Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию эмоциональной
отзывчивости у детей 2-3 лет 8
1.2 Сказкотерапия как средство развития эмоциональной
отзывчивости у детей 2-3 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии 22
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости у
детей 2-3 лет 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию эмоциональной
отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии 39
2.3 Динамика уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей
2-3 лет 51
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет на этапе констатации 68
Приложение Б Конспекты занятий по развитию эмоциональной отзывчивости для детей 2-3 лет с использованием сказкотерапии 70
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет на этапе контроля 90
Эмоции занимают важную часть жизни любого человека. При этом эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения на протяжении первых лет жизни. Эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. При этом основным инструментом эмоционального развития детей раннего возраста выступают сказки. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка, а также его нравственного развития, в том числе, и развития сопереживания. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей имеет первостепенное значение в наше время, когда во всех сферах жизни наблюдается дефицит доброты, а времени на детей у родителей, работающих во все ускоряющемся ритме, остается все меньше.
Исследованием эмоциональной отзывчивости у детей занимались А.А. Бодалев, В.А. Сухомлинский, Э. Фромм. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста исследовали Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Н.Н. Авдеева, Е.О. Смирнова, Л.Н. Печора. Но, несмотря на большой интерес к данной проблеме, она по-прежнему остается недостаточно освещенной в психолого-педагогической литературе. Особенно в плане развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет необходимы новые психолого-педагогические подходы и практические наработки.
Сказкотерапия - это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми.
На основании вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии в данном процессе.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности сказкотерапии в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности сказкотерапии в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда,
способствующая эмоциональному развитию детей 2-3 лет;
- подобраны сказки в соответствии с показателями эмоциональной отзывчивости и с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет;
- комплекс занятий по сказкотерапии включен в совместную деятельность педагога и детей 2-3 лет.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии;
2) выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет;
3) разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
- исследования особенностей эмоциональной сферы человека
(А.Н. Леонтьев, Р. Левенсон, Н. Фрид, В.И. Шаховский, П. Экман);
- исследования эмоционального развития детей раннего возраста
(Н.Н. Авдеева, Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Л.Н. Печора, О.Б. Сбоева, Е.О. Смирнова);
- исследования развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста (А.А. Бодалев, О.Б. Сбоева, В.А. Сухомлинский, Е. Хорберг, Э. Фромм);
- исследования возможностей сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы детей (И.К. Зимина, Т.В. Зинкевич-Евстигнеева, Р.М. Ткач, И.Н. Тришина).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей сказкотерапии в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют научные данные в области развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет и использования сказкотерапии для реализации данного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, комплекс методов диагностики, содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии могут быть использованы педагогами-психологами в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальной базой является ГБОУ № 682 г. Санкт-
Петербурга. В эксперименте принимали участие 20 детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник), 3 приложений. Работа проиллюстрирована 12 таблицами и 15 рисунками.
В настоящее время проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей отходит на второстепенный план, так как в образовательных организациях на начальной ступени в большей степени делается акцент на получение новых знаний. В психолого-педагогической литературе термин «эмоциональная отзывчивость» часто связывают с термином «эмпатия». Под эмпатией понимает особый навык личности, когда она оказывает помощь и поддержку живым или неживым существам, проявляет инициативу переживания на проблемы других. Эмпатия включает в себя: сочувствие и сопереживание. Сопереживание - это отождествление, то есть, когда человек может себя поставить на место другого субъекта личности, понять его переживания и чувства, трудности в определенный момент его жизни. Сочувствие - одно из важнейших эмоциональных состояний, выражающее чувство переживания в какой-либо ситуации.
На сегодняшний день большое количество детей имеет недостаточно развитый уровень эмоциональной отзывчивости и поэтому необходимо педагогам и родителям оказывать содействие в его развитии. Один из эффективных способов для детей 2-3 лет - применение сказкотерапии. Сказкотерапия - это метод воздействия сказкой. Сказка выполняет познавательную, воспитательную, развлекательную функцию. В сказках ребенок ощущает каждого героя, его трудности и проблемы, запоминает пути и способы выхода из возникших ситуаций. Иначе говоря, сказка дает возможность ребенку поверить в себя, оказывать помощь другим, позволяет ребенку приобретать моральные нормы и ценности.
С целью изучения уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет нами было организовано исследование на базе детского сада в котором приняли участи 20 детей. Дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Психолого-педагогическое исследование проходило в три этапа: констатирующее исследование, разработка и внедрение содержания работы по развитию эмоциональной отзывчивости, контрольное исследование. В работе применялись методики на изучение представлений об основных эмоциональных состояниях человека, умения понимать эмоциональные состояния других детей, замечать эмоциональное неблагополучие сверстников, умение проявлять сочувствие и сопереживание, умение выражать эмоции.
По результатам констатирующего исследования установлено, что высокий уровень сформированности умения понимать эмоциональные состояния других детей присутствует только у 10% детей экспериментальной группы. У половины обследованных детей преимущественно низкий уровень умения проявлять сочувствие и сопереживание в общении со взрослыми и сверстниками (50% детей в экспериментальной и 50% детей в контрольной группе). Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет.
С целью развития эмоциональной отзывчивости с детьми экспериментальной группы проведена формирующая работа, которая включала: обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей эмоциональному развитию детей 2-3 лет; подбор сказок в соответствии с показателями эмоциональной отзывчивости и с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет; комплекс занятий по сказкотерапии, который включен в совместную деятельность педагога и детей 2-3 лет.
С целью выявления динамики в уровне развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет организовано повторное исследование, по результатам которого установлено, что количество детей с высоким уровнем сформированности представлений об основных эмоциональных состояниях человека в экспериментальной группы выросло на 20%, с высоким уровнем умения понимать эмоциональные состояния других людей выросло так же на 20%, с высоким уровнем сформированности умения замечать эмоциональное неблагополучие сверстника увеличились на 30%. Количество детей с высоким уровнем сформированности умения проявлять сочувствие и сопереживание во взаимодействии со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности выросло на 20%, с высоким уровнем умения выражать эмоции выросло на 20%. Количество детей с низким уровнем эмоциональной отзывчивости снизилось на 20%. Результаты контрольной группы практически не изменились. Таким образом, работу по формированию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии можно считать успешной. Цель и задачи дипломной работы достигнуты, гипотеза исследования подтверждена.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М. : Воронеж, 2000. 211 с.
2. Авдеева Н. Н. Воспитание детей раннег возраста. М. :
Просвещение, 1996. 211 с.
3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. :
Просвещение, 1981. 254 с.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Педагогика, 1983. 272 с.
5. Болотова М. С., Казакова Т. Н., Полубояринова Н. И.
Сказкотерапия в детском саду [Электронный ресурс]: Библиотечный фонд. URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41519475_10745370.pdf(дата обращения 22.02.2020) .
6. Груздова И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1998. 543 с.
7. Деркунская В. А. Феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 11.
8. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985. 219 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. В. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2018. 320 с.
10. Зимина А. Н. Народные игры с пением. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. 188 с.
11. Ильина С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Курск, 2009. 86 с.
12. Кузьмина В. П. Теоретический аспект исследования эмпатии как актуальная проблема современной психологии. М. : Вестник ВятГУ. 2007. 112 с.
13. Кукушкина В. С. Педагогические технологии. М. : ИКЦ «МарТ», 2004. 336 с.
14. Курносова С. А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости. М., 2008. 165 с.
15. Курчатова А. Н. Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 17. С. 21-26. URL: https://e-koncept.ru/2017/14300.htm(дата обращения: 12.04.2020).
16. Леонтьев А. Н. Классификация эмоций // Научно-методический
электронный журнал Концепт. 2018. № 1. С. 16-20. URL : https://e-
koncept.ru/2014/14300.htm (дата обращения: 01.04.2020).
17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 254 с.
18. Ляминой Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М. : Просвещение, 1981. 312 с.
19. Отмахова Ю С. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования фольклора на занятиях по рисованию дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. № 18. С. 15-18. URL: https://e-koncept.ru/2018/14300.htm(дата обращения: 04.02.2020).
20. Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М. : Просвещение, 1986. 180 с.
21. Пашукова Т. И. Механизмы и функции эмпатии. М. : Вестник МГЛУ, 2010. 209 с.
22. Печора Л. Н. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М. : Просвещение, 1986. 311 с.
23. Савинова Т. В. Развитие эмпатии младших школьников средствами сказкотерапии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2012. № 11. С. 16-20. URL : https://e-koncept.ru.htm(дата обращения: 12.01.2020).
24. Сбоева О. Б. Формирование эмоциональной отзывчивости у
детей 2-3 лет в процессе восприятия музыки // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 11. С. 16-20. URL : https://e-
koncept.ru/2015/14300.htm (дата обращения: 20.03.2020).
25. Смирнова Е. О. Сюжетная игра как фактор становления
межличностных отношений дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 11. С. 16-20. URL : https://e-
koncept.ru/2014/14300.htm (дата обращения: 21.03.2020).
26. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в пяти томах. - Киев : «Радянська школа», 2011. 211 с.
27. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - Киев : Рад. шк., 1985. 557 с.
28. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь. 118 с.
29. Тришина И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством сказкотерапии. М. : 2015. 179 с.
30. Торопова М. С. Формирование чувства эмпатии у младших школьников на основе сказочного материала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 4051-4055.
31. Фромм Э. Душа человека. М. : ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. с. 664 с.
32. Хухлаева О. Е. Лабиринт души. М. : Академический проект, 2010. 200 с.
33. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М. : Гнозис, 2008. 416 с.
34. Animation Project [Электронный ресурс] https://tinkerlab.com/easy- stop-motion-animation-kids/(дата обращения 31.03.2020).
35. Ekman P. 1992. An argument for basic emotions. Cognition and Emotion 6. Р. 169-200.
36. Frijda N. H. The emotions. Cambridge, England : Cambridge University Press. 1986. Р. 257.
37. Horberg E. J, Oveis C, Keltner D. Emotions as moral amplifiers: An appraisal tendency approach to the influences of distinct emotions upon moral judgment. Emotion Review 3. 2011. Р. 237-244.
38. Levenson R. W. Human emotion: A functional view. In The nature of. 1994. Р. 237.
39. Sto motion [Электронный ресурс]
https://en.wikipedia.org/wiki/Stop_motion(дата обращения 20.12.2019).
40. Stop Motion Animation project [Электронный ресурс] https://www.cloudstopmotion.com/?gclid=CjwKCAiAi4fwBRBxEiwAEO8_HrRq Cd94e5xyAixQJQtK7JdZ8ARBKG5QNwGOlmvq0pXIHzwJ8fV3hoCmjMQAvD _BwE (дата обращения 20.12.2019).
41. YouTube. Stop Motion Animation [Электронный ресурс]
https://youtu.be/Xvb4-FfPR68(дата обращения 20.12.2019).