Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный портрет современного отца

Работа №119563

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы129
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к формированию социального
портрета современного отца 9
1.1 Социальное портретирование в структуре методов социологии 9
1.2 Особенности построения социального портрета современного отца ... 17
Глава 2 Социологический анализ социального портрета современного отца 26
2.1 Мнения о феномене современного отца жителей г. о. Тольятти 26
2.2 Репрезентация взаимоотношений отцов и детей, условий их семейной
жизни в российском и зарубежном кинематографе 48
Заключение 78
Список используемой литературы и источников 82
Приложение А Рабочая программа эмпирического исследования 87
Приложение Б Инструментарий (анкета) социологического исследования . .. 99
Приложение В Таблицы распределений 105
Приложение Г Рабочая программа контент-анализа 113
Приложение Д Список фильмов, отобранных для контент-анализа 125
Приложение Е Инструментарий контент-анализа 128
Приложение Ж Таблицы распределений контент-анализа 129


Актуальность темы исследования. В настоящее время тема семьи и родительства занимает достаточно важное, интересующее многих исследователей место, поскольку семья является основополагающей ячейкой общества. С самого начала своей жизни человек оказывается в семье. Отсюда выявляется важность развития и воспитания ребенка со стороны каждого родителя. Человек созревает, получает воспитание, социализируется, приобретает необходимые для существования качества, умения и навыки и становится личностью по большей части именно в семье.
Стоит отметить и то, что со стороны государства сегодня начинают чаще уделять внимание к отцовству. Так, к примеру, теперь к названию «материнский капитал» добавилась фраза «семейный», тем самым все больше проявляется государственная помощь отцам, матерям и детям, и все больше выходит законов, в которых говорится о защите прав отцовства, а также равенстве супругов [45]. Примерами таких законопроектов могут служить: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» [43], Конвенция Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» [27], ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав» и вообще в Семейном кодексе РФ много говорится о равенстве и защите прав родителей и детей [41].
Обычно отцы в семье уделяли больше внимания материальному обеспечению семьи. То есть в их обязанности входило добывать средства для благополучного проживания семьи - функция добытчика. Но со временем происходят некоторые изменения в сознании людей, и в современном обществе матери не меньше отцов стараются заработать деньги. Ввиду чего функции родителей претерпевают изменения. Так, некоторые отцы уделяют достаточно времени ребенку, проявляют уход и заботу о нем. А есть те, кто почти вообще не стремится принять участие в жизни своих детей. Обязанности обоих родителей становятся почти что равными. Вследствие того, что роль отца в жизни ребенка является важной, о чем уже упоминалось ранее, то, возможно, многие современные социальные проблемы связаны непосредственно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. Ввиду чего важным представляется сформировать социальный портрет современного отца. Поскольку с его помощью мы сможем увидеть полную картину того, как в современном мире видят отца, какие роли и функции в семье он выполняет.
Из сказанного выше выявляется актуальность темы составления и анализа социального портрета современного отца, в том числе функций и роли отцовства в воспитании и социализации детей.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблем отцовства и трансформации института отцовства опирается на внушительную теоретическую и эмпирическую базу исследований. Данной проблемой занимаются представители различных наук (психологии, социологии, социальной психологии, философии, антропологии и т. п).
Так, исследования проблем институционального кризиса современного института отцовства в аспекте дестабилизации семейно-брачных отношений комплексно представлены в работах А. И. Антонова, К. Аронса, Е. Е. Донченко, С. С. Сидельниковой, В. А. Сысенко, Т. М. Титаренко и других.
Общетеоретические подходы к анализу проблем отцовства, взаимодействия семьи и общества разрабатывали зарубежные и отечественные классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р. Мертон, М. Мид, Т. Парсонс, Г. Спенсер, П. А. Сорокин и др. Начало традиции изучения семьи как социально-демографической группы заложили в своих теориях З. Фрейд, Ч. Кули.
Новую отрасль социологии - науку о семье основал Л. Морган. Его по праву признают основоположником данной науки. Немаловажную роль для рассмотрения семейно-супружеских взаимоотношений играют труды М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Ф. Энгельса.
В отечественной науке проблематика, связанная с трансформационными явлениями в социальном функционировании института отцовства, анализ его институциональных функций нашли широкое отражение в работах А. И. Антонова, И. А. Батанова, И. В. Бестужева-Лады, О. Э. Бессоновой, Ю. А. Зубок, А. Г. Вишневского и других.
Различным аспектам материального обеспечения и хозяйственно- бытовой деятельности семьи посвящены труды Т. И Заславской, Н. М. Римашевской, В. В. Елизарова, В. Н. Бобкова. Динамику системы ценностей семьи и ценностных ориентаций изучали Л. И. Савинов, Т. В. Свадьбина, Г. П. Редя, А. И. Левин, Л. В. Левина, О. В. Бессчетнова, В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз.
Объектом данной работы является феномен современного отцовства, а предметом - социальный портрет современного отца.
Целью данной бакалаврской работы является формирование социального портрета современного отца.
В зависимости от поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) Рассмотреть методологические основы анализа социального портретирования в структуре методов социологии;
2) Изучить особенности построения социального портрета отца;
3) Сравнить мнения мужчин и женщин г. о. Тольятти о социальном портрете современного отца;
4) Проанализировать особенности репрезентации взаимоотношений отцов и детей, условий их семейной жизни в российском и зарубежном кинематографе.
Теоретико-методологическая база работы. Методологическими основаниями представленного исследования являются теоретические положения отраслевых социологических теорий института семьи, а также институциональный, структурно-функциональный, конфликтологический, интеракционистский и социально-конструктивистский подходы.
Институциональный подход (М. Вебер, Э. Дюркгейм) дает возможность рассматривать семью как социальную систему, которая является одним из основных социальных институтов.
Структурно-функциональный подход (Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.), с помощью которого предоставляется возможность подробнее изучить структуру социального института семьи и функции отцовства в данной структуре.
Конфликтологический подход (К. Маркс, Р. Дарендорф) позволяет рассмотреть отношения в семье с их сложным противоречивым характером взаимоотношений между ее членами, а также дифференциацию статусов, ролей и функций каждого члена семьи.
Интеракционистский подход (Дж. Мид, И. Гофман, Г. Беккер, Г. Блумер и другие), в рамках которого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные, связанные с соответствующими ролями, позиции внутри семьи.
Социально-конструктивистский подход (Т. Парсонс, Р. Бейле) дает возможность интерпретировать гендерные отношения с применением таких понятий, как половые различия, социализация, роли и статусы и положение женщин и мужчин в обществе.
Гипотеза исследования. Функции отцовства претерпевают некоторые изменения, связанные с возрастанием роли отца в семье. На отца возлагаются почти те же обязанности, что и на мать. Можно предположить, что социальный портрет современного отца заключается в том, что отец, в большинстве семей, является защитником, помощником, воспитателем, носителем дисциплины и власти, в том числе тем, кто обеспечивает финансовое благополучие в семье. Также он является заботливым и любящим отцом к своим детям, участвует в жизни ребенка, ухаживает за ним и проводит с ним много времени.
Методы исследования. Первый метод - анкетирование по теме: «Оценка представителями различных социальных групп образа отца в современном обществе», второй метод - контент-анализ российских и зарубежных фильмов. В рамках данной бакалаврской работы планируется проведение аналитического исследования на базе гендерного сравнения.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос (N=200), метод контент-анализа (N=12).
Структура бакалаврской работы состоит из аннотации, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Традиционные роли и функции отцовства оставались неизменными на протяжении многих поколений. В нынешнее время стереотип и образ отца, действительно, претерпевают некоторые изменения. Потому нам было важно изучить общественное мнение о социальном портрете современного отца, ведь роль отца в формировании личности ребенка также является важной, как и роль матери.
Стоит сказать, что социальные портреты в общественной жизни применяются достаточно часто и с разными целями, например, в искусстве, психологии, деятельности правоохранительных органов и многих других, и конечно же, в социологии. Начальный этап использования понятия социального портрета приходится на 1970-й год. В то же время актуальным становилось портретирование представителей различных социальных классов и групп.
Что касается определения социального портрета, то это совокупность обобщенных данных социальной группы. В том числе это выявление общих и стабильных данных портретируемой группы, достичь которые возможно с помощью применения компьютерных и математических способов. Главная особенность портрета состоит в его групповом характере. Социальный портрет стремится не только отобразить внешний вид, но и выявить внутренние (духовные) черты группы людей.
В свою очередь отметим, что в нынешней семье многие отцы в большей степени выступают партнерами для матери по воспитанию детей, возлагая на себя возрастающую долю заботы о них. Можно заметить, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. Вклад отцовства в воспитание детей является неотъемлемым, поскольку отцы способствуют полноценному воспитанию детей и нормальному формированию их личности, а еще обучают их дисциплине, ответственности, самостоятельности, способствуя формированию моральных и нравственных качеств у ребенка. С отцом дети приобретают необходимые навыки, которые помогут им в будущем.
В том числе отец в семье представляет образец поведения настоящего мужчины, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением порядка. Он выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения детей.
Отец влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Так, следящий за здоровьем, активный, нацеленный на успех отец показывает положительный пример детям, вызывая у них стремление соответствовать своему образу.
К отцам дети также обращаются за помощью по различным вопросам, например, по хозяйственным и бытовым, денежным, за психологической поддержкой, по поводу улаживания конфликтов между родными и близкими и т. д. Еще они прививают детям любовь к труду и оказывают помощь в выборе профессии и их дальнейшего жизненного пути.
Интересно и то, что представления об «идеальном» отце у мужчин и женщин заметно отличаются. К примеру, мужчины видят «идеального» отца в первую очередь ответственного, нежели заботливого, как его видят женщины.
Так, для женщин видение «идеального» отца окрашивается больше психологической и эмоциональной составляющей. А для мужчин больше важна ответственность, чувство юмора, защита и ум у отца, а также честность и справедливость со стороны отца.
Проведенное нами исследование показывает, что отцы стали осознавать, что значит быть отцом, и стали более ответственными за эмоциональное состояние своих детей. Потому проявляют больше внимания детям, стараются принимать непосредственное участие в их воспитании, обеспечивать социальной защитой, также принимать участие в ведении бытового хозяйства.
Роль главы семейства также постепенно видоизменяется, поскольку все чаще можно встретить семьи, где решения по воспитанию ребенка принимаются совместно между отцом и матерью.
Так, современный отец - заботливый, ответственный помощник и наставник, который способен не только материально обеспечивать, но и разделять деятельность по уходу за ребенком.
Однако еще с давности одной из основных функций отца была - функция добытчика. Это не меняется и по сей день. Отцы чувствуют ответственность за материальное и денежное благополучие и обеспечение своих детей.
Результаты исследования подтверждают важность эмоциональной связи отца с ребенком. Благодаря ей ребенок способен получить полноценное развитие, необходимые навыки, способности, которые помогут в дальнейшей жизни, в том числе и благоприятное психологическое здоровье, и адекватную самооценку.
Что касается представлений об отцовстве в российском и зарубежном кинематографе, взаимоотношений отцов и детей, то информация об этом была получена путем проведения контент-анализа кинофильмов.
Так, проведенное исследование позволяет сформировать образы отцовства и взаимоотношений отцов и детей, которые транслируются в кинематографе: взаимоотношения между отцом и детьми в основном положительные. Большая часть отцов участвуют в жизни своих детей, а также участвуют в их воспитании и обучении. Конфликты происходят, но нечасто и обычно быстро разрешаются. Недопонимания и разногласия даже помогают улучшить взаимопонимания в семьях. Отцы проявляют заинтересованность к жизни и делам своих детей. Они участвуют в решении их проблем, помогают и поддерживают их. В основном отцы достаточно внимания уделяют своим детям. Отцы стараются и стремятся проводить совместный досуг вместе со своими детьми. Почти в половине семьях «качество» отношений мужчины со своей супругой соответствует «качеству» отношений отца с ребенком. Отцы проявляют ответственность по отношению к своей семье, они стараются оберегать и обеспечивать ее. В основном отцы имеют средний и высокий уровни жизни, некоторые стараются улучшить его. Наличие вредных привычек у отцов демонстрируется по большей части в российских фильмах. Чаще всего в семьях присутствует распределение ролей и обязанностей. Отцы выполняют свои отцовские и мужские обязанности и функции. Отцы способны заботиться о детях наравне с матерями. Несмотря на то, что они работают, они уделяют достаточно времени своим детям. В основном транслируются неполные семьи.
Таким образом, нами были выявлены представления об отцовстве у различных слоев общества, а также образы отцовства, транслируемые в кинематографе. Данная информация важна для того, чтобы понять состояние общества. Важно, чтобы в сознании молодых людей правильно формировался образ отцовства, поскольку от этого зависит их семейное будущее, а также настоящее.



1. Fletcher R. Including fathers in work with vulnerable families. In F. Arney & D. Scott (Eds.) Working with Vulnerable Families: A Partnership Approach. Cambridge: Cambridge University Press. 2013. P. 296.
2. Steg L., Keizer K., Buunk A., Rothengatter T. (Eds.). Applied Social
Psychology: Understanding and Managing Social Problems. Cambridge:
Cambridge University Press. 2017. P. 393.
3. Акулич М. М. Консенсусология: учебно-метод. Комплекс. Тюмень: Издательство ТГУ, 2007. С. 30-40.
4. Алмассуд Х. Отцовство как междисциплинарный феномен // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1. С. 8-10.
5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. 608 с.
6. Асриева С. В. Социокультурная природа семьи и родительства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1. С. 143-147.
7. Асриева С. В. Феномен «Сознательное родительство»: взгляды детей и родителей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 4. С. 122-126.
8. Байда Е. В. Социальный портрет лишенца (на материалах Урала): Сб. документов. Екатеринбург: УрГу, 1996. 265 с.
9. Баринова Е. С. Особенности семейного самосознания мужчины // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 1. С. 17-28.
10. Белинская Д. В. Социальный портерт Чайлдфри // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. № 13. С. 12¬19.
11. Борисенко Ю. В. Особенности ценностного отношения к отцовству детей вовлеченных и невовлеченных отцов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. № 24. С. 23-33.
12. Буевская Н. А. Монородительство как социальная проблема в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7. С. 30-33.
13. Буторин Г. Г., Крыжановская Н. В. Неблагополучная семья как фактор нарушения психического развития у детей // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 46-49.
14. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Коротеева О. Д. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Карельский научный журнал. 2018. № 1. С. 37-40.
15. Гегель Г. Философия права. Соч. Т. 113. М.: Мысль, 1990. 524 с.
16. Голов А. А., Гражданкин А. И., Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Левада Ю. А. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М.: Мировой океан, 1993. 218 с.
17. Гусова А. Д. Психологические особенности современной семьи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2. С. 206-209.
18. Дикусар Я. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 4. С. 28-33.
19. Загвязинский В. И., Чехонин А. Д. Воспитательный потенциал
отцовства: концептуальные основания исследования и поддержки //
Образование и наука. 2017. № 10. С. 111-131.
20. Залужная М. В., Ращупкина Ю. В. Социально-психологический портрет отца в представлении детей-сирот // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 4. С. 187-194.
21. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. 2017. № 8. С. 61-70.
22. Карпенко М. П., В. Н. Лапшов, Кибалкин М. В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // СОЦИС. 1999. № 8. С. 100-102.
23. Катермина В. В., Линник А. А. Образ «нового» отца в американском кинодискурсе // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 17. С. 35-46.
24. Комиссаров И. И. Моделирование в социально-гуманитарном познании: идеально-типические конструкции Маркса Вебера // Манускрипт. 2018. № 6. С. 84-88.
25. Кон И. С. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не) здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. Научно-теоретический журнал. 2008. № 4. С. 4-16.
26. Кон И. С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник
общественного мнения. 2008. № 2. С. 37-43.
27. Конвенция Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».
28. Кошур Т. Ю. Содержательные особенности представителей о родительстве у городских и сельских юношей // Журнал «Скиф. Вопросы студенческой науки». 2017. № 16. С. 157-161.
29. Красичкова Н. А., Лапина А. А. Социальный портрет женщины- водителя // Вопросы науки и образования. 2018. № 2. С. 148-151.
30. Кузнецова С. В., Сергеева М. А. Социальный портрет современного российского врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. № 1. С. 219.
31. Куулар А. М. Преставления об идеальном отце девочек-подростков из неполных семей (на примере республики Тыва) // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 76-84.
32. Кушка М. Г. Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания // KANT. 2018. № 2. С. 98-102.
33. Левенских И. А. Ролевые позиции отца в современной семье // Вестник Омского университета. 2012. № 1. С. 349-353.
34. Липасова А. Н. Эволюция социологических объяснений отцовства: от Г. Спенсера до Р. Коннела // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. № 3. С. 637-648.
35. Ломброзо Ч. Женщина - преступница или проститутка. СПб: Азбука СПб, 2017. 352 с.
36. Малышев А. Г. Влияние гендерно-чувствительных социальных сервисов (папа-школ) на вовлечение отцов в заботу о детях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1. С. 80-90.
37. Овчарова Р. В., Демчук Н. А. Исследование психологической готовности юношей к отцовству // Вестник Курганского государственного университета. 2006. № 2. С 68-72.
38. Подкладова Т. Д. Мужчина-отец в семье и обществе: вовлеченности vs. Исключенность // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1. С. 107-112.
39. Пробина С. С. Правовой статус отца по Российскому законодательству // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 2. С. 49-54.
40. Рыженкова Е. В. Особая роль семьи в формировании личности несовершеннолетних // Инновационная наука. 2017. № 10. С. 45-48.
41. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
42. Слученкова К. А. Образ реального и идеального отца: особенности представлений и подростков // Universum: психология и образование. 2018. № 3. С. 1-4.
43. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 года «Об Основных направлениях государственной семейной политики».
44. Урусова Л. Х. К вопросу о современном отцовстве и маскулинности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4. С. 81¬84.
45. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 256. Ст. 7.
46. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Харьков: Литагент «Фолио», 2009. 240 с.
47. Фролов С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. С. 256.
48. Шевченко И. Зачем нужны отцы: размышления детей о важности отцов и их роли в семье // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 2. С. 65-73.
49. Якубовский А. Э. Социальный тип - гипотеза и инструмент исследования социальных структур // СОЦИС. 2001. № 4. С. 129-132.
50. Янак А. Л. Отцовская вовлеченность в семьях различных типов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2. С. 124-131.
51. Янак А. Л. Трансформация родительства и отцовства в обществе постмодерна // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 118-126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ