Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ ученого в портретном интервью

Работа №120045

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Портретное интервью как жанр печатной журналистики 7
1.1 Жанр портретного интервью как способ репрезентации личности в
современной журналистике: обзор теоретической литературы 7
1.2 Значение науки и положение ученого в обществе 12
1.3 Изменение статуса ученого во времена перестройки и наше время ... 21
1.4 Журнал «Наука и жизнь»: от истоков до наших дней 24
Глава 2 Портретные интервью с учеными в современной периодической печати (на примере журнала «Наука и Жизнь») 28
2.1. Реализация современной модели портретного интервью в журнале
«Наука и Жизнь» (опыт типологической характеристики) 28
2.2 Интервью с элементами портрета в журнале «Наука и жизнь».
Характерные связи и различия двух видов интервью 41
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 53

Актуальность исследования заключается в том, что развитие науки - это основа развития любой страны. Ученые всегда были элитой нации, образ жизни и деятельности которых интересовал простых людей, недаром мировая словесность, как и кинематограф представляют немало образов людей науки. Особенно роль науки возросла в 20 веке, он стал временем открытий, гонки технологий, состязанием научных школ и вузов. Рост уровня образования во всем мире обусловил и рост интереса к науке, в том числе в СССР. Этот фактор сказался на популярности в советский период журнала «Наука и жизнь», который часто становился трибуной для выдающихся ученых и популяризаторов науки. Такая же практика нами отмечена и в таких массовых популярных изданиях, как «Знания - Сила» и «Техника - молодежи», куда приглашались крупные ученые для бесед и рассказов о своих открытиях. На телевидении также был большой блок популярных передач как просветительского, так и популяризаторского направления, например: «Очевидное-невероятное», «В мире животных» и др. Успехи науки в СССР и поддерживались государством и всем обществом, и стимулировали интерес СМИ к научной тематике и ученым.
Постперестроечные процессы, переход к рыночной экономике изменили положение науки и ученых, с одной стороны, а с другой - вызвали интерес к другим героям времени и темам, ранее либо запретным, либо не интересным для СМИ. В результате интерес к науке снизился, особенно в 1990-е гг., хотя в это же время роль науки в мире выросла в связи с развитием новых технологий. Страны вступили в настоящее научное соревнование между собой в области научных открытий, их внедрения в производство. Однако символами жизненного успеха в РФ в тот момент стали иные ценности, более материальные и прозаические.
Особенно большой удар по науке нанес экономический кризис конца 1990-х гг., в результате которого в РФ финансирование науки в НИИ и вузах упало до минимума, поэтому многие ученые вынуждены были эмигрировать, не только потому, что их материальное положение ухудшилось, а социальный статус стал падать, но и потому, что стало невозможно продолжать научные исследования - не хватало денег на научное оборудование, книги, реактивы и проч. В те годы отмечалась большая утечка мозгов за рубеж.
В настоящий период Правительство РФ старается выправить положение ради сохранения научного статуса России, выросла потребность в привлечении внимания молодежи к научному творчеству, появился общественный интерес к науке и ее деятелям, поэтому привлечение внимания аудитории СМИ к образу ученого в настоящий момент актуально и поможет отчасти восстановить престиж профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать сведения из научной и учебно-методологической литературы по вопросу особенностей портретного интервью как жанра и предложить их теоретическое осмысление и вычленить типологические черты, чтобы выявить изменения в жанре и его содержательном наполнении, обусловленные историческими переменами в нашей стране.
2. Проанализировать составляющие типологической характеристики портретного интервью, выявив устойчивые признаки данного жанра.
3. Выявить композиционные особенности портретного интервью, на основе которых описать методы работы журналиста и его цели.
Один из недавних авторов, занимаясь это проблемой отметил, что «малоисследованной оказалась методологическая область жанрообразования, природа взаимопроникновения друг в друга жанров разных типов СМИ, которую попытались раскрыть представители феноменологическо- коммуникативного подхода. Исходная установка работ этого типа- систематизация и обобщение опыта функционирования интервью в синкретизме рационального и случайного в его исторической неоднородности» [50].
Эмпирической базой для нас является портретное интервью в журнале «Наука и жизнь» за 2000 - 2018 год. Хронологические рамки обусловлены тем, что именно в современности увеличивается интерес к портретному интервью. Связано это с тем, что раньше человек рассматривался, скорее, как социальный инструмент. Сейчас же помимо интереса к научным открытиям, появился интерес к личности, желание узнать, как он добился успехов и, что являлось предпосылкой для его научного энтузиазма, без которого нельзя добиться успеха, как раз это и связано с актуальностью развития жанра портретного интервью. «Интервью-портреты или, как их чаще называют, портретные интервью, широко распространились в журналистской практике в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в период перестройки и гласности, когда мнение каждой личности стало вызывать в обществе интерес и формироваться как общественная ценность», подтверждает наше наблюдение.
При работе над темой были использованы следующие методы: общенаучные методы анализа и синтеза, метод классификации, критического изучения источников для выявления уровня теоретического осмысления предмета исследования и определения степени разработанности темы. Теоретико-типологический метод для выявления устойчивых жанровых особенностей портретного интервью, а также историко-типологический метод для объяснения причин появления жанра в связи с конкретным историко-культурным, политическим и биографическим контентом.
Научная новизна исследования: заключается в синтезе документального и образного начал в ходе создания портретных интервью, посвященных решению такой важной социальной проблемы как повышение статуса научного работника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире качество науки отвечает за эффективность экономики, улучшение качества жизни, прозрачность государственной политики и систем безопасности.
Позиция стран и жизнеспособность целых государств по всему миру зависит от эффективной разработки и быстрого внедрения передовых технологий, обеспечивающих здоровье, полноценное развитие и качественное образование новых поколений, предотвращающих техногенные катастрофы и истощение ресурсов планеты.
Ведущая роль в преодолении этих проблем принадлежит науке. СМИ, выполняя свою социальную миссию, должны снабжать общество полноценной, достоверной и полезной информацией, вырабатывать уважение к тем, кто берется за решение острых социальных проблем, работает над повышением уровня жизни, т.е. ученых.
Изучение опыта публикаций портретных интервью в журнале «Наука и жизнь» показывает, что не только интересно, но и полезно приоткрыть рядовому читателю дверь в мир науки, содействовать гармонизации отношений внутри социума, прививать уважение к тем, кто преданно и неустанно трудится ради успехов российской науки.
Такие публикации обращены не только к обществу, но и властьимущим, чтобы показать хрупкость того мира, в котором живет ученый, призвать к необходимости бережно относиться к его деятельности, поддерживать преемственность научных школ, чтобы сберечь тот высокий уровень научный культуры, который заработали предыдущие поколения.
Подводя итоги проделанной работе, хотелось бы отметить, насколько удалось подчеркнуть реализовать задачи, поставленные перед собой: проведена систематизация сведений из научной и учебно-методологической литературы по вопросу особенностей портретного интервью как жанра, проверены на конкретных примерах теоретические положения, ранее разработанные другими учеными, изучено содержательное наполнение интервью с деятелями науки, обусловленное историческими переменами в нашей стране. Проведен анализ составляющих типологической характеристики портретного интервью, выявлены устойчивые признаки данного жанра и композиционные особенности портретного интервью, на основе которых описаны методы работы журналиста и его цели.
Показано на конкретных примерах, как портретное интервью рационально, организованно и разносторонне раскрывает личности ученых. Приоритетное значение имеют эмоциональные и социально-психологические, характеристики, а также выявление системы ценностей героя интервью.. Журналисты, как было замечено в ходе анализа, никогда не заявляют, что человек познан всесторонне, поэтому стараются, чтобы после прошедшего интервью у читателя оставалось чувство удивления и восхищения перед тайной творческой личности и таланта ученого.



1. Аджубей Р. О науке, о жизни, о себе // Наука и жизнь. 2009. № 12. С. 2-8.
2. Александр Герцен и судьбы России (материалы «Круглого стола») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.
2012. № 1-1. С. 9-27.
3. Алферов Ж. И., Домрина Н. России без собственной электроники не обойтись - убежден нобелевский лауреат академик Ж. И. Алферов // Наука и жизнь. 2001. № 4. С. 2-12.
4. Бернал Дж. Наука в истории общества. М. : Издательство иностранной литературы, 1956. 735 с.
5. В Кремле не увидели трагедии в росте числа уезжающих из
России ученых // РБК. URL:
https://www.rbc.ru/politics/22/04/2021/608146659a79478e8b151cea (дата
обращения: 23.04.2021).
6. Вешняковская Е., Черниговская Т. Киборги во вселенной струн - наш завтрашний день? // Наука и жизнь. 2012. № 11. С. 26-33.
7. Вешняковская Е. Константин Новосёлов «Быть честным с собой» // Наука и жизнь. 2010. № 12. С. 7-11.
8. Вешняковская Е. Наука на продажу, или Как получить миллиард? // Тромбоз, гемостаз и реология. 2011. № 1 (45). С. 15-23.
9. Вешняковская Е., Шпильберг Л., Чириков И. Зачем университету социолог? // Наука и жизнь. 2016. № 8. С. 7-11.
10. Волкова О. Профессор Григорий Кабатянский: «Научно-техническая революция нам не грозит» // Наука и жизнь. 2017. № 8. С. 11-15.
11. Гаджиев Р. Н. Взаимосвязь философии с развитием науки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. Т. 7. № 6. С. 952-953.
12. Гранин Ю. «Властители дум» о времени и о себе // Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 142-148.
13. Губарев В. Академик Александр Исаев: О чем шумит русский лес? // Наука и жизнь. 2008. № 5. С. 2-11.
14. Губарев В. Академик Гай Северин: Слово «невозможно» нам неизвестно // Наука и жизнь. 2001. № 10. С. 2-14.
15. Губарев В. Академик Иосиф Фридляндер: «трижды могли посадить...» // Наука и жизнь. 2006. № 3. С. 12-22.
16. Губарев В. Академик Николай Добрецов: «на перекрестках всех миров» // Наука и жизнь. 2005. № 10. С. 2-7.
17. Губарев В. Академик Николай Шило: Все золото Колымы // Наука и жизнь. 2006. № 11. С. 16-23.
18. Гуревич С. М. Репортаж в газете. М. : Московский университет им. М. В. Ломоносова, 1963. 33 с.
19. Даутова Р. В. Н. С. Хрущев: «Подручные нашей партии - активные бойцы за ее великое дело» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 4 (16). С. 87-94.
20. Дмитриева Т. Жанр интервью в диахроническом аспекте:
«раскрепощение языка» или «вандализация»? // Электронный научный журнал «Медиаскоп». URL:
http://www.mediascope.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=116&I temid=49 (дата обращения: 20.04.2021).
21. Домрина Н. Еще раз о биотехнологии, но больше о том, как нам выйти в мир // Наука и жизнь. 2000. № 4. С. 2-9.
22. Жолио-Кюри Ф. Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию // Цитаты известных личностей. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/616111-frederik-zholio-kiuri-nauka- neobkhodima-narodu-strana-kotoraia-ee-ne-raz/(дата обращения: 20.04.2021).
23. Завёркин А. Н. Социальная детерминация развития науки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2011. № 1-2. С. 66-70.
24. Зеленина Е. В. Портрет героя: ценностно-смысловые и творческие аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2. С. 33-52.
25. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2003. 93 с.
26. Интервью и беседы с Львом Толстым / под ред. В. Я. Лакшина. М. : Современник, 1986. 522 с.
27. Каржина Г. А. Традиции гуманизма и развитие науки // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. № 1. С. 446-452.
28. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб. : Питер, 2011. 393 с.
29. Кройчик Л. Е. Коммуникативные и функциональные стратегии современных газетных жанров // Жанры СМИ: история, теория, практика : сборник материалов IV и V Всероссийских научно-практических конференций. Самара : Порто-принт, 2012. С. 100-117.
30. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб. : Знание, 2000. С. 125-167.
31. Кузюткин М. А., Фролова Н. М. Электронные «районки»:
возрождение газетных изданий // Современная медиасфера: практика трансформации, теоретическое осмысление, институциональные перспективы : сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Минск : Белорусский государственный университет, 2017. С. 319-320.
32. Лавринова Н. И. Вариативные характеристики текстотипа интервью: виды интервью // Наука и современность : сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С. 167-170.
33. Лазутина Г. В. Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. М. : Аспект Пресс, 2011. 320 с.
34. Лескова Н. Роальд Сагдеев: «Важно иметь дом, где тебя ждут» // Наука и жизнь. 2013. № 6. С. 24-30.
35. Лескова Н. Человекоподобие для роботов не обязательно // Наука и жизнь. 2018. № 12. С. 24-31.
36. Лозовская Е. Академик Владимир Фортов: «Очарование науки -в её непредсказуемости» // Наука и жизнь. 2016. № 1. С. 2-7.
37. Лукина М. М. Технология интервью. М. : Аспект Пресс, 2003. 188 с.
38. Мажура А. В., Тимофеева Е. Д. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве // Наука и школа. 2019. № 3. С. 47-53.
39. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПБ. : Питер, 2009. 271 с.
40. Месяц Г. А., Губарев В. Академик Геннадий Месяц: Интеллект в России по-прежнему надо защищать! // Наука и жизнь. 2006. № 2. С. 2-13.
41. Мирилс А. Заповеди хирурга // Наука и жизнь. 2003. № 9. С. 8¬15.
42. Наука и/или Жизнь / В. Н. Ивановский [и др.] // Территория Нефтегаз. 2008. № 12. С. 74-77.
43. Песляк П. А., Бляхер Л. Е. Портретный очерк в структуре жанров современной тележурналистики // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 3-2. С. 73-78.
44. Плешаков Л. Интервью: проход по минному полю // Профессия -
журналист. 2001. № 3. URL: https://kgu-
journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/intervju_prokhod_po_minnomu_polju _avtor_leonid_pleshakov/6-1-0-216 (дата обращения: 20.04.2021).
45. Почему среди ученых, мужчин больше, чем женщин // ПсиБлог.
URL: https://псиблог.рф/почему-ученых-мужчин-больше-чем-женщи/ (дата
обращения: 17.05.2021).
46. Сачков Ю. В. Наука и развитие // Vox. Философский журнал.
2013. № 15. С. 191-210.
47. Скулачев В. П., Белоконева О. Рецепты молодости от современной науки // Наука и жизнь. 2001. № 12. С. 28-34.
48. Сойфер В. Н., Домрина Н. В России есть кому делать науку - если будет, на что // Наука и жизнь. 2002. № 2. С. 8-13.
49. Сумер Е. В., Андриуца О. И. Взаимосвязь философии с развитием науки // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 12-3. С. 59-63.
50. Сыченков В. В. Интервью-портрет как тип коммуникации : дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2007. 221 с.
51. Сыченков В. В. Техника психологического интервью // Тонус : научно-публицистический альманах. Казань, 1997. № 1. С. 63-67.
52. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М. : Аспект Пресс, 2017. 315 с.
53. Токарев А. Г. 98.04.008. Китчер Ф. Прогресс науки: наука без
легенды, объективность без иллюзий. Kitcher Ph. the advancement of Science: Science without legend, objectivity without illusions. - Oxford; N. Y. : Oxford Univ. Press, 1993. - VIII, 421 p. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 1998. № 4. С. 57-74.
54. Федорова Ю. С. Техники и приемы раскрытия личностных качеств героя при создании интервью-портрета // Медиасреда. 2017. № 12. С. 281-286.
55. Хамрокулова Ф. Б. Этапы подготовки и драматургия портретного интервью // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4. С. 516-518.
56. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // Релга:
научно-культурологический журнал. 2000. № 17 (47). URL:
http: //www. relga. ru/Environ/WebObj ects/tgu- www.woa/wa/Main?textid=1434&level1=main&level2=articles(дата обращения: 20.04.2021).
57. Шкондин М. В. Система средств массовой информации. М. : УПЛ факультета журналистики МГУ, 2000. 30 с.
58. Шостак М. И. Журналист и его произведение. М. : ТОО Гендальф, 1998. 96 с.
59. Шумилина Т. В. "Не могли бы вы рассказать..." Метод интервью в журналистике. М. : МГУ, 1976. 126 с.
60. Якупов Н. М. Фрагменты из истории развития науки // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2015. № 4. С. 1-15.
61. Яник А. А., Попова С. М. О некоторых практических вопросах управления процессами корректировки приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в Российской Федерации // Государственное управление. Электронный Вестник. 2015. № 48. С. 136-161.
62. Янчева Н. Ю. Автопортрет в интервью : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2011. 22 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ