ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.. .9
1.1 Проблема социального развития дошкольника в трудах отечественных и
зарубежных исследователей 9
1.2 Социальная среда и ее влияние на социальное развитие ребенка 17
1.2.1 Первая социальная микросреда ребенка и влияние на социальное
становление личности 20
1.2.2 Детский коллектив как условие социализации ребенка 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОЦЕССА ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Диагностика уровня сформированности социальной компетентности.... 30
2.2 Реализация психолого-педагогической коррекционной работы по
становлению социальной компетентности у дошкольников 61
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментального исследования 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность исследования. Вопрос формирования социальной компетентности дошкольников является важной социальной и психолого-педагогической проблемой. В связи с изменениями в области образования поставлены амбициозные задачи - подготовить не только высоко квалифицированных специалистов с набором знаний учений и навыков, но и обеспечить готовность к решению жизненных задач, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях. Основа социальной компетентности закладывается в дошкольном возрасте, соответственно, основное внимание должно уделяться социальному развитию и воспитанию.
Формирование социальных компетенций у дошкольников на настоящий момент является одним из актуальных направлений в исследовании компетентностного подхода. Анализ научных исследований в области педагогики показал, что социальные компетенции являются базовой для формирования личности, востребованной современным обществом. Они оказывают содействие в самоопределении, самореализации, самоутверждении человека и способствуют развитию в течение жизни. Однако существует ряд проблем, связанных с разработкой программ по формированию социальной компетентности, которые в основном решаются для общего образования. «В научных работах Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и других исследователей вопросы формирования социальной компетентности дошкольника разрабатываются, но недостаточно активно, что и обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне» [5].
Вопросы формирования социальной компетенции рассматривались такими учеными как В.М. Басова, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Е.В. Коблянская, М.И. Лукьянова, Л.М.Митина.
«В частности, в исследованиях В.В. Байденко, В.В.Краевского, Л.А.Петровской, А.В.Хуторского и других рассматривался процесс формирования общекультурной и профессиональной компетентности в обучении и воспитании» [15, 18].
Таким образом, анализ научной литературы подтверждает актуальность темы, с одной стороны, и свидетельствует о разработанности отдельных ее аспектов, а с другой, указывает на недостаточность разработки вопросов формирования социальных компетенций у детей дошкольного возраста путем применения социально-ориентированных технологий.
Все вышеизложенноесвидетельствует о наличии противоречий:
- между возрастающей потребностью государства и общества в позитивной социализации детей и существующими традиционными подходами к социальному развитию детей в дошкольных учреждениях, не позволяющими в полной мере формировать начальные социальные компетенции;
- между необходимостью формирования социальных компетенций у детей дошкольного возраста и не разработанностью теоретических аспектов и адекватных практических путей и средств формирования социальных компетенций у детей дошкольного возраста.
Выделенные недостатки и противоречия, а также необходимость их разрешения определили проблему исследования: использование каких социально-ориентированных технологий позволит сформировать социальные компетенции у детей дошкольного возраста?
Ввиду актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование социальной компетентности у дошкольников путем применения социально-ориентированных технологий».
Объект исследования: процесс формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа, направленная формирование социальной компетентности у дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционно -развивающей работы, основанной на применении социально-ориентированных технологий, как средствадля формирования социальной компетентности у дошкольников.
Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование социальной компетентности у дошкольников будет эффективна, если:
• содержание социально-ориентированных технологий для формирования социальной компетентности у дошкольников будет подобрано с учетом психологических и возрастных особенности детей;
• средством коррекционно-развивающей работы будут являться социально-ориентированные технологии, способствующие развитию самостоятельности, умению делать выбор, ответственности, самопознания и самодисциплины детей;
• на протяжении коррекционно-развивающей работы будет осуществляться постоянный мониторинг уровня сформированности социальной компетентности у дошкольников на основе диагностического инструментария.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Изучить отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования социальной компетентности.
2) Разработать и апробировать коррекционно-развивающуюпрограмму,
способствующую формированию социальной компетентности у дошкольников.
3) Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня социальной компетентности у дошкольников.
4) Осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
- «теории социализации личности, понимаемой как включение ребенка в систему общественных отношений (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.);
- теории социального воспитания (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, A. В.Мудрик и д.р.);
- теории дошкольного воспитания (Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и др.);
- теории и методика педагогического исследования (В.И.Загвязинский, B. В. Краевский, В.А. Сластенин и др.)» [4, 8, 11, 21,29, 35, 36, 37,38].
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации; экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этап, методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ).
База исследования:МДОУ Детский сад «Ягодка» с.Ягодное.
Этапы исследования: исследование проводилось в период с 2017по 2019 год.
Первый этап был посвящен подбору и анализу психолого¬педагогической литературы, определению темы исследования и его научного аппарата.
На втором этапе происходило написание коррекционно-развивающей программы, подбор методик и проведение констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление текущего уровня сформированности формированию социальной компетентности у дошкольников.
На третьем этапе проводился формирующий эксперимент, в ходе которого была апробирована коррекционно-развивающая программа и использованы методы коррекционно-развивающей работы.
На четвертом этапе был проведен контрольный эксперимент, а также осуществлена интерпретация и систематизация полученных данных.
Новизна исследованиясостоит в расширении и дополнении теоретических сведений о причинахнизкого уровня сформированное™ социальной компетентности дошкольников, а также разработке коррекционно-развивающей программы, которая включает в себя комплекс логически обоснованных социально-ориентированных технологийпо формированиюсоциальной компетентности у дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений опроблемесоциальной компетентности у детей дошкольного возраста, в обогащении базы психолого-педагогических исследований экспериментальным изучением проблемы социальной компетентности, результаты которого подтверждают реальный уровень социальной компетентности дошкольниковна данный момент,а также в экспериментальной апробации примененных диагностических тестов и методик для подтверждения эффективности применяемых средств коррекционно-развивающей работы.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения психологии и педагогики, подбором разнообразных теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, а также практической результативностью эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной и апробированной коррекционной программы по преодолению и коррекции уровня социальной компетентности у дошкольников воспитателями и психологами в практической деятельности учреждений дошкольного образования и центрах психологической помощи.
Положения, выносимые на защиту:
1.Эффективная коррекционно-развивающая работа, способствующая формированию социальной компетентности у дошкольников, строится в соответствии с содержанием программы, основанной на социально-ориентированных технологиях с учётомпсихологических и возрастных особенности детей.
2. Социально-ориентированные технологии, направленные на развитие самостоятельности, умение делать выбор, ответственности, самопознания и самодисциплины детейявляются эффективным средством коррекционно-развивающей работы.
3. Положительное влияние социально-ориентированных технологий на формирование социальной компетентности ребенка будет доказано при осуществлении мониторинга уровня социальной компетентности с помощью диагностического инструментария на протяжении всей коррекционно-развивающей работы.
Апробация и внедрение результатов исследованияосуществлялась назаседаниях кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета; в сборнике научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей.
По итогам исследования опубликовано две статьи.
Личный вклад автора в научную разработку проблемы коррекции детской тревожности состоит в определении общего замысла исследования, формулировании основных положений исследования, создании программы тренинга и проведения эксперимента по исследуемой проблеме, организации опытно-экспериментальной работы и непосредственном участии в ней, анализе полученных результатов.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
На основе количественного анализа данных, нами были выделены три уровня развития социальной компетентности.
Высокий уровень социальной компетентности, который характеризует у детей правильное представление о себе, о родных, о семье, о других людях, о детском саде, об улице, о городе, о стране и о действиях в конкретных социальных ситуациях. Дети данного уровня проявляют заинтересованность беседой, положительные эмоции.
Средний уровень - дети данного уровня проявляют неточность в представлениях о себе, о родных, о семье, о других людях, о детском саду, об улице, о городе, о стране и о действиях в конкретных социальных ситуациях. К данному уровню отнесли дошкольников, знающих правила поведения, но не всегда считающих обязательным их выполнять, имеющих ценностные ориентации, частично основанные на нравственных представлениях, проявляющих интерес к обследованию, положительные эмоции.
Низкий уровень характеризуется наличием у детей неполных или ошибочных представлений о себе, о родных, о семье, о других людях, о детском саду, об улице, о городе, о стране и о действиях в конкретных социальных ситуациях. К данному уровню мы отнесли дошкольников, не знающих правил поведения, не умеющих рассуждать, отвечающих не развернуто и односложно, их ценностные ориентации не основаны на нравственных представлениях.
В соответствии с критериями, которые были выделены, на основании результатов, нами были отнесены к высокому уровню социальной компетентности 73 % детей, к среднему 12% и к низкому - 15% детей.
Таким образом, психолого-педагогическая коррекционная работа по становлению социальной компетентности у дошкольников показала свою эффективность и может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях.
1. Арнольдов, А.И. Культура и горизонты XXI века / А.И. Арнольдов. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -М: Изд-во МГУКИ. №1.-2003. - С. 9-18.р
2. Ахметзянова, А.В. Формирование социальных компетенций у
детей дошкольного возраста [Текст] /А.В. Ахметзянова // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей
Международной научно-практической конференции / в 2 ч. Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С.18-21.
3. Вопросы психологии ребёнка дош. возраста: Сб. статей/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.: Международный образовательный и Психологический колледж, 1995. - 144с.
4. Выготский Л.С. Т 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б.Эльконин.
- М.: Педагогика, 1984. - 432с.
5. Деревянко Р.И. Методология и методы психолого¬педагогического исследования: учеб.-метод. пособие для студентов заоч. отделения/ Р.И.Деревянко. - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2006. - 51с.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1.: Психологическое развитие ребёнка. - М.: Педагогика, 1986. - 320с.
7. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Касаткина Ю.В.. - Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Козлов С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./С.А.Козлова. - М.: (б.и.), 1998. - 157с.
9. Кряжева H. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / H.JI. Кряжева.
- Ярославль: Академия развития, 2001.
10. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры// дошкольное воспитание 1997, №3. - с.87 - 92.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1983. - 392с.
12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка./Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Моск. психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 384с.
13. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. — СПб.: Речь, 2001.
14. Мухина В.С. Детская психология. - 2-е изд. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 352с.
15. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Рос. пед. агентство, 1986. - 374с.
16. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/М.В.Осорина. - СПб: Питер, 2000. - 288с
17. Репина Т.А., Башлакова Л.Н. Пособие по психологии воспитателя детского сада. - Минск: Высшая школа, 1986. - 158с.
18. Сотникова, М.Г. Социальный опыт взаимодействия детских коллективов Текст. / М.Г. Сотникова // Управление ДОУ. 2007. - №2. -98-102.
19. Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 372с.
20. Сычев Ю.В. Что определяет развитие личности. Микросреда и личность - М.: Знание, 1983. - 64с.
21. Теория личности К.Роджерса // Теории личности в западноевропейской и американской психологии / Под ред. Д.А. Рацгородского. М.: Изд-ий Дом "Бахрах", 1996. - С. 376-408.
22. Фальковская, О.Г. Взаимодействие с социумом как условие социализации дошкольника / О.Г. Фальковская. Режимдоступа: http:// www. it-n. ru / Attachment. aspx?id=9425
23. Фельдштейн Д.И. Возрастная и пед. психология: Избранные психологические труды: Учеб - метод. Пособие/ Рос. академия образования;
Моск. психолого - социальный ин-т. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.
24. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранное в 2-х т.Т.1. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005, - 566с.
25. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени детства. - М.: Психол.-соц. ин-т, 1997. - 158с.
26. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития Текст. / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. -2010. -№7.- С. 3-11.
27. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М.: Генезис, 2000. - (Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4 т. / К. Фопель; т.1.
28. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л. В Чернецкая. - Ростов на Дону: Феникс, 2005.
29. Черникова, Т.В. Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы (практическое пособие для директора школы) /Т.В. Черникова. -М.: «Сентябрь», 2004.-207 с.
30. Черноушек М. Психология жизненной среды/пер. с чеш. И.И. Попа - М.: Мысль, 1989. - 174с.
31. Шаховская, H.H. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования Текст. / H.H. Шаховская //Управление ДОУ. 2006.- №2.-С.8-17.
32. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для
воспитателей детского сада/ А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д. Кошелева и др. Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.
33. Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы
формирования начальных форм учебной деятельности у
дошкольников//Вопросы психологии 1987 №10. - с.30 - 36.
34. Bales, R.F., Slater, P.E. Role differentiation in small decisionmaking groups. In Family, socialization, and interaction process. New York: Free press,
1955. - 310 p.
35. Brim, O.G. Socialization through the life cycle. In Socialization after childhood: Two essays. NewYork: JohnWiley, 1969. - P.9-36.
36. Dobriner, W.M. Social structures and systems: Sociological
Overview. California, 1969. 276 p.
37. Lickona, T. Educating for character: How our schools can teach respect and responsibility. NewYork, 2000. - 480 p.
38. Pfingsten, U., Hintsch, R. GroppentrainingsozialerKompetenzen. Weinheim: PsychologieVerlagUnion, 1991.- P.28-134.