Введение 3
1 Финансовое планирование с учетом отраслевой специфики (торговля) 9
1.1 Отрасль торговли - базовые понятия 9
1.2 Финансовое планирование как особая сфера экономических отношений компаний 18
1.3 Существующие методы финансового планирования и возможности их использования в торговле 27
2 Анализ состояния финансового планирования предприятий торговой отрасли Самарской области 41
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговая команда», ООО «ФУД» и ООО «ВЕК» 41
2.2 Анализ организации процесса финансового планирования компаний 49
2.3 Оценка эффективности финансового планирования по экономическим показателям 63
3 Повышение эффективности финансового планирования на предприятиях торговой отрасли 71
3.1 Выбор эффективных моделей финансового планирования для компаний 71
3.2 Экономическая оценка влияния выбранных моделей на экономические показатели 78
Заключение 97
Список используемой литературы и источников 102
Приложение А - Этапы планирования оптового оборота 110
Приложение Б - Отчетность ООО «Торговая команда» 112
Приложение В - Отчетность ООО «ФУД» 117
Приложение Г - Отчетность ООО «ВЕК» 120
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Актуальность исследования основывается в первую очередь на том, что в хозяйственной деятельности России торговые предприятия по численности занимают одно из первых мест, а в сфере малых и средних коммерческих предприятий они стоят на первом месте. В рыночной экономике торговая деятельность ведется без привлечения бюджетных средств и при полной ответственности за ее конечный результат руководства и собственников торгового предприятия. Финансовое планирование организуется в торговых компаниях исходя из потребностей руководства и собственников, причем в современных условиях большинство владельцев торговых компаний приходят к осознанию значимости финансового планирования, убедившись за годы формирования экономики нового типа, что плановые данные играют значимую роль для бесперебойного функционирования предприятия торговли. Установка плановых ориентиров по объемам продаж, по рентабельности, оборачиваемости и прочим важным показателям позволяет не только определить будущий объем дохода собственника и потребность в финансировании, но и использовать плановые данные как ориентир для корректировки, планку для оценки эффективности деятельности, инструмент мотивации персонала и конкурентоспособности.
В условиях жесткой конкурентной среды торговые сети в настоящее время должны использовать все возможности для повышения конкурентоспособности. Для реализации этих целей они значительно расширяют свой ассортимент, совершенствуют технологию работы и продаж и использую гибкую ценовую политику, однако без эффективной системы финансового планирования, обеспечивающей фундаментальную базу управленческих достичь оптимальной эффективности невозможно.
Исследования показывают, что качественная информация финансового плана позволяет добиться больших результатов за счет своевременной интерпретации и принятия точных управленческих решений. Эффективная система финансового планирования в торговых компаниях позволяет сохранять устойчивые конкурентные преимущества на рынке, для чего используются инструменты анализа и управления продажами. Финансовое планирование, как интегральный инструмент менеджмента, способствует достижению стратегических, тактических и оперативных целей организации бизнеса за счет снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству товаров и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств, позволяет компаниям работать более слаженно и оперативно реагировать на вызовы внешней среды.
Объект исследования: В соответствии с избранной темой, объектом исследования будут являться финансовое планирование в торговых компаниях.
Предмет исследования: Предмет исследования можно обозначить как исследование особенностей финансового планирования в торговых компаниях на современном этапе.
Цель исследования: Исходя из актуальности и наличии проблем в области финансового планирования в торговых компаниях РФ, целью настоящего магистерского исследования является изучение и обобщение существующих подходов к финансовому планированию деятельности торговой организации, а также разработка рекомендаций по совершенствованию моделей финансового планирования на примере торговых компаний Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть финансовое планирование с учетом отраслевой специфики включая изучение базовых понятий торговой деятельности;
- изучить финансовое планирование как особую сферу менеджмента компаний;
- исследовать существующие методы финансового планирования и возможности их использования в торговле;
- провести анализ состояния финансового планирования предприятий торговой отрасли Самарской области включая оценку организационно- экономических показателей ООО «Торговая команда», ООО «ФУД» и ООО «ВЕК»;
- провести анализ организации процесса финансового планирования компаний;
- представить оценку эффективности финансового планирования по экономическим показателям;
- осуществить выбор эффективных моделей финансового планирования для компаний;
- произвести экономическую оценку влияния выбранных моделей на экономические показатели.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные труды российских и зарубежных экономистов в области бухгалтерского учета и анализа основных средств, научные статьи в периодической печати по исследуемой проблеме, Интернет-ресурсы.
Базовыми для настоящего исследования явились также: данные бухгалтерской финансовой отчетности ООО «Торговая команда», ООО «ФУД» и ООО «ВЕК».
Методы исследования: диалектический метод познания, методы экспертных оценок, статистические, абстрактно-логические и экономико-математические методы изучения, обобщения и обработки информации, обусловленной конкретными исследовательскими задачами, а также сравнительный анализ..
Опытно-экспериментальная база исследования ООО «Торговая команда», ООО «ФУД» и ООО «ВЕК».
Научная новизна исследования заключается в разработке эффективных моделей финансового планирования для компаний торговой отрасли.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в углублении теоретических основ оценки финансового планирования вероятности торговых компаний, разработке и реализации практических рекомендаций и предложений по возможности использования достигнутых результатов для повышения эффективности финансового планирования в исследуемых торговых компаниях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• четкостью методологических позиций;
• использованием комплекса современных теоретических методов, применяемых в работе, адекватных объекту, предмету, целям и задачам диссертации.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в самостоятельной установке цели и задач исследования, плана проводимого исследования учета и анализа основных средств.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течении всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
• опубликована научная статья общим объемом 0,60 п.л..
На защиту выносятся:
- проведен анализ статистической информации о значимости оптовых посредников в экономике региона с целью уточнения места и роли данного звена торговли, результаты которого показали, что особая значимость финансового планирования для торговых компаний определяется ролью торговли в целом и оптовой торговли в частности, а также наличием специфических подходов к организации данного процесса в торговой сфере, что приводит к осознанию необходимости усовершенствования существующих походов к планированию, как функции финансового менеджмента. отмечено, что адаптация подходов к планированию или выработка новых для торговых компаний должна быть произведена с точки зрения масштаба, если для больших фирм и корпораций применимы классические подходы к планированию всех финансовых показателей деятельности, то в малых и средних фирмах излишняя детализация и огромный набор неактуальных показателей приводит к рассеиванию внимания и отсутствию адекватной политики по управлению финансовыми потоками;
- сделан вывод, что финансовое планирование в оптовой торговле можно обозначить как процесс моделирования комплекса целей, достижения которых соответствует как субъективному желанию, так и объективным (текущими и прогнозируемыми) финансовым возможностям, сводящийся к установлению финансовых показателей в области планирования объема продаж (называемого в торговле товарооборотом), который в свою очередь включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный;
- определено, что несмотря на схожесть ассортимента и объемов продаж, оптовые компании в организационном плане сильно отличаются, штат сотрудников, отвечающих за финансовый менеджмент различно, спектр должностных обязанностей обширен, но вопросы финансового планирования выделены не четко, не закреплены конкретные функции за работниками. Отмечены и недостатки организационного характера, подотчетность сотрудников, контроль их деятельности, также не регламентированы во всех компаниях. Выявлено, что в ООО «Торговая команда» финансовое планирование стихийное, выполняется по требованию руководства не регулярно, не применяются современные методы планирования. В ООО «ФУД» планирование происходит в рамках двухуровневой системы, разделение функций не оптимально, объективно плановые данные разрабатываются только для объемов продаж, современные методики и модели не применяются. Боле успешным признано планирование в ООО «ВЕК», в финансовом отделе которого используется большинство методов планирования, в качестве недостатков отмечено отсутствие планирования по ассортименту и экспертным методом. В процессе оценки эффективности управления процессом финансового планирования рассчитаны основные показатели, которые выявили ряд проблем в области результативности применяемых методов планирования, в частности, отмечена низкая эффективность управления финансовым планированием в ООО «ФУД», что напрямую связано с не рациональной организацией управленческого процесса. ООО «Торговая команда и ООО «ВЕК» по сравнению с предыдущим периодом стали более успешно осуществлять свою деятельность на рынке;
- предложены рекомендации по результатам сравнительного анализа и моделей финансового планирования индивидуально для каждой оптовой компании, в частности: разработана система регулярного планирования, в том числе по ассортиментным группам, предложен состав плановых показателей, предложен процесс оптимизации процесса планирования, отмечена необходимость на базе оптимизации процесса планирования структурировать ассортимент по наиболее востребованным товарным позициям - макароны, крупы, сахар и сузить ассортимент по другим.
- общей рекомендацией для всех компаний можно считать необходимость оптимизации всего цикла финансового планирования и анализа по товарным позициям от закупки, логистики и до продажи товара путем сосредоточения его в едином центре ответственности - планово - экономическом (с учетом структуры управления в каждой компании).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, содержит 19 рисунков, 46 таблиц, список использованной литературы (84 источников), 3 приложений. Основной текст работы изложен на 109 страницах.
В изменчивых и волатильных условия современной российской экономики очевидно, что наиболее простые методы и традиционные подходы (тем более их отсутствие) к вопросам финансового планирования зачастую не приносят нужного результата. Как итог многие оптовые компании, не говоря уже о многочисленных малых оптовых фирмах, в определенный момент времени начинают испытывать серьезные трудности с поступлением и использования уже имеющихся у них финансовых ресурсов. При этом зачастую такого рода финансовые неурядицы преодолимы со временем, так как связаны с разрывом отгрузки и оплаты товаров во времени, но в то же время перманентные краткосрочные финансовые затруднения сковывают возможности развития торговых компаний, что в долгосрочной перспективе приводит к потере текущий ликвидности и снижению конкурентоспособности.
В рамках исследования темы «Повышение эффективности финансового планирования в компании (на примере торговой отрасли)» осуществлена попытка комплексного анализа общих проблем финансового планирования и планирования оборота, в частности, на примере трех идентичных по объему продаж, масштабу и региону присутствия оптовых компаний Самарской области. Первоначально определен теоретический методологический базис исследования, что позволило сделать ряд ключевых выводов.
Определено, что финансовое планирование в оптовой торговле можно обозначить как процесс моделирования комплекса целей, достижения которых соответствует как субъективному желанию, так и объективным (текущими и прогнозируемыми) финансовым возможностям, сводящийся к установлению финансовых показателей в области планирования объема продаж (называемого в торговле товарооборотом), который в свою очередь включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Отмечено, что в реальных рыночных отношениях в условиях жесткой конкуренции производителям продукции, предпринимателям и менеджерам нельзя полагаться только на свой опыт, инструкцию или удачные обстоятельства, так как краеугольным камнем предпринимательского дела являются вопросы стратегии и планирования развития предприятия.
Применительно к оптовой торговле финансовое планирование представляет собой определение возможного будущего товарооборота с учетом спроса, ассортимента производителей и финансовых возможностей оптовой компании обеспечить закупку и реализацию необходимого количества товаров в целях лучшего приспособления субъектов хозяйствования к складывающейся конъюнктуре рынка.
Сделан вывод, что финансовое планирование в сфере оптовой торговли может способствовать выявлению тенденций в развитии и формированию эффективной стратегии дальнейшего развития.
В рамках исследования проведен анализ статистической информации о значимости оптовых посредников в экономике региона с целью уточнения места и роли данного звена торговли, результаты которого показали, что особая значимость финансового планирования для торговых компаний определяется ролью торговли в целом и оптовой торговли в частности, а также наличием специфических подходов к организации данного процесса в торговой сфере, что приводит к осознанию необходимости усовершенствования существующих походов к планированию, как функции финансового менеджмента.
Отмечено, что адаптация подходов к планированию или выработка новых для торговых компаний должна быть произведена с точки зрения масштаба, если для больших фирм и корпораций применимы классические подходы к планированию всех финансовых показателей деятельности, то в малых и средних фирмах излишняя детализация и огромный набор неактуальных показателей приводит к рассеиванию внимания и отсутствию адекватной политики по управлению финансовыми потоками.
В практической части исследования проанализированы показатели качества финансового планирования ООО «Торговая команда», ООО «ФУД» и ООО «ВЕК» за 2018-2019 гг. в динамике, изучено влияние на них такого важного фактора, как управление финансовым планированием.
По данным анализа сделан ряд выводов:
1. Несмотря на схожесть ассортимента и объемов продаж, оптовые компании в организационном плане сильно отличаются, штат сотрудников, отвечающих за финансовый менеджмент различно, спектр должностных обязанностей обширен, но вопросы финансового планирования выделены не четко, не закреплены конкретные функции за работниками. Отмечены и недостатки организационного характера, подотчетность сотрудников, контроль их деятельности, также не регламентированы во всех компаниях.
2. Относительно принципов и методов планирования выявлено, что в ООО «Торговая команда» финансовое планирование стихийное, выполняется по требованию руководства не регулярно, не применяются современные методы планирования. В ООО «ФУД» планирование происходит в рамках двухуровневой системы, разделение функций не оптимально, объективно плановые данные разрабатываются только для объемов продаж, современные методики и модели не применяются. Боле успешным признано планирование в ООО «ВЕК», в финансовом отделе которого используется большинство методов планирования, в качестве недостатков отмечено отсутствие планирования по ассортименту и экспертным методом.
3. В процессе оценки эффективности управления процессом финансового планирования рассчитаны основные показатели, которые выявили ряд проблем в области результативности применяемых методов планирования, в частности, отмечена низкая эффективность управления финансовым планированием в ООО «ФУД», что напрямую связано с не рациональной организацией управленческого процесса. ООО «Торговая команда и ООО «ВЕК» по сравнению с предыдущим периодом стали более успешно осуществлять свою деятельность на рынке.
Анализ позволил сделать вывод, что для каждой компании необходима коррекция моделей и организации финансового планирования в зависимости от выявленных недостатков.
В третьем разделе исследования предложены рекомендации по результатам сравнительного анализа и моделей финансового планирования индивидуально для каждой оптовой компании, в частности: разработана система регулярного планирования, в том числе по ассортиментным группам, предложен состав плановых показателей, предложен процесс оптимизации процесса планирования, отмечена необходимость на базе оптимизации процесса планирования структурировать ассортимент по наиболее востребованным товарным позициям - макароны, крупы, сахар и сузить ассортимент по другим.
Общей рекомендацией для всех компаний можно считать необходимость оптимизации всего цикла финансового планирования и анализа по товарным позициям от закупки, логистики и до продажи товара путем сосредоточения его в едином центре ответственности - планово - экономическом (с учетом структуры управления в каждой компании).
Планирование на основе использования эффекта операционного рычага позволит оперативно и комплексно подходить к использованию финансов ООО «Торговая команда». Анализ чувствительности прибыли позволит компании ООО «Торговая команда» выбрать стратегию поведения на рынке. Существует правило при выборе выгодных вариантов ассортиментной политики - правило «50: 50».
Все виды реализуемого ассортимента ООО «Торговая команда» следует разделить на две группы в зависимости от доли переменных затрат. Если она больше 50 %, то поданным видам ассортимента выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 %, то ООО «Торговая команда» лучше увеличить объемы продаж - это даст больше валовой маржи.
Освоив систему планирования на основе операционного анализа, компания ООО «Торговая команда» получит следующие преимущества:
• возможность увеличить конкурентоспособность фирмы за счет снижения издержек и увеличения рентабельности;
• разработать гибкую ценовую политику, на ее основе увеличить оборот и вытеснить конкурентов;
• сэкономить материальные и финансовые ресурсы ООО «Торговая команда», получить дополнительные оборотные средства;
• оценить эффективность деятельности подразделений компании, мотивацию персонала;
• повысить релевантность плановых данных и эффективность планирования.
Предложения по совершенствованию процесса финансового планирования для ООО «ФУД» лежат в организационной плоскости, поэтому важно рассмотреть затраты на создание полноценного планово - экономического отдела оптовой компании.
Для ООО «ВЕК» по предложенному варианту проведен расчет планового объема оптового оборота предприятия по периодам года и ассортименту, а также методом экспертных оценок.
Экономическая оценка предлагаемых мероприятий показала их высокую эффективность, таким образом, предложенные рекомендации по совершенствованию финансового планирования для ООО «Торговая команда», ООО «ФУД» и ООО «ВЕК» за счет индивидуального подхода к выбору финансовых моделей планирования положительно скажутся на показателях работы.
1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности фирмы. / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. — М.: Дело и Сервис, 2016. 232 с.
2. Аллахверанов С.К. Показатели эффективности деятельности организаций сферы торговых услуг / Аллахверанов С.К.// Вектор экономики. 2018. № 1 (19). С. 46.
3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; под общ. ред. В.И. Стражева. - М.: Высшая школа, 2017. 468с.
4. Аскеров П.Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: Учеб. пос. / П.Ф. Аскеров, И.А. Цветков и др.; Под общ. ред. П.Ф. Аскерова. - М.: ИНФРА-М, 2017. 176 с.
5. Афанасенко А. Н. Приемы и методы анализа финансового состояния предприятия / А. Н. Афанасенко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2018. № 4. С. 204-210.
6. Баканов, М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет.- М.: Финансы и статистика, 2018. 638с.
7. Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник /Под. ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 2016. 468с.
8. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов. - М: Финансы и статистика, 2017. 524с.
9. Банк В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина; под ред. В.Р. Банка. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. 364с.
10. Баталова Е. Ю. Регулирование финансовой деятельности малых торговых предприятий в Российской Федерации / Е.Ю. Баталова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2017. № 8(86). С.8 -11.
11. Белолипецкий ВТ. Финансы фирмы: курс лекций; под ред. И.Л. Мерзлякова. - М.: ИНФРА-М, 2016. 232с.
12. Бородина Е.И. Финансы фирмы /Е.И. Бородина [и др.]. - М:Банки и Биржи: ЮНИТИ, 2017. 428с.
13. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами / Пер. с англ.; Гл. ред. сер. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2017. 586 с.
14. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие/ А.Н. Гаврилова, А. А. Попов - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. 576с.
15. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л.Т. Гиляровская и др. - М..: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. 360 с.
...