Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация первокурсников к условиям вуза в процессе внеучебной деятельности

Работа №120097

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации студентов вуза 14
1.1 Сущность и характеристика понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе 14
1.2 Анализ организации процесса адаптации первокурсников в современных вузах 23
1.3 Внеучебная деятельность как условие успешной адаптации студентов первокурсников 38
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровней процесса адаптации студентов вуза 46
2.1 Диагностика начального уровня адаптации студентов первого курса 46
2.2 Разработка и реализация комплекса внеучебных адаптационных мероприятий для студентов первокурсников 69
2.3 Оценка эффективности разработанного комплекса мероприятий внеучебной деятельности для успешной адаптации первокурсников 77
Выводы по второй главе 88
Заключение 89
Список используемой литературы 94
Приложения 103

В настоящий момент все сферы окружающей нас жизни подвержены постоянно происходящим изменениям. Речь прежде всего идет о духовных, политических и социально-экономических преобразованиях, характеризующих Россию. Ситуация, касающаяся современного рынка труда, указывает на необходимость опережающего развития всей системы высшего образования, а именно перехода на принципы гуманизации и осуществления интенсификации учебно-воспитательного процесса. На первый план выдвигаются вопросы повышения эффективности высшего профессионального образования с точки зрения своевременного удовлетворения потребностей социума, адекватных происходящим в нём изменениям. Социальный заказ непосредственно представляется в форме Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Федеральной Программы развития образования в Российской Федерации. В частности, в ФГОС ВО от 22 февраля 2018 года, указано, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата. Однако усвоение каких-либо знаний происходит наиболее успешно при заинтересованности субъекта образовательной деятельности, а данная заинтересованность невозможна без успешно пройденного процесса адаптации.
В современных условиях жизнь человека можно охарактеризовать как процесс, происходящий под воздействием большого количества социально-экономических, технологических, политических изменений. В течении жизнедеятельности каждый индивид постоянно включается в большое количество социальных ситуаций, связей и отношении, которые требуют своевременно реагировать на изменения среды, гибко регулируя социальную активность. Вышеперечисленные ситуации, с которыми сталкивается каждый современный человек, вызывают необходимость активизировать процессы адаптации к окружающей социальной среде, что говорит о необходимости проявлять гибкость и мобильность, развивать собственные адаптационные возможности.
Сталкиваться с трудностями и преодолевать их, умение адаптироваться к обстоятельствам и найти свою нишу в жизненном пространстве - это решающий фактор успешного саморазвития молодого человека, а в дальнейшем - специалиста высшей категории. Вопросы адаптации студентов-первокурсников к образовательной системе высшего учебного заведения актуальны. В области психолого-педагогических исследований проблема адаптации первокурсников является одной из приоритетных, так как расположена на стыке разных отраслей знания, имеющих определяющее значение в современных условиях высшего учебного заведения. Обуславливается это тем, что сама система образовательной среды высшей школы, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, не способна к быстрым трансформациям в общественной и политической жизни, и одних только знаний в традиционном понимании не достаточно, и они не в состоянии обеспечить успешную адаптацию выпускников школ к сложным условиям системы высшего образования.
Переход выпускника среднего звена в звено высшего образования является для первокурсника решающим периодом его личностного, и в дальнейшем, профессионального становления. Стоит отметить, что в данный период, часть студентов начинают жить самостоятельно, кроме бытовых и материальных трудностей, с которыми может столкнуться студент-первокурсник, возможно появление проблем, сопровождающих процессы налаживания новых связей, личностных отношений. А потому эффективную, успешную адаптацию студента-первокурсника к жизни в образовательной среде вуза можно охарактеризовать как фундамент дальнейшего саморазвития студента - будущего специалиста. Именно этим определяется практический и исследовательский интерес к изучению противоречивых и разнообразных проблем адаптации первокурсников в вузе. Поступление в высшее учебное заведение несомненно сказывается на самочувствии студентов - первокурсников, их уверенности в своих личных качествах, внутренних ресурсах и комфорте, именно того, что мы называем адаптацией. И одной из главных задач преподавателя : понять и помочь студенту - первокурснику в этот момент адаптироваться к новой социальной среде вуза.
Адаптацию личности первокурсника вуза к новому образовательному процессу и новой образовательной среде можно представить, как продолжительный, трудный и достаточно болезненный процесс. Это обусловлено тем, что молодым людям при поступлении в высшее учебное заведение необходимо отказываться от привычных ситуаций общения, менять окружение, часто, отрываться от семьи и начинать самостоятельную жизнь.
Эксперты определяют физиологические и психологические возрастные изменения студентов первого года обучения, эмоционально не созревшими, выделяющиеся внушаемостью и искренностью. В данный период важно окружение, в котором находится первокурсник. Принимая во внимание тот факт, что в одной группе начинают свою учебу молодые люди из разных семей, разного социального уровня, это могут быть сельские и городские жители, необходимо понимать, что адаптационный процесс у каждого будет протекать по-разному, займет разное количество времени.
Социокультурное окружение, меняясь, подразумевает установление новых социальных связей, профессиональную самореализацию и включает систему, сложившихся раннее, социокультурных взаимоотношений. Значит, в процессе вступления в образовательную среду высшего учебного заведения студенту необходимо выбрать и впоследствии реализовать определенную адаптационную стратегию. Приобретение новой позитивной идентичности, которая соответствует изменившимся социальным и культурным условиям жизни, невозможно не установив систему взаимоотношений с новым социальным окружением. Данный процесс представляет собой необходимое условие успешной адаптации.
Учеба на первых курсах сложна тем, что студентам необходимо:
• приспосабливаться к новому типу учебного коллектива, обычаям и традициям, существующим в рамках данной социальной группы;
• быстро осваивать учебные нормы, систему оценок, способов и приемов организации учебного процесса;
• адаптироваться в новых условиях быта, участвовать в новых формах внеучебной деятельности.
Адаптационные процессы первокурсников к новой образовательной среде вуза затронуты в многочисленных работах зарубежных и отечественных исследователей (В.Н. Дружинина, А.В. Карпова, В.И. Ковалева, И.Н. Лычагиной, В.И. Медведева, Е. И. Муратовой, Е.А. Осипова, Ю.П. Поваренкова, А.А. Виноградовой, Э.О. Леонтьевой, Л. Фестингера, А.Маслоу).
Вопросами адаптации учащихся в современном обществе и личностным самоопределением занималось большое количество исследователей: (А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, М.П. Гурьянова, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Т. Лисовский).
В теоретическом аспекте, не менее важна проблема адаптации первокурсников к новым условиям обучения в вузе (П.С. Герулев, Н.Г. Ершова). Насколько будет успешен этот процесс, настолько эффективным будет погружение студентов - первокурсников в новую учебную и социальную среду, что повлечет за собой личностное и профессиональное развитие первокурсника и определит, как его будущее, так и будущее страны.
Анализ научно-педагогической литературы, проведение исследования, обобщение практического опыта автора данной работы во внеучебной деятельности, говорят о существовании проблемы в данной области, а также о недостаточной изученности исследуемого вопроса. В настоящее время учебный процесс осуществляется без присутствия адаптационной составляющей первокурсников к образовательному процессу в вузе, наблюдается низкий уровень активности большинства студентов в познавательной и самостоятельной деятельности, низкий стимул к творческой активности во внеучебной деятельности и пассивность в общественной жизни университета в общем, практически не развита надобность в беспрерывном самообразовании на протяжении всей жизни, значит, невысокий уровень адаптации студентов первого года обучения к учебному процессу в вузе.
На сегодняшний день научно-методическое обеспечение проблем адаптации студентов-первокурсников недостаточно. Так, в исследованиях Н.М. Воловской на примере процесса адаптации у студентов Новосибирского государственного университета, представлены следующие данные. В числе главных трудностей, которые наблюдаются при социально-психологической адаптации, были отнесены: процесс знакомства, установление необходимых контактов со сверстниками и с преподавателями (21 % респондентов), ощущение скованности и неуверенности в новом коллективе (16 %), процесс самоутверждения в коллективе или отсутствие желания общаться: «все чужие для меня» (по 10 % респондентов). Третья часть опрашиваемых ответили, что никаких трудностей они не испытывают, что указывает на высокий уровень общительности. Решающим факторами, способствующими социально-психологической адаптации, были выделены: психологические качества личности (62 %) а также общие внеучебные мероприятия (17 %), так как в неформальной обстановке человеку легче раскрыться.
Однако достаточно большое количество опрошенных (44 %) не смогли оценить свой коллектив как целостную группу, лишь третья часть респондентов ответили, что их группа представляет собой сплоченный коллектив, 6 % студентов, принимавших участие в приведенном опросе, охарактеризовали следующим образом - «каждый член коллектива живет собственной жизнью, не интересуясь делами коллектива» [19]. Полученные данные говорят о том, что в коллективе возможно отсутствует устойчивая система социальных отношений, а также можно сказать о невысокой степени сплоченности между членами коллектива.
На основании этого выделены следующие противоречия:
• объективной потребностью студентов-первокурсников в адаптации к новым социальным и учебным условиям и недостаточной разработанностью условий адаптации в образовательном процессе вуза;
• необходимостью эффективного включения студентов-первокурсников в образовательную среду вуза и недостаточным использованием в данном процессе имеющихся ресурсов внеучебной деятельности;
• необходимостью использования во внеучебной деятельности специальных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов-первокурсников и недостаточной разработанностью таких мероприятий.
Основываясь на анализе научно-педагогической литературы, обобщении практического опыта и выявленных противоречиях, сформулируем проблему исследования: каковы условия успешной адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении в процессе внеучебной деятельности?
Актуальность проблемы исследования обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Адаптация первокурсников к условиям вуза в процессе внеучебной деятельности».
Объект исследования: процесс адаптации первокурсников к образовательной среде высшего учебного заведения.
Предмет исследования: адаптация студентов первого курса в высшем учебном заведении в процессе внеучебной деятельности .
Цель исследования: выявление, научное экспериментальная проверка эффективности внеучебной деятельности в процессе адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза.
Гипотеза исследования: адаптация первокурсников будет более успешной, если
• конкретизировать понятие адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде вуза;
• выявить критерии и уровни адаптации студентов-первокурсников к новым социальным и учебным условиям;
• задействовать потенциал внеучебной деятельности в процессе адаптации.
• внедрить во внеучебную деятельность комплекс игровых мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса адаптации студентов к образовательной среде вуза.
Для достижения поставленной цели и исследовательской гипотезы есть необходимость в постановке следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам адаптации студентов в вузе, выявить сущность и характеристику понятия «адаптация», современное состояние проблемы адаптации первокурсников к образовательной среде вуза .
2. Спроектировать диагностический комплекс, выявить уровень адаптации студентов-первокурсников.
3. Разработать и внедрить в процесс внеучебной деятельности комплекс мероприятий, направленных на успешную адаптацию первокурсников вузе.
4. Провести контрольную диагностику для выявления изменения уровня адаптации студентов, сделать выводы.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теоретические разработки в области адаптации личности (Б.Г. Ананьев, В.И. Медведев, Д.В. Колесов, С.М. Вишнякова, Т.Ю. Дорохова, О.С. Пономарева, Т.В. Майорова).
• личностно-ориентированные технологии (Г.К. Селевко, В.В. Сериков, К. Роджерс, Р. Даймонд и др.)
• практико-ориентированный подход в образовании (Ю.П. Ветров, А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, Е.Б. Плотникова и др.)
Для решения поставленных задач и достижения поставленной цели были использованы методы:
• теоретические методы исследования: анализ и изучение научной, философской, научно-методической и психолого-педагогической литературы, материалы конференций, а так же диссертаций по теме исследования, анализ государственных образовательных стандартов, нормативных документов и планов, обобщение педагогического опыта по адаптации первокурсников вузе к процессу обучения в высшем учебном заведении в условиях внеучебной деятельности, обобщение изучение инновационных образовательных технологий, сравнение, абстрагирование;
• эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование;
• статистические методы обработки экспериментальных данных исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
• I этап (сентябрь 2016 - сентябрь 2017) включал изучение психолого-педагогических источников по проблеме исследования, также состояние изученности данной проблемы в теории и практике работы высших учебных заведений. Был определен научный аппарат и база исследования, выявлены критерии адаптационных процессов (осведомленность о новом учебном заведении, мотивацией поступления студентов в вуз, межличностные отношения и отношения в группе, стрессоустойчивость и выявление общей картины) и проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого с помощью диагностики, включающей различные психолого-педагогические методики, был выявлен базовый уровень адаптации у студентов первокурсников;
• II этап (октябрь 2017 - ноябрь 2017) состоял из формирующего эксперимента, включающего процесс разработки комплекса внеучебных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации первокурсников, а также, практическое внедрение вышеозначенного комплекса мероприятий в программу внеучебной деятельности студентов первого курса;
• III этап (декабрь 2017 - апрель 2018) состоял из контрольного этапа эксперимента, позволяющего оценить средствами диагностических методик эффективность разработанного комплекса мероприятий по внеучебной деятельности. На данном этапе была проведена работа по оформлению диссертационного исследования. В течение этого периода были опубликованы материалы исследования, принималось участие в научно-практических конференциях, формулировались выводы.
Базой для опытно-экспериментального исследования является ФГБОУ ВО «Тольяттинский Государственный Опорный Университет». В эксперименте прияли участие 80 первокурсников дневной формы обучения.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• систематизированы знания о процессе адаптации студентов-первокурсников в вузе;
• выявлены критерии и уровни адаптации студентов, разработан инструментарий для их диагностики;
• разработан и апробирован комплекс мероприятий «Школа Актива ИМФИТ», включающий имитационные игры, игровые тренинги и лекции;
• спроектирована система реализации процесса адаптации обучающихся первого курса вуза в процессе внеучебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обоснованы условия необходимые для успешной адаптации студентов первого курса к образовательной среде высшего учебного заведения.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса мероприятий по внеучебной деятельности, способствующего успешной адаптации студентов-первокурсников, который может быть использован во внеучебной деятельности высших учебных заведений.
Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения системного, личностно-ориентированного и целостного подходов к организации исследования адаптации студентов-первокурсников; комплексным применением научно обоснованных и адекватных целям и задачам методов исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью результатов исследования; положительной динамикой результатов эксперимента; опытом педагогической деятельности автора в сфере высшего образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптация студентов-первокурсников - это процесс взаимодействия студента с образовательной средой вуза, ведущий к преобразованию его личностных характеристик, усвоению социальных норм, необходимых для учебной, культурной, коммуникативной жизнедеятельности в новых условиях.
2. Проведение диагностических мероприятий, направленных на выявление показателей адаптации, дает возможность оптимизировать адаптационные процессы у студентов-первокурсников.
3. Эффективность комплекса мероприятий, нацеленных на повышение уровня адаптации студентов-первокурсников, основана на включении во внеучебную деятельность цикла информационных встреч, интерактивных игр, ситуационных игр с проблемными заданиями, деловых игр, способствующих повышению эффективности процесса адаптации первокурсников, а также на партнерском взаимодействии студентов старших курсов с первокурсниками.
Личный вклад автора заключается в разработке и реализации комплекса мероприятий по внеучебной деятельности «Школа Актива ИМФИТ», направленного на повышение эффективности адаптационных процессов студентов-первокурсников к образовательной среде высшего учебного заведения, в освещении результатов исследования в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях.
Структура диссертации. Работа объёмом в 112 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 79 наименований, в том числе 7 на иностранном языке, 11 рисунков, 15 таблиц и 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертационном исследовании рассмотрена проблема адаптации первокурсников к условиям ВУЗа в процессе внеучебной деятельности. Подводя итог проведенной работе, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «адаптация» - многоаспектное. Ученные, занимающиеся исследованиями в области педагогики, психологии, философии, социологии по-разному подходят к пониманию сущности понятия «адаптация». Различные точки зрения на раскрытие сущности процессов адаптации студентов не противоречат друг другу. В данном исследовании мы придерживаемся определения термина «адаптация», выдвинутое А.Н. Суховой. Таким образом, согласно указанному автору, адаптация - это процесс вхождения индивида в социальную, академическую, культурную среды, сопровождающийся активным применением имеющихся ресурсов с целью наращивания, использования, трансляции социального, интеллектуального, культурного капиталов.
2. Внеучебная деятельность студентов в вузе включает различные структуры: управленческо-организационные, методические, технологические, кадровые, правовые, финансовые, материальные. Важным фактором оптимального функционирования системы внеучебной деятельности является сбалансированность обучающей и воспитательной сферы высших учебных заведений. В свою очередь, выявление различных трудностей, встающих перед студентами первокурсниками в новой образовательной среде высшего образовательного учреждения, нахождение путей преодоления трудностей, позволит получить возможность повысить академическую активность обучающихся, качество знаний и успеваемость.
Решение этой проблемы важно и необходимо, поскольку это ускоряет процесс внедрения студентов в вуз, что способствует определению реально- посильной нагрузки студентов первого года обучения, а снижению этой нагрузки помогает привлечение студентов к мероприятиям внеучебной деятельности. Представляя собой важнейшую часть воспитательной работы вуза, внеучебная деятельность может способствовать созданию условий для успешной адаптации студентов первого курса к образовательно-воспитательной среде высшего учебного заведения, при этом необходимо соблюдать принципы практико- и личностно-ориентированной направленности организуемых мероприятий.
3. В процессе работы над диссертационным исследованием разработан комплекс мероприятий внеучебной деятельности, основная цель которого заключается в повышение уровня адаптации студентов - первокурсников института математики, физики и информационных технологий Тольяттинского государственного университета. Кроме того, разработан диагностический инструментарий, включающий методики для выявления уровня сформированности критериев адаптации (социального, профессионального, психологического, когнитивного).
Исследование показало, что процесс улучшения показателей адаптации у студентов связан с целенаправленной деятельностью по развитию умений работать в команде, устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения, создавать благоприятный психологический климат в коллективе, брать на себя ответственность, оперативно принимать решения в нестандартных или кризисных ситуациях, а также по формированию готовности к саморазвитию и самореализации.
4. В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждены содержательные характеристики уровней адаптации будущих бакалавров ИМФИТ ТГУ:
Низкий уровень: студент испытывает трудности в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью, с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
Студент достаточно скрытен, не стремится себя проявить. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками.
Средний уровень: студент стремится поддерживать со всеми одногруппниками доброжелательные отношения, но не берет на себя роль лидера, посещает занятия, достаточно активен на учебных занятиях, иногда испытывает затруднения в усвоении нового материала, старается не вступать в дискуссии с преподавателями, не всегда открыто высказывает собственную точку зрения, отличную от общепринятой. Студент не испытывает особого дискомфорта при общении с преподавателями и сверстниками, хотя не всегда может обратиться за помощью в затруднительных ситуациях и не в полной мере обладает знаниями о выбранной профессии, однако интересуется информацией по данному вопросу, а также проявляет интерес к ознакомлению с нормативно - правовой документацией вуза.
Высокий уровень: студент чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы. Студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях. Студент активно проявляет положительные личностные качества, принимает участия во внеучебных мероприятиях, активно налаживает положительные взаимоотношения со сверстниками и с преподавателями и имеет достаточный объем теоретических знаний о будущей профессиональной деятельности, проявляет интерес к нормативно-правовой документации высшего учебного заведения.
5. Экспериментально проверен и уточнен комплекс следующих психолого-педагогических условий успешной адаптации студентов- первокурсников:
1) активизация студентов-первокурсников к участию в мероприятиях по внеучебной деятельности вуза;
2) привлечение студентов старших курсов к взаимодействию со студентами-первокурсниками;
3) проведение психо - диагностических мероприятий с целью выявления групп «риска» - студентов с недостаточной степенью развития адаптивности;
4) диагностическая проверка результативности проведённой опытно- экспериментальной работы по повышению уровня адаптации студентов - первокурсников;
5) применение комплекса мероприятий по внеучебной деятельности, направленного на повышение эффективности адаптации студентов- первокурсников к образовательной среде высшего учебного заведения.
6. Экспериментальная работа проводилась среди студентов института математики физики и информационных технологий Тольяттинского государственного университета. В ходе экспериментальной работы у студентов был определен начальный (констатирующий эксперимент) и конечный (контрольный эксперимент) уровень сформированности критериев адаптации. На основе сравнения данных констатирующего и контрольного экспериментов сделан вывод об эффективности разработанного комплекса мероприятий внеучебной деятельности в виду того, что прослеживается положительная динамика уровня сформированности критериев адаптации по всем показателям. Повышение уровня адаптации студентов также ведет к положительной динамике и эффективности образовательного процесса в ВУЗе в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель была достигнута.
Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему, открывая новые возможности ее изучения. При дальнейшем изучении данной проблемы возможна разработка программы адаптации студентов с использованием внеучебных мероприятий.


1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Питер: серия Мастера психологии, 2016. 288с.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 500 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.
4. Ахметжанова Г.В. Антонова И.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Тольятти, 2016. 167 с.
5. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе// Социс, 2000. № 6. С. 51-57.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
8. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК; Под общ. ред. Е. В. Бондаревской. Москва-Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
9. Бондаренко В.А Социальная адаптация личности: понятие и сущность. М.: ГИТИС, 2009. 258 с.
10. Боровко И.Р., Власенко В. И. Опыт применения психометрической методики «Тест нервно-психической адаптации» // Военная медицина. 2010. № 1. С.112-115.
11. Боронина Л.Н. Ценностные ориентации и установки студентов // Студент 2012: Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2011-январь 2012). Екатеринбург: УрФУ, 2012. С.155-218.
12. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе как фактор взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник университета: социология и управление персоналом. 2007 №6 (32). С. 54-59.
13. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения//Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике; сб. науч. трудов. Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С.26-32.
14. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. 880 с.
15. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М. Логос, 2010. 336с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ