Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка возможности применения отечественных полимерных композиционных материалов для элементов систем герметизации авиационной техники (Российский технологический университет)

Работа №119685

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

материаловедение

Объем работы54
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Особенности полимерных композиционных материалов и требования к уплотнителям из ПКМ авиационного назначения 6
1.1 Полимерные композиционные материалы: определение и особенности 6
1.2 Требования к уплотнителям из ПКМ авиационного назначения 14
2. Объекты и методы исследования 24
2.1 Объекты исследования 24
2.1.1 Стеклоткань 24
2.1.2 Силиконовая композиция 24
2.1.3 Эпоксидная смола 25
2.2 Методы исследования 26
2.2.1 Приготовление резиновых смесей 26
2.2.2 Изучение кинетики вулканизации 27
2.2.3 Вулканизация резиновых смесей 28
2.2.4 Определение физико-механических характеристик 29
2.2.5 Теплостойкость резин 30
3. Экспериментальная часть 33
3.1 Тепловое старение образца 33
3.2 Изучение влияния силоксанового полимера с платиновым катализатором на основе стеклоткани на физико-механические характеристики 34
3.3 Изучение влияния изменения температуры на кинетику 36
4. Экономический раздел 40
4.1. Актуальность постановки и новизна проведения данного исследования 40
4.2. Расчёты сметы затрат на проведение исследований 41
4.2.1. Расчёт расходов всех видов основных и вспомогательных материалов, необходимых для проведения исследования 41
4.2.2. Расчёт затрат на заработную плату с начислениями 42
4.2.3. Затраты на электроэнергию 46
4.2.4. Амортизация оборудования 47
4.2.5. Основные технико-экономические показатели исследования 47
Заключение 50
Список литературы 52

Формирующийся научно-технический прогресс предъявляет ряд требований к инновационности изделий, в частности, с использованием современного материала. Потребность в новом материале для продукции – одна из проблем, решаемых техническим прогрессом. Если переход на новые материалы совершится в полной мере, произойдет повышение конкурентоспособности и обороноспособности государства, его национальной безопасности на ближайшие полвека, чтобы в дальнейшем перейти к новому укладу [1], содействующему развитию промышленности.
Различные отрасли используют ряд полимерных композиционных материалов (ПКМ), которые набирают популярность, потому что сырье доступно, а технологии применения изучены в достаточной степени. Новый материал закономерно требует модернизированного оборудования. Оно действительно разработано и внедрено в практику [2–4].
Специалисты-конструкторы, занятые в разработке, стремятся создать материал, который по своим характеристикам превзойдет любой из традиционных. У ПКМ есть преимущество перед металлом. У них высокая удельная прочность, модуль упругости, однако плотность при этом гораздо меньше [5], поэтому становится возможным заменять металлические элементы, используемые в авиационной технике, на композиционные материалы. Тренд особенно важен в связи с мировой экологической повесткой, стремлением к зеленой экономике. Одно из следствий – экономическая эффективность нововведения, а значит – авиации. Растет опыт по применению угле-, стекло- и органопластика, они внедряются в отраслях и на производствах, где еще недавно лидировали иные материалы.
Композитные материалы широко используются в авиастроении. Закрылки, элероны, интерцепторы, рули высоты и направления, а также панели люков, полов и интерьера изготавливаются из композитных материалов. Благодаря композитным материалам достигается снижение веса самолетов и, в конечном итоге, уменьшение расхода топлива. Вес композитных деталей в пять раз меньше аналогичных деталей из алюминия, при превосходящей прочности, гибкости и устойчивости к давлению. Композиты не бояться ржавчины. Все эти положительные стороны делают композиционные материалы безальтернативными для применения в т.ч. в авиации.
В настоящее время широко применятся стекловолоконные, арамидные и углеволоконные композиты. Они не содержат формальдегида, ядовитых газов, вроде метанола. Не требуют особенного ухода. Обладают длительной эксплуатацией. Современные композиты используются и в новой авиационной технике в качестве армирующих вставок эластомерных уплотнительных деталей.
В связи с уходом с Российского рынка зарубежных поставщиков, возникла необходимость комплектования новых самолетов, в т.ч. среднемагистрального самолета МС-21 отечественными материалами и изделиями из них. В связи с этим оценка возможности применения выпускаемых в РФ полимерных композиционных материалов для уплотнительных деталей авиационного назначения является актуальной задачей.
Цель работы заключается в оценке свойств резинотканевого материала на основе стеклоткани и силоксанового полимера с платиновым катализатором.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1. По литературным данным определить требования к уплотнителям авиационного назначения.
2. По экспериментальным данным определить температурный интервал переработки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Полученные в ходе выполнения данной квалификационной работы экспериментальные результаты являются актуальными.
Актуальность данного исследования определяется тем, что в настоящее время широкое распространение в технологии получения композиционных материалов получают новые композиты со специальным комплексом свойств, для которых свойственно превосходящая прочность, гибкость и устойчивость к давлению.
Поэтому дальнейшее развитие исследований в указанном направлении позволит создать высокоэффективные композиционные материалы, обладающие длительными эксплуатационными свойствами.

По результатам выполнения работы были сделаны следующие выводы:

1. К современным уплотнительным конструкциям авиационного назначения предъявляются требования:
- должны иметь малый удельный вес;
- высокую прочность;
- легко обрабатываться;
- быть долговечными;
- иметь хорошую гибкость;
- устойчивость к давлению;
- быть доступными.
2. Основные требования изложены в литобзоре (см. 1.2 Требования к уплотнителям из ПКМ авиационного назначения).

Рассмотренная в работе стеклоткань Е-стекло позволяет наносить на нее силиконовое покрытие из жидкой резины SILBONO LSR 2201-30 A, B с платиновым катализатором и получать монолитные изделия.
Определен оптимальный режим изготовления материала. Наилучший комплекс свойств достигается при температуре 190 °C и прогреве в течение 30 минут.



1. Алентьев, А.Ю. Связующее для полимерных композиционных материалов: учебное пособие / А.Ю. Алентьев, М.Ю. Яблокова. – Москва: Изд-во МГУ, 2010. – 69 с.
2. Алифанов Е.В. и др. Особенности рецептур резин на основе этиленпропиленовых каучуков и их применение в изделиях специального назначения // Авиационные материалы и технологии. 2015. №2 (35). С. 51–55. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-2-51-55.
3. Батаев, А.А. Композиционные материалы: строение, получение, применение: учебник / А.А. Батаев, В.А. Батаев. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. – 384 с.
4. Бектуров К.Б. и др. Перспективы применения композиционных материалов в грузовом вагоностроении // Наука и техника Казахстана. 2017. №1–2. С. 25–33.
5. Большой справочник резинщика в 2 ч. / под С.В. Резниченко, Ю.Л. Морозова. – Москва: Техинформ, 2012. 1385 с.
6. Бондалетова, Л.И. Полимерные композиционные материалы: учебное пособие / Л.И. Бондалетова, В.Г. Бондалетов. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 118 с.
7. Васильев, В.В. Композиционные материалы: Справочник / В.В. Васильев, В.Д. Протасов, В.В. Болотин. – М.: Машиностроение, 1990 – 512 с.
8. Власов, С.В. Основы технологии переработки пластмасс / С.В. Власов, Л.Б. Кандырин, В.Н. Кулезнев и др. // М.: «Химия», 2004. – 600 с.
9. Гуняев, Г.М. Разработка наномодифицированных углепластиков с повышенной вязкостью разрушения / Г.М. Гуняев, Е.Н. Каблов, С.И. Ильченко и др. // Труды 4-й международной конференции «Теория и практика технологии производства изделий из КМ и новых металлических сплавов» (ТПКММ) 26-29 Апреля 2005, МГУ, Москва, Россия. - М.: Знание, 2005. - С. 622 - 629.
10. Гуняева А.Г. и др. Полимерные композиционные материалы нового поколения на основе связующего ВСЭ-1212 и наполнителей, альтернативных наполнителям фирм PorcherInd. и TohoTenax // Авиационные материалы и технологии. 2018. №3 (52). С. 18–26. DOI: 10.18577/2071-9140-2018-0-3-18-26.
11. Железина Г.Ф., Войнов С.И., Черных Т.Е., Черных К.Ю. Новые арамидные волокна Русар-НТ для армирования конструкционных органопластиков // Вопросы материаловедения. 2015. №1 (81). С. 60–72.
12. Железина Г.Ф., Гуляев И.Н., Соловьева Н.А. Арамидные органопластики нового поколения для авиационных конструкций // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 368–378. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-368-378.
13. Зеленина И.В., Гуляев И.Н., Кучеровский А.И., Мухаметов Р.Р. Термостойкие углепластики для рабочего колеса центробежного компрессора // Труды ВИАМ: электрон. науч.-техн. журн. 2016. №2 (38). Ст. 08. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 13.02.2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-2-8-8.
14. Ильченко, С.И. Углеродные фуллероидные наночастицы: влияние на структуру и свойства эпоксиуглепластиков / С.И. Ильченко, Г.М. Гуняев, В.М. Алексашин, О.А. Комарова, И.С. Деев, А.Н. Пономарев // Нанотехника. - 2005. -№3. - С. 18 - 28.
15. Каблов Е.Н. ВИАМ: материалы нового поколения для ПД-14 // Крылья Родины. 2019. №7–8. С. 54–58.
16. Каблов Е.Н. и др. ФГУП «ВИАМ» в области расплавных связующих для полимерных композиционных материалов // Полимерные материалы и технологии. 2016. Т. 2. №2. С. 37–42.
17. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3–33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
18. Кочуров Д.В. Высокопрочные полимерные композиционные материалы // Международный студенческий научный вестник. 2018. №5. URL: http://eduherald.ru/article/view?id=19200 (дата обращения: 13.02.2023).
19. Кузнецова О.В., Донской А.А., Маркин Э.А. Резины на основе фторсилоксановых эластомеров: состояние и перспективы развития // Каучук и резина. 2007. №3. С. 37–43.
20. Наумов И.С., Петрова А.П., Барботько С.Л., Елисеев О.А. Резины с пониженной горючестью // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2016. №4. С. 27–33.
21. Наумов И.С., Петрова А.П., Барботько С.Л. Повышение пожарной безопасности резины на основе силоксанового каучука // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2015. №3. С. 30–35.
22. Мелешко, А.И. Углерод, углеродные волокна, углеродные композиты. / А.И. Мелешко, С.П. Половников. – М.: «САЙНС-ПРЕСС», 2007. – 192 с.
23. Меркулова Ю.И., Мухаметов Р.Р., Долгова Е.В., Ахмадиева К.Р. Полициануратное связующее для получения композитов пропиткой под давлением // Труды ВИАМ: электрон. науч.- техн. журн. 2016. №11 (47). Ст. 05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 13.02.2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-11-5-5.
24. Мишуров К.С., Мишкин С.И. Влияние внешней среды на свойства углепластика ВКУ-39 // Труды ВИАМ: электрон. науч.-техн. журн. 2016. №12 (48). Ст. 08. URL: http://www.viamworks.ru (дата обращения: 13.02.2023). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-12-8-8.
25. Мэттьюз, Ф. Композитные материалы. Механика и технология / Ф. Мэттьюз, Р. Ролингс. М.: Техносфера, 2004. – 408 с.
26. Нестерова С.Л. Свойства новых типов бутадиен-нитрильных каучуков, полученных с различными эмульгаторами и особенности их переработки: автореф. дис. … канд. техн. наук. М.: МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2004. 15 с.
27. Раскутин А.Е. Российские полимерные композиционные материалы нового поколения, их освоение и внедрение в перспективных разрабатываемых конструкциях // Авиационные материалы и технологии. 2017. №S. С. 349–367. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-349-367.
28. Семешко, М.А. Применение углеродных наночастиц для модификации полимерных материалов // Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике» (26 декабря 2018 г., г. Барнаул). В 5 ч. Ч.1 / -Уфа: Изд. Дендра, 2018. - с. 190-197.
29. Уплотнения и уплотнительная техника: справочник / под общ. ред. А.И. Голубева, Л.А. Кондакова. М.: Машиностроение, 1986. 464 с.
30. Чайкун А.М., Елисеев О.А., Наумов И.С., Венедиктова М.А. Особенности морозостойких резин на основе различных каучуков // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2013. №12. Ст. 04. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 13.02.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ