Работа сделана на материалах сайтов "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru".
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Особенности спортивной журналистики в России и США.……....10
1.1. Спортивная журналистика как направление……………...……..10
1.2. Характерные черты спортивной журналистики в России……22
1.3. Роль и место спортивной журналистики в медиапространстве США…………31
ГЛАВА 2. Манипулятивные технологии в современном информационном обществе…….44
2.1. Современное понимание коммуникативных манипуляционных технологий…….….….44
2.2. Специфика манипуляционных процессов в средствах массовой коммуникации……...70
2.3. Спортивная журналистика как поле коммуникативных манипуляций...………60
ГЛАВА 3. Коммуникативные манипуляционные технологии: анализ геополитических особенностей……………………………………………..87
3.1. Манипуляционные технологии в российской спортивной журналистике……….87
3.2. Манипуляционные технологии в американской спортивной журналистике.…96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………..………………………….………105
Список использованных источников и научной литературы....…………104
Информационное общество на современном этапе своего развития сталкивается с практикой постоянного применения манипуляционных коммуникационных технологий. Постоянно увеличивающийся объем потребляемой информации, а также высокая степень задействованности каждого отдельно взятого индивида в обществе, массовую коммуникацию приводит к влиянию манипуляционных технологий. В наше время манипуляционное воздействие давно вышло за рамки власти, в рамках привычных границ политической или рекламной манипуляции. В различных сферах применение особых методов информационного воздействия обусловлено стремлением к увеличению прибыли, либо наращиванию символического или же социального капитала.
Спорт, как один из важнейших феноменов общественной жизни, также становится полем для применения манипуляционных технологий. Спортивная журналистика, в задачи которой входит осмысление событий, происходящих в рамках соревнований и чемпионатов, широко применяет различный спектр манипуляционных технологий. В сфере спорта влияние современных технологий крайне велико. Поэтому синтез манипуляции и эмоционального воздействия на аудиторию позволяет создавать необходимые для объектов спортивной коммуникации эффекты.
Влияние манипуляционных технологий, применяемых в спортивной журналистике, на проведение соревнований в целом и восприятие спорта болельщиками в частности, недостаточно широко осмысляется. В качестве геополитического феномена применение манипуляционных технологий в сфере спорта изучено достаточно подробно.
Пока не существует анализа применения манипуляционных технологий в российской спортивной журналистике вне контекста геополитической плоскости. В свою очередь, спортивная журналистика США является мировым феноменом, демонстрирующим высочайшие результаты в сфере продвижения спорта и создания его медиа-образа. В подобных условиях крайне важным становится проследить особенности, применяемых в спортивной журналистике России и США манипуляционных технологий.
Актуальность темы обусловлена возрастающей интеграцией спорта и бизнеса, а также ускоряющимся процессом медиатизации и цифровизации спортивного контента.
Спорт, в свою очередь, остается важным объектом при применении геополитических манипуляций для достижения определенных целей в рамках выстраивания имиджа государств на международной арене, либо при построении определенных пропагандистских нарративов. Постепенное появление в спортивной журналистике технологий, которые изначально были свойственны исключительно политическому дискурсу, также свидетельствует о высоком манипулятивном потенциале, который заложен в сферу интерпретации спортивной информации.
Актуальность исследования также обусловлена задачей российской спортивной журналистики по разработке собственного комплекса методов и подходов к освещению различных дисциплин. Спортивная журналистика США является ведущей в данном отрасли.
Анализ генезиса спортивной журналистики в Северной Америке, а также изучение методов и способов, которые позволили ей приобрести общенациональное значение, позволят также выработать рекомендации и стратегии, которые позволят спортивной журналистике России выйти на новый уровень освещения спортивных мероприятий и формирования контента.
Научная новизна заключается в анализе использования манипулятивных технологий в спортивной журналистике, именно в контексте новых медиа. В работе изучаются новые формы и типы подачи спортивного контента, а также различные способы манипуляции, которые характерны именно для спортивной журналистики. В исследовании создается классификация методологий, а также выявляется цель применения манипулятивных практик.
В российский научный дискурс вводится ряд понятий, характерных изначально только для спортивной журналистики Северной Америки. Также применительно к российской спортивной журналистике используются наработки зарубежных исследователей, которые разрабатывали вопрос применения манипулятивных коммуникационных технологий в сфере спортивных медиа.
Цель исследования – изучить практику применения манипулятивных технологий, в спортивной журналистики США и России.
Объект –материалы опубликованные на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru"
Предмет – манипулятивные технологии в спортивной журналистики
Цель, объект и предмет обусловили постановку следующих задач в рамках исследования:
- Изучить спортивную журналистику, как направление.
- Проанализировать характерные черты спортивной журналистики в России
- Выявить роль и место спортивной журналистики в медиапространстве США
- Определить специфику манипуляционных процессов в средствах массовой информации
- Рассмотреть спортивную журналистику, как поле коммуникативных манипуляций
- Изучить манипуляционные технологии в российской спортивной журналистике
- Проанализировать особенности манипуляционных технологий в американской спортивной журналистике
- Провести сравнительную характеристику использования различных методов манипуляций в спортивной журналистики России и США
В эмпирическую базу исследования составили материалы опубликованные на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru", а также различные ресурсы и сайты , анализирующие спортивную журналистику России и США.
Хронологический период исследования. В исследовании были использованы публикации на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru" с апреля 2022 по апрель 2023 года.
Теоретическая база исследования представлена работами таких специалистов в области манипулятивных технологий в СМИ, как А.В. Колмогоров, И.М. Дзялошинский, С.Г. Кара-Мурза и др. Также были использованы труды теоретиков в сфере спортивной журналистки Е.П, Семишовой, И.В. Деевой, Г.В. Соколова, М.В. Гундарина, Н.В. Багулиной и др.
Степень изученности темы. Тема манипулятивных технологий в медиа и особенностей их влияния на аудиторию имеет достаточно широкий исследовательский спектр и глубоко изучена такими признанными специалистами в данной области как Я.Н. Засурский, И.М. Дзялошинский, Б. Лозовский, Е.В. Горина. Манипулятивные технологии воздействия с учетом применения их в средствах массовой информации изучаются в самых различных аспектах: как коммуникативное явление (И.М. Дзялошинский), в контексте информационной безопасности (Б. Лозовский, Е.В. Горина); в контексте применения данных технологий при организации и проведении предвыборных кампаний и участия в них СМИ (А.Г. Родин) и т.д. Исследуется и специфика применения манипулятивных технологий в такой ставшей популярной отрасли журналистики как спортивная журналистика.
Этому аспекту посвящены работы Д.Б. Донского, Н.В. Багулиной, Ю.А. Розанова и др. Однако представляется необходимым расширить круг исследовательских задач при оценке способов и приемов создания и воздействия спортивного контента, передаваемого современными цифровыми медиа, а также усилить сопоставительные/сравнительные исследования, которые позволяют не только проследить за степенью развития и насыщенности такого рода технологиями спортивного дискурса, но и выявить специфику манипуляционных моделей как в российском медиапространстве, так и в зарубежном медиаполе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении различных стратегий подачи и обработки спортивного контента. Манипуляция исследуется не только с точки зрения негативных коннотаций, но и как способ привлечения аудитории и взаимодействия с ней. В контексте данного исследования можно проследить и выявить различные способы удержания внимания аудитории и создания вокруг спорта всевозможных контекстов, позволяющих увеличивать интерес к спортивным мероприятиям.
Итоги исследования могут лечь в основу всевозможных курсов по истории журналистики, а также могут стать фундаментом для исследований в сфере манипулятивных технологий в информационном обществе, применительно к новым медиа.
Структура работы состоит из трех глав. Первые две главы включают в себя три параграфа. Третья глава состоит из двух частей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Спортивная журналистика ввиду общественной значимости является полем применения манипулятивных технологий. Выбор манипулятивных стратегий в спортивной журналистике обусловлен жанровой тематической спецификой.
2. Манипулятивные технологии в спортивной журналистике особым образом способны трансформировать восприятия спорта, как феномена.
3. Манипуляции в рамках спортивной журналистики могут служить для достижения геополитических целей.
Для решения поставленных нами задач и достижения цели мы использовали такие методы исследования, как сравнительно-сопоставительный анализ, анализ содержания медиатекстов, анализ теоретической литературы. Так же использован метод содержательного анализа и классификации.
Методология предварительно была опробована при написании автора научных статей.
По итогам научного исследования были сделаны следующие выводы.
Спортивная журналистика представляет собой сложную систему, которая направлена на сбор, обработку и предоставление аудитории особого типа информации. Жанрово-тематический комплекс спортивной журналистики обусловлен спецификой спорта, как явления, и отражает особенности различных соревнований.
Необходимо также с акцентировать внимание на том, что выбор языковых средств, жанровой специфики и структуры при создании материалов может быть обусловлен спецификой конкретного вида спорта, его правилами и степенью динамичности.
В задачи спортивной журналистики входит помимо производства информационных поводов и освещения новостей из мира спорта, создание таких контекстов, в рамках которых однотипные моменты различных соревнований будут приобретать уникальность и представлять интерес для аудитории. Сам по себе спорт ввиду строгой регламентации и ограниченности представляет собой совокупность схожих моментов, которые с объективной точки зрения мало чем отличаются. В подобных условиях спортивная журналистика должна создавать особый тип контента, создавая определенную совокупность смыслов, придающую любому спортивному мероприятию некоторую степень значимости.
В рамках освещения спорта присутствуют определенные системы символов и лингвистические конструкции, а также термины и статистические показатели, которые образуют семиотическую систему, для которой необходим набор знаний и понимание правил и логики разных видов спорта.
Спортивное событие можно описать с помощью совокупности терминов и статистических показателей, то есть создать своего рода систему, в рамках которой можно увидеть события, произошедшие на момент проведения спортивного соревнования.
При выборе формы и типа подачи контента спортивный журналист может выбирать различные способы кодирования и описания спортивной реальности в зависимости от специфики аудитории, издания и вида спорта.
В рамках спортивной журналистики также существует исторически сложившаяся система образов, которая функционирует по собственным внутренним законам. Необходимо выделить особенность аудитории спортивной журналистики.
Потребители контента, посвященного различным дисциплинам, в основном не просто стремятся воспринимать информацию, а имеют установку и мотивацию разбираться в конкретных видах спорта, ориентироваться в статистике и нюансах игры. Подобная тенденция обуславливает высокую степень включенности аудитории в обсуждение материалов и порождение дополнительных смыслов.
Для спортивной журналистики на современном этапе характерен высокий уровень интертекстуальности и гипертекстуальности, то есть аудитория спортивной журналистики напрямую принимает участие в формировании информационных поводов и способна корректировать политику спортивного издания в сфере подбора и обработки информации о спорте.
Существует большое количество примеров, когда редакции спортивных новых медиа создают рубрики и материалы, в которые в качестве структурного элемента, либо смысловой единицы, включаются комментарии пользователей.
Для понимания специфики использования манипулятивных технологий в спортивной журналистике России необходимо было изучить её особенности. Спортивная журналистика нашей страны развивалась исходя из изменений общественных формаций и политического строя в стране.
В качестве типологии периодизации спортивной журналистики можно использовать её разделение на три основных этапа.
Первый, до революции 1917 года, носит название «этап сосуществования».
Вторым периодом стали 1920-е годы, когда в рамках становления советского государства спортивная журналистика стала инструментом в руках государства. Различные дисциплины и соревнования стали носить преимущественно идеологический характер.
Нынешний этап развития спортивной журналистики исследователями именуется «бизнес-взаимодействием», когда в отечественный спорт приходит большое количество инвестиций.
Спортивная журналистика в России имеет ряд особенностей.
Первое. Многие наработки и методы из иностранной прессы перенимаются российской журналистикой без адаптации под реалии отечественного спорта.
Второе. Отечественная спортивная журналистика помимо внутренних чемпионатов и соревнований широко освещает события международного спорта.
Третье. Большое количество рубрик и тематических разделов на российских спортивных сайтах посвящено выступлениям спортсменов за рубежом. При этом в материалах часто подчеркивается их принадлежность к российскому государству.
Четвертое. Жанрово-тематический комплекс предполагает ориентацию на информационную журналистику. Количество аналитических материалов, хоть и существенно возросло за последние несколько лет, однако в рамках общемировой тенденции, российская спортивная журналистика не демонстрирует ориентации на глубокую аналитику.
Необходимо отдельно остановиться на том, что локальная спортивная пресса в России не сложилась в определенную систему с некоторой степенью взаимовлияния. Освещение локальных соревнований в основном проходит без использования всевозможных передовых методов трансформации и донесения спортивного контента.
Необходимо отдельно выделить цели, которые преследуются при применении манипулятивных технологий в спортивной журналистике.
Первое - повышение рейтингов спортивных трансляций.
Второе - увеличение продаж билетов на спортивные мероприятия.
Третье - формирование определенного образа спортсмена для заключения спортивных и рекламных контрактов.
Четвертое - формирование определенного образа политика для наращивания символического капитала.
Пятое - выстраивание определенной системы символов для создания привлекательного имиджа спортивной организации.
Шестое - конструирование пропагандистского нарратива, в рамках которого спортивные победы страны становятся объектом геополитической манипуляции.
Седьмое - создание такого типа спортивного контента и выработка таких способов его встраивания в информационную картину дня для смещения фокусировки общественного внимания.
Также в спортивной журналистике характерны манипуляционные технологии, направленные на проведение параллелей между успехом клуба и деятельностью его функционера. Зачастую подобными функционерами являются чиновники, не задействованные в тренировочном или ином процессе. Подобное положение дел сложилось в результате взаимного влияния ряда экономических и политических факторов.
Важным аспектом применения манипулятивных технологий, который характерен исключительно для спортивной журналистики России, является ориентация на букмекерские конторы. Поскольку рынок спортивных медиа России еще недостаточно освоен и разработан, основными спонсорами спортивных мероприятий являются букмекеры. Зачастую нативная реклама подобных организаций встраивается в структуру спортивного медиа-текста.
Для спортивной журналистики США характерны такие особенные методы манипуляции, направленные на популяризацию спорта, как метод статистической лавины. Огромное количество статистики формирует у аудитории иллюзию понимания того или иного вида спорта. В рамках формирования ложных представлений создается псевдореальность, в условиях, в которых факт манипуляции не замечается. Еще одним важным методом манипуляции, который часто применяется в спортивной журналистике США, является апелляция к экономическому успеху, который способен принести спорт. При этом используются различные методы для замалчивания травм опасности профессионального спорта и всевозможных рисков, связанных с тем, что лишь небольшой процент игроков получает большие контракты.
Большое количество манипуляций в спортивной журналистике США ориентированы на продвижение локальных клубов и местных команд. При этом основные методы призваны вызывать у аудитории чувство солидарности и сопричастности. Особенностью выстраивания объемных пропагандистских нарративов и символических систем в спортивной журналистике США является также и создание образа спорта как важного общественного деятеля.
В целом, по итогам проделанной работы, можно сделать выводы о важности использования манипулятивных технологий для спортивного дискурса в целом. Особенности применения манипуляционных технологий в спортивной журналистике России и США обусловлены такими факторами, как степень развитости спортивного медиарынка, общая характеристика спорта как системы в рамках отдельно взятого государства, а также ориентация спортивной деятельности на выстраивание символических систем разного уровня, от внедрения определенных установок, связанных с экономической деятельностью, до создания некоторых идеологем. Эти факторы влияют на представления индивида о реальности.
1. Видеохостинг YouTube. Видео « Sports & Media deTalks: новый уровень спортивной журналистик ».URL: https://www.youtube.com/watch?v=YiRO3pTJ1Is (дата обращения 08.02.23).
2. Видеохостинг YouTube. Видео «Sports & Media deTalks: Медиа в экстремальных условиях». URL: https://www.youtube.com/watch?v=h2eX0zbZ1JA (дата обращения 08.02.23).
3. Видеохостинг YouTube. Видео «Как сейчас живут спортивные медиа в России и мире? Разговариваем с генеральным директором Sports.ru». URL: https://www.youtube.com/watch?v=t1eXauBEQYw (дата обращения 08.02.23).
4. Видеохостинг YouTube. Видео «Спортивные медиа и журналистика в меняющемся мире | Максим Бабюк | Знание.ВДНХ». URL: https://www.youtube.com/watch?v=24UhsZOsr_M (дата обращения 08.02.23).
5. Группа ВКонтакте «МГПУ», видео «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте / Бакалавриат МГПУ» от 26.05.2022. URL: https://vk.com/video-3983_456240367 (дата обращения 11.04.23).
6. Дзен «Openspace», материал «Спорт. Журналистика. Жизнь» от 18.04.2023. URL: https://dzen.ru/a/ZD5Yircn3XE6qdNY (дата обращения 19.04.23).
7. Сайт Forbes, материал «Манипуляции и обман: как не попасть в ловушку охотника на простаков» от 11.06.17. URL: https://www.forbes.ru/biznes/345907-manipulyacii-i-obman-kak-ne-popast-v-lovushku-ohotnika-na-prostakov (дата обращения 16.06.2023.)
8. Сайт РГ, материал «Как спортивная журналистика превратилась в смертельно опасную профессию» от 23.01.19. URL: https://rg.ru/2019/01/23/kak-sportivnaia-zhurnalistika-prevratilas-v-smertelno-opasnuiu-professiiu.html (дата обращения 13.04.23).
9. Сайт РТ, материал «Степанова: спортивная журналистика застряла в XX веке» от 21.02.23. URL: https://russian.rt.com/sport/news/1114242-stepanova-lyzhnye-gonki-zhurnalistika (дата обращения 13.04.23).
10. Сайт Снтрио, материал «Как спортивная журналистика превратилась в смертельно опасную профессию» от 28.04.22. URL: https://cntruo.ru/manipuljativnye-tehnologii-v-smi-i-v-pr/ (дата обращения 13.04.23).
11. Сайт Спортс, материал «New Balance станет техническим спонсором университета Бостон Колледж» от 09.10.22.URL: https://www.sports.ru/basketball/1097124170-new-balance-stanet-texnicheskim-sponsorom-universiteta-boston-kolledzh.html (дата обращения 19.02.23).
12. Сайт Справочник , материал «Как спортивная журналистика превратилась в смертельно опасную профессию» от 13.01.22.URL:https://spravochnick.ru/zhurnalistika/manipulyativnye_tehnologii_i_feykovye_novosti/ (дата обращения 13.04.23).
13. Сайт Чемпионат, материал «"Матч года в мировом футболе» от 14.07.22.URL: https://www.championat.com/football/news-5150747-match-goda-v-mirovom-futbole.html (дата обращения 13.04.23).
14. Сайт Чемпионат, материал «Белые победы» от 05.09.22.URL:https://www.championat.com/basketball/news-5104161-beliye-pobedi.html (дата обращения 13.04.23).
15. Сайт Чемпионат, материал «Кубок Гагарина» от 05.09.22.URL:https://www.championat.com/basketball/news-5104161-kubok-gagarina.html (дата обращения 13.04.23).
16. Сайт Чемпионат, материал «Огненный дождь в Ростове» от 23.08.22.URL:https://www.championat.com/basketball/news-5104161-ogneniy-dojd-v-rossii.html (дата обращения 13.04.23).
17. Сайт Чемпионат, материал «Победителей не судят » от 05.10.22.URL:https://www.championat.com/basketball/news-5104161-pobediteley-ne-sadiat.html (дата обращения 13.04.23).
18. Сайт Чемпионат, материал «Трагедия в Лужниках» от 23.08.22.URL:https://www.championat.com/basketball/news-5104161-tragedia-v-lushnikah.html (дата обращения 13.04.23).
19. Сайт Чемпионат, материал «Финал Единой лиги ВТБ между ЦСКА и Зенитом» от 19.08.22.URL:https://www.championat.com/basketball/news-5104161-cska-obygral-v-pyatom-matche-zenit-i-zavoeval-bronzovye-medali-edinoj-ligi-vtb.html (дата обращения 13.04.23).
20. Этапы эволюции американского спортивного телеэфира и его современное состояние / Студбукс (Электронный ресурс).- 2017.- URL: https://studbooks.net/2078581/zhurnalistika/razvitie_sportivnogo_televideniya_v_ssha_i_rossii (дата обращения: 25.06.2023).
Литература:
21. Тармаева В.И. О МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ / Сибирский федеральный университет , 2017.- 126 С.
22. Алибалаева Амина Алекберовна, Закиева Тахмина Маиловна ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ СПОРТИВНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sposoby-manipulyativnogo-vozdeystviya-v-angloyazychnom-sportivnom-mediadiskurse (дата обращения: 25.06.2023).
23. Арзамасцев П.А., Золотухин А.А. КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ/Воронежский государственный университет.2023.c.166.
24. Бабюк М.И. Образование современных спортивных медиаспециалистов: проблемы и перспективы/Вестник Московского университета,2020,c.25
25. Бариеникова Е.Е. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОПАГАНДЕ СПОРТА И ЗОЖ ЗА 2009-2015 ГГ // ФГБУ "Государственный музей спорта",2018.- 88 С.
26. Битарова Л.Г., Леонтьева А.Н., Рубежанская И.В., Мальченко О.Н. Информационное воздействие СМИ на формирование ценностных ориентаций студентов вузов физической культуры и спорта (на примере КГУФКСТ) // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-vozdeystvie-smi-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-vuzov-fizicheskoy-kultury-i-sporta-na-primere-kgufkst (дата обращения: 25.06.2023).
27. Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Фейк как элемент манипулирования общественным сознанием // Гуманитарные и социальные науки. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feyk-kak-element-manipulirovaniya-obschestvennym-soznaniem (дата обращения: 25.06.2023).
28. Бутусов Александр Вадимович Политический характер информационных войн в сфере спорта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-harakter-informatsionnyh-voyn-v-sfere-sporta (дата обращения: 25.06.2023).
29. ВАЩУК М.А . МИФОТВОРЧЕСТВО В СОВЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА / Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Москва , 2017. – 217 С.
30. Войтик Е.А. Спортивный медиатекст: закономерности становления и парадигма развития / Диссертационные советы СПбГУ.- 2010
31. Войтик, Е.А. Спортивная медиакомуникация России в начале 21 века / Е.А.Войтик.- Томск: Издательский дом ТГУ, 2013.- С.240
32. Володенков Сергей Владимирович Современная политическая коммуникация как инструмент манипулирования общественным сознанием // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-politicheskaya-kommunikatsiya-kak-instrument-manipulirovaniya-obschestvennym-soznaniem (дата обращения: 25.06.2023).
33. Воюш, И. Д. История русской журналистики : электронный учебнометодический комплекс для специальностей: 1-23 01 09 «Журналистика международная», 1-23 01 08-02 «Журналистика (аудиовизуальная)» /И. Д. Воюш, О. Н. Касперович-Рынкевич ; БГУ, Фак. журналистики, Каф. медиалогии. – Минск : БГУ, 2019. – 97 с. : табл. – Библиогр.: с. 95–97
34. Гатаулин Р.М. Жанровая трансформация системы спортивной журналистики в условиях развития современных сми / Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 2014. – 68 С.
35. Гатаулин Руслан Маратович Имиджевые спортивные проекты и их влияние на систему российской журналистики // Вестник ГУУ. 2014. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzhevye-sportivnye-proekty-i-ih-vliyanie-na-sistemu-rossiyskoy-zhurnalistiki (дата обращения: 25.06.2023).
36. Гундарин Михаил Вячеславович Уровни коммуникационного взаимодействия современной бизнес-организации // PRРИМРА. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-kommunikatsionnogo-vzaimodeystviya-sovremennoy-biznes-organizatsii (дата обращения: 26.06.2023).
37. Головин Юрий Алексеевич, Коханая Ольга Евгеньевна СОЗДАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИМУЛЯКРОВ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА // Челябинский гуманитарий. 2020. №3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-transformatsiya-sotsiokulturnyh-simulyakrov-v-sovremennyh-media (дата обращения: 25.06.2023).
38. Голодов А.Г. "ФУТБОЛЬНЫЙ ФЛАНГ" ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЙ МАССОВОЙ ПРЕССЫ) // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»,2018 – 18 С.
39. Грисько Евгений Сергеевич Тенденции и проблемы развития франчайзинга в России // Вестник СИБИТа. 2018. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-franchayzinga-v-rossii (дата обращения: 25.06.2023).
40. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Москва, 2008. – 203 С.
41. Донской Д. Б. Эволюция американской спортивной журналистики // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-amerikanskoy-sportivnoy-zhurnalistiki (дата обращения: 25.06.2023).
42. ДОНСКОЙ Д.Б. РОЛЬ И МЕСТО СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СМИ США/Российский университет дружбы народов (РУДН).2008.С.18
43. Дорощук Е.С., Рамазанов И.И. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНЫХ МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ // МНИЖ. 2021. №9-3 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-sportivnyh-media-v-sovremennom-informatsionnom-pole (дата обращения: 25.06.2023).
44. Евдокимова Алла Алексеевна О. В. СОКОЛОВ - ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ // Музыкальное образование и наука. 2016. №2 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-v-sokolov-pedagog-uchenyy-prosvetitel (дата обращения: 26.06.2023).
45. ЖИЛКИН В.А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И САНКЦИИ МОК КАК СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ НА РОССИЙСКИЙ СПОРТ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ // Юридическая фирма Кари Корхонен,2018 – 28 С.
46. Зодоров Адиль Ибрагим Оглы СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-problematika-v-sportivnoy-zhurnalistike (дата обращения: 25.06.2023).
47. Зодоров Адиль Ибрагим Оглы Спортивная журналистика: слагаемые мастерства и жанровые особенности // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2016. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnaya-zhurnalistika-slagaemye-masterstva-i-zhanrovye-osobennosti (дата обращения: 24.06.2023).
48. Ильченко С.И. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ШОУ-БИЗНЕСА В ТЕЛЕЭФИРЕ: ДИСКУРС МАНИПУЛЯЦИИ // Санкт-Петербургский государственный университет, 2016. – 115 С.
49. Ильченко Сергей Николаевич Спорт и электронные медиа: аспекты коммуникативного взаимодействия // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sport-i-elektronnye-media-aspekty-kommunikativnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 24.06.2023).
50. К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. Основы спортивной журналистики / Основы спортивной журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. — 240 с
51. Кара-Мурза С.Г.Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во: Эксмо, 2005. —832 с.
52. Киреева Ольга Феликсовна, Киреева Ульяна Александровна ИЗУЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИАСИСТЕМЫ И МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК ШАРКОВА Ф.И. И СИЛКИНА В.В. "СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА" // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sportivnoy-mediasistemy-i-mediakommunikatsii-retsenziya-na-uchebnik-sharkova-f-i-i-silkina-v-v-sportivnaya-zhurnalistika (дата обращения: 24.06.2023).
53. Киуру Константин Валерьевич Типология информационных поводов в спортивной журналистике // Вестник ЧелГУ. 2012. №5 (259). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-informatsionnyh-povodov-v-sportivnoy-zhurnalistike (дата обращения: 24.06.2023).
54. Кокарева Ю.Е., Ильяминова А.А., Багдасарян Ф.С. Роль пропаганды в развитии физической культуры и здорового образа жизни в современной России // Инновационная наука. 2016. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-propagandy-v-razvitii-fizicheskoy-kultury-i-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.06.2023).
55. Летов Евгений Владимирович Сетевая идентичность в культуре современного информационного общества // Вестник МГУКИ. 2013. №4 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-identichnost-v-kulture-sovremennogo-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 24.06.2023).
56. Ляпун Светлана Владимировна, Соколова Галина Викторовна Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2019. №4 (247). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sportivnoy-zhurnalistiki-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения: 24.06.2023).
57. Ляпун Светлана Владимировна, Соколова Галина Викторовна Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2019. №4 (247). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sportivnoy-zhurnalistiki-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения: 25.06.2023).
58. Магировская Оксана Валериевна Перспективы когнитивных исследований дискурса // Вестник ЧелГУ. 2014. №6 (335). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-kognitivnyh-issledovaniy-diskursa (дата обращения: 25.06.2023).
59. Мальцева И.А. Организующие и стабилизирующие факторы в развитии спортивной журналистике / Кубанский государственный университет, 2017.- 84 С.
60. Мальцева И.А. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СПОРТИВНОГО ЖУРНАЛИС ТА НАД ТЕКСТОМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) // Вестник ВУиТ. 2022. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-raboty-sportivnogo-zhurnalis-ta-nad-tekstom-osnovnye-problemy-i-perspektivy-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 24.06.2023).
61. Мальцева Ирина Анатольевна Ожидания аудитории и приемы воздействия спортивного журналиста в электронных СМИ // ИСОМ. 2017. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozhidaniya-auditorii-i-priemy-vozdeystviya-sportivnogo-zhurnalista-v-elektronnyh-smi (дата обращения: 25.06.2023).
62. Маркин А.В. Манипуляция сознанием в условиях современного информационного пространства // Научный вестник ЮИМ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-soznaniem-v-usloviyah-sovremennogo-informatsionnogo-prostranstva (дата обращения: 25.06.2023).
63. Махтина Галина Ивановна Интертекстуальность как стилеобразующая черта современных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnost-kak-stileobrazuyuschaya-cherta-sovremennyh-smi (дата обращения: 25.06.2023).
64. Меджуга А.Г. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития // Башкирский государственный университет,2014. – 18-25
65. Мурзашинский И. М. Манипулятивные технологии и массмедиа // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2005. No 1. С. 29-54
66. Покровская Татьяна Павловна Эрих Фромм о природе человека // Социально-гуманитарные знания. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/erih-fromm-o-prirode-cheloveka (дата обращения: 25.06.2023).
67. Сабирова Л.Р. Роль сми республики Татарстан в формировании у населения интереса к физической культуре // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-respubliki-tatarstan-v-formirovanii-u-naseleniya-interesa-k-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 25.06.2023).
68. Сазонова Ю.А. КОНЦЕПЦИЯ СПОРТА КАК ПОЛИТИКИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ НА СТРАНИЦАХ СМИ / 1 Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина , 2014.- 2 С.
69. Сальникова Ирина Михайловна Речевое воздействие в англоязычном политическом медиа-дискурсе (на примере спортивного концепта лузер) // Вестник ЧелГУ. 2011. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-vozdeystvie-v-angloyazychnom-politicheskom-media-diskurse-na-primere-sportivnogo-kontsepta-luzer (дата обращения: 25.06.2023).
70. СЕРГИЕНКО А.Э. ПРОПАГАНДА СПОРТА КАК ЗРЕЛИЩА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ // Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск , 2017 – 55 С.
71. Тармаева В.И. СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ФУНКЦИИ СПОРТИВНЫХ СМИ / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, Красноярск. – 2016.- 93 С.
72. Туленков Д. А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления. С. 117.
73. Фомичев Сергей Александрович, Фролова Наталья Михайловна Средства формирования имиджа спортивной организации // Огарёв-Online. 2017. №6 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-formirovaniya-imidzha-sportivnoy-organizatsii (дата обращения: 25.06.2023).
74. Хапов У.А. СТАНОВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ / ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова» ,20202 .- 126 С.
75. Цыбина Лариса Викторовна, Лещенко Галина Владимировна Приемы речевого манипулирования в англоязычном спортивном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №2-2 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-rechevogo-manipulirovaniya-v-angloyazychnom-sportivnom-diskurse (дата обращения: 25.06.2023).
76. Чернова Екатерина Андреевна, Чибриков Эдуард Алексеевич, Якушин Сергей Александрович, Голубничий Сергей Петрович, Чернухин Дмитрий Вячеславович Повышение интереса молодежи к здоровому образу жизни и спорту, как следствие активной пропаганды в средствах массовой информации, телевидении и кино // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-interesa-molodezhi-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-i-sportu-kak-sledstvie-aktivnoy-propagandy-v-sredstvah-massovoy-informatsii (дата обращения: 25.06.2023).
77. Шарков Феликс Изосимович, Силкин Владимир Владимирович, Лайшев Ренат Алексеевич Спортивная журналистика в системе современной медиакоммуникации // Коммуникология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnaya-zhurnalistika-v-sisteme-sovremennoy-mediakommunikatsii (дата обращения: 24.06.2023).
78. Шевелёва Лариса Александровна Особенности спортивного профессионализма в Советском союзе // Человек в мире культуры. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sportivnogo-professionalizma-v-sovetskom-soyuze (дата обращения: 25.06.2023).
79. Ягов В.С. Киберспортивная журналистика как новое явление медиа/ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 2020 68 с
Иностранные источники:
80. Edition "Cab Direct". The article “Power, propaganda and policy: Philip II's use of sport.” Dated 12/04/22.URL:https://www.cabdirect.org/cabdirect/abstract/19891871602 (date of access: 03/24/23).
81. Edition "Cab Direct". The article “Sport and making in Britian.” Dated 18/04/22.URL: https://www.cabdirect.org/cabdirect/abstract/19941800689 (date of access: 03/24/23).
82. Edition "Mit Press Direct". The article “Cold War Sport, Film, and Propaganda: A Comparative Analysis of the Superpowers: A Propaganda Tool” dated 12/02/17. URL: https://direct.mit.edu/jcws/article-abstract/19/1/160/13656/Cold-War-Sport-Film-and-Propaganda-A-Comparative?redirectedFrom=fulltext (date of access: 03/24/23).
83. Edition "Taylor and Francis Online ". The article “Sport in the Service of Propaganda: Social and Political Conditions of Sport in Rural Poland, 1945–1956” dated 12/03/22. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09523367.2021.1969364 (date of access: 03/24/23).
84. Edition "Taylor and Fransis online". The article “B Daciada and Mass Sport during Communism in Romania as Reflected in the Sport Magazine: A Propaganda Tool” dated 14/02/21. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09523367.2020.1845156?scroll=top&needAccess=true&role=tab (date of access: 03/24/23).
85. ESPN website, material" Boston Red Sox gone scam"dated13/03/23.URL: https://www.espn.com/nba/story/_/id/37914752/ boston-red-sox-gone-scam (accessed 04/13/23).
86. ESPN website, material" Health insurance for annual concussions "dated13/03/23.URL: https://www.espn.com/nba/story/_/id/37914752/ health- insurance- for- annual -concussions (accessed 04/13/23).
87. ESPN website, material" New York Yankees caught up again "dated13/03/23.URL: https://www.espn.com/nba/story/_/id/37914752/new- york- yankees- caught- up- again (accessed 04/13/23).
88. Keiran Dunne. Sport as media propaganda vehicle: the Tour de France and French television, 1948-62// England.- 2017.- P.317.
89. Parnaud. Sport and international politics: Impact of Facism and Communism on Sport // New York.- 1998.- P.240.
90. Phil Andrew. Sports Journalism: A Practical Guide // SAGE Publications Ltd.- 2005.-P. 358.
91. Sportnig News website, material "american democracy on the basketball court"dated07/02/23.URL:https://www.sportingnews.com/us/ncaa-basketball/news/sporting-news-2022-23-american-democracy-on-the-basketball (accessed 04/13/23).
92. Sportnig News website, material" 9 programms and 1 winnner"dated10/03/23.URL:https://www.sportingnews.com/us/ncaa-basketball/news/sporting-news-2022-23-nine-programms-and-one-winner (accessed 04/13/23).
93. Sportnig News website, material" Chopsi Bilops"dated10/03/23.URL:https://www.sportingnews.com/us/ncaa-basketball/news/sporting-news-2022-23-chopsi-bilops (accessed 04/13/23).
94. Sportnig News website, material" From trailer to contracts 100 million "dated13/03/23.URL:https://www.sportingnews.com/us/ncaa-basketball/news/sporting-news-2022-23-from-trailer-to-contracts-hundred-million (accessed 04/13/23).
95. Sportnig News website, material"Found a treasure under the ice "dated 22/03/23.URL:https://www.sportingnews.com/us/ncaa-basketball/news/sporting-news-2022-23-found-a-treasure-under-the-ice (accessed 04/13/23).
96. Sportnig News website,material"big match day"dated10/03/23.URL:https://www.sportingnews.com/us/ncaa-basketball/news/sporting-news-2022-23-big-match-day (accessed 04/13/23).
97. Susan Grant. Physical Culture and Sport in Soviet Society // New York.-2012.- P.276
98. Wright Thompson. The Cost of These Dreams: Sports Stories and Other Serious Business Paperback // New York.-2019.-P.574.
99. John Perry. Sports Psychology - A Complete Introduction (Teach Yourself) // NY.-2012.-P.356.