Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления образованием 10
1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы образования в России 10
1.2 Функции управления образованием и их распределение по уровням управления. Контроль в сфере образования 15
1.3 Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования 21
1.4 Государственная политика и особенности управления в образовании 25
1.5 Основные задачи образования 33
1.6 Проблемы функционирования системы управления образованием 37
Глава 2 Анализ управления образованием в МАОУ "Лянторская СОШ №7" 47
2.1 Краткая характеристика объекта 47
2.2 Управление образованием в МАОУ "Лянторская СОШ №7" 57
Глава 3. Основные направления совершенствования управления образованием МАОУ "Лянторская СОШ №7" 62
3.1 Мероприятия по улучшению управления организацией 62
3.2 Анализ эффективности решения выявленных проблем 72
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 81
Актуальность исследования. Проблемы, в частности управление этой сферой, стали особенно актуальными на пороге третьего тысячелетия, поскольку своевременного реагирования на вызовы времени требует модернизации управления образованием. Образование как основа социального, политического, экономического, духовного культурного развития общества провозглашена государственным приоритетом. Как государственный и общественный институт она предполагает ответственность государства и общества за состояние её функционирования. С одной стороны, это обусловлено тем, что система образования выступает механизмом самоорганизации, обеспечивает жизнедеятельность социальной системы, изменяя способ трансляции информации, социального опыта, культуры и ценностей, влияет на развитие социума. Образование становится главным средством социальных изменений без нарушения структуры экономического фундамента. Инвестиции в образование становятся важным фактором экономического и социального прогресса (существует прямая зависимость между уровнем образования и производительностью труда человека).
С другой стороны, образование как самоорганизующаяся система, приспосабливается к постоянным изменениям, реагируя на вызовы времени, требует перехода от традиционной образовательной модели, основанной на приоритете простого усвоения и воспроизведения информации, в образовательной модели как средства всестороннего развития и удовлетворения потребностей личности, когда образование воспринимается как товар, а не как государственное или общественное дело.
Новые отношения, обусловленные общественными, политическими, экономическими, культурными изменениями, глобализацией, информационной революцией, требуют революционных изменений в образовании, в частности в управлении этой сферой в соответствии с развитием демократии, рыночных отношений. Модернизация управленческих механизмов становится важным средством развития образования в РФ. Современное состояние государственного управления образовательной сферой эклектично сочетает в себе как институты, унаследованные от советской административно-командной системы, так и новые, сформированные уже за годы независимости, которые не всегда соответствуют стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Действующие механизмы управления обеспечивают лишь запоздалую реакцию на ситуации, которые складываются.
Практически не работают механизмы прогностического или опережающего управления. Механизмы управления развитием образования практически не разработаны. В результате для решения задач управления инновационными процессами используются схемы управления процессами функционирования, "тиражируют" существующие недостатки.
Несмотря на многочисленные попытки реформирования образования и управления ею, инициируемые исключительно «сверху», образовательная сфера функционирует по законам иерархической централизованной системы.
Это приводит к чрезмерной концентрации полномочий, ответственности и контролирующих функций в центральных органах управления, которые не в состоянии справиться с такой нагрузкой, и как следствие, с опозданием реагируют на сиюминутные изменения в социальной и образовательной сферах, обслуживают не так систему исполнения, как бюрократическую систему управления, которая не несет ответственность перед обществом.
В тоже время в управленческой деятельности на современном этапе меняются традиционные подходы. Взгляды на образовательные процессы с позиций диалектической методологии, основанной на причинно-следственных связях, дополняются плюралистическими, которые допускают мнение, что образовательные процессы происходят не только на основе объективных закономерностей и в условиях синергетического подхода основой таких процессов является субъективно-объективные процессы и факторы. По мнению некоторых ученых, таких процессов в реальной образовательной среде значительно больше, чем детерминированных, закономерных. Это свидетельствует о том, что регулирование динамических процессов в сфере образования требует как диалектической, так и синергетической методологии.
Управление в условиях изменений основывается на синергетической основе, развитие образования рассматривается как результат сближения, сочетания различных точек зрения в достижении совместно определенной цели развития. В управлении образованием определяются многофакторность и разнонаправленность влияния, нелинейность процессов развития.
Характер взаимодействия субъектов управления все больше становится партнерским, а предметом контроля - степень достижения поставленной цели. Таким образом, системой образования как сложным организмом не возможно управлять, акцентируя внимание только на объективном характере общественных законов, без учета действий социальных субъектов. Игнорирование этого приводит к высокой централизации, безответственности и даже сопротивления реализации выбранной управленческой стратегии.
Акцент перемещается на способность объекта управления образованием (образовательной системы, отдельного должностного лица) к собственному развитию, а управление рассматривается как желаемое воздействие на этот процесс, приводящий к изменению сути процесса управления: привлечения к саморазвитию в интересах создания нового. Для эффективной деятельности объекта управления совершенно не обязательно, чтобы им управляли выдающиеся люди. Ему нужна система [57].
«Не подлежит сомнению, что основная задача менеджмента остается неизменной — обеспечить совместную работу людей через единые цели и общие ценности, сформировав наиболее подходящую структуру организации, обеспечивая такие условия для обучения и повышения квалификации работников, которые позволят им эффективно выполнять свои обязанности и своевременно реагировать на изменения производственной среды. Однако сущность этой основной задачи все же изменилась, хотя бы потому, что изменился качественный состав рабочей силы, которой приходится управлять: в прежние времена основную массу рабочих составлял малоквалифицированный персонал, тогда как в наши дни руководителям приходится иметь дело с высокообразованными работниками умственного труда» [60].
Степень разработанности темы. «Исследование организационно-правовой системы управления образованием имеет междисциплинарный характер и базируется на теоретико-концептуальной основе не только юридических наук, но и педагогики, социологии и др. Так, управление образованием изучается с позиций системологии и системогенетики, социологии образования, теории социального управления, квалиметрии управления социальными системами; философских и культурологических основ образования и другие» [21].
«Рассматриваются такие вопросы, как: финансовое обеспечение как гарантия конституционного права на образование; сравнительно-правовой анализ управления образования в Российской Федерации с зарубежными правопорядками; контрольно-надзорная деятельность в системе образования; контроль и оценка качества образования; мониторинг эффективности образовательных организаций и другие» [21].
«На монографическом уровне Д.Н. Ермаченко провел комплексное исследование системы управления образованием в России и организационно- правовые аспекты её совершенствования. Данная диссертация была написана автором в 2004 году, тогда как в 2018 году в системе образования произошли существенные изменения. В связи с чем, в настоящее время существует необходимость исследования управления образованием с учетом существующей в настоящее время организационно-правовой составляющей данной системы.
Методологическую основу исследования составили компаративный, институциональный подходы, позволяющие выявить уникальность организационно-правовой системы управления образованием в Российской Федерации и рассматривать деятельность соответствующих государственных структур, направленную на развитие и управление образованием в Российской Федерации. Кроме того, в работе были использованы системный, историко-описательный, типологический общенаучные подходы» [24].
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Л.В. Андриченко, Т.С. Глазырина, В.В. Гриб, О.Ю. Ереминой, Д.Н. Ермаченко, А.А.Кирилловых, А.Н. Козырина, М.Н. Кудилинского, Н.М. Ладнушкиной, В.П. Панасюк, Д.С. Рябченко, Н.А.Савченко, К.В.Черкасова и др. Объект исследования — общественные отношения, возникающие в сфере управления образованием в Российской Федерации. Предметом исследования — нормы права, составляющие правовую основу организации управления образованием в Российской Федерации, а также материалы научной и периодической литературы, правоприменительной практики, доклады и отчеты должностных лиц органов государственной власти.
Цель исследования — провести комплексный теоретико-правовой и практический анализ организационно-правовой системы управления образованием в Российской Федерации.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основы управления образованием в России;
• провести анализ управления образованием в организации;
• разработать направления совершенствования управления образованием.
Научная новизна исследования заключается в усовершенствованной модели управления образованием на основе измененной организационно-правовой системы. Основные результаты научной новизны, выносимые на защиту:
• впервые на уровне теоретико-правового исследования проводится комплексный анализ организационно-правовой системы управления образованием в РФ с учетом реформирования и материалов правоприменительной практики;
• разработана и обоснована приоритетная функция управления образовательным учреждением, которая состоит в создании, обеспечении функционирования и развития высокоорганизованного педагогического коллектива путем внедрения новой структуры методической службы школы, которая направлена работать на запрос и поддержку учителя;
• предложена новая линейная структура управления матричных звеньев, путем введения в штатное расписание должности программного менеджера по направлению оказания поддержки одаренным детям школы, направленная на повышение социальной и экономической эффективности в образовании.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в иных образовательных учреждениях. Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Проведенный анализ позволяет определить основные недостатки системы государственного управления образованием в РФ, в частности:
• система государственного управления образованием не всегда соответствует потребностям, структуре и особенностям функционирования объекта управления;
• темпы развития системы образования требуют новой модели системы государственного управления;
• реформирование управления образованием должно происходить системно, локальное производство изменений не решает насущных проблем образования в целом.
Процесс реформирования системы государственного управления образованием требует системного совершенствования нормативно-правового, технологического, финансового, кадрового обеспечения образования, а также должен базироваться на должной научно-методологической почве. Его приоритетными задачами можно рассматривать следующие:
• модернизация системы управления образования путем просмотра соответствия её структуры реалиям функционирования объекта управления, насущным потребностям развития образования, очерченным целями закономерностям развития сферы образования;
• достижения желаемого уровня согласованности управленческих действий, устранения противоречий в распределении и координации полномочий между отдельными органами управления образованием, решение проблемы пересечения полномочий и рационального возложения ответственности за выполнение определенных функций;
• урегулирования вопросов неопределенности и необоснованности административной и функциональной подчиненности отдельных элементов системы управления образованием;
• преодоления разрыва между совокупностью обязанностей и реальным объёмом ресурсов, которые должны быть привлечены для успешного выполнения определенных функций;
• создание полноценного информационно-статистического обеспечения системы управления образованием;
• обеспечение развития общественной составляющей в управлении образованием;
• дальнейшее расширение автономии учебных заведений с одновременным созданием необходимых для реализации условий;
• совершенствования кадрового обеспечения образования; формирование и развитие системы подготовки руководителей сферы образования- специалистов по разработке и реализации государственной образовательной политики;
• переход от распределительного и директивного стиля управления системой образования со стороны государства к системе стиля, целью которого является координация усилий на пути достижения общего, общественно ценного результата и тому подобное.
В рационально организованном государственном управлении образованием функции, организация и процесс подчиняются целям, которые определяет общество. Эффективное функционирование системы образования РФ нуждается в обоснованном и взвешенном государственном вмешательстве через осуществление соответствующей образовательной политики. Государственная образовательная политика претерпевает изменения и дополнения в соответствии с требованиями времени, влияния на систему образования внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов. В России сформирована соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы в сфере образования.
Но, учитывая мировые тенденции в образовании и современное состояние государственного управления образованием, правовая основа требует определенной корреляции. Государством определены основные направления развития образования, но, кроме задекларированных мероприятий, необходимо неукоснительное их выполнение.
Считаю, что в РФ произведены значительные механизмы обеспечения качества образовательного процесса и деятельность образовательной политики в целом. Однако определенных механизмов в государстве пока мало, а это означает, что на этапе образовательной модернизации РФ должна определить более новые механизмы государственного регулирования сферы образования в контексте европейского выбора РФ.
Так современной государственной политике в этой сфере в ближайшие годы будет подчиняться развитие социальной сферы жизни общества, уровень образованности и менталитет. Нужно не потерять управляемости учебных заведений со стороны государственной власти именно в сфере образования.
Убеждена, что сегодня Россия стоит на пороге к внедрению собственной политики и стратегии развития, которая существенно определена с мировыми тенденциями и выделяет образование, как высшую сферу жизнедеятельности. Считаю целесообразным представить предложения по улучшению качества образования в контексте государственной политики в области образования.
Во-первых, провести реформирование в образовании: обновить нормативную базу в соответствии с требованиями времени; работать над созданием и реализацией образовательных моделей, осовременить учебные заведения для получения качественного образования (информатизация, современная материально-техническая база); осуществлять планирование как долгосрочное так и оперативное в едином формате на основании детального мониторинга.
Во-вторых, модернизировать структуру высшего образования и конструктивно обеспечить экономические и социальные гарантии для профессиональной самореализации педагогических и научно-педагогических работников.
В-третьих, необходимо изменить подходы к управлению образовательной отраслью с целью трансформации системы подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями, обеспечения социальной интеграции и развития личности. Обеспечить реализацию инновационного педагогического опыта путем внедрения, поддержки и анализа проектов.
1. Аронова С.А. Управление финансовым обеспечением как гарантия конституционного права на образование // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 9. - С. 61 - 64.
2. Брунер Дж. Культура образования. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
3. Бурдье П., Пассрон Ж. К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. - М.: Просвещение, 2007. - 267 с.
4. Глазырин Т.С., Еремина О.Ю. Государственное управление в сфере образования // Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. - М.: ИЗиСП, 2015. - С. 7076.
5. Гриб В.В. Актуальные проблемы нормативного закрепления системы субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 1. - С. 12-18.
6. Григорьев С. И., Матвеев Н. А. Неклассическая социология образования XXI века. - Барнаул, 2001. - 212 с.
7. Доклад ВРИО министра образования и науки Самарской области В.А. Пылева на областной августовской педагогической конференции 2018 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://educat.samregion.ru/ (дата обращения: 15.01.2020 г.).
8. Доклад об итогах деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки за 2019 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/ plans_and_reports/ (дата обращения: 15.01.2020 г.).
9. Доклад Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) в 2018 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/ plans_and_reports/ (дата обращения: 25.05.2019 г.).
10. Дубровина С.Ю. Муниципальный уровень управления образованием // Право и образование. - 2007. - № 5. - С. 17-22.
11. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. 318 с.
12. Еремина О.Ю. Правовые основы методологии оценки деятельности образовательных организаций в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2015. - № 6. - С. 82 - 97.
13. Ермаченко Д.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 30 с.
14. Жилина А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). - С.-Петербург: ИОВ РАО, 2002. - Кн. 3. - 228 с.
15. Карелина И.Г., Соболев А.Б., Сорокин С.О. Мониторинг деятельности образовательных организаций - инициатива системных изменений в высшем образовании. Статья первая // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 6. - С. 37 - 46.
...