Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СОШ № 49 г. Улан-Удэ
Выборка: 2 группы по 12 детей 8-10 лет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Анализ техники и методики обучения выполнению штрафного броска у баскетболистов на начальном этапе обучения 5
1.2 Техника штрафного броска в баскетболе 7
1.3 Контроль за физической нагрузкой у юных баскетболистов в школьной секции 11
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1 Цель и задачи исследования 16
2.2 Методы исследования 16
2.3 Организация исследования 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 24
3.1 Методика повышения техники штрафного броска у баскетболистов 8-10 лет 24
3.2 Результаты исследования 27
ВЫВОДЫ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Актуальность исследования. В современной жизни использование физических упражнений все больше направлено не на достижение высоких результатов, а на усиление их оздоровительного воздействия на широкие слои населения. Для решения столь глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. Баскетбол как важное средство физического воспитания и оздоровления детей включен в общеобразовательные программы общеобразовательных школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделов спортивных добровольных обществ. Современный этап развития баскетбола характеризуется высоким атлетизмом и скоростью в сочетании с виртуозной техникой и тактикой. Баскетболиста отличает атлетизм, гибкость технических навыков. Особое значение имеют скорость и точность выполнения штрафных ударов, их высокая результативность и стабильность [1].
Авторы А.Н. Романенко, О.Н. Сок, М.Э. Догадин утверждают, что за последние 5 лет появились новые баскетбольные методики, позволяющие тренировать баскетболиста с новыми способностями.
Необходимым требованием для достижения высоких спортивных результатов спортсменов различной квалификации в спортивных играх является построение тренировочного процесса с учетом уровня физической подготовки и степени владения техническими приемами.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов, специализирующихся в баскетболе.
Предмет исследования – влияние физической нагрузки на точность выполнения штрафного броска у юных баскетболистов 8-10 лет.
Цель исследования – повышение уровня развития технической подготовленности, в частности, штрафного броска у юных баскетболистов 8-10 лет.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1. Изучить современное состояние техники выполнения штрафного броска у юных баскетболистов по данным литературы.
2. Проанализировать методику обучения выполнения штрафного броска, характерную для юных баскетболистов;
3. Проверить эффективность методики обучения технике штрафного броска у юных баскетболистов в педагогическом эксперименте.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что эффективность учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов повысится, если на этапе начальной подготовки применять методику обучения штрафного броска.
Структура работы - курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, приложения.
Результаты теоретической и экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Одним из путей достижения высоких результатов у юных баскетболистов является совершенствование исполнения технических элементов, среди которых значимое место занимают ведение мяча, штрафной бросок и бросок в движении. В тоже время в специальной литературе совершенствованию физической подготовленности не уделяется достаточного внимания. В особенности это характерно для учебно-тренировочного процесса в условиях секционной работы по баскетболу. Главными задачами на этапе начальной спортивной подготовки являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, овладение ими рациональной спортивной техникой.
2. Методика подготовки юных баскетболистов, занимающихся в школьной секции, основанная на использовании в учебно-тренировочном процессе специальных физических упражнений.
3. В педагогическом эксперименте доказано положительное влияние методики на совершенствование подготовленности юных баскетболистов. По трем тестам (ведение мяча, штрафной бросок и бросок в движении) баскетболисты экспериментальной группы имели достоверный прирост результатов (p<0,05). В контрольной группе в данных тестах также выявлена положительная динамика, но достоверный прирост не обнаружен (p>0,05).
4. При организации и проведении спортивных игр необходимо учитывать тот факт, что дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать правила игры, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.