Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования

Работа №119800

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические подходы к разработке проблемы развития творческих способностей обучающихся в информационно-образовательной среде учреждения дополнительного образования
1.1. Проблема развития творческих способностей обучающихся в
психолого-педагогической литературе 12
1.2. Информационно-образовательная среда дополнительного образования как фактор развития творческих
1.3. Проектирование процесса развития творческих способностей обучающихся в информационно-образовательной среде учреждения дополнительного образования 43
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования
2.1. Выявление уровня творческих способностей обучающихся
учреждения дополнительного образования "Планета" 57
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
творческих способностей обучающихся в информационно-образовательной среде учреждения дополнительного образования «Планета» 71
2.3. Динамика развития творческих способностей обучающихся МБОУ
ДО «Планета» 82
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Современное общество обозначило перед системой образования проблему развития творчества подрастающего поколения, так как именно творческое мышление и деятельность позволяет человеку ориентироваться в условиях быстро меняющейся информации, перерабатывать знания в компетенции. В ряде документов последних лет определены конкретные задачи, обеспечивающие деятельность образовательной организации в этом направлении. В Концепции развития дополнительного образования детей Российской Федерации (2014 г.) подчеркивается значимость работы по развитию мотивации к творчеству, созданию пространства для самоактуализации и самореализации личности [16, с. 2]. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015 -2025) поставлена задача обеспечения «доступности для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворения их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей» [37, с. 10].
Проблемой развития творческих способностей занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. История развития научных взглядов на творческие способности рассматриваются в работах зарубежных исследователей (И. Кант, А. Камо, Терстоун, представителей гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс, концепция креативности и дивергентного мышления Дж. Гилфорд).
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творческие способности как деятельность, раскрывающую внутренний потенциал личности, с высокой степенью увлеченности и активности (В.И. Бехтерев, И.О. Мотков, Л.А. Большакова); как сложное образование из индивидуальных-психологических особенностей личности на основе врожденных задатков и особенностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); как комбинацию различных видов и групп эмоционально-волевых и психологических способностей, образующих индивидуальность человека (А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий, Б.Г. Ананьев).
Вопрос развития творческих способностей рассматривается через развивающее обучение, ориентированное на зону потенциального развития ребенка (Р.С. Немов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков); экспериментальную деятельность, исключающую шаблоны и стереотипы (В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленская). В современной педагогике разработаны методы и приемы стимулирования творческой активности обучающихся, когнитивные и креативные методы обучения, методики творческого развития и воспитания ТРИЗ и АРИЗ. В этой связи возникает необходимость внедрения в педагогический процесс образовательной организации методик, способствующих творческому развитию детей, с опорой на опыт исследователей и новые технологии.
Именно информационно-коммуникативные технологии раскрывают новые возможности в организации образовательного процесса, становятся тем эффективным средством, способствующим развитию творческих способностей обучающихся. Процессы модернизации образования затрагивают одно из актуальных направлений - развитие информационно-образовательной среды учреждений. В Стратегии развития воспитания отмечается деятельность учреждения дополнительного образования по усилению воспитательных возможностей информационных ресурсов, использованию современных информационно-коммуникативных технологий для обеспечения творческого развития обучающихся [37, с 9]. Особое значение приобретает работа по применению новых образовательных форм сетевого и электронного обучения и технологий, использованию открытых сервисов информационного сопровождения, интернет-ресурсов в целях повышения качества образовательного процесса и обеспечения открытости системы образования [17].
Перемены, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые требования к подрастающему поколению: инициативность, быстрота мышления, изобретательность, предприимчивость, что невозможно развить без творчества и самостоятельности. Одним из актуальных запросов, предъявляемых к системе образования, является развитие творческих способностей обучающихся. Подготовка такого выпускника, который может эффективно находить решения, способы действия в изменяющемся мире, проявляя творческий подход, креативность, нестандартность мышления.
Анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме информационной образовательной среды, позволил раскрыть ее влияние на развитие творческих способностей обучающихся. Авторы представили информационно-образовательную среду как целую педагогическую систему, сформированную на основе разнообразных информационных ресурсов, средств и педагогических технологий (Л.И. Аникушина, А.А. Андреев, Н.К. Конопатова, Ю.Г. Коротенков, С.И. Макулов, С.Р. Хаблиева). Исследователи рассматривают неограниченные возможности Интернет для образования, применение дистанционных технологий для развития творчества обучающихся (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.В. Хуторской). В этой связи возникает необходимость проектирования информационно-образовательной среды в учреждении дополнительного образования, с включением всех компонентов эффективных форм, технологий, способствующих развитию творчества.
Проведенный анализ позволил выявить недостатки, которые проявляются в недостаточной разработке проблемы развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды; в отсутствии практических методических разработок по развитию творческих способностей для учреждений дополнительного образования.
Таким образом, возникшие противоречия обусловлены несоответствием между:
- потребностью общества в подготовке обучающихся к творческой деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий развития творческих способностей средствами информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования;
- возможностями использования информационных технологий для развития творческих способностей обучающихся и недостаточным программно - методическим обеспечением образовательного процесса современным содержанием программ дополнительного образования;
- необходимостью объективной оценки творческих способностей обучающихся и недостаточной разработанностью педагогического, диагностического инструментария.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей обучающихся.
Предмет исследования: содержание, формы, методы развития
творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание, формы, методы развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования.
2. Спроектировать модель развития творческих способностей обучающихся в учреждении дополнительного образования детей.
3. Разработать и апробировать модульную программу дополнительного образования, направленную на развитие творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды.
4. Проверить эффективность реализации опытно -экспериментальной работы на основе разработанного диагностического инструментария.
Ведущая идея исследования состоит в теоретическом обосновании содержании, форм и методов развития творческих способностей обучающихся в условиях спроектированной информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей обучающихся будет результативным, если:
- спроектирована, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды;
- разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Матрица творчества», содержание, формы и методы реализации которой направлены на развитие когнитивного, мотивационно- потребностного и деятельностно-поведенческого критериев творческих способностей;
- разработан диагностический инструментарий для определения уровня развития творческих способностей обучающихся учреждения дополнительного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);
- теория личностно-ориентированного образования (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.В. Бондаревская);
- гуманистическая концепция развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу);
- теории психологии и педагогики творческих способностей (В.И. Бехтерев, А.Н. Лук, В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленская, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богданова, Л.А. Большакова, В.А. Крутецкий О.И Мотков, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская, Дж. Гилфорд, Терстоун);
- теория и процессы развития информационной среды (Джеймс Глик, Ллойт Сет, С.Б. Цымбаленко, Ю.А. Шрейдер, О.А. Ильиченко, Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин, С.Р. Хаблиева, Л.А. Аникушина, А.А. Андреева, Н.К. Конопатова, Ю.Г. Коротенков, С.И. Макулов);
- теория и методики дистанционного обучения (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.В. Хуторской);
- работы о проектировании образовательной среды (Н.И. Конюхов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков).
Методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов по проблеме исследования, периодических изданий, систематизация, классификация, сравнительный анализ, моделирование);
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, констатирующий и формирующий эксперимент, экспертные оценки);
- методы математической обработки результатов экспериментов.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Планета» г.о. Тольятти. Исследованием было охвачено 60 обучающихся, в экспериментальной группе - 30 человек, в контрольной - 30 человек.
Этапы исследования:
Первый этап (2015 г.) - поисково-аналитический. Изучалась проблема развития творческих способностей обучающихся; проводился теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; определялись объект, предмет и задачи магистерской работы, разрабатывался понятийный аппарат, модель развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования.
Второй этап (2016 г.) - проектировочный. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась модульная дополнительная общеобразовательная программа «Матрица творчества». Осуществлялась подборка диагностического инструментария и проведение констатирующего эксперимента по определению уровня развития творческих способностей обучающихся учреждения дополнительного образования.
Третий этап (2017 г.) - аналитико-обобщающий. Проводился сравнительный анализ и обобщались результаты исследования. Оценивались результаты формирующего эксперимента, уточнялись положения, выносимые на защиту, формулировались выводы, велось текстовое оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
- спроектирована и научно обоснована модель развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования (содержащая компоненты и критерии развития творческих способностей);
- систематизирован диагностический инструментарий для определения уровня развития творческих способностей обучающихся учреждения дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и систематизации взглядов на понятия «творческие способности», «информационно-образовательная среда»; проектировании теоретической модели развития творческих способностей обучающихся учреждения дополнительного образования в условиях учреждения дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Матрица творчества» в образовательном процессе учреждения дополнительного образования. Медиа-пособия «Чемоданчик путешественника», «Цветовая таблица» могут найти применение в организации образовательного процесса педагога дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их согласованностью с методологическими положениями психолого-педагогических наук, обоснованной логикой исследования с позиций системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; применением комплекса форм и методов, соответствующим целям и задачам исследования; показательностью выборки контрольной и экспериментальной групп обучающихся; внедрением полученных результатов исследования в образовательный процесс учреждения дополнительного образования «Планета».
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Планета» г.о. Тольятти.
Результаты экспериментальной работы были представлены на кафедре «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета (2017 г.), областной стажерской площадке (г. Тольятти 2017 г.), региональных форумах педагогических работников дополнительного образования (г. Самара 2016 г.), получившие положительную оценку и одобрение коллег.
Основные положения докладывались на научно-практических конференциях: Межрегиональной научно-практической конференции работников дополнительного образования детей «Воспитание детей и молодежи в современном образовательном пространстве» (г. Самара, 2016 г.); заседании областного методического объединения по информационным технологиям (г. Самара, 2016 г.); областной стажерской площадке «Информационно-коммуникативные технологии в практике учреждения дополнительного образования» (г. Тольятти, 2017 г.); областной Интернет- конференции по игровым технологиям. (Самара, 2016 г.); городском педагогическом марафоне «От компетентного педагога к новому качеству образования» (г. Тольятти, 2016 г.).
По итогам исследования опубликовано 8 работ, из них 5 статей, учебно-методическое пособие; 2 программы дополнительного образования.
На защиту выносятся:
1. Модель развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования, в основе которой целевой, содержательный, организационно - деятельностный, оценочно-результативный компоненты.
2. Модульная программа дополнительного образования «Матрица творчества», включающая формы и методы, направленные на развитие творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования.
3. Диагностический инструментарий для определения уровня развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 55 наименований, 11 таблиц, 12 рисунков, 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленная гипотеза подтвердилась, были решены поставленные задачи. Полученные результаты дают возможность сделать следующие выводы:
1. Одной из важнейших тенденций современного образования, отраженной в нормативных документах Российской Федерации, является развитие творческих способностей обучающихся, создание мотивирующего пространства для самоактуализации и самореализации. Особое значение приобретают образовательные Интернет-ресурсы, информационно-коммуникативная среда, формы дистанционного электронного обучения. На современном этапе информационно-коммуникативные технологии выступают как средство, способствующее развитию творческих способностей обучающихся, раскрывающее новые возможности для организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования.
Исследования отечественных и зарубежных научных деятелей раскрывают понятие творческих способностей, рассматривая вопрос с психологической и философской позиции. Для проведения экспериментальной работы был рассмотрен подход Дж. Гилфорда, определяющего творческие способности как взаимосвязь креативности и дивергентного мышления.
2. На основе теоретических подходов А.М. Новикова и Д.А. Новикова к проектированию образовательного процесса была выстроена модель развития творческих способностей обучающихся в условиях информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования, включающая в себя все компоненты, обеспечивающие эффективный результат образовательного процесса. В структуру модели вошли такие компоненты, как: цель, задачи, принципы, методы и формы, этапы развития творческих способностей, результаты, необходимые ресурсы для ее реализации. Успешность реализации процесса обучения обеспечивается комплексом психолого-педагогических, организационных условий и общедидактических принципов: систематичности и последовательности; научности; сознательности и творческой активности; наглядности; модульности; индивидуального подхода. На основе анализа теоретических аспектов был сделан вывод, что такая система в учреждении дополнительного образования позволит осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе в направлении развития творческих способностей обучающихся.
3. Для развития творческих способностей обучающихся на основе спроектированной модели информационно-образовательной среды была разработана модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Матрица творчества». Программа была реализована на базе детских объединений «Графический дизайн», «Мягкий формат» МБОУ ДО «Планета». В исследовании доказывается эффективность предложенных разнообразных форм и методов работы с обучающимися, формирующих самостоятельность, мотивацию к социальной и творческой деятельности, развивающих творческое мышление и воображение, креативность ребят.
Методическое обеспечение, обеспечило наглядность, интерактивность материала по всем модулям программы. Обучающиеся активно использовали в работе интерактивные пособия, медиа-пособия, образовательные ресурсы для организации творческой деятельности. Данные материалы способствовали проявлению творчества, самостоятельности в работе, обеспечивали возможность работать дистанционно.
4. В ходе исследования разработана методика и определены критерии,
показатели и уровни для изучения сформированности творческих способностей обучающихся. Результаты проведенных диагностик определялись по «высокому», «среднему» и «низкому» уровню.
- На «высоком» уровне обучающиеся проявляют оригинальность, богатое творческое воображение, предлагает новые оригинальные образы. Выдвигают большое количество различных идей разных видов и типов. Проявляют находчивость, изобретательность, ответственность. Активно принимают участие и имеют награды в творческих конкурсах различного уровня. Активно ведут работу в блоге группы, оформляют интерактивную выставку работ, осуществляют оценку работ товарищей.
- На «среднем» уровне обучающиеся использует элементы продуктивного и творческого воображения. Выдвигают несколько различных идей, в основном стандартных. Предпочитают работать в команде, с ограниченной ответственностью. Принимают участие в творческих конкурсах. Ведут работу в блоге группы, оформляют и оценивают творческие работы.
- На «низком» уровне обучающиеся не проявляет интерес к творческому поиску. Воображение репродуктивное, шаблонное. Не выдвигают своих идей, действуя по шаблону. Предпочитают роль исполнителя, работу в команде. Не проявляет активности в участии в творческих конкурсах. Редко появляются в блоге группы, не выставляя творческие работы и не участвуя в обсуждении.
Данная работа не решает всех проблем, связанных с развитием творческих способностей обучающихся. Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования рассматривают возможность дальнейшего рассмотрения проблемы в аспекте изучения форм и методов развития творческих способностей в условиях информационно-образовательной среды.



1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Аникушина, Л.И. Что такое информационно-образовательная среда? [Электронный ресурс] / Л.И. Аникушина. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2013/01/20/chto-takoe-informatsionno(дата обращения: 04.12.2016).
3. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. - М.: Наука, 1987. - 184 с.
4. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии / Е. А. Будилова, Е. И. Степанова. - М.: Наука, 1994. - 399 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.
Богоявленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
6. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы, 2002. - № 2. - С. 12-16.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
8. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Сборник переводов «Психология мышления», под редакцией А.М.Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - 534 с.
9. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия. Том 2. / В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская Энциклопедия. - 1999. - 416 с.
10. Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Наука, 2012. - 433 с.
11. Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.lyceum88.ru/IOS Ml Cont 1 2 01.pdf(дата обращения: 26.12.2016).
12. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 433 с.
13. Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю, С. Зенкина. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.
14. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности [Электронный ресурс] / Л.Г. Карпова. - Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-mladshikh- hkolnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti(дата обращения: 26.12.2016).
15. Кондратьева, Н. В. Сущность понятия «творческие способности» / Н.В. Кондратьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. - № 9. - С. 106-110.
16. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. - № 1726-р. - 24 с.
17. Концепция развития Единой информационной образовательной среды. Разработана в соответствии с положениями ФЗ Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. - № 273. - 58 с.
18. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии:
термины, законы, концепции, методы./ Н.И. Конюхов. - М., 1992. - 100 с.
19. Коротенков, Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: Учебное пособие. / Ю.Г. Коротенков. - М.: Академия АйТи, 2011. - 152 с.
20. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ./ В.А. Крутецкий, - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
21. Круглов, В.В. Виртуальная сеть как средство воспитания / В.В. Круглов // Воспитательная работа в школе. - М.: Народное образование, 2015. - №1. - С. 79-82
22. Максимова, Н.А. Использование педагогических блогов в системе формирования информационно-образовательной среды учебного заведения [Электронный ресурс] / Н.А. Максимова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/116-12374(дата обращения: 26.10.2015).
23. Макулов, С.И. Информационно-образовательная среда средней
общеобразовательной школы и ее потенциальные возможности для формирования поликультуры школьников / С.И. Макулов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1.
24. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М., 1972. - 168 с.
25. Мотков, О. И. Природа личности. Сущность, структура и развитие / О. И. Мотков. - М.: Педагогика, 2006. - 320 с.
26. Наливалкин, А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды. / А.Ю. Наливалкин // Педагогика профессионального образования. - 2012. - №1. - С. 101-103.
27. Новиков, А.М. Образовательный проект / А. М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Эгвейс. - 2004. - 120 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] /
Режим доступа: https://slovar.cc/enc/ped.html(дата обращения:
30.10.2016).
29. Петрова, О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования / О.Г. Петрова // Информатика и образование. - 2012 г. - № 9 - С. 19-23.
30. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. - М.: Издательский центр Академия. - 2000. - 147 с.
31. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: ACT, 2006. - 479 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - №3. - С. 3¬15.
33. Семчук, Л.А. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.А. Семчук, А.И. Янчий. - Гродно. - ГрГУ- 2006. - 198 с.
34. Серых, Л.А. Развитие у школьников умений использовать
документально-информационные ресурсы Интернета в учебной и практической деятельности: автореферат / Л.А. Серых. - М.:
Российская академия образования, 2011. - 157 с.
35. Сидоров, С.В. Национальная психологическая энциклопедия
[Электронный ресур] // С.В. Сидоров. - Режим доступа:
https ://vocabulary.ru/termin/tvorcheskaja-sposobnost.html (дата
обращения: 23.05.2016).
36. Социализация личности [Электронный ресурс] // Психология.пеТ От а до я. — Режим доступа: http://psyznaiyka.net/socio-lichnost.html?id=14(дата обращения 01.11.2015).
37. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.
38. Студопедия. http://studopedia.ru/2 6139 lektsiya--informatsionnaya-
obrazovatelnaya-sreda-ponyatiyniy-apparat.htmlили http://studopedia.ru/
39. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Адаптированный вариант / Е.Е. Туник. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
40. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М, 1961. - С. 9-20.
41. ТРИЗ технология [Электронный ресурс] // Студопедия - Режим доступа
http://studopedia.ru/2 7898 triz—tehnologiya.html (дата обращения
01.03.2017).
42. Федеральная целевая программа Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. - Постановление РФ № 497. - М. - 2015. - 152 с.
43. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. / Д.И. Фельдштейн. - М. Московский социально-психологический институт. - 2011. - 16 с.
44. Хаблиева, С.Р. Информационно-образовательная среда в различных образовательных системах [Электронный ресурс]. // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60716(дата обращения: 19.11.2016).
45. Хомутова, К.В. Медиаобразование учащихся как условие реализации инновационных идей развития современного общего и дополнительного образования. // К.В. Хомутова. Внешкольник. 2015. - № 2. - С. 22-25.
46. Хромова, И.В.Диагностика творческого развития личности / И.В. Хромова, М.С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
47. Хуторской, А.В. Технологии дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. / А.В. Хуторской. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос». - 2006. - Режим доступа:http://eidos.ru/shop/ebooks/160102/(дата обращения: 19.11.2016).
48. Цымбаленко, С.Б. Путешествие в мир информации, или «Как
информационно-коммуникативные процессы меняют мир, общество, человека» / С.Б. Цымбаленко. - М.: РУДН. - 2015. - 118 с.
49. Штакина, О.В. Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста средствами информационных технологий: автореферат / О.В. Штакина. - Елец. - 2015. - 22 с.
50. Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1994. - №5. - С. 37-53.
51. Creativity / American Psychologist. - Volume 5, Issue 9, Ellis Paul Torrance, 1995. - С. 444-454.
52. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. - McGraw-Hill, New York, 1967.
53. Louis, L.T. LOUIS LEON THURSTONE. 1887-1955. BY J. P GUILFORD. ON SEPTEMBER 19, 1955, Vectors of Mind: Multiple-factor Analysis for the Isolation of Primary Traits. Chicago, 1935
54. Torrance, E. P (1965). Rewarding Creative Behavior. Experiments in Classroom Creativity. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, Inc.
55. Torrance, E.P Torrance Tests of Creative Thinking. — Scholastic Testing Service, Inc., 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ