Методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края (Курганский государственный университет)
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МКОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа».
Выборка: дети младшего школьного возраста, в количестве 40 человек: 3 «А» класс (экспериментальный класс - 20 человек) и 3 «Б» класс (контрольный класс - 20 человек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование методики формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края…………………………….9
1.1 Нормативно-правовая база в области формирования экологических представлений младших школьников во внеурочное время…9
1.2 Теоретическое обоснование формирования экологических представлений младших школьников во внеурочное время…………13
1.3 Формирование универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении окружающего мира……………………...18
Выводы по Главе 1……20
ГЛАВА 2. Методическая система формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края……23
2.1 Использование экскурсии при формировании экологических представлений во внеурочной деятельности в начальной школе………………………………………23
2.2 Развитие познавательных УУД посредством экскурсий с младшими школьниками при изучении природы родного края во внеурочной деятельности…………..40
Выводы по Главе 2…………………………………47
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных УУД посредством организации экскурсий с младшими школьниками при изучении природы родного края…47
3.1 Характеристика базы опытно-экспериментальной деятельности, ее этапы…..47
3.2 Результаты констатирующего этапа…………49
3.3 Контрольный эксперимент и его результаты..………………………………….56
Выводы по Главе 3………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ
База исследования: МКОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа».
Выборка: дети младшего школьного возраста, в количестве 40 человек: 3 «А» класс (экспериментальный класс - 20 человек) и 3 «Б» класс (контрольный класс - 20 человек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование методики формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края…………………………….9
1.1 Нормативно-правовая база в области формирования экологических представлений младших школьников во внеурочное время…9
1.2 Теоретическое обоснование формирования экологических представлений младших школьников во внеурочное время…………13
1.3 Формирование универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении окружающего мира……………………...18
Выводы по Главе 1……20
ГЛАВА 2. Методическая система формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края……23
2.1 Использование экскурсии при формировании экологических представлений во внеурочной деятельности в начальной школе………………………………………23
2.2 Развитие познавательных УУД посредством экскурсий с младшими школьниками при изучении природы родного края во внеурочной деятельности…………..40
Выводы по Главе 2…………………………………47
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных УУД посредством организации экскурсий с младшими школьниками при изучении природы родного края…47
3.1 Характеристика базы опытно-экспериментальной деятельности, ее этапы…..47
3.2 Результаты констатирующего этапа…………49
3.3 Контрольный эксперимент и его результаты..………………………………….56
Выводы по Главе 3………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность дипломной работы. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Стать настоящими гражданами своей страны помогает учащимся изучение малой родины, своего родного края. Общеобразовательной школе принадлежит важная роль в воспитании гражданина нашей родины. Именно школа должна давать знания о своем родном крае, прививать бережное отношение к окружающему миру: природе, истории, культуре своего народа с ранних лет. Некоторые краеведческие представления учащиеся получают уже в детском саду. Продолжение и закрепление работы по краеведческому представлению происходит в начальной школе. Так как именно в начальной школе закладываются основы воспитания познавательного интереса к изучению природы родного края.
Основная работа проводится во внеурочное время, поскольку часов на изучение родного края отводится сравнительно мало. Для поддержания развития и закрепления познавательных интересов учащихся, удовлетворения детской любопытности происходит вовлечении младших школьников во внеурочную деятельность. Учащиеся шире и глубже смогут изучать окружающую природу родного края, ее компоненты и их отличительные признаки, наглядно увидеть влияние человека на природу, пополнить свои знания о природе Курганской области, ее выдающихся людях, литературе и истории родного края на занятиях внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема развития познавательных УУД посредством организации экскурсий с младшими школьниками при изучении изучении природы родного края является в настоящее время достаточно актуальной, что, в свою очередь, предопределяет и актуальность данного исследования.
Цель исследования: раскрыть и определить роль внеурочной деятельности в формировании УУД, в процессе изучения природы родного края младшими школьниками.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: внеурочная деятельность и ее роль в формировании УУД в процессе изучения природы родного края.
Гипотеза исследования: Если при изучении природы родного края для формирования УУД младшего школьника будет использоваться внеурочная деятельность, то это будет способствовать расширению краеведческих представлений обучающихся, воспитание ценностного отношения к изучению природы родного края.
Задачи исследования:
1) Изучение задач и содержания исследования природы родного края во внеурочной деятельности в младших классах
2) Рассмотрение роли внеурочной деятельности, как способ развития УУД у младших школьников при изучении природы родного края.
2) Выявить уровень развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
3) Осуществить опытно-экспериментальную работу по организации экскурсий младших школьников при изучении природы родного края, направленную на развитие познавательных УУД и выявить ее эффективность.
Методологической основой данного исследования послужили работы , Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. рассматривающих особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе родного края, а работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского создали психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (наблюдение, беседа);
3) диагностические (опрос, диагностическая беседа);
4) психолого-педагогический эксперимент;
5) методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Юргамышская Средняя общеобразовательная школа». В ходе эксперимента принимали участие дети младшего школьного возраста, в количестве 40 человек: 3 «А» класс – экспериментальный класс, 20 человек и 3 «Б» класс - контрольный класс - 20 человек.
Практическое значение определяется выводами, обобщениями и разработанной системой работы по воспитанию и обучению учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, в ходе которой используются эффективные методы и приемы, способствующие формированию УУД. В дипломной работе разработан курс внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для учащихся третьих классов. Методика проведения данного курса позволяет повысить эффективность воспитания учащихся через внеурочную деятельность.
Основная работа проводится во внеурочное время, поскольку часов на изучение родного края отводится сравнительно мало. Для поддержания развития и закрепления познавательных интересов учащихся, удовлетворения детской любопытности происходит вовлечении младших школьников во внеурочную деятельность. Учащиеся шире и глубже смогут изучать окружающую природу родного края, ее компоненты и их отличительные признаки, наглядно увидеть влияние человека на природу, пополнить свои знания о природе Курганской области, ее выдающихся людях, литературе и истории родного края на занятиях внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема развития познавательных УУД посредством организации экскурсий с младшими школьниками при изучении изучении природы родного края является в настоящее время достаточно актуальной, что, в свою очередь, предопределяет и актуальность данного исследования.
Цель исследования: раскрыть и определить роль внеурочной деятельности в формировании УУД, в процессе изучения природы родного края младшими школьниками.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: внеурочная деятельность и ее роль в формировании УУД в процессе изучения природы родного края.
Гипотеза исследования: Если при изучении природы родного края для формирования УУД младшего школьника будет использоваться внеурочная деятельность, то это будет способствовать расширению краеведческих представлений обучающихся, воспитание ценностного отношения к изучению природы родного края.
Задачи исследования:
1) Изучение задач и содержания исследования природы родного края во внеурочной деятельности в младших классах
2) Рассмотрение роли внеурочной деятельности, как способ развития УУД у младших школьников при изучении природы родного края.
2) Выявить уровень развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
3) Осуществить опытно-экспериментальную работу по организации экскурсий младших школьников при изучении природы родного края, направленную на развитие познавательных УУД и выявить ее эффективность.
Методологической основой данного исследования послужили работы , Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. рассматривающих особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе родного края, а работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского создали психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (наблюдение, беседа);
3) диагностические (опрос, диагностическая беседа);
4) психолого-педагогический эксперимент;
5) методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Юргамышская Средняя общеобразовательная школа». В ходе эксперимента принимали участие дети младшего школьного возраста, в количестве 40 человек: 3 «А» класс – экспериментальный класс, 20 человек и 3 «Б» класс - контрольный класс - 20 человек.
Практическое значение определяется выводами, обобщениями и разработанной системой работы по воспитанию и обучению учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, в ходе которой используются эффективные методы и приемы, способствующие формированию УУД. В дипломной работе разработан курс внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для учащихся третьих классов. Методика проведения данного курса позволяет повысить эффективность воспитания учащихся через внеурочную деятельность.
Цель формирования экологических представлений младших школьников заключается в воспитании основ экологической культуры личности. Первичные элементы экологической культуры формируются, основываясь на взаимодействии учащихся под руководством учителя с предметно-природным миром, окружающим их; растениями, животными, средой обитания, предметами, которые изготовлены человеком из природных материалов. Для развития мышления младшего школьника при ознакомлении с природой и достижения ими высокого уровня, требуется целенаправленное руководство учителем таким процессом.
В экологическое воспитание младших школьников входит:
• воспитание человечного отношения к природе (нравственное воспитание);
• развитие системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• воспитание эстетических чувств (видения и ощущения красоты природы, восхищения ею, желания сохранить ее);
• участие детей в возможных для них мероприятиях по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Для эффективного формирования у обучающихся бережного отношения к природе педагогам нужно так провести организацию этого процесса, чтобы все части данного отношения имели развитие и формирование у обучающихся в тесной взаимосвязи.
Формирование частей бережного отношения к природе у младших школьников нужно начинать как можно раньше, потому что в этот момент единство личности весьма расплывчато и разные области интересов, и отношений могут быть независимыми друг от друга. В таком возрасте с ребенком обязательно должен находиться грамотный, умный наставник, который способен обнаружить и развить в нем истоки экологической культуры.
Содержание учебного материала, включенного в курс природоведения и применение эффективных типов преподавания зачастую оказывает весомое влияние на познавательную деятельность учащихся. При реализации разнообразных типов деятельности в области экологического воспитания и образования добиваются роста эффективности экологического воспитания младших школьников.
При изучении курса природоведения в начальной школе, ребенком усваиваются сведения об окружающем мире, природе, о необходимом и целесообразном бережном отношении к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, воды, Земли. Здесь должна создаваться благожелательная атмосфера отношения к природе, с по природоведению для начальной школы включены вопросы по охране целью формирования у ребенка миро представления, включающего его в окружающий мир не в роли хозяина, а участника развития мира.
Природоведческие экскурсии являются обязательными и должны поводиться в рамках учебного процесса, предоставленного на изучение природоведения. Их проведение основывается на уже изученном на уроках материале, а полученные в процессе экскурсии знания, понятия, а также найденные экспонаты активно используются на последующих занятиях. Экскурсии позволяют обучающимся на определенном примере увидеть воздействие человека на окружающую среду, и получить практический опыт общения с природой.
Природоведческие экскурсии обладают огромным познавательным и воспитательным значением, так как они конкретизируют, углубляют и расширяют знания и переводят их в умения и навыки.
Одной из наиболее эффективных форм учебной деятельности по предмету «Окружающий мир», способствующей развитию познавательных УУД, является экскурсия. На экскурсиях учитель проводит работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение детьми умения наблюдать в природе. Преимущество экскурсий заключается в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить учащихся с явлениями и объектами природы.
Проведенный диагностический срез развития познавательных УУД младших школьников на констатирующем этапе показал, что уровень развития познавательных УУД младших школьников в обоих классах довольно низок и требует работы по его повышению.
Серия экскурсий по предмету «Окружающий мир», составленная в соответствии с основной образовательной программой А.А Плешакова и дополнительных экскурсий во внеурочной деятельности в экспериментальном классе, вызвал у младших школьников большой интерес к природе и позволил развить у них познавательные УУД.
Результаты контрольного этапа показали, что после реализации с экспериментальным классом серии экскурсий, уровень развития познавательных УУД младших школьников экспериментального класса заметно возрос: количество детей с высоким уровнем возросло на 15 %, со среднем – на 10% , одновременно сократилось число учащихся с уровнем ниже среднего на 10% и с низким уровнем на 15%. В контрольном классе уровень познавательных УУД тоже улучшился, но не так значительно как в экспериментальном, так как в контрольном классе также проводилась работа по развитию познавательных УУД, но в пределах программы.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени эффективности серии экскурсий при изучении предмета «Окружающий мир» для развития познавательных УУД младших школьников.
Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение, цель исследования достигнута, задачи решены.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования учителями начальных классов представленных в ней разработок по проведению экскурсий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», направленных на развитие познавательных УУД.
В экологическое воспитание младших школьников входит:
• воспитание человечного отношения к природе (нравственное воспитание);
• развитие системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• воспитание эстетических чувств (видения и ощущения красоты природы, восхищения ею, желания сохранить ее);
• участие детей в возможных для них мероприятиях по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Для эффективного формирования у обучающихся бережного отношения к природе педагогам нужно так провести организацию этого процесса, чтобы все части данного отношения имели развитие и формирование у обучающихся в тесной взаимосвязи.
Формирование частей бережного отношения к природе у младших школьников нужно начинать как можно раньше, потому что в этот момент единство личности весьма расплывчато и разные области интересов, и отношений могут быть независимыми друг от друга. В таком возрасте с ребенком обязательно должен находиться грамотный, умный наставник, который способен обнаружить и развить в нем истоки экологической культуры.
Содержание учебного материала, включенного в курс природоведения и применение эффективных типов преподавания зачастую оказывает весомое влияние на познавательную деятельность учащихся. При реализации разнообразных типов деятельности в области экологического воспитания и образования добиваются роста эффективности экологического воспитания младших школьников.
При изучении курса природоведения в начальной школе, ребенком усваиваются сведения об окружающем мире, природе, о необходимом и целесообразном бережном отношении к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, воды, Земли. Здесь должна создаваться благожелательная атмосфера отношения к природе, с по природоведению для начальной школы включены вопросы по охране целью формирования у ребенка миро представления, включающего его в окружающий мир не в роли хозяина, а участника развития мира.
Природоведческие экскурсии являются обязательными и должны поводиться в рамках учебного процесса, предоставленного на изучение природоведения. Их проведение основывается на уже изученном на уроках материале, а полученные в процессе экскурсии знания, понятия, а также найденные экспонаты активно используются на последующих занятиях. Экскурсии позволяют обучающимся на определенном примере увидеть воздействие человека на окружающую среду, и получить практический опыт общения с природой.
Природоведческие экскурсии обладают огромным познавательным и воспитательным значением, так как они конкретизируют, углубляют и расширяют знания и переводят их в умения и навыки.
Одной из наиболее эффективных форм учебной деятельности по предмету «Окружающий мир», способствующей развитию познавательных УУД, является экскурсия. На экскурсиях учитель проводит работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение детьми умения наблюдать в природе. Преимущество экскурсий заключается в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить учащихся с явлениями и объектами природы.
Проведенный диагностический срез развития познавательных УУД младших школьников на констатирующем этапе показал, что уровень развития познавательных УУД младших школьников в обоих классах довольно низок и требует работы по его повышению.
Серия экскурсий по предмету «Окружающий мир», составленная в соответствии с основной образовательной программой А.А Плешакова и дополнительных экскурсий во внеурочной деятельности в экспериментальном классе, вызвал у младших школьников большой интерес к природе и позволил развить у них познавательные УУД.
Результаты контрольного этапа показали, что после реализации с экспериментальным классом серии экскурсий, уровень развития познавательных УУД младших школьников экспериментального класса заметно возрос: количество детей с высоким уровнем возросло на 15 %, со среднем – на 10% , одновременно сократилось число учащихся с уровнем ниже среднего на 10% и с низким уровнем на 15%. В контрольном классе уровень познавательных УУД тоже улучшился, но не так значительно как в экспериментальном, так как в контрольном классе также проводилась работа по развитию познавательных УУД, но в пределах программы.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени эффективности серии экскурсий при изучении предмета «Окружающий мир» для развития познавательных УУД младших школьников.
Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение, цель исследования достигнута, задачи решены.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования учителями начальных классов представленных в ней разработок по проведению экскурсий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», направленных на развитие познавательных УУД.



