Методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края (Курганский государственный университет)
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МКОУ «Юргамышская средняя общеобразовательная школа».
Выборка: дети младшего школьного возраста, в количестве 40 человек: 3 «А» класс (экспериментальный класс - 20 человек) и 3 «Б» класс (контрольный класс - 20 человек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование методики формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края…………………………….9
1.1 Нормативно-правовая база в области формирования экологических представлений младших школьников во внеурочное время…9
1.2 Теоретическое обоснование формирования экологических представлений младших школьников во внеурочное время…………13
1.3 Формирование универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении окружающего мира……………………...18
Выводы по Главе 1……20
ГЛАВА 2. Методическая система формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края……23
2.1 Использование экскурсии при формировании экологических представлений во внеурочной деятельности в начальной школе………………………………………23
2.2 Развитие познавательных УУД посредством экскурсий с младшими школьниками при изучении природы родного края во внеурочной деятельности…………..40
Выводы по Главе 2…………………………………47
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных УУД посредством организации экскурсий с младшими школьниками при изучении природы родного края…47
3.1 Характеристика базы опытно-экспериментальной деятельности, ее этапы…..47
3.2 Результаты констатирующего этапа…………49
3.3 Контрольный эксперимент и его результаты..………………………………….56
Выводы по Главе 3………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность дипломной работы. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Стать настоящими гражданами своей страны помогает учащимся изучение малой родины, своего родного края. Общеобразовательной школе принадлежит важная роль в воспитании гражданина нашей родины. Именно школа должна давать знания о своем родном крае, прививать бережное отношение к окружающему миру: природе, истории, культуре своего народа с ранних лет. Некоторые краеведческие представления учащиеся получают уже в детском саду. Продолжение и закрепление работы по краеведческому представлению происходит в начальной школе. Так как именно в начальной школе закладываются основы воспитания познавательного интереса к изучению природы родного края.
Основная работа проводится во внеурочное время, поскольку часов на изучение родного края отводится сравнительно мало. Для поддержания развития и закрепления познавательных интересов учащихся, удовлетворения детской любопытности происходит вовлечении младших школьников во внеурочную деятельность. Учащиеся шире и глубже смогут изучать окружающую природу родного края, ее компоненты и их отличительные признаки, наглядно увидеть влияние человека на природу, пополнить свои знания о природе Курганской области, ее выдающихся людях, литературе и истории родного края на занятиях внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема развития познавательных УУД посредством организации экскурсий с младшими школьниками при изучении изучении природы родного края является в настоящее время достаточно актуальной, что, в свою очередь, предопределяет и актуальность данного исследования.
Цель исследования: раскрыть и определить роль внеурочной деятельности в формировании УУД, в процессе изучения природы родного края младшими школьниками.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: внеурочная деятельность и ее роль в формировании УУД в процессе изучения природы родного края.
Гипотеза исследования: Если при изучении природы родного края для формирования УУД младшего школьника будет использоваться внеурочная деятельность, то это будет способствовать расширению краеведческих представлений обучающихся, воспитание ценностного отношения к изучению природы родного края.
Задачи исследования:
1) Изучение задач и содержания исследования природы родного края во внеурочной деятельности в младших классах
2) Рассмотрение роли внеурочной деятельности, как способ развития УУД у младших школьников при изучении природы родного края.
2) Выявить уровень развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
3) Осуществить опытно-экспериментальную работу по организации экскурсий младших школьников при изучении природы родного края, направленную на развитие познавательных УУД и выявить ее эффективность.
Методологической основой данного исследования послужили работы , Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. рассматривающих особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе родного края, а работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского создали психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (наблюдение, беседа);
3) диагностические (опрос, диагностическая беседа);
4) психолого-педагогический эксперимент;
5) методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Юргамышская Средняя общеобразовательная школа». В ходе эксперимента принимали участие дети младшего школьного возраста, в количестве 40 человек: 3 «А» класс – экспериментальный класс, 20 человек и 3 «Б» класс - контрольный класс - 20 человек.
Практическое значение определяется выводами, обобщениями и разработанной системой работы по воспитанию и обучению учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, в ходе которой используются эффективные методы и приемы, способствующие формированию УУД. В дипломной работе разработан курс внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для учащихся третьих классов. Методика проведения данного курса позволяет повысить эффективность воспитания учащихся через внеурочную деятельность.
Цель формирования экологических представлений младших школьников заключается в воспитании основ экологической культуры личности. Первичные элементы экологической культуры формируются, основываясь на взаимодействии учащихся под руководством учителя с предметно-природным миром, окружающим их; растениями, животными, средой обитания, предметами, которые изготовлены человеком из природных материалов. Для развития мышления младшего школьника при ознакомлении с природой и достижения ими высокого уровня, требуется целенаправленное руководство учителем таким процессом.
В экологическое воспитание младших школьников входит:
• воспитание человечного отношения к природе (нравственное воспитание);
• развитие системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• воспитание эстетических чувств (видения и ощущения красоты природы, восхищения ею, желания сохранить ее);
• участие детей в возможных для них мероприятиях по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Для эффективного формирования у обучающихся бережного отношения к природе педагогам нужно так провести организацию этого процесса, чтобы все части данного отношения имели развитие и формирование у обучающихся в тесной взаимосвязи.
Формирование частей бережного отношения к природе у младших школьников нужно начинать как можно раньше, потому что в этот момент единство личности весьма расплывчато и разные области интересов, и отношений могут быть независимыми друг от друга. В таком возрасте с ребенком обязательно должен находиться грамотный, умный наставник, который способен обнаружить и развить в нем истоки экологической культуры.
Содержание учебного материала, включенного в курс природоведения и применение эффективных типов преподавания зачастую оказывает весомое влияние на познавательную деятельность учащихся. При реализации разнообразных типов деятельности в области экологического воспитания и образования добиваются роста эффективности экологического воспитания младших школьников.
При изучении курса природоведения в начальной школе, ребенком усваиваются сведения об окружающем мире, природе, о необходимом и целесообразном бережном отношении к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, воды, Земли. Здесь должна создаваться благожелательная атмосфера отношения к природе, с по природоведению для начальной школы включены вопросы по охране целью формирования у ребенка миро представления, включающего его в окружающий мир не в роли хозяина, а участника развития мира.
Природоведческие экскурсии являются обязательными и должны поводиться в рамках учебного процесса, предоставленного на изучение природоведения. Их проведение основывается на уже изученном на уроках материале, а полученные в процессе экскурсии знания, понятия, а также найденные экспонаты активно используются на последующих занятиях. Экскурсии позволяют обучающимся на определенном примере увидеть воздействие человека на окружающую среду, и получить практический опыт общения с природой.
Природоведческие экскурсии обладают огромным познавательным и воспитательным значением, так как они конкретизируют, углубляют и расширяют знания и переводят их в умения и навыки.
Одной из наиболее эффективных форм учебной деятельности по предмету «Окружающий мир», способствующей развитию познавательных УУД, является экскурсия. На экскурсиях учитель проводит работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение детьми умения наблюдать в природе. Преимущество экскурсий заключается в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить учащихся с явлениями и объектами природы.
Проведенный диагностический срез развития познавательных УУД младших школьников на констатирующем этапе показал, что уровень развития познавательных УУД младших школьников в обоих классах довольно низок и требует работы по его повышению.
Серия экскурсий по предмету «Окружающий мир», составленная в соответствии с основной образовательной программой А.А Плешакова и дополнительных экскурсий во внеурочной деятельности в экспериментальном классе, вызвал у младших школьников большой интерес к природе и позволил развить у них познавательные УУД.
Результаты контрольного этапа показали, что после реализации с экспериментальным классом серии экскурсий, уровень развития познавательных УУД младших школьников экспериментального класса заметно возрос: количество детей с высоким уровнем возросло на 15 %, со среднем – на 10% , одновременно сократилось число учащихся с уровнем ниже среднего на 10% и с низким уровнем на 15%. В контрольном классе уровень познавательных УУД тоже улучшился, но не так значительно как в экспериментальном, так как в контрольном классе также проводилась работа по развитию познавательных УУД, но в пределах программы.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени эффективности серии экскурсий при изучении предмета «Окружающий мир» для развития познавательных УУД младших школьников.
Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение, цель исследования достигнута, задачи решены.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования учителями начальных классов представленных в ней разработок по проведению экскурсий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», направленных на развитие познавательных УУД.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Владос, 2017. – 240 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2018. – 151 с.
3. Бурлакова, Г.В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания [Текст] / Г.В. Бурлакова // Концепт. – 2014. - №11.–С.1–6.
4. Веселкова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников (на примере предмета «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова) [Текст] / Т.А. Веселкова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2017. – С. 14-15.
5. Дармина, Е.Н. Система универсальных учебных действий [Текст] / Е.Н. Дармина // Начальная школа. – 2017. – №10. – С. 37 – 40.
6. Джиоева, А.Ф. О видах универсальных учебных действий и их реализации в условиях общеобразовательной школы [Текст] / А.Ф. Джиоева // Синергия. – 2016. - №1. – С. 7 – 13.
7. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младших школьников как педагогический феномен [Текст] / Д.С. Елисеева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2014. – Том 6. - №4. – С. 16 – 26.
8. Епишина, С.А. Экскурсия как форма изучения природы младшими школьниками / С.А. Епишина, О.В. Ештокина, О.А. Маурина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/641970/ Дата обращения 5.11.2020
9. Иванова, М.Н. Методологические установки к проблеме формирования универсальных учебных умений у младших школьников [Текст] / М.Н. Иванова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2017. – С. 11 - 14.
10. Ильяшенко, Н.А. Уроки-экскурсии в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/uroki_ekskursii_v_nachalnoy_shkole-32948.htm Дата обращения 11.11.2020
11. Зимина, О.А. Типология школьных экскурсий [Текст] / О.А. Зимина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного университета. – 2016. - №10. – С. 5 – 7.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская И.А. Володарская и др. Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2018. - 151 с.
13. Кинжитаева, Н.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами учебного предмета «Окружающий мир» [Электронныйресурс].–Режимдоступа:http://kurganschool22.3dn.ru/raspostr_opyta/kinzhitaeva_statja.pdf Дата обращения 14.11.2020
14. Клятвина, Н.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников – требование времени [Текст] / Н.В. Клятвина // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 83 - 87.
15. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. – 448 с.
16. Кривоногова, Н.Н. Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе [Текст] / Н.Н. Кривоногова, Р.В. Никитина // Молодой ученый. - 2017. - № 49. - С. 368 – 370.
17. Ладилова, Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению [Текст] / Н.Н. Ладилова // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы 11 научно-практической конференции. - Нижний Новгород: НГПУ, 2017. - С. 203 – 207.
18. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] / В.Б. Лебединцев // Управление начальной школой. – 2012 - № 4 – С. 33 - 45.
19. Линник, В.Ю. Сравнительный анализ классификации экскурсий [Текст] / В.Ю. Линник, О.В. Елисеева // Интерактивная наука. – 2016. - №10. – С. 141 – 144.
20. Луканин, А.В. Экскурсия как форма организации учебной деятельности учащихся младших классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://pandia.ru/text/78/645/22121.php Дата обращения 5.11.2020
21. Мамедова, Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / Л.В. Мамедова, О.С. Ладыженко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. - № 7. – С. 183 - 184.
22. Марданова, Т.М. Познаем мир природы [Текст] / Т.М. Марданова. – М.: НМЦентр, 2017. – 56 с.
23. Марикова, Ю.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы [Текст] / Ю.С. Марикова // Молодой ученый. – 2015. – № 13 (93). Июль-1. – М.: Молодой ученый, 2015. – С. 660 - 663.
24. Маслова, С.Б. Роль экскурсий в начальной школе / С.Б. Маслова, А.Е. Кольчугин [Электронныйресурс].–Режимдоступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010142 Дата обращения 5.11.2020
25. Мичурина, Ю.Д. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процесс обучения [Текст] / Ю.Д. Мичурина // Инновационная наука. – 2017. - №02-2. – С. 186 – 188.
26. На природу с классом! Праздники, игры, затеи летом и осенью. Для детей от 8 до 13 лет [Текст]/ Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2019. – 190 с.
27. Наблюдения и труд детей в природе [Текст] / Сост. А.Ф. Мазурина. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с.
28. Нехлюдова, М.В. Методика проведения сезонных экскурсий в начальной школе / М.В. Нехлюдова, В.Н. Давыдова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / Редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 96 - 98.
29. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения [Текст]: Учебник для пед. ин-тов / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
30. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 640 с.
31. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Р.А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. - М.: Просвещение, 2017. – 206 с.
32. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013. – 180 с.
33. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2 [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018. – 180 с.
34. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова А.Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 2017. - 63 с.
35. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019. — 205 с.
36. Подоляк, Д.О. Универсальные творческие действия студентов в ситуациях технологических решений: элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] / Д.О. Подоляк // Теория и практика образования в современном мире 2012 февраль. Том 1. Материалы Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. – С. 204 - 209.
37. Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Приложение к образовательной программе ФГОСНОО [Электронныйресурс].–Режимдоступа: http://school15nvl.ucoz.ru/Obr_progr/programma_monitoringa_uud.pdf Дата обращения 15.11.2020
38. Пчелинцева, Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т.С. Пчелинцева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - № 3 (26). – С. 53 – 57.
39. Райков, Б.Е. Зоологические экскурсии/ Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков. – М.: Топикал, 1994. 7-е изд. – 640 с. http://mirknig.su/knigi/nauchno_popularnoe/230587-zoologicheskie-ekskursii.html Дата обращения 15.11.2020
40. Реутова, Л.П. Педагогические ориентиры в развитии универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Л.П. Реутова, Ф.П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2017. – Выпуск 1 (193). – С. 50 – 56.
41. Ряхина, К.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности [Текст] / К.Н. Ряхина // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2018. – С. 137 - 140.
42. Секретарева, Л.С. Место универсальных учебных действий в структуре основной образовательной программы начальной школы [Текст] / Л.С. Секретарева // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 23 - 27.
43. Селина, М.В. Экскурсии как одна из форм внеурочной деятельности в контексте ФГОС [Текст] / М.В. Селина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. - № 3 (27). – С. 204 – 208.
44. Сергеев, В.А. Наблюдение как метод изучения природы в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660242/ Дата обращения 5.11.2020
45. Смирнова, В.А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников [Текст] / В.А. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - №2. - Т. II. – С. 21 – 28.
46. Степанова, О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема [Текст] / О.В. Степанова // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 851 - 853.
47. Стрыгина, Т.С. Совершенствование организации экскурсий для младших школьников [Текст] / Т. Стрыгина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2017. - №2. – С. 11 – 18.
48. Сумарокова, О.В. О программе формирования универсальных учебных действий общеобразовательного учреждения [Текст] / О.В. Сумарокова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2018. – С. 3 - 7.
49. Тивикова, С.К. Организация внеурочной деятельности младших школьников [Текст]. Сборник программ / С.К. Тивикова. - М.: Русское слово, 2019. - 127 с.
50. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ, и колледжей / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. – 291 с.
51. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/ Дата обращения 5.11.2020
52. Филиппова, З.С. Экскурсии в окружающем мире для начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://u-center.info/libraryteacher/environmentaleducation/publ-2014-10-14-18-12-48 Дата обращения 18.11.2020
53. Хнычкина, Е.Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка – стратегия развития учителя [Текст] / Е.Е. Хнычкина // Муниципальное образование: инновации и эксперимента. – 2016. - №4. – С. 18 – 20.
54. Цыганова, Т.А. Экскурсионная деятельность в начальной школе. Методика проведения экскурсий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/ekskursionnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-metodika-provedeniya-ekskursiy-59359.html Дата обращения 5.11.2020
55. Шаламайко, Е.Е. Опыт создания экскурсионного проекта [Текст] / Е.Е. Шаламайко // Дополнительное образование и воспитание. - 2017. - № 5. - С. 13 – 15.
56. Шкуратова, Ж.А. Методическое объединение «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/03/03/metodicheskoe-obedinenie-formirovanie-universalnykh Дата обращения 5.11.2020