Манипулятивные технологии в спортивных новых медиа США и России (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
|
Работа сделана на материалах сайтов "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru".
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Особенности спортивной журналистики в России и США.……....10
1.1. Спортивная журналистика как направление……………...……..10
1.2. Характерные черты спортивной журналистики в России……22
1.3. Роль и место спортивной журналистики в медиапространстве США…………31
ГЛАВА 2. Манипулятивные технологии в современном информационном обществе…….44
2.1. Современное понимание коммуникативных манипуляционных технологий…….….….44
2.2. Специфика манипуляционных процессов в средствах массовой коммуникации……...70
2.3. Спортивная журналистика как поле коммуникативных манипуляций...………60
ГЛАВА 3. Коммуникативные манипуляционные технологии: анализ геополитических особенностей……………………………………………..87
3.1. Манипуляционные технологии в российской спортивной журналистике……….87
3.2. Манипуляционные технологии в американской спортивной журналистике.…96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………..………………………….………105
Список использованных источников и научной литературы....…………104
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Особенности спортивной журналистики в России и США.……....10
1.1. Спортивная журналистика как направление……………...……..10
1.2. Характерные черты спортивной журналистики в России……22
1.3. Роль и место спортивной журналистики в медиапространстве США…………31
ГЛАВА 2. Манипулятивные технологии в современном информационном обществе…….44
2.1. Современное понимание коммуникативных манипуляционных технологий…….….….44
2.2. Специфика манипуляционных процессов в средствах массовой коммуникации……...70
2.3. Спортивная журналистика как поле коммуникативных манипуляций...………60
ГЛАВА 3. Коммуникативные манипуляционные технологии: анализ геополитических особенностей……………………………………………..87
3.1. Манипуляционные технологии в российской спортивной журналистике……….87
3.2. Манипуляционные технологии в американской спортивной журналистике.…96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………..………………………….………105
Список использованных источников и научной литературы....…………104
Информационное общество на современном этапе своего развития сталкивается с практикой постоянного применения манипуляционных коммуникационных технологий. Постоянно увеличивающийся объем потребляемой информации, а также высокая степень задействованности каждого отдельно взятого индивида в обществе, массовую коммуникацию приводит к влиянию манипуляционных технологий. В наше время манипуляционное воздействие давно вышло за рамки власти, в рамках привычных границ политической или рекламной манипуляции. В различных сферах применение особых методов информационного воздействия обусловлено стремлением к увеличению прибыли, либо наращиванию символического или же социального капитала.
Спорт, как один из важнейших феноменов общественной жизни, также становится полем для применения манипуляционных технологий. Спортивная журналистика, в задачи которой входит осмысление событий, происходящих в рамках соревнований и чемпионатов, широко применяет различный спектр манипуляционных технологий. В сфере спорта влияние современных технологий крайне велико. Поэтому синтез манипуляции и эмоционального воздействия на аудиторию позволяет создавать необходимые для объектов спортивной коммуникации эффекты.
Влияние манипуляционных технологий, применяемых в спортивной журналистике, на проведение соревнований в целом и восприятие спорта болельщиками в частности, недостаточно широко осмысляется. В качестве геополитического феномена применение манипуляционных технологий в сфере спорта изучено достаточно подробно.
Пока не существует анализа применения манипуляционных технологий в российской спортивной журналистике вне контекста геополитической плоскости. В свою очередь, спортивная журналистика США является мировым феноменом, демонстрирующим высочайшие результаты в сфере продвижения спорта и создания его медиа-образа. В подобных условиях крайне важным становится проследить особенности, применяемых в спортивной журналистике России и США манипуляционных технологий.
Актуальность темы обусловлена возрастающей интеграцией спорта и бизнеса, а также ускоряющимся процессом медиатизации и цифровизации спортивного контента.
Спорт, в свою очередь, остается важным объектом при применении геополитических манипуляций для достижения определенных целей в рамках выстраивания имиджа государств на международной арене, либо при построении определенных пропагандистских нарративов. Постепенное появление в спортивной журналистике технологий, которые изначально были свойственны исключительно политическому дискурсу, также свидетельствует о высоком манипулятивном потенциале, который заложен в сферу интерпретации спортивной информации.
Актуальность исследования также обусловлена задачей российской спортивной журналистики по разработке собственного комплекса методов и подходов к освещению различных дисциплин. Спортивная журналистика США является ведущей в данном отрасли.
Анализ генезиса спортивной журналистики в Северной Америке, а также изучение методов и способов, которые позволили ей приобрести общенациональное значение, позволят также выработать рекомендации и стратегии, которые позволят спортивной журналистике России выйти на новый уровень освещения спортивных мероприятий и формирования контента.
Научная новизна заключается в анализе использования манипулятивных технологий в спортивной журналистике, именно в контексте новых медиа. В работе изучаются новые формы и типы подачи спортивного контента, а также различные способы манипуляции, которые характерны именно для спортивной журналистики. В исследовании создается классификация методологий, а также выявляется цель применения манипулятивных практик.
В российский научный дискурс вводится ряд понятий, характерных изначально только для спортивной журналистики Северной Америки. Также применительно к российской спортивной журналистике используются наработки зарубежных исследователей, которые разрабатывали вопрос применения манипулятивных коммуникационных технологий в сфере спортивных медиа.
Цель исследования – изучить практику применения манипулятивных технологий, в спортивной журналистики США и России.
Объект –материалы опубликованные на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru"
Предмет – манипулятивные технологии в спортивной журналистики
Цель, объект и предмет обусловили постановку следующих задач в рамках исследования:
- Изучить спортивную журналистику, как направление.
- Проанализировать характерные черты спортивной журналистики в России
- Выявить роль и место спортивной журналистики в медиапространстве США
- Определить специфику манипуляционных процессов в средствах массовой информации
- Рассмотреть спортивную журналистику, как поле коммуникативных манипуляций
- Изучить манипуляционные технологии в российской спортивной журналистике
- Проанализировать особенности манипуляционных технологий в американской спортивной журналистике
- Провести сравнительную характеристику использования различных методов манипуляций в спортивной журналистики России и США
В эмпирическую базу исследования составили материалы опубликованные на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru", а также различные ресурсы и сайты , анализирующие спортивную журналистику России и США.
Хронологический период исследования. В исследовании были использованы публикации на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru" с апреля 2022 по апрель 2023 года.
Теоретическая база исследования представлена работами таких специалистов в области манипулятивных технологий в СМИ, как А.В. Колмогоров, И.М. Дзялошинский, С.Г. Кара-Мурза и др. Также были использованы труды теоретиков в сфере спортивной журналистки Е.П, Семишовой, И.В. Деевой, Г.В. Соколова, М.В. Гундарина, Н.В. Багулиной и др.
Степень изученности темы. Тема манипулятивных технологий в медиа и особенностей их влияния на аудиторию имеет достаточно широкий исследовательский спектр и глубоко изучена такими признанными специалистами в данной области как Я.Н. Засурский, И.М. Дзялошинский, Б. Лозовский, Е.В. Горина. Манипулятивные технологии воздействия с учетом применения их в средствах массовой информации изучаются в самых различных аспектах: как коммуникативное явление (И.М. Дзялошинский), в контексте информационной безопасности (Б. Лозовский, Е.В. Горина); в контексте применения данных технологий при организации и проведении предвыборных кампаний и участия в них СМИ (А.Г. Родин) и т.д. Исследуется и специфика применения манипулятивных технологий в такой ставшей популярной отрасли журналистики как спортивная журналистика.
Этому аспекту посвящены работы Д.Б. Донского, Н.В. Багулиной, Ю.А. Розанова и др. Однако представляется необходимым расширить круг исследовательских задач при оценке способов и приемов создания и воздействия спортивного контента, передаваемого современными цифровыми медиа, а также усилить сопоставительные/сравнительные исследования, которые позволяют не только проследить за степенью развития и насыщенности такого рода технологиями спортивного дискурса, но и выявить специфику манипуляционных моделей как в российском медиапространстве, так и в зарубежном медиаполе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении различных стратегий подачи и обработки спортивного контента. Манипуляция исследуется не только с точки зрения негативных коннотаций, но и как способ привлечения аудитории и взаимодействия с ней. В контексте данного исследования можно проследить и выявить различные способы удержания внимания аудитории и создания вокруг спорта всевозможных контекстов, позволяющих увеличивать интерес к спортивным мероприятиям.
Итоги исследования могут лечь в основу всевозможных курсов по истории журналистики, а также могут стать фундаментом для исследований в сфере манипулятивных технологий в информационном обществе, применительно к новым медиа.
Структура работы состоит из трех глав. Первые две главы включают в себя три параграфа. Третья глава состоит из двух частей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Спортивная журналистика ввиду общественной значимости является полем применения манипулятивных технологий. Выбор манипулятивных стратегий в спортивной журналистике обусловлен жанровой тематической спецификой.
2. Манипулятивные технологии в спортивной журналистике особым образом способны трансформировать восприятия спорта, как феномена.
3. Манипуляции в рамках спортивной журналистики могут служить для достижения геополитических целей.
Для решения поставленных нами задач и достижения цели мы использовали такие методы исследования, как сравнительно-сопоставительный анализ, анализ содержания медиатекстов, анализ теоретической литературы. Так же использован метод содержательного анализа и классификации.
Методология предварительно была опробована при написании автора научных статей.
Спорт, как один из важнейших феноменов общественной жизни, также становится полем для применения манипуляционных технологий. Спортивная журналистика, в задачи которой входит осмысление событий, происходящих в рамках соревнований и чемпионатов, широко применяет различный спектр манипуляционных технологий. В сфере спорта влияние современных технологий крайне велико. Поэтому синтез манипуляции и эмоционального воздействия на аудиторию позволяет создавать необходимые для объектов спортивной коммуникации эффекты.
Влияние манипуляционных технологий, применяемых в спортивной журналистике, на проведение соревнований в целом и восприятие спорта болельщиками в частности, недостаточно широко осмысляется. В качестве геополитического феномена применение манипуляционных технологий в сфере спорта изучено достаточно подробно.
Пока не существует анализа применения манипуляционных технологий в российской спортивной журналистике вне контекста геополитической плоскости. В свою очередь, спортивная журналистика США является мировым феноменом, демонстрирующим высочайшие результаты в сфере продвижения спорта и создания его медиа-образа. В подобных условиях крайне важным становится проследить особенности, применяемых в спортивной журналистике России и США манипуляционных технологий.
Актуальность темы обусловлена возрастающей интеграцией спорта и бизнеса, а также ускоряющимся процессом медиатизации и цифровизации спортивного контента.
Спорт, в свою очередь, остается важным объектом при применении геополитических манипуляций для достижения определенных целей в рамках выстраивания имиджа государств на международной арене, либо при построении определенных пропагандистских нарративов. Постепенное появление в спортивной журналистике технологий, которые изначально были свойственны исключительно политическому дискурсу, также свидетельствует о высоком манипулятивном потенциале, который заложен в сферу интерпретации спортивной информации.
Актуальность исследования также обусловлена задачей российской спортивной журналистики по разработке собственного комплекса методов и подходов к освещению различных дисциплин. Спортивная журналистика США является ведущей в данном отрасли.
Анализ генезиса спортивной журналистики в Северной Америке, а также изучение методов и способов, которые позволили ей приобрести общенациональное значение, позволят также выработать рекомендации и стратегии, которые позволят спортивной журналистике России выйти на новый уровень освещения спортивных мероприятий и формирования контента.
Научная новизна заключается в анализе использования манипулятивных технологий в спортивной журналистике, именно в контексте новых медиа. В работе изучаются новые формы и типы подачи спортивного контента, а также различные способы манипуляции, которые характерны именно для спортивной журналистики. В исследовании создается классификация методологий, а также выявляется цель применения манипулятивных практик.
В российский научный дискурс вводится ряд понятий, характерных изначально только для спортивной журналистики Северной Америки. Также применительно к российской спортивной журналистике используются наработки зарубежных исследователей, которые разрабатывали вопрос применения манипулятивных коммуникационных технологий в сфере спортивных медиа.
Цель исследования – изучить практику применения манипулятивных технологий, в спортивной журналистики США и России.
Объект –материалы опубликованные на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru"
Предмет – манипулятивные технологии в спортивной журналистики
Цель, объект и предмет обусловили постановку следующих задач в рамках исследования:
- Изучить спортивную журналистику, как направление.
- Проанализировать характерные черты спортивной журналистики в России
- Выявить роль и место спортивной журналистики в медиапространстве США
- Определить специфику манипуляционных процессов в средствах массовой информации
- Рассмотреть спортивную журналистику, как поле коммуникативных манипуляций
- Изучить манипуляционные технологии в российской спортивной журналистике
- Проанализировать особенности манипуляционных технологий в американской спортивной журналистике
- Провести сравнительную характеристику использования различных методов манипуляций в спортивной журналистики России и США
В эмпирическую базу исследования составили материалы опубликованные на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru", а также различные ресурсы и сайты , анализирующие спортивную журналистику России и США.
Хронологический период исследования. В исследовании были использованы публикации на сайтах "ESPN.com", "Sporting News", "Чемпионат.com" и "sports.ru" с апреля 2022 по апрель 2023 года.
Теоретическая база исследования представлена работами таких специалистов в области манипулятивных технологий в СМИ, как А.В. Колмогоров, И.М. Дзялошинский, С.Г. Кара-Мурза и др. Также были использованы труды теоретиков в сфере спортивной журналистки Е.П, Семишовой, И.В. Деевой, Г.В. Соколова, М.В. Гундарина, Н.В. Багулиной и др.
Степень изученности темы. Тема манипулятивных технологий в медиа и особенностей их влияния на аудиторию имеет достаточно широкий исследовательский спектр и глубоко изучена такими признанными специалистами в данной области как Я.Н. Засурский, И.М. Дзялошинский, Б. Лозовский, Е.В. Горина. Манипулятивные технологии воздействия с учетом применения их в средствах массовой информации изучаются в самых различных аспектах: как коммуникативное явление (И.М. Дзялошинский), в контексте информационной безопасности (Б. Лозовский, Е.В. Горина); в контексте применения данных технологий при организации и проведении предвыборных кампаний и участия в них СМИ (А.Г. Родин) и т.д. Исследуется и специфика применения манипулятивных технологий в такой ставшей популярной отрасли журналистики как спортивная журналистика.
Этому аспекту посвящены работы Д.Б. Донского, Н.В. Багулиной, Ю.А. Розанова и др. Однако представляется необходимым расширить круг исследовательских задач при оценке способов и приемов создания и воздействия спортивного контента, передаваемого современными цифровыми медиа, а также усилить сопоставительные/сравнительные исследования, которые позволяют не только проследить за степенью развития и насыщенности такого рода технологиями спортивного дискурса, но и выявить специфику манипуляционных моделей как в российском медиапространстве, так и в зарубежном медиаполе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении различных стратегий подачи и обработки спортивного контента. Манипуляция исследуется не только с точки зрения негативных коннотаций, но и как способ привлечения аудитории и взаимодействия с ней. В контексте данного исследования можно проследить и выявить различные способы удержания внимания аудитории и создания вокруг спорта всевозможных контекстов, позволяющих увеличивать интерес к спортивным мероприятиям.
Итоги исследования могут лечь в основу всевозможных курсов по истории журналистики, а также могут стать фундаментом для исследований в сфере манипулятивных технологий в информационном обществе, применительно к новым медиа.
Структура работы состоит из трех глав. Первые две главы включают в себя три параграфа. Третья глава состоит из двух частей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Спортивная журналистика ввиду общественной значимости является полем применения манипулятивных технологий. Выбор манипулятивных стратегий в спортивной журналистике обусловлен жанровой тематической спецификой.
2. Манипулятивные технологии в спортивной журналистике особым образом способны трансформировать восприятия спорта, как феномена.
3. Манипуляции в рамках спортивной журналистики могут служить для достижения геополитических целей.
Для решения поставленных нами задач и достижения цели мы использовали такие методы исследования, как сравнительно-сопоставительный анализ, анализ содержания медиатекстов, анализ теоретической литературы. Так же использован метод содержательного анализа и классификации.
Методология предварительно была опробована при написании автора научных статей.
По итогам научного исследования были сделаны следующие выводы.
Спортивная журналистика представляет собой сложную систему, которая направлена на сбор, обработку и предоставление аудитории особого типа информации. Жанрово-тематический комплекс спортивной журналистики обусловлен спецификой спорта, как явления, и отражает особенности различных соревнований.
Необходимо также с акцентировать внимание на том, что выбор языковых средств, жанровой специфики и структуры при создании материалов может быть обусловлен спецификой конкретного вида спорта, его правилами и степенью динамичности.
В задачи спортивной журналистики входит помимо производства информационных поводов и освещения новостей из мира спорта, создание таких контекстов, в рамках которых однотипные моменты различных соревнований будут приобретать уникальность и представлять интерес для аудитории. Сам по себе спорт ввиду строгой регламентации и ограниченности представляет собой совокупность схожих моментов, которые с объективной точки зрения мало чем отличаются. В подобных условиях спортивная журналистика должна создавать особый тип контента, создавая определенную совокупность смыслов, придающую любому спортивному мероприятию некоторую степень значимости.
В рамках освещения спорта присутствуют определенные системы символов и лингвистические конструкции, а также термины и статистические показатели, которые образуют семиотическую систему, для которой необходим набор знаний и понимание правил и логики разных видов спорта.
Спортивное событие можно описать с помощью совокупности терминов и статистических показателей, то есть создать своего рода систему, в рамках которой можно увидеть события, произошедшие на момент проведения спортивного соревнования.
При выборе формы и типа подачи контента спортивный журналист может выбирать различные способы кодирования и описания спортивной реальности в зависимости от специфики аудитории, издания и вида спорта.
В рамках спортивной журналистики также существует исторически сложившаяся система образов, которая функционирует по собственным внутренним законам. Необходимо выделить особенность аудитории спортивной журналистики.
Потребители контента, посвященного различным дисциплинам, в основном не просто стремятся воспринимать информацию, а имеют установку и мотивацию разбираться в конкретных видах спорта, ориентироваться в статистике и нюансах игры. Подобная тенденция обуславливает высокую степень включенности аудитории в обсуждение материалов и порождение дополнительных смыслов.
Для спортивной журналистики на современном этапе характерен высокий уровень интертекстуальности и гипертекстуальности, то есть аудитория спортивной журналистики напрямую принимает участие в формировании информационных поводов и способна корректировать политику спортивного издания в сфере подбора и обработки информации о спорте.
Существует большое количество примеров, когда редакции спортивных новых медиа создают рубрики и материалы, в которые в качестве структурного элемента, либо смысловой единицы, включаются комментарии пользователей.
Для понимания специфики использования манипулятивных технологий в спортивной журналистике России необходимо было изучить её особенности. Спортивная журналистика нашей страны развивалась исходя из изменений общественных формаций и политического строя в стране.
В качестве типологии периодизации спортивной журналистики можно использовать её разделение на три основных этапа.
Первый, до революции 1917 года, носит название «этап сосуществования».
Вторым периодом стали 1920-е годы, когда в рамках становления советского государства спортивная журналистика стала инструментом в руках государства. Различные дисциплины и соревнования стали носить преимущественно идеологический характер.
Нынешний этап развития спортивной журналистики исследователями именуется «бизнес-взаимодействием», когда в отечественный спорт приходит большое количество инвестиций.
Спортивная журналистика в России имеет ряд особенностей.
Первое. Многие наработки и методы из иностранной прессы перенимаются российской журналистикой без адаптации под реалии отечественного спорта.
Второе. Отечественная спортивная журналистика помимо внутренних чемпионатов и соревнований широко освещает события международного спорта.
Третье. Большое количество рубрик и тематических разделов на российских спортивных сайтах посвящено выступлениям спортсменов за рубежом. При этом в материалах часто подчеркивается их принадлежность к российскому государству.
Четвертое. Жанрово-тематический комплекс предполагает ориентацию на информационную журналистику. Количество аналитических материалов, хоть и существенно возросло за последние несколько лет, однако в рамках общемировой тенденции, российская спортивная журналистика не демонстрирует ориентации на глубокую аналитику.
Необходимо отдельно остановиться на том, что локальная спортивная пресса в России не сложилась в определенную систему с некоторой степенью взаимовлияния. Освещение локальных соревнований в основном проходит без использования всевозможных передовых методов трансформации и донесения спортивного контента.
Необходимо отдельно выделить цели, которые преследуются при применении манипулятивных технологий в спортивной журналистике.
Первое - повышение рейтингов спортивных трансляций.
Второе - увеличение продаж билетов на спортивные мероприятия.
Третье - формирование определенного образа спортсмена для заключения спортивных и рекламных контрактов.
Четвертое - формирование определенного образа политика для наращивания символического капитала.
Пятое - выстраивание определенной системы символов для создания привлекательного имиджа спортивной организации.
Шестое - конструирование пропагандистского нарратива, в рамках которого спортивные победы страны становятся объектом геополитической манипуляции.
Седьмое - создание такого типа спортивного контента и выработка таких способов его встраивания в информационную картину дня для смещения фокусировки общественного внимания.
Также в спортивной журналистике характерны манипуляционные технологии, направленные на проведение параллелей между успехом клуба и деятельностью его функционера. Зачастую подобными функционерами являются чиновники, не задействованные в тренировочном или ином процессе. Подобное положение дел сложилось в результате взаимного влияния ряда экономических и политических факторов.
Важным аспектом применения манипулятивных технологий, который характерен исключительно для спортивной журналистики России, является ориентация на букмекерские конторы. Поскольку рынок спортивных медиа России еще недостаточно освоен и разработан, основными спонсорами спортивных мероприятий являются букмекеры. Зачастую нативная реклама подобных организаций встраивается в структуру спортивного медиа-текста.
Для спортивной журналистики США характерны такие особенные методы манипуляции, направленные на популяризацию спорта, как метод статистической лавины. Огромное количество статистики формирует у аудитории иллюзию понимания того или иного вида спорта. В рамках формирования ложных представлений создается псевдореальность, в условиях, в которых факт манипуляции не замечается. Еще одним важным методом манипуляции, который часто применяется в спортивной журналистике США, является апелляция к экономическому успеху, который способен принести спорт. При этом используются различные методы для замалчивания травм опасности профессионального спорта и всевозможных рисков, связанных с тем, что лишь небольшой процент игроков получает большие контракты.
Большое количество манипуляций в спортивной журналистике США ориентированы на продвижение локальных клубов и местных команд. При этом основные методы призваны вызывать у аудитории чувство солидарности и сопричастности. Особенностью выстраивания объемных пропагандистских нарративов и символических систем в спортивной журналистике США является также и создание образа спорта как важного общественного деятеля.
В целом, по итогам проделанной работы, можно сделать выводы о важности использования манипулятивных технологий для спортивного дискурса в целом. Особенности применения манипуляционных технологий в спортивной журналистике России и США обусловлены такими факторами, как степень развитости спортивного медиарынка, общая характеристика спорта как системы в рамках отдельно взятого государства, а также ориентация спортивной деятельности на выстраивание символических систем разного уровня, от внедрения определенных установок, связанных с экономической деятельностью, до создания некоторых идеологем. Эти факторы влияют на представления индивида о реальности.
Спортивная журналистика представляет собой сложную систему, которая направлена на сбор, обработку и предоставление аудитории особого типа информации. Жанрово-тематический комплекс спортивной журналистики обусловлен спецификой спорта, как явления, и отражает особенности различных соревнований.
Необходимо также с акцентировать внимание на том, что выбор языковых средств, жанровой специфики и структуры при создании материалов может быть обусловлен спецификой конкретного вида спорта, его правилами и степенью динамичности.
В задачи спортивной журналистики входит помимо производства информационных поводов и освещения новостей из мира спорта, создание таких контекстов, в рамках которых однотипные моменты различных соревнований будут приобретать уникальность и представлять интерес для аудитории. Сам по себе спорт ввиду строгой регламентации и ограниченности представляет собой совокупность схожих моментов, которые с объективной точки зрения мало чем отличаются. В подобных условиях спортивная журналистика должна создавать особый тип контента, создавая определенную совокупность смыслов, придающую любому спортивному мероприятию некоторую степень значимости.
В рамках освещения спорта присутствуют определенные системы символов и лингвистические конструкции, а также термины и статистические показатели, которые образуют семиотическую систему, для которой необходим набор знаний и понимание правил и логики разных видов спорта.
Спортивное событие можно описать с помощью совокупности терминов и статистических показателей, то есть создать своего рода систему, в рамках которой можно увидеть события, произошедшие на момент проведения спортивного соревнования.
При выборе формы и типа подачи контента спортивный журналист может выбирать различные способы кодирования и описания спортивной реальности в зависимости от специфики аудитории, издания и вида спорта.
В рамках спортивной журналистики также существует исторически сложившаяся система образов, которая функционирует по собственным внутренним законам. Необходимо выделить особенность аудитории спортивной журналистики.
Потребители контента, посвященного различным дисциплинам, в основном не просто стремятся воспринимать информацию, а имеют установку и мотивацию разбираться в конкретных видах спорта, ориентироваться в статистике и нюансах игры. Подобная тенденция обуславливает высокую степень включенности аудитории в обсуждение материалов и порождение дополнительных смыслов.
Для спортивной журналистики на современном этапе характерен высокий уровень интертекстуальности и гипертекстуальности, то есть аудитория спортивной журналистики напрямую принимает участие в формировании информационных поводов и способна корректировать политику спортивного издания в сфере подбора и обработки информации о спорте.
Существует большое количество примеров, когда редакции спортивных новых медиа создают рубрики и материалы, в которые в качестве структурного элемента, либо смысловой единицы, включаются комментарии пользователей.
Для понимания специфики использования манипулятивных технологий в спортивной журналистике России необходимо было изучить её особенности. Спортивная журналистика нашей страны развивалась исходя из изменений общественных формаций и политического строя в стране.
В качестве типологии периодизации спортивной журналистики можно использовать её разделение на три основных этапа.
Первый, до революции 1917 года, носит название «этап сосуществования».
Вторым периодом стали 1920-е годы, когда в рамках становления советского государства спортивная журналистика стала инструментом в руках государства. Различные дисциплины и соревнования стали носить преимущественно идеологический характер.
Нынешний этап развития спортивной журналистики исследователями именуется «бизнес-взаимодействием», когда в отечественный спорт приходит большое количество инвестиций.
Спортивная журналистика в России имеет ряд особенностей.
Первое. Многие наработки и методы из иностранной прессы перенимаются российской журналистикой без адаптации под реалии отечественного спорта.
Второе. Отечественная спортивная журналистика помимо внутренних чемпионатов и соревнований широко освещает события международного спорта.
Третье. Большое количество рубрик и тематических разделов на российских спортивных сайтах посвящено выступлениям спортсменов за рубежом. При этом в материалах часто подчеркивается их принадлежность к российскому государству.
Четвертое. Жанрово-тематический комплекс предполагает ориентацию на информационную журналистику. Количество аналитических материалов, хоть и существенно возросло за последние несколько лет, однако в рамках общемировой тенденции, российская спортивная журналистика не демонстрирует ориентации на глубокую аналитику.
Необходимо отдельно остановиться на том, что локальная спортивная пресса в России не сложилась в определенную систему с некоторой степенью взаимовлияния. Освещение локальных соревнований в основном проходит без использования всевозможных передовых методов трансформации и донесения спортивного контента.
Необходимо отдельно выделить цели, которые преследуются при применении манипулятивных технологий в спортивной журналистике.
Первое - повышение рейтингов спортивных трансляций.
Второе - увеличение продаж билетов на спортивные мероприятия.
Третье - формирование определенного образа спортсмена для заключения спортивных и рекламных контрактов.
Четвертое - формирование определенного образа политика для наращивания символического капитала.
Пятое - выстраивание определенной системы символов для создания привлекательного имиджа спортивной организации.
Шестое - конструирование пропагандистского нарратива, в рамках которого спортивные победы страны становятся объектом геополитической манипуляции.
Седьмое - создание такого типа спортивного контента и выработка таких способов его встраивания в информационную картину дня для смещения фокусировки общественного внимания.
Также в спортивной журналистике характерны манипуляционные технологии, направленные на проведение параллелей между успехом клуба и деятельностью его функционера. Зачастую подобными функционерами являются чиновники, не задействованные в тренировочном или ином процессе. Подобное положение дел сложилось в результате взаимного влияния ряда экономических и политических факторов.
Важным аспектом применения манипулятивных технологий, который характерен исключительно для спортивной журналистики России, является ориентация на букмекерские конторы. Поскольку рынок спортивных медиа России еще недостаточно освоен и разработан, основными спонсорами спортивных мероприятий являются букмекеры. Зачастую нативная реклама подобных организаций встраивается в структуру спортивного медиа-текста.
Для спортивной журналистики США характерны такие особенные методы манипуляции, направленные на популяризацию спорта, как метод статистической лавины. Огромное количество статистики формирует у аудитории иллюзию понимания того или иного вида спорта. В рамках формирования ложных представлений создается псевдореальность, в условиях, в которых факт манипуляции не замечается. Еще одним важным методом манипуляции, который часто применяется в спортивной журналистике США, является апелляция к экономическому успеху, который способен принести спорт. При этом используются различные методы для замалчивания травм опасности профессионального спорта и всевозможных рисков, связанных с тем, что лишь небольшой процент игроков получает большие контракты.
Большое количество манипуляций в спортивной журналистике США ориентированы на продвижение локальных клубов и местных команд. При этом основные методы призваны вызывать у аудитории чувство солидарности и сопричастности. Особенностью выстраивания объемных пропагандистских нарративов и символических систем в спортивной журналистике США является также и создание образа спорта как важного общественного деятеля.
В целом, по итогам проделанной работы, можно сделать выводы о важности использования манипулятивных технологий для спортивного дискурса в целом. Особенности применения манипуляционных технологий в спортивной журналистике России и США обусловлены такими факторами, как степень развитости спортивного медиарынка, общая характеристика спорта как системы в рамках отдельно взятого государства, а также ориентация спортивной деятельности на выстраивание символических систем разного уровня, от внедрения определенных установок, связанных с экономической деятельностью, до создания некоторых идеологем. Эти факторы влияют на представления индивида о реальности.



