Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения личности в ранней юности
1.1 Проблема агрессии и агрессивного поведения в психологической
литературе 7
1.2 Анализ социопсихологических факторов агрессивного поведения
личности 10
1.3 Психологическая характеристика агрессивного поведения личности в юношеском возрасте 18
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на определение реакции и склонности к агрессивному поведению личности в ранней юности
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Интерпретация результатов эмпирического исследования по определению
реакции и склонности к агрессивному поведению в ранней юности 25
2.3 Рекомендации по профилактике агрессивного поведения в юношеском
возрасте 31
Выводы по второй главе 32
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Человек может столкнуться с агрессией молодых людей через распространенную вербальную форму в социальных сетях в интернете.
Государство должно контролировать подачу информации на современном телевидении и субкультурные движения.
Проблемой исследования считается преодоление и избегание ситуаций, связанных с агрессивным поведением.
В юношеском возрасте необходимо научиться избегать факторы возникновения агрессивного поведения, конфликтных и стрессовых ситуаций, проявлять самостоятельность и ответственность.
Проблемой агрессивного поведения в психологической литературе занимались известные авторы: Ю.Б. Можгинский, Л. Берковиц, А. Бандура, Басс и Дарки, А.Ю. Дроздов, Е.П. Ильин, А.В. Ипатов и др.
Молодые люди могут совладать с агрессивным поведением, используя современные методы и упражнения.
Многие психологи выделяют социальный фактор формирования агрессивного поведения как основной, и на основе некоторых исследований, обозначают СМИ и социальные сети причиной появления агрессии и агрессивности.
Актуальность проблемы связана с преодолением агрессивного поведения в ранней юности из-за влияния современных факторов.
Таким образом, важно решать проблему агрессивного поведения, начиная с социальной сферы.
Цель исследования: изучить психологические особенности агрессивного поведения личности раннего юношеского возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение личности.
Предмет исследования: агрессивное поведение в ранней юности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в юношеском возрасте вербальная агрессия доминирует над физической.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологическую литературу по проблеме агрессивного поведения в юношеском возрасте.
2. Выявить факторы проявления агрессивного поведения у представителей юношеского возраста.
3. Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные результаты.
4. Разработать рекомендации для подростков по конструктивному преодолению агрессивного поведения.
Методологическая основа исследования:
1. Психоаналитическая теория З. Фрейда.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме.
2. Психодиагностические методы:
- Опросник агрессивности Басса-Дарки.
- Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, модифицирован Н.Б. Тарабриной (взрослый вариант).
3. Методы количественного и качественного анализа.
Практическая значимость исследования: полученные данные об агрессивном поведении помогут психологу создать рекомендации по профилактике агрессивного поведения личности юношеского возраста.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 24 обследуемых по специальности «техник-механик» в Тольяттинском Машиностроительном колледже.
База исследования: Тольяттинский Машиностроительный колледж.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, теоретической и практической главы исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Агрессивное поведение и агрессию рассматривали авторы: Ю.Б. Можгинский, Л. Берковиц, А. Бандура, Басс и Дарки, А.Ю. Дроздов, Е.П. Ильин, А.В. Ипатов и др.
Определение агрессивного поведения Реана А.А. о направленности на объект, другое лицо, говорит о социальной причине возникновения данного поведения.
Б.Н. Алмазов, Е.Б. Балакина, А.Л. Арефьев и др. психологи в классификации факторов ставят социальный на первое место Собкин В.С. и Федотова А.В. выделяют оскорбление другими людьми как угрозу в соцсети. Столновение с кибербуллингом - вербальной агрессией в интернете - приводит к аутодеструкции.
Причиной агрессивного поведения можно считать неудовлетворенность своим образом в ранней юности. Это связано с отсутствием средств для достижения цели.
Тревожность в период ранней юности у юношей и девушек начинается, как правило, за несколько дней до экзаменов. Страх не сдать экзамен формирует агрессивные вспышки на окружающих людей.
Исследовательская работа проводилась на базе Тольяттинского Машиностроительного колледжа. В исследовании принимали участие 24 обследуемых специальности «техник-механик», 15-18 лет, юноши и девушка. В нашем исследовании выявлены результаты по направлению и типам реакций, определены основные виды агрессивного поведения в период ранней юности.
У обследуемых показатели вербальной агрессии выше показателей физической агрессии, что свидетельствует о возможности решать конфликты без использования физической силы.
Гипотеза исследования подтвердилась.
Также ярко выраженны показатели по скрытой (косвенной) агрессии, преобладающие над показателями физической и косвенной агрессии. Что говорит об избегании, осторожности исследуемых.
Низкий уровень негативизма по сравнению с другими показателями свидетельствует об отсутствии асоциальности у большинства юношей. Данные говорят о смирении молодого поколения с установившимися нормами.
Высокое чувство вины в группе, связано с пониманием того, что можно было избежать ссор и проявления негативных эмоций.
Раздражительность, обида и подозрительность говорят о негативном отношении к окружающим, однако данные показатели не являются выраженными и свидетельствуют об отсутствии враждебности как основы агрессивности.
Опросник агрессивности Басса-Дарки показал отсутствие агрессивного поведения у исследуемых.
Сравнив данные в исследуемой выборке по направлению реакции (агрессии), были полученные близкие значения.
Выявлены доминирующая реакция по направлению по сравнению с другими: импунитивная, означающая поиск решений у обеих сторон в агрессивном случае, т.е. юноши находят причину неудовлетворения цели в ситуации, не обвиняя себя и других и не прибегая к конфликтам.
В пределах нормы также находятся реакции: экстропунитивная (агрессия, направленная на окружающих) и интропунитивная (на себя). При экстропунитивной реакции в агрессивной ситуации, человек склонен направлять свой гнев на другого, обвинять и тем самым убеждать других в своей невиновности.
Интропунитивная агрессия может возникать даже при отсутствии своей вины, чтобы избежать физического ущерба здоровью со стороны других людей.
По типу реакций у исследуемых также наблюдаются идентичные показатели, которые находятся в пределах нормы.
Выявлены высокие реакции в сравнении с другими по типу: необходимо-упорствующая. Ситуации в данном случае решаются через анализ и общий поиск решения проблемы. Данный тип агрессии исключает возникновение агрессивного поведения.
Самозащитная и препятственно-доминантная реакции могут привести к агрессивному поведению лишь в редких случаях.
Используя тест фрустрации, мы выявили, что молодежь не прибегает к использованию физической и вербальной агрессии в ситуациях столкновения лицом к лицу. Данный феномен дает основу для дальнейших исследований.
На основе полученных данных мы разработали программу рекомендаций по профилактике агрессивного поведения.
На основе теоретических утверждений и практического исследования, можно сделать вывод, что существует большой шанс столкнуться именно с вербальной формой агрессивного поведения у молодых людей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Альтовский, Е. Настольная книга кибердиссидента [Текст] / Е. Альтовский М.: МОО «Информация для всех», 2013. - 5 с.
2. Афанасьева, Ю.Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи [Текст] / Ю.Л. Афанасьева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2009. - №1(9). - С. 44-51.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц / СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 322 с.
4. Блинова, О.А. Профилактика подросткового кибервандализма [Текст] / О.А. Блинова // ЕКб.: Уральский государственный педагогический университет, 2019.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб., 2008. - 398 с.
6. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией [Текст] / Л.В. Бороздина, 2019.
7. Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка [Текст] / М.М. Гогуева, Ставрополь, - 2010.
8. Гридчин, М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь [Текст] / М.М. Гридчин // Власть, 2017. - 38 с.
9. Демидова-Петрова, Е.В. Показатели преступности
несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации [Текст] / Е.В. Демидова-Петрова // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2019.
10. Дербин, П.А. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости у военнослужащих. Успехи современного естествознания [Текст] / П.А. Дербин, 2016. - №2. - 13 с.
11. Дроздов, А.Ю. Агрессивное телевидение: Социально¬
психологический анализ феномена [Текст] / А.Ю. Дроздов, 2001. - С. 62-65.
12. Зимелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей [Текст] / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образование, 2001. - №4. - С. 22-28.
13. Змановская, Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения [Текст] / Е.В. Змановская // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2013. - №5(133). - 189 с.
14. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология [Текст] / Л.Ц. Кагермазова // ДПО КБГУ. - 331 с.
15. Казанская, В. Подросток. Трудности взросления [Текст] /
B. Казанская, 2008.
16. Кузубова, В.О. Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте (на примере студенчества) [Текст] / В.О. Кузубова, 2019.
17. Крылов, А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности [Текст] / А.Н. Крылов. - М., 1984. - 141 с.
18. Левикова, С.И. Молодежные субкультуры и объединения [Текст] /
C. И. Левикова, 2019.
19. Луков, В.А. Социология молодежи. Особенности моллодежных субкультур в России [Текст] / В.А. Луков // Социологические исследования. №6. - 2002. - С. 81-82.
20. Майерс, Д. Социальная психология: Интенсивный курс (пер. с англ) [Текст] / Д. Майерс - СПб. - М.: Прайм-Еврознак, Олма-Пресс, 2004. - 323 с.
21. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков [Текст] / Ю.Б. Можгинский, - М.: Когито-Центр, 2019. - 2 с.
22. Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков [Текст] / В.И. Мурадова // Молодой ученый, 2016. - №15. - С. 413-415.
23. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии, 1994. - №3 - 62 с.
24. Реан, А. Психология личности [Текст] / А. Реан - Издательство «Питер», 2016. - С. 25, 132.
25. Сафанов, В.К. Агрессия в спорте [Текст] / В.К. Сафанов // СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2003. - С. 13-14.
26. Скороходова, А.С. Вандализм [Текст] / А.С. Скороходова // Социологический журнал, 2017. - 74 с.
27. Собкин, В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт [Текст] / В.С. Собкин, А.В. Федотова // Психологическая наука и образование, 2019. - 2 с.
28. Стексова, Т.И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной тревожности [Текст] / Т.И. Стексова // Политическая лингвистика, 2013. - №3(45) - С. 77-81.
29. Тарасов, К.А. От насилия в кино к насилию «как в кино»: на материалах западных исследований [Текст] / К.А. Тарасов // Социологические исследования, 1996. - №2. - 37 с.
30. Федоров, А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США [Текст] / А.В. Федоров // США-Канада: Экономика, политика, культура, 2004. - №1. - С. 78-83.
31. Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране [Текст] / А.В. Федоров. - Таганрог: Кучма, 2004. - 81 с.
32. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 266 с.
33. Шестакова, Е.Г., Дорфман, Л.Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности [Текст] / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Образование и наука, 2009. - №7(64). - 60 с.
34. Шкуратова, И.П., Ермак, В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью [Текст] / И.П. Шкуратова, В.В. Ермак. - Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. - С. 7-8, 319.
35. Honig A. TV violence and child aggression / A. Honig - Early Childhood Education Journal, Springer, 1983. - 42 p.
36. Huesmann L., Eron, L., Lefkowitz, M., Walder, L. Stability of aggression over time and generations. Developmental Psychology / L. Huesmann, L. Eron, M. Lefkowitz, L. Walder, 1984. - pp 1120-1134.
37. Huesmann L., Moise-Titus J., Podolski C.-L., & Eron L. Longitudinal relations between children's exposure to TV violence and their aggressive and violent behavior in young adulthood / L. Huesmann, J. Moise-Titus, C.-L. Podolski, L. Eron, 2003. - pp 201-221.
38. Myers D. Social Psychology McGraw-Hill College / D. Myers, 1999. - 376 p.
39. North D., Wallis J., Weingast B. Violence and Social Orders: A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History / D. North, J. Wallis, B. Weingast / Cambridge University Press, 2009. - 308 p.
40. Shmukler D. Supervision in Psychoanalysis and Psychotherapy A Case Study and Clinical Guide / D. Shmukler - London, 2016. - 158 p.