Концессионные соглашения предпринимателей: правовая теория и современная практика
|
Введение 4
Глава 1 Правовое регулирование концессионного соглашения 8
1.1 Понятие концессионного соглашения 8
1.2 Место концессионного соглашения в системе гражданско-
правовых договоров 18
1.3 Основные положения российского законодательства,
касающегося концессионного соглашения 24
Глава 2 Содержание концессионного соглашения 33
2.1 Понятие содержания концессионного соглашения 33
2.2 Существенные условия концессионного соглашения 42
Глава 3 Особенности заключения концессионного соглашения 56
3.1 Механизм заключения концессионных соглашений 56
3.2 Практика применение концессионных соглашений в Российской
Федерации 79
Заключение 91
Список используемой литературы и используемых источников 95
Приложение А Структура концессионного проекта Приложение Б Модель финансирования концессионного проекта Приложение В Расчеты Национального Центра ГЧП Приложение Г Схема заключения КС
Приложение Д Динамика заключения КС . ...
Приложение Е Судебная практика по концессионным спорам Приложение Ж Содержание КС
Приложение И Существенные условия КС .. Приложение К Обязательства Концедента... Приложение Л Обязательства Концессионера
Приложение М Обязательства Субъекта
Приложение Н Особые обстоятельства КС .
Приложение П Сроки КС
Приложение Р Страхование объекта КС
Приложение С Расчет компенсации при прекращении КС
Приложение Т Эксплуатация объекта КС ....
Приложение У Обязательные формы документов в составе КС
Приложение Ф Основные характеристики Земельного участка
Приложение Х Рекомендации по усовершенствованию концессионной деятельности
Глава 1 Правовое регулирование концессионного соглашения 8
1.1 Понятие концессионного соглашения 8
1.2 Место концессионного соглашения в системе гражданско-
правовых договоров 18
1.3 Основные положения российского законодательства,
касающегося концессионного соглашения 24
Глава 2 Содержание концессионного соглашения 33
2.1 Понятие содержания концессионного соглашения 33
2.2 Существенные условия концессионного соглашения 42
Глава 3 Особенности заключения концессионного соглашения 56
3.1 Механизм заключения концессионных соглашений 56
3.2 Практика применение концессионных соглашений в Российской
Федерации 79
Заключение 91
Список используемой литературы и используемых источников 95
Приложение А Структура концессионного проекта Приложение Б Модель финансирования концессионного проекта Приложение В Расчеты Национального Центра ГЧП Приложение Г Схема заключения КС
Приложение Д Динамика заключения КС . ...
Приложение Е Судебная практика по концессионным спорам Приложение Ж Содержание КС
Приложение И Существенные условия КС .. Приложение К Обязательства Концедента... Приложение Л Обязательства Концессионера
Приложение М Обязательства Субъекта
Приложение Н Особые обстоятельства КС .
Приложение П Сроки КС
Приложение Р Страхование объекта КС
Приложение С Расчет компенсации при прекращении КС
Приложение Т Эксплуатация объекта КС ....
Приложение У Обязательные формы документов в составе КС
Приложение Ф Основные характеристики Земельного участка
Приложение Х Рекомендации по усовершенствованию концессионной деятельности
Концессионная форма привлечения капитала очень распространена в мире. В настоящее время она успешно работает в более чем 120 странах. Кроме того, она работает в таких сегментах монопольной сети, как автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, энергетические системы, трубопроводный транспорт и коммунальные услуги.
Актуальность изучения правого характера концессионного соглашения обусловлена тем, что в нем определены конкретные детали законов и нормативных актов о взаимных правах и обязанностях сторон. В случае неисполнения условий соглашения справедливо указать, что правовой характер этого соглашения не ясен, в основном из-за процедуры подписания соглашения, особенностей состава субъекта, предмета договора и т.д.
Для того чтобы установить природу концессионного соглашения и выявить цели, преследуемые сторонами, необходимо освоить эволюцию метода изучения института в юридической литературе в России и за рубежом путем методов сравнительно-правового исследования.
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающие развитие регионов посредством новых механизмов, таких как концессионные соглашения, гарантирующие высокую степень вовлеченности государства.
В настоящее время проблемы привлечения инвестиций в экономику нашего государства и наиболее эффективное использования ресурсов предпринимателей выходят на первый план будущего десятилетия, по нашему мнению, эти проблемы могут быть решены только посредствам детальной и наиболее полной разработки ежегодного совершенствования правовой базы. Считаю, что именно эти проблемы трансформируют правовую природу концессионера ежегодно. Однако, поскольку концессионное соглашение содержит элементы частного права и административного права, четкий вывод о его правовой природе сделать невозможно.
В современных условиях функционирования эти вопросы имеют первостепенное значение для государства, бизнеса, общества.
Цель исследования: на основании положений законодательства и специальной литературы сформировать общее представление о концессионном соглашении, а также выявить основные проблемы, возникающие при его заключении, изменении и расторжении.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и нормативно-правовые аспекты концессионного соглашения;
- оценить положение концессионного соглашения в системе гражданско-правовых договоров;
- определить основные направления улучшения российского законодательства;
- рассмотреть понятие, содержание, существенные условия концессионного соглашения;
- выявить механизм заключения;
- исследовать практику применения концессионных проектов в России.
Объект исследования: общественные отношения, формирующиеся в процессе заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения.
Предметом исследования послужили нормы российского законодательства, регламентирующие порядок заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения, а также учебные пособия, монографии, научные статьи в периодических изданиях по теме исследования, материалы судебной практики.
Эмпирическую основу исследования составили акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решения судебных органов, органов государственной власти и управления.
Методологической основой исследования явились общенаучный метод познания (диалектический метод). Более того, теоретические и практические аспекты изучались с помощью логико-правового, системно-структурного, формально-юридического, сравнительно-правового, метода правового моделирования, аналитической обработки нормативного материала, его комментирование и других методов.
Научная новизна исследования: в ходе исследования концессионных соглашений были изучены теоретические и нормативно-правовые аспекты концессионного соглашения; оценено положение концессионного соглашения в системе гражданско-правовых договоров; определены основные направления улучшения российского законодательства; рассмотрены понятие, содержание, существенные условия концессионного соглашения; выявлен механизм заключения; исследована практика применения концессионных проектов в России. Значимость исследования заключается в возможной практической пользе сформулированных в работе положений для определения эффективности гражданского законодательства, регулирующего концессионное соглашение.
Предложения, выносимые на защиту:
- в рамках действующего закона о концессионных соглашениях закреплена статья 10. Суть этой статьи заключается в том, что в ней прописаны условия, которые обязательно должны быть соблюдены при заключении концессионного соглашения. Факт расширения перечня обязательных условий следует рассматривать в положительном ключе.
Это является положительным аспектом, так как при расширенном перечне условий факт оформления и заключения концессионного соглашения становится более прозрачным для всех сторон соглашения. Как результат, для самих участников намного облегчается контроль за соблюдением исполнения концессионного соглашения;
- полагаем, в действующем законе о концессиях существуют некоторые пробелы, которые необходимо устранить. Одним из таких пробелов особенно выделяется тот факт, что предмет договора в рамках концессионного соглашения не включен в перечень обязательных условий. Данный пробел легко может быть устранен путем внесения изменений в действующий законодательный акт Российской Федерации;
- в рамках действующего законодательства Российской Федерации концессионное соглашение рассматривается как вид хозяйственного договора автономного характера. Дело в том, что при заключении концессионного соглашения действуют определенные правила. Данные правила закреплены в главе 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но важно отметить тот факт, что положения главы 28 не применяются напрямую по отношению к концессионному соглашению, а действуют опосредованно. Из этих аргументов и вытекает тот факт, что концессионное соглашение необходимо рассматривать как отдельный автономный вид хозяйственного договора.
Структура диссертационного исследования предопределяется целью и задачами исследования, включает оглавление, введение, три главы, семь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников в количестве 100 наименований, семнадцать приложений.
Диссертационное исследование написано на 128 страницах компьютерного текста.
Актуальность изучения правого характера концессионного соглашения обусловлена тем, что в нем определены конкретные детали законов и нормативных актов о взаимных правах и обязанностях сторон. В случае неисполнения условий соглашения справедливо указать, что правовой характер этого соглашения не ясен, в основном из-за процедуры подписания соглашения, особенностей состава субъекта, предмета договора и т.д.
Для того чтобы установить природу концессионного соглашения и выявить цели, преследуемые сторонами, необходимо освоить эволюцию метода изучения института в юридической литературе в России и за рубежом путем методов сравнительно-правового исследования.
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающие развитие регионов посредством новых механизмов, таких как концессионные соглашения, гарантирующие высокую степень вовлеченности государства.
В настоящее время проблемы привлечения инвестиций в экономику нашего государства и наиболее эффективное использования ресурсов предпринимателей выходят на первый план будущего десятилетия, по нашему мнению, эти проблемы могут быть решены только посредствам детальной и наиболее полной разработки ежегодного совершенствования правовой базы. Считаю, что именно эти проблемы трансформируют правовую природу концессионера ежегодно. Однако, поскольку концессионное соглашение содержит элементы частного права и административного права, четкий вывод о его правовой природе сделать невозможно.
В современных условиях функционирования эти вопросы имеют первостепенное значение для государства, бизнеса, общества.
Цель исследования: на основании положений законодательства и специальной литературы сформировать общее представление о концессионном соглашении, а также выявить основные проблемы, возникающие при его заключении, изменении и расторжении.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и нормативно-правовые аспекты концессионного соглашения;
- оценить положение концессионного соглашения в системе гражданско-правовых договоров;
- определить основные направления улучшения российского законодательства;
- рассмотреть понятие, содержание, существенные условия концессионного соглашения;
- выявить механизм заключения;
- исследовать практику применения концессионных проектов в России.
Объект исследования: общественные отношения, формирующиеся в процессе заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения.
Предметом исследования послужили нормы российского законодательства, регламентирующие порядок заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения, а также учебные пособия, монографии, научные статьи в периодических изданиях по теме исследования, материалы судебной практики.
Эмпирическую основу исследования составили акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решения судебных органов, органов государственной власти и управления.
Методологической основой исследования явились общенаучный метод познания (диалектический метод). Более того, теоретические и практические аспекты изучались с помощью логико-правового, системно-структурного, формально-юридического, сравнительно-правового, метода правового моделирования, аналитической обработки нормативного материала, его комментирование и других методов.
Научная новизна исследования: в ходе исследования концессионных соглашений были изучены теоретические и нормативно-правовые аспекты концессионного соглашения; оценено положение концессионного соглашения в системе гражданско-правовых договоров; определены основные направления улучшения российского законодательства; рассмотрены понятие, содержание, существенные условия концессионного соглашения; выявлен механизм заключения; исследована практика применения концессионных проектов в России. Значимость исследования заключается в возможной практической пользе сформулированных в работе положений для определения эффективности гражданского законодательства, регулирующего концессионное соглашение.
Предложения, выносимые на защиту:
- в рамках действующего закона о концессионных соглашениях закреплена статья 10. Суть этой статьи заключается в том, что в ней прописаны условия, которые обязательно должны быть соблюдены при заключении концессионного соглашения. Факт расширения перечня обязательных условий следует рассматривать в положительном ключе.
Это является положительным аспектом, так как при расширенном перечне условий факт оформления и заключения концессионного соглашения становится более прозрачным для всех сторон соглашения. Как результат, для самих участников намного облегчается контроль за соблюдением исполнения концессионного соглашения;
- полагаем, в действующем законе о концессиях существуют некоторые пробелы, которые необходимо устранить. Одним из таких пробелов особенно выделяется тот факт, что предмет договора в рамках концессионного соглашения не включен в перечень обязательных условий. Данный пробел легко может быть устранен путем внесения изменений в действующий законодательный акт Российской Федерации;
- в рамках действующего законодательства Российской Федерации концессионное соглашение рассматривается как вид хозяйственного договора автономного характера. Дело в том, что при заключении концессионного соглашения действуют определенные правила. Данные правила закреплены в главе 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но важно отметить тот факт, что положения главы 28 не применяются напрямую по отношению к концессионному соглашению, а действуют опосредованно. Из этих аргументов и вытекает тот факт, что концессионное соглашение необходимо рассматривать как отдельный автономный вид хозяйственного договора.
Структура диссертационного исследования предопределяется целью и задачами исследования, включает оглавление, введение, три главы, семь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников в количестве 100 наименований, семнадцать приложений.
Диссертационное исследование написано на 128 страницах компьютерного текста.
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
В научной литературе в различных областях используется несколько выражений термина «концессия». В экономической литературе концессия определяется как «контракт на передачу природных ресурсов, предприятий и других экономических объектов, принадлежащих государству или муниципалитету на определенный период времени». В правовом поле концессии трактуются как передача государством своих природных ресурсов, предприятий и частей автомобильных дорог, водных и других комплексов иностранным или отечественным компаниям для осуществления операций. В то же время государство всегда было стороной правоотношений, и лицензирование деятельности связано с монополией государства на определенные ресурсы или виды деятельности.
Следует отметить, что в Российской Федерации концессионная деятельность регулируется Федеральным законом от 21.05.2005 № 115-ФЗ «О концессионных положениях». Данным законом урегулированы положения о концессионных соглашениях, понятие, объекты, стороны, их отношения и иные вопросы, при этом требуется усовершенствование закона.
Суть КС можно вкратце свести к следующему: по КС одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной КС), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта КС, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом КС для осуществления указанной деятельности.
КС являются наиболее эффективным инструментом привлечения частных инвестиций в муниципальный сектор экономики. В связи с острой необходимостью использования этого соглашения, они сегодня имеют широкий спектр практических применений.
«Российская модель концессионных соглашений, в отличие от западных стран, подходит под структурную форму гражданско-правового договора, но данное обстоятельство не предопределяет правовую природу КС, которая, в связи с этим не становится полностью гражданско-правовой, а сохраняет в определенной степени свой комплексный, смешанный, «двойственный» характер.
На современном этапе заключения и исполнения КС сложился подход наделения правами и обязанностями концедента по соглашению нескольких субъектов, а в некоторых случаях - даже создания некоего институционального механизма, включающего в себя совокупность взаимодействующих государственных (муниципальных) органов и организаций, причем как коммерческих, так и некоммерческих. Наделение указанных субъектов правами и обязанностями концедента осуществляется несколькими способами. Наиболее распространенным из них является решение вопроса об уполномоченном органе или организации прямо в решении о заключении КС» [49].
Законодатель устанавливает конкретные случаи наступления ответственности концессионера перед концедентом за допущенное нарушение при создании или реконструкции объекта КС. Так, ответственность наступает за нарушение: требований к концессионеру, предусмотренного соглашением; требований проектной документации, а также технических регламентов; иных предъявленных требований к качеству возведенного или реконструированного объекта.
Если нарушение подобного рода произошло, то концедент вправе требовать от другой стороны соглашения безвозмездного устранения такого нарушения или возмещения причинённого вреда. Также это правило распространяется на случаи, когда нарушение является существенным.
Концессионер несет ответственность за качество объекта в течение всего срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не установлен сторонами, то в течение 5 лет с момента передачи объекта соглашения концеденту.
Заключение КС проводится путем проведения конкурса и без проведения конкурса.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения КС. Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект КС, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении КС, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные другими федеральными законами условия.
КС должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса.
Изменение данного соглашения возможно по согласованию сторон. Цель изменений данного КС осуществляется для более эффективных технологических решений, которые предусмотрены законом и договором.
КС может быть расторгнуто по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Существенными основаниями, по которым может произойти расторжение КС, являются: во-первых, нарушения условий одной из сторон соглашения; во-вторых, изменения обстоятельств, на основании которых было заключено соглашение; в-третьих, по иным основаниям, предусмотренным КС и законом.
Правовое регулирование ГЧП, в том числе инвестиционной деятельности на основе концессий, на уровне специальных законов всегда находилось в центре внимания исследователей, а предметом обсуждения являлись правовая природа КС и возможность применения диспозитивных методов к регулированию концессионных отношений. Наличие различных суждений между учеными правоведами, отсутствие единообразного понимания концессии как сложного, многоструктурного явления приводит к определенным недостаткам и пробелам в правовом регулировании КС, в итоге действующие нормы не могут обеспечить надлежащих условий для привлечения инвесторов, готовых осуществлять свою деятельность на основе концессий.
В заключении следует отметить концессию как прогрессивную форму взаимодействия государственных структур и частного бизнеса и как интенсивный фактор роста и развития экономики многих стран. При использовании механизмов ГЧП экономятся средства бюджета, обновляется общественная инфраструктура, появляются возможности для осуществления новых идей.
Для «воплощения в жизнь» национальных проектов и задач, повышающих качество жизни населения, требуется стабильный рост инфраструктурных проектов и новых форм коллаборации государства и бизнеса, которая позволила бы решить различные закоренелые общественные проблемы. Ещё несколько лет назад мы были уверены, что невозможно привлечь частные деньги к обеспечению городских проблем исполняя государственные гарантии в таких сферах, как создание объектов физкультуры и спорта, развитие жилищно-коммунальное хозяйства, а о высокотехнологичной медицине можно было только мечтать. Спустя немного времени опыт доказал обратное.
Для более эффективной реализации КС следует изменить структуру системы внутреннего управления руководителей и юридических служб, с учетом актуальные требования разработанных в 2022 г.:
- адекватность назначения и функций управляющих структур целям и стратегии развития концессионных соглашений;
- число связей, замкнутых на каждого руководителя концессионного проекта, не должно превышать шести-семи;
- восприимчивость государственного партнера в регионах к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации для решения возникающих проблем;
- экспертный уровень сотрудников регионов в области реализации КС, способность к переработке и распространению интенсивных потоков информации;
- жесткий контроль государственных органов за ходом исполнения государственных программ направленных на развитие ГЧП, за результатом их реализации;
- делегирование полномочий, при котором каждый сотрудник Администрации в регионе, занимающийся реализацией концессионных проектов в своей четко определенной сфере компетенции - имеет право принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;
- соответствие квалификации руководителей и сотрудников работающих с реализацией концессионных соглашений в регионах кругу их функциональных обязанностей.
Порядок и основания заключения, изменения и расторжения КС имеют ряд особенностей, которые следует учитывать концессионеру и концеденту при заключении КС.
В научной литературе в различных областях используется несколько выражений термина «концессия». В экономической литературе концессия определяется как «контракт на передачу природных ресурсов, предприятий и других экономических объектов, принадлежащих государству или муниципалитету на определенный период времени». В правовом поле концессии трактуются как передача государством своих природных ресурсов, предприятий и частей автомобильных дорог, водных и других комплексов иностранным или отечественным компаниям для осуществления операций. В то же время государство всегда было стороной правоотношений, и лицензирование деятельности связано с монополией государства на определенные ресурсы или виды деятельности.
Следует отметить, что в Российской Федерации концессионная деятельность регулируется Федеральным законом от 21.05.2005 № 115-ФЗ «О концессионных положениях». Данным законом урегулированы положения о концессионных соглашениях, понятие, объекты, стороны, их отношения и иные вопросы, при этом требуется усовершенствование закона.
Суть КС можно вкратце свести к следующему: по КС одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной КС), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта КС, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом КС для осуществления указанной деятельности.
КС являются наиболее эффективным инструментом привлечения частных инвестиций в муниципальный сектор экономики. В связи с острой необходимостью использования этого соглашения, они сегодня имеют широкий спектр практических применений.
«Российская модель концессионных соглашений, в отличие от западных стран, подходит под структурную форму гражданско-правового договора, но данное обстоятельство не предопределяет правовую природу КС, которая, в связи с этим не становится полностью гражданско-правовой, а сохраняет в определенной степени свой комплексный, смешанный, «двойственный» характер.
На современном этапе заключения и исполнения КС сложился подход наделения правами и обязанностями концедента по соглашению нескольких субъектов, а в некоторых случаях - даже создания некоего институционального механизма, включающего в себя совокупность взаимодействующих государственных (муниципальных) органов и организаций, причем как коммерческих, так и некоммерческих. Наделение указанных субъектов правами и обязанностями концедента осуществляется несколькими способами. Наиболее распространенным из них является решение вопроса об уполномоченном органе или организации прямо в решении о заключении КС» [49].
Законодатель устанавливает конкретные случаи наступления ответственности концессионера перед концедентом за допущенное нарушение при создании или реконструкции объекта КС. Так, ответственность наступает за нарушение: требований к концессионеру, предусмотренного соглашением; требований проектной документации, а также технических регламентов; иных предъявленных требований к качеству возведенного или реконструированного объекта.
Если нарушение подобного рода произошло, то концедент вправе требовать от другой стороны соглашения безвозмездного устранения такого нарушения или возмещения причинённого вреда. Также это правило распространяется на случаи, когда нарушение является существенным.
Концессионер несет ответственность за качество объекта в течение всего срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не установлен сторонами, то в течение 5 лет с момента передачи объекта соглашения концеденту.
Заключение КС проводится путем проведения конкурса и без проведения конкурса.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения КС. Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект КС, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении КС, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные другими федеральными законами условия.
КС должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в сообщении о проведении конкурса.
Изменение данного соглашения возможно по согласованию сторон. Цель изменений данного КС осуществляется для более эффективных технологических решений, которые предусмотрены законом и договором.
КС может быть расторгнуто по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Существенными основаниями, по которым может произойти расторжение КС, являются: во-первых, нарушения условий одной из сторон соглашения; во-вторых, изменения обстоятельств, на основании которых было заключено соглашение; в-третьих, по иным основаниям, предусмотренным КС и законом.
Правовое регулирование ГЧП, в том числе инвестиционной деятельности на основе концессий, на уровне специальных законов всегда находилось в центре внимания исследователей, а предметом обсуждения являлись правовая природа КС и возможность применения диспозитивных методов к регулированию концессионных отношений. Наличие различных суждений между учеными правоведами, отсутствие единообразного понимания концессии как сложного, многоструктурного явления приводит к определенным недостаткам и пробелам в правовом регулировании КС, в итоге действующие нормы не могут обеспечить надлежащих условий для привлечения инвесторов, готовых осуществлять свою деятельность на основе концессий.
В заключении следует отметить концессию как прогрессивную форму взаимодействия государственных структур и частного бизнеса и как интенсивный фактор роста и развития экономики многих стран. При использовании механизмов ГЧП экономятся средства бюджета, обновляется общественная инфраструктура, появляются возможности для осуществления новых идей.
Для «воплощения в жизнь» национальных проектов и задач, повышающих качество жизни населения, требуется стабильный рост инфраструктурных проектов и новых форм коллаборации государства и бизнеса, которая позволила бы решить различные закоренелые общественные проблемы. Ещё несколько лет назад мы были уверены, что невозможно привлечь частные деньги к обеспечению городских проблем исполняя государственные гарантии в таких сферах, как создание объектов физкультуры и спорта, развитие жилищно-коммунальное хозяйства, а о высокотехнологичной медицине можно было только мечтать. Спустя немного времени опыт доказал обратное.
Для более эффективной реализации КС следует изменить структуру системы внутреннего управления руководителей и юридических служб, с учетом актуальные требования разработанных в 2022 г.:
- адекватность назначения и функций управляющих структур целям и стратегии развития концессионных соглашений;
- число связей, замкнутых на каждого руководителя концессионного проекта, не должно превышать шести-семи;
- восприимчивость государственного партнера в регионах к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации для решения возникающих проблем;
- экспертный уровень сотрудников регионов в области реализации КС, способность к переработке и распространению интенсивных потоков информации;
- жесткий контроль государственных органов за ходом исполнения государственных программ направленных на развитие ГЧП, за результатом их реализации;
- делегирование полномочий, при котором каждый сотрудник Администрации в регионе, занимающийся реализацией концессионных проектов в своей четко определенной сфере компетенции - имеет право принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;
- соответствие квалификации руководителей и сотрудников работающих с реализацией концессионных соглашений в регионах кругу их функциональных обязанностей.
Порядок и основания заключения, изменения и расторжения КС имеют ряд особенностей, которые следует учитывать концессионеру и концеденту при заключении КС.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОБЫЧИ, ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И ГАЗА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Методическое обеспечение реализации инвестиционных проектов на концессионной основе
Диссертации (РГБ), инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА КОНЦЕССИОННОЙ ОСНОВЕ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ДОКТРИНА СНЯТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ВУАЛИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА КОНЦЕССИОННОЙ ОСНОВЕ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОКТРИНЫ СНЯТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ВУАЛИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



