ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЦВЕТОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 9
1.1. Цветовая символика в русской культуре 9
1.2. Цветопись как художественный прием 15
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. ВЫСОЦКОГО 22
2.1. Семантика цвета в произведениях В. Высоцкого 22
2.2. Функции цветописи в произведениях В. Высоцкого 44
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Цветовое значение, символическое наполнение цвета и света всегда были в центре внимания философов и исследователей. Известны труды Аристотеля «О душе», Гегеля «Эстетика» (1807), И.В. Гёте «Трактат о цвете» (1810), К.Г. Юнга «Символы трансформации» (1912), В. Тренера «Символ и ритуал» (1969), а также исследования А.Ф. Лосева, представленные в сборнике «Философия. Мифология. Культура» (1982) и другие.
Была осмыслена природа и сущность цвета (например, Ньютон первый расположил цвета в круг цвета), дано описание физического и психологического воздействия цвета на человека (Гёте). Гете рассмотрел цвет с эмоционально-нравственной точки зрения, были выделены гармоничные и негармоничные цвета, чистые и смешанные, был поднят вопрос о эстетической функции цвета (Ф.О. Рунге).
В настоящее время цветопись, как художественное явление, изучена достаточно полно. А.Ф. Лосев рассмотрел проблему вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе (Литература и живопись. Л., 1982); В.А. Москович описала семантическое поле цветообозначений, отразив опыт типологического исследования семантического поля (М., 1964); А.А. Брагина исследовала цветовые определения, формирование новых значений слов и словосочетаний, выявила стилистические функции цвета (М., 1972); А.П. Василевич сделал сопоставительный анализ группы слов-цветообозначений и описал его семантическую структуру (М., 2005).
Цветопись и светопись, как художественные феномены, рассмотрены на материале произведений А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского и других поэтов и прозаиков.
Творчество В. Высоцкого также широко изучено: написаны биографические работы, проведены литературоведческие и лингвистические исследования творчества поэта. Известно четырехтомное издание «Мир Высоцкого: исследовательские материалы» (М., 1999), где собраны научные статьи исследователей творчества поэта (В.И. Новикова, М. Хмелинской, В.Ф. Щербаковой и других), к песням барда сделаны комментарии М.А. Раевской, А.Е. Крыловым и А.В. Кулагиным.
Творчеству В. Высоцкого посвящены монографии: В.И. Новиков «В союзе писателей не состоял» (М., 1991), Ю.В. Доманский «О поэтическом мире Высоцкого» (Тверь, 2011), Н.В. Волкова «Русский национальный характер в поэзии В.С. Высоцкого» (Тверь, 2011), А.В. Кулагин «Поэзия Высоцкого: Творческая эволюция» (Воронеж, 2013), С.С. Шаулов «В.С. Высоцкий: контексты и интертексты» (Уфа, 2014).
В настоящем исследовании на материале поэзии В. Высоцкого уточняется семантика цвета, определяются семантические изменения цветообозначений в контексте лирического произведения, цветообозначения рассматриваются как средство оценочности и раскрытия внутреннего мира лирического героя. Обозначенный аспект составил актуальность работы.
В качестве объекта исследования был выбран сборник «Песни и стихотворения В. Высоцкого» (М.,1988).
Предмет исследования составила лексика со значением цвета и света в стихотворениях В. Высоцкого, рассмотренная с точки зрения семантического наполнения и функционирования.
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы интерпретировать цветовое содержание поэзии В. Высоцкого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осмыслить понимание цвета в религиозном, философском,
психологическом и лингвистическом аспектах.
2. Изучить функции цветописи в контексте художественного произведения с опорой на исследования ученых, посвященные творчеству классиков отечественной литературы.
3. Провести выборку примеров из произведений В. Высоцкого, в которых отражены средства реализации цветописи.
4. Выявить контекстуально обусловленное функционирование цветовых обозначений в поэзии В. Высоцкого, классифицировать примеры с цветовым значением на основе семантической близости.
5. Раскрыть, опираясь на цветообозначения, особенности внутреннего мира лирического героя.
6. Описать цветовую картину мира В. Высоцкого.
Методы исследования. Теоретические методы анализа и синтеза использованы для проведения наблюдения над текстами, обобщения и систематизации материала. Описательный метод позволил выполнить первичный анализ исследуемого материала. Метод филологического анализа текстов применялся для интерпретации поэтических текстов. Культурно - исторический метод был использован для трактовки произведений поэта, в которых запечатлен духа народа в определенный этап его исторической жизни (советская эпоха). Художественное произведение мыслится, в первую очередь, как документ эпохи. Метод компонентного анализа послужил для выделения мельчайших смысловых элементов цвета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Цветообозначения - одно из важнейших средств создания словесной живописности и конкретной художественной образности. Цветопись в лирике В. Высоцкого активно участвует в раскрытии внутреннего мира лирического героя и понимания замысла, отраженного в поэтическом тексте.
2. Использование лексики цветообозначений является средством воплощения авторского мастерства. В поэзии В. Высоцкого при помощи цвета раскрывается не только картина мира советской эпохи, но происходит понимание гражданской позиции поэта.
3. Лексика со значением цвета в поэзии В. Высоцкого наполняется контекстуальным содержанием.
Самостоятельность исследования состоит в том, что проанализирована роль цветописи в поэзии В. Высоцкого, выявлено ее активное участие в раскрытии внутреннего мира героя; рассмотрены примеры цветообозначений с разной семантической функцией; составлена светоцветовая картина мира поэта.
Практическая значимость бакалаврской работы по русскому языку заключается в том, что его материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Апробация исследования. Материалы исследования представлены в докладах, сделанных на конференциях различного уровня:
1. Международная молодежная научно-практическая конференция «Русская речемыслительная культура: проблемы эффективности коммуникации», 27 ноября - 2 декабря 2017 г., Сочинский государственный университет, г. Сочи (диплом I степени).
2. Конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (3 апреля 2018 г., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти).
3. Международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIX Кирилло-Мефодиевские чтения», 23-25 мая 2018 г. Институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва.
Результаты бакалаврской работы опубликованы в виде статьи «Роль цветообозначающей лексики в лирике В. Высоцкого» в научном журнале «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2017. № 22-3» (г. Сочи) (Приложение 1).
Результаты исследования были представлены на внеклассном мероприятии (8 класс) в период прохождения педагогической практики в гимназии № 48 имени Героя России О. Долгова (Приложение 2).
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который насчитывает 63 источника. Общий объем бакалаврской работы составляет 66 страниц.
В русской культуре сложилось символическое представление о цвете, которое имеет своими истоками библейские тексты и древнерусские письменные памятники. В древнерусской культуре палитра цвета была ограничена естественными красками: белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый. Постепенно семантика каждого из цветов расширяется, вместе с этим возрастает и точность цветоописания, появляются различные оттенки основных цветов (голубой, розовый, молочный и др.). Цветообозначения обрастают дополнительными значениями, в светский период обыгрываются мастерами слова и становятся объектами внимания литературоведов и языковедов. Цветовая лексика стала активно использоваться авторами в художественном тексте и выполнять отведенные ей эстетические функции. Лексика цветообозначений становится средством отражения индивидуально-авторского мастерства.
В настоящей бакалаврской работе в результате проделанного наблюдения над языком произведений В. Высоцкого был обнаружен 171 пример цветообозначений. В. Высоцкий использует цветопись как яркое художественно-изобразительное средство наряду с эпитетами, метафорами, сравнениями и перифразой.
Большую группу образуют эпитеты с семантикой цвета, среди которых можно выделить яркие поэтические образы, такие как «изумрудный лед», «седые гривы волн», «в зеленом березки», «черный дым», «голубым сияньем льдов». Метафоры иллюстрируют богатство речи В. Высоцкого и его тонкое поэтическое мастерство: «друзей чернить неловко», «колос - в цвет янтаря», «окрашен то ртутью, то кровью», «кровью вымокли мы под свинцовых дождем» «на татуированном кровью снегу». Интересны примеры перифразов: «черное золото» - уголь, «желтоглазое племя» - волки, закрепившиеся в речи совсем недавно и не нашедшие на период написания песен отражение в словарях, что говорит об их авторской природе. Интересны авторские окказионализмы. В. Высоцкий не избегал словотворчества, результатом которого стали следующие образы: «белоснежнотелая», «синегубые», «ярмарка цветомузыкальная». Цвет как языковой прием функционирует в контексте произведения и подчеркивает индивидуально-авторское мастерство В. Высоцкого.
Лексика со значением цвета в поэзии В. Высоцкого обладает контекстуальным значением. Среди цветообозначений такой особенностью выделяются белый, синий и желтый цвета. Так. сравнительно новым значением для белого цвета является семантический оттенок смущения, оцепенения, который раскрывается в стихотворении «Белый вальс»: «Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь, - / А ты был бел - бледнее стен, белее вальса» [Песни 2015: 457]. В поэзии В. Высоцкого у прилагательного «синий» появляется мрачное значение «смерти». Наравне с черным цветом, который привычно ассоциируется с трагедией и горем, синий в поэзии В. Высоцкого олицетворяет нечто темное, которое в своей величественной глубине и поэтичности таит печаль и боль: «Я покрасил синим - шутка гения, -/ Утром вижу - синие лежат» [Песни 2015: 175]; «Гляди - я синею» [Песни 2015: 412]. Контекстуальное значение смерти встречается трижды, что
составляет 18% от общего числа цветоименований. Так, семантика синего цвета расширяется в поэзии В. Высоцкого, лирический образ «синевы» сменяется отчаянием, мрачным оттенком смерти. Перифраз «желтоглазое племя» закрепился в русскоязычном сознании благодаря песни «Охота на волков». Желтый - цвет солнца, тепла и радости приобретает в контексте значение загнанного волка, безысходности, отчаяния.
Цветопись в лирике В. Высоцкого активно участвует раскрытии внутреннего мира лирического героя. Так, лирический герой превыше всего ценит честь: «своих друзей чернить неловко», а кровь у его врагов непременно «черная». Своей страстью он избрал творчество, поэтому играет он «до белых пальцев стискивая гриф» и непременно борется со своим «черным человеком». Цвет неотступно следует за лирическим «Я» В. Высоцкого и раскрывает оттенки смыслов, которые автор вкладывает в свои произведения.
Таким образом, появление новых значений цвета в поэзии В. Высоцкого, с одной стороны, продиктовано временем, с другой стороны, определено авторским замыслом, поэтому цветообозначения являются одним из важнейших средств создания словесной живописности и конкретной художественной образности.
1. Аверинцев, С. С. Иисус Христос [Текст] / С. С. Аверинцев //
Е. М. Метелинский : Мифологический словарь. - М. : Советская
энциклопедия, 1990. - С. 231-236.
2. Алехина, Л. Н. «Лукоморья больше нет» В. Высоцкого как интерпретация пушкинского текста [Текст] / Л. Н. Алехина // Литература в контексте современности. - Челябинск, 2005. - Ч. 2. - С. 8-10.
3. Алимпиева, Р. В. Семантическая значимость слова и структуры лексико-семантической группы [Текст] / Р. В. Алимпиева. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. - 176 с.
4. Анненский, И. Ф. Избранные произведения [Текст] / И. Ф. Анненский. - Л. : Художественная литература. Ленинградское отделение, 1988. - 736 с.
5. Аристотель. Поэтика; Риторика; О душе [Текст] / Аристотель; пер. с древнегреч. В. Апперота, Н. Платоновой, С. Трохачева. - М. : Мир книги. - 2008. - 400 с.
6. Ахматова, А. А. Избранное [Текст] / А. А. Ахматова. - М. : Эксмо, 2015. - 352 с.
7. Бахилина, Н. Б. История цветообозначений в русском языке [Текст] / Н. Б. Бахилина. - М. : Наука, 1975. - 288 с.
8. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - Брюссель : Жизнь с Богом, 1989. - 2535 с.
9. Брагина, А. А. «Цветовые определения и формирования новых значений слов и словосочетаний [Текст] / А. А. Брагина // Лексикология и лексикография. - М. : Наука, 1972. - С. 73-105.
10. Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита [Текст] / М. А. Булгаков. - Пермь : Книжное издательство, 1988. - 399 с.
11. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 4 томах. Т. 4 [Текст] / И. А. Бунин. - М. : Правда, 1988. - 320 с.
12. Виноградов, В. В. О теории художественной речи [Текст] /
B. В. Винорадов. - М. : Правда, 1971. - 230 с.
13. Высоцкий, В. С. Песни. Стихотворения [Текст] / В. С. Высоцкий.
- М. : Издательство «Э», 2015. - 640 с.
14. Гвоздарев, Ю. А. Рассказы о русской фразеологии [Текст] / Ю. А. Гвоздарев. - М. : Просвещение, 1988. - 192 с.
15. Гёте, И. В. Трактат о цвете [Текст] / И. В. Гёте // Избранные сочинения по естествознанию. - М. : Республика, 1957. - С. 112-185.
16. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений : в 7 томах. Т. 5. Мертвые души [Текст] / Н. В. Гоголь. - М. : Художественная литература, 1979. - 368 с.
17. Григорьева, Э. И. Анализ развития цветовой символики в христианской культуре [Текст] / Э. И. Григорьев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13, №2 (6). - Самара, 2011. -
C. 1476-1481.
18. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. - М. : Эксмо, 2015. - 896 с.
19. Долгополов, Л. К. Стих - песня - судьба [Текст] / Л. К. Долгополов.
- Л., 1997, [Электронный ресурс], - режим доступа: http://vysotskiy- lit.ru/vysotskiy/kritika/dolgopolov-stih-pesnya-sudba.htmЗагл. с экрана. (дата обращения: 3.12.2016).
20. Дюпина, Ю. В. // Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции [Текст] / Ю. В. Дюпина. - Тюмень, 2009. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/dyupina-rol-cvetooboznachenij.htmЗагл. с экрана. (дата обращения: 3.12.2016).
21. Жирмунский, В. М. Анна Ахматова и А. Блок [Текст] / В. М. Жирмунский // Русская литература. - 1970. - № 3. - С. 57-82.
22. Исаев, А. А. Философия цвета. Феномен цвета в мышлении и творчестве: учебное пособие [Текст] / А. А. Исаев, Д. А. Теплых. - М. : Флинта, 2011. - 201 с.
23. Истрин, В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе, кн. 6-9 [Текст] / В. М. Истрин // Сб. ОРЯС. - 1911. - Т. 89. - № 3. - С. 1-50.
24. Керлот, Х. Э. Словарь символов [Текст] / Х. Э. Керлот. - М. : Изд-во «REFL-book», 1994. - 608 с.
25. Кипнес, Л. В. О символе в творчестве В. С. Высоцкого [Текст] / Л. В. Кипнес, Н. А. Трофимова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 1 (37). - С. 176-180.
26. Кожевникова, H. A. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века [Текст] / Н. А. Кожевникова. - М. : Наука, 1986. - 252 с.
27. Кожевникова, H. A. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века [Текст] / Н. А. Кожевникова. - М. : Наука, 1986. - 252 с.
28. Копылова, Н. И. Фольклорная ассоциация в поэзии В. С. Высоцкого [Текст] / Н. И. Копылова // В. С. Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 74-95.
29. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе [Текст] /
B. Г. Костомаров. - М. : Издательство МГУ, 1971. - 268 с.
30. Кочнова, К. А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя [Текст] / К. А. Кочнова // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 11 (39). - С. 51-54.
31. Кочнова, К. А. Языковая модель пейзажа писателя: аспекты исследования [Текст] / К. А. Кочнова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 3-1 (45). - С. 115-117.
32. Кочнова, К. А. Языковая модель пейзажа А. П. Чехова [Текст] / К. А. Кочнова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2015. - № 3-2 (45). - С. 117-120.
33. Кривоносов, А. Т. // Мышление без языка? Экономия языковой материи закон процесса мышления [Текст] / А. Т. Кривоносов // Вопросы языкознания. - 1992. - № 12. - С. 69-83.
34. Леви, Э. Мислерия Каббалы [Текст] / Э. Леви; пер. с франц.
C. Б. Жили. - Париж, 1920. - 258 с.
35. Лосев, А. Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе [Текст] / А. Ф. Лосев // Литература и живопись. - Л. : Наука, 1982. - С. 31-65.
36. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - М. : Просвещение, 1972. - 270 с.
37. Массарский, А. С. // «Не боялся ни слова, ни пули и в привычные
рамки не лез...» [Текст] / А. С. Массарский. - М., 1988. - С. 61. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://vysotskiy.lit-
info .ru/vysotskiy/kritika/hmelinskaya-poeticheskij -mir-vysockogo.htm Загл. с экрана. (дата обращения: 3.12.2017).
38. Миллер-Будницкая, Р. З. Символика цвета, синтэстетизм в поэзии на основе лирики А. Блока [Текст] / Р. З. Миллер-Будницкая // Известия Крымского пед. ин-та. - Симферополь : Крымиздат, 1930. - С. 133-200.
39. Москович, В. А. Семантическое поле цветообозначений (опыт типологического исследования семантического поля): автореф. дис.канд. филол. наук [Текст] / В. А. Москович. - М., 1965. - 35 с.
40. Москович, В. А. Статистика и семантика (опыт статического анализа семантического поля) [Текст] / В. А. Москович. - М. : Наука, 1969. - 304 с.
41. Набоков, В. В. Лолита [Текст] / В. В. Набоков. - М. : Прометей,
1991. - 288 с.
42. Намокшанская, И. Е. Функциональные особенности
произведений Владимира Высоцкого [Текст] / И. Е. Намокшанская, Б. Нильссон, Е. В. Романова // Лингвистика. - 1997. - № 2. - С. 178-205.
43. Новиков, В. И. В Союзе писателей не состоял [Текст] /
B. И. Новиков. - М. : Интерпринт, 1991. - 221 с.
44. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
C. И. Ожегов. - М. : АСТ, 2018. - 736 с.
45. Олеша, Ю. К. Избранное [Текст] / Ю. К. Олеша. - М. :
Художественная литература, 1974. - 576 с.
46. Панина, Т. Г. Вторичная и косвенная номинация как языковой, когнитивный и культурный процессы [Текст] / Т. Г. Панина // «Magister Dixit». - 2012. № - 2. - С. 21- 27.
47. Панченко, А. М. О цвете в древней литературе восточных и южных славян [Текст] / А. М. Панченко // Труды отделения древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Л. : Наука. Ленингр. отделение, 1968. - Т. XXIII: Литературные связи древних славян. - С. 15-20.
48. Перелыгин, П. В. Цветообразная поэтика в творчестве С. Есенина и Н. Рубцова: автореф. дис... канд. филол. наук [Текст] / П. В. Перелыгин. - Тамбов, 2008. - 24 с.
49. Раевская, М. А. Комментарии [Текст] / М. А. Раевская // Высоцкий В. С. Песни, стихотворения, проза [Сост. и комм. М. А. Раевской, вступит. статья В. И. Новикова]. - М. : Эксмо, 2010. - С. 691-814.
50. Рогацкина, М. Л. Образ лирического я в поэзии В. Высоцкого [Текст] / М. Л. Рогацкина // Мир Высоцкого : Исследования и материалы. Вып. III. Т. 1. - М. : ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1999. - С. 207-211.
51. Серов, Н. В. Хроматизм мифа [Текст] / Н. В. Серов. - Л. : Васильевский остров, 1990. - 352 с.
52. Синдаловский, Н. А. Словарь петербуржца [Текст] / Н. А. Синдаловский. - СПб. : Норинт, 2003. - 321 с.
53. Скоробутов, Д. А. История «Аэрофлота»: Часть 3. 1963-1973
[Текст] / Д. А. Скоробутов [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://skorobutov.wordpress.com/Загл. с экрана. (дата обращения: 3.12.2016).
54. Слово о полку Игореве. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. - М.- Л. : Изд-во АН СССР, 1950. - 481 с.
55. Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам [Текст] / И. И. Срезневский [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.twirpx.com/file/348420/Загл. с экрана. (дата обращения: 3.02.2018).
56. Телия, В. Н. Вторичная номинация и ее виды [Текст] /
B. Н. Телия // Языковая номинация (Виды наиманований). - М. : Наука, 1977. - С. 129-221.
57. Тернер, В. У. Символ и ритуал [Текст] / В. У. Тернер - М. : Мир, 1983. - 345 с.
58. Тимофев, Л. И. Словарь литературоведческих терминов. [Текст] / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М. : Просвещение, 1974. - 509 с.
59. Толстых, В. И. В зеркале творчества (Вл. Высоцкий как явление культуры) [Текст] / В. И. Толстых // Вопросы философии. - 1986. - № 7. -
C. 324.
60. Федосов, И. В. Фразеологический словарь русского языка. [Текст] / И. В. Федосов - М. : ЮНВЕС. - 2003. - 608 с.
61. Ферсман, А. Е. Избранные труды в 7 томах. Т. 1. [Текст] / А. Е. Ферсман. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1962. - 624 с.
62. Флоренский, П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. [Текст] / П. А. Флоренский. - СПб. : Мифрил, 1993. - 312 с.
63. Хмелинская, М. Поэтический мир В. С. Высоцкого: реалии, образы, символы [Текст] / М. Хмелинская // Мир Высоцкого: исследования и материалы. - М. : ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. - Т. 1. - Вып. III. - С. 60-71.
64. Чехов, А. П. Избранное [Текст] / А. П. Чехов. - М. : Правда, 1988. - 464 с.
65. Шаламов, В. Колымские рассказы [Текст] / В. Шаламов. - М. : Вита Нова, 2016. - 384 с.
66. Шемякин, М. М. О Володе [Текст] / М. М. Шемякин // Вагант. -
1992. - С. 2-12.