Право на товарный знак и знак обслуживания
|
Введение 4
Глава 1.Теоретико-правовые аспекты товарного знака и знака обслуживания 8
1.1 Понятие и виды товарного знака (знака обслуживания) 8
1.2 Правовое регулирование исключительного права на товарный знак и
знак обслуживания 16
Глава 2. Порядок государственной регистрации товарного знака и знака обслуживания 22
2.1 Особенности возникновения исключительного права на товарный знак
и знак обслуживания 22
2.2 Основания для отказа в регистрации товарного знака и знака
обслуживания 25
Глава 3. Правовая охрана товарного знака и знака обслуживания 33
3.1 Использование, передача и прекращение исключительного права на
товарный знак (знак обслуживания) 33
3.2 Защита прав на товарный знак и знак обслуживания 43
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 55
Глава 1.Теоретико-правовые аспекты товарного знака и знака обслуживания 8
1.1 Понятие и виды товарного знака (знака обслуживания) 8
1.2 Правовое регулирование исключительного права на товарный знак и
знак обслуживания 16
Глава 2. Порядок государственной регистрации товарного знака и знака обслуживания 22
2.1 Особенности возникновения исключительного права на товарный знак
и знак обслуживания 22
2.2 Основания для отказа в регистрации товарного знака и знака
обслуживания 25
Глава 3. Правовая охрана товарного знака и знака обслуживания 33
3.1 Использование, передача и прекращение исключительного права на
товарный знак (знак обслуживания) 33
3.2 Защита прав на товарный знак и знак обслуживания 43
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 55
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы во всем мире и, в частности, в России, активно развиваются не только крупные промышленные компании, но и предприятия малого и среднего бизнеса. В 2020 г., несмотря на различные ограничения, вызванные пандемией новой коронавирусной инфекции, в России коэффициент создания организаций составил 6,4%, т.е. на каждую тысячу существовавших субъектов предпринимательской деятельности открывалось 64 новых организации [77]. Кроме этого, многим компаниям пришлось развивать собственную цифровую экосистему и переводить свою деятельность в онлайн-режим, что послужило поводом создания новых товаров, форм обслуживания и платформ.
Как известно, всем новым компаниям и новым продуктам необходимо собственное и уникальное обозначение, которому требуется защита от преступных посягательств, что обеспечивает государственная регистрация в соответствующих государственных органа. Именно этим обусловлена важная роль процедуры регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в создании конкурентной среды в сфере отечественного предпринимательства. С помощью этих объектов интеллектуальной собственности потребитель может отличить ту или иную компанию или продукт от других схожих.
Базовые нормы, определяющие понятие товарного знака, устанавливающие регламент исключительного права и его защиты, закреплены в ГК РФ. Но ситуация осложняется отсутствием в цивилистической литературе и судебной практике единого подхода к решению вопросов коллизий, возникающих при защите исключительного права на товарные знаки.
Защита исключительного права на товарные знаки подразумевает защиту интересов как производителей, так и потребителей. Первые страдают от потери прибыли, вторые, испытывая потребность в качественной продукции, таким образом, рискуют быть обманутыми в своих ожиданиях - вот к чему приводит не урегулирование этих вопросов.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Отдельные аспекты права на товарный знак и знак обслуживания содержат работы И.В. Батыковва, С.С. Алексеева, С.А. Степанова, С.П. Гришаева, С.А. Горленко, М.Е. Новичихиной, А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого и др.
Вопросам правовой охраны и защиты исключительных прав на товарный знак посвящены труды Л.А. Новоселовой, Л.В. Сагдеевой, М.А. Конопленко, П.А. Костюковой, Д.А. Кузнецовой, В.Ю. Лигай, И.А. Толстовой, В.С. Сафонова и др.
Однако, не умаляя значение проведенных учеными-теоретиками и практиками исследований, следует отметить, что некоторые направления правового регулирования отношений в сфере оборота товарных знаков до сих пор остаются на уровне дискуссий, все чаще указывается на необходимость совершенствования действующего законодательства.
Объект исследования - совокупность гражданско-правовых отношений, возникающие в связи с необходимостью защиты нарушенного исключительного права на товарный знак.
Предмет исследования - нормы отечественного законодательства права, в которых закрепляется правовой режим товарных знаков и способы защиты исключительного права на товарные знаки, научные подходы и складывающаяся в данной сфере правоприменительная практик.
Цель исследования - анализ исключительного права на товарный знак и знак обслуживания, на основе которого выявлены проблемы и предложены пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и виды товарного знака (знака обслуживания);
- охарактеризовать правовое регулирование исключительного права товарного знака и знака обслуживания;
- выявить особенности возникновения исключительного права на товарный знак и знак обслуживания;
- исследовать основания для отказа в регистрации товарного знака и знака обслуживания;
- рассмотреть использование, передача и прекращение исключительного права на товарный знак (знак обслуживания);
- проанализировать защиту прав на товарный знак и знак обслуживания.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также такие общие, специальные и частные методы исследования, как формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и разработанные рекомендации способствуют расширению научных знаний об институте товарного знака в целом, могут стать теоретической базой для продолжения исследований в данном направлении, касающегося правового регламентирования товарного знака в качестве средства индивидуализации хозяйствующего субъекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что достигнутые результаты предпринятого научного исследования могут быть использованы в преподавании дисциплины «Гражданское право» в высших образовательных учреждениях при подготовке лекций, практических занятий.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Как известно, всем новым компаниям и новым продуктам необходимо собственное и уникальное обозначение, которому требуется защита от преступных посягательств, что обеспечивает государственная регистрация в соответствующих государственных органа. Именно этим обусловлена важная роль процедуры регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в создании конкурентной среды в сфере отечественного предпринимательства. С помощью этих объектов интеллектуальной собственности потребитель может отличить ту или иную компанию или продукт от других схожих.
Базовые нормы, определяющие понятие товарного знака, устанавливающие регламент исключительного права и его защиты, закреплены в ГК РФ. Но ситуация осложняется отсутствием в цивилистической литературе и судебной практике единого подхода к решению вопросов коллизий, возникающих при защите исключительного права на товарные знаки.
Защита исключительного права на товарные знаки подразумевает защиту интересов как производителей, так и потребителей. Первые страдают от потери прибыли, вторые, испытывая потребность в качественной продукции, таким образом, рискуют быть обманутыми в своих ожиданиях - вот к чему приводит не урегулирование этих вопросов.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Отдельные аспекты права на товарный знак и знак обслуживания содержат работы И.В. Батыковва, С.С. Алексеева, С.А. Степанова, С.П. Гришаева, С.А. Горленко, М.Е. Новичихиной, А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого и др.
Вопросам правовой охраны и защиты исключительных прав на товарный знак посвящены труды Л.А. Новоселовой, Л.В. Сагдеевой, М.А. Конопленко, П.А. Костюковой, Д.А. Кузнецовой, В.Ю. Лигай, И.А. Толстовой, В.С. Сафонова и др.
Однако, не умаляя значение проведенных учеными-теоретиками и практиками исследований, следует отметить, что некоторые направления правового регулирования отношений в сфере оборота товарных знаков до сих пор остаются на уровне дискуссий, все чаще указывается на необходимость совершенствования действующего законодательства.
Объект исследования - совокупность гражданско-правовых отношений, возникающие в связи с необходимостью защиты нарушенного исключительного права на товарный знак.
Предмет исследования - нормы отечественного законодательства права, в которых закрепляется правовой режим товарных знаков и способы защиты исключительного права на товарные знаки, научные подходы и складывающаяся в данной сфере правоприменительная практик.
Цель исследования - анализ исключительного права на товарный знак и знак обслуживания, на основе которого выявлены проблемы и предложены пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и виды товарного знака (знака обслуживания);
- охарактеризовать правовое регулирование исключительного права товарного знака и знака обслуживания;
- выявить особенности возникновения исключительного права на товарный знак и знак обслуживания;
- исследовать основания для отказа в регистрации товарного знака и знака обслуживания;
- рассмотреть использование, передача и прекращение исключительного права на товарный знак (знак обслуживания);
- проанализировать защиту прав на товарный знак и знак обслуживания.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также такие общие, специальные и частные методы исследования, как формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и разработанные рекомендации способствуют расширению научных знаний об институте товарного знака в целом, могут стать теоретической базой для продолжения исследований в данном направлении, касающегося правового регламентирования товарного знака в качестве средства индивидуализации хозяйствующего субъекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что достигнутые результаты предпринятого научного исследования могут быть использованы в преподавании дисциплины «Гражданское право» в высших образовательных учреждениях при подготовке лекций, практических занятий.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд теоретических выводов и практических предложений.
Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а под знаком обслуживания - служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами, либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. В качестве основополагающей функции выступает индивидуализация товаров тех или иных производителей и их отделение от других таких же, производимые конкурентами.
Анализируя легальное определение, закрепленное в российском гражданском законодательстве, приходим к выводу, что легальное определение товарного знака требуется расширить для положительного эффекта по решению проблемы досрочного прекращения правовой охраны знака, применяя в данном случае функциональный подход и добиваясь эффективного использования товарного знака. В связи с этим предлагается измененная редакция п. 1 ст. 1477 ГК РФ.
Представляется логичным, что законодатель оставил открытым перечень видов товарных знаков, что вытекает из логики постоянного развития, предполагающей возможность появления новых видов товарных знаков.
В России действует исключительное право на зарегистрированный Роспатентом товарный знак и знак обслуживания, большинство которых охраняются на основании международных договоров, которые подписаны РФ в качестве страны-участницы.
Хотя законодатель обозначил в ст. 1491 момент возникновения исключительного права на товарный знак или знак обслуживания, но в отношении него споры не прекращаются. Наиболее верным представляется признание в качестве такового день, когда регистрирующий орган принял заявку. Также необходимым представляется наделение правообладателя преимущественным правом на подачу заявки на государственную регистрацию исключительного права на товарные знаки и знаки обслуживания после истечения срока его действия путем внесения соответствующего изменения в п. 1 ст. 1491 ГК РФ.
Чтобы иметь законное право размещать товарный знак на своем товаре и запрещать это всем остальным, необходимо его зарегистрировать. Но регистрации подлежат не любые товарные знаки, а только те, которые удовлетворяют определенным требованиям, прописанным в ст. 1483 ГК РФ. Отсутствие ясности и однозначности в вопросе регистрации в России в качестве товарных знаков фамилий исторических личностей приводит к выводу о необходимости внесения дополнений, если не в саму ст. 1483 ГК РФ, то в Руководство в целях формирования единого решения по вопросу использования фамилии широко известной российской исторической личности в качестве охраняемого элемента товарного знака.
Использование товарного знака и знака обслуживания это и право и обязанность в одно и то же время. Сохранение за правообладателем его исключительного права на товарный знак требует от него его использования для индивидуализации его товаров.
При этом использование может быть осуществлено как самим правообладателем, так и третьими лицами в установленных законом случаях, а также на основании лицензионного договора или под контролем правообладателя. Анализ оснований прекращения исключительного права на товарный знак и способов прекращения правовой охраны позволили сформулировать ряд предложений.
Так, представляется целесообразным внести изменения в пп. 4 п. 1 ст. 1514 ГК РФ, ст. 22, 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязав Роспатенту прекращать правовую охрану товарного знака по собственной инициативе, а регистрирующий орган при прекращении существования правообладателя - сообщать об этом в Роспатент.
Также, руководствуясь спецификой объектов интеллектуальной собственности, целесообразно дополнить п. 1 ст. 1514 ГК РФ пп. 8, определяющего судьбу исключительного права на товарный знак в случае смерти гражданина - индивидуального предпринимателя и правообладателя соответствующего исключительного права.
В настоящее время существует широкая вариативность защиты нарушенных прав и интересов, представленная законодательно установленными механизмами и способами защиты от незаконного использования товарных знаков.
Полагаем, что на данный момент существует большая проблема, которая проявляется в бездействии законодательного органа. В частности, невозможность снижения размера компенсации, определяемого двукратным «коэффициентом» стоимости права использования товарного знака, ниже минимального предела на усмотрение суда, которая может быть решена внесением изменений в ст.ст. 1252, 1515 ГК РФ.
Таким образом, представляется, что сформулированные в работе практические рекомендации будут способствовать совершенствованию законодательства, регулирующего исключительное право на товарный знак и знак обслуживания.
Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а под знаком обслуживания - служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами, либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. В качестве основополагающей функции выступает индивидуализация товаров тех или иных производителей и их отделение от других таких же, производимые конкурентами.
Анализируя легальное определение, закрепленное в российском гражданском законодательстве, приходим к выводу, что легальное определение товарного знака требуется расширить для положительного эффекта по решению проблемы досрочного прекращения правовой охраны знака, применяя в данном случае функциональный подход и добиваясь эффективного использования товарного знака. В связи с этим предлагается измененная редакция п. 1 ст. 1477 ГК РФ.
Представляется логичным, что законодатель оставил открытым перечень видов товарных знаков, что вытекает из логики постоянного развития, предполагающей возможность появления новых видов товарных знаков.
В России действует исключительное право на зарегистрированный Роспатентом товарный знак и знак обслуживания, большинство которых охраняются на основании международных договоров, которые подписаны РФ в качестве страны-участницы.
Хотя законодатель обозначил в ст. 1491 момент возникновения исключительного права на товарный знак или знак обслуживания, но в отношении него споры не прекращаются. Наиболее верным представляется признание в качестве такового день, когда регистрирующий орган принял заявку. Также необходимым представляется наделение правообладателя преимущественным правом на подачу заявки на государственную регистрацию исключительного права на товарные знаки и знаки обслуживания после истечения срока его действия путем внесения соответствующего изменения в п. 1 ст. 1491 ГК РФ.
Чтобы иметь законное право размещать товарный знак на своем товаре и запрещать это всем остальным, необходимо его зарегистрировать. Но регистрации подлежат не любые товарные знаки, а только те, которые удовлетворяют определенным требованиям, прописанным в ст. 1483 ГК РФ. Отсутствие ясности и однозначности в вопросе регистрации в России в качестве товарных знаков фамилий исторических личностей приводит к выводу о необходимости внесения дополнений, если не в саму ст. 1483 ГК РФ, то в Руководство в целях формирования единого решения по вопросу использования фамилии широко известной российской исторической личности в качестве охраняемого элемента товарного знака.
Использование товарного знака и знака обслуживания это и право и обязанность в одно и то же время. Сохранение за правообладателем его исключительного права на товарный знак требует от него его использования для индивидуализации его товаров.
При этом использование может быть осуществлено как самим правообладателем, так и третьими лицами в установленных законом случаях, а также на основании лицензионного договора или под контролем правообладателя. Анализ оснований прекращения исключительного права на товарный знак и способов прекращения правовой охраны позволили сформулировать ряд предложений.
Так, представляется целесообразным внести изменения в пп. 4 п. 1 ст. 1514 ГК РФ, ст. 22, 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязав Роспатенту прекращать правовую охрану товарного знака по собственной инициативе, а регистрирующий орган при прекращении существования правообладателя - сообщать об этом в Роспатент.
Также, руководствуясь спецификой объектов интеллектуальной собственности, целесообразно дополнить п. 1 ст. 1514 ГК РФ пп. 8, определяющего судьбу исключительного права на товарный знак в случае смерти гражданина - индивидуального предпринимателя и правообладателя соответствующего исключительного права.
В настоящее время существует широкая вариативность защиты нарушенных прав и интересов, представленная законодательно установленными механизмами и способами защиты от незаконного использования товарных знаков.
Полагаем, что на данный момент существует большая проблема, которая проявляется в бездействии законодательного органа. В частности, невозможность снижения размера компенсации, определяемого двукратным «коэффициентом» стоимости права использования товарного знака, ниже минимального предела на усмотрение суда, которая может быть решена внесением изменений в ст.ст. 1252, 1515 ГК РФ.
Таким образом, представляется, что сформулированные в работе практические рекомендации будут способствовать совершенствованию законодательства, регулирующего исключительное право на товарный знак и знак обслуживания.
Подобные работы
- Гражданско-правовая защита прав на товарные знаки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование методов определения цены лицензии в контексте обеспечения экономической безопасности предприятия (на базе критериев max-min)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовая охрана товарного знака и знака обслуживания
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование фирменного стиля компании (на примере ИП «Гришин»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020



