Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Компьютерные технологии в обучении географии (Ивановский Государственный Университет)

Работа №119527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен опрос, состоящий из 7 вопросов.
Выборка: 10 педагогов из школ городов Шуи, Кинешмы, Пучежа, а также Савинского района.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в школе 7
1.2 Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии 15
1.3 Методические приемы работы с электронными образовательными ресурсами нового поколения 23
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 31
2.1 Анализ опыта учителей по использованию компьютерных технологий на уроках географии31
2.2 Методическое обоснование использования интерактивных карт на уроках географии 35
2.3 Разработка урока с применением ГИС-технологий и оценка его
внедрения 47
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложение 1. Анкета 68
Приложение 2. Тестирование, направленное на выявление уровня познавательного интереса по методике Е.В. Ненаховой 69
Приложение 3. Технологическая карта урока 73

Актуальность темы исследования. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 31 мая 2021 актуальным для школы является комплекс задач, связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение и использование. Это обусловлено и интенсивным внедрением компьютера во все сферы человеческой деятельности [33].
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках.
Одним из основных преимуществ электронных средств обучения является возможность преодоления региональных и национальных границ. Обучаемые могут взаимодействовать как друг с другом, так и с экспертами в различных областях. Поэтому особое внимание в последние годы у исследователей компьютеризации заслуживает изучение вопроса преимуществ использования компьютерных технологий при дистанционном обучении. Это возможно при условии использования телекоммуникационных сетей, составной частью которых являются и компьютерные системы.
Сегодня все более растет роль геоинформационных технологий как междисплицинарного, интегрирующего средства, которое позволяет эффективно объединять и комплексно изучать самые различные факты и знания на основании пространственного положения и взаиморасположения соответствующих объектов и явлений.
Компьютерные технологии, географические информационные системы, как один из разновидностей картографических средств об¬учения рассматриваются методистами Е.А. Таможней, М.С. Смирновой, И.В. Душиной [15], Д.В. Новенко [10-13] и др. как полифункциональное и ком-плексное средство обучения.
Широкие педагогические возможности применения компьютерной техники, особенности и значение ее как средства учебно-воспитательной деятельности, отмечают в своих исследованиях Н.В. Апатова, М.Ю. Бухаркин, Б.С Гершунский, У.И. Машбиц, Б.С. Селевко.
Компьютерные технологии активно внедряются в учебный процесс современные технологии, разнообразные электронные носители учебного назначения для преподавания географии. Вместе с тем при всей несомненной теоретической и практической значимости всех исследований по проблеме использования информационных технологий в обучении географии необходимо отметить, что целый ряд проблем остается недостаточно разработанным.
В старших классах учитель должен решить дилемму, как уложить растущий объем изучаемого материала в небольшое число часов. Это тенденция сводится к сокращению времени обучения. Педагог вынужден или пытаться «объять необъятное», или отбирать отдельные материалы, чтобы провести уроки.
Некоторые ученики боятся признаться, что не понимают или просто плохо поняли материал. В результате резко снижается успеваемость.
Также стоит отметить и тот факт, что без использования компьютерных технологий познавательный интерес учащихся в образовательной среде будет куда меньше чем с ними.
Ещё можно вспомнить и то неприятное, что во многих школах особенно отдалённых регионах страны часто не хватает раздаточного материала, а иногда даже и самих учебников с этой проблемой нам легко может помочь справиться информационно коммуникационные технологии.
Из вышесказанного возникает ряд проблем:
 большое количество получаемой школьниками информации и малым количеством времени на её усвоение;
 постоянно обновляющаяся информация и статичные школьные учебники;
 малый потенциал развития познавательного интереса при использовании стандартных средств обучения;
Разрешение данных противоречий мы видим в применении компьютерных технологий на уроках географии.
Объект исследования - компьютерные технологии как эффективное средство обучения географии.
Предмет исследования - использование компьютерных технологий на уроках географии с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Цель исследования – раскрыть необходимость применения компьютерных технологий в процессе обучения географии школьников и их наиболее перспективные образовательные возможности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование компьютерных технологий в школьном курсе географии позволит лучше овладеть изучаемым материалом, а также повысит интерес обучающихся к географии как учебному предмету.
Исходя из цели, мы определили следующие задачи выпускной квалификационной работы:
 рассмотреть особенности эффективного применения информационно-коммуникационных технологий на уроках географии;
 представить методическое обоснование использования компьютерных технологий на уроках географии для достижения определенных ФГОС ООО результатов;
 разработать урок с применением компьютерных технологий и провести анализ его эффективности.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие методы: контент - анализа, диагностирующей контрольной работы, педагогического наблюдения и анкетирование.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации особенностей эффективного применения информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, а также в расширении представлений учителей географии о методических приемах работы с электронными образовательными ресурсами нового поколения.
Практическое значение работы состоит в том, что проанализированные материалы могут быть использованы учителями на уроках географии в общеобразовательной школе при проведении занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, симбиоз информационно-коммуникационных технологий и инновационных педагогических методик способен повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся.
Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний, а для обучающихся ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, могут выполнять роль тренажеров, а также создаваться ими.
Новые технологии, вроде виртуальной и дополненной реальности, геймификации, сторителлинга разнообразят уроки географии, сделают их более насыщенными и визуально наполненными. Они совмещают в себе много приемов, активизирующих внимание, повышающих мотивацию. Приложения структурируют материалы и служат звеном для его обобщения. Правильно внедряя их на уроках географии, вы достигните большей эффективности и заинтересованности класса.
Информатизация образовательного процесса – дело многотрудное, однако, это путь творчества и развития. Работать по-новому не просто, но только так можно повысить эффективность и качество образования.
Технические достижения позволяют сделать преподавание географии более наглядным, а значит, и повысить интерес к предмету, который в школе в силу сложившихся стереотипов считается второстепенным. Оснащение школ компьютерами и видеотехникой стимулировало развитие электронных средств обучения: появились обучающие компьютерные программы, мультимедийные учебники, интерактивные карты, научно-популярные видеофрагменты.
Географическим картам в системе средств обучения географии принадлежит особое место. На всем протяжении изучения данного предмета карта остается важнейшим источником географической информации.
Рассмотренный практический пример использования интерактивных карт на уроках географии существенно расширяет сферу учебной деятельности обучающихся и учителя, стимулирует познавательный интерес, готовность к продуктивным самостоятельным и ответственным действиям, формирует картографическую компетентность.
Интерактивная карта дает право изменять масштаб: увеличивать и уменьшать изображение, перемещать его по экрану, можно заранее дополнить изображения своими условными знаками. Например: нанести теплые и холодные течения без подписи их названий. Интерактивные карты помогают педагогам на уроках реализовать одно из самых главных методических принципов: принцип наглядности.
Проведенный анализ практической главы нашего исследования позволяет сделать вывод о том, что использование ГИС-технологий представляет целый ряд преимуществ, позволяя оперативно решать постав¬ленные задачи, например, дать комплексную оценку гео-экологического состояния изучаемой территории, про¬следить динамику основных процессов, тенденцию их развития, оценить характер и последствия антропоген¬ного воздействия на окружающую среду и др.
Внедрение подхода разработки занятий по географии с помощью ГИС – технологий в учебном об¬щеобразовательном процессе, позволит вывести преподавание на более высокий уровень, интегриро¬вать знания по различным областям и предметам, а уче¬никам ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые знания, умения, навыки и нахо¬диться в постоянном поиске и развитии себя
Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу.
Интернет - технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме.



1. Алешкина О.В. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. - 2018. - №12 (71). - С. 255-257.
2. Баранов А.С. Компьютерные технологии в школьной географии. – М.: ГЕНЖЕР, 2019. - 80 с.
3. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Народное образование. – 2020. - №2. – С. 157-160.
4. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - СПб, Питер, 2019. – 361 с.
5. Дзюбенко А.А. Новые информационные технологии в образовании. — М.: Инфра-М, 2018. – 104 с.
6. Дронов В.П. Рекомендации к планированию уроков «География России. Население и хозяйство». - М.: Дрофа, 2019. – 308 с.
7. Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе // Современная школа. – 2019. – №12. – С. 49-51.
8. Душина И. В. Методика и технология обучения географии в школе. - М.: Астрель, 2019. - 203 с.
9. Душина И.В. Методика обучения географии в образовательных учреждениях. – М.: Дрофа, 2017. – 509 с.
10. Душина И.В. О картографической грамотности школьников // География в школе. - 2019. - №7. – С. 37-43.
11. Душина И.В. Рабочая программа основного общего образования 5-9 классы по географии: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2019. – 560 с.
12. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры старших школьников // Современная школа. – 2019. - №11 – С. 9-23.
13. Заяц Д.В. Нужен ли компьютер учителю-географу? // Первое сентября. – 2018. - №1. - С. 71-81.
14. Иванов А.Ю. Школьная геоинформационная система «Живая география» // География в школе. - 2019. - №7. – С. 42-49.
15. Ильинский С.В. Оценка географической компетентности учащихся в современной школе // География в школе. - 2017. - №2. – С. 56-63.
16. Климанова О.А. Использование геоинформационных технологий в экологическом просвещении (на примере ГИС «Экологическая карта Москвы») // География в школе. - 2021. - №9. – С. 42-46.
17. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках географии // Современная школа. – 2020. - №3. - С. 100-115.
18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Академия, 2019. – 345 с.
19. Максаковский В.П. О понятии «географическая культура» // Российская педагогика. - 2018. - № 1. - С. 15-21.
20. Малиновская С.А. География. 9 класс: Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева. - Волгоград: Учитель, 2018. – 137 с.
21. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М.: Просвещение, 2020. – 324 с.
22. Новенко Д.В. Информационный источник сложной структуры «Использование школьной ГИС (Живая География)». – М.: Глобус, 2018. - 50 с.
23. Новенко Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании // География в школе. - 2020. - №7. – С. 34-37.
24. Новенко Д.В. Опыт использования геоинформационных технологий в школьном образовании // География в школе. - 2019. - №5. – С. 34-37.
25. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2018. – 342 с.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Москва, 2018. – 236 с.
27. Сироти, В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. - М.: Просвещение, 2019. – 188 с.
28. Сластенин А.С. Педагогика. – М. Интерра, 2019. – 189 с.
29. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. – М.: Проспект, 2018. – 482 с.
30. Таможняя Е.А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 321 с.
31. Толыпина Ю.А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе // Педагогическое мастерство. – 2018. - № 4. – С. 17-30.
32. Уроки географии с Google Планета земля [Электронный ресурс]. URL: http://univertv.ru/video/geografiya/karta_kak_osnova_geograficheskih_issledovani (дата обращения: 16.12.2022).
33. Харламов И.Ф. Педагогика. –М. Дрофа, 2018. – 256 с.
34. Хлебосолова О.А. Икт-компетентность современного учителя // География в школе. - 2019. - №2. – С. 34-36.
35. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Глобус, 2018. - 310 с.
36. Шлаков С.А. Игры учащихся. – М.: Академия, 2019. – 255 с.
37. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2018. - 203 с.
38. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2018. - 142 с.
39. Яковлев И.М. Методика и техника урока. – М. Инфра-М, 2018. – 234 с.
40. Ялышева Л.В. Формирование познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам учащихся 8-11-х классов. - М.: Школьная пресса, 2019. – 615 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ