Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Краеведческий музей как источник по региональной истории (Уральский государственный педагогический университет)

Работа №119535

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

туризм

Объем работы32
Год сдачи2023
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере г. Екатеринбурга.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Краеведение и краеведческие знания 5
1.2. Роль краеведческих музеев в обществе и культуре 10
Глава 2. Краеведческие музеи и отражение историко-культурного наследия 16
2.1. Краеведческие музеи на современном этапе 16
2.1. Свердловский областной краеведческий музей 20
2.3. Работа краеведческого музея с детьми и школьниками 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32


В 2021 г. Министерство культуры РФ в целях улучшения деятельности краеведческих музеев разработало «Модельные стандарты». Актуальность их внедрения обуславливалась значимостью роли краеведческого знания в общероссийском и общемировом контекстах. Согласно документам, муниципальные краеведческие музеи должны стать центрами по актуализации и комплексному освоению культурного и природного наследия, интерпретации материальных и нематериальных объектов наследия, исторической памяти и формирования на этой основе локальной идентичности. Модернизация деятельности музеев связывалась с технологическим развитием, материально-техническим обеспечением, внедрением информационных технологий и систем в работу с коллекциями и посетителями, приспособлением пространств к современным потребностям пользователей, созданием условий доступа к культурным ценностям и социальной коммуникации. В рамках национального проекта «Культура» на это были выделены значительные средства. Целью модернизации музеев объявлено привлечение посетителей, в т. ч. молодежи, увеличение количества посещений, в частности туристами.
За страницами великой российской истории легко потерять крупицу региональной истории. Для решения проблемы сохранения богатства региональной истории и культуры могут помочь музейные уроки. Их важно проводить на любой ступени образования. Ведь музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения многих уроков и воспитательных мероприятий. Именно региональная история позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям.
Важно отметить, что, анализируя значение исторического краеведения в учебно-воспитательном процессе, следует понимать, что историко-краеведческий материал создает широкую возможность для различных форм и способов работы с учениками, а также для самостоятельной научно-поисковой деятельности учеников. Внедрение таких функциональных способов обучения содействует осуществлению духовно-нравственного становления и воспитания учащихся в согласовании с требованиями ФГОС.
Объектом исследования: Свердловский областной краеведческий музей.
Предмет исследования - деятельность Свердловского областного краеведческого музея как источника региональной истории Екатеринбурга.
Цель исследования: выявить способность краеведческого музея г.Екатеринбурга как источника информации о региональной истории.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и роль краеведческих музеев в региональной истории;
• Определить роль краеведческих музеев в обществе и культуре;
• Изучить деятельность краеведческого музея Екатеринбурга.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Музеи как институты общественной «системы памяти» занимают особое место в ряду социокультурных учреждений, располагая уникальными образовательными возможностями, влияющими на развитие и саморазвитие личности, на формирование патриотизма и национального самосознания, воспитание ценностно-эмоционального отношения к историко-культурному наследию и окружающей действительности.
В ХХI в. сформировалась новая роль краеведческих музеев в обществе и культуре – они являются распорядителями информационного ресурса историко-культурного наследия и обладают правом первенства в его интерпретации, от которой зависит актуализация исторической памяти, региональная и национальная идентичность. Эволюция понятий «краеведение», «краеведческое знание» привела к изменению исследовательского пространства местной истории. Разнообразие методологических подходов, использование теории и методов смежных дисциплин позволили полноценно представить историю определенного места. У краеведческих музеев появился широкий спектр возможностей исследования, презентации и интерпретации историко-культурного наследия и создания музейной концепции истории.
Перед историко-краеведческими музеями стоит задача привлечения внимания общества, в том числе и посетителей к уникальности своих продуктов, связанных с музейными коллекциями. Сложность существования музеев еще состоит и в том, что посетитель должен неоднократно возвращаться к этим продуктам (экспозициям, выставкам и др.) с тем, чтобы музей получал внебюджетную поддержку своему финансовому положению. Это в немалой степени зависит от эффективности программ, предлагаемых публике. Как уже отмечалось, формы работы с аудиторией универсальны, опубликованы, известны всем институциям. Основные проблемы связаны с содержанием образовательных и досуговых программ, адресованных разным слоям населения. С целью решения этих проблем необходимо проводить маркетинговые исследования, изучать запросы и интересы посетителей. Однако в российском музейном деле они недостаточно освоены. Их либо не проводят, либо полученные результаты не используют.
В заключение следует сказать, что исторические и краеведческие музеи оказались в сложной ситуации конкурентной борьбы за аудиторию. Перед ними стоит задача выработки эффективной стратегии работы и развития, которая определит роль музея в будущем, а главное – в интерпретации историко-культурного наследия страны. При этом необходимо соблюсти баланс между миссией и удовлетворением запросов посетителей. Последнее тесно связано с профессионализмом кадров – их умением ориентироваться в современной политической, экономической ситуации, в профильной дисциплине и музееведении, в знании своих коллекций и их интерпретации.
Передача опыта, знаний и культурных ценностей подрастающему поколению, а также воспитание патриотизма и чувства любви к родине и родному краю является одной из главных задач. Одной из форм реализации такой цели является организация посещения обучающихся краеведческих музеев. Поэтому считаем нужным подчеркнуть необходимость государственной поддержки краеведческих музеев на территории Российской Федерации для обеспечения культурной ценности и возможности передачи культурного наследия нашей страны.



1. Большая детская энциклопедия. Культура и традиции России: пособие для школьников. – М.: ИДДК, 2012.
2. Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
3. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы // Проблемы современного образования. – 2012. – №4. – С. 21 – 40.
4. Данилевский И. Н., Добровольский Д. А., Казаков Р. В. и др. Источниковедение: Учеб. пособие / Отв. ред. М. Ф. Румянцева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 685 с.
5. Жердева, А. В. Основные направления образовательной деятельности историко-краеведческого музея (на примере МКУК "Лискинский историко-краеведческий музей") / А. В. Жердева // Человек и общество: история и современность : Межвузовский сборник научных трудов / Научный редактор М.В. Шакурова. Том Выпуск 19. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – С. 84-88.
6. Маловичко С. И. Современная историческая наука и изучение локальной истории. URL: http//abuss.narod.ru/Bublio/Malovichko.htm
7. Маловичко С. И., Румянцева М. Ф. Теория, методология, источниковедение. Региональная история глазами ее создателей: материалы экспресс-опроса // Былые годы. Черноморский исторический журнал. – Сочи, 2010 – № 3(17). – С. 61–70.
8. Милованов, К. Ю. Инновационный потенциал музейной педагогики (теоретико-методический аспект) / К. Ю. Милованов // Инновационная деятельность в образовании. Часть I. - Ярославль-Москва: Издательство "Канцлер", 2015. - С. 336-350
9. Никитина, Е. Е. Взаимодействие школы и музея в образовательном пространстве личности / Е. Е. Никитина // Ценности и смыслы. - 2013. - № 4(26). -С. 16-18.
10. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3. URL: http //magazines.russ.ru./n2/2005/2/nora 22
11. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже ХХ–ХХI вв.: социальные теории и историографические практики. – М.: Кругъ, 2011. – 560 с.
12. Репина Л. П. Память и наследие в «крестовом походе» против истории, или рождение «мемориальной парадигмы» // Уральский исторический вестник. – Екатеринбург, 2021. – № 2(71). – С. 6–16.
13. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания: Пособие для вузов / Под общ. ред. Л. П. Репиной. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.
14. Столяров, Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея: учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов и музейных педагогов / Б. А. Столяров. - Санкт-Петербург: ГРМ, 2013. - 316 с.
15. Троянская, C. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности / С. Л. Троянская. - Ижевск: Ассоциация "Научная книга", 2016. - 139 с.
16. Филимонов С. Б. Материалы к истории исторического краеведения на Урале в годы Великой Отечественной войны // Археографический ежегодник за 1975 год. Москва: Наука, 1976. С. 317-322.
17. Шмидт С. О. Краеведение и региональная история в современной России // Методология региональных исторических исследований: Мат-лы междунар. семинара (Санкт-Петербург, 19-20 июня 2000 г.) / Сост.: А. Кобак, С. Коткин и др. – СПб.: Нотабене, 2000. – С. 11–15.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ