Проведено эмпирическое исследование .
База исследования: общеобразовательная школа № 87 города Ижевска.
Выборка: 1 класс.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Общая характеристика понятия «социальная среда» 5
1.2. Психологические особенности младших школьников 6
1.3 Анализ работ, посвященных изучению роли социальных условий в психическом развитии младших школьников 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. Методы и организация исследования уровня социальной адаптации учеников к школе 15
2.2. Рекомендации учителю по работе над формированием личности младшего школьника 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
Социальная среда оказывает сильное влияние на людей, воздействуя на их поведение, привычки, взгляды, характер и ценности. Постоянно общаясь с другими людьми, люди неосознанно попадают под их влияние. Они также часто вырабатывают свои собственные привычки, манеры и модели поведения. Кроме того, чтобы не стать "черной овцой", человек должен принимать во внимание мнения и убеждения других людей. Наиболее ярко это проявляется в детстве, когда дети следуют примеру своих родителей, сверстников и учителей.
Эта тема актуальна, поскольку до сих пор отсутствует консенсус в оценке влияния окружающей среды на развитие человека. Огромное значение окружающей среды признается педагогами во всем мире. В оценке влияния окружающей среды нет единого мнения.Существуют конкретные социальные системы, конкретные условия жизни, семьи, школы, друзья и т.д.
История влияния социальной среды на развитие детей уходит корнями в глубокую древность. Этой темой увлекались педагоги, а также многие выдающиеся деятели разных эпох и стран.
К началу XX в. относится расцвет творчества таких видных отечественных педагогов, как А. С. Макаренко П. П. Блонский, А. П., Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и другие.
XXI в. пополнил копилку новыми именами: Маленков Л. И., Сластенин В. А., Куликова Т. А., Листаренко Н. П. и др. Их исследования легли в основу теоретической части нашей работы.
Цель исследования – анализ влияния социальной среды на развитие школьника.
Объект исследования – психическое развитие младших школьников.
Предмет исследования - влияние социальной среды на процесс психического развития обучающихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие социальной среды;
2. Определить особенности психического развития детей младшего школьного возраста;
3. Провести исследование условий психического развития первоклассников;
Гипотеза исследования: При правильном использовании знаний, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, и успешно развивать память, мышление и другие психические функции детей.
Методы исследования - для реализации поставленных задач использовались эмпирические и теоретические методы исследования: анализ литературы, диагностика, методика «Краски», Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной курсовой работе рассматривается актуальный вопрос "Как социальная среда влияет на развитие школьников?" Этот вопрос является основным и нерешенным настоящее время, так как среди ученых нет единого мнения о влиянии окружающей среды на развитие человека.
Социальная среда оказывает сильное влияние на развитие личности ребенка. Она влияет на формированиеу ребенка собственных идей, представлений ценностей.
Актуальность этого вопроса заключается в том, что окружающая среда влияет на каждого человека по-разному. Благоприятными условиями становятся те, в которых человек чувствует своё дальнейшее развитие, находит свой смысл жизни и двигается в данном направлении. Главное чтобы отношения человека и социальных условий, которые его окружают, носили характер взаимодействия. Именно эта проблема и является главной темой нашей курсовой работы.
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 214 с.
2. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. – М., 2002. – 270 с.
3. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006. – 144 с.
4. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории. - М., 2001. – С. 27-37.
5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. - М., 2015. – 290 с.
6. Егорова, Э. Н. Психология развития / Э. Н. Егорова. - Харьков, 2017. — 421 с.
7. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. – С. 17-22.
8. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 270 с.
9. Кон, И.С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М., 2008. – 560 с.
10. Котырло, В.К. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / В. К. Котырло. - М.: Просвещение, 2016. – 176 с.
11. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. – М.: Панорама, 2016. – 196 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М., 2001. – 590 с.
13. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 232 с.
14. Листаренко, Н. П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка // Воспитание и дополнительное образование. – 2004. - №3. – С. 77 – 85.
15. Маленков, Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л. И. Маленков. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 480 с.
16. Петровский, А.В. Психология формирование и развитие личности / А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2011 . – 290 с.
17. Психология формирования и развития личности /под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Просвещение, 2001 . – 513 с.
18. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста // Вопросы психологии. – 2006. - №4. - С. 36.
19. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. — Тбилиси, 2009. – 136 с.
20. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, под ред. В. А. Сластенина .- 9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 576 с.
21. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с