Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Казанский педагогический колледж)

Работа №120031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено исследование.
База исследования: МБДОУ "Детский сад № 159 комбинированного вида" Советского района г. Казани.
Выборка: 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи театрализованной игры и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1 Театрализованная игра в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов 6
1.2 Понятие и особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи театрализованной игры и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1 Экспериментальное исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Работа над формированием творческих способностей средствами театрализованной игры 33
2.3 Рекомендации для воспитателей по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованных игр 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение 55

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека.
Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей, способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие творческих способностей.
Цель исследования: обоснование влияния театрализованной игры на процесс формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каково влияние театрализованных игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование творческих способностей будет эффективнее при использовании в работе с детьми театрализованной игры.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «театрализованная игра» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов;
2. Рассмотреть понятие и особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры;
4. Экспериментально подтвердить положительное влияние театрализованной игры на творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение); общенаучные методы (теоретический анализ психолого-педагогических исследований, изучение и обобщение опыта); эмпирические методы (диагностические методики: «Незаконченный рисунок» Э.П. Торренс, «Дорисовывание» Э.П. Торренс)
Новизна исследования. Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Однако противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Наблюдается несогласие между необходимостью развития творческих способностей детей посредством театрализованной игры и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования, что обуславливает новизну данного исследования.
Изучением театрализованной игры как средства творческого воспитания детей дошкольного возраста занималась большая группа ученых: А.Е. Антипина, Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова, М.Д. Маханева, А.П. Стрелкова и другие.
Воспитание же именно творческих способностей личности посредством театрализованной игры раскрыто недостаточно глубоко, так как практике ДОУ театрализованная деятельность используется преимущественно спонтанно и однообразно, что не дает возможности, в полной мере использовать её воспитательное значение. Проблема организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников в ДОУ, как средства творческого воспитания требует дальнейшего изучения.
Именно, поэтому, нас заинтересовала проблема поиска эффективных способов, форм и методов организации театрализованной деятельности дошкольников, содействующих их творческому воспитанию.
Теоретическая база исследования: научные труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, данные периодической печати, а также сведения, полученные из интернет-источников.
Практическая значимость: в данной работе предложена система занятий по формированию творческих способностей, которые могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами в работе с детьми.
База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ "Детский сад № 159 комбинированного вида" Советского района г. Казани.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов (теоретическая и экспериментальная), заключения, библиографического списка, включающего 37 источников и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов по теме: «Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», нами были решены поставленные задачи.
Мы рассмотрели понятие «театрализованной игры» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Так, Д.Б. Эльконин отмечал: «Театрализованная игра – это всеобщая форма жизни всех детей, она образование историческое и возникла на определенных этапах развития общества. Знания для игры ребенок черпает из созданного обществом пластического искусства».
По мнению Л.С. Выготского, театрализованная игра – это вид игры, реализуемой в виде театральной постановки с наличием в ней художественных образов и сюжета.
По мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это игры – представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.
Ф. Шиллер утверждал, что «только в театрализованной игре гармонично сочетаются все стремления детей, только в игре они облагораживают друг друга, так как побуждением к игре служит красота и именно с красивым можно и нужно играть».
П.Ф. Лесгафт считал, что театрализованные игры детей носят в основном имитационный характер и, соответственно, не могут быть одинаковыми у различных народов, в разных семьях, сословиях, местностях.
К. Гросс отмечал, что театральная игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
Хотя приведенные понятия и объяснения театрализованной игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе театральной игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
Так же мы рассмотрели понятие и особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им различного рода творческой деятельности.
Особенностью творческих способностей является то, что старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.
Следующей задачей, которую мы успешно решили, было изучение особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры.
Прежде всего, это неоценимая роль театрализованной игры в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов.
Необходимо отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. У дошкольников формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера и т. д., дети осознают, что театральные игры дарят радость.
Большое значение для развития творческих способностей детей в театрализованных играх имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредованном общении: мимика, жесты, контакт глаз.
Следует отметить, что занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Взрослый должен строить отношения с ребенком таким образом, чтобы не подавлять его инициативы и творческих задатков, он должен научить дошкольника творить.
Решая четвертую задачу нашей работы, нами было проведено исследование уровня развития творческих способностей испытуемых. Исследование проводилось на базе МБДОУ "Детский сад № 159 комбинированного вида" Советского района г. Казани. В исследовании приняло участие 24 воспитанника старшей группы. Диагностика творческих способностей старших дошкольников осуществлялась с использованием экспресс тестов Э.П. Торренса.
Результаты диагностики свидетельствуют об эффективности использования в работе с детьми театрализованной игры.



1. Акулова О.А. Театрализованные игры / О.А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 24–31
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Юнити, 2017. - 176 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2017. - 124 с.
4. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психолог. Журнал. - 2018. - №5. - С. 53–57.
5. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - С. 36–38.
6. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: Юнити, 2016. - 240 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Каскад, 2017. - 486 с.
8. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: сб. научных трудов. - М.: Юнити, 2017. - 369 с.
9. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2015. - №2. - С. 28.
10. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников// Вопр. Психологии. - 2016 - №1. - С. 44–51.
11. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. Психологии. - 2016. - №2. - С. 107–114.
12. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Просвещение, 2018. - 156 с.
13. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Избранные психологические труды: в 2 т. - 2017. - Т. 1. - 413 с.
14. Зимина И.Н. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошк. Восп. - 2015. - №4. - С.41–47.
15. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей// Дошкольное воспитание. - 2017. - №10. - С. 19–20.
16. Косенко Н.Т. Формирование творческой активности в игре// Дошк. Восп. - 2017. - №12. - С. 41–43.
17. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2015. - 263 с.
18. Менджерицкая Д.В. Творчество игры в детском саду. - Минск: Каскад, 2018. - 172 с.
19. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - Екатеринбург: Кирилица, 2016. - 294 с.
20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре// Дошкольное воспитание. - 2016. - №4. - С. 18–21.
21. Неменова Т.В. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр// Дошкольное воспитание. - 2018. - №1. - С. 53–55.
22. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Юнити, 2016. - 218 с.
23. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений// Дошкольное воспитание. - 2015. - №10. - С. 47–49.
24. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Дашков и К, 2017. - 387 с.
25. Поздняков Н.А., Менджерицкая Д.В. Исследование игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2016. - №12. - С. 41.
26. Пчелкина В. Книга – источник детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2017. - №6. - С. 28–32.
27. Рубенок Е.В. Игры-драматизации в воспитании дошкольника// Дошкольное воспитание. - 2016. - №12. - С. 61–65.
28. Сигуткина С.В. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 2015. - №8. - С. 73–74.
29. Сластенин М.И. Педагогика. - М.: Каскад, 2016. - 264 с.
30. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. - 2017. - №4. - С. 83–87.
31. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. -М. Просвещение, 2019. - 316 с.
32. Трусова Е.Л. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская волшебная ниточка» / Е.Л. Трусова. - Севастополь: Каскад, 2016. - 29с.
33. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок. - М.: Дашков и К, 2017. - 267 с.
34. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: Дашков и К, 2017. - 152 с.
35. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2016. - 391 с.
36. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника// Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М.: Каскад, 2016. - 167 с.
37. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей// Дошкольное воспитание. - 2017. - №5. - С. 44–46.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ