ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1. Этиология и причины нарушений слуха у школьников 10-12 лет 7
1.2. Значение подвижных игр в развитии координационных способностей у
школьников с нарушением слуха 12
1.3. Особенности развития координационных способностей у школьников 10¬
12 лет 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ... 24
3.1. Обоснование использования подвижных игр для развития
координационных способностей 24
3.2. Результаты исследования и их обсуждения 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Нарушение слуха у детей является важной медикосоциальной проблемой. В мире количество детей с нарушением слуха превышает 40 млн. человек. Данная проблема стала актуальной для ряда отечественных и зарубежных работ, среди которых Д. Брунер, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и многие другие. Научные работы посвящены исследованию физических качеств ребенка, разработке периодизации детского развития. Изучению физического развития глухих и слабослышащих школьников посвящены работы Р.Д. Бабенковой, Л.В. Рябовой и Г.В. Трофимовой.
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения [32]. В Российской Федерации в настоящее время число детей с нарушениями слуха превышает 600 тыс. и неуклонно растёт из года в год. По данным неонатологов в России на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок c выраженной степенью тугоухости [3].
Известно, что школьники с различной степенью тугоухости более чем в 2 раза отстают от школьников с нормальным слухом по уровню развития физических качеств, особенно выраженное отставание наблюдается по показателям координационных способностей [32].
У детей среднего школьного возраста с нарушением слуха наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость, трудности переключения и автоматизации [3].
Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста. Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает руками, мало рисует, конструирует. Можно сказать, игра - необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности. Именно в игре ребенок - автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают. Среди многообразных средств физического воспитания школьников как самое доступное и эффективное средство можно выделить игру, так как она имеет безгранично разнообразные комбинации движений и позволяет всесторонне воздействовать на организм детей [13, 20].
Цель исследования - исследовать влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет.
Предмет исследования - методика с применением подвижных игр, направленная на развитие координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет.
Гипотеза исследования - предполагается, что применение на уроках адаптивной физической культуры, предложенной нами методики, будет расти уровень развития координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить исходный уровень развития координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет.
2. Разработать и внедрить в уроки адаптивной физической культуры методику с применением подвижных игр, направленную на развитие координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет.
3. Экспериментальным путем апробировать предложенную нами методику, направленную на развитие координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 40 страниц печатного текста и содержит в себе введение, три главы, заключение, список используемой литературы, две таблицы и пять рисунков.
Слух - это функция организма, заключающаяся в восприятии определенных периодических колебаний окружающей нас среды или возникающих внутри нашего тела. У детей, помимо основного диагноза - снижение слуха, по заключению врачей имеется большое количество сопутствующих заболеваний. Снижение или отсутствие слуха и имеющиеся у учащихся мозговые нарушения являются причиной недоразвития психических процессов. Кроме того, в школе слабослышащих обучаются и воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушением слуха и интеллекта или с множественными недостатками развития.
1. Перед внедрением подобранных подвижных игр, для развития координационных способностей мы провели предварительное тестирование. В результате мы определили, что уровень развития координационных способностей у обеих групп находится на одном уровне.
2. После анализа научно-методической литературы мы подобрали подвижные игры, которые направлены на развитие координационных способностей школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет.
3. После пяти месяцев занятий по предложенным нами мы вновь провели тестирование по ранее описанным тестам. Полученные результаты показали, что экспериментальная группа намного превосходит контрольную по всем тестам. Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, о том, что при применении на уроках адаптивной физической культуры, предложенной нами методики, уровень развития координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет будет расти.
1. Байкина Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные реабилитационные процессы глухих детей// Адаптивная физическая культура - 2014. № 4.
2. Басилова, Т.А. Ян ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследование проблем / Т.А. Басилова, Т.М. Михайлова, А.М. Пайкова. - Электрон. дан. - Москва: Теревинф, 2019. - 132 с.
3. Верещага, И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха / И.В. Верещага, И.В. Моисеева, А. Пайкова. - Электрон. дан. - Москва: Теревинф, 2017. - 132 с.
4. Взаимосвязь показателей координационных способностей школьников 13 лет/ М.А. С. [и др.]. // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Электрон. дан. - 2016. - № 1. - С. 29-34.
5. Ветков, Н.Е. Спортивные и подвижные игры: учебно¬
методическое пособие / Н.Е. Ветков. - Электрон. дан. - Орел : , 2016. - 129 с.
6. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / Научн.-исслед. ин-т деятельности человека в экстремальных условиях. Омск, 2014. - 431 с.
7. Горская, И.Ю. Развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов с учетом уровня квалификации и индивидуально-типологических особенностей: методические рекомендации / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. - Электрон. дан. - Омск : СибГУФК, 2014. - 80 с.
8. Даниленко, Н.Г. Код тишины: генетические основы нарушения слуха / Н.Г. Даниленко ; под ред. О. Г. Давыденко. - Электрон. дан. - Минск : , 2017. - 206 с.
9. Деушев, Р.Х. Особенности возрастной динамики показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 11-15 лет / Р.Х. Деушев, В.А. Баландин. // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Электрон. дан. - 2014. - № 4. - С. 15-19.
10. Динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 11-15 лет / А.Б. В. [и др.]. // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Электрон. дан. - 2016. - № 1. - С. 35-39.
11. Иванова, И.В. Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 1-5 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих позднооглохших обучающихся. В 2 ч. Ч. 1: учебно-методическое пособие / И.В. Иванова, Л.А. Киселева, Л.А. Тарасенко. - Электрон. дан. - Москва: Владос, 2017. - 48 с.
12. Карпов В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» / В.Ю. Карпов // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. - 2013. - № 4 (96) -Том 1. - С. 49-58.
13. Королева, И.В. Подвижные игры: учебное пособие / И.В. Королева. - Электрон. дан. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 104 с.
14. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов: руководство / И.В. Королева. - Электрон. дан.
- Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 304 с.
15. Королева, И.В. Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего возраста: учебно-методическое пособие / И.В. Королева ; худ. Л.А. Иванов. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 176 с.
16. Королева, И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволо-мозговой имплантации / И.В. Королева. - Электрон. дан.
- Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 872 с.
17. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха): учебно-методическое пособие / под ред. Е.Г. Речицкой. - Электрон. дан. - Москва : МПГУ, 2014. - 184 с.
18. Княжева М.В., Мелентьева Н.Н. Особенности развития физических способностей у дошкольников с нарушением слуха // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25).
19. Лебедева, Е.Г. Подвижные игры с мячом в игровых видах спорта: учебное пособие / Е.Г. Лебедева, А.А. Рассказова, М.Г. Куликова. - Электрон. дан. - Вологда : ВоГУ, 2014. - 86 с.
20. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2013. - С. 63.
21. Лях, В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В.И. Лях. - Электрон. дан. - Москва : , 2016. - 128 с.
22. Малихова, Л.и. Конспекты открытых уроков для неслышащих и слабослышащих обучающихся. 1-й дополнительный - 9 классы: учебно-методическое пособие / Л.и. Малихова. - Электрон. дан. - Москва : Владос, 2017. - 102 с.
23. Мостовая, Т.Н. Физическая культура. Подвижные игры в системе физического воспитания в ВУЗе: учебно-методическое пособие / Т.Н. Мостовая. - Электрон. дан. - Орел : , 2016. - 72 с.
24. Подвижные игры на лыжах: Методические рекомендации: методические рекомендации / сост. А.В. Данилов. - Электрон. дан. - Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. - 47 с.
25. Потапова А. З. Игра как средство расширения двигательного опыта и укрепления здоровья детей с нарушениями слуха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 235-240.
26. Синельникова, Т.В. Комплексный подход к развитию координационных способностей детей с нарешением интеллекта: монография / Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе, А.В. Турманидзе. - Электрон. дан. - Омск : ОмГУ, 2017. - 188 с.
27. Рау Ф.Ф. Устное слово : метод. пособие по развитию уст. речи и обучению грамоте детей с наруш. слухом / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М. : Сов. спорт, 2004. - 120 с.
28. Речицкая, Е.Г. Дактильная и жестовая речь как средства коммуникации лиц с нарушением слуха. В двух частях: учебно-методическое пособие / Е.Г. Речицкая, Л.А. Плуталова. - Электрон. дан. - Москва : МПГУ, 2016. - 144 с.
29. Речицкая, Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: монография / Е.Г. Речицкая. - Электрон. дан. - Москва : МИГУ, 2017. - 188 с.
30. Сорокина, Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР: Дом, семья: учебное пособие / Н.А. Сорокина. - Электрон. дан. - Москва : Владос, 2015. - 174 с.
31. Усова Н.И. Развитие двигательной деятельности детей раннего возраста // Дошкольная педагогика и методики дошкольного образования : учеб.-метод. пособие / сост. В.А Зебзеева, Н.В. Михайлова, Н.И.Усова ; Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург : изд-во ОГПУ, 2014. - С. 55-63
32. Янкевич И.Е, Зинчук Н.А. «Повышение функциональной готовности к спортивной тренировке слабослышащих детей» // Астраханский медицинский журнал -2014 - №1 -с. 326 -328