Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие «Безрелигиозного христианства» в трудах Дитриха Бонхёффера (Российский Православный Университет Святого Иоанна Богослова)

Работа №119746

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религия и мифология

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЙ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ДИТРИХА БОНХЁФФЕРА …………7
1.1 Жизненный путь Дитриха Бонхёффера…………7
1.2 Наставники и учителя в богослов…………11
ГЛАВА 2 «БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО»………………..………... 19
2.1 Концепция совершеннолетнего мира…19
2.2 Безрелигиозная интерпретация………23
2.3 Новый герменевтический ключ …36
ГЛАВА 3 КРИТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОСТИ…...…… 41
3.1 Проблема секуляризации……………41
3.2 Ответ на секуляризацию …………46
3.3 Значение богословия Дитриха Бонхёффера для христианской мысли... 50
Заключение………………………………………………………………………. 53
Библиография……..…………………………………………………… 56
Приложения……………………………………………………………………… 61

Актуальность темы. Интерес, приведшей нас к выбору этой темы, двояк. Во-первых, можно указать на само любопытное новое словосочетание «безрелигиозное христианство», которое пробуждает желание узнать его глубинное значение, во-вторых, автор считает, что эта тема недостаточно известна и понятна христианам нашего церковного круга.
Объектом исследования является Дитрих Бонхеффер – немецкий лютеранский теолог, пастор, участник антинацистского заговора и один из создателей Исповедующей церкви.
жизненный путь и развитие богословской мысли о «безрелигиозном христианстве» Дитриха Бонхеффера.
Предметом исследования является жизненный путь и развитие богословской мысли о «безрелигиозном христианстве» Дитриха Бонхеффера.
Степень научной разработанности темы. Теме «безрелигиозного христианства», историческому, теологическому, политическому, социологическому анализу данной концепции посвящено множество научных трудов ученых из разных стран. Эта тема раскрывается в обширном разделе «Биографии» Бонхёффера, написанной Эберхардом Бетге [Bethge] . Одно из монументальных исследований богословских воззрений Бонхёффера представляет собой монография Эрнста Файля «Богословие Дитриха Бонхёффера: герменевтика, христология. Мировоззрение» (ориг. Die Theologie Dietrich Bonhoeffers: Hermeneutik – Christologie – Weltverständnis) [Feil] . Изучаемой проблематике посвящены многочисленные статьи в научных изданиях [Moltmann; Bosse-Huber; Lange и др.] , монографии [Gerte] , диссертации [Grover, Martin и др.] . Труды Бонхёффера обсуждались учеными из разных стран в контексте особенностей национальной политической и церковной ситуации. Например, в сборнике «Богословие Дитриха Бонхёффера: путь между фундаментализмом и секуляризмом» (ориг. Dietrich Bonhoeffers Theologie heute. Ein Weg zwischen Fundamentalismus und Sekularismus) представлены доклады о влиянии богословия Бонхёффера на христианскую церковь в Польше [Burnell, 171–187] , Бразилии [Caldas, 188–200] , Америке [Haynes, 201–226] , о предложенном им пути как реальной альтернативе фундаментализму и секуляризму. С. Судзуки рассмотрел богословие Бонхёффера в контексте японского тенноизма [Suzuki] , Ян Лигуш в своей работе «Экклезиология Дитриха Бонхёффера. Между либерализмом и национализмом» затронул его связи с Гуситской церковью в Чехословакии [Liguš] . Во всех перечисленных трудах теологические письма из тюрьмы и зарождавшаяся в них концепция «безрелигиозного христианства» играют самую существенную роль.
Российский контекст изучения темы представлен очень небольшим количеством работ, возможно, по причине того, что труды Бонхёффера стали переводиться на русский язык сравнительно недавно и выборочно. Тем не менее первая статья под названием «Безрелигиозное христианство Д. Бонхёффера и его продолжателей» была опубликована уже в 1968 г. [Угринович] . Бонхёффер предстает как социальный деятель, протестантский модернист, при этом учитывается, что для него «религия» и «вера» не являются равнозначными понятиями. Интерес к трудам Бонхёффера возникает в 1990-е гг., когда на русском языке публикуются выборочные письма из сборника “Widerstand und Ergebung” (сборник «Сопротивление и покорность»). Труды Бонхёффера рассматриваются в ряде современных исследований [Антропов; Нырков; Тихомиров; Коначева] . Несомненный вклад в изучение наследия Бонхёффера внесли О. А. Седакова и А. И. Шмаина-Великанова [Седакова; Шмаина-Великанова] .
Основная цель данного исследования – термин «Безрелигиозное христианство» в трудах Дитриха Бонхёффера. Нами также рассмотрены жизненный и теологический путь Д. Бонхёффера и критика современных форм религиозности.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи исследования:
- исследовать жизненный путь Дитриха Бонхёффера;
- показать основные формы и методы влияния наставников и учителей в богословии на рассуждения Дитриха Бонхёффера;
- рассмотреть концепцию совершеннолетнего мира в трудах Дитриха Бонхёффера;
- изучить вопрос «Безрелигиозная интерпретация?»;
- проанализировать значение «Новый герменевтический ключ»;
- показать проблему и ответ на секуляризацию, как один из величайших вызовов современного мира;
- раскрыть значение богословия Дитриха Бонхёффера для христианской мысли.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: методы анализа и синтеза, монографический метод, диалектический метод, метод сравнения, методы индукции и дедукции, а также метод обобщения.
Теоретической и методологической основой написания выпускной квалификационной работы являются учебной, монографической и периодической литературы по выбранной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, на примере данной работы нам получилось проследить развитие теологической идеи «безрелигиозного христианства» пастора Дитриха Бонхеффера. Нам удалось посмотреть, каким образом прошло становление и развитие этого теолога.
Особое внимание в этой работе было уделено мнению Бонхёффера, о том, как свидетельствовать о Христе в изменяющемся, достигшем «совершеннолетия» мире, и какие надежды возлагал теолог виду обновления христианской мысли. Хотя эти надежды и не дали ожидаемого плода в новой христианской теологии и философии, однако они были усвоены и повлияли на богословские взгляды его последователей, так и на понимание христианской жизни, христианского познания и жизни в христианской общине.
По итогам критического анализа концепций либеральных теологов Адольфа фон Гарнака, Карла Барта и Рудольфа Бультмана представленных в первой части нашей работы можно заключить, что Бонхеффер оценивает их теологические взгляды через призму христоцентризма и христианской антропологии, он в последствии займет отрицательную позицию по отношению к религии, точнее к тому факту, что люди по природе религиозны, поскольку он жил в обществе, которое было по сути обществом безбожников. Такой теологический и жизненный контекст даст Бонхёфферу возможность изобрести термин «безрелигиозное христианство», которое основывается не на естественной человеческой религиозности, а на Божьем Слове - Христе.
Как и Барт Бонхёффер ставит Христа в центр своей теологии. Христос находится не по ту сторону этого мира, а здесь, в каждом человеке, в гуще человеческие общества. Бонхёффер ищет трансцендентное не в надмирном пространстве и не вне этого мира, но в этом земном мире, считая, что и основной вектор христианской жизни и миссии должен быть направлен к участию и погружённости прежде всего в этот мир. Для Бонхёффера важно и необходимо ввести Христа в самое средоточие мирской жизни, не относиться к Нему, как к некоему deux ex machina, Богу, который необходим нам лишь в моменты слабости нашего разума. Концепция «безрелигиозного христианства» раскрывается через термины «религия», «откровение» и «вера». Эти понятия Бонхёффер не отождествляет. Религиозность предполагает индивидуалистическое восприятие христианства, благочестие, надежду на личное спасение, веру в потустороннее действие Бога лишь на границах жизни и смерти, а не в центре этого мира. Бонхёффера не удовлетворяет тезис традиционного христианства о противоположности и несовместимости греховного земного и святого, сверхъестественного, небесного мира и мира человеческого. Христос как богочеловек, по его мнению, воплощает в себе единство этих двух миров. Он был убежден, что назначение религии не в том, чтобы заставлять человека обращаться к потустороннему миру, а, наоборот, в том, чтобы повернуться лицом к тому миру, в котором он живет. По мнению богослова, христианство должно идти вперед, отказаться от прежних форм (религиозности), выйти за пределы своих смыслов, которые некогда его связывали. По мнению Бонхёффера, в истории Церкви самую горячую веру и любовь являли христиане, когда еще не была сформирована строго выверенная догматическая система, когда не был сформирован до конца и сам канон книг Священных книг Нового Завета, задолго до Вселенских Соборов и канонически – правовых норм.
Следует отметить, что идее «безрелигиозного христианства» предшествует концепция совершеннолетнего мира, который достиг своей автономии, так как может, в отличие от предшествующих эпох, ответить на многие вопросы и даже не нуждается в Боге как в рабочей гипотезе. Бонхёффер видит проблему в том, что язык Церкви перестал быть понятен современникам и говорить с этим изменившимся миром нужно новым языком. Он считал, что христианство теряет свои позиции и оно более не нуждается в прежних формах, привычный язык Церкви остается не слышным и не понятным для окружающего большинства людей современности. Для того что бы сохранить себя Церковь должна искать новый язык, новые формы выражения своей веры отличные от прежних.
К сожалению, стремление вписать Христа в земные рамки, придать Церкви социальное, сугубо земное, антропологическое измерение обычно для создателя идеи «безрелигиозного христианства».
Смещение акцента христианской жизни с горнего мира на мир земной – одна из особенностей всего либерального направления в протестантизме, которая была так же присуща и богословским взглядам Дитриха Бонхёффера.



1. Новый Завет, изд. М. Патриархии, 1988;
2. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994;
3. Бонхёффер Дитрих. Хождение вслед. – М.: РГГУ, 2002;
4. Бонхёффер Дитрих. Этика. – М.: ББИ, 2013;
5. Дитрих Бонхёффер. Кто я? [Электронный ресурс]. – URL: https://poezia.ru/works/67330 (Дата обращения: 28.02.2023);
6. Сравнительное богословие. Немецкий протестантизм XX века. / Переводчик К;
7. Bonhoeffer D., Prisoner for God – Letters and Papers from Prison, New York, 1959;

Литература
8. Александр Мень. Библиологический словарь. Том первый. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/bibliologicheskij-slovar-tom-1/179 (Дата обращения:21.05.2023);
9. Александр Шмеман, протопресвитер. Евхаристия. Таинство Царства. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/evharistija-tainstvo-tsarstva/7 (Дата обращения:22.05.2023);
10. Алла А. Разговор с нидерландским теологом Фрицем де Ланге. Оказалось ли "безрелигиозное христианство" несостоятельным или оно еще не состоялось? [Электронный ресурс]. – URL: www.babr24.com/?IDE=34717 (Дата обращения:21.05.2023);
11. Антропов В. В. Этика и религия в ≪безрелигиозном христи-анстве≫ Дитриха Бонхёффера // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2005. № 6.;
12. «БОГОСЛОВСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ». Евроазиатский журнал Богословия. Спецвыпуск. 2015;
13. Бультман Р. Иисус Христос и мифология. // Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОСПЭН, 2004;
14. Гарнак Адольф фон. Сущность христианства – СПб, 1907.
15. Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы XX века / О. Розенберг, пер. Черкассы, 2011. 104-105 с;
16. Коначева С. А. Наука о бытии и наука о вере: проблема соотношения философии и теологии в религиозной мысли ХХ века. [Электронный ресурс]. – URL https://iphras.ru/site/sci_spir/papers/konacheva.html#_ ftn2 (Дата обращения:21.03.2023);
17. Коначева С. А. Христианство в совершеннолетнем мире // Бонхёффер Д. Проповеди, толкования, размышления / Пер. с нем. М. : Изд-во ББИ, 2014. В 2 т. Т. 1. 1925–1935. (Современное богословие);
18. Нырков Андрей, свящ. Религия и человек в безрелигиозном христианстве Дитриха Бонхёффера // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5;
19. Свято-Филаретовский институт. Вестник 2020. выпуск 35;
20. Седакова О. А. Дитрих Бонхёффер для нас // Она же. Moralia : Эссе, лекции, заметки, интервью. М. : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2010;
21. Спасский А.А. Новый труд проф. А. Гарнака по истории распространения христианства. Журнал «Вера и Разум». Отдел церковный. 1905. Т. 1.4.1. № 11. С. 639–662. [Электронный ресурс]. – URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/ (Дата обращения:21.03.2023);
22. Тихомиров А. В. Догматика без догматизма. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2013;
23. Томас Альтицер «Россия и апокалипсис». Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма. – М.: Канон, 2010;
24. Угринович Д. М. Безрелигиозное христианство Д. Бонхёф-фера и его продолжателей // Вопросы философии. 1968. № 2. С. 94–102;
25. Шмаина-Великанова А. И. Мать Мария (Скобцова), Дитрих Бонхёффер и Симона Вейль: апостольство в безрелигиозном мире // Христианос. 2000. № 9;
26. Эрик Метаксас. Дитрих Бонхеффер. Праведник мира против Третьего Рейха. Пастор, мученик, пророк, заговорщик . – М.: Эксмо; Книгоноша, 2012;
27. Bethge E. Dietrich Bonhoeffer. Eine Biographie. Munchen : Chr. Kaiser Verlag, 1970;
28. Bethge, E. Dietrich Bonhoeffer: Theologian, Christian, Contemporary, 599, цит. по: Nelson, The Life of Dietrich Bonhoeffer;
29. Bosse-Huber P. Die Gestalt der Kirche. Gedanken zu Dietrich Bonhoeffers Theologie und Leben als Herausforderung fur die Kirche im 21. Jahrhundert // Volker A. Lehnert (Hrsg.). Inspiriert vom Gemeinsamen Leben, Wuppertal : Foedus, 2009;
30. Burnell J. L. A Post-Messianic, Bonhoefferian Alternative to Polnish Secularism and Fundamentalism // Dietrich Bonhoeffers Theologie heute : Ein Weg zwischen Fundamentalismus und Sakularismus? / Ed. John W. de Gruchy, S. Plant, Ch. Tietz. Munchen : Guterloher Verlagshaus, 2009;
31. Caldas C. Bonhoeffer in Brazil: An Analysis of Brazilian Neopentecostalism from a Bonhoefferian Perspective // John W. de Gruchy, S. Plant, Ch. Tietz. Dietrich Bonhoeffers Theologie heute : Ein Weg zwischen Fundamentalismus und Sakularismus? Munchen : Guterloher Verlagshaus;
32. De Keijzer, Josh. Lingering Influence Fragmentary Presence: Bonhoeffers Appropriation of Heideggers.draft // Academia.edu [Электронный ресурс]. – URL: https://www.academia. edu/31077118/Lingering_ Influence_ Fragmentary_Presence_Bonhoeffers_Appropriation_of_Heideggers_draft?email_work_card=title. P.12;
33. Feil E. Die Theologie Dietrich Bonhoeffers. Hermeneutik – Christologie – Weltverstandnis. Berlin : Evangelische Verlagsanstalt, 1977;
34. Gerte D. Authentische Spiritualitat in den Gefangnisbriefen Dietrich Bonhoeffers : Kriterien fur Geistliche Begleitung heute. Frankfurt a.M. : Peter Lang Edition, 2013. (Pastoralpsychologie und Spiritualitat; Bd. 19);
35. Gesammelte Schriften, vol. IV, 71, цит. по: Bethge, E. Bonhoeffer: Exile and Martyr, New York 1975;
36. Grover R. E. 1943 – the concept of religion in the writings of Dietrich Bonhoeffer and Paul Tillich : A Dissertation Submitted to the Faculty of Baylor University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy, Baylor University, Waco, Texas, August 1974. Ann Arbor, M I : UMI Dissertation Services;
37. Haynes S. R. Between Fundamentalism and Secularism : The American Evangelical Love Affair with Dietrich Bonhoeffer // John W. de Gruchy, S. Plant, Ch. Tietz. Dietrich Bonhoeffers Theologie heute : Ein Weg zwischen Fundamentalismus und Sakularismus? Munchen : Guterloher Verlagshaus, 2009;
38. Lange F. Dieselben Dinge, ganz anders gesehen. Die Erfahrung der Gefangenschaft in Dietrich Bonhoeffers Briefen und Fragmenten aus Tegel // Dietrich Bonhoeffer Jahrbuch 5, 2011/2012. Munchen : Gutersloher Verlagshaus, 2012;
39. Moltmann J. Theologie mit Dietrich Bonhoeffer. Die Gefangnisbriefe // John W. de Gruchy, S. Plant, Ch. Tietz. Dietrich Bonhoeffers Theologie heute. Ein Weg zwischen Fundamentalismus und Sakularismus? Munchen: Guterloher Verlagshaus, 2009;
40. Marsh, C. Reclaiming Dietrich Bonhoeffer: The Promise of His Theology, New York: Oxford University Press, 1994;
41. Martin M. S. Dietrich Bonhoeffer: creating ethos in uncertain cirtumstances : A Dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of philosophy : (Rhetoric and Technical Communication). Michigan : Michigan technological university ; Ann Arbor, MI : UMI Dissertation Services, 2007;
42. Pannenberg, W. How to Think about Secularism, 1996: “Confidence in that truth – a confidence exhibited in proclamation and life – is the only adequate and worthy response to the challenge of secularism.” [Электронный ресурс]. – URL: https://firstthings.com/author/wolfhart-pannenberg, (Дата обращения: 01.05.2023);
43. Suzuki S. Evangelium — Wirklichkeit — Verantwortung. Dietrich Bonhoeffers Theologie in Auseinandersetzungen mit japanischer Theologie und Tennonismus bei Kitamori und Takizawa. Zurich : Lit Verlag, 2011. (Okumenische Studien, Bd. 38);
44. Liguš J. Christus praesens : Ecclesiology of Dietrich Bonhoeffer : Between Liberalism and Nationalism. Vydani 1. Praha : Husitska teologicka fakulta University Karlovy v nakladatelstvi L. Marek, 2016;
45. Škrinjar, A. (1980) „Nereligiozno tumačenje biblijskih pojmova“, Crkva u svijetu, 15(4), стр. 312. [Электронный ресурс]. – URL: https://hrcak.srce.hr/90201 (Дата обращения: 23.04.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ