Введение 3
Глава 1 Популяризация знаний и достижений как инструмент научной коммуникации 8
1.1 Научная коммуникация и е-коммуникация как сегменты
массовой социальной коммуникации 8
1.2 Научная коммуникация и популяризация науки: к вопросу о
взаимосвязи и взаимовлиянии 16
Глава 2 Научно-популярный медиадискурс сетевых изданий 24
2.1 Современные площадки популяризации науки 24
2.2. Технологии популяризации научной темы в сетевых изданиях 42
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 77
Проблема слабой позиции России в рейтинге стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, побудила российское правительство к усилению активности в направлении развития отечественной науки и инноваций. 24 декабря 2018 года был утвержден национальный проект «Наука», целью которого является развитие научной деятельности в России за счет увеличения финансирования и обеспечения привлекательности работы перспективных отечественных и зарубежных ученых. В российскую науку собираются инвестировать за годы реализации нацпроекта 635 млрд. рублей. Нацпроект утверждает ведущую роль науки и инноваций в развитии страны. Частью данного нацпроекта является вовлечение молодежи в сферу науки - «обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей» [49].
Акцентирование внимания на перспективах научной и инновационной деятельности обусловлено их ведущей ролью в развитии всех сфер социума. Так, наука является главным фактором развития экономики. Она не только обеспечивает приток новых технологий и инноваций в общество, но и повышает качество жизни населения. Чем более развита наука, тем более конкурентоспособна экономика страны. Однако между научной и социальной средой существует разрыв, он отмечается многими учеными России, а также подтверждается различными опросами и анкетированиями. В научной статье «Научная коммуникация как инструмент преодоления коммуникационного разрыва между наукой и обществом» [58] проанализирован и интерпретирован слабый интерес к теме науки со стороны россиян. Он объясняется тем, что в России нет крупной инициативы научного просвещения со стороны государства, какая есть на Западе. Западная инициатива по научному просвещению населения значительно больше российской, а разрыв между научной и социальной средой, соответственно, меньше.
О необходимости повышении статуса науки в обществе и ее привлекательности в качестве сферы профессиональной деятельности и карьерного роста для молодежи говорил Президент РФ 4 февраля 2020 года на встрече с представителями общественности. На предложение выделить популяризацию науки в отдельное направление деятельности грантового фонда или Российского научного фонда президент обещал подумать: «Надо этим (популяризацией науки) заняться посерьёзнее. Поэтому я попрошу коллег выделить какое-то отдельное направление в деятельности либо какого- то фонда, либо самого министерства. Мы подумаем, как это сделать» [22]. Таким образом, сегодня со стороны президента и правительства предпринимаются конкретные действия по укреплению статуса науки, признается, что популяризация как идеологический инструмент достижения цели важна, однако не достаточна. Необходимо создание научной коммуникации, чтобы общество вступало в диалог с наукой, молодежь стремилась заниматься научной деятельностью, а карьера ученого воспринималась в обществе как престижная. Данные суждения были высказаны на семинаре «Современные научные коммуникации» [51] в феврале 2020 года.
По мнению участников семинара, научная коммуникация решает много задач: и просвещение общества, и пополнение рядов ученых молодыми специалистами, и паблисити карьеры ученого, и привлечение иностранных ученых в российскую науку. В новом контексте популяризацию науки следует рассматривать как одно из средств организации научной коммуникации.
Аспект научно-популярной журналистики уже достаточно изучен, о популяризации в научном мире также написано много работ, о научной коммуникации есть единичные работы, а вот роль популяризации в организации научной коммуникации пока еще слабо изучена. Изучению того, как популяризация может быть использована в формировании научной коммуникации и чем она полезна в этом процессе, посвящена выпускная квалификационная работа.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является научная коммуникация как один из элементов системы информационного общества.
Предметом - технологии популяризации научных достижений ученых в сетевых изданиях.
Цель: на основе исследования научно-популярного медиадискурса различных сетевых площадок выявить технологии, которые используются для популяризации науки и организации электронной научной коммуникации (е- коммуникации).
Задачи:
1. Систематизировать научные представления об информационно-коммуникационных технологиях популяризации научных знаний и достижений, о научной коммуникации и электронной научной коммуникации.
2. Проанализировать научно-популярный медиадискурс сетевых СМИ разного типа, в том числе молодежных сетевых изданий, и выявить технологии популяризации научных знаний и достижений ученых.
3. На основе результатов анализа информационно-коммуникационных технологий популяризации научных знаний и достижений ученых в различных типах медиа выработать предложения по развитию научно-популярного медиадискурса молодежных сетевых СМИ.
Эмпирическая база: эмпирическую базу исследования составили журналистские материалы на тему науки, размещенные в сети Интернет на ресурсах, официально зарегистрированных как СМИ и вошедших в рейтинги самых цитируемых СМИ [35] и СМИ научно-популярной тематики [34] по версии компании «Медиалогия»: интернет-ресурс N+1, газета «Наука в Сибири», журнал National Geographic, интернет-ресурс Naked Science, журнал «Популярная механика», газета «Комсомольская правда», газета «Известия», молодежный медиацентр Verbum, сетевое издание «Молодежный медиахолдинг “ЕстьTalk!”». В качестве эмпирической базы работы также выступили новые медиа различного типа, упоминаемые в рейтинге компании «Медиалогия» [34]: «ПостНаука», «Биомолекула», «Элементы».
Хронологические рамки исследования включают период с 1 января 2018 по 15 июня 2020. Данный период позволяет получить исчерпывающую информацию об актуальном состоянии е-коммуникации.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по ряду вопросов. На формирование концепции работы повлияли научные статьи по теории научной коммуникации: Выдрина О.В. «Научная коммуникация: к методологии исследования», Тушевой А.Г. «Научная коммуникация как инструмент преодоления коммуникационного разрыва между наукой и обществом», Баранова Г.В. «Этические принципы научной коммуникации»; а также научные работа разного типа по проблемам популяризации науки: статья Тертычного А.А. «Методы популяризации научного знания в современных СМИ», кандидатские диссертации Дивеевой Н.В. «Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений» и Парофоновой В.А. «Научно-популярные журналы в структуре современных СМИ: типологические и профильные особенности».
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: библиографический метод - для отбора научных источников по теме исследования, метод критического изучения источников - для систематизации современных теоретических представлений о научной коммуникации и популяризации науки. Теоретико-типологический метод применялся для характеристики изданий, специализирующихся на популяризации науки. Структурно-семантический и жанровый методы - для анализа научно-популярного дискурса сетевых изданий и выявления содержательно-формальных, стилистических и форматных технологий популяризации науки.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть учтены в журналистской практике, в том числе, в работе молодежных медиахолдингов, занимающихся популяризацией научных достижений ученых и организацией научной коммуникации.
В соответствии с целью и задачами бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; обозначаются объект и предмет исследования; определяются цель и задачи; характеризуется теоретико-методологическая база и методы исследования; обозначается эмпирическая база исследования, а также практическая значимость работы. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Популяризация знаний и достижений как инструмент научной коммуникации» систематизированы теоретические представления об информационно-коммуникационных технологиях популяризации научных знаний, о научной коммуникации и электронной научной коммуникации. Кроме того, сделаны выводы о взаимосвязи процессов популяризации и научной коммуникации, а также выявлены критерии, обеспечивающие эффективность популяризаторской деятельности. Во второй главе «Научно-популярный медиадискурс сетевых изданий» представлен анализ научно-популярного медиадискурса молодежных сетевых изданий и определена специфика информационно-коммуникационных технологий популяризации науки и их роль в формировании научной коммуникации. Выявлены преобладающие способы популяризации науки и формы популяризаторских материалов. В заключении сделаны выводы об эффективности популяризаторской деятельности СМИ и новых медиа, проведено сопоставление критериев эффективной популяризации, выработанных в первой главе, с научно-популярным медиадискурсом, изученным во второй главе, а также выработаны рекомендации по развитию научно-популярного медиадискурса молодежных сетевых СМИ.
В процессе нашего исследования мы выяснили, что научная коммуникация - сложная, многоуровневая динамичная система, основным содержанием которой является организованные устойчивые связи внутри научного сообщества и вне его, обеспечивающие передачу и обмен научной и научно-популярной информацией, научными знаниями через различные каналы и средства связи, в том числе СМИ. Когда научная информация оперативно распространяется по каналам массмедийной коммуникации, к ней получают доступ миллионы пользователей. В этой ситуации ученый или коммуникатор сталкивается с необходимостью обеспечения доступности научного дискурса для массовой аудитории, то есть современная научная коммуникация предполагает популяризацию науки. Популяризация выступает основным ее инструментом.
Современный научно-популярный медиадискурс демонстрирует ряд трендов. Благодаря развитию интернета и информационно-коммуникационных технологий популяризацией науки занимаются не только средства массовой информации, но и новые медиа, которые развиваются с ними в единой конкурентной среде. За счет расширения каналов популяризации в сферу научно-популярного дискурса вовлекается широкая, рассредоточенная аудитория, в том числе молодежная. Эти факторы влекут за собой изменения содержательных и форматных характеристик научно-популярного контента.
На уровне содержания закрепляется тенденция доминирования прагматической составляющей научного факта. Данный акцент выражается либо через текст (пункты по типу «Зачем это знать»), либо с помощью мультимедийных средств. Критерием отбора научных фактов для материалов массмедиа является их прорывной характер и полезность для социума, без сегрегации на столичные и провинциальные открытия. Функциональная специфика может быть охарактеризована через единство образовательно-просветительского и рекреативно-развлекательного характера научно-популярных материалов. Этим объясняется выбор инфотейнмента в качестве базового формата научно-популярного дискурса. Инфотейнмент - это принцип сочетания наукообразной информации и наглядных, понятных, интересных примеров, ее иллюстрирующих и поясняющих.
Утверждается такой тип авторской стратегии как ученый- популяризатор, за счет ее реализации повышается достоверность информации и доверие аудитории к ней. Помимо этого, такой тип авторства способствует росту популярности карьеры в области научного знания и паблисити ученого.
На уровне форматов - способов упаковки информации, направленных на решение коммуникативной задачи - активно проводятся эксперименты с усилением визуальной составляющей. Некоторые издания прибегают к использованию гибридных форматов - гиперформатов, объединяющих несколько способов упаковки в пределах одного медиатекста (например, видеолекции, аудиоподкасты и онлайн-интервью). Такие тенденции характерны и для СМИ, и для новых медиа. Последние более активно и смело экспериментируют со способами оформления контента, стандартами и технологиями.
Анализ контента новых медиа с точки зрения инструментов популяризации позволяет выделить наиболее распространённые и популярные (о последнем свидетельствуют шеринг, комментирование, просмотры): это мультипликации, комиксы, GIF-анимации, игровые ресурсы (тесты, игры). Мультипликация - инструмент, позволяющий представить научную тематику на знакомом с детства «языке» движущихся картинок. Комиксы - емко, кратко и экспрессивно «рассказать» основные тезисы научной концепции за счет сближения текста и графики; при этом сочетание нарративности, присутствия героя, языковых (стилистически) и визуальных средств, типографики (начертание текста надписей) делают комиксы мощным средством воздействия на читателя. GIF-анимация обеспечивает доступность научной тематике за счет эффекта узнаваемости, игровые ресурсы способствуют лучшему усвоению материала.
Перечисленные форматы и инструменты как способы «упаковки» научной информации позволяют организовать эффективную опосредованную коммуникацию типа: научное сообщество - массовая аудитория. Прямая (непосредственная) коммуникация в новых медиа («ПостНаука», «Биомолекула») организуется через личные страницы ученых, выступающих героями и, одновременно, авторами материалов.
Специализированные по тематике, универсальные и массовые издания для разработки и распространения научных знаний используют небольшой набор форматов и инструментов. В основном перечень ограничивается инфотейнментом, тестированием, фото и видеоформатом и образным представлением. Возможно, этим объясняется слабый отклик на них аудитории (о чем свидетельствуют практически отсутствующие шеринг, комментирование, просмотры).
Специализированные по аудиторному признаку вузовские СМИ сегодня являются наиболее перспективной площадкой для популяризации научного знания и организации прямой внешней научной коммуникации типа научное сообщество - массовая аудитория. Однако технологии, используемые ими, также весьма скудны. Можно предположить, что редкое использование увлекающего инфотейнмента, отсутствие игрового формата, мультиметизации являются причиной отсутствия интереса к научно-популярному контенту. Его «упаковка» не отвечает запросам и ожиданиям целевой, прежде всего молодежной, аудитории.
Эффективность научной коммуникации, организуемой новыми медиа, позволяет рекомендовать используемые ими технологии и инструменты (инфотейнмент, игровой формат (игры, тесты, задачи), мультипликацию, броское оформление (GIF-анимации, картинки), комиксы, аудиоподкасты и формат видеолекций) для других площадок, разрабатывающих научную тематику и, прежде всего, для вузовских СМИ.
1. Антоновский, А. Ю. Коммуникации в науке: эпистемологические, социокультурные, инфраструктурные аспекты / А. Ю. Антоновский, Н. Н. Воронина, И. Н. Грифцова, А. М. Дорожкин, И. Т. Касавин, Е. В. Масланов, И. Д. Невважай, С. В. Пирожкова, Б. И. Пружинин, Т. Д. Соколова, Г. В. Сорина, О. Е. Столярова, Т. Г. Щедрина, Б. Г. Юдин. - Текст : электронный // Вопросы философии. - 2017. - № 11. - С. 23-57. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30496119(дата обращения: 15.03.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
2. Антропогенез.РУ : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://antropogenez.ru/(дата обращения: 12.04.2020). - Текст : электронный.
3. Балашова, Ю. Б. История научной популяризации как перспектива / Ю. Б. Балашова. - Текст : электронный // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2018. - № 3. - С. 195-197. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36000902(дата обращения: 07.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
4. Биомолекула: МедиаКит : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://clck.ru/NRg85(дата обращения: 19.04.2020). - Текст : электронный.
5. Ваганов, А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России:
XVIII-XXI вв. / А. Г. Ваганов. - Текст : электронный // Наука. Инновации. Образование. - 2016. - № 3(21). - С. 64-77. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-form-populyarizatsii-nauki-v-rossii- xviii-xxi-vv(дата обращения 07.04.2020). - Режим доступа: Научная
электронная библиотека «Киберленинка».
6. Вартанова, Е. Л. Словарь / под ред. Е. Л. Вартановой. - Москва : Московский государственный университет, факультет журналистики, 2019. - 246 с. - ISBN 978-5-7776-0132-2. - Текст : непосредственный.
7. Выдрин, О. В. Научная коммуникация: к методологии
исследования / О. В. Выдрин. - Текст : электронный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 15. - С. 112-117. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-kommunikatsiya-k-metodologii- issledovaniya/viewer(дата обращения: 24.02.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «Киберленинка».
8. Газета.ру: МедиаКит : официальный сайт. - Москва. -
Обновляется в течение суток. - URL:
https://static.gazeta.ru/nm2015/i/reclama/Gazeta.ru_MediaKit_2020.pdf (дата
обращения: 22.04.2020). - Текст : электронный.
9. Джанждугазова, Е. А. Роль популяризация науки в развитии российского образования (в контексте анализа российских научно¬популярных изданий) / Е. А. Джанджугазова. - Текст : электронный // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2014. - № 1. - С. 53-70. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23461440(дата обращения: 07.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
10. Дивеева, Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых
коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : специальность 10.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Дивеева Наталья Валерьевна ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2014. - 186 с. - Библиогр.: с. 154-167. - Текст : электронный. - URL:
https://www.dissercat.com/content/populyarizatsiya-nauki-kak-raznovidnost- massovykh-kommunikatsii-v-usloviyakh-novykh-informat(дата обращения: 08.03.2020). - Режим доступа: Электронная библиотека диссертаций disserCat.
11. Долгова, Н. В. Science communication и популяризация науки в массмедиа / Н. В. Долгова. - Текст : электронный // Международная журналистика - 2019: Евразийско-атлантическое партнерство и медиа. - 2019.
- № 1. - С. 41-48. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37075773(дата обращения: 03.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
12. Долгова, Н. В. Просвещение и инфотейнмент в популяризации науки (на примере российских общественно-политических интернет-СМИ) / Н. В. Долгова. - Текст : электронный // Общество и государство в зеркале социологических измерений (VIII рязанские социологические чтения). - 2018.
- № 1. - С. 307-312. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36941407(дата обращения: 03.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
13. Дуденкова, Т. А. Основные модели соотношения формального и неформального в научной коммуникации / Т. А. Дуденкова. - Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 124. - С. 144-152. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-modeli-sootnosheniya-formalnogo-i- neformalnogo-v-nauchnoy-kommunikatsii/viewer(дата обращения: 07.03.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «Киберленинка».
14. Енина, Л. В. Практика журналистского общения : учебное пособие / Л. В. Енина. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 2016. - 76 с. - ISBN 978-5-7996-1853-7. - Текст : непосредственный.
15. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : словарь / под ред. Т. Ф. Ефремовой. - Москва : Русский язык, 2000. - 3 т. - ISBN 5-200-02802-7. - Текст : непосредственный.
16. Журнал National Geographic: МедиаКит : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://nat-geo.ru/ads-website/(дата обращения: 23.04.2020). - Текст : электронный.
17. Иванова, Л. В. Использование теории связей с общественностью в учебном процессе подготовки журналистов (на примере освоения формата "спецпроект") / Л. В. Иванова. - Текст : электронный // Вестник Челябинского
государственного университета. - 2016. - № 9. - С. 78-86. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27470250(дата обращения: 07.05.20). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
18. Иванова, Л.В. Новый статус вуза как фактор трансформации университетских СМИ от корпоративных к городским массмедиа / Л.В. Иванова. - Текст : непосредственный // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар.науч.-практ. конф. - 2019. - №1. - С. 524-525 (дата обращения: 05.05.20).
19. Известия: МедиаКит : официальный сайт. - Москва. -
Обновляется в течение суток. - URL: http://mediator-rus.com/images/kit- izvestia%202017.pdf(дата обращения: 22.04.2020). - Текст : электронный.
20. Издательский дом Коммерсант : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.kommersant.ru/(дата обращения: 19.04.2020). - Текст : электронный.
21. Ильина, И. Н. Популяризация российской истории науки и
культуры (наука и СМИ) / И. Н. Ильина. - Текст : электронный // Документальное наследие России: теория и практика сохранения и использования научных фондов. - 2013. - № 1 - С.307-318. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22646934(дата обращения: 12.03.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
22. Информационное агентство РИА Новости : официальный сайт. -
Москва. - Обновляется в течение суток. - URL:
https://ria.ru/20200204/1564245703.html(дата обращения: 19.02.2020). - Текст : электронный.
23. Информационное агентство РИА Новости : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://ria.ru/(дата обращения: 19.04.2020). - Текст : электронный.
24. Кильдякова, О. А. Популяризация науки на примере журнала "Кот Шрёдингера": опыт аналитической рецензии. / О. А. Кильдякова. - Текст : электронный // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. - 2019. - № 1. - С. 119-125. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37098734(дата обращения: 03.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
25. Кирилин, К. А. Формы и методы популяризации науки в
российских СМИ / К. А. Кирилин, М. М. Скрипченко. - Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). - С. 439-440. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35576184(дата обращения 12.03.2020). -
Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
26. Клюшникова, Е. В. Вопросы научных коммуникаций: терминологический анализ, структура, классификация / Е. В. Клюшникова. - Текст : электронный // Инноцентр. - 2018. - №3(20). - С. 1-9. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38480234(дата обращения: 07.03.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
27. Комсомольская правда: МедиаКит : официальный сайт. - Москва.
- Обновляется в течение суток. - URL: http://mediator-
rus.com/images/kpmed_V.pdf (дата обращения: 26.04.2020). - Текст :
электронный.
28. Лазар, М.Г. Коммуникация в современной науке: социологические и этические аспекты / М. Г. Лазар. - Текст : непосредственный // Ученые записки. - Наука. - 2015. - № 18. - С. 239-244 (дата обращения: 06.04.2020).
29. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : учебное пособие / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. - Москва : Московский государственный университет, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-7567-0593-5. - Текст : непосредственный.
30. Лента.ру: МедиаКит : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://lenta.ru/mediakit/lenta-mediakit-native-ad.pdf(дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.
31. Ломовицкая, В. М. Из истории изучения научных коммуникаций /
В. М. Ломовицкая. - Текст : электронный // Социология науки и технологий. - 2017. - № 4. - С. 37-43. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-
izucheniya-nauchnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 04.04.2020). - Режим
доступа: Научная электронная библиотека «Киберленинка».
32. Медведева, С. М. От научного творчества к популяризации науки:
теоретическая модель научной коммуникации / С. М. Медведева. - Текст : электронный // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 1. - С. 278-285. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-nauchnogo-tvorchestva-k-populyarizatsii-
nauki-teoreticheskaya-model-nauchnoy-toc-o-1 -5-h-z-kommunikatsii/viewer (дата обращения: 13.03.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «Киберленинка».
33. Медиалогия : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.mlg.ru/(дата обращения: 25.03.2020). - Текст : электронный.
34. Медиалогия: СМИ научно-популярной тематики : официльный
сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/6780/(дата обращения: 01.03.20). -
Текст : электронный.
35. Медиалогия: Федеральные СМИ : официальный сайт. - Москва. -
Обновляется в течение суток. - URL:
https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/7215/(дата обращения: 01.03.20). -
Текст : электронный.
36. Наука в Сибири : официальный сайт. - Новосибирск. - Обновляется в течение суток. - URL: http://www.sbras.info/(дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.
37. Опорные университеты России : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://www.flagshipuniversity.ntf.ru/(дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.
38. Осипов, Г. В. Российская социологическая энциклопедия: энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. - Москва : Институт социально-политических исследований РАН, 1998. - 666 с. - ISBN 5-89123-163-8. - Текст : непосредственный.
39. Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках / под ред. Г. В. Осипова. - Москва : Институт социально-политических исследований РАН, 1998. - 488 с. - ISBN 5-86225-635-0. - Текст : непосредственный.
40. Официальное интернет-представительство президента России : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62744(дата обращения: 01.03.2020). - Текст : электронный.
41. Парофонова, В. А. Научно-популярные журналы в структуре
современных СМИ: типологические и профильные особенности :
специальность 10.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Парофонова Вера Александровна ; Тверской государственный университет. - Тверь, 2017. - 187 с. - Библиогр.: с. 140-187. - Текст : электронный. - URL:
https: //www. dissercat. com/content/nauchno-populyarnye-zhurnaly-v- strukture- sovremennykh-smi-tipologicheskie-i-profilnye-osoben (дата обращения:
08.03.2020). - Режим доступа: Электронная библиотека диссертаций disserCat.
42. Перевалова, А. В. Медиапроекты, посвященные популяризации науки : специальность 45.04.04 «Кафедра онтологии и теории познания» : магистерская диссертация / Перевалова Алена Вадимовна ; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2016. - 89 с. - Библиогр.: с. 8-47. - Текст : непосредственный (дата обращения 12.03.2020).
43. Пинаева, Д. А. «Помни: нужно много знать, чтобы стране
полезным стать!»: о некоторых проблемах популяризации науки в СССР (на примере деятельности всесоюзного общества «знание») / Д. А. Пинаева. - Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 420. - С. 108-118. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pomni- nuzhno-mnogo-znat-chtoby-strane-poleznym-stat-o-nekotoryh-problemah- populyarizatsii-nauki-v-sssr-na-primere-deyatelnosti (дата обращения:
25.02.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека
«Киберленинка».
44. Поданева, Е. С. Научная популяризация в интернете: эксперименты с новыми форматами (опыт создания видеопроектов о науке) / Е. С. Поданева. - Текст : электронный // Журналистский ежегодник. - 2017. - № 6. - С. 54-58. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36737697(дата обращения: 12.03.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
45. Подгорецки, Ю. Социальная коммуникация - наука 21 века /
Ю. Подгорецки. - Текст : электронный // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 2. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya-kommunikatsiya-nauka-xxi-veka/viewer(дата обращения: 04.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная
библиотека «Киберленинка».
46. Популярная механика: МедиаКит : официальный сайт. - Москва. -
Обновляется в течение суток. - URL:
https://www.popmech.ru/resources/files/adv/magazine/MediaKIT_2019_rus.pdf(дата обращения: 01.05.2020). - Текст : электронный.
47. ПостНаука: МедиаКит : официальный сайт. - Москва. -
Обновляется в течение суток. - URL:
https: //drive .google. com/file/d/1 KV07mhgVV gdui9e7T 6l0-KwtCN4viXj h/view (дата обращения: 1.05.2020). - Текст : электронный.
48. ПостНаука: Особенности новых медиа : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://clck.ru/P43FQ(дата обращения: 06.05.20). - Текст : электронный.
49. Правительство России: Паспорт национального проекта «Наука» :
официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http://government.ru/info/35565/(дата обращения: 04.03.2020). - Текст :электронный.
50. Руди, А. Ш. Научная коммуникация и место в ней понятия
устойчивости / А. Ш. Руди. - Текст : электронный // Омский научный вестник. - 2012. - №2(106). - С. 115-118. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17873412(дата обращения: 07.03.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
51. Семинар «Международные научные коммуникации» :
официальный сайт. - Самара. - Обновляется в течение суток. - URL: https://events.webinar.ru/1385407/3269311/record- new/3324179/468c1641b123e05709031a51e8b783e0 (дата обращения:
15.03.2020). - Текст : электронный.
52. Сотников, К. Ю. Освещение новостей науки в современных отечественных СМИ / К. Ю. Сотников. - Текст : электронный // Институт журналистики и литературного творчества. - 2016. - № 1. - С. 14-22. - URL: https://vernsky.ru/pubs/osveschenie-novostey-nauki-v-sovremennyh- Otechestvennyh-smi-57ab5580f2ad471e773c714d(дата обращения: 03.03.2020). - Режим доступа: Банк знаний по медиа и коммуникации «Вернский».
53. Социология: энциклопедия : официальный сайт. - Минск. -
Обновляется в течение суток. - URL:
https://sociology_encyclopedy.academic.ш/692/НОВЫЕ_МЕДИА (дата
обращения 06.05.2020). - Текст : электронный.
54. Сухенко, Н. В. Специфика популяризации науки в России /
Н. В. Сухенко. - Текст : электронный // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. -
2016. - № 1. - С. 18-22. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-
populyarizatsii-nauki-v-rossii/viewer (дата обращения: 13.03.2020). - Режим
доступа: Научная электронная библиотека «Киберленинка».
55. Сынбулатова, А. Р. Специфика популяризации науки в социальной
сети "ВКонтакте" (на примере официальных сообществ n+1, national geographic россия, "Вокруг света") / А. Р. Сынбулатова. - Текст : электронный // Челябинский гуманитарий. - 2018. - № 1(42). - С. 60-68. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35346877(дата обращения 02.04.2020). -
Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
56. Тертычный, А. А. Методы популяризации научного знания в современных СМИ / А. А. Тертычный. - Текст : непосредственный // Материалы одиннадцатой научно-практической конференции. - 2014. - № 1. - С. 330-337 (дата обращения: 13.03.2020).
57. Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Тертычный. - Москва : Аспект Пресс, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-7567-0555-3. - Текст : непосредственный.
58. Тушева, А. Г. Научная коммуникация как инструмент преодоления
коммуникационного разрыва между наукой и обществом / А. Г. Тушева. - Текст : электронный // Технологии PR и рекламы в современном обществе. -
2017. - № 1. - С. 202-204. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=37147255(дата обращения: 19.02.2020). - Режим доступа: Научная электронная
библиотека eLIBRARY.RU.
59. Шубина, Н. Л. Научная коммуникация: поиски разумного компромисса / Н. Л. Шубина. - Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2009. - № 104. - С. 87-96. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12935546(дата обращения 07.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
60. Элементы большой науки : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://elementy.ru(дата обращения: 20.04.2020). - Текст : электронный.
61. Carli, A. Linguistic Inequality in Scientific Communication Today / Augusto Carli, Ulrich Ammon, John Benjamins. - Amsterdam/Philadelphia : Universita di Modena, 2007. - 137 с. - ISBN 97889027239921. - Текст : непосредственный.
62. Hi-News.ru : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://hi-news.ru/(дата обращения: 21.04.2020). - Текст : электронный.
63. N+1 : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://nplus1.ru/(дата обращения: 19.04.2020). - Текст : электронный.
64. Naked Science : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://naked-science.ru/contact(дата обращения: 26.04.2020). - Текст : электронный.
65. National Geographic Россия : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://nat-geo.ru/contacts/(дата обращения: 23.04.2020). - Текст : электронный.
66. Wikipedia: New Media : официальный сайт. - Dallas. - Обновляется в течение суток. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/New_media(дата обращения: 04.05.2020). - Текст : электронный.