Формирование самооценки младших школьников на уроках окружающего мира
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки младших школьников 8
1.1 Анализ понятия «самооценка» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Особенности проблем формирования самооценки младших
школьников 14
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки младших школьников на уроках окружающего мира 24
2.1 Выявление уровня сформированности самооценки у младших
школьников 24
2.2 Разработка и реализация на уроках окружающего мира комплекса
упражнений по формированию самооценки младших школьников 40
2.3 Контрольный этап эксперимента по формированию самооценки
младших школьников на уроках окружающего мира 49
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения 70
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки младших школьников 8
1.1 Анализ понятия «самооценка» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Особенности проблем формирования самооценки младших
школьников 14
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки младших школьников на уроках окружающего мира 24
2.1 Выявление уровня сформированности самооценки у младших
школьников 24
2.2 Разработка и реализация на уроках окружающего мира комплекса
упражнений по формированию самооценки младших школьников 40
2.3 Контрольный этап эксперимента по формированию самооценки
младших школьников на уроках окружающего мира 49
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения 70
В условиях модернизации прогрессивной системы образования необходимым является особое внимание к развитию личностных качеств школьника. Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя - является одной из ведущих задач общеобразовательной школы. Это придаёт значимость проблеме по формирования позиции активного участника в учебно-воспитательном процессе Последнее требует сформированности у ребенка представления о себе и своих возможностях, умения оценивать особенности своей личности и свою деятельность объективно, принять роль ученика, верно выстроить собственные отношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
Обеспечение компетенции научить учится становится возможным при решении основной задачи современной системы образования. Этой задачей является формирование сочетания универсальных учебных действий. Поэтому, одно из направлений программы Федерального государственного образовательного стандарта является: критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.
Федеральный образовательный стандарт общего начального образования ориентирован на формирование самостоятельности, инициативности и ответственности, в становлении данных качеств особое значение имеет умение оценивать свою деятельность и свое поведение, что и является самооценкой.
Личностью человек становится в процессе взаимодействия с другими людьми и в процессе самосовершенствования. Обобщая мнения окружающих, человек разрабатывает свою собственную систему, вследствие которой осуществляется регулировка собственного поведения.
Особое внимание понятию самооценка уделяли такие отечественные исследователи как: И.Ю. Самыгина, О.В. Хухлаева, Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.И. Лисина, Н.С. Ефимова, В.С. Мухина и другие авторы. В отечественной педагогике самооценка выражается как ведущий элемент самопознания. Так же они изучали закономерности формирования самооценки детей.
Зарубежные психологи так же внесли свой выдающийся вклад в изучение проблем по формированию самооценки. Широко известны работы Р. Бернса, К.Р. Роджерса, Т. Шибутани, З. Фрейда, Э. Эриксона и других выдающихся ученых.
Новизна исследования заключается в отыскании новых методов и приемов решения проблемы формирования самооценки у младших школьников, а так же в нетрадиционном подходе к решению данной проблемы. Реализуемый и внедряемый комплекс упражнений разработан в новых условиях реализации программы Федерального государственного образовательного стандарта с опорой на личностно-ориентированный подход. Так же, новшество исследования состоит в том, что комплекс упражнений применяется на уроке, который охватывает изучение всего мира комплексно, т.е. на уроках окружающего мира.
Самооценка - это один из важных и ключевых компонентов становления самосознания, это оценка человеком самого себя, а именно, своих способностей, своей деятельности, своих физических и интеллектуальных возможностей, своего поведения и его мотивов, своего отношения к окружающим его людям и к самому себе [23].
Современные общественные условия требуют от каждого человека давать адекватную оценку своим возможностям и уметь сопоставлять их со своей деятельностью. В процессе социализации и становления личности у каждого человека формируется образ собственного Я. Реализация данной потребности происходит с понимания и оценки собственных физических, интеллектуальных и нравственных качеств. Самооценивание - это одно из центральных и ведущих новообразований человека. С помощью самооценки люди имеют возможность осуществлять собственный выбора в самых сложных и различных ситуациях, которые встречаются в жизни, а так же ставить перед собой реальные задачи, создавать тесные отношения с окружающими людьми и регулировать свое поведение.
Самооценка играет важнейшую роль в создании и регулировании своего собственного поведения. Определить своё место в жизни без самооценки нереально. Высоконравственное удовлетворение и поддержку человеческого достоинству дает адекватная самооценка личности.
В процессе любой деятельности и взаимодействия с окружающими самооценка человека меняется. В начальной школе ребёнок начинает выполнять различные виды деятельности, осознанно сравнивать себя с окружающими и начинает выстраивать отношения с одноклассниками, то становится очевидно, что наиболее подходящей порой для создания адекватной самооценки, как важной части самосознания, является возраст с 6-7 лет до 11 лет. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира».
Цель исследования: разработать и проверить эффективность комплекса упражнений, способствующих формированию самооценки младшего школьника.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формирование самооценки учеников младшего школьного возраста в процессе обучения на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: формирование самооценки младших школьников на уроках окружающего мира будет более эффективным, если:
1. Создать условия, способствующие формированию самооценки младших школьников.
2. Использовать различные методы, направленные на формирование самооценки у младших школьников.
3. Разработать комплекс упражнений для уроков окружающего мира, способствующих формированию самооценки младшего школьника.
Исходя из сформулированной цели исследования, объекта исследования, предмета исследования и гипотезы исследования мы определили ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки младших школьников.
2. Определить и реализовать условия формирования самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира.
3. Провести экспериментальную работу по формированию самооценки учеников начальных классов на уроках окружающего мира.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, синтез, классификация, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 59 имени Георгия Константиновича Жукова» (МБУ «Школа №59»).
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Практическая значимость: комплекс упражнений по формированию самооценки может быть использован учителем начальных классов, результаты исследования позволят увидеть эффективность подобранных методов на уроках окружающего мира. Развитие самооценки младшего школьника позволит сформировать личностные универсальные учебные действия и реализовать успешное личностное развитие.
Обеспечение компетенции научить учится становится возможным при решении основной задачи современной системы образования. Этой задачей является формирование сочетания универсальных учебных действий. Поэтому, одно из направлений программы Федерального государственного образовательного стандарта является: критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.
Федеральный образовательный стандарт общего начального образования ориентирован на формирование самостоятельности, инициативности и ответственности, в становлении данных качеств особое значение имеет умение оценивать свою деятельность и свое поведение, что и является самооценкой.
Личностью человек становится в процессе взаимодействия с другими людьми и в процессе самосовершенствования. Обобщая мнения окружающих, человек разрабатывает свою собственную систему, вследствие которой осуществляется регулировка собственного поведения.
Особое внимание понятию самооценка уделяли такие отечественные исследователи как: И.Ю. Самыгина, О.В. Хухлаева, Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.И. Лисина, Н.С. Ефимова, В.С. Мухина и другие авторы. В отечественной педагогике самооценка выражается как ведущий элемент самопознания. Так же они изучали закономерности формирования самооценки детей.
Зарубежные психологи так же внесли свой выдающийся вклад в изучение проблем по формированию самооценки. Широко известны работы Р. Бернса, К.Р. Роджерса, Т. Шибутани, З. Фрейда, Э. Эриксона и других выдающихся ученых.
Новизна исследования заключается в отыскании новых методов и приемов решения проблемы формирования самооценки у младших школьников, а так же в нетрадиционном подходе к решению данной проблемы. Реализуемый и внедряемый комплекс упражнений разработан в новых условиях реализации программы Федерального государственного образовательного стандарта с опорой на личностно-ориентированный подход. Так же, новшество исследования состоит в том, что комплекс упражнений применяется на уроке, который охватывает изучение всего мира комплексно, т.е. на уроках окружающего мира.
Самооценка - это один из важных и ключевых компонентов становления самосознания, это оценка человеком самого себя, а именно, своих способностей, своей деятельности, своих физических и интеллектуальных возможностей, своего поведения и его мотивов, своего отношения к окружающим его людям и к самому себе [23].
Современные общественные условия требуют от каждого человека давать адекватную оценку своим возможностям и уметь сопоставлять их со своей деятельностью. В процессе социализации и становления личности у каждого человека формируется образ собственного Я. Реализация данной потребности происходит с понимания и оценки собственных физических, интеллектуальных и нравственных качеств. Самооценивание - это одно из центральных и ведущих новообразований человека. С помощью самооценки люди имеют возможность осуществлять собственный выбора в самых сложных и различных ситуациях, которые встречаются в жизни, а так же ставить перед собой реальные задачи, создавать тесные отношения с окружающими людьми и регулировать свое поведение.
Самооценка играет важнейшую роль в создании и регулировании своего собственного поведения. Определить своё место в жизни без самооценки нереально. Высоконравственное удовлетворение и поддержку человеческого достоинству дает адекватная самооценка личности.
В процессе любой деятельности и взаимодействия с окружающими самооценка человека меняется. В начальной школе ребёнок начинает выполнять различные виды деятельности, осознанно сравнивать себя с окружающими и начинает выстраивать отношения с одноклассниками, то становится очевидно, что наиболее подходящей порой для создания адекватной самооценки, как важной части самосознания, является возраст с 6-7 лет до 11 лет. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира».
Цель исследования: разработать и проверить эффективность комплекса упражнений, способствующих формированию самооценки младшего школьника.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формирование самооценки учеников младшего школьного возраста в процессе обучения на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: формирование самооценки младших школьников на уроках окружающего мира будет более эффективным, если:
1. Создать условия, способствующие формированию самооценки младших школьников.
2. Использовать различные методы, направленные на формирование самооценки у младших школьников.
3. Разработать комплекс упражнений для уроков окружающего мира, способствующих формированию самооценки младшего школьника.
Исходя из сформулированной цели исследования, объекта исследования, предмета исследования и гипотезы исследования мы определили ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки младших школьников.
2. Определить и реализовать условия формирования самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира.
3. Провести экспериментальную работу по формированию самооценки учеников начальных классов на уроках окружающего мира.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, синтез, классификация, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 59 имени Георгия Константиновича Жукова» (МБУ «Школа №59»).
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Практическая значимость: комплекс упражнений по формированию самооценки может быть использован учителем начальных классов, результаты исследования позволят увидеть эффективность подобранных методов на уроках окружающего мира. Развитие самооценки младшего школьника позволит сформировать личностные универсальные учебные действия и реализовать успешное личностное развитие.
Реализация нашего исследования происходило на основе решения выдвинутых нами задач. Итак, опираясь на первую задачу: изучить литературу по проблеме формирования самооценки младших школьников, мы рассмотрели понятие самооценки, влияние школы, родителей, сверстников на самооценку школьника, выяснили условия формирования самооценки младшего школьника, определили критерии и показатели самооценки младших школьников. Мы выяснили, что самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью, что сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Следующей задачей являлось определение и реализация условий формирования самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира. Мы выделили три условия, в которых опирались на то, что в педагогическом общении учитель должен быть демократичен ко всем ученикам, что самооценка формируется во взаимодействии детей в малых группах и в основу разработки комплекса упражнений входят приемы, стимулирующие школьников к анализу собственной деятельности. Далее, перед нами стояла задача провести эксперимент по формированию самооценки младших школьников. Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБУ школы №59, эмпирическую выборку составили учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. В ходе нашего исследования мы использовали четыре методики для выявления уровня сформированности самооценки: методика исследования самооценки С.Я. Рубинштейна и Т.В. Дембо «Методика определения самооценки»; методика исследования самооценки В.Г. Щур «Лесенка»; методика выявления оценочной позиции А.И. Липкиной «Три оценки»; методика исследования характера самооценки Де Греефе «Проба Де Греефе». На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что в контрольной группе преобладает адекватный уровень самооценки, а для экспериментальной группы наиболее характерны заниженная самооценка и завышенная самооценка, что относится к неадекватному уровню самооценки. На формирующем этапе эксперимента нами был разработан комплекс упражнений и реализован на уроках окружающего мира, чтобы повысить уровень сформированности самооценки младших школьников. Решение последней задачи: проанализировать и обобщить полученные результаты происходило на контрольном этапе эксперимента. На данном этапе осуществлялась повторная диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников, после чего проводился анализ и обобщение всех полученным нами результатов на протяжении всей практической работы. Мы выяснили, что уровень адекватной самооценки в экспериментальной группе значительно повысился, поэтому можно сделать вывод о положительном воздействии на формирование самооценки младших школьников вследствие проведения комплекса упражнений на уроках окружающего мира. Формирование адекватного уровня самооценки младших школьников в экспериментальной группе доказывает эффективность комплекса упражнений, а также доказывает положительное влияние на динамику закрепления адекватной самооценки у учащихся и говорит о сформированности положительного отношения к себе, ученики в большей мере научились правильно оценивать себя и свою деятельность. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование адекватной самооценки младших школьников будет успешным, если будет создан и проведен комплекс упражнений на уроках окружающего мира, способствующий формированию адекватной самооценки, доказана.



