Социальный портрет современного отца
|
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к формированию социального
портрета современного отца 9
1.1 Социальное портретирование в структуре методов социологии 9
1.2 Особенности построения социального портрета современного отца ... 17
Глава 2 Социологический анализ социального портрета современного отца 26
2.1 Мнения о феномене современного отца жителей г. о. Тольятти 26
2.2 Репрезентация взаимоотношений отцов и детей, условий их семейной
жизни в российском и зарубежном кинематографе 48
Заключение 78
Список используемой литературы и источников 82
Приложение А Рабочая программа эмпирического исследования 87
Приложение Б Инструментарий (анкета) социологического исследования . .. 99
Приложение В Таблицы распределений 105
Приложение Г Рабочая программа контент-анализа 113
Приложение Д Список фильмов, отобранных для контент-анализа 125
Приложение Е Инструментарий контент-анализа 128
Приложение Ж Таблицы распределений контент-анализа 129
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к формированию социального
портрета современного отца 9
1.1 Социальное портретирование в структуре методов социологии 9
1.2 Особенности построения социального портрета современного отца ... 17
Глава 2 Социологический анализ социального портрета современного отца 26
2.1 Мнения о феномене современного отца жителей г. о. Тольятти 26
2.2 Репрезентация взаимоотношений отцов и детей, условий их семейной
жизни в российском и зарубежном кинематографе 48
Заключение 78
Список используемой литературы и источников 82
Приложение А Рабочая программа эмпирического исследования 87
Приложение Б Инструментарий (анкета) социологического исследования . .. 99
Приложение В Таблицы распределений 105
Приложение Г Рабочая программа контент-анализа 113
Приложение Д Список фильмов, отобранных для контент-анализа 125
Приложение Е Инструментарий контент-анализа 128
Приложение Ж Таблицы распределений контент-анализа 129
Актуальность темы исследования. В настоящее время тема семьи и родительства занимает достаточно важное, интересующее многих исследователей место, поскольку семья является основополагающей ячейкой общества. С самого начала своей жизни человек оказывается в семье. Отсюда выявляется важность развития и воспитания ребенка со стороны каждого родителя. Человек созревает, получает воспитание, социализируется, приобретает необходимые для существования качества, умения и навыки и становится личностью по большей части именно в семье.
Стоит отметить и то, что со стороны государства сегодня начинают чаще уделять внимание к отцовству. Так, к примеру, теперь к названию «материнский капитал» добавилась фраза «семейный», тем самым все больше проявляется государственная помощь отцам, матерям и детям, и все больше выходит законов, в которых говорится о защите прав отцовства, а также равенстве супругов [45]. Примерами таких законопроектов могут служить: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» [43], Конвенция Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» [27], ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав» и вообще в Семейном кодексе РФ много говорится о равенстве и защите прав родителей и детей [41].
Обычно отцы в семье уделяли больше внимания материальному обеспечению семьи. То есть в их обязанности входило добывать средства для благополучного проживания семьи - функция добытчика. Но со временем происходят некоторые изменения в сознании людей, и в современном обществе матери не меньше отцов стараются заработать деньги. Ввиду чего функции родителей претерпевают изменения. Так, некоторые отцы уделяют достаточно времени ребенку, проявляют уход и заботу о нем. А есть те, кто почти вообще не стремится принять участие в жизни своих детей. Обязанности обоих родителей становятся почти что равными. Вследствие того, что роль отца в жизни ребенка является важной, о чем уже упоминалось ранее, то, возможно, многие современные социальные проблемы связаны непосредственно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. Ввиду чего важным представляется сформировать социальный портрет современного отца. Поскольку с его помощью мы сможем увидеть полную картину того, как в современном мире видят отца, какие роли и функции в семье он выполняет.
Из сказанного выше выявляется актуальность темы составления и анализа социального портрета современного отца, в том числе функций и роли отцовства в воспитании и социализации детей.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблем отцовства и трансформации института отцовства опирается на внушительную теоретическую и эмпирическую базу исследований. Данной проблемой занимаются представители различных наук (психологии, социологии, социальной психологии, философии, антропологии и т. п).
Так, исследования проблем институционального кризиса современного института отцовства в аспекте дестабилизации семейно-брачных отношений комплексно представлены в работах А. И. Антонова, К. Аронса, Е. Е. Донченко, С. С. Сидельниковой, В. А. Сысенко, Т. М. Титаренко и других.
Общетеоретические подходы к анализу проблем отцовства, взаимодействия семьи и общества разрабатывали зарубежные и отечественные классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р. Мертон, М. Мид, Т. Парсонс, Г. Спенсер, П. А. Сорокин и др. Начало традиции изучения семьи как социально-демографической группы заложили в своих теориях З. Фрейд, Ч. Кули.
Новую отрасль социологии - науку о семье основал Л. Морган. Его по праву признают основоположником данной науки. Немаловажную роль для рассмотрения семейно-супружеских взаимоотношений играют труды М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Ф. Энгельса.
В отечественной науке проблематика, связанная с трансформационными явлениями в социальном функционировании института отцовства, анализ его институциональных функций нашли широкое отражение в работах А. И. Антонова, И. А. Батанова, И. В. Бестужева-Лады, О. Э. Бессоновой, Ю. А. Зубок, А. Г. Вишневского и других.
Различным аспектам материального обеспечения и хозяйственно- бытовой деятельности семьи посвящены труды Т. И Заславской, Н. М. Римашевской, В. В. Елизарова, В. Н. Бобкова. Динамику системы ценностей семьи и ценностных ориентаций изучали Л. И. Савинов, Т. В. Свадьбина, Г. П. Редя, А. И. Левин, Л. В. Левина, О. В. Бессчетнова, В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз.
Объектом данной работы является феномен современного отцовства, а предметом - социальный портрет современного отца.
Целью данной бакалаврской работы является формирование социального портрета современного отца.
В зависимости от поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) Рассмотреть методологические основы анализа социального портретирования в структуре методов социологии;
2) Изучить особенности построения социального портрета отца;
3) Сравнить мнения мужчин и женщин г. о. Тольятти о социальном портрете современного отца;
4) Проанализировать особенности репрезентации взаимоотношений отцов и детей, условий их семейной жизни в российском и зарубежном кинематографе.
Теоретико-методологическая база работы. Методологическими основаниями представленного исследования являются теоретические положения отраслевых социологических теорий института семьи, а также институциональный, структурно-функциональный, конфликтологический, интеракционистский и социально-конструктивистский подходы.
Институциональный подход (М. Вебер, Э. Дюркгейм) дает возможность рассматривать семью как социальную систему, которая является одним из основных социальных институтов.
Структурно-функциональный подход (Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.), с помощью которого предоставляется возможность подробнее изучить структуру социального института семьи и функции отцовства в данной структуре.
Конфликтологический подход (К. Маркс, Р. Дарендорф) позволяет рассмотреть отношения в семье с их сложным противоречивым характером взаимоотношений между ее членами, а также дифференциацию статусов, ролей и функций каждого члена семьи.
Интеракционистский подход (Дж. Мид, И. Гофман, Г. Беккер, Г. Блумер и другие), в рамках которого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные, связанные с соответствующими ролями, позиции внутри семьи.
Социально-конструктивистский подход (Т. Парсонс, Р. Бейле) дает возможность интерпретировать гендерные отношения с применением таких понятий, как половые различия, социализация, роли и статусы и положение женщин и мужчин в обществе.
Гипотеза исследования. Функции отцовства претерпевают некоторые изменения, связанные с возрастанием роли отца в семье. На отца возлагаются почти те же обязанности, что и на мать. Можно предположить, что социальный портрет современного отца заключается в том, что отец, в большинстве семей, является защитником, помощником, воспитателем, носителем дисциплины и власти, в том числе тем, кто обеспечивает финансовое благополучие в семье. Также он является заботливым и любящим отцом к своим детям, участвует в жизни ребенка, ухаживает за ним и проводит с ним много времени.
Методы исследования. Первый метод - анкетирование по теме: «Оценка представителями различных социальных групп образа отца в современном обществе», второй метод - контент-анализ российских и зарубежных фильмов. В рамках данной бакалаврской работы планируется проведение аналитического исследования на базе гендерного сравнения.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос (N=200), метод контент-анализа (N=12).
Структура бакалаврской работы состоит из аннотации, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Стоит отметить и то, что со стороны государства сегодня начинают чаще уделять внимание к отцовству. Так, к примеру, теперь к названию «материнский капитал» добавилась фраза «семейный», тем самым все больше проявляется государственная помощь отцам, матерям и детям, и все больше выходит законов, в которых говорится о защите прав отцовства, а также равенстве супругов [45]. Примерами таких законопроектов могут служить: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» [43], Конвенция Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» [27], ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав» и вообще в Семейном кодексе РФ много говорится о равенстве и защите прав родителей и детей [41].
Обычно отцы в семье уделяли больше внимания материальному обеспечению семьи. То есть в их обязанности входило добывать средства для благополучного проживания семьи - функция добытчика. Но со временем происходят некоторые изменения в сознании людей, и в современном обществе матери не меньше отцов стараются заработать деньги. Ввиду чего функции родителей претерпевают изменения. Так, некоторые отцы уделяют достаточно времени ребенку, проявляют уход и заботу о нем. А есть те, кто почти вообще не стремится принять участие в жизни своих детей. Обязанности обоих родителей становятся почти что равными. Вследствие того, что роль отца в жизни ребенка является важной, о чем уже упоминалось ранее, то, возможно, многие современные социальные проблемы связаны непосредственно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. Ввиду чего важным представляется сформировать социальный портрет современного отца. Поскольку с его помощью мы сможем увидеть полную картину того, как в современном мире видят отца, какие роли и функции в семье он выполняет.
Из сказанного выше выявляется актуальность темы составления и анализа социального портрета современного отца, в том числе функций и роли отцовства в воспитании и социализации детей.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблем отцовства и трансформации института отцовства опирается на внушительную теоретическую и эмпирическую базу исследований. Данной проблемой занимаются представители различных наук (психологии, социологии, социальной психологии, философии, антропологии и т. п).
Так, исследования проблем институционального кризиса современного института отцовства в аспекте дестабилизации семейно-брачных отношений комплексно представлены в работах А. И. Антонова, К. Аронса, Е. Е. Донченко, С. С. Сидельниковой, В. А. Сысенко, Т. М. Титаренко и других.
Общетеоретические подходы к анализу проблем отцовства, взаимодействия семьи и общества разрабатывали зарубежные и отечественные классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р. Мертон, М. Мид, Т. Парсонс, Г. Спенсер, П. А. Сорокин и др. Начало традиции изучения семьи как социально-демографической группы заложили в своих теориях З. Фрейд, Ч. Кули.
Новую отрасль социологии - науку о семье основал Л. Морган. Его по праву признают основоположником данной науки. Немаловажную роль для рассмотрения семейно-супружеских взаимоотношений играют труды М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Ф. Энгельса.
В отечественной науке проблематика, связанная с трансформационными явлениями в социальном функционировании института отцовства, анализ его институциональных функций нашли широкое отражение в работах А. И. Антонова, И. А. Батанова, И. В. Бестужева-Лады, О. Э. Бессоновой, Ю. А. Зубок, А. Г. Вишневского и других.
Различным аспектам материального обеспечения и хозяйственно- бытовой деятельности семьи посвящены труды Т. И Заславской, Н. М. Римашевской, В. В. Елизарова, В. Н. Бобкова. Динамику системы ценностей семьи и ценностных ориентаций изучали Л. И. Савинов, Т. В. Свадьбина, Г. П. Редя, А. И. Левин, Л. В. Левина, О. В. Бессчетнова, В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз.
Объектом данной работы является феномен современного отцовства, а предметом - социальный портрет современного отца.
Целью данной бакалаврской работы является формирование социального портрета современного отца.
В зависимости от поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) Рассмотреть методологические основы анализа социального портретирования в структуре методов социологии;
2) Изучить особенности построения социального портрета отца;
3) Сравнить мнения мужчин и женщин г. о. Тольятти о социальном портрете современного отца;
4) Проанализировать особенности репрезентации взаимоотношений отцов и детей, условий их семейной жизни в российском и зарубежном кинематографе.
Теоретико-методологическая база работы. Методологическими основаниями представленного исследования являются теоретические положения отраслевых социологических теорий института семьи, а также институциональный, структурно-функциональный, конфликтологический, интеракционистский и социально-конструктивистский подходы.
Институциональный подход (М. Вебер, Э. Дюркгейм) дает возможность рассматривать семью как социальную систему, которая является одним из основных социальных институтов.
Структурно-функциональный подход (Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.), с помощью которого предоставляется возможность подробнее изучить структуру социального института семьи и функции отцовства в данной структуре.
Конфликтологический подход (К. Маркс, Р. Дарендорф) позволяет рассмотреть отношения в семье с их сложным противоречивым характером взаимоотношений между ее членами, а также дифференциацию статусов, ролей и функций каждого члена семьи.
Интеракционистский подход (Дж. Мид, И. Гофман, Г. Беккер, Г. Блумер и другие), в рамках которого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные, связанные с соответствующими ролями, позиции внутри семьи.
Социально-конструктивистский подход (Т. Парсонс, Р. Бейле) дает возможность интерпретировать гендерные отношения с применением таких понятий, как половые различия, социализация, роли и статусы и положение женщин и мужчин в обществе.
Гипотеза исследования. Функции отцовства претерпевают некоторые изменения, связанные с возрастанием роли отца в семье. На отца возлагаются почти те же обязанности, что и на мать. Можно предположить, что социальный портрет современного отца заключается в том, что отец, в большинстве семей, является защитником, помощником, воспитателем, носителем дисциплины и власти, в том числе тем, кто обеспечивает финансовое благополучие в семье. Также он является заботливым и любящим отцом к своим детям, участвует в жизни ребенка, ухаживает за ним и проводит с ним много времени.
Методы исследования. Первый метод - анкетирование по теме: «Оценка представителями различных социальных групп образа отца в современном обществе», второй метод - контент-анализ российских и зарубежных фильмов. В рамках данной бакалаврской работы планируется проведение аналитического исследования на базе гендерного сравнения.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос (N=200), метод контент-анализа (N=12).
Структура бакалаврской работы состоит из аннотации, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Традиционные роли и функции отцовства оставались неизменными на протяжении многих поколений. В нынешнее время стереотип и образ отца, действительно, претерпевают некоторые изменения. Потому нам было важно изучить общественное мнение о социальном портрете современного отца, ведь роль отца в формировании личности ребенка также является важной, как и роль матери.
Стоит сказать, что социальные портреты в общественной жизни применяются достаточно часто и с разными целями, например, в искусстве, психологии, деятельности правоохранительных органов и многих других, и конечно же, в социологии. Начальный этап использования понятия социального портрета приходится на 1970-й год. В то же время актуальным становилось портретирование представителей различных социальных классов и групп.
Что касается определения социального портрета, то это совокупность обобщенных данных социальной группы. В том числе это выявление общих и стабильных данных портретируемой группы, достичь которые возможно с помощью применения компьютерных и математических способов. Главная особенность портрета состоит в его групповом характере. Социальный портрет стремится не только отобразить внешний вид, но и выявить внутренние (духовные) черты группы людей.
В свою очередь отметим, что в нынешней семье многие отцы в большей степени выступают партнерами для матери по воспитанию детей, возлагая на себя возрастающую долю заботы о них. Можно заметить, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. Вклад отцовства в воспитание детей является неотъемлемым, поскольку отцы способствуют полноценному воспитанию детей и нормальному формированию их личности, а еще обучают их дисциплине, ответственности, самостоятельности, способствуя формированию моральных и нравственных качеств у ребенка. С отцом дети приобретают необходимые навыки, которые помогут им в будущем.
В том числе отец в семье представляет образец поведения настоящего мужчины, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением порядка. Он выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения детей.
Отец влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Так, следящий за здоровьем, активный, нацеленный на успех отец показывает положительный пример детям, вызывая у них стремление соответствовать своему образу.
К отцам дети также обращаются за помощью по различным вопросам, например, по хозяйственным и бытовым, денежным, за психологической поддержкой, по поводу улаживания конфликтов между родными и близкими и т. д. Еще они прививают детям любовь к труду и оказывают помощь в выборе профессии и их дальнейшего жизненного пути.
Интересно и то, что представления об «идеальном» отце у мужчин и женщин заметно отличаются. К примеру, мужчины видят «идеального» отца в первую очередь ответственного, нежели заботливого, как его видят женщины.
Так, для женщин видение «идеального» отца окрашивается больше психологической и эмоциональной составляющей. А для мужчин больше важна ответственность, чувство юмора, защита и ум у отца, а также честность и справедливость со стороны отца.
Проведенное нами исследование показывает, что отцы стали осознавать, что значит быть отцом, и стали более ответственными за эмоциональное состояние своих детей. Потому проявляют больше внимания детям, стараются принимать непосредственное участие в их воспитании, обеспечивать социальной защитой, также принимать участие в ведении бытового хозяйства.
Роль главы семейства также постепенно видоизменяется, поскольку все чаще можно встретить семьи, где решения по воспитанию ребенка принимаются совместно между отцом и матерью.
Так, современный отец - заботливый, ответственный помощник и наставник, который способен не только материально обеспечивать, но и разделять деятельность по уходу за ребенком.
Однако еще с давности одной из основных функций отца была - функция добытчика. Это не меняется и по сей день. Отцы чувствуют ответственность за материальное и денежное благополучие и обеспечение своих детей.
Результаты исследования подтверждают важность эмоциональной связи отца с ребенком. Благодаря ей ребенок способен получить полноценное развитие, необходимые навыки, способности, которые помогут в дальнейшей жизни, в том числе и благоприятное психологическое здоровье, и адекватную самооценку.
Что касается представлений об отцовстве в российском и зарубежном кинематографе, взаимоотношений отцов и детей, то информация об этом была получена путем проведения контент-анализа кинофильмов.
Так, проведенное исследование позволяет сформировать образы отцовства и взаимоотношений отцов и детей, которые транслируются в кинематографе: взаимоотношения между отцом и детьми в основном положительные. Большая часть отцов участвуют в жизни своих детей, а также участвуют в их воспитании и обучении. Конфликты происходят, но нечасто и обычно быстро разрешаются. Недопонимания и разногласия даже помогают улучшить взаимопонимания в семьях. Отцы проявляют заинтересованность к жизни и делам своих детей. Они участвуют в решении их проблем, помогают и поддерживают их. В основном отцы достаточно внимания уделяют своим детям. Отцы стараются и стремятся проводить совместный досуг вместе со своими детьми. Почти в половине семьях «качество» отношений мужчины со своей супругой соответствует «качеству» отношений отца с ребенком. Отцы проявляют ответственность по отношению к своей семье, они стараются оберегать и обеспечивать ее. В основном отцы имеют средний и высокий уровни жизни, некоторые стараются улучшить его. Наличие вредных привычек у отцов демонстрируется по большей части в российских фильмах. Чаще всего в семьях присутствует распределение ролей и обязанностей. Отцы выполняют свои отцовские и мужские обязанности и функции. Отцы способны заботиться о детях наравне с матерями. Несмотря на то, что они работают, они уделяют достаточно времени своим детям. В основном транслируются неполные семьи.
Таким образом, нами были выявлены представления об отцовстве у различных слоев общества, а также образы отцовства, транслируемые в кинематографе. Данная информация важна для того, чтобы понять состояние общества. Важно, чтобы в сознании молодых людей правильно формировался образ отцовства, поскольку от этого зависит их семейное будущее, а также настоящее.
Стоит сказать, что социальные портреты в общественной жизни применяются достаточно часто и с разными целями, например, в искусстве, психологии, деятельности правоохранительных органов и многих других, и конечно же, в социологии. Начальный этап использования понятия социального портрета приходится на 1970-й год. В то же время актуальным становилось портретирование представителей различных социальных классов и групп.
Что касается определения социального портрета, то это совокупность обобщенных данных социальной группы. В том числе это выявление общих и стабильных данных портретируемой группы, достичь которые возможно с помощью применения компьютерных и математических способов. Главная особенность портрета состоит в его групповом характере. Социальный портрет стремится не только отобразить внешний вид, но и выявить внутренние (духовные) черты группы людей.
В свою очередь отметим, что в нынешней семье многие отцы в большей степени выступают партнерами для матери по воспитанию детей, возлагая на себя возрастающую долю заботы о них. Можно заметить, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. Вклад отцовства в воспитание детей является неотъемлемым, поскольку отцы способствуют полноценному воспитанию детей и нормальному формированию их личности, а еще обучают их дисциплине, ответственности, самостоятельности, способствуя формированию моральных и нравственных качеств у ребенка. С отцом дети приобретают необходимые навыки, которые помогут им в будущем.
В том числе отец в семье представляет образец поведения настоящего мужчины, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением порядка. Он выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения детей.
Отец влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Так, следящий за здоровьем, активный, нацеленный на успех отец показывает положительный пример детям, вызывая у них стремление соответствовать своему образу.
К отцам дети также обращаются за помощью по различным вопросам, например, по хозяйственным и бытовым, денежным, за психологической поддержкой, по поводу улаживания конфликтов между родными и близкими и т. д. Еще они прививают детям любовь к труду и оказывают помощь в выборе профессии и их дальнейшего жизненного пути.
Интересно и то, что представления об «идеальном» отце у мужчин и женщин заметно отличаются. К примеру, мужчины видят «идеального» отца в первую очередь ответственного, нежели заботливого, как его видят женщины.
Так, для женщин видение «идеального» отца окрашивается больше психологической и эмоциональной составляющей. А для мужчин больше важна ответственность, чувство юмора, защита и ум у отца, а также честность и справедливость со стороны отца.
Проведенное нами исследование показывает, что отцы стали осознавать, что значит быть отцом, и стали более ответственными за эмоциональное состояние своих детей. Потому проявляют больше внимания детям, стараются принимать непосредственное участие в их воспитании, обеспечивать социальной защитой, также принимать участие в ведении бытового хозяйства.
Роль главы семейства также постепенно видоизменяется, поскольку все чаще можно встретить семьи, где решения по воспитанию ребенка принимаются совместно между отцом и матерью.
Так, современный отец - заботливый, ответственный помощник и наставник, который способен не только материально обеспечивать, но и разделять деятельность по уходу за ребенком.
Однако еще с давности одной из основных функций отца была - функция добытчика. Это не меняется и по сей день. Отцы чувствуют ответственность за материальное и денежное благополучие и обеспечение своих детей.
Результаты исследования подтверждают важность эмоциональной связи отца с ребенком. Благодаря ей ребенок способен получить полноценное развитие, необходимые навыки, способности, которые помогут в дальнейшей жизни, в том числе и благоприятное психологическое здоровье, и адекватную самооценку.
Что касается представлений об отцовстве в российском и зарубежном кинематографе, взаимоотношений отцов и детей, то информация об этом была получена путем проведения контент-анализа кинофильмов.
Так, проведенное исследование позволяет сформировать образы отцовства и взаимоотношений отцов и детей, которые транслируются в кинематографе: взаимоотношения между отцом и детьми в основном положительные. Большая часть отцов участвуют в жизни своих детей, а также участвуют в их воспитании и обучении. Конфликты происходят, но нечасто и обычно быстро разрешаются. Недопонимания и разногласия даже помогают улучшить взаимопонимания в семьях. Отцы проявляют заинтересованность к жизни и делам своих детей. Они участвуют в решении их проблем, помогают и поддерживают их. В основном отцы достаточно внимания уделяют своим детям. Отцы стараются и стремятся проводить совместный досуг вместе со своими детьми. Почти в половине семьях «качество» отношений мужчины со своей супругой соответствует «качеству» отношений отца с ребенком. Отцы проявляют ответственность по отношению к своей семье, они стараются оберегать и обеспечивать ее. В основном отцы имеют средний и высокий уровни жизни, некоторые стараются улучшить его. Наличие вредных привычек у отцов демонстрируется по большей части в российских фильмах. Чаще всего в семьях присутствует распределение ролей и обязанностей. Отцы выполняют свои отцовские и мужские обязанности и функции. Отцы способны заботиться о детях наравне с матерями. Несмотря на то, что они работают, они уделяют достаточно времени своим детям. В основном транслируются неполные семьи.
Таким образом, нами были выявлены представления об отцовстве у различных слоев общества, а также образы отцовства, транслируемые в кинематографе. Данная информация важна для того, чтобы понять состояние общества. Важно, чтобы в сознании молодых людей правильно формировался образ отцовства, поскольку от этого зависит их семейное будущее, а также настоящее.
Подобные работы
- ОБРАЗ ОТЦА КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСТВЕ И ОТЦОВСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ДЕДУШКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-
европейской прессе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 490 р. Год сдачи: 2017 - Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-европейской прессе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Речевой портрет религиозного публициста
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Семейная конференция как инновационная технология социальной работы с семьями в ситуации развода
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Социальный механизм реализации молодёжной политики в деятельности молодёжных движений Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Речевой портрет религиозного публициста
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Социальная работа с молодой семьей в условиях молодежного центра
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



