ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС 10
1.1. Язык и политика 10
1.2. Массовая информация 18
1.3. Воздействующая функция языка СМИ 24
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КОММУНИКАЦИИ 27
2.1. Технология формирования и поддержания имиджа официального
представителя власти М. Захаровой 27
2.2. Языковое поведение Марии Захаровой 39
2.3. Невербальные особенности и приёмы реализации функции воздействия 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
В современной лингвистике возрастает интерес к проблемам прагматики текста, изучению функций языковых средств в рамках современного политического дискурса. Это обуславливается повышенным вниманием общества к происходящим политическим событиям и процессам. Речь политических деятелей формирует точку зрения массовой аудитории на ту или иную проблему. Адресант ставит перед собой цель моделировать мировоззрение слушающих и воздействовать на аудиторию при помощи различных языковых средств. Изучение речи политических деятелей позволяет обнаружить особенности, которые характеры для дискурса политической культуры, а также соотнести её с актуальной политической картиной для определения истинных целей, преследуемых политиком. Для этого необходимо выявить и проанализировать языковые средства воздействия, которые помогают применять стратегии и методы привлечения внимания к политической проблеме и формировать доверие аудитории к выступающему.
Проблемы политического дискурса получили основательное научное осмысление, известны работы Н.Д. Арутюновой, А.Б. Бушева, С.Е. Кунцевич, И.Ю. Логиновой, Е.К. Павловой, Г.Г. Почепцова и других ученых. Так, Н.Д. Арутюнова, освещая проблемы дискурса в современном языкознании, отмечает необходимость учета культурологических, социальных и прагматических факторов. В работах ученого подчеркнуты специфичная структура и функции дискурса, которые отсутствуют в тексте [Арутюнова 1990: 136-137]. А.Б. Бушев и С.Е. Кунцевич рассматривают проблематику политического дискурса и политической коммуникации. Политический дискурс отличается от других видов дискурса социально - деятельностной ориентацией и спецификой процессов, протекающих в политической сфере [Бушев 2002; Кунцевич 2005: 40]. А.Н. Баранов считает, что интерес к изучению политических текстов объясняется проблемами изучения политического мышления, необходимостью осмысления политических текстов и текстов СМИ для анализа различных процессов, протекающих в обществе. Автором отмечаются попытки предотвращения манипуляций общественным сознанием при помощи политической коммуникации [Баранов 2001: 245].
В лингвистической литературе мы не находим общепринятого определения языка политики, например, Е.И. Шейгал и А.Н. Баранов рассуждают о политическом дискурсе, Т.В. Юдина пишет об общественно-политической речи, А.П. Чудинов использует понятие агитационно-политическая речь, П.Н. Денисов оперирует термином язык общественной мысли, О.И. Воробьёва в своих рассуждениях опирается на термин политический язык. И.Ю. Логинова рассматривает политическую персуазивность и способы осуществления речевого убеждения.
Женский политический дискурс стал предметом научного изучения недавно. Исследователи А.П. Чудинов, И.С. Чудинова, О.А. Стрелкова, Н.А. Завьялова, Н.А. Синеокая и другие предпринимают попытки описать черты мужской политической речи, рассматривают жанровые и речевые особенности женской политической речи.
В магистерской диссертации мы использовали иностранные источники . Ученые Martel, Thompson, Walker, Winter, VanDijk, Howe, Strauss в своих работах уделяют внимание повышению роли устных форм политической коммуникации, предпринимают попытки определить тенденции развития политического дискурса, как части существующих общественных отношений и факторе формирования данных отношений. Отмечены тенденции к смягчению женского стиля в политике, так как женщине стало легче вступить в политическую сферу жизни.
При анализе публичной речи следует учитывать определенные компоненты, которые влияют на восприятие информации. К таким компонентам можно отнести индивидуальные и культурные особенности говорящего, пол, возраст, политическую идеологию, проблематику описываемого события, а также политический фон и условия коммуникации. Степень научного осмысления проблемы политической коммуникации позволяет сформулировать актуальность настоящего исследования, которая состоит в том, чтобы определить языковое и неязыковое поведение политика, позволяющее достичь положительных результатов в рамках политического дискурса.
В качестве объекта магистерской диссертации были привлечены тексты выступлений дипломата М. Захаровой. Предметом магистерской диссертации стал речевой воздействующий потенциал политических выступлений М. Захаровой.
Цель магистерской диссертации состоит в том, чтобы выявить лингвистические особенности политических сообщений М. Захаровой и определить характерные (языковые и внеязыковые) черты выступлений, свидетельствующие о высокой результативной деятельности официального представителя Министерства иностранных дел РФ.
Цель магистерской диссертации предполагает решение ряда задач:
1) рассмотрев различные научные подходы к определению политического дискурса в современной науке, определить основные признаки политического дискурса;
2) отметить лингвистические особенности политического дискурса;
3) проанализировать язык выступлений М. Захаровой;
4) описать черты имиджа М. Захаровой;
5) определить причины успешности и высокой результативности политических выступлений М. Захаровой.
Методы исследования. В диссертации использовались общетеоретические методы анализа и синтеза, обобщения; также методы наблюдения и сопоставительного анализа, в качестве основного метода в исследовании используется метод лингвистического описания.
Эмпирической базой для исследования послужили:
- фундаментальные работы Н.Д. Арутюновой «Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы» (М., 1976), М.М. Бахтина «Эстетика словесного творчества» (М., 1979), Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история» (М., 1966), Г.Г. Почепцова «Теория коммуникации» (М., 2003) и др.;
- официальный и личный сайты М. Захаровой: http://mariya-zaharova.ru;
- выступления в период с 2016 по 2018 годы: сообщение о гибели российского посла в Турции от 19 декабря 2016 г., выступление для телеканала RussiaToday по вопросу введения новых санкций против РФ от 28 декабря 2016 г., отрывок из еженедельного брифинга от 16 марта 2018 г., фрагмент текста из брифинга от 28 декабря 2017 г., фрагмент текста из брифинга от 2 марта 2018 г., отрывок брифинга от 29 сентября 2016 г., выступление в прямом эфире на телепередачи «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым от 3 сентября 2017 г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дипломатический дискурс представляет собой особую форму коммуникации. Изучение дипломатического дискурса (на материале выступлений М. Захаровой) позволяет понять, как цели и задачи внешней политики РФ воплощаются при помощи политической коммуникации и формируют образ страны в общественном сознании. Средства массовой информации в лице М. Захаровой выступают главным посредником между собственно политической информацией и массовой аудиторией; создают общий информационно-языковой (политический, экономический, военный, социальный и культурный) образ России в мировом масштабе.
2. Имидж как многокомпонентное явление играет важную роль в карьере представителя власти. Имидж формируется в соответствии с целевой установкой деятельности политика, при этом учитываются его индивидуальные черты, принимается во внимание особенности аудитории, на которую направлено воздействие политика.
3. М. Захарова владеет всеми приёмами политического дискурса, искусно использует в своей речи различные средства выразительности и воздействия. Это позволяет ей не только выражать официальную позицию РФ, привлекать внимание к тем или иным политическим проблемам, давать прямую или образную оценку событиям, но и оказывать воздействие на слушателя. Паралингвистические средства поддерживают общий образ официального представителя МИД РФ и помогают добиваться доверия и уважения у аудитории разных стран.
Новизна исследования состоит в том, что впервые предметом научного рассмотрения стали выступления М. Захаровой, проанализированные с точки зрения воздействующего влияния на массовую аудиторию.
Теоретическая значимость магистерской диссертации определена тем, что в научной работе обобщены механизмы языковой организации политического дискурса, на материале выступлений политического представителя МИД РФ проведен лингвистический анализ текстов политического дискурса.
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке теоретических курсов по риторике, социолингвистике, журналистики, а также в практике построения публичных выступлений и проведения анализа спорных текстов.
В структурном отношении магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснованы актуальность исследования, ее научная и практическая значимость, показана степень научной разработанности проблемы, сформулированы объект и предмет исследования, цель и задачи работы, описана методология, обозначена новизна исследования.
Первая глава магистерской диссертации отражает теоретическую базу работы, в этой части анализируются основные взгляды ученых, которые занимались решением проблем политического дискурса, определением понятий «политический дискурс», «язык и политика».
Вторая глава представляет собой практическое исследование, в ходе которого показаны языковые и неязыковые особенности и приёмы реализации функции воздействия в речи официальных представителей власти; определены риторические особенности и приёмы аргументации, убеждения и воздействия, к которым прибегают представитель МИД РФ М. Захарова.
В заключении подводятся итоги исследования.
Библиографический список составляет 138 наименований.
В приложение включены тексты выступлений М. Захаровой.
Апробация научной работы. Результаты проведённого исследования были обсуждены на конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 10-15 апреля 2017 г., 3-4 апреля 2018 г.).
Основные положения магистерской диссертации нашли своё отражение в научных статьях:
1. Дьяконова, Е.В. Средства эмоциональной выразительности в выступлениях М. Захаровой [Текст] / Е.В. Дьяконова // Студенческие Дни науки в ТГУ: сборник студенческих работ по материалам Научно-практической конференции 3-29 апреля 2017 г. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - С. 342-343.
2. Дьяконова, Е.В. Имидж дипломата М. Захаровой [Текст] /
Е.В. Дьяконова // Actual problems of communication: theory and practice [Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: сборник статей. Выпуск 1] - LosGatos, USA, 2018. - С. 5-6. - Режим доступа:
http://scipress.ru/books/actual-problems-of-communication-theory-and-practice- /aktualnye-problemy-kommunikatsii-teoriya-i-praktika.html
За период прохождение производственных практик (2017-2018 гг.) по заказу правоохранительных органов было выполнено пять исследований спорных текстов на предмет выявления в них признаков экстремизма, вражды и национальной розни. Работа над магистерской диссертацией, исследования языковых средств и приемов воздействия позволили применить полученные знания в практике экспертной деятельности.
В результате проведённого теоретического исследования и анализа лингвистических и паралингвистических средств выступлений официального представителя МИД РФ Марии Захаровой были сделаны следующие выводы:
1. Политический дискурс - это важная часть современного общества, так как каждая личность так или иначе принимает участие в политике страны, соответственно, на каждую личность происходит влияние со стороны СМИ в политической сфере жизни. Политический язык - это особая подсистема языка, которая помогает решать задачи политической коммуникации. Политическая речь отличается от других видов коммуникации, так как политическая речь отражает события общественно-политической жизни, влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферы, влияет на сознание и формирование оценки у широких масс, при этом служит целям пропаганды, побуждению к политическим действиям, принятию социально-политических решений.
Дипломатический дискурс является поддискурсом политического. К сожалению, он мало изучен в лингвистике, но при этом он изучается в юриспруденции, экономике, политологии, дипломатии и переводоведении. Лингвистические исследования направлены на изучение социолингвистических факторов дипломатического дискурса и выявление его языковых и конститутивных особенностей. Изучение дипломатического дискурса позволяет понять, как цели и задачи внешней политики передаются через данный вид коммуникации и формируют образ внешней политики в общественном сознании. Особую роль в успешности данного вида коммуникации играет уровень развития коммуникативной компетентности языковой личности.
2. Массовая коммуникация осуществляется в рамках всего общества, является важным условием развития и организации общества. Массовая коммуникация социально обусловлена, потому что взаимодействия людей на основе массовой коммуникации обеспечивает социальные действия. Массовые коммуникации осуществляют социальный контроль, способствуют общественному прогрессу, учитывая спрос и предложения общества. Поэтому массовую коммуникацию можно рассматривать в системе социальных отношений и как отдельный вид данных отношений.
СМИ формируют наши оценки и манипулируют нашим сознанием каждый день. Основные методы влияния СМИ на общественное сознание являются преобразование коммуникативно-содержательной стороны информации и эмоциональное воздействие.
3. Язык СМИ - особый язык социального взаимодействия и информационного воздействия, он постоянно совершенствуется вместе с современными технологиями. Язык СМИ имеет особенные формы выражения, структурирующие наше восприятие, создающие особые виды восприятия действительности, которые могут дополняться документальностью, реальностью, и вымыслом, и даже иметь виртуальный характер. Информационное воздействие языка СМИ на общество велико, ведь СМИ присутствуют во всех сферах жизни общества. Воздействие СМИ может носить и положительный, и отрицательный характер в зависимости от цели. Основными функциями языка СМИ являются информативная и эмоциональная. СМИ - это особый язык информационного воздействия, располагающий специфическими средствами и символами для создания в массовом сознании определенной картины мира. Создавая в нашем сознании стереотипы, СМИ формируют общественное сознание. Через СМИ в нашем сознании происходит формирование моделей поведения, привычек, сознания в целом на основе тех ценностей и политических идеалов, которые задаются особенностями государственного устройства и демонстрируются в СМИ. Так проявляются воздействующая функция СМИ и процессы манипуляции.
4. Имидж хоть и является лишь одной из составляющей личности, сам имидж явление сложное и многокомпонентное. Имидж влияет на развитие политической культуры. При создании успешного имиджа имиджмейкерам приходится учитывать множество факторов и продумывать множество деталей образа публичной личности, учитывая личные и внешние особенности, гендерность, психологические и интеллектуальные отличительные черты. В информационном обществе современные подходы к проблеме политического имиджа отличаются акцентом на взаимодействие политика и социальной группы. Ведь в современном обществе имидж политика - это средство воздействия на целевую аудиторию. Особую роль в формировании имиджа политического лидера сегодня приобретает визуальная информация. Политический имидж призван соответствовать ожиданиям, социальным стереотипам и традициям. Воздействие имиджа на общественное мнение осуществляется по ряду каналов, с помощью специальных психологических приёмов и механизмов, придающих привлекательность имиджу.
Имидж официального представителя МИД РФ Марии Захаровой отличается проработанностью и цельностью, что тем самым объясняет успешность и популярность Марии Захаровой в дипломатии. Её внешний вид соответствует её внутренним чертам характера. Несомненно, Мария Владимировна обладает необходимой компетенцией, умом, харизмой, ораторским мастерством и внешними данными для успешного воздействия на массовое сознание.
5. Проанализировав языковые средства в текстах М. Захаровой мы пришли к выводу, что её речь отличается убедительностью и политическим весом, при этом спикер эмоционален, что располагает аудиторию к выступающему. Речь официального представителя МИД изобилует тропами и фигурами речи, которые делают её речь более живой, яркой и запоминающийся. Для воздействия Мария Захарова использует широкий спектр средств: приёмы диалогизации, привлечения внимания, лексические, стилистические и синтаксические средства. Логичность и аргументированность её выступлений демонстрируют её интеллект и волевой характер. Языковые средства раскрывают образ уверенной и компетентной женщины-дипломата.
6. Изучение невербальных средств общения актуально в современной науке. Невербальные средства являются бессознательными, поэтому их практически невозможно подделать, поэтому невербальный язык о многом может рассказать. Но и по этой же причине он очень сложен для анализа. Каждый элемент невербального общения необходимо рассматривать в контексте, но и при соблюдении данного условия нельзя игнорировать многозначность каждого невербального знака. Невербальное поведение Марии Захаровой поражает естественной уверенностью, когда она выступает, аудитория верит ей и доверяет. Она обладает высоким уровнем развития коммуникативной способности, культуры и техники общения. В сознании людей создаётся образ уверенного и достойного представителя нашей страны на международной политической арене. Мария Владимировна Захарова уникальный политик: она первая женщина, занимающая данный пост, в то же время является очень артистичной, что добавляет ей привлекательности в глазах аудитории, и, несомненно, она очень умна и компетентна для занимаемой должности.
Итак, мы рассмотрели определение и основные признаки политического дискурса, определили роль СМИ в политической реальности, рассмотрели лингвистические средства построения дипломатического дискурса, реализующие функцию воздействия. Мы описали технологию формирования и поддержания имиджа официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, проанализировали лингвистические и паралингвистические средства в её публичных устных выступлениях.
Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны со сравнительным анализом текстов выступлений других политиков, как женщин, так и мужчин, с изучением конкретных средств воздействия и манипуляции в речи политиков, с созданием классификации средств воздействия на аудиторию в рамках политического дискурса, изучением методик предупреждения конфликтов.
1. Алтунян, А.Г. Анализ политических текстов: учебное пособие [Текст] / А.Г. Алтунян. - M.: Логос, 2006. - 384 с.
2. Абрамович А.Я. Словарь иностранных слов. 18-е изд. - М: Рус. яз., 1989. - 624 с.
3. Андреев, А.Л. Политическая психология [Текст] / А.Л. Андреев. - М.: Изд-во «Весь мир», 2002. - 240 с.
4. Анисимова, Т.В. Современная деловая риторика: учеб. пособие [Текст] / Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 432 с.
5. Апресян, В.Ю. Имплицитная агрессия в языке [Текст] /
B. Ю. Апресян // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: тр. междунар. конф. «Диалог 2003» (Протвино, 11-16 июня 2003). - М.: Наука, 2003. - С. 32-35.
6. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст] / Е.Ю. Артемьева; ред. И.Б. Ханиной. - М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.
7. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека 2-е изд., испр. [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
8. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста [Текст] / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - М.: Флинта, 2003. - 496 с.
9. Баранов, А.Н. Аргументация как языковой и когнитивный феномен [Текст] / А.Н. Баранов // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / отв. ред. Ф. М. Березин, Е.Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1990. -
C. 41-52.
10. Безменова, Н.А. Риторическая модель речевой деятельности [Текст] / Н.А. Безменова // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / отв. ред. Ф.М. Березин, Е.Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1990. - С. 15-27.
11. Безменова, Н.А. Речевое воздействие как риторическая проблема [Текст] / Н.А. Безменова // Проблемы эффективности речевой коммуникации. - М.: ИНИОН, 1989. - С. 116-133.
12. Бендас, Т.В. Психология лидерства: учебное пособие [Текст] / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
13. Богданов, E. Психологические основы «Паблик рилейшнз» [Текст] / E. Богданов, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
14. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. «Политология», «Междунар. отношения» и «Регионоведение» [Текст] / К.П. Боришполец. - M.: Аспект Пресс, 2005. - 220 с.
15. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. [Текст] / Д. Брайант, С. Томпсон. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.
16. Будаев, Э.В. Зарубежная политическая лингвистика: учеб. пособие [Текст] / Э.В. Будаев, М.Б. Ворошилова, Е.В. Дзюба, Н.А. Красильникова; отв. ред. А.П. Чудинов. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2011. - 252 с.
17. Бурдьё, П. О телевидении и журналистике [Текст] / Пер. с фр.
Т. Анисимовой, Ю. Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. - М.. Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт
экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.
18. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие [Текст] / Н.С. Валгина. - М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. - 210 с.
19. Вилков, A.A. Избирательные технологии: проблема
эффективности и политических последствий [Текст] / A.A. Вилков // Власть. -2003. - №4. -С. 17-18.
20. Волков, А.А. Основы риторики: учеб. пособие для вузов [Текст] /
А.А. Волков. - М.: Академ. проект, 2003. - 304 с.
21. Волкова, В.В. Имиджелогия [Текст] / В.В. Волков. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. - 168 с.
22. Володина, М.Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание [Текст] М.Н. Володина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Под ред. М. Н. Володиной. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - С. 9-31.
23. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 139 с.
24. Герасимова, С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием [Текст] / С.А. Герасимова // Управленческое консультирование. - 2007. - № 2. - С. 143-148.
25. Гозман, Л.Я. Политическая психология [Текст] / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шеслопал. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 445 с.
26. Гринберг, Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера [Текст] / Т.Э. Гринберг. - M.: РИП-Холдинг Москва, 1995. - 104 с.
27. Гринберг, Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Т.Э. Гринберг. - M.: Аспект Пресс, 2005. - 317 с.
28. Гринева, С.В. Менталитет и ментальность современной России [Текст] / С.В. Гринева. - Невинномысск: Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т; Невиномыс. технол. ин-т, 2003. - 176 с.
29. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] /
В. фон Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1984. - 400 с.
30. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т.А. ван Дейк; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
31. Демьянков, В.3. Эффективность аргументации как речевого воздействия [Текст] / В.3. Демьянков // Проблемы эффективности речевой коммуникации. - М.: ИНИОН, 1989. - С. 13-40.
32. Дипломатический словарь. Т.1. / Глав. ред. А.А. Громыко,
И.Н. Земсков, В.М. Хвостов. - М.: Политиздат, 1971. - 612 с.
33. Долгов, B.M. Идеологический фактор в электоральном процессе современной России [Текст] / B.M. Долгов // Власть. 2003. - №4. - C. 3-5.
34. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита [Текст] / Е.Л. Доценко. - СПб.: Речь, 2003. - 304 с.
35. Желтухина, М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 [Текст] / М.Р. Желтухина. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2004. - 44 с.
36. Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность масс- медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография [Текст] / М. Р. Желтухина. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с.
37. Зализняк, А.А. Ключевые идеи русской языковой картины мира [Текст] / А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 544 с.
38. Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание [Текст] / С.А. Зелинский. - СПб.: Издательско- Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. - 280 с.
39. Иванов, В.Ф. Массовая коммуникация: монография [Текст] / В.Ф. Иванов. - Киев: Академия Украинской Прессы, Центр Свободной Прессы, 2013. - 902 с.
40. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 284 с.
41. Иссерс, О.С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий [Текст] / О.С. Иссерс // Вестн. Омск, ун-та. 1999. - Вып. 1. - С. 74¬79.
42. Каландаров, К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов [Текст] / К.Х. Каландаров. - М.: Гуманитарный центр «Монолит»,1998.- 80 с.
43. Каменская, О.Л. Текст и коммуникация [Текст] / О.Л. Каменская. - М.: Высш. шк., 1990. - 152 с.
44. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара- Мурза. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
45. Карасик, В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности: сб. обзоров [Текст] / В.И. Карасик. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - С. 37-64.
46. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов; отв. ред. Д. Н. Шмелев; АН СССР, Отделение лит. и яз. - М.: Наука, 1987. - 263 с.
47. Качалов, M. Трансформация PR-рынка и PR-индустрии в путинские времена[Текст] / М. Качалов // Советник. - 2006. - №1. - С. 17-25.
48. Киселева, Л.А. Вопросы теории речевого воздействия [Текст] / Л.А. Киселева. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. - 159 с.
49. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика: учебное пособие [Текст] / И.М. Кобозева. - М.: УРСС Эдиториал, 2000. - 352 с.
50. Кольев, A. Политическая мифология: реализация социального опыта [Текст] / А.Кольев. - M.: Логос, 2003. - 384 с.
51. Корнилов, О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов [Текст] / О.А. Корнилов. - М.: Изд-во «ЧеРо»,
2002. - 349 с.
52. Котов, А.А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 [Текст] / А.А. Котов. - М., 2003. - 24 с.
53. Кошелюк, M.E. Технологии политических выборов [Текст] / M.E. Кошелюк. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с.
54. Крылова, О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория: учебное пособие [Текст] / О.А. Крылова. - М.: Высшая школа, 2006. - 424 с.
55. Кубрякова, Е.С. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Е.С. Кубрякова, Л.В. Цурикова; под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 760 с.
56. Кубрякова, Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике [Текст] / Е.С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональный и структурный аспекты. - М.: ИНИОН РАН,
2000. - С. 7-25.
57. Левин, Ю.И. О семиотике искажения истины [Текст] / Ю.И. Левин // Избранные труды: Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 594-606.
58. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 682 с.
59. Липпман, У. Общественное мнение [Текст] / У. Липпман; пер. с англ. Т.В. Барчунова. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
60. - 320 с.
61. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа [Текст] / А.Ф. Лосев. - M.: Наука,
2001. - 560 с.
62. Макаревич, Э. Игры интеллигентов или социальный контроль масс [Текст] / Э. Макаревич, O. Карпухин. - M.: Эксмо, 2003. - 480 с.
63. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса [Текст] / М.Л. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
64. Маклюэн, Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека [Текст] / Г.М. Маклюэн, пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.
65. Максимов, А.А.Войнапо правилам и без. Технологии изготовления предвыборных миражей [Текст] / А.А. Максимов. - M.: Дело,
2003. - 320 с.
66. Малкин, Е.Б. Политические технологии [Текст] / Е.Б. Малкин, Е.Б. Сучков. - M.: Русская панорама, 2006. - 680 с.
67. Мандель, Б.Р. PR: Методы работы co средствами массовой информации [Текст] / Б.Р. Мандель. - M.: Эксмо, 2009. - 205 с.
68. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография [Текст] / А.В. Манойло. - М.: МИФИ, 2003. - 388 с.
69. Мансурова, А. И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием [Текст] / А.И. Мансурова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - №1. - С. 69-73.
70. Матвейчев, O.A. Предвыборная кампания: практика против теории [Текст] / O.A. Матвейчев, Ю.В. Новиков. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - 140 с.
71. Млечин, JI.M. Кремль. Президенты России. Стратегия власти от Б.Н. Ельцина до B.B. Путина [Текст] / M.H. Млечин. - M.: 3AO Центр- полиграф, 2003. - 703 c.
72. Науменко, Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию [Текст] / Т.В. Науменко // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2003. - № 6. -С. 19-23.
73. Новиков, А.И. Смысл как особый способ членения мира в сознании [Текст] / А.И. Новиков // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. - М.: б. и., 2000. - С. 33-39.
74. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Аз, 1996. - 928 с.
75. Ольшанский, Д.В. Психология масс [Текст] / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.
76. Ольшанский, ДЪ. Политическая психология [Текст] /
Д.И. Ольшанский. - ОПб.: Питер, 2002. - 576 c.
77. Ольшанский, ДЪ. Политический PR [Текст] / ДЪ. Ольшанский. - ОПб.: Питер, 2003. - 554 с.
78. Ольшанский, ДЪ.Политический консалтинг [Текст] /
Д.И. Ольшанский, B/Г. Пеньков. - ОПб.: Питер, 2005. - 448 c.
79. Орлова, H. Имидж как процесс политической коммуникации [Текст] / H. Орлова. - M.: Наука, 2008. - 171 с.
80. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов [Текст]/ Г.Г. Почепцов. - M.: Рефл-бук: Ваклер, 2002. - 622 с.
81. Павиленис, Р.Й. Проблема смысла. Логико-функциональный анализ языка [Текст] / Р.Й. Павиленис. - М.: Мысль, 1983. - 286 с.
82. Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии [Текст] /
П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2000. - 270 с.
83. Панасюк, А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж [Текст] / А.Ю. Панасюк. - M.: Дело, 2001. - 239 с.
84. Панюшкин, B. Следите за правой рукой [Текст] / B. Панюшкин // Власть. - 2002. - № 14. - С. 29-35.
85. Паршин, П.Б. Речевое воздействие: основные формы и
разновидности [Текст] / П.Б. Паршин // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова, А.Н. Баранов, П.Б. Паршин и др. - М.: Издат. дом Гребенникова, 2000. - 336 с.
86. Пиз, А. Язык телодвижений (перев. с англ.) [Текст] / Аллан Пиз. - М.: Эксмо, 2006. - 272 с.
87. Политическая имиджелогия [Текст] / Под ред. A.A. Деркача. - M.: Aспект Пресс, 2006. - 400 c.
88. Попов, В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: курс лекций. 2-е изд., доп. [Текст] / В.И. Попов. - М: Междунар. отношения, 2003. - 576 с.
89. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001. -189 с.
90. Почепдов, Г.Г. Имиджeлогия [Текст]/ Г.Г. Почепдов. - M.: Рeф- бук, 2002. - 574 с.
91. Прохоров Е.П. Введение в журналистику [Текст] / Е.П. Прохоров. - М.: Высш. шк., 1988. - С. 50-130.
92. Пушкарёва, Г.В. Политический менеджмент [Текст] / Г.В. Пушкарева. - M.: Дело, 2002. - 400 с.
93. Речевое воздействие: проблемы прикладной психолингвистики: сб. ст. / отв. ред. А.А. Леонтьев; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1972. - 144 с.
94. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации [Текст] / ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1990. - 136 с.
95. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира [Текст] / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
96. Рыбакина, А.В. Проблемы политического дискурса [Текст] /
A. В. Рыбакина [Электронный ресурс] - URL:
https://www.pglu.ru/upload/iblock/5b3/uch_2009_ii_00039.pdf(дата обращения: 17.12.2017)
97. Свинцов, В.И. Истинностные аспекты коммуникаций и проблемы совершенствования речевого сообщения [Текст] / В.И. Свинцов // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Наука, 1990. - С. 68-86.
98. Смирнова, E. Штирлиц - наш президент [Текст] / E. Смирнова // Коммерсант-Власть. - 2000. - № 10. - C.7-8.
99. Сорокина, E. Коммуникация в период избирательной кампании. Kейсстaдис [Текст] / E. Сорокина. - M: АВАНТИ, 2002. -128 с.
100. Стернин, И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Стернин. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
101. Стернин, И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2012. - 178 с.
102. Стернин, И.А. Риторика [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж: Кварта, 2002. - 223 с.
103. Тарасов, В.С. Новейший философский словарь [Текст] /
B. С. Тарасов // Словопедия. 2007 [Электронный ресурс]
URL:http://www.slovopedia.com/6/207/770965.html (дата обращения:
11.11.2017)
104. Тарасов, Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения [Текст] / Е.Ф. Тарасов // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / отв. ред. Ф.М. Березин, Е.Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1990. - 136 с.
105. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 558 с.
106. Трошина, В.Н. Стилистические параметры текстов массовой коммуникации, и реализация коммуникативных стратегий субъекта речевого воздействия [Текст] / В.Н. Трошина // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М: Наука, 1990. - С. 62-69.
107. Ушакова, Т.Н. Слово в действии: интент-анализ политического дискурса [Текст] / Т.Н. Ушакова; под ред. Н.Д. Павловой. - СПб.: Алетейя, 2000. - 316 с.