Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки младших школьников 8
1.1 Анализ понятия «самооценка» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Особенности проблем формирования самооценки младших
школьников 14
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки младших школьников на уроках окружающего мира 24
2.1 Выявление уровня сформированности самооценки у младших
школьников 24
2.2 Разработка и реализация на уроках окружающего мира комплекса
упражнений по формированию самооценки младших школьников 40
2.3 Контрольный этап эксперимента по формированию самооценки
младших школьников на уроках окружающего мира 49
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения 70
В условиях модернизации прогрессивной системы образования необходимым является особое внимание к развитию личностных качеств школьника. Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя - является одной из ведущих задач общеобразовательной школы. Это придаёт значимость проблеме по формирования позиции активного участника в учебно-воспитательном процессе Последнее требует сформированности у ребенка представления о себе и своих возможностях, умения оценивать особенности своей личности и свою деятельность объективно, принять роль ученика, верно выстроить собственные отношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
Обеспечение компетенции научить учится становится возможным при решении основной задачи современной системы образования. Этой задачей является формирование сочетания универсальных учебных действий. Поэтому, одно из направлений программы Федерального государственного образовательного стандарта является: критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.
Федеральный образовательный стандарт общего начального образования ориентирован на формирование самостоятельности, инициативности и ответственности, в становлении данных качеств особое значение имеет умение оценивать свою деятельность и свое поведение, что и является самооценкой.
Личностью человек становится в процессе взаимодействия с другими людьми и в процессе самосовершенствования. Обобщая мнения окружающих, человек разрабатывает свою собственную систему, вследствие которой осуществляется регулировка собственного поведения.
Особое внимание понятию самооценка уделяли такие отечественные исследователи как: И.Ю. Самыгина, О.В. Хухлаева, Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.И. Лисина, Н.С. Ефимова, В.С. Мухина и другие авторы. В отечественной педагогике самооценка выражается как ведущий элемент самопознания. Так же они изучали закономерности формирования самооценки детей.
Зарубежные психологи так же внесли свой выдающийся вклад в изучение проблем по формированию самооценки. Широко известны работы Р. Бернса, К.Р. Роджерса, Т. Шибутани, З. Фрейда, Э. Эриксона и других выдающихся ученых.
Новизна исследования заключается в отыскании новых методов и приемов решения проблемы формирования самооценки у младших школьников, а так же в нетрадиционном подходе к решению данной проблемы. Реализуемый и внедряемый комплекс упражнений разработан в новых условиях реализации программы Федерального государственного образовательного стандарта с опорой на личностно-ориентированный подход. Так же, новшество исследования состоит в том, что комплекс упражнений применяется на уроке, который охватывает изучение всего мира комплексно, т.е. на уроках окружающего мира.
Самооценка - это один из важных и ключевых компонентов становления самосознания, это оценка человеком самого себя, а именно, своих способностей, своей деятельности, своих физических и интеллектуальных возможностей, своего поведения и его мотивов, своего отношения к окружающим его людям и к самому себе [23].
Современные общественные условия требуют от каждого человека давать адекватную оценку своим возможностям и уметь сопоставлять их со своей деятельностью. В процессе социализации и становления личности у каждого человека формируется образ собственного Я. Реализация данной потребности происходит с понимания и оценки собственных физических, интеллектуальных и нравственных качеств. Самооценивание - это одно из центральных и ведущих новообразований человека. С помощью самооценки люди имеют возможность осуществлять собственный выбора в самых сложных и различных ситуациях, которые встречаются в жизни, а так же ставить перед собой реальные задачи, создавать тесные отношения с окружающими людьми и регулировать свое поведение.
Самооценка играет важнейшую роль в создании и регулировании своего собственного поведения. Определить своё место в жизни без самооценки нереально. Высоконравственное удовлетворение и поддержку человеческого достоинству дает адекватная самооценка личности.
В процессе любой деятельности и взаимодействия с окружающими самооценка человека меняется. В начальной школе ребёнок начинает выполнять различные виды деятельности, осознанно сравнивать себя с окружающими и начинает выстраивать отношения с одноклассниками, то становится очевидно, что наиболее подходящей порой для создания адекватной самооценки, как важной части самосознания, является возраст с 6-7 лет до 11 лет. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира».
Цель исследования: разработать и проверить эффективность комплекса упражнений, способствующих формированию самооценки младшего школьника.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формирование самооценки учеников младшего школьного возраста в процессе обучения на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: формирование самооценки младших школьников на уроках окружающего мира будет более эффективным, если:
1. Создать условия, способствующие формированию самооценки младших школьников.
2. Использовать различные методы, направленные на формирование самооценки у младших школьников.
3. Разработать комплекс упражнений для уроков окружающего мира, способствующих формированию самооценки младшего школьника.
Исходя из сформулированной цели исследования, объекта исследования, предмета исследования и гипотезы исследования мы определили ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки младших школьников.
2. Определить и реализовать условия формирования самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира.
3. Провести экспериментальную работу по формированию самооценки учеников начальных классов на уроках окружающего мира.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, синтез, классификация, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 59 имени Георгия Константиновича Жукова» (МБУ «Школа №59»).
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Практическая значимость: комплекс упражнений по формированию самооценки может быть использован учителем начальных классов, результаты исследования позволят увидеть эффективность подобранных методов на уроках окружающего мира. Развитие самооценки младшего школьника позволит сформировать личностные универсальные учебные действия и реализовать успешное личностное развитие.
Реализация нашего исследования происходило на основе решения выдвинутых нами задач. Итак, опираясь на первую задачу: изучить литературу по проблеме формирования самооценки младших школьников, мы рассмотрели понятие самооценки, влияние школы, родителей, сверстников на самооценку школьника, выяснили условия формирования самооценки младшего школьника, определили критерии и показатели самооценки младших школьников. Мы выяснили, что самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью, что сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Следующей задачей являлось определение и реализация условий формирования самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира. Мы выделили три условия, в которых опирались на то, что в педагогическом общении учитель должен быть демократичен ко всем ученикам, что самооценка формируется во взаимодействии детей в малых группах и в основу разработки комплекса упражнений входят приемы, стимулирующие школьников к анализу собственной деятельности. Далее, перед нами стояла задача провести эксперимент по формированию самооценки младших школьников. Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБУ школы №59, эмпирическую выборку составили учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов. В ходе нашего исследования мы использовали четыре методики для выявления уровня сформированности самооценки: методика исследования самооценки С.Я. Рубинштейна и Т.В. Дембо «Методика определения самооценки»; методика исследования самооценки В.Г. Щур «Лесенка»; методика выявления оценочной позиции А.И. Липкиной «Три оценки»; методика исследования характера самооценки Де Греефе «Проба Де Греефе». На констатирующем этапе эксперимента мы выяснили, что в контрольной группе преобладает адекватный уровень самооценки, а для экспериментальной группы наиболее характерны заниженная самооценка и завышенная самооценка, что относится к неадекватному уровню самооценки. На формирующем этапе эксперимента нами был разработан комплекс упражнений и реализован на уроках окружающего мира, чтобы повысить уровень сформированности самооценки младших школьников. Решение последней задачи: проанализировать и обобщить полученные результаты происходило на контрольном этапе эксперимента. На данном этапе осуществлялась повторная диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников, после чего проводился анализ и обобщение всех полученным нами результатов на протяжении всей практической работы. Мы выяснили, что уровень адекватной самооценки в экспериментальной группе значительно повысился, поэтому можно сделать вывод о положительном воздействии на формирование самооценки младших школьников вследствие проведения комплекса упражнений на уроках окружающего мира. Формирование адекватного уровня самооценки младших школьников в экспериментальной группе доказывает эффективность комплекса упражнений, а также доказывает положительное влияние на динамику закрепления адекватной самооценки у учащихся и говорит о сформированности положительного отношения к себе, ученики в большей мере научились правильно оценивать себя и свою деятельность. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование адекватной самооценки младших школьников будет успешным, если будет создан и проведен комплекс упражнений на уроках окружающего мира, способствующий формированию адекватной самооценки, доказана.
1. Аверина В. А., Осорина, М.В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет. М. : Генезис, 2010. 232 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии (комплект из 2 книг) Т. 2 Развитие и воспитание личности СПб: Издательство СПбГУ, 2007. 964 с.
3. Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии. М. :ДиректМедиаПаблишинг, 2014. 189с.
4. Андреева М. Н. Учитель, не навреди! М. :Харвест, 2015. 223 с.
5. Аркушенко А. А, Ларина О. И. Психология развития и возрастная психология. М. :Эксмо, 2008. 450 с.
6. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. М. : КДУ, 2013. 366 c.
7. Бернс Р. Самооценка и взаимоотношения в семье. Развитие Я- концепции и воспитание. М. : Прогресс, 2016. 422 с.
8. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте СПб: Питер, 2008. 398 с.
9. Большой психологический словарь. Издание 4-е, расширенное. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 2003. 672 с.
10. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989 г. 413 с.
11. Виноградова Н. Ф. Основа организации процесса у младшего школьника универсальных учебных действий. // Научно¬методический журнал. Начальное образование. 2016. № 3. С. 14-17.
12. Вологодская О. П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам? М. :Центрполиграф, 2012. 191 c.
13. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии М. : «Эксмо», 2011. 640 с.
14. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций. Учеб. пособие для студентов педвузов. М. : МГУ, 1978. 118 с.
15. Долгунов В. С. Школьная отметка: средство принуждения или стимул к познанию СПб: СПбГУ, 2007. 120 с.
16. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: Учеб. пособие для студентов педвузов. М. : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 192 с.
17. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : Феникс, 2008. 287 с.
18. Коннова Е. Г. РОСТ. Развитие, общение, самооценка. М. : «Эксмо», 2011. 640 с.
19. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М. : Академический проект, 2015. 420 с.
20. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986. 144 с.
21. Меркурьева И. М. Самооценка младших школьников. // Научно-методический журнал. Начальное образование. № 4. 2015. С. 9-13.
22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для студентов вузов. Издание 10-е. М. : «Академия», 2006. 608 с.
23. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. пособие для студентов педвузов/ Под ред. Л.А. Венгера- 2-ое изд., перераб. и доп. М. : Просвящение, 1985. 272 с.
24. Немов Р. С. Психология. М. :Владос, 2007. 358 с.
25. Передовые педагогические практики. Начальная школа. Методическое пособие для учителя. М. : ГК «ActiveEducation», 2013.176 с.
26. Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373 (ред.от 31.12.2015) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785).
27. Проблемы возрастной психологии. М. :ДиректМедиаПаблишинг, 2014. 189с.
28. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум. М. : Форум, 2013. 304 с.
29. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Под ред. Брушлинского А. В. СПБ: Питер, 2000. 532 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2003. 720 с.
32. Рузская А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика, 1989. 216 с.
33. Самыгин С. И. Психология развития, возрастная психология. Учеб. пособие для студентов педвузов. Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. 220 с.
34. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М. :Эксмо, 2005.432 с.
35. Сухаревская Е. Ю. Проектирование урока с позиции деятельностного подхода. // Научно-методический журнал. Начальное образование. 2017. № 3. С. 17-19.
36. Феннел М. Как повысить самооценку. М. : АСТ, 2015. 142 с. 43
37. Фрейд З. Введение в психоанализ. М. : АСТ, 2014. 608 с.
38. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для студентов педвузов. Люберцы: Юрайт, 2016. 367 с. (Высшая школа).
39. Царева С. В. К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2017. №2. С. 710-713.
40. Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности. М. : «Академия», 2007. 215 с.
41. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 2011. 315 с.
42. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов педвузов. Издание 4- е. М. : «Академия». 2007. 384 с.
43. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М. : Летний сад, 2006. 352 с.
44. Лисина М. И. Психология самопознания у дошкольников. ред.
к.псх.н. А. Г. Рузская. Кишинев: «Штиинца». Научно¬
исследовательский институт педагогики [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГ11ПУ. URL:
http://psychlib.ru/mgppu/LPs-1983/LPs-112.htm#n12 (дата обращения:
25.11.17)
45. Общая психология. Виды самооценки: ее диагностика, уровни,
функции и развитие. [Электронный ресурс] URL:
https://tagweb.ru/2017/04/30/vidy-samoocenki/ (дата обращения:
10.12.17)
46. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /
Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. ВенгераМ. : Педагогика // [Электронный ресурс]Электронная библиотека МГППУ.
Электронная версия печатного издания. URL:http://psychlib.ru(дата обращения: 15.12.17)
47. Файловый архив студентов. [Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/preview/5850441/page:2/(дата обращения 1.12.17)
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2010. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/(дата обращения: 12.02.18)
49. Эриксон Э. Детство и общество [Электронный ресурс] / Электронная библиотека RoyalLib.com. Электронная версия печатного издания.
URL:http://royallib.com/read/erikson_erik/detstvo_i_obshchestvo.html#41117 (дата обращения: 27.11.17)