Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Работа №119768

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе
1.1 Теоретические аспекты исследования эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе 7
1.2 Психологические особенности педагогической деятельности 22
1.3 Факторы педагогической деятельности, способствующие эмоциональному выгоранию 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования особенностей эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений 34
2.3 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений 49
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список используемой литературы 56

Актуальность исследования. Проблема исследования эмоционального выгорания в последние десятилетия является достаточно острой как в сфере научных изысканий, так и в психологической практике. Это связано с высокими и динамичными требованиями со стороны общества к личности педагога, его роли в развитии и воспитании подрастающего поколения.
Многочисленные исследования показыванию, что в большей степени подвержена влиянию феномена эмоционального выгорания педагогическая профессия. В первую очередь, это связано с очень высокой эмоциональной загруженностью педагогического труда, частыми и тесными социальными контактами, которые являются не сопутствующими в данной профессии, а основной деятельностью. Во-вторых, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что существенно повышает вероятность эмоционального выгорания. В целом, профессиональная деятельность педагога характеризуется большим количеством факторов, в эмоциональном плане. Данные факторы могут быть объективными и субъективными, а также могут вызывать стресс, эмоциональное напряжение, которые оказывают не благоприятное влияние на личность педагога. Различные факторы эмоциогенного характера способствуют нарастанию чувства неудовлетворенности, у педагогов накапливается усталость, и в результате наблюдается картина, характеризующаяся выгоранием, истощением, педагогическими кризами.
Психическая напряженность является одной из основных особенностей в педагогической работе. В работе воспитателя основополагающим профессионально важным качеством является способность к эмпатии. На сегодняшний день достаточно противоречиво трактуется практическая роль эмоций в деятельности педагога. Педагоги не проходят специализированную подготовку по преодолению стресса и других эмоциональных трудностей. У них не формируются такого рода знания, умения, навыки и личностные качества.
Изучением проблемы эмоционального выгорания занимались как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди наиболее разработанных концепций и подходов, можно выделить работы отечественных авторов В.В. Бойко [8], Н.В. Гришина, Э.Ф. Зеер, В.Е. Орел [41], Т.В. Форманюк [54], а также зарубежные исследования К. Маслач [38] и Дж. Джексона, но необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день отсутствует какое-либо единое понимание данного феномена. Недостаточно исследованы особенности, причины и механизмы возникновения эмоционального «выгорания» у педагогов дошкольных образовательных учреждений с учетом специфики их профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональное выгорание педагогов дошкольных образовательных учреждений имеет такие специфические особенности как эмоциональная усталость и снижение удовлетворенностью работой.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить психологические особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Проанализировать развитие и выраженность синдрома эмоционального выгорания в зависимости от профессионального стажа педагогов.
4. Разработать программу профилактики синдрома эмоционального выгорания для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Методы исследования:
1. Теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методы:
• Методика диагностика синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко);
• Шкала измерения степени удовлетворенности работой;
• Шкала подверженности к развитию эмоциональной и физической усталости в процессе работы
3. Математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе проведен комплексный анализ синдрома эмоционального выгорания, раскрыто понятие синдрома и его причины, выявлена специфика данного феномена в педагогической деятельности. Практическая значимость работы обусловлена тем, что в результате проведенного исследования составлены рекомендации по профилактике эмоционального выгорания воспитателей, а также может быть разработана программа профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ с различным профессиональным стажем.
Эмпирической базой исследования психологических особенностей эмоционального выгорания педагогов ДОУ является МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г. Тольятти. Всего в исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте от 22 до 59 лет, и имеющие стаж педагогической деятельности от 1 года до 25 лет.
Бакалаврская работа включает в свою структуру введение, две главы, выводы, заключение, список используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Многочисленные исследования показыванию, что в большей степени подвержена влиянию феномена эмоционального выгорания педагогическая профессия. В первую очередь, это связано с очень высокой эмоциональной загруженностью педагогического труда, частыми и тесными социальными контактами, которые являются не сопутствующими в данной профессии, а основной деятельностью. Во-вторых, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что существенно повышает вероятность эмоционального выгорания. В целом, выделяется большое количество эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на личность педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс.
Различные факторы эмоциогенного характера способствуют нарастанию чувства неудовлетворенности, у педагогов накапливается усталость, что приводит к педагогическим кризам, истощению и выгоранию.
В исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте от 22 до 59. Данная группа была разделена на три подгруппы: 1) воспитатели, имеющие стаж педагогической деятельности 1-5 лет (10 человек); воспитатели, имеющие педагогической стаж от 5 до 10 лет (10 человек); педагоги ДОУ, проработавшие в данной должности от 10 до 25 лет. Использовались методика диагностика синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко); шкала измерения степени удовлетворенности работой; шкала подверженности к развитию эмоциональной и физической усталости в процессе работы.
В ходе теоретического и эмпирического исследования нам удалось установить:
1. Синдром эмоционального выгорания характеризуется деформацией в личностном плане в результате трудностей, возникающих при межличностном общении в системе «человек - человек». Синдрому эмоционального выгорания присущ стадиальный характер, в ходе которого меняется отношение в деятельности в профессиональном плане. Эти изменения выражаются в безразличном отношении к другим людям.
2. Педагогической деятельности обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность вызывается наличием большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе педагога. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Эмоциональные особенности педагогической деятельности могут способствовать возникновению и развитию эмоционального выгорания;
3. Педагоги, проработавшие в дошкольном образовательном учреждении 1-5 лет, характеризуются достаточно высокой степенью удовлетворенности своей выбранной профессией (70% опрошенных), умеренным риском развития эмоциональной и физической усталости. Синдром эмоционального выгорания не является полностью сформированным, но доминирует ощущение загнанности в клетку, в процессе становления симптом редукции профессиональных обязанностей.
4. Педагоги ДОУ со стажем профессиональной деятельности 5-10 лет имеют преимущественно среднюю и высокую степени неудовлетворенности своим трудом (60%), в умеренно степени подвержены риску эмоциональной и физической усталости. Многие педагоги имеют один и несколько полностью сформированных симптома эмоционального выгорания, а наиболее выраженными являются такие симптомы как «тревога и депрессия», «эмоционально-нравственная дезориентация».
5. Педагоги ДОУ, имеющие стаж 10-25 лет чувствуют неудовлетворенность своей профессией (90% опрошенных), достаточно сильно подвержены возникновению усталости на работе при контакте с воспитанниками, родителями, коллегами, то есть любые межличностные взаимоотношения на почве профессиональной деятельности способствуют у данной группы педагогов возникновению сильной эмоциональной и физической усталости. У большинства воспитателей данной возрастной категории имеется несколько полностью сформированных симптома эмоционального выгорания. Наиболее выражены «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Неудовлетворенность собой», «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Эмоционально-нравственная дезориентация», «Расширение сферы экономии эмоций», «Редукция профессиональных обязанностей».
6. Статистически значимые различия были выявлены в особенностях проявления синдрома эмоционального выгорания между педагогами ДОУ со стажем педагогической деятельности 1-5 лет и 10-25 лет, а также 5-10 лет и 10-25 лет. Мы можем сделать вывод о том, что воспитателям, проработавших в дошкольных образовательных учреждениях 10-25 лет в большей степени присуще проявление всех фаз эмоционального выгорания и их симптомов в сравнении с менее опытными коллегами.


1. Абабков, В. А., Перре, М. Адаптация к стрессу [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Питер, 2004.
2. Альбуханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности / Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999. - С.240.
3. Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Педагогика, 1984. - С.214-276.
4. Антоненко, М. И. Проблема феномена «выгорания» у консультантов и волонтеров в работе телефона доверия [Текст] / М.И. Антоненко. - Казань, 2001. - 65 с.
5. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 271 с.
6. Бодров, В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала [Текст] / В.А. Бодров / В кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
7. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности [Текст] / Л.И. Божович // Методологические проблемы формирования и развития личности. - М.: Академия, 1981.
8. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999.- С.99-105.
9. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
10. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
11. Бохан, Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования [Текст] / Т.Г. Бохан. - Томск: Иван Федоров, 2008. - 267 с.
12. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с.
13. Вассерман, Л. И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст] / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
14. Вилюнас, В. К., Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология эмоций [Текст] / В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: МГУ, 2004. - 199 с.
15. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб., 2005.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ