Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.2 Особенности методики развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Проектирование технологии развития критического мышления по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 24
Глава 2 Экспериментальная работа по внедрению технологии развития связной речи у дошкольников старшего возраста 39
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста в детском саду № 203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада» 39
2.2 Организация работы по развитию связной речи старшего дошкольного возраста в детском саду № 203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада» 54
2.3 Анализ эффективности технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 64
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложение А Иллюстративный материал к диагностическим заданиям 81
Приложение Б Результаты диагностики на этапе констатирующего эксперимента 85
Приложение В Результаты диагностики на этапе контрольного эксперимента 86
Развитие связной речи старшего дошкольного возраста является одной из приоритетных задач воспитания и обучения. Это обусловлено тем, что речь лежит в основе коммуникативного общения, взаимодействия людей, без которого психические процессы ребенка не смогут нормально функционировать. Посредством речи происходит реализация личностного и социального потенциала ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целый ряд целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, которыми должен овладеть каждый ребенок при поступлении в школу [46].
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования пронизаны требованиями к развитию связной речи дошкольников и раскрывают требования к развитию речевого общения дошкольников. В ФГОС ДО отмечается, что «ребенок должен уметь: договариваться, выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; владеть устной речью; задавать вопросы взрослым и сверстникам; самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей» [47].
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой современного образования. Таким образом, умение воспроизводить текст, владеть связной монологической речью, представлять собственные высказывания, придумывать истории - это задачи для детей дошкольного возраста.
М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Т.А. Ладыженская, Л.И. Разумова, Е.И. Тихеева подчеркивали, «в связной речи отражены все задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя речи, фонетического строя речи, фонетической стороны» [5]. Н.Г. Смольниковой, Л.Г. Щадриной, О.С. Ушаковой и другими были определены «цели, задачи развития связной речи, методические принципы, системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, условия овладения детьми связной речью» [1].
О.С. Ушакова в понятие связной речи вкладывала следующий смысл, - это «речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств» [42]. С.Л. Рубинштейн считал такой речью «развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно» [33].
Исследователи Л.С. Выготский, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Ф.А. Сохин подчеркивали, что «в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место, способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению в школе» [39]. Р.Е. Левина определила, что «при выборе форм и методов обучения детей связному высказыванию, при утверждении содержания основное место необходимо отдавать ориентации на уровневые показатели речевого развития» [27].
У нормативно развивающихся детей в старшем дошкольном возрасте уровень развития связной речи становится высоким. Однако, с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивается. В.П. Глухов отмечал, что у детей всё чаще «наблюдаются значительные сложности в овладении связной речи. Недостаточны представления об окружающем мире, низкий уровень словарного запаса, речь грамматически неправильно оформлена» [17].
Дошкольникам с нарушением речи «тяжело выбрать определенные лексические средства, реализовать замысел, который вкладывают в своё высказывание, крайне сложно структурировать свою речь, на основе этого наблюдаются проблемы в связности и последовательности изложения материала. В большинстве случаев неуспеваемость ребенка в школе происходит от нарушения связной речи» [1].
Исследователи Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин в своих трудах раскрывали, что «связная речь характеризует уровень речевого и умственного развития ребенка. Чтобы связно изложить о чем-нибудь, нужно представить объект повествования, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями» [28].
В настоящее время в образовательной практике накоплено огромное количество инновационных технологий, которые можно использовать успешно в работе воспитателя ДОУ. Одной из современных методик для развития связной речи дошкольников является «технология развития критического мышления». Доказано, что «критическое мышление в речевом развитии может развивать у детей способность оценивать, анализировать информацию, делать выводы, формировать коммуникативные навыки» [20]. Однако педагогический потенциал этой технологии в речевом развитии дошкольников используется недостаточно.
Актуальность темы исследования позволила нам выявить противоречия:
• между важностью задач развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным применением технологии развития критического мышления в решении этой проблемы;
• между возрастными возможностями развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии развития критического мышления и недостаточной разработанностью методического материала использования этого средства.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы возможности современных образовательных технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Выше обозначенная актуальность и проблема определили тему исследования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе современных образовательных технологий».
Цель исследования: теоретически обосновать и интегрировать в образовательную деятельность технологию развития критического мышления по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология развития критического мышления как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
• в совместную деятельность педагогов и детей по развитию связной речи интегрирована технология развития критического мышления;
• осуществляется методическое сопровождение образовательной деятельности на основе комплекта методических материалов;
• осуществляется мониторинг эффективности внедрения технологии развития критического мышления на основе разработанного диагностического инструментария.
Задачи исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста;
• охарактеризовать особенности методик развития связной речи у детей дошкольного возраста;
• разработать основные этапы реализации технологии развития критического мышления по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста и интегрировать в образовательный процесс речевого цикла методы и приемы технологии развития критического мышления;
• проверить эффективность технологии развития критического мышления как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе разработки диагностического инструментария.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей в области дошкольного образования:
• научные труды о речевом развитии детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.М. Леушина, Л.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, J. Brodin);
• положения отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста (А.М. Бородич, О.С. Ушакова, В.И. Яшина);
• исследования по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева);
• психолого-педагогические идеи о возможностях использования критического мышления по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (Д. Вуд, Л.С. Выготский, О.И. Загашев, Дж. Браус, G. Dewar).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования); эмпирические (наблюдение, беседы, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов).
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 203 «Алиса». В исследовании участвовало 30 дошкольников старшего возраста (55 группа и 54 группа).
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2019 - 2021 гг.
На первоначальном этапе (2019 г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по теме, формулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; выбор диагностики для определения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе (2019 - 2020 гг.) проводились констатирующий, формирующий этапы эксперимента; разрабатывалась и внедрялась технология развития критического мышления как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В этот период реализовывалось пособие - практическое руководство «Технология развития критического мышления в работе по развитию связной речи»; составлялся и внедрялся учебно-методический материал с приемами технологии развития критического мышления.
На третьем этапе (2020 - 2021 гг.) проводился контрольный эксперимент, выявление динамики развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; систематизировались и обрабатывались количественные и качественные результаты, оформлялись результаты диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в обосновании возможностей технологии развития критического мышления как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; разработке технологической карты и алгоритма использования технологии в образовательном процессе детского сада.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации знаний об особенностях технологии развития критического мышления в использовании при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста; систематизации форм и методов работы, используемых в образовательном процессе на каждом этапе технологии.
Практическая значимость исследования: представленные материалы исследования, разработанные технологическая карта с этапами и приёмами технологии критического мышления, конспекты образовательной деятельности по речевому развитию с использованием методических приемов и методов данной технологии, практическое руководство «Технология развития критического мышления в работе по развитию связной речи» могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались полнотой теоретической обоснованности основных положений и использованием в работе методов, соответствующих поставленной цели и задачам исследования, а также результатами опытно-экспериментальной работы, проведенной в условиях образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в постановке проблемы и цели, определении задач, теоретическом анализе психолого-педагогической литературы; проведении опытно-экспериментальной работы, интерпретации её результатов; подготовке методического пособия.
Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись на педсоветах, мастер-классах в детском саду АНО ДО «Планета детства «Лада» № 203 «Алиса». Результаты исследования докладывались на педсоветах дошкольного образовательного учреждения; представлены в отчетах в семестрах по научно-исследовательской работе, в периоды проведения «Дней науки» в ТГУ; на Международных научно-практических конференциях (онлайн): «Методические аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (г. Уфа, 2019 г.), «Технология развития критического мышления как средство речевого развития дошкольников» (г. Уфа, 2020 г.).
Материалы исследования нашли свое отражение в трёх публикациях в научных журналов, в т. ч. в журнале ВАК.
Положения, выносимые на защиту:
• технология развития критического мышления, используемая в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста, представляет собой целостную систему последовательных этапов, в процессе которых педагог вовлекает дошкольников в умение употреблять слова в словосочетаниях и предложениях в соответствии с речевой информацией, грамматически правильно составлять предложения разных типов; строить описательные высказывания с соблюдением всех структурных частей и вырабатывать критическое отношение к смысловым и грамматическим ошибкам;
• методическое сопровождение процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии развития критического мышления осуществляется на основе комплекта методических материалов, включающих в себя: технологическую карту образовательного процесса с основными этапами технологии, приемами и методами для работы с детьми; учебно-методическое пособие: конспекты занятий по речевому развитию с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления, комплект игр и наглядного материала к ним;
• мониторинг развития речи дошкольников на основе внедрения технологии осуществляется с использованием пакета диагностических методик.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, рисунков, таблиц, приложений. Общий объем текста изложен на 86 страницах.
Проведенное исследование по выбранной нами теме диссертации подтвердило ее актуальность. Анализ психологической и педагогической литературы показал, что растет количество детей, которые испытывают трудности в обучении. Одна из причин, мешающая обучению детей, является неполноценная связная речь. Многие педагоги считают, что «связная речь позволяет реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, лежит в основе общения, взаимодействия людей» [3]. Такие ученые, как А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова, В.В. Гербова, в своих исследованиях подчеркивали, «в старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы развития связной речи и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе» [39].
Однако, с каждым годом число детей с нарушением связной речи увеличивается. Им тяжело структурировать свою речь, грамматически правильно и образно выразить свои мысли, реализовать замысел, выбрать определенные лексические средства. Поэтому мы увидели необходимость интегрировать технологию развития критического мышления в работу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Разработали критерии, показатели и диагностические задания по развитию связной речи. Применили их на констатирующем эксперименте. Результаты показали, что большинство детей в экспериментальной и контрольной группах имеют низкий и средний уровень развития связной речи. Также мы определили у дошкольников три проблемы по развитию связной речи: «непонимание литературного текста, недостаточное развитие умения составлять рассказы, недостаточное умение составлять рассказы по серии сюжетных картин» [44]. Это позволило нам думать о том, что необходима целенаправленная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании была положена гипотеза: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
• в совместную деятельность педагогов и детей по развитию связной речи интегрирована технология развития критического мышления;
• осуществляется методическое сопровождение образовательной деятельности на основе комплекта методических материалов;
• осуществляется мониторинг эффективности внедрения технологии развития критического мышления на основе разработанного диагностического инструментария.
В ходе формирующего этапа мы разработали конспекты занятий по речевому развитию с использованием технологии развития критического мышления, которые позволили решить выделенные проблемы. Занятия провели в экспериментальной группе у детей. Проведенная формирующая работа позволила нам выявить значительную динамику развития связной речи у этих дошкольников. По результатам проведенной экспериментальной работы мы получили следующий результат: уровень связной речи у детей в экспериментальной группе повысился по всем показателям.
В ходе исследования наша главная цель по развитию связной речи посредством технологии развития критического мышления достигнута, подтвердилась выдвинутая гипотеза, были решены задачи.
1. Азбука красивой речи : программа речевого развития детей 4-7 лет / Щадрина Л.Г., Фомина Е.П., Кузеванова О.В., Бершадская И.В., Плясунова Т.Б. Тольятти, 2017. 244 с.
2. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников : пособие для педагогов / С.В. Алабужева. Ижевск : Удмурт ун-т, 2013. 445 с.
3. Александрова Е.В. Развитие связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности. Тольятти : ТГУ, 2017 [Электронный ресурс] : URL: https://dspace.tltsu.ru/handl e/123456789/12079 (дата обращения 27.12.2019).
4. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М. 2008. С. 27-43.
5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : ВЛАДОС, 2000. 256 с.
6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2002. 272 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004. 255 с.
8. Булдакова О.Н. Развитие связной речи старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания. ВКР [Электронный ресурс] : URL: https://core.ac.uk/reader/154819210 (дата обращения 15.11.2019).
9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : Астрель, 2006. С. 92-105.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. : Просвещение, 2008. 309 с.
11. Выготский Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. Психология игры. М. : Просвещение. 2009. 398 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Питер, 2007. 421 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2012. 156 с.
14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада : пособие для педагогов в ДОУ. М. : Просвещение, 2012. 251 с.
15. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2006. 32 с.
...