ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАСТОЛЬНАЯ ИГРА. ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ. МЕХАНИКИ, ВИДЫ, ПРИМЕНЕНИЕ ИГР5
1.1. История появления и развитие настольной игры 5
1.2. Игровые механики. Понятие и виды 9
1.3. Типы настольных игр 13
1.4. Роль настольных игр в профориентации лиц с ОВЗ 17
1. 5. Исследование аналогов 19
ГЛАВА 2. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 24
2.1. Концептуальное решение игры 24
2.2. Разработка графических элементов 25
2.3. Правила игры 34
ГЛАВА 3. ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 40
3.1 Роль профориентационных мероприятий для детей с ОВЗ 40
3.2. Профориентационное мероприятие-игра «Кто я буду?» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Аналоги 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Настольная игра 56
Актуальность выбора темы исследования «Профориентационная игра для детей с ограниченными возможностями здоровья» обусловлена необходимостью профессиональной ориентации как организованной помощи школьникам по оптимизации процессов профессионального самоопределения. Главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Особо важным является проведение профориентационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку они, находясь в некоторой социальной изоляции, должны стремиться к достижению своих целей, но без доступа к достаточной информации о будущих возможностях это затруднительно. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей и возможностей.
Профориентационная игра может быть полезным инструментом для достижения целей выбора будущей профессии детей с инвалидностью и ОВЗ, и, в рамках прохождения преддипломной практики, прежде всего необходимо изучить ее возможности и потенциал.
Предмет – настольная игра, как средство профориентации, самоопределения и выбора профессии.
Объект – применение настольной игры для профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: разработка профориентационной настольной игры, которая была бы доступной и интересной для детей с ОВЗ, а также способствовала бы развитию их профессиональных интересов и устремлений.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• анализ теоретических аспектов темы исследования;
• анализ существующих профориентационных игр и программ;
• изучение целевой аудитории;
• разработка концепции игры;
• создание прототипа игры, тестирование и анализ результатов.
Методы исследования: анализ научной литературы, методы интервьюирования, наблюдение.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она помогает развивать индивидуальный подход к образованию детей с ОВЗ и способствует их профессиональной ориентации.
Практическая значимость заключается в том, что настольная игра является эффективным инструментом для развития не только коммуникативных, креативных и аналитических навыков, а также помогает детям развивать социальные навыки и умения взаимодействия с окружающим миром, в том числе снять некоторые барьеры и стереотипы, связанные с ОВЗ и показать, что дети с ОВЗ также могут достичь успеха и профессионального роста.
Новизна. Предлагаемая игра включает многовариантность возможностей использования, адаптируемых для разных возрастных групп. Также предусмотрена возможность использования отдельных компонентов игры как самостоятельных игр.
Результаты данной работы могут быть использованы при разработке профориентационных программ и игр для детей с ОВЗ, а также в работе педагогов и специалистов, занимающихся профориентационной работой с детьми.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была разработана профориентационная игра для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках выполненной работы было проведено обширное исследование, которое позволило выявить особенности развития детей с ОВЗ и определить наиболее эффективные методы их обучения и профориентации.
В результате проведенного исследования было разработана и испытана настольная игра, которая позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получать новые знания, развивать свои навыки и умения, а также определять свои потребности и интересы в выборе профессии.
В первой главе были рассмотрены исторический аспект в создании настольных игр, проблемы профориентации, изучены аналоги.
Во второй главе сформулирована основная концепция работы, ее особенности. Так как основная цель работы- создание игры для детей с ОВЗ. Также было разработан макет основных деталей игры. Были также определены основные аспекты работы с продуктом и определены векторы работы. Также определены основные правила и ход игры. Разработаны эскизные варианты графического оформления, что позволило, в итоге, выполнить макет игры.
В третьей главе было разработано профориентационное мероприятие с применением игры «Кто я буду?». Мероприятие нацелено на знакомство детей с профессиями, развития коммуникативных функций, а также взаимодействие детей друг с другом.
Оценка полноты решения поставленных задач показала, что разработанный продукт является эффективным инструментом для проведения профориентационной работы с детьми с ОВЗ. Оно позволяет не только развивать когнитивные и социальные навыки, но и формирует у детей позитивное отношение к процессу обучения и профориентации.
Предложения и рекомендации по конкретному использованию результатов ВКР заключаются в том, чтобы распространить игровое приложение среди широкой аудитории детей с ОВЗ и организовать обучение с его использованием в школах и специализированных учреждениях. Также рекомендуется проводить дополнительные исследования, направленные на оптимизацию и дальнейшее улучшение игрового приложения.
Значимость ВКР для практики состоит в том, что разработанное игровое приложение является новым и эффективным инструментом для проведения профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет детям с ОВЗ получать качественное образование и развиваться в соответствии со своими способностями и потребностями. Таким образом, данная работа имеет практическое значение и может быть использована в деятельности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
1. «ПрофХ» – настольная игра о выборе профессии https://vk.com/profxgame Текст: электронный
2. «ПрофХ». настольная игра о выборе профессии https://profxgame.vsite.biz/#home Текст: электронный
3. Атлас профессий URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81% D0%B8%D0%B8 Текст: электронный
4. Аттиа, П. Настольные игры Текст: Электронный / П. Аттиа // 2016. – URL: http://tesera.ru/article/778208/
5. Бикерман, Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Э. Бикерман Москва, 1975. 333 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный
6. Будаева Э.В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в процессе профориентационной работы школы / Э. В. Будаева. Текст: непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2015. №1. С. 102-104
7. Виды и особенности настольных игр. URL: https://clck.ru/Nsk3q Текст: электронный
8. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. Текст: непосредственный // Москва, 2010.
9. Дыскин, А. А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов / А. А. Дыскин, С. Г. Кривенков, Е. М. Старобина, С. А. Стеценко. М.: ЦБНТИ, 1997. Текст: электронный.
10. Едиханова, Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ / Г. Г. Едиханова. // Образование и воспитание. 2016. № 5 (10). С. 127-130. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1634/ Текст: непосредственный
11. Игровая механика. Ядро игры. Текст: Электронный URL: https://clck.ru/NskD5 Игровая механика: давайте разберём ядро игры по косточкам Текст: электронный // Интернет-магазин настольных игр для детей и взрослых «Мосигра» 2021 2023.: URL: https://www.mosigra.ru/igrovaja-mehanika-davajte-razberjom-jadro-igri-po-kostochkam/
12. История появления настольных игр в мире. URL: https://stopgame.ru/blogs/topic/65139 Текст: электронный
13. Как научиться дизайну и разработке настольных игр. URL: https://clck.ru/NskLN Текст: электронный
14. Карточные и настольные игры. URL: https://clck.ru/NskNA Текст: электронный
15. Карты для профориентации «Проф гид» Текст: электронный // Юлия Дель. Академия карьерного развития. URL: https://dcareer.ru/profgid
16. Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии. СПб., 1997. Текст: непосредственный
17. Костюхина, М. С. – Военные настольные игры в Русской досуговой культуре и воспитательных практиках XIX начала XX века / М. С. Костюхина Текст: электронный// Научная библиотека КиберЛенинка. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/voennye-nastolnye-igry-v-russkoydosugovoy-kulture-i-vospitatelnyh-praktikah-xix-nachala-xxveka#ixzz4egX8ZOmk
18. Малин С.В. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе / С.В. Малин, А.А. Поляруш // Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 115-120. Текст: непосредственный
19. Механики настольных игр. URL: https://clck.ru/NskRd Текст: электронный
20. Механики настольных игр. URL: https://clck.ru/NsnSd Текст: электронный
21. Механики настольных игр. URL:https://clck.ru/NskQ Текст: электронный
22. Нетреба, Г. И. Игры современных тинейджеров: ролевые и социальномоделирующие игры / Г. И. Нетреба. Волгоград: Учитель, 2014. 219 с Текст: непосредственный
23. Профориентационная настольная игра «Профиль плюс» / профориентационные настольные игры Текст: электронный // Центр профориентации «Профгид». URL:http://profgid.by/games.html
24. Профориентационный инструмент для работы с подростками. Мир профессий будущего. Текст: электронный // Набор настольных игр и профориентационных уроков. URL: https://kompas100.ru/mpb
25. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика / Н. С. Пряжников. Москва. Академия, 2008. 194 с. Текст: непосредственный
26. Сенет: история и правила игры / Текст: непосредственный // Вокруг света № 11, 2016, [сайт]. – URL: https://www.vokrugsveta.ru/article/260857/ Текст: электронный
27. Скобин, В.С. Социальная работа в современных условиях / В. С. Скобин. Калуга, 2002. Текст: непосредственный
28. Словарь настольщика. Настольные игры. URL: https://clck.ru/Nskfj Текст: электронный
29. Статистика зарплат Свердловской области за 2023 год / средняя зарплата по Свердловской области // ГородРабот.ру URL:https://gorodrabot.ru/salary?l=%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
30. Структура, состав и виды настольной игры. Текст: электронный // сайт АНО БЦСИ. URL: https://baltcsi.ru/biblioteka/obuchajushhie-nastolnye-igry/chast-1-struktura-sostav-i-vidy-nastolnoj-igry/
31. Толстоносова, Р. В. Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья Р. В. Толстоносова. Текст: электронный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 15-18. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10244/
32. Устюжанин А. В. – Как найти хорошую работу, чтобы жить долго и счастливо / А. В. Устюжанин. Текст: Электронный // ВикиЧтение. URL: https://staff.wikireading.ru/hhr9kilmdR
33. Федулов, Б. А. Применение развивающих игр в личностно ориентированном педагогическом процессе / Б. А. Федулов. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. 219 с. Текст: непосредственный
34. Чем интересна настольная игра ««ПрофХ» / интернет-статья // Менделеевские новости URL: http://mendeleevskyi.ru/news/stati/chem-intersna-nastolnaya-igra-profkh Текст: электронный
35. Чем хороши и чем плохи евроигры и америтреш. URL: https://clck.ru/NskoB Текст: электронный
36. Чинькова Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков: Учебно-методическое пособие/ Н. С. Чинькова Е. Ю. Никитина. Челябинск: 2019. 300с. Текст: непосредственный
37. Что такое настольные игры. URL: https://clck.ru/NskpL. Текст: электронный.
38. Щербатых, Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. / Ю.В. Щербатых. Москва. КноРус, 2011. 248 с. Текст: непосредственный.
39. Яровая, Е. А. Использование геймификации в учебном процессе общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических профилей и учителей общеобразовательных школ / Е. А. Яровая, Ю. Н. Ковшова, М.Н. Сухоненко //, 2021 82 с. Текст: непоредственный.