Введение 5
1 Теоретические основы эффективности системы менеджмента качества 7
1.1 Сущность и значение системы менеджмента качества предприятия ... 7
1.2 Подходы к анализу эффективности системы менеджмента качества на
предприятии 12
2 Анализ эффективности системы менеджмента качества ООО «ВСТЗ ЛУЧ» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ВСТЗ ЛУЧ» .. 18
2.2 Анализ эффективности системы менеджмента качества предприятия.. 25
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности системы
менеджмента качества ООО «ВСТЗ ЛУЧ» 40
3.1 Мероприятия по повышению эффективности системы менеджмента
качества предприятия 40
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 43
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Требования к СМК 52
Приложение Б Орг.структура ООО «ВСТЗ ЛУЧ» 54
Приложение В Экономические показатели ООО «ВСТЗ ЛУЧ» 55
Приложение Г Бирка контроля качества 56
Приложение Д Журнал контроля качества 57
Приложение Е Лист ознакомления 58
Приложение Ж Блок-схема управлением брака 59
Приложение И Отчет по аудиту 60
Приложение К Форма извещения о несоответствии 61
Приложение Л Блок-схема проведения входного контроля 62
Приложение М Акт о фактическом несоответствии 63
Приложение Н Расчет весов факторов 64
Приложение П Анализ индексов 66
Приложение Р Экономические показатели 2022г.(проект)
В современных условиях развития рыночные отношения характеризуются ужесточенной конкурентной борьбой и глобализацией экономических процессов. Для определения необходимости, товаропроизводителями принимается решение о реализации процесса совершенствования выпускаемой продукции. Зачастую, данную задачу решают с помощью внедрения системы менеджмента качества (далее - СМК).
Значимость и оптимальная структура СМК была определена в 1980-х г.г.
Вопросы о разработке и внедрении СМК на предприятии подняты в работах Т.А. Борисовой, Е.А. Горбашко, А.Н. Чубинского, И.М. Батырева и др., а подходы к анализу и оценке эффективности СМК - в работах Э.В. Минько, Т.М. Лесковой и т. д.
Проблеме разработки и внедрения СМК на предприятии посвящено много учебных изданий и специалистов, как отечественных, так и зарубежных. Но, единого мнения о сущности и назначении системы менеджмента качества нет и по сей день. Этим фактом и обоснована актуальность выбранной мной темы.
Целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента качества на ООО «ВСТЗ ЛУЧ».
Цель, поставленная в бакалаврской работе, определила задачи для решения. Такие как:
- систематизировать теоретические основы эффективности системы менеджмента качества на предприятии;
- проанализировать эффективность системы менеджмента качества ООО «ВСТЗ ЛУЧ»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности системы менеджмента качества ООО «ВСТЗ ЛУЧ» и оценить эффективность их внедрения.
Объект исследования - ООО «ВСТЗ ЛУЧ», специализирующееся на разработке и производстве светотехнического оборудования в России.
Предмет исследования - эффективность СМК ООО «ВСТЗ ЛУЧ».
Все методы исследования представлены аналитическими методами, прогнозированием и статистической обработкой данных.
Теоретической основой для подготовки ВКР были использованы труды отечественных и иностранных авторов, которые посвящены таким вопросам как: внедрение системы менеджмента качества на предприятии, а также методические подходы по анализу эффективности СМК.
Информационная база представлена отчетной документацией организации ООО «ВСТЗ ЛУЧ» за 2018-2020 гг.
Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения предлагаемых мероприятий в процесс повышения эффективности системы менеджмента качества ООО «ВСТЗ ЛУЧ».
На сегодняшний день, в современных экономических условиях усиления конкурентной борьбы товаропроизводителей, наличия многочисленных участников рыночных отношений, ключевым конкурентным преимуществом становится высокое качество выпускаемой продукции (услуг), при этом деятельность по обеспечению соответствующих характеристик товара должна быть организовано комплексно, непрерывно, надежно. Данная задача, как правило, решается за счет внедрения разработки и внедрения на предприятии системы менеджмента качества.
Основные положения первого раздела бакалаврской работы включают следующие аспекты:
- система менеджмента качества представляет собой подсистему менеджмента предприятия, назначением которой является обеспечение качества во всех сферах деятельности предприятия, разработка соответствующей политики и целей, а также процессов и процедур для достижения данных целей;
- «внедрение СМК на предприятии является эффективным исключительно при соблюдении ключевых принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководства; максимальная вовлеченность персонала; процессный подход к организации деятельности предприятия; системный подход в управлении; обеспечение непрерывного улучшения всех направлений деятельности предприятия; принятие обоснованных управленческих решений; организация взаимовыгодных отношений с поставщиками» [15];
- определение способов оценки эффективности СМК необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей каждого предприятия и условий его функционирования;
- основными требованиями к процессу проведения оценки эффективности системы менеджмента качества предприятия являются регулярность, комплексность и ответственность.
В результате проведенного анализа в разделе 2 бакалаврской работы установлено:
- деятельность ООО «ВСТЗ ЛУЧ» в 2019-2021 гг. характеризуется положительной тенденцией изменения многих основных организационно-экономических показателей (рост себестоимости продаж, среднегодовой стоимости оборотных активов, затрат на рубль выручки при снижении показателей прибыли, фондоотдачи и оборачиваемости оборотных активов, коэффициентов рентабельности);
- в процессе внутреннего аудита СМК ООО «ВСТЗ ЛУЧ» выявлены несоответствия, свидетельствующие о недостаточной эффективности, действующей на предприятии СМК.
Для решения указанных проблем и устранения выявленных несоответствий в разделе 3 бакалаврской работы предлагаются следующие мероприятия:
- внедрение поста дополнительного контроля источников питания;
- внедрение системы штрих-кодирования на всех этапах производства продукции ООО «ВСТЗ ЛУЧ».
Произведенные в п. 3.2 работы расчеты обосновывают целесообразность внедрения предлагаемых мероприятий в деятельность ООО «ВСТЗ ЛУЧ» с целью повышения эффективности СМК и устранения выявленных в ходе внутреннего аудита несоответствий.
1. Антонова И.И. Всеобщее управление качеством.
Основоположники всеобщего менеджмента качества / И.И. Антонова, В.А. Смирнов, С.А. Антонов. М.: Русайнс, 2016. 16 c.
2. Антохина, Ю.А. Современные инструменты менеджмента и качества / Ю.А. Антохина. — СПб.: ГУАП, 2017. — 238 с.
3. Борисова Т. А. Системы менеджмента качества: учеб. пособ. / Т. А. Борисова, В. Я. Дмитриев; под ред. Е. В. Ушаковой; С. -Петерб. ун-т технол. упр. и экон. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. 168 с.
4. Вдовин С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. М.: Инфра- М, 2018. 224 с.
5. Герасимов Б.И. Управление качеством: самооценка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Е.Б. Герасимова, А.Ю. Сизикин. М.: Форум, 2016. 288 с.
6. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие / Е.А. Горбашко. СПб.: Питер, 2018. 384 с.
7. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) Системы менеджмента
качества. Требования [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200124394(дата обращения 02.03.2020 г.).
8. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 (ISO 9000:2008) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200068733(дата обращения 02.03.2020 г.).
9. Гродзенский, С. Менеджмент качества: Учебное пособие / С. Гродзенский. - М.: Проспект, 2019. - 200 c.
10. Ершов, А. К. Управление качеством / А.К. Ершов. - М.:
Университетская книга, Логос, 2017. - 266 c.
11. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Баткаева. М.: Инфра-М, 2017. 320 с.
12. Ковалев, А.И. Менеджмент качества функционирования предприятий / А.И. Ковалев, А.С. Зенкин, А.И. Химичева. М.: 1111 Цюпак, 2018. 520 с.
13. Лескова Т. М., Груздева Л. С. Оценка эффективности системы менеджмента качества в условиях предприятия // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2018. № 8. С. 196-203.
14. Лифиц И.М. Управление качеством / И.М. Лифиц. М.: КноРус, 2018. 352 с.
15. Минько, Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Э.В. Минько, А.Э. Минько. СПб.: Питер, 2016. 272 с.
16. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход: Учебное пособие / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 с.
17. Соломанидина, Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник и практикум / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. Люберцы: Юрайт, 2016. 323 с.
18. Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/(дата обращения 02.03.2020 г.).
19. Чубинский А.Н., Батырева И.М., Русаков Д.С. Основы управления качеством. Учебное пособие / А.Н. Чубинский, И.М. Батырева, Д.С. Русаков. СПб.: СПбГЛТУ. 2018. 90 с.
20. Шмелева, А.Н. Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества / А.Н. Шмелева, Р.М. Нижегородцев. М.: Русайнс, 2017. - 320 c.
21. Bourke J. Innovation, quality management and learning: Short-term and longer-term effects // Research Policy. - 2017. - Volume 46, Issue 8. - PP. 1505-1518.
22. Carlos del Castillo-PecesThe influence of motivations and other factors on the results of implementing ISO 9001 standards // European Research on Management and Business Economics. - 2018. - Volume 24, Issue 1. - PP. 33-41.
23. Helgi T.I. Best Project Management Practices in the Implementation of an ISO 9001 Quality Management System // Procedia: Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Volume 194. - PP. 192-200.
24. Jelinkovaa L., Striteskab M. Selected Components affecting Quality of Performance Management Systems // Procedia: Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Volume 210. - PP. 181-187.
25. Zhao Z. Analysis of relationship between quality management system and design assurance system // Procedia Engineering. - 2014. - Volume 80. - PP. 565-572.