Семейно-правовой статус ребенка в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СЕМЕЙНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА 6
1.1. Понятие правового положения ребенка 6
1.2. Элементы правового положения ребенка 12
ГЛАВА 3. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА 16
3.1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей 16
3.2. Имущественные права несовершеннолетних детей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СЕМЕЙНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА 6
1.1. Понятие правового положения ребенка 6
1.2. Элементы правового положения ребенка 12
ГЛАВА 3. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА 16
3.1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей 16
3.2. Имущественные права несовершеннолетних детей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в науке ни до принятия Семейного кодекса РФ, ни после его принятия практически не было комплексных исследований, объектом которых бы послужил семейно-правовой статус ребенка. Внимание также не уделялось вопросам реализации прав несовершеннолетних родителей, особенности осуществления несовершеннолетними родителями своих прав как детей. Не входили в сферу научных интересов ученых и особенности участия несовершеннолетних родителей в спорах, вытекающих из семейных правоотношений.
Семейно-правовой статус ребенка сегодня это одна из фундаментальных проблем науки и практики, значение которой во всем мире сегодня существенно возросло. В России проблема семейно-правового статуса ребенка - одна из острейших сегодня, и связана со всеми сферами жизни.
Объектом исследования являются общественные отношений в сфере семейно-правового статуса ребенка.
Предметом исследования выступают нормы семейного и гражданского права, закрепляющие понятие и виды прав ребенка в семейно-правовой сфере.
Цель работы - провести комплексный анализ семейно-правового статуса ребенка.
Для этого определяются следующие задачи:
1) определить понятие правового положения ребенка;
2) выявить элементы правового положения ребенка;
3) изучить личные неимущественные права несовершеннолетних детей;
4) рассмотреть имущественные права несовершеннолетних детей.
Достижение поставленной цели и решение сформулированных задач основывалось на общенаучном диалектическом методе познания, а также на следующих специальных методах исследования: сравнительно-правовом, системном, формально-юридическом.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как: Антокольская М.В., Бабаев В.К., Беспалов Ю.Ф., Букшина С.В., Высоцкая Ю.П. Данилова В.А., Ильина О.Ю., Каймакова Е.В., Касаткина А.Ю., Король И.Г., Кузнецова И.М., Летова Н.В., Матузов Н.И., Матузов Н.И.. Малько А.В., Муратова С.А., Нечаева А.М., Овчинников А.А., Савельева Н.М., Савина И.В., Соколов Е.С., Сорокин С.А., Суханов Е.А., Тарусина Н.Н., Токарева А.В., Филиппов П.М., Яшина М.С. и др.
При написании работы были использованы Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и иные федеральные законы.
Структура работы представлена введением, двумя главами, подразделенными на четыре параграфа, заключением и списком используемой литературы.
Семейно-правовой статус ребенка сегодня это одна из фундаментальных проблем науки и практики, значение которой во всем мире сегодня существенно возросло. В России проблема семейно-правового статуса ребенка - одна из острейших сегодня, и связана со всеми сферами жизни.
Объектом исследования являются общественные отношений в сфере семейно-правового статуса ребенка.
Предметом исследования выступают нормы семейного и гражданского права, закрепляющие понятие и виды прав ребенка в семейно-правовой сфере.
Цель работы - провести комплексный анализ семейно-правового статуса ребенка.
Для этого определяются следующие задачи:
1) определить понятие правового положения ребенка;
2) выявить элементы правового положения ребенка;
3) изучить личные неимущественные права несовершеннолетних детей;
4) рассмотреть имущественные права несовершеннолетних детей.
Достижение поставленной цели и решение сформулированных задач основывалось на общенаучном диалектическом методе познания, а также на следующих специальных методах исследования: сравнительно-правовом, системном, формально-юридическом.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как: Антокольская М.В., Бабаев В.К., Беспалов Ю.Ф., Букшина С.В., Высоцкая Ю.П. Данилова В.А., Ильина О.Ю., Каймакова Е.В., Касаткина А.Ю., Король И.Г., Кузнецова И.М., Летова Н.В., Матузов Н.И., Матузов Н.И.. Малько А.В., Муратова С.А., Нечаева А.М., Овчинников А.А., Савельева Н.М., Савина И.В., Соколов Е.С., Сорокин С.А., Суханов Е.А., Тарусина Н.Н., Токарева А.В., Филиппов П.М., Яшина М.С. и др.
При написании работы были использованы Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и иные федеральные законы.
Структура работы представлена введением, двумя главами, подразделенными на четыре параграфа, заключением и списком используемой литературы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Семейно-правовой статус ребенка сегодня это одна из фундаментальных проблем науки и практики, значение которой во всем мире сегодня существенно возросло. В России проблема семейно-правового статуса ребенка - одна из острейших сегодня, и связана со всеми сферами жизни.
Понятие «несовершеннолетний», имеющее исключительно правовую природу, прежде всего, акцентирует внимание на определении возрастного порога зрелости гражданина. В этой связи оно преимущественно используется в гражданском и уголовном законодательстве. В других же отраслях права, например, в конституционном или семейном праве, в первую очередь, применяется термин «ребенок».
Некоторыми учеными отождествляется понятие «правовой статус» и «правовое положение», другими же они рассматриваются как самостоятельные категории.
Мы считаем, что семейно-правовой статус ребенка следует понимать как круг его семейных прав, законных интересов, обязанностей, право- и дееспособности и иных элементов, устанавливающих виды и объем семейно-правовых возможностей ребенка.
Следует обратить внимание на тесную связь между семейно-правовым статусом ребенка и эффективностью реализации его прав. Указанным фактом определяется уровень специальной заботы государства о ребенке.
Основополагающим фактором, влияющим на правовой статус ребенка, является его возраст. Взросление, поэтапно изменяя правовое положение несовершеннолетнего, органически подводит его к полной дееспособности, определяющейся наступлением совершеннолетия.
Элементами семейной правосубъектности совершеннолетних граждан являются правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Рассматривая вышеназванные категории, следует отметить, что их нельзя механически проецировать с соответствующих гражданско-правовых категорий. Однако, эти категории настолько близки, что рассматривать их можно только совместно.
Семейным законодательством РФ не сформулировано определение понятий «правоспособность» и «дееспособность». В отсутствие определения данных категорий порождается ряд проблем, в первую очередь связанных с установлением их отраслевой природы, а также, проблемы, состоящие в том, что отсутствуют четкие основы для обладания ребенком конкретными субъективными правами и исполнения обязанностей. Выявленный пробел отрицательно сказывается на семейно-правовом статусе ребенка.
Семейная правоспособность и дееспособность ребенка это специальные юридические категории, при помощи которых приобретаются и осуществляются ребенком самостоятельно либо совместно с иными уполномоченными лицами и органами государства либо только через таких лиц и органы конкретных субъективных семейных прав и исполнения семейных обязанностей.
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);
- право на защиту (ст. 56 СК);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).
Имущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество.
Защита имущественных прав несовершеннолетних осуществляется при помощи установлений предписаний закона об особом порядке совершения сделок (иных юридических действий) и предъявления требования о защите нарушенного права. При осуществлении родителями собственных представительских полномочий в ущерб имущественным правам и интересам детей действующее законодательство РФ не предусматривает для них ответственности.
Семейно-правовой статус ребенка сегодня это одна из фундаментальных проблем науки и практики, значение которой во всем мире сегодня существенно возросло. В России проблема семейно-правового статуса ребенка - одна из острейших сегодня, и связана со всеми сферами жизни.
Понятие «несовершеннолетний», имеющее исключительно правовую природу, прежде всего, акцентирует внимание на определении возрастного порога зрелости гражданина. В этой связи оно преимущественно используется в гражданском и уголовном законодательстве. В других же отраслях права, например, в конституционном или семейном праве, в первую очередь, применяется термин «ребенок».
Некоторыми учеными отождествляется понятие «правовой статус» и «правовое положение», другими же они рассматриваются как самостоятельные категории.
Мы считаем, что семейно-правовой статус ребенка следует понимать как круг его семейных прав, законных интересов, обязанностей, право- и дееспособности и иных элементов, устанавливающих виды и объем семейно-правовых возможностей ребенка.
Следует обратить внимание на тесную связь между семейно-правовым статусом ребенка и эффективностью реализации его прав. Указанным фактом определяется уровень специальной заботы государства о ребенке.
Основополагающим фактором, влияющим на правовой статус ребенка, является его возраст. Взросление, поэтапно изменяя правовое положение несовершеннолетнего, органически подводит его к полной дееспособности, определяющейся наступлением совершеннолетия.
Элементами семейной правосубъектности совершеннолетних граждан являются правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Рассматривая вышеназванные категории, следует отметить, что их нельзя механически проецировать с соответствующих гражданско-правовых категорий. Однако, эти категории настолько близки, что рассматривать их можно только совместно.
Семейным законодательством РФ не сформулировано определение понятий «правоспособность» и «дееспособность». В отсутствие определения данных категорий порождается ряд проблем, в первую очередь связанных с установлением их отраслевой природы, а также, проблемы, состоящие в том, что отсутствуют четкие основы для обладания ребенком конкретными субъективными правами и исполнения обязанностей. Выявленный пробел отрицательно сказывается на семейно-правовом статусе ребенка.
Семейная правоспособность и дееспособность ребенка это специальные юридические категории, при помощи которых приобретаются и осуществляются ребенком самостоятельно либо совместно с иными уполномоченными лицами и органами государства либо только через таких лиц и органы конкретных субъективных семейных прав и исполнения семейных обязанностей.
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК);
- право на защиту (ст. 56 СК);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК).
Имущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество.
Защита имущественных прав несовершеннолетних осуществляется при помощи установлений предписаний закона об особом порядке совершения сделок (иных юридических действий) и предъявления требования о защите нарушенного права. При осуществлении родителями собственных представительских полномочий в ущерб имущественным правам и интересам детей действующее законодательство РФ не предусматривает для них ответственности.
Подобные работы
- Гражданско-правовая защита прав ребенка (на примере Самарской области)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Семейно-правовое положение ребенка в РФ
Бакалаврская работа, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой статус семьи в Российской Федерации
Магистерская диссертация, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовой статус института
Уполномоченного по правам ребенка в Российской
Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Несовершеннолетние как субъекты гражданских и семейных правоотношений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



