Работа сделана на примере УФНС России по Курганской области .
Проведен анализ показателей деятельности за 2020-2022 годы.
Есть приложение.
Введение..7
1 Теоретические и нормативно-правовые основы функционирования механизма налогового контроля ……………9
1.1 Налоговая система РФ на современном этапе ………………9
1.2 Нормативно-правовые аспекты механизма налогового контроля 14
1.3 Методические аспекты оценки эффективности налогового контроля……19
2 Анализ действующего механизма налогового контроля УФНС России по Курганской области…26
2.1 Организационно-экономические условия функционирования УФНС по Курганской области..26
2.2 Учет налогоплательщиков и организация взаимодействия с ними 37
2.3 Оценка результативности налогового контроля ………………… 43
3 Мероприятия по совершенствованию собираемости налоговых платежей и эффективности налогового контроля …49
3.1 Мероприятия по повышению эффективности собираемости налогов……49
3.2 Мероприятия по повышению эффективности налогового контроля …… 54
Заключение……………..………………………………………………………. 60
Список используемых источников..63
Приложения А «Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок»………………….........………………………………… 69
В современных условиях необходимым условием существования любого государства является четко организованная система налогообложения. От эффективности налоговых органов зависит состояние бюджета, следовательно, и благосостояние страны. Именно поэтому, создание эффективной системы контроля за налоговыми доходами в бюджетную систему государства, входит в число главнейших задач общей социально-экономической политики.
Создание прочной финансовой системы невозможно без создания эффективной системы налогового контроля, призванной обеспечить финансовые интересы государства одновременно соблюдая права налогоплательщиков.
Для обеспечения этих функций была создана Федеральная налоговая служба. Налоговый контроль является важнейшим методом надзора за выполнением обязанности по уплате в бюджет налоговых платежей. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. От четкой и грамотной организации налоговой службы, функционирования эффективной системы налогового контроля, в конечном итоге, зависит успех дальнейшего развития рыночной экономики. Все вышеперечисленное подтверждает актуальность темы исследования.
Объект исследования - УФНС России по Курганской области.
Предмет исследования - механизмы налогового контроля.
Цель работы – совершенствование механизмов налогового контроля.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические и нормативно-правовые основы функционирования механизма налогового контроля;
провести анализ действующего механизма налогового контроля УФНС России по курганской области;
разработать и экономические обосновать мероприятия по совершенствованию собираемости налоговых платежей и эффективности налогового контроля.
Период исследования 2020-2022 гг.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический, расчётно-конструктивный, графический, экономико-статистический и соответствующие им приёмы.
Исходными данными для исследования послужили первичная и сводная документация, оперативная статистическая и бухгалтерская (финансовая) отчетность, а так же научная и периодическая литература.
Источниками информации послужили теоретические материалы литературных источников, Федеральные Законы, Постановления Правительства РФ, инструктивно-методический материал, научные публикации периодической печати.
Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
За 2020-2022 гг. наблюдается снижение зарегистрированных налогоплательщиков на 26870 ед. или 2,61%: налогоплательщиков юридических лиц на 876 ед. и физических лиц на 26485 ед.
В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иностранных граждан подлежат постановке на учет в налоговых органах.
Взаимодействия УФНС с налогоплательщиками осуществляется в электронном формате (предоставление документов в электронной форме) или лично при посещении отделения ИФНС (предоставление документов на бумажном носителе).
Самой распространенной формой налогового контроля являются налоговые проверки: выездные и камеральные.
Количество проведённых камеральных проверок уменьшилось за анализируемый период на 20,86% или на 54948 ед. Количество результативных проверок сократилось на 1304 ед. и составило в 2022 г. 8051 ед. Дополнительная сумма доначисленных платежей по результатам проверок в 2022 г. по сравнению с 2020 г. увеличилась в 2,7 раза или на 110956 тыс.р. и составила в 2022 г. 150890 тыс.р. Удельный вес результативных проверок в общем числе проведенных проверок в 2022 г. составил 3,86%, что на 8,74% выше уровня 2020 г. Сумма дополнительных начислений в расчете на 1 проверку за анализируемый период увеличилась на 0,57 тыс.р. и составила в 2022 г. 0,72 тыс.р. По представленным данным видно, что сумма доначисленных начислений ежегодно увеличивается.
Общее количество выездных проверок увеличилась за анализируемый период на 37 ед. и составило в 2022 г. 54 ед., в том числе 41 проверка юридических лиц, 5 проверок индивидуальных предпринимателей. Незначительное количество выездных проверок в 2020 г. 17 ед., в 2021 г. 20 ед. объясняется введением моратория на проведение проверок в 2020-2021 гг. (в связи с распространением новой коронавирусной инфекции).
Величина налогового потенциала снижается. За анализируемый период сумма налоговых поступлений увеличилась на 16,50% и в 2022 г. составила 57233189 тыс. р. Задолженность по налоговым платежам увеличилась на 49,28%. Суммы, дополнительно начисленные по результатам контрольной работы, увеличились в 4,25 раза. Индекс налоговой активности сократился за анализируемый период на 1,99% и составил в 2022 г. 0,95. Можно сделать вывод, что налоговый потенциал Курганской области используется практически в полном объеме.
В работе предложено два мероприятия по совершенствованию собираемости налоговых платежей и эффективности налогового контроля:
1. Первым мероприятием предложено создание Центра по управлению Долгом. Устранение нарушений, допускаемых отделами подведомственных инспекций, позволит дополнительно пополнить бюджет на 392013 тыс.р.
2. Вторым мероприятием предложено использовать налоговый мониторинг, что позволит сократить затраты на проведение проверок на 1780 тыс. р., а недоимку на 99881,22 тыс. р.
Реализация данных мероприятий позволит увеличить коэффициент собираемости налогов на 1%, что очень важно для бюджетной системы РФ. Таким образом, повышается эффективность деятельности УФНС России по Курганской области.
1. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие / А.В.Аронов, В.А. Кашин - 2-е изд. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М. – 2019 – 544 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.znanium.com (дата обращения: 02.05.23).
2. Анисимов А.Л и Мельников Ю.Б. Налоги и налогообложение. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М. – 2019. - 288 c.
3. Барулин С. В., Динес В. А. Теория и история налогообложения: учебник / С.В. Барулин, В.А. Динес - Москва: КноРус. – 2018 - 406 с.
4. Бельский, К. С. Основы налогового права. Сборы и пошлины (Цикл материалов из пяти частей) // Гражданин и право. – 2008. – № 9. – С. 3-8. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16550696 (дата обращения: 01.05.2023).
5. Боброва А.В. Проблемы собираемости налогов в современных экономических условиях. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-sobiraemosti-nalogov-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 02.04.2023).
6. Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации. – М.: Российская юстиция. – 2019. – С. 52-54.
7. Бондарь О.А. Принципы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности // Молодой ученый. – 2019. – № 8-2. – С. 6-9.
8. Боташева Ф.Б. Проблемы урегулирования налоговой задолженности // Вестник Евразийской науки. – 2019. – № 3. Том 11. – С. 1-7.
9. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право: учеб, пособие. – М. Издательство Юрайт. - 1997. – 409 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17064256 (дата обращения: 01.05.2023).
10. Быкова Н. Н., Шайдуллова А. И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. – 2019. – №14. – С. 141-146.
11. Водопьянова В.А., Галицына В.С. Результативность налоговых проверок как показатель оценки качества налогового контроля в Российской Федерации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – №3. – С. 125-139.
12. Воронин Б.А., Крапивин Н.П. Аудиторская деятельность в России: история, правовое регулирование // Аграрное и земельное право. – 2020. – № 1. – С. 75–80.
13. Галицина В.С., Водопьянова В.А. Анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. – №4. – С.9-15.
14. Гираев В.К. Комплексный подход к урегулированию налоговой задолженности // Казанская наука. – 2020. – № 3. – С. 44–46.
15. Гончаренко Л.И., Анашкин А.К. Налоговое администрирование: лучше быть, чем казаться // Ваш налоговый адвокат. – 2018. – № 5. – С. 54-59.
16. Груздева В.Г. Формы проведения налогового контроля. – М.: Налоговый вестник. – 2018. – № 9. – С .155-159.
17. Доброхотова В.Б., Лобанов А.В. Налоговые проверки: книга для налогоплательщика и налоговика. М.: МЦФЭР. – 2019. – С. 448.
18. Заболотни Г.И., Каширина М.В. Роль и значение налоговой системы как регулятора рыночной экономики // Балканское научное обозрение. – 2019. – № 2 (4). – С. 114-117.
19. Зрелов А.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «налоговый контроль» // Налоги и налогообложение. – 2019. – №9. – С. 38-42.
20. Коркина Г.М., Смирнова О.П. Актуальные аспекты развития налогового контроля / Г.М. Коркина, О.П. Смирнова // Международный бухгалтерский учет. – 2019. – № 9 (459). – С. 1008-1022.
21. Кузьмичева И.А., Закирова М.А., Закирова М.А. Собираемость местных налогов // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8-4. – С. 928-932.
22. Кустова М.В., Ногина А.О., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть.- М. Издательство Юрайт. – 2021. – с. 255.
23. Кучерова И.И., Судакова О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №89. – С. 26-32.
24. Ляпина Т.М. Налоговое администрирование: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт. – 2020. – 235 с.
25. Мандрощенко О.В., Гурнак А.В. Прогнозирование и планирование в налогообложении. – 2019. –№5. – С. 16-24.
26. Морозова Г.В., Дерина О.В., Филичкина Ю.Ю. Направления развития налогового потенциала региона в условиях новых вызовов [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.04.23).
27. Мухина Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции принципы // Гуманитарные науки. – 2018 . – №5. – С. 12 -13.
28. Налоговое администрирование и контроль: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко. - М.: Магистр: ИНФРА-М. – 2019. – 448 с.
29. Налоговый кодекс РФ (Часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.04.23).
30. Низамова А.А., Конвисарова Е.В. Проблемы взыскания недоимок по налогам и сборам // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – №6. – С. 1171-1177.
31. Орехова Е.А., Калабин К.Ю. Собираемость налогов: теория, методология, практика. – 2019. – №3. – С.5-9.
32. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. ТОМ 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт. – 2019. – 363с. [Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/book/nalogi-i-nalogooblozhenie-teoriya-i-praktika-v-2-t-tom-1-434456 (дата обращения: 13.05.2023).
33. Пепеляева С.Г. Налоговое право: учебник для вузов. – М.: Пепеляев Групп, 2020. – 796 с.
34. Пономарев А.И., Топоров И.В. Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2019. – № 1 (56). – С. 47-51.
35. Пономарев О.В., Яковенко А.А. Административная ответственность за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – № 1 (22). – С. 374-377.
36. Сайдулаев Д.Д., Акаева М.М., Мишаева Т.С-Х. Теоретические основы налогового контроля // Московский экономический журнал. – 2021. – №9. - С. 213-215.
37. Сайт Управления ФНС России по Курганской области [Электронный ресурс]. – URL:https://www.nalog.gov/ru/rn45/about_fts/contacts/4347249/ (дата обращения: 02.05.2023).
38. Ткачева Т.Ю. Актуальные направления формирования бюджетно-налоговых отношений на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2020. – № 6 (45). – С. 209-217.
39. Товченко Р.Б., Радаев К.Д. Проблемы собираемости налогов на современном этапе развития РФ. – 2019. – №9. – С.8-12.
40. Фадеева Н.Ю., Палкина Н.В. Налоговый контроль и оценка его эффективности // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 195-199. – URL: https://moluch.ru/archive/311/70610/ (дата обращения: 02.05.2023).
41. Федеральный закон №943-1 от 21.03.1991 «О налоговых органах РФ» (ред. от 26.03.2020) // Справочноправовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http:// www.consultant.ru. (дата обращения: 02.05.2023).
42. Черник Д.Г. Организация и методика проведения налоговых проверо: учебник и практикум для вузов.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 271 с. – (Высшее образование) // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/495033 (дата обращения: 08.05.2023).
43. Шевченко И.В. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории // Финансы и кредит. – 2021. – №2. – С. 34-39.
44. Шестакова Н.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2018. – № 1. – С. 15–27.
45. Щербинин А.Т. Проблемы повышения эффективности налогового контроля (Электронный ресурс): Автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.10. М.: РГБ, 2002. - 24 с.
46. Юдин А.В., Журавлева И.А. Оценка эффективности налоговой системы РФ (29-33) // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. 2020. – №07 [Электронный ресурс]. – URL: https://euroasia-science.ru/ekonomicheskie-nauki/ocenka-effektivnosti-nalogovoj-sistemy-rf-29-33/ (дата обращения: 01.05.2023).
47. Verordnung des Finanzministeriums Deutschlands Über die Rationalisierung der Auswahl der Steuerzahlerfür Kontrollprüfungen. – URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/113/1711330 (дата обращения: 01.05.2023).
48. http:// www.minfin.gov.ru– сайт Министерства финансов РФ.
49. http:// www.nalog.gov.ru – сайт ФНС России.
50. http://www.consultant.ru - Официальный сайт компании Консультант Плюс.
51. Thomas K.D. Presumptive Collection: A Prospect Theory Approach to Increasing Small Business Tax Compliance // Tax Law Review. 2019. Vol. 67. № 1. P. 111–168. - URL: http://ssrn.com/abstract=2316233. (дата обращения: 21.05.2023).