Конституционное право на охрану здоровья и его реализация в сфере государственного контроля за качеством товаров и услуг
|
Введение 4-8
Глава 1 Конституционное содержание механизмов обеспечения права на охрану здоровья 9-33
1.1 Анализ нормативных актов Российской Федерации в сфере
охраны здоровья и оказания медицинской помощи 9-24
1.2 Обоснование основных характеристик здоровья человека как
конституционно-правовой ценности 24-28
1.3 Анализ конституционного права граждан Российской
Федерации на медицинскую помощь. Нормативное содержание и особенности юридической природы права на охрану здоровья как элемента конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации 28-33
Глава 2 Гарантии осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации 34-65
2.1 Организационно-правовые, процессуальные, финансовые и
иные механизмы защиты прав граждан при оказании медицинской помощи 34-54
2.2 Практика применения систем обязательного и добровольного медицинского страхования в Российской Федерации. Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения Российской Федерации 54-65
Глава 3 Обеспечительные механизмы гарантирования
конституционного права на охрану здоровья граждан Российской Федерации 66-93
3.1 Цели и задачи государственной политики по
совершенствованию обеспечительных механизмов
гарантирования конституционного права на охрану здоровья граждан Российской Федерации 66-78
3.2 Основные проблемы современной системы охраны здоровья
и медицинской помощи населению 78-85
3.3 Дополнительные условия для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: и предложения по повышению эффективности 86-93
Заключение 94-97
Список используемой литературы и используемых источников.. .98-106
Глава 1 Конституционное содержание механизмов обеспечения права на охрану здоровья 9-33
1.1 Анализ нормативных актов Российской Федерации в сфере
охраны здоровья и оказания медицинской помощи 9-24
1.2 Обоснование основных характеристик здоровья человека как
конституционно-правовой ценности 24-28
1.3 Анализ конституционного права граждан Российской
Федерации на медицинскую помощь. Нормативное содержание и особенности юридической природы права на охрану здоровья как элемента конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации 28-33
Глава 2 Гарантии осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации 34-65
2.1 Организационно-правовые, процессуальные, финансовые и
иные механизмы защиты прав граждан при оказании медицинской помощи 34-54
2.2 Практика применения систем обязательного и добровольного медицинского страхования в Российской Федерации. Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения Российской Федерации 54-65
Глава 3 Обеспечительные механизмы гарантирования
конституционного права на охрану здоровья граждан Российской Федерации 66-93
3.1 Цели и задачи государственной политики по
совершенствованию обеспечительных механизмов
гарантирования конституционного права на охрану здоровья граждан Российской Федерации 66-78
3.2 Основные проблемы современной системы охраны здоровья
и медицинской помощи населению 78-85
3.3 Дополнительные условия для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: и предложения по повышению эффективности 86-93
Заключение 94-97
Список используемой литературы и используемых источников.. .98-106
Главное богатство нашей страны - не газ, нефть или иные природные ресурсы, а люди. Именно здоровье нации - индикатор здоровья государства.
Как отметила в своем выступлении на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2016 году В.И. Скворцова, в то время возглавлявшая Минздрав, «Здравоохранение - самая чувствительная и значимая отрасль для каждого человека, и, тем временем, - основополагающая стратегическая отрасль для всей страны. Она всегда есть и будет «на острие» истории и судьбы народа. Именно поэтому медицина и организация здравоохранения должны беспрерывно совершенствоваться, создавая условия для постоянного роста качества и доступности медицинской помощи и укрепления здоровья наших граждан» [31].
В этом году на территории Российской Федерации продолжается реализация мероприятий национального проекта «Здравоохранение». Отличительной его особенностью является то, что целевые показатели имеют интегративный, популяционный характер, но достичь их можно только в случае реализации через каждого жителя каждого региона.
Основная цель, которая стоит перед данным проектом, - выполнить те задачи, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018 года: это снижение показателя смертности населения трудоспособного возраста от двух основных причин - онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также снижение уровня младенческой смертности [70].
Так, согласно данных Федеральной службы государственной статистики, в структуре смертности за 12 месяцев 2019 года в Российской Федерации по причинам смерти 1-е место занимают болезни системы кровообращения - 46,8 %; 2-е место - новообразования - 16,6 %
И если грубый показатель смертности от злокачественных новообразований с 2010 по 2014 год демонстрировал снижение (с 204,4 до 199,5), то в период с 2018 года отмечается рост смертности с 200,0 в 2018 году к 200,6 в 2019 году.
Такой значимый показатель в оценке состояния здоровья населения как младенческая смертность с 2018 к 2019 году показал незначительную тенденцию к снижению (5,1 и 4,9 соответственно), однако в 2020 году прогнозируемый показатель составит 5,2 на 1000 родившихся живыми [36].
Помимо снижения показателя смертности населения трудоспособного возраста в проекте затрагиваются моменты увеличения доступности и качества медицинской помощи, и в общем жизни человека, поскольку от состояния системы здравоохранения в прямом смысле зависит качество жизни граждан.
Вопросы, связанные с полноценной и беспрепятственной реализацией конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь и эффективностью защиты данного права в случае нарушения или угрозы нарушения еще не достаточно обстоятельно изучены, однако имеется ряд сборников, научных трудов и конференций, монографий и симпозиумов, в которых в той или иной степени была рассмотрена вышеупомянутая тема. Неоценимый вклад в понимание конституционных прав и свобод человека и гражданина был внесен в виде трудов таких авторов Т.М. Пряхина, A. C. Мордовец, С.С. Алексеев, Г.Н. Комкова, Н.И. Матузов, В.Е. Чиркин и другие.
Социально-экономическим правам, к которым относится и право на охрану здоровья, посвящены работы А.Н. Кононенко, К.В. Сангаджиева, B. М. Мачинского.
Нельзя не отметить работы, посвященные узкоспециализированным проблемам правовой охраны здоровья. Среди них необходимо отметить защищенные диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по различным аспектам темы таких авторов, как: Д.Г. Бартнев, В.В. Власенкова, А.Х. Джураев, С.А. Дюжиков, и пр.
Международно-правовому регулированию права на охрану здоровья посвящены работы Д.Г. Бартенева, Н.П. Сильченко, Р.А. Азходжаевой, В.Г. Борисовой-Жаровой.
Различные аспекты защиты прав и свобод нашли свое отражение в работах таких авторов как О.Ю. Рыбаков, Е.Е. Богданова, П.П. Глущенко.
Специфика и недостаточная разработанность темы потребовали изучения специальной литературы по вопросам права в медицине таких авторов, как М.Н. Малеина, С.Г. Стеценко, A.B. Тихомиров, P.A. Тлепцеришев, М.Ю. Федорова.
Целью данного исследования является проведение системного научно-правового анализа социальной и юридической природы конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь, исследование основных аспектов и проблем гарантирования и реализации данного права в современных условиях.
Задачами, которые предстоит решить в соответствии с целью, являются:
- проведение анализа действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации (а также некоторых международных актов), регулирующих отношения в вопросе оказания медицинской помощи;
- обоснование понятие «здоровье» и основных его характеристик как конституционно-правовой ценности;
- проведение системного анализа конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь;
- анализ и систематизация существующих гарантий осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации;
- произведение анализа практики применения систем обязательного и добровольного медицинского страхования в Российской Федерации с целью определения их роли в механизме осуществления конституционного права граждан на получение медицинской помощи, исследование государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, существующих в Российской Федерации;
- определение целей и задач государственной политики по совершенствованию обеспечительных механизмов гарантирования конституционного права на охрану здоровья, в том числе выяснение роли национального проекта «Здравоохранение» в обеспечении конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь;
- анализ практических результатов «майских указов» Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение качественной и доступной медицинской помощи, на примере Брянской области;
- выявление основных проблем в современной системе охраны здоровья и медицинской помощи населению.
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.
Предметом научно - исследовательской работы является конституционная и отраслевая законодательная база обеспечения нормативно-правовых и организационных основ охраны здоровья населения в Российской Федерации, перспективы совершенствования нормативного регулирования указанной сферы общественных отношений, а также практика реализации соответствующих правовых институтов.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составили нормы внутригосударственного и международного права в сфере оказания медицинской помощи, особое внимание уделено действующей редакции Конституции и Федеральному Закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [62]. Отдельное место посвящено врачебной тайне как разделу законодательства, требующего устранения ряда неточностей и пробелов в механизме правового регулирования данного понятия.
Методологической основой работы является использование сравнительно-правового, формально-юридического, историко-юридического и логического методов в сочетании с комплексным и системным анализом исследуемых проблем, с использованием данных медицинской этики и деонтологии, гуманитарных наук (в том числе философии и истории).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании процесса формирования новой государственной политики в области развития здравоохранения (которая, в том числе, диктуется Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») с выявлением структуры методов реализации исследуемого права в корреляции с возникновением новых общественных отношений в области реализации и защиты права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь [70].
Теоретическая ценность работы и ее практическое значение заключаются в том, что выпускная квалификационная работа содержит ряд положений, которые могут быть использованы ходе дальнейшего развития теории конституционного права. Вместе с тем, выводы, которые сделаны в работе, могут учитываться в ходе осуществления деятельности правоприменительных и правоохранительных органов по реализации Конституции Российской Федерации, а также при совершенствовании правового регулирования отношений в сфере права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура работы определена ее целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, в сумме включающих восемь подразделов, заключения и списка используемой литературы.
Как отметила в своем выступлении на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2016 году В.И. Скворцова, в то время возглавлявшая Минздрав, «Здравоохранение - самая чувствительная и значимая отрасль для каждого человека, и, тем временем, - основополагающая стратегическая отрасль для всей страны. Она всегда есть и будет «на острие» истории и судьбы народа. Именно поэтому медицина и организация здравоохранения должны беспрерывно совершенствоваться, создавая условия для постоянного роста качества и доступности медицинской помощи и укрепления здоровья наших граждан» [31].
В этом году на территории Российской Федерации продолжается реализация мероприятий национального проекта «Здравоохранение». Отличительной его особенностью является то, что целевые показатели имеют интегративный, популяционный характер, но достичь их можно только в случае реализации через каждого жителя каждого региона.
Основная цель, которая стоит перед данным проектом, - выполнить те задачи, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018 года: это снижение показателя смертности населения трудоспособного возраста от двух основных причин - онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также снижение уровня младенческой смертности [70].
Так, согласно данных Федеральной службы государственной статистики, в структуре смертности за 12 месяцев 2019 года в Российской Федерации по причинам смерти 1-е место занимают болезни системы кровообращения - 46,8 %; 2-е место - новообразования - 16,6 %
И если грубый показатель смертности от злокачественных новообразований с 2010 по 2014 год демонстрировал снижение (с 204,4 до 199,5), то в период с 2018 года отмечается рост смертности с 200,0 в 2018 году к 200,6 в 2019 году.
Такой значимый показатель в оценке состояния здоровья населения как младенческая смертность с 2018 к 2019 году показал незначительную тенденцию к снижению (5,1 и 4,9 соответственно), однако в 2020 году прогнозируемый показатель составит 5,2 на 1000 родившихся живыми [36].
Помимо снижения показателя смертности населения трудоспособного возраста в проекте затрагиваются моменты увеличения доступности и качества медицинской помощи, и в общем жизни человека, поскольку от состояния системы здравоохранения в прямом смысле зависит качество жизни граждан.
Вопросы, связанные с полноценной и беспрепятственной реализацией конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь и эффективностью защиты данного права в случае нарушения или угрозы нарушения еще не достаточно обстоятельно изучены, однако имеется ряд сборников, научных трудов и конференций, монографий и симпозиумов, в которых в той или иной степени была рассмотрена вышеупомянутая тема. Неоценимый вклад в понимание конституционных прав и свобод человека и гражданина был внесен в виде трудов таких авторов Т.М. Пряхина, A. C. Мордовец, С.С. Алексеев, Г.Н. Комкова, Н.И. Матузов, В.Е. Чиркин и другие.
Социально-экономическим правам, к которым относится и право на охрану здоровья, посвящены работы А.Н. Кононенко, К.В. Сангаджиева, B. М. Мачинского.
Нельзя не отметить работы, посвященные узкоспециализированным проблемам правовой охраны здоровья. Среди них необходимо отметить защищенные диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по различным аспектам темы таких авторов, как: Д.Г. Бартнев, В.В. Власенкова, А.Х. Джураев, С.А. Дюжиков, и пр.
Международно-правовому регулированию права на охрану здоровья посвящены работы Д.Г. Бартенева, Н.П. Сильченко, Р.А. Азходжаевой, В.Г. Борисовой-Жаровой.
Различные аспекты защиты прав и свобод нашли свое отражение в работах таких авторов как О.Ю. Рыбаков, Е.Е. Богданова, П.П. Глущенко.
Специфика и недостаточная разработанность темы потребовали изучения специальной литературы по вопросам права в медицине таких авторов, как М.Н. Малеина, С.Г. Стеценко, A.B. Тихомиров, P.A. Тлепцеришев, М.Ю. Федорова.
Целью данного исследования является проведение системного научно-правового анализа социальной и юридической природы конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь, исследование основных аспектов и проблем гарантирования и реализации данного права в современных условиях.
Задачами, которые предстоит решить в соответствии с целью, являются:
- проведение анализа действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации (а также некоторых международных актов), регулирующих отношения в вопросе оказания медицинской помощи;
- обоснование понятие «здоровье» и основных его характеристик как конституционно-правовой ценности;
- проведение системного анализа конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь;
- анализ и систематизация существующих гарантий осуществления конституционного права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации;
- произведение анализа практики применения систем обязательного и добровольного медицинского страхования в Российской Федерации с целью определения их роли в механизме осуществления конституционного права граждан на получение медицинской помощи, исследование государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, существующих в Российской Федерации;
- определение целей и задач государственной политики по совершенствованию обеспечительных механизмов гарантирования конституционного права на охрану здоровья, в том числе выяснение роли национального проекта «Здравоохранение» в обеспечении конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь;
- анализ практических результатов «майских указов» Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение качественной и доступной медицинской помощи, на примере Брянской области;
- выявление основных проблем в современной системе охраны здоровья и медицинской помощи населению.
Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.
Предметом научно - исследовательской работы является конституционная и отраслевая законодательная база обеспечения нормативно-правовых и организационных основ охраны здоровья населения в Российской Федерации, перспективы совершенствования нормативного регулирования указанной сферы общественных отношений, а также практика реализации соответствующих правовых институтов.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составили нормы внутригосударственного и международного права в сфере оказания медицинской помощи, особое внимание уделено действующей редакции Конституции и Федеральному Закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [62]. Отдельное место посвящено врачебной тайне как разделу законодательства, требующего устранения ряда неточностей и пробелов в механизме правового регулирования данного понятия.
Методологической основой работы является использование сравнительно-правового, формально-юридического, историко-юридического и логического методов в сочетании с комплексным и системным анализом исследуемых проблем, с использованием данных медицинской этики и деонтологии, гуманитарных наук (в том числе философии и истории).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании процесса формирования новой государственной политики в области развития здравоохранения (которая, в том числе, диктуется Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») с выявлением структуры методов реализации исследуемого права в корреляции с возникновением новых общественных отношений в области реализации и защиты права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь [70].
Теоретическая ценность работы и ее практическое значение заключаются в том, что выпускная квалификационная работа содержит ряд положений, которые могут быть использованы ходе дальнейшего развития теории конституционного права. Вместе с тем, выводы, которые сделаны в работе, могут учитываться в ходе осуществления деятельности правоприменительных и правоохранительных органов по реализации Конституции Российской Федерации, а также при совершенствовании правового регулирования отношений в сфере права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура работы определена ее целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, в сумме включающих восемь подразделов, заключения и списка используемой литературы.
В своей работе нами был проведен анализ анализа действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в вопросе оказания медицинской помощи, проведен системный анализ конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь, установлена роль национального проекта «Здравоохранение» в его обеспечении, в том числе путем проведения анализа практических результатов «майских указов» Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение качественной и доступной медицинской помощи, на примере Брянской области.
По результатам исследования был сделаны следующие выводы.
Введенная новыми поправками в Конституцию норма об обязанности граждан заботиться о сохранении своего здоровья должна получить соответствующую поддержку в лице Государства в части финансирования и организации деятельности в области формирования культуры здоровья, поддержки общественных инициатив в области популяризации здорового образа жизни, стимулирования организаций, чья деятельность направлена на поддержку здоровья сотрудников.
В свою очередь мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни и сохранение здоровья населения, должны носить мультидисциплинарный характер и включать в себя медицинские меры (добровольное медицинское страхование, проведение оценки риска развития ССЗ, индекса массы тела, кардиориска, проведение скрининговых обследований групп риска, проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров), профилактические меры (санитарное просвещение население, профилактика употребления табака и алкоголя), меры по охране труда (оценка наличия вредных производственных факторов, внедрение корректирующих мер по уменьшению рисков) и меры по мотивации граждан (популяризация спорта и создание условий для доступа к занятию им, поощрения и стимулирующие акции).
В рамках реализации мероприятий «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография» необходимо продолжить практику повсеместного внедрения корпоративных программ укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах, реализацию мероприятий муниципальных и региональных программ укрепления общественного здоровья, проведение их регулярного мониторинга.
Реализация мероприятий национального проекта «Здравоохранение» открывает возможности использования новых подходов в части обеспечения реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и позволит сформировать на уровне субъектов Российской Федерации систему, обеспечивающую доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых будут прямо коррелировать с уровнем заболеваемости и потребностями населения, передовыми достижениями медицинской науки.
Благодаря интегрированному подходу, реализация мероприятий, определенных паспортами федеральных проектов, позволит достичь снижения смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, снижения уровня младенческой смертности, снижения потребления населением табака и алкоголя, привлечь в сферу медицины новые кадры, а также повысит эффективность управления изменениями в здравоохранении на основе достоверных первичных данных с использованием информационных технологий.
Действующее правовое регулирование в области сохранения конфиденциальности информации, представляющейся врачебной тайной, требует доработки и устранения отдельных неточностей и неопределенностей в терминологическом аппарате закона, внесению определенной ясности в теорию и практику правовой охраны врачебной тайны.
На наш взгляд, в данном случае в первую очередь необходим полный пересмотр самого понятия «врачебная тайна» и, возможно, его замена на более широкое в данном случае определение (к примеру, «медицинская тайна»). Помимо этого в статью 70 Федерального закона № 323-ФЗ может быть внесен ряд изменений, которые позволят нормативно определить условия и порядок доступа к медицинской документации пациента: исключения, в соответствии с которыми воля пациента в части разглашения или неразглашения сведений, относящихся к врачебной тайне, будет разглашена определенному кругу лиц способами и в порядке, установленном действующим законодательством.
В части реализации принципа качества и доступности медицинской помощи существует проблема дисбаланса кадрового обеспечения в отрасли, во многом связанная с имеющей место значительной разницей в оплате труда медиков в различных регионах страны, что зависит от показателя средней зарплаты по региону. В целях устранения данного обстоятельства существует необходимость пересмотра законодательства, регулирующего тарифную сетку оплаты труда медицинских работников, в том числе рассмотреть возможность создания единой системы заработной платы медицинских работников на всей территории Российской Федерации (достойная оплата труда с учетом степени образования, занимаемой должности, объема работы, стажа и категории, установить единые правила начисления надбавок и выплат стимулирующего характера в системе здравоохранения).
Для стимулирования занятия медицинской деятельностью необходимо разработать и внедрить мероприятия, направленные на привлечение населения к работе в отрасли: обеспечение детей медицинских работников местами в детских садах, предоставление жилья, оплата коммунальных услуг, обеспечение медицинских работников санаторно-курортным лечением, оплата проезда во время отпуска к месту отдыха и обратно.
На примере Брянской области необходимо законодательно вменить в обязанность органов местного самоуправления обеспечение медицинских работников жильем при условии гарантированного выделения для этих целей финансовых средств за счет субъектов Российской Федерации.
По результатам исследования был сделаны следующие выводы.
Введенная новыми поправками в Конституцию норма об обязанности граждан заботиться о сохранении своего здоровья должна получить соответствующую поддержку в лице Государства в части финансирования и организации деятельности в области формирования культуры здоровья, поддержки общественных инициатив в области популяризации здорового образа жизни, стимулирования организаций, чья деятельность направлена на поддержку здоровья сотрудников.
В свою очередь мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни и сохранение здоровья населения, должны носить мультидисциплинарный характер и включать в себя медицинские меры (добровольное медицинское страхование, проведение оценки риска развития ССЗ, индекса массы тела, кардиориска, проведение скрининговых обследований групп риска, проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров), профилактические меры (санитарное просвещение население, профилактика употребления табака и алкоголя), меры по охране труда (оценка наличия вредных производственных факторов, внедрение корректирующих мер по уменьшению рисков) и меры по мотивации граждан (популяризация спорта и создание условий для доступа к занятию им, поощрения и стимулирующие акции).
В рамках реализации мероприятий «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография» необходимо продолжить практику повсеместного внедрения корпоративных программ укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах, реализацию мероприятий муниципальных и региональных программ укрепления общественного здоровья, проведение их регулярного мониторинга.
Реализация мероприятий национального проекта «Здравоохранение» открывает возможности использования новых подходов в части обеспечения реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и позволит сформировать на уровне субъектов Российской Федерации систему, обеспечивающую доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых будут прямо коррелировать с уровнем заболеваемости и потребностями населения, передовыми достижениями медицинской науки.
Благодаря интегрированному подходу, реализация мероприятий, определенных паспортами федеральных проектов, позволит достичь снижения смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, снижения уровня младенческой смертности, снижения потребления населением табака и алкоголя, привлечь в сферу медицины новые кадры, а также повысит эффективность управления изменениями в здравоохранении на основе достоверных первичных данных с использованием информационных технологий.
Действующее правовое регулирование в области сохранения конфиденциальности информации, представляющейся врачебной тайной, требует доработки и устранения отдельных неточностей и неопределенностей в терминологическом аппарате закона, внесению определенной ясности в теорию и практику правовой охраны врачебной тайны.
На наш взгляд, в данном случае в первую очередь необходим полный пересмотр самого понятия «врачебная тайна» и, возможно, его замена на более широкое в данном случае определение (к примеру, «медицинская тайна»). Помимо этого в статью 70 Федерального закона № 323-ФЗ может быть внесен ряд изменений, которые позволят нормативно определить условия и порядок доступа к медицинской документации пациента: исключения, в соответствии с которыми воля пациента в части разглашения или неразглашения сведений, относящихся к врачебной тайне, будет разглашена определенному кругу лиц способами и в порядке, установленном действующим законодательством.
В части реализации принципа качества и доступности медицинской помощи существует проблема дисбаланса кадрового обеспечения в отрасли, во многом связанная с имеющей место значительной разницей в оплате труда медиков в различных регионах страны, что зависит от показателя средней зарплаты по региону. В целях устранения данного обстоятельства существует необходимость пересмотра законодательства, регулирующего тарифную сетку оплаты труда медицинских работников, в том числе рассмотреть возможность создания единой системы заработной платы медицинских работников на всей территории Российской Федерации (достойная оплата труда с учетом степени образования, занимаемой должности, объема работы, стажа и категории, установить единые правила начисления надбавок и выплат стимулирующего характера в системе здравоохранения).
Для стимулирования занятия медицинской деятельностью необходимо разработать и внедрить мероприятия, направленные на привлечение населения к работе в отрасли: обеспечение детей медицинских работников местами в детских садах, предоставление жилья, оплата коммунальных услуг, обеспечение медицинских работников санаторно-курортным лечением, оплата проезда во время отпуска к месту отдыха и обратно.
На примере Брянской области необходимо законодательно вменить в обязанность органов местного самоуправления обеспечение медицинских работников жильем при условии гарантированного выделения для этих целей финансовых средств за счет субъектов Российской Федерации.
Подобные работы
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: проблемы обеспечения и защиты
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые критерии качества медицинской помощи
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2024 - Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Некоторые аспекты реализации права на справедливую оплату труда
Бакалаврская работа, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности таможенного контроля при незаконном использовании товарных знаков
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Финансово-правовые формы регулирования производства и оборота алкогольной продукции (38.02.06)
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Оценка деятельности бюджетного учреждения и разработка мероприятий по расширению оказываемых услуг (ЮжноУральский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА НА ИНФОРМАЦИЮ
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016



