Объект исследования - АО "Melon Fashion Group" (г. Санкт-Петербург).
Основной вид деятельности - торговля розничная одеждой в специализированных магазинах.
Проведен анализ деятельности за 2020-2022 годы.
Сделан подробный анализ персонала за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Определение, экономическая сущность, классификация и нормативно-правовое регулирование организации деятельности менеджеров среднего звена 6
1.2 Методы оценки и анализа деятельности менеджеров среднего звена 11
1.3 Современные проблемы и перспективы развития деятельности менеджеров среднего звена. Российский и зарубежный опыт. Основные направления по улучшению предмета исследования. 18
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА 2020–2022 ГОДЫ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 24
2.1 Общая характеристика и оценка финансового состояния АО «Мэлон Фэшн Групп» за 2020–2022 годы. 24
2.2 Анализ современного состояния эффективности деятельности менеджеров среднего звена на предприятии АО «Мэлон Фэшн Групп» за 2020–2022 годы 27
2.3 Рекомендации по улучшению эффективности деятельности менеджеров среднего звена, обоснование и расчет экономической эффективности предложенного мероприятия. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Ежедневно меняющиеся условия развития нашего общества, наравне с модернизацией социально-экономической системы актуализируют прикладной интерес к вопросам и проблемам формирования и совершенствования эффективности работы менеджеров среднего звена в организационном поведении как обязательное условие профессиональной деятельности.
Актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем, что вопросы эффективности в организационном поведении являются очень важными на сегодняшний день. Особенности развития современного российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования разных сфер в жизни и деятельности людей, включая также сферу организационных отношений в аспекте эффективности и результативности. Современные преобразования характеризует наличие изменений, обусловленных необходимостью совершенствования бизнес-процессов, а также оптимизации качества в контексте взаимодействия организации и человеческого капитала как стратегически значимого ресурса управления.
Процессы глобализации и интеграции, охватившие практически все страны и социальные слои населения, оказали большое влияние на движение рабочей силы. Кроме этого, нынешние условия последствий пандемии коронавируса и непростой социально-политической обстановки требуют новых подходов к содействию и формированию условий развития эффективности работы менеджеров среднего звена в организационном поведении. Таким образом, вышеприведенные положения определяют актуальность и практическую значимость данного исследования.
Теоретико-методологическая основа работы состоит в том, что существенное значение формированию и совершенствованию эффективности менеджеров среднего звена придают в своих работах такие исследователи как Н.А. Ветлугина, В.А. Горянина, В.С. Мухина, Г.Н. Пантелеев и др.
Объект исследования – деятельность менеджеров среднего звена.
Предмет исследования – совершенствование эффективности работы менеджеров среднего звена на предприятии.
Цель настоящего исследования – разработка рекомендаций по повышению эффективности работы менеджеров среднего звена на предприятии АО «Мэлон Фэшн Групп»).
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Изучение теоретических основ управления эффективностью работы менеджеров среднего звена.
2. Анализ методов оценки и анализа деятельности менеджеров среднего звена
3. Анализ общей характеристики и оценка финансового состояния АО «Мэлон Фэшн Групп» за 2020–2022 годы.
4. Исследование межличностных отношений в коллективе, выявление факторов формирования эффективности коллектива менеджеров.
5. Анализ современного состояния эффективности деятельности менеджеров среднего звена на предприятии АО «Мэлон Фэшн Групп» за 2020–2022 годы.
6. Разработка программы формирования и укрепления групповой эффективности коллектива и оценка ее эффективности.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективным средством, которое направлено на совершенствование групповой эффективности членов коллектива в их организационном поведении, может являться социально-психологический тренинг.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) включенное наблюдение;
3) сравнение;
4) методы тренинговой групповой работы
Научная новизна исследования.
Определено влияние групповой работы с помощью социально-психологический тренинга на формирование эффективности членов коллектива.
Прикладная актуальность становления и совершенствования групповой эффективности членов коллектива в их организационном поведении детерминирована целым рядом причин, среди которых выраженная в системе социально-экономических тенденция по изменению наполнения стандартов с явной направленностью их на компетентностный подход и развитие конкретных компетенций менеджеров среднего звена с целью организационного развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности разработки программы управления формированием и совершенствованием эффективности в организационном поведении технологией тренинговой работы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, основной части, заключения, списка использованных источников. В введении определена актуальность, понятийный аппарат и практическая значимость исследования. В первой главе осуществлен теоретический анализ проблематики эффективности работы менеджеров среднего звена на современных предприятиях. Во второй главе проведен практический анализ организации системы повышения эффективности менеджеров среднего звена в компании АО «Мэлон Фэшн Групп».
Проведенное исследование показало, что каждой команде менеджеров среднего звена присуща своя комбинация факторов, которые положительно влияют на состояние эффективности работ и социально-психологического климата.
Проведенный практический анализ позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. К факторам, приводящим к негативным аспектам эффективности работ, у сотрудников данной организации относятся:
1) организационные - особенности профессиональной деятельности, условия труда;
2) индивидуальные – индивидуально-психологические особенности сотрудников;
3) социально-психологические – взаимоотношения в коллективе и с начальством.
2. Особенности удовлетворенности своей работой работников связаны со спецификой их профессиональной деятельности и характера взаимодействия.
3. Направлениями для повышения эффективности профессиональной деятельностью у сотрудников как членов эффективной команды являются:
3.1 учет индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников;
3.2 создание организационных условий успешного профессионального функционирования;
3.3 мотивирование сотрудников и поддержка инициатив в рамках служебных полномочий;
3.4 создание благоприятного социально-психологического климата на основе методов тренинговой работы, где ключевая роль принадлежит руководителю в процессе сплочения сотрудников.
Анализ литературы по вопросу управления повышения эффективности работы менеджеров среднего звена позволил установить, что в данной системе одной из важнейших управляемых подсистем являются кадры. От эффективности управления во многом зависит готовность работников к продуктивной профессиональной деятельности, которая одновременно является залогом развития организации, выполнения цели и задач его функционирования. Актуальность данной проблемы демонстрирует необходимость поиска прикладных путей ее решения, в том числе с помощью социально-психологических методов в работе современных организаций на основе проектного управления.
Авторами, исследовавшими проблему повышения эффективности команд менеджеров коммерческих организаций, предложены разнообразные подходы к отдельным составляющим данного процесса. Основными направлениями такой работы являются:
1) учет индивидуально-психологических особенностей личности современного сотрудника;
2) создание организационных условий успешного профессионального функционирования;
3) мотивирование сотрудников;
4) создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе на основе социально-психологических методов.
При анализе системы формирования эффективной команды менеджеров, их последующего систематического развития, подготовки и повышения квалификации представляется целесообразным обозначить перспективные цели реализации работы в данном направлении:
1) создание новых знаний, а также освоение новых методов по направлению работы;
2) освоение необходимой правовой базы.
Проведенное исследование особенностей эффективности работы менеджеров среднего звена в АО «Мэлон Фэшн Групп» позволило сформулировать принципы, на которые ориентируется Служба персонала организации при оптимизации командного взаимодействия:
1. В командном взаимодействии профессиональное обучение должно интегрироваться в рабочие процессы;
2. При формировании эффективных команд менеджеров обучение необходимо дополнять персональным развитием каждого сотрудника в рамках организации;
3. Следует расширять формы и методы обучения в процессе командного взаимодействия;
4. Вся система профессионального развития и служебно-профессионального продвижения сотрудников организации должна базироваться на стратегических ориентирах и гармонично соответствовать всей кадровой работе.
Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время абсолютно все мероприятия по обучению и развитию человеческого ресурса имеют своей целью повышение эффективности и результативности организации через профессиональное и личностное развитие своих сотрудников. При формировании эффективной команды менеджеров профессиональное развитие персонала представляет собой процесс передачи теоретических знаний, формирования практических навыков, необходимых работнику для успешного исполнения должности, которую он занимает, либо на которую его планируется назначить.
В условиях глобального дефицита кадров на рынке труда вопросы эффективного командного взаимодействия, аспекты профессионального развития и обучения персонала как стимулирующего фактора приобретает все большее значение. Многие прогрессивные организации, которые заинтересованы в том, чтобы человеческий ресурс давал как можно больше результатов для достижения стратегических целей, уделяют значительное количество времени, сил и денег на вопросы командного развития и обучения своего персонала.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
Основная литература
3. Аверин А.Н., Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации Учебное пособие - 2-е изд. - М: РАГС, 2019. 274 с.
4. Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. - М., 2018. 319 с.
5. Апон М.Е. Профессиональная карьера как инструмент повышения качества человеческих ресурсов. СПб., Питер, 2019. 506 с.
6. Базаров Т.Ю., Управление персоналом: практическое пособие - М: изд. Проспект, 2019. 371 с.
7. Васильева М. Система управления персоналом в условиях внедрения инноваций / Васильева М. // Управление персоналом. – 2019. – № 10. – С. 26.
8. Вишнякова М. Управление карьерой: стратегический план развития карьеры. Управление персоналом. 2019. №11. С.54.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2020. – 318 с.
10. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. СПб: Питер, 2019. – 178 с.
11. Галенко В.П., Страхова О.А. и др. Как эффективно управлять организацией? - 2 изд. - М: Инфра-М, 2019. 386 с.
12. Гамезо М.В. Общая психология: Учебник. М., 2019. – 541 с.
13. Германова В. А. Информационные технологии в сфере управления // Совр. тенденции развития науки и технологий. - 2019. - № 2-5. - С. 14-16
14. Глухенькая Н.М. Исследование кадровой политики организации: подходы, принципы, методы // Paradigmata poznání. – 2018. - № 3. – С.31.
15. Горелов Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход. М.: Юрайт, 2018. – 568 с.
16. Десслер Г. Управление персоналом: Учебн. Пособие. / Под ред. Шленова. – М.: БИНОМ, 2019. – 371 с.
17. Егоршин А.П., Организация труда персонала: учебник для вузов - М: Инфра-М, 2019. 518 с.
18. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2019. 370 с.
19. Кибанов А.Я. Формирование системы управления. - М., 2020. 412 с.
20. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанов, В. Г. Коновалов и др. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 155 с.
21. Коротков Э.М. Организационное поведение. М., 2019. – 231 с.
22. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. М., 2021. 471 с.
23. Красовский Ю.Д., Организационное поведение: учебник для вузов - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 327 с.
24. Кротова Н.В. Управление персоналом. - М.: Финансы и статистика, 2019. 408 с.
25. Лукашевич В.В., Управление персоналом: Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 311 с.
26. Оценка персонала: Методическое пособие Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». 2020. – 109 с.
27. Свирина И. Современная оценка персонала // Управление персоналом. - №3. - 2019. – С.24-27.