальные проблемы уголовного права», «Актуальные проблемы квалификации преступлений», а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов.
Научная обоснованность и достоверность определяется тем, что полученные результаты и выводы диссертации были обсуждены и одобрены на Всероссийской научно-практической конференции «Правонарушение - основание юридической ответственности: традиционные подходы и новые концепции» (г. Тольятти, 14-15 марта 2019 г.) и Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и правоприменения» (г. Тольятти, 21-22 ноября 2019 г.), где дана критическая оценка выводов работы, сделанная в сравнении с ранее имевшимися в юридической литературе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. В историческом развитии уголовной политики государства, направленной на борьбу с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, выделяются несколько периодов:
1) первый из них можно охарактеризовать как отсутствие единой уголовной политики по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ. Государство развивало параллельно два направления уголовной политики: по борьбе с наркотизацией населения и по борьбе с контрабандой. И, если меры уголовной ответственности за контрабанду упоминались еще в Соборном уложении 1649 г., то борьба с распространением наркотиков ввиду их легального употребления началась только с 1915 г. Характерной чертой уголовной политики по противодействию контрабанде стало изменение видов наказания с устрашающих на денежные, а борьбы с распространением наркотиков в первые годы советской власти - ведение ее репрессивными методами;
2) второй период начался с принятия УК РСФСР 1922 г. и утверждения таможенного тарифа по европейской торговле 1924 г., что привело к соединению двух параллельных направлений уголовной политики, ранее ориентированных по отдельности на борьбу с наркотизацией населения и борьбу с контрабандой, и формированию нового направления, основной задачей которого стала выработка мер по пресечению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Этот период исторического развития уголовной политики условно состоит из трех этапов:
• на первом этапе с 1924 г. до 1958 г. отсутствовало прямое законодательное регулирование ответственности за совершение контрабанды наркотических средств, но запрет на их ввоз позволял применять меры наказания к лицам, скрывающим наркотики от таможенного контроля при их перемещении через границу;
• второй этап, продолжавшийся с 1958 г. по 1996 г., характеризуется введением в уголовное законодательство контрабанды различных товаров и предметов, в том числе наркотических средств, как государственного преступления. Особенностью этапа стало усиление мер ответственности за контрабанду наркотиков, а также принятие международных антинаркотических конвенций, которые накладывали на государство дополнительные обязательства по противодействию распространению наркотических средств и психотропных веществ, но были исполнены только частично;
• третий этап с 1996 г. по 2011 г. связан с принятием УК РФ и отнесением контрабанды к преступлениям в сфере экономической деятельности. Характерным стало постепенное дополнение диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ, предусматривавшей уголовную ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, новыми элементами, что было связано как с необходимостью совершенствования законодательства, так и с выполнением обязательств по международным антинаркотическим конвенциям;
3) третий период берет начало с 2012 г. и продолжается по настоящее время. Он связан с введением в УК РФ специальной нормы о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, ее размещением в гл. 25, конструированием с бланкетной диспозицией, ориентированной на международное экономическое интеграционное объединение, квалифицированными и особо квалифицированными составами, а также основным, альтернативным и дополнительными видами наказания.
2. Уголовная политика в области противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ включает в себя уголовно- правовую, криминологическую, уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и уголовно-исполнительную политику:
1) уголовно-правовая политика, основываясь на существующих реалиях и международной практике, направлена на совершенствование правового регулирования уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, посредством решения вопросов, связанных с криминализацией/декриминализацией, пенализацией/депенализацией и дифференциацией/дедифференциацией составов преступлений;
2) криминологическая политика позволяет осуществлять предупреждение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, направлена на выявление причин и условий, способствующих ее совершению, а также на разработку криминологического портрета личности преступника;
3) уголовно-процессуальная политика связана с оптимизацией уголовного судопроизводства и эффективным расследованием уголовных дел по контрабанде наркотических средств и психотропных веществ;
4) оперативно-розыскная политика направлена на выявление каналов незаконного перемещения запрещенных препаратов, лиц, участвующих в совершении преступлений, способов сокрытия наркотиков, на разработку тактических приемов распознавания контрабандистов и применяемых ими вариантов перемещения наркотиков через границу;
5) при помощи уголовно-исполнительной политики осуществляется исполнение наказаний в отношении осужденных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, обеспечение режима их содержания, определение эффективности средств исправительного воздействия и применения поощрений и взысканий, ресоциализация осужденных, устранение пробелов в уголовно-исполнительном законодательстве и его развитие.
3. Анализ уголовно-правовой характеристики контрабанды наркотических средств и психотропных веществ позволил выделить несколько спорных моментов ее квалификации:
1) окончание преступления не должно быть связано с моментом подачи таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию или вывоз с этой территории товаров или иных предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу. Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит определения ввоза и вывоза товаров, истолкование которых свидетельствует о том, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 по вопросу об окончании преступления противоречат международному договору РФ. В обновленных условиях нельзя считать вывоз или вывоз наркотических средств и психотропных веществ завершенным, а преступление оконченным, если лицо было задержано при их ввозе до выпуска таможенным органом либо в процессе их вывоза до пересечения им таможенной границы. Считаем, что правоприменители не должны ориентироваться на рекомендации, противоречащие нормам международного договора РФ, поэтому целесообразно абз. 2 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 12 изменить и изложить его в следующей редакции: «В тех случаях, когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу, до момента выпуска товаров или иных предметов таможенными органами при ввозе либо пересечения ими таможенной границы при вывозе, содеянное надлежит квалифицировать по части третьей статьи 30 УК РФ и соответствующим пунктам и частям статей 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ»;
2) при заказе наркотических средств и психотропных веществ посредством сети «Интернет» в автоматическом режиме не установленность отправителя не должна определять квалификацию преступления по п. «а» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, поскольку неизвестно, является ли оно вообще субъектом преступления в силу возраста и вменяемости. Поэтому в подобных случаях необходимо квалифицировать контрабанду наркотических средств и психотропных веществ по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ;
3) при совершении контрабанды наркотических средств и психотропных веществ с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, составом контрабанды должно охватываться только причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью. Совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, сопряженное с причинением тяжкого вреда здоровью или убийством лица, осуществляющего таможенный или пограничный контроль, необходимо квалифицировать по совокупности.
4. Основные тенденции развития уголовно-правовой политики по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ связаны:
1) с совершенствованием законодательной базы. В связи с участием Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе и вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС диспозиция ч. 1 ст. 229.1 УК РФ требует приведения в соответствие с положениями международных договоров. Изложить ее целесообразно следующим образом: «Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС...» и далее по тексту;
2) с совершенствованием правоприменительной практики. Некоторые разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» необходимо скорректировать. В частности, привести п. 1 и п. 2 Постановления в соответствие с положениями международных договоров. Кроме того, отличие в дополнительных непосредственных объектах двух видов контрабанды свидетельствует о том, что перемещение наркотических средств и психотропных веществ сначала через таможенную, а затем через государственную границу не является одним преступлением даже при наличии единого умысла. Это разные преступления, потому что объекты посягательства у них разные, и квалифицировать подобные действия следует по совокупности. В связи с этим целесообразно п. 10 Постановления изложить в следующей редакции: «По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 и 229.1 УК РФ, в тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную границу при наличии единого умысла лица на совершение перечисленных действий, а также, если у лица, совершившего контрабанду предметов, указанных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ, через таможенную границу, в дальнейшем возник умысел на перемещение этих же предметов через государственную границу, содеянное образует совокупность преступлений.»;
3) с необходимостью проведения урегулирования уголовных правоотношений посредством международно-правовой универсализации. В настоящий момент у каждого из государств- членов ЕАЭС утвержден собственный перечень наркотических средств и психотропных веществ, и содержание национальных перечней не совпадает, что делает затруднительным процесс привлечения к уголовной ответственности лиц, совершающих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому требуется принятие единого перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязательного для всех государств-членов ЕАЭС. В дополнение к этому тенденцией развития уголовно-правовой политики по борьбе с контрабандой наркотиков должна стать выработка действенного механизма оперативного внесения изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
5. Выделяются следующие основные проблемы при исполнении наказаний за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ:
1) четверть осужденных является иностранными гражданами и лицами без гражданства. В связи с отличающимся правовым положением и языковыми трудностями они могут испытывать проблемы с реализацией права на выезд за пределы исправительных учреждений, права на бесконвойное передвижение, права на телефонные разговоры, права на просмотр телепередач, кинофильмов, видеофильмов и прослушивание радио, права на краткосрочные и длительные свидания;
2) при обеспечении режима содержания осужденных за контрабанду у иностранных граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, могут возникать проблемы при общении с сотрудниками администрации. Незнание русского языка влияет на возможность исполнения возложенных на осужденных обязанностей, таких как выполнение законных требований работников уголовно-исполнительной системы, дача объяснений по вопросам исполнения приговора, дача письменных объяснений по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания и так далее. Проблемы с языковым барьером могут возникать и у администрации исправительного учреждения, например, при контроле телефонных разговоров осужденного-иностранца;
3) одной из проблем при исполнении наказаний в отношении иностранных граждан, осужденных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, являются международные обязательства по их передаче государству своего гражданства. Зачастую на территории своей страны такие лица быстро амнистируются, а затем продолжают заниматься противоправной деятельностью;
4) назначение осужденным за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ дополнительного наказания в виде крупного (до 1 млн. р.) штрафа зачастую делает работу судебного пристава- исполнителя по его взысканию неэффективной ввиду отсутствия у них денежных средств или иного имущества. Отсюда возникает проблема достижения одной из целей наказания - восстановления социальной справедливости;
5) поскольку погашение судимости, которая учитывается при назначении наказания и рецидиве преступлений, происходит по истечении одного года после полного исполнения штрафа, претерпевание такого неблагоприятного правового последствия для осужденного за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ растягивается на долгие годы;
6) проблемой при исполнении ограничения свободы является невозможность предвидения изменений в жизни осужденного. Суду достаточно сложно точно определить, какие обязанности и запреты должны соблюдаться осужденным после отбытия основного наказания при исполнении ограничения свободы, учитывая возможность его исправления за длительный период времени, поэтому обязанности устанавливаются судом произвольно;
7) при исполнении ограничения свободы существует проблема с получением осужденным за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ согласия уголовно-исполнительной инспекции на изменение места работы, если такое ограничение установлено судом, при его увольнении практически по большинству оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;
8) ресоциализация осужденных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ имеет определенные трудности, поскольку за длительный период нахождения в исправительных учреждениях у них происходит утрата социально-полезных связей и общественно-конструктивных качеств и установок. Эффективно подготовить осужденного к освобождению могло бы только изменение условий режима и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения. Но для осужденных за контрабанду по ч. 3 и ч. 4 ст. 229.1 УК РФ почти половина из предусмотренных УИК РФ возможностей недоступны, хотя именно они наиболее подвержены криминальному воздействию, и им сложнее адаптироваться после отбытия наказания. Такая дифференциация осужденных показывает, что в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, цели наказания практически недостижимы.
6. В реализации уголовно-исполнительной политики в отношении лиц, осужденных на контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, можно выделить следующие тенденции:
1) уголовно-исполнительное законодательство необходимо гармонизировать с нормами международного права, являющимися неотъемлемой частью российской правовой системы. Для этого следует внести в ч. 1 ст. 12 УИК РФ положение о том, что осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на информирование о своих правах, обязанностях, условиях отбывания наказания на понятном им языке, а также дополнить ст. 12 УИК РФ ч. 1.1, в которой предусмотреть обязанность администрации исправительного учреждения оказывать им содействие при обращении к персоналу;
2) уголовно-исполнительные нормы нуждаются в совершенствовании в связи с тем, что в процессе исполнения наказания у осужденных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, не являющихся гражданами РФ, изменяется правовое положение, поскольку принимается решение о нежелательности их пребывания (проживания) в стране, являющееся основанием для депортации. Поэтому предлагаем внести ряд изменений в УИК РФ относительно действий по подготовке к освобождению этой категории осужденных и заменить отдельные ведомственные акты, нарушающие законность процедуры принятия решения;
3) для усиления эффективности работы по предупреждению совершения лицами, осужденными за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, новых преступлений, считаем, что законодателем гл. 15 УИК РФ должна быть дополнена статьями, содержащими конкретные мероприятия социально - психологического характера, учитывающие не только индивидуальные особенности личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений, но и другие факторы: степень тяжести совершенных преступлений, сроки наказания и так далее, что позволит более дифференцированно подобрать необходимые меры ресоциализации. Дополнительно следует внести изменения в Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установив, что административный надзор за лицами, совершившими контрабанду наркотических средств и психотропных веществ и освобожденными от исполнения наказания, должен устанавливаться безо всяких условий;
4) необходимо согласовать положения УИК РФ с Трудовым кодексом РФ. Осужденный за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ должен иметь возможность получить согласие уголовно-исполнительной инспекции на изменение места работы, если такое ограничение установлено судом, при прекращении трудового договора по любым основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
Как представляется, подготовленные выводы и предложения могут стать основой для дальнейших исследований направлений уголовной политики в области противодействия контрабанде не только наркотических средств и психотропных веществ, но и иных ее преступных проявлений.


1. Абдуллаева У.А. Проблемы квалификации контрабанды наркотических средств и психотропных веществ по объективной стороне // Бизнес в законе. 2007. № 4. С. 173-174.
2. Александров А.И. Философия зла и философия преступности (вопросы философии права, уголовной политики и уголовного процесса). СПб.: СПбГУ, 2013. 598 с.
3. Банк данных исполнительных производств [Электронный ресурс] // URL:http://fssprus.ru/ (дата обращения: 22.01.2020).
4. Башарова Э.И., Веселова М.П., Рамалданов Х.Х. Противодействие контрабанде наркотиков, направления совершенствования проблемных аспектов // Научный журнал «Novaum». 2018. № 15. С. 286-292.
5. Бочарникова Л.Н., Заманкова Ю.Г. Предупреждение преступности как одно из важных направлений уголовной политики // В сборнике: Актуальные проблемы применения уголовного законодательства. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2019. С. 62-67.
6. Буранов Г.К., Чиканова А.С. Проблемы ограничения свободы как дополнительного наказания // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 53-55.
7. Вопросы установления признаков субъективной стороны при квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества / под ред. В.М. Гарманова. Тюмень, 2012. 72 с.
8. Голубев Н.А. К вопросу о вине в уголовном праве // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. С. 81-83.
9. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы (заключен в Буэнос-Айресе 12.07.2014) // СЗ РФ. № 6. 05.02.2018. ст. 801.
10. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных (заключен в Пекине 02.12.2002) // СЗ РФ. № 6. 05.02.2007. ст. 685.
11. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Отв. ред. акад. Л. B. Черепнин; Изд. подгот. Я. Н. Щапов ; АН СССР. Ин -т истории СССР. М.: Наука, 1976. 240 с.
12. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (заключена в Нью-Йорке 30.03.1961) // СЗ РФ. 29.05.2000. № 22. ст. 2269.
13. Елгин С.Г., Кузнецов В.К., Макаров Д.А. Правовое регулирование противодействия незаконному обороту наркотиков и их контрабанде: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. 248 с.
14. Жмыхов В.А. Проблемы ресоциализации осужденных в условиях пенитенциарной системы // Экономика и социум. 2019. № 5. C. 1551-1557.
15. Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел: учеб. пособие. М., 1979. 99 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ