Образ ученого в портретном интервью
|
Введение 4
Глава 1 Портретное интервью как жанр печатной журналистики 7
1.1 Жанр портретного интервью как способ репрезентации личности в
современной журналистике: обзор теоретической литературы 7
1.2 Значение науки и положение ученого в обществе 12
1.3 Изменение статуса ученого во времена перестройки и наше время ... 21
1.4 Журнал «Наука и жизнь»: от истоков до наших дней 24
Глава 2 Портретные интервью с учеными в современной периодической печати (на примере журнала «Наука и Жизнь») 28
2.1. Реализация современной модели портретного интервью в журнале
«Наука и Жизнь» (опыт типологической характеристики) 28
2.2 Интервью с элементами портрета в журнале «Наука и жизнь».
Характерные связи и различия двух видов интервью 41
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 53
Глава 1 Портретное интервью как жанр печатной журналистики 7
1.1 Жанр портретного интервью как способ репрезентации личности в
современной журналистике: обзор теоретической литературы 7
1.2 Значение науки и положение ученого в обществе 12
1.3 Изменение статуса ученого во времена перестройки и наше время ... 21
1.4 Журнал «Наука и жизнь»: от истоков до наших дней 24
Глава 2 Портретные интервью с учеными в современной периодической печати (на примере журнала «Наука и Жизнь») 28
2.1. Реализация современной модели портретного интервью в журнале
«Наука и Жизнь» (опыт типологической характеристики) 28
2.2 Интервью с элементами портрета в журнале «Наука и жизнь».
Характерные связи и различия двух видов интервью 41
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 53
Актуальность исследования заключается в том, что развитие науки - это основа развития любой страны. Ученые всегда были элитой нации, образ жизни и деятельности которых интересовал простых людей, недаром мировая словесность, как и кинематограф представляют немало образов людей науки. Особенно роль науки возросла в 20 веке, он стал временем открытий, гонки технологий, состязанием научных школ и вузов. Рост уровня образования во всем мире обусловил и рост интереса к науке, в том числе в СССР. Этот фактор сказался на популярности в советский период журнала «Наука и жизнь», который часто становился трибуной для выдающихся ученых и популяризаторов науки. Такая же практика нами отмечена и в таких массовых популярных изданиях, как «Знания - Сила» и «Техника - молодежи», куда приглашались крупные ученые для бесед и рассказов о своих открытиях. На телевидении также был большой блок популярных передач как просветительского, так и популяризаторского направления, например: «Очевидное-невероятное», «В мире животных» и др. Успехи науки в СССР и поддерживались государством и всем обществом, и стимулировали интерес СМИ к научной тематике и ученым.
Постперестроечные процессы, переход к рыночной экономике изменили положение науки и ученых, с одной стороны, а с другой - вызвали интерес к другим героям времени и темам, ранее либо запретным, либо не интересным для СМИ. В результате интерес к науке снизился, особенно в 1990-е гг., хотя в это же время роль науки в мире выросла в связи с развитием новых технологий. Страны вступили в настоящее научное соревнование между собой в области научных открытий, их внедрения в производство. Однако символами жизненного успеха в РФ в тот момент стали иные ценности, более материальные и прозаические.
Особенно большой удар по науке нанес экономический кризис конца 1990-х гг., в результате которого в РФ финансирование науки в НИИ и вузах упало до минимума, поэтому многие ученые вынуждены были эмигрировать, не только потому, что их материальное положение ухудшилось, а социальный статус стал падать, но и потому, что стало невозможно продолжать научные исследования - не хватало денег на научное оборудование, книги, реактивы и проч. В те годы отмечалась большая утечка мозгов за рубеж.
В настоящий период Правительство РФ старается выправить положение ради сохранения научного статуса России, выросла потребность в привлечении внимания молодежи к научному творчеству, появился общественный интерес к науке и ее деятелям, поэтому привлечение внимания аудитории СМИ к образу ученого в настоящий момент актуально и поможет отчасти восстановить престиж профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать сведения из научной и учебно-методологической литературы по вопросу особенностей портретного интервью как жанра и предложить их теоретическое осмысление и вычленить типологические черты, чтобы выявить изменения в жанре и его содержательном наполнении, обусловленные историческими переменами в нашей стране.
2. Проанализировать составляющие типологической характеристики портретного интервью, выявив устойчивые признаки данного жанра.
3. Выявить композиционные особенности портретного интервью, на основе которых описать методы работы журналиста и его цели.
Один из недавних авторов, занимаясь это проблемой отметил, что «малоисследованной оказалась методологическая область жанрообразования, природа взаимопроникновения друг в друга жанров разных типов СМИ, которую попытались раскрыть представители феноменологическо- коммуникативного подхода. Исходная установка работ этого типа- систематизация и обобщение опыта функционирования интервью в синкретизме рационального и случайного в его исторической неоднородности» [50].
Эмпирической базой для нас является портретное интервью в журнале «Наука и жизнь» за 2000 - 2018 год. Хронологические рамки обусловлены тем, что именно в современности увеличивается интерес к портретному интервью. Связано это с тем, что раньше человек рассматривался, скорее, как социальный инструмент. Сейчас же помимо интереса к научным открытиям, появился интерес к личности, желание узнать, как он добился успехов и, что являлось предпосылкой для его научного энтузиазма, без которого нельзя добиться успеха, как раз это и связано с актуальностью развития жанра портретного интервью. «Интервью-портреты или, как их чаще называют, портретные интервью, широко распространились в журналистской практике в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в период перестройки и гласности, когда мнение каждой личности стало вызывать в обществе интерес и формироваться как общественная ценность», подтверждает наше наблюдение.
При работе над темой были использованы следующие методы: общенаучные методы анализа и синтеза, метод классификации, критического изучения источников для выявления уровня теоретического осмысления предмета исследования и определения степени разработанности темы. Теоретико-типологический метод для выявления устойчивых жанровых особенностей портретного интервью, а также историко-типологический метод для объяснения причин появления жанра в связи с конкретным историко-культурным, политическим и биографическим контентом.
Научная новизна исследования: заключается в синтезе документального и образного начал в ходе создания портретных интервью, посвященных решению такой важной социальной проблемы как повышение статуса научного работника.
Постперестроечные процессы, переход к рыночной экономике изменили положение науки и ученых, с одной стороны, а с другой - вызвали интерес к другим героям времени и темам, ранее либо запретным, либо не интересным для СМИ. В результате интерес к науке снизился, особенно в 1990-е гг., хотя в это же время роль науки в мире выросла в связи с развитием новых технологий. Страны вступили в настоящее научное соревнование между собой в области научных открытий, их внедрения в производство. Однако символами жизненного успеха в РФ в тот момент стали иные ценности, более материальные и прозаические.
Особенно большой удар по науке нанес экономический кризис конца 1990-х гг., в результате которого в РФ финансирование науки в НИИ и вузах упало до минимума, поэтому многие ученые вынуждены были эмигрировать, не только потому, что их материальное положение ухудшилось, а социальный статус стал падать, но и потому, что стало невозможно продолжать научные исследования - не хватало денег на научное оборудование, книги, реактивы и проч. В те годы отмечалась большая утечка мозгов за рубеж.
В настоящий период Правительство РФ старается выправить положение ради сохранения научного статуса России, выросла потребность в привлечении внимания молодежи к научному творчеству, появился общественный интерес к науке и ее деятелям, поэтому привлечение внимания аудитории СМИ к образу ученого в настоящий момент актуально и поможет отчасти восстановить престиж профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать сведения из научной и учебно-методологической литературы по вопросу особенностей портретного интервью как жанра и предложить их теоретическое осмысление и вычленить типологические черты, чтобы выявить изменения в жанре и его содержательном наполнении, обусловленные историческими переменами в нашей стране.
2. Проанализировать составляющие типологической характеристики портретного интервью, выявив устойчивые признаки данного жанра.
3. Выявить композиционные особенности портретного интервью, на основе которых описать методы работы журналиста и его цели.
Один из недавних авторов, занимаясь это проблемой отметил, что «малоисследованной оказалась методологическая область жанрообразования, природа взаимопроникновения друг в друга жанров разных типов СМИ, которую попытались раскрыть представители феноменологическо- коммуникативного подхода. Исходная установка работ этого типа- систематизация и обобщение опыта функционирования интервью в синкретизме рационального и случайного в его исторической неоднородности» [50].
Эмпирической базой для нас является портретное интервью в журнале «Наука и жизнь» за 2000 - 2018 год. Хронологические рамки обусловлены тем, что именно в современности увеличивается интерес к портретному интервью. Связано это с тем, что раньше человек рассматривался, скорее, как социальный инструмент. Сейчас же помимо интереса к научным открытиям, появился интерес к личности, желание узнать, как он добился успехов и, что являлось предпосылкой для его научного энтузиазма, без которого нельзя добиться успеха, как раз это и связано с актуальностью развития жанра портретного интервью. «Интервью-портреты или, как их чаще называют, портретные интервью, широко распространились в журналистской практике в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в период перестройки и гласности, когда мнение каждой личности стало вызывать в обществе интерес и формироваться как общественная ценность», подтверждает наше наблюдение.
При работе над темой были использованы следующие методы: общенаучные методы анализа и синтеза, метод классификации, критического изучения источников для выявления уровня теоретического осмысления предмета исследования и определения степени разработанности темы. Теоретико-типологический метод для выявления устойчивых жанровых особенностей портретного интервью, а также историко-типологический метод для объяснения причин появления жанра в связи с конкретным историко-культурным, политическим и биографическим контентом.
Научная новизна исследования: заключается в синтезе документального и образного начал в ходе создания портретных интервью, посвященных решению такой важной социальной проблемы как повышение статуса научного работника.
В современном мире качество науки отвечает за эффективность экономики, улучшение качества жизни, прозрачность государственной политики и систем безопасности.
Позиция стран и жизнеспособность целых государств по всему миру зависит от эффективной разработки и быстрого внедрения передовых технологий, обеспечивающих здоровье, полноценное развитие и качественное образование новых поколений, предотвращающих техногенные катастрофы и истощение ресурсов планеты.
Ведущая роль в преодолении этих проблем принадлежит науке. СМИ, выполняя свою социальную миссию, должны снабжать общество полноценной, достоверной и полезной информацией, вырабатывать уважение к тем, кто берется за решение острых социальных проблем, работает над повышением уровня жизни, т.е. ученых.
Изучение опыта публикаций портретных интервью в журнале «Наука и жизнь» показывает, что не только интересно, но и полезно приоткрыть рядовому читателю дверь в мир науки, содействовать гармонизации отношений внутри социума, прививать уважение к тем, кто преданно и неустанно трудится ради успехов российской науки.
Такие публикации обращены не только к обществу, но и властьимущим, чтобы показать хрупкость того мира, в котором живет ученый, призвать к необходимости бережно относиться к его деятельности, поддерживать преемственность научных школ, чтобы сберечь тот высокий уровень научный культуры, который заработали предыдущие поколения.
Подводя итоги проделанной работе, хотелось бы отметить, насколько удалось подчеркнуть реализовать задачи, поставленные перед собой: проведена систематизация сведений из научной и учебно-методологической литературы по вопросу особенностей портретного интервью как жанра, проверены на конкретных примерах теоретические положения, ранее разработанные другими учеными, изучено содержательное наполнение интервью с деятелями науки, обусловленное историческими переменами в нашей стране. Проведен анализ составляющих типологической характеристики портретного интервью, выявлены устойчивые признаки данного жанра и композиционные особенности портретного интервью, на основе которых описаны методы работы журналиста и его цели.
Показано на конкретных примерах, как портретное интервью рационально, организованно и разносторонне раскрывает личности ученых. Приоритетное значение имеют эмоциональные и социально-психологические, характеристики, а также выявление системы ценностей героя интервью.. Журналисты, как было замечено в ходе анализа, никогда не заявляют, что человек познан всесторонне, поэтому стараются, чтобы после прошедшего интервью у читателя оставалось чувство удивления и восхищения перед тайной творческой личности и таланта ученого.
Позиция стран и жизнеспособность целых государств по всему миру зависит от эффективной разработки и быстрого внедрения передовых технологий, обеспечивающих здоровье, полноценное развитие и качественное образование новых поколений, предотвращающих техногенные катастрофы и истощение ресурсов планеты.
Ведущая роль в преодолении этих проблем принадлежит науке. СМИ, выполняя свою социальную миссию, должны снабжать общество полноценной, достоверной и полезной информацией, вырабатывать уважение к тем, кто берется за решение острых социальных проблем, работает над повышением уровня жизни, т.е. ученых.
Изучение опыта публикаций портретных интервью в журнале «Наука и жизнь» показывает, что не только интересно, но и полезно приоткрыть рядовому читателю дверь в мир науки, содействовать гармонизации отношений внутри социума, прививать уважение к тем, кто преданно и неустанно трудится ради успехов российской науки.
Такие публикации обращены не только к обществу, но и властьимущим, чтобы показать хрупкость того мира, в котором живет ученый, призвать к необходимости бережно относиться к его деятельности, поддерживать преемственность научных школ, чтобы сберечь тот высокий уровень научный культуры, который заработали предыдущие поколения.
Подводя итоги проделанной работе, хотелось бы отметить, насколько удалось подчеркнуть реализовать задачи, поставленные перед собой: проведена систематизация сведений из научной и учебно-методологической литературы по вопросу особенностей портретного интервью как жанра, проверены на конкретных примерах теоретические положения, ранее разработанные другими учеными, изучено содержательное наполнение интервью с деятелями науки, обусловленное историческими переменами в нашей стране. Проведен анализ составляющих типологической характеристики портретного интервью, выявлены устойчивые признаки данного жанра и композиционные особенности портретного интервью, на основе которых описаны методы работы журналиста и его цели.
Показано на конкретных примерах, как портретное интервью рационально, организованно и разносторонне раскрывает личности ученых. Приоритетное значение имеют эмоциональные и социально-психологические, характеристики, а также выявление системы ценностей героя интервью.. Журналисты, как было замечено в ходе анализа, никогда не заявляют, что человек познан всесторонне, поэтому стараются, чтобы после прошедшего интервью у читателя оставалось чувство удивления и восхищения перед тайной творческой личности и таланта ученого.
Подобные работы
- ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ: ТЕХНОЛОГИИ ОТРАЖЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ ЖУРНАЛИСТОМ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ ЮЛИИ МЕНЬШОВОЙ
«НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ» (ПЕРВЫЙ КАНАЛ))
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ В ПЕЧАТНЫХ РОССИЙСКИХ ИЗДАНИЯХ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛЕ ESQUIRE
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Портретное интервью: телевизионные и сетевые форматы
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОГО ПРОЕКТА В
ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА:
«РАЗГОВОР С ТУКТАРОВЫМ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Трансформация жанра интервью в массмедийном пространстве (на примере творчества Ларри Кинга и Юрия Дудя)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Презентация героя и самопрезентация ведущего в ток-шоу «Судьба человека»
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Приёмы манипулирования в новых медиа на примере youtube-интервью
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО РЭПА В ОТРАЖЕНИИ ИНТЕРВЬЮ С РЭП-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ НА YOUTUBE
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022



